Сущность стратегического планирования, его цели и задачи
Менеджеры на всех уровнях управления должны иметь единое стратегическое видение банка, то есть знать его организацию, основные направления деятельности (целевые программы) и главную стратегию, а также знать:· задачи, поставленные учредителями и конкретизированных в плане в виде качественных и количественных показателей, которых банк должен достигнуть в конце планового периода; Наличие… Читать ещё >
Сущность стратегического планирования, его цели и задачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стратегия банка — это концептуальная основа его деятельности, определяющая приоритетные цели банка и пути их достижения, отличающая банк от его конкурентов в глазах его клиентов и служащих.
Для менеджеров банка на всех уровнях его деятельности стратегия служит ориентиром для принятия ключевых решений, касающихся будущих рынков, продуктов, организационной структуры, прибыльности и профиля рисков.
Слово «стратегия» произошло от греческого слова — «strategos», понимаемого как «искусство генерала». «Смысл формулировки стратегии заключается в том, чтобы справиться с конкуренцией» [35] - утверждал Майкл Портер.
Поэтому, основой разработки банковской стратегии служит анализ конкуренции, включающий выявление тенденций развития рынков в которых действует банк, определение его сильных и слабых сторон по сравнению с конкурентами, а также его потенциальных возможностей. Учитывая результаты анализа конкуренции, собственные целевые установки и внутренние возможности банка, «руководство разрабатывает стратегию банка в отношении наиболее предпочтительных сфер деятельности, пакета предоставляемых услуг и цен на них, уровней допустимых рисков и способов их минимизации» [37].
Приоритетные цели и задачи, определяемые при разработке стратегии, конкретизируются при разработке тактики, представляющей собой совокупность методов и средств достижения стратегических целей.
Разработка стратегии проводится в процессе стратегического планирования, а тактика определяется бизнес-планом банка.
При разработке бизнес-плана обязательно уточняются стратегические цели банка и его маркетинговые задачи. Стратегический план, также может пересматриваться в зависимости от результатов анализа и прогноза внутреннего состояния банка и состояния внешней среды, полученных в процессе бизнес-планирования.
Стратегическое планирование формулирует идеи и цели и развивает стратегии, а именно, пути и средства их достижения.
В итоге, «стратегическое планирование можно определить как управленческий процесс разработки специфических стратегий» [13,27], способствующих достижению целей банка на основе поддержания стратегического соответствия между ними, и наличия потенциальных возможностей банка, его шансов в области маркетинга.
Цель стратегического планирования — разработка, внедрение и развитие новых направлений банковской деятельности и продуктов, обеспечивающих рост объема доходных операций и, как следствие, увеличение рыночной стоимости банка.
В процессе стратегического планирования решаются следующие ключевые задачи:
- 1. Менеджеры на всех уровнях управления должны иметь единое стратегическое видение банка, то есть знать его организацию, основные направления деятельности (целевые программы) и главную стратегию, а также знать:
- · задачи, поставленные учредителями и конкретизированных в плане в виде качественных и количественных показателей, которых банк должен достигнуть в конце планового периода;
- · маркетинговые стратегии, обеспечивающие достижение стабильного конкурентного преимущества на различных сегментах финансовых рынков;
- · о достаточности внутреннего потенциала банка для реализации его задач;
- · ограничения на планируемую структуру операций банка в соответствии с внешними (требования Банка России) и внутренними установками (учредители).
Единое стратегическое видение банка является необходимым условием осуществления качественного руководства, реализации согласованных и последовательных решений на всех уровнях его управления.
- 2. В банке должны быть определены центры прибыльности (бизнес-единицы), отвечающие за ведение отдельных видов (направлений) банковского бизнеса или за реализацию конкретных программ. Перед данными центрами должны быть поставлены конкретные задачи по разработке и внедрению новых банковских продуктов, по проникновению в сектора рынков, определены плановые показатели рентабельности, источники ресурсов, ограничения обеспечивающие сбалансированность деятельности и защищенность от возникающих рисков.
- 3. Наличие эффективного механизма управления деятельностью центров прибыльности, обеспечивающего контроль за соответствием текущей ситуации намеченным плановым показателям, и обратные связи, позволяющие корректировать возникающие негативные моменты. Необходимо также определить требования к численности и квалификации персонала, способного решать поставленные задачи.
- 4. Конкретное выделение источников средств, за счет которых банк собирается реализовывать программы своего развития.
- 5. Определение стратегий поведения банка в целом и его отдельных подразделений в неблагоприятных форс-мажорных обстоятельствах, включая наличие сценариев сворачивания деятельности на отдельных сегментах рынков и подготовку альтернативных инструментов размещения высвобождающихся ресурсов.