Время и пространство дискурса
Категории времени и пространства выполняют особую функцию в создании дискурса. Данные категории в рамках дискурсивного анализа показывают мыслительный объем респондента и его способность отвечать за определенный временной срок, что говорит о его сознательной активности, направленной на достижение понимания. Нужно отметить, что дискурс находится под особым влиянием как объективных факторов… Читать ещё >
Время и пространство дискурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Категории времени и пространства выполняют особую функцию в создании дискурса. Данные категории в рамках дискурсивного анализа показывают мыслительный объем респондента и его способность отвечать за определенный временной срок, что говорит о его сознательной активности, направленной на достижение понимания. Нужно отметить, что дискурс находится под особым влиянием как объективных факторов (культурных, социальных), так и субъективных (индивидуальное видение мира говорящим). дискурсивная высказывание интервью когнитивистика Прежде чем мы более подробно изложим свой взгляд на анализируемые категории, мы предложим определения данных понятий, исходя из точек зрения наших предшественников. В современной лингвистике часто исследуют время и пространство, объединяя их в единую категорию, формирующую картину мира.
Лингвист Н. А. Дарбанова определяет лингвистическое время как «языковую проекцию комплекса существующих у человечества знаний об этом феномене, от обыденных до научных. Оно выражает отношения между реальной действительностью, деятельностью человека и языком и участвует в трансформации объективного мира в субъективный конструкт (картину мира, модель мира), существующий в человеческом сознании» [Дарбанова 2010:51]. Данный лингвист отмечает, что важна «взаимосвязь языка и человека как субъекта восприятия, познания, мышления; специфика восприятия времени человеком; преломление в сознании универсальных и этноспецифических темпоральных представлений и отражение их в языковой картине мира» [Дарбанова 2010:52]. В рамках когнитивного подхода зарубежные лингвисты В. Эванс и М. Грин говорят о том, что осознание времени связано с процессом восприятия: «Осознания времени происходит от процесса и свойств восприятия. Из этого следует, что время включается в человеческий опыт, так как оно является фундаментальным в том, как действуют перцептивные процессы» [Evans, Green 2006:78].
Что касается категории пространства, то Г. И. Кустова пишет, что «пространству свойственна неоднородность в языковой картине мира. Выделяются фрагменты „своего“ / „чужого“, ближние / дальние, освоенные / неосвоенные, „разрешенные“ / „запрещенные“ и др. Пространство может характеризоваться открытостью и закрытостью, возможностью и невозможностью достижения цели, наличием прямого, „сложного“ пути или вовсе отсутствием пути» [Кустова 2000: 47−54].
Отдельно можно выделить «ментальное пространство», введенное Ж. Фоконье, которое формируется во время размышления и разговора: «Ментальные пространства — это частичные блоки, создающиеся в процессе размышления и говорения для взаимопонимания и содействия. [Fauconnier 2002:58].
М.А. Холодная дает следующее определение ментальному пространству «Ментальное пространство — это динамическая форма ментального опыта, которая актуализуется в условиях познавательного взаимодействия субъекта с миром» [Холодная 2001:96].
В рамках когнитивной лингвистики мы будем рассматривать категории времени и пространства с точки зрения мыслительной деятельности человека. Во время обдумывания ответа на вопрос интервьюера в сознании респондента выстраивается временная граница, которая определяется быстрой или медленной временной реакцией на формирование ответа на вопрос. К данной дискурсивной границе также относится бесконечная временная граница, то есть уход от ответа.
В пределах пространственной дискурсивной границы мы будем рассматривать объем мыслей, который составляет ответ респондента.
В работе мы будем делать акцент на проблему восприятия, понимания и интерпретации вопросов в ходе интервью, учитывая данные дискурсивные границы.