Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Тело как инструмент познания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют телесные нити, управляющие разумом. Психосоматические связи строятся по принципу нелинейной циклической причинности. Тело и душа, мозг и сознание находятся в отношении циклической, взаимной детерминации. Так, М. Мерло-Понти, опираясь на которого Варела и строит свою нейрофеноменологию, писал, «тело увлекает за собой интенциональные нити, которые связывают его с окружением, и в итоге… Читать ещё >

Тело как инструмент познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С представлением об энактивности познания (enacted cognition) тесно связано представление о телесности познания (embodied cognition). Принимая эту новую исследовательскую программу, саму эпистемологию мы можем назвать телесно ориентированной[1].

Существуют телесные нити, управляющие разумом. Психосоматические связи строятся по принципу нелинейной циклической причинности. Тело и душа, мозг и сознание находятся в отношении циклической, взаимной детерминации. Так, М. Мерло-Понти, опираясь на которого Варела и строит свою нейрофеноменологию, писал, «тело увлекает за собой интенциональные нити, которые связывают его с окружением, и в итоге являет нам как воспринимающего субъекта, так и воспринимаемый мир»[2]. Отстаивая единство тела и духа, Мерло-Понти отмечал, что дух есть «иная сторона тела. Он прочно внедрен в тело, поставлен в нем на якорь». Телесно восприятие человеком самого себя. По его словам, «Я не перед своим телом, Я не в своем теле, скорее Я и есть мое тело». То, что познается и как познается, зависит от телесной организации живого существа и встраивания его в мир. Таксы, например, имеют удлиненное тело и поэтому приспособлены для охоты в норах.

Структуры восприятия и мышления зависят от «синергий тела», от сенсомоторного опыта, которому соответствуют определенные нейронные структуры. Когнитивные структуры могут быть соотнесены с определенными сенсомоторными схемами. Знания не пассивно приобретаются организмами как когнитивными агентами, но активно строятся ими. Живые организмы как целостные системы активно взаимодействуют с элементами окружающей среды, конструируя ее и находясь в процессе конструирования самих себя под ее влиянием.

Наш мир восприятия и мышления не ограничивается нашей кожей и кончиками наших пальцев. Мы распределены в окружающем мире, в нашем узком социуме, который строится нами и посредством наших мыслей и действий. Еще М. Мерло-Понти обратил внимание на то, что для слепого его палка перестает быть просто объектом, она не воспринимается им как внешний объект, она становится областью его собственной чувствительности, расширяя объем и активный радиус касания, и выступает как механизм, компенсирующий зрение. Несколько заостряя смысл этого представления, можно сказать, что для слепого палка становится частью его самого. Аналогичным образом, для ученого его компьютер, флешка, книга конспектов или же экспериментальные приборы и установки — это продолжение его самого. Потеря этих дополнений — это потеря ученым самого себя, которая может вызвать у него неимоверные страдания. Субъективность человека продлена и продолжена в мир его вещей-процессов, в мир его социальных отношений.

Не просто мы в мире, а, скорее, мир в нас. Мы строимся от окружающего мира, который непрерывно строится и достраивается нами. Umwelt — это созданный нами окружающий мир, обратно влияющий на нас самих. Umwelt — это и наш микросоциум, мир наших непосредственных природных и социальных связей и отношений. Живой организм и окружающая среда совместно и взаимно конституируют друг друга. Эта теоретическая позиция становится в настоящее время достаточно популярной и получает название extended mind1. Недавний тренд в развитии теоретических представлений об extended mind и extended cognition — это понимание в расширенном виде самой философской теории познания, эпистемологии — extended epistemology[3][4]. Процесс познания — это не робинзонада познающего существа, не его одинокое и обособленное существование: среда жизни и познания становится неотъемлемым компонентом самого его процесса познания, конституирующим сам этот процесс.

Наш мир — это, скорее, не мир вещей, а мир действий, наших поведенческих актов и откликов на эти акты. Часто обсуждается простейший пример — восприятие нами мягкости губки. Мягкость губки не находится в ней самой, она обнаруживается нами в нашем действии и благодаря ему, в том, как губка отвечает на наше активное действие, на сжатие, производимое соответствующими движениями нашего тела (ладоней или пальцев).

  • [1] См.: Князева E. H. Телесно-ориентированный подход в эпистемологии // Эпистемология и философия науки. 2010. № 1. С. 42—49.
  • [2] Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. С. 107.
  • [3] Одна из флагманских статей принадлежит перу Э. Кларка и Д. Чалмерса: Clark А., Chalmers D. J. The Extended Mind // Analysis. 1998. Vol. 58. P. 7—19.
  • [4] Extended Epistemology / ed. by J. A. Carter [et al.]. Oxford: The Oxford UniversityPress, 2018.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой