Виды речевой деятельности
Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т. д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых. На практике… Читать ещё >
Виды речевой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие видов речевой деятельности пришло в методику преподавания родного языка из методики преподавания иностранного языка. Оно принадлежит известному лингвисту и педагогу академику Льву Владимировичу Щербе.
В сущности, это — понятие как методическое, так и психологическое. Ведь обучение чтению, письму и письменной речи, устной речи — это, по сути, формирование специфических речевых навыков и основанных на них речевых или коммуникативно-речевых умений (имеется в виду применение навыков для решения различных конкретных, прежде всего коммуникативных, задач).
Виды речевой деятельности — это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений.
Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т. д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.
На практике необходимость обеспечивать формирование отдельных психологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, их взаимной переплетенности, особенно при решении сложных коммуникативных задач. Так, недооценка работы по формированию фонематического слуха порождает множество ошибок в письме.
" Мыслит не мышление, мыслит человек" , — писал в одной из своих работ великий психолог Л. С. Выготский. Так же точно пишет не рука, говорит не язык, слушает не ухо. Человек как целостный субъект психической деятельности, как личность использует свои речевые (в широком смысле) навыки и умения в жизни для решения встающих перед ним проблем. И быть, скажем, грамотным нужно не столько для того, чтобы получить аттестат зрелости, сколько для того, чтобы стать полноценным человеком среди других людей, реализоваться полностью.
К основным видам речевой деятельности относятся:
- — говорение (устное выражение мысли),
- — слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
- — письмо (графическое, письменное выражение мысли) и чтение (т. е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение — чтение про себя.
Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются:
Отправитель информации или адресант — говорящий или пишущий человек.
Получатель информации или адресат — читающий или слушающий человек.
Сообщение — текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации невозможна речевая коммуникация, сам процесс общения.