Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Введение. 
Формирование эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе вокально-хоровой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составили: теория развития личности (Л.С. Выготский и др.); идеи о роли развивающего характера обучения (П.Я. Гальперин, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин); положения гуманистической педагогики (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); идеи всестороннего гармоничного и духовно-творческого развития личности на основе синтеза искусства, науки, культуры… Читать ещё >

Введение. Формирование эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе вокально-хоровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

педагогический музыка урок эстетический Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали.

Характерной приметой времени является научно-техническая революция. Все возрастающий интерес к науке и технике, казалось, должен был отодвинуть вопросы эстетического воспитания на второй план. Однако этого не произошло. Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире.

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству.

Искусство как сила синтетического духовно-ценностного освоения мира, концентрирующая его эстетические проявления, заключает в себе возможности многостороннего ценностного ориентирования личности ребенка. Диалогическое взаимодействие с ценностями произведений искусства помогает индивиду свободно и самостоятельно вырабатывать собственные смысложизненные ориентиры, развивать эмпатию, интеллект и образное мышление в процессе восприятия, интерпретации художественных произведений и собственной художественно-творческой деятельности.

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь формирования эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе вокально-хоровой деятельности, что является актуальным вопросом музыкального образования. В реализации задач формирования эстетического вкуса учащихся важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного урока музыки. Таким образом, проблема формирования эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе вокально-хоровой деятельности является актуальной и требует тщательного изучения.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая учащихся начальной школы к богатейшему опыту человечества, накопленному в хоровом искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования «Формирование эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе вокально-хоровой деятельности».

Цель исследования. Теоретически обосновать и практически проверить пути формирования эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе вокально-хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих формирование эстетического вкуса в процессе вокально-хоровых навыков.

Предмет исследования — формирование эстетического вкуса учащихся начальной школы.

Объект исследования — формирование эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе вокально-хоровой деятельности.

Гипотеза исследования заключается в следующем: формирование эстетического вкуса в процессе вокально-хоровой деятельности будет более эффективным, если целью уроков музыки будет формирование способности воспринимать, оценивать, исполнять высокохудожественный вокально-хоровой материал. А также изучение научной и методической литературы, анализ личной практической работы с хором позволили сформулировать, что формирование эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе вокально-хоровой деятельности на уроках музыки становится тогда наиболее эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме;
  • 2. Раскрыть содержание понятия «эстетика», «эстетические ценности», «эстетический вкус», «вокально-хоровая деятельность» применительно к процессу формирования эстетического вкуса учащихся в процессе вокально-хоровой деятельности;
  • 3. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию формирования эстетической вкуса учащихся в процессе вокально-хоровой деятельности.
  • 4. Определить последовательность формирования эстетического вкуса в процессе вокально-хоровой деятельности.
  • 5. Подобрать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), способствующих формированию эстетического вкуса
  • 6. Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких

педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков.

Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составили: теория развития личности (Л.С. Выготский и др.); идеи о роли развивающего характера обучения (П.Я. Гальперин, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин); положения гуманистической педагогики (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); идеи всестороннего гармоничного и духовно-творческого развития личности на основе синтеза искусства, науки, культуры, педагогики (Ю.К. Бабанскийи и др.); психолого-педагогические основы музыкального образования и психологии личности музыканта и музыкальной деятельности (Э.Б. Абдуллин, А. Л. Готсдинер, Г. М. Цыпин); вопросы методики вокального (вокально-хорового) обучения и воспитания (Т.Л. Беркман, Н. А. Ветлугина, В. В. Емельянов, А. Г. Менабени и др.). Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности были заложены в работах А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого.

В психологических и педагогических работах Г. С. Абрамовой, А. С. Белкина, Н. С. Боголюбова, Л. И. Божович, Б. С. Волкова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. Ю. Кулагиной, В. С. Кузина, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, Р. С. Немова, Б. М. Теплова и других авторов рассматриваются особенности протекания психических процессов, а также дается возрастная периодизация психофизиологического развития ребенка.

Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, эстетической культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д. Б. Кабалевский, В. Н. Шацкая, М. Г. Рыцарева, Т. В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А. Ф. Любова, Л. В. Моисеева, Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко, О. Апраксина. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки Т. А. Колышева, Р. А. Тельчарова, Н. В. Соколова.

Изучению вопроса физиологического изменения, развития и охраны детского голоса в переходный период посвящены работы ученых-физиологов и педагогов Д. Л. Локшина, Ф. Лысека, Е. М. Малининой, Н. Д. Орловой, Д. Е. Огородников и др.

В ходе работы применялись теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и музыкальной литературы по исследуемой проблеме, анализ передового педагогического опыта; изучение этнопедагогического материала. И эмпирических методов: (наблюдение, анализ учебных планов, программ, учебно-методических пособий). В экспериментальной работе опирались на анализ и обобщение передового опыта ведущих педагогов и методистов и личного исследовательского опыта.

Применен системный подход в изучении сущности проблемы.

Практическая направленность исследования состоит в разработке содержания, форм и методов процесса формирования и воспитания эмоциональной отзывчивости школьника, что позволит воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: определено понятие «эстетика», «эстетические ценности», «эмоциональный вкус», «вокально-хоровая деятельность», обусловливающие способность восприятия мира, благодаря которому усиливается креативность личности, ее творческие способности, и, конечно же, эмоциональная отзывчивость в процессе вокально-хоровой деятельности.

Структура дипломного исследования соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой