Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии. Соотнесите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация». Безусловно, необходима специальная подготовка учителя к работе в малокомплектной школе — учителя-универсала. Шиянов Е. Н. Гуманизация образования и профессиональной… Читать ещё >
Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К специфике труда педагога для учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.
Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая — некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом.
Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные реакции в силу открытости характера общественных отношений, как правило, становятся известны всем.
Имеет свои особенности и семья сельского труженика. Сохраняя общие для семей современного общества черты, она характеризуется большей консервативностью, прочностью обычаев и традиций. На детях подчас сказываются недостаточный культурный уровень отдельных семей, слабая осведомленность родителей в вопросах воспитания.
К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских школ. Учителя, вынужденные совмещать преподавание двух-трех предметов, зачастую не имеют для этого соответствующего образования. Малая наполняемость классов также оказывает влияние на организацию педагогического процесса.
Безусловно, необходима специальная подготовка учителя к работе в малокомплектной школе — учителя-универсала.
ц- 1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
- 2. В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель» ?
- 3. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.
- 4. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.
- 5. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?
- 6. Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе?
- 7. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?
- 8. В чем своеобразие педагогической профессии?
- 9. Раскройте сущность гуманистической функции педагога.
- 10. В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности?
- 11. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
- 12. Соотнесите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация» .
- 13. Перечислите современные педагогические специальности и квалификации.
- 14. Напишите микросочинение на тему «Педагогическая профессия в XXI в.» .
- 15. В чем специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы?
- 16. Подготовьте реферат на тему «Современное общество и учитель» .
Литература
для самостоятельной работы
- 1. Борисова С.Г. Молодой учитель: Труд, быт, творчество. — М., 1983.
- 2. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. — Л., 1988.
- 3. Жильцов П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. — М., 1985.
- 4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1985.
- 5. Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. — М., 1989.
- 6. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1995.
- 7. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, 1991.
- 8. Соловейчик С.Л. Вечная радость. — М., 1986.
- 9. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. — М.; Ставрополь, 1991.