Критерии структуры рынка
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, при обретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Открытая монополия — монополия, при которой одна, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. Инструментом такого рынка… Читать ещё >
Критерии структуры рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
* рынки благ и услуг;
* рынки средств производства;
* рынки научно-технических разработок;
* рынки ценных бумаг;
* рынки рабочей силы.
Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям.
Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.
2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:
* рынки товаров производственного назначения;
* товаров народного потребления; продовольственных товаров;
* рынки сырья и материалов и т. д.
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
* внутрирегиональные;
* межрегиональные;
* республиканские;
* межреспубликанские;
* международные (мировые).
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
4. По степени ограничения конкуренции различают:
* монопольный;
* олигопольный;
* межотраслевые рынки.
Существует разнообразие видов монополии:
Закрытая монополия — монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.
Естественная монополия — отрасль, в которой долго срочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.
Открытая монополия — монополия, при которой одна, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
* рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
* рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
* рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
* легальные, официальные:
* нелегальные «теневые», «черные» и т. д.
По субъектам:
* рынок покупателей;
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару.
Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
* рынок продавцов;
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.
* рынок государственных учреждений;
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
* рынок промежуточных продавцов-посредников.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, при обретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По формам контакта различают:
* рынки на личном контакте;
* рынки на безличностном контакте.
По уровню насыщения:
* равновесный рынок;
* дефицитный рынок;
* избыточный рынок.
По степени зрелости:
* неразвитый рынок;
* развитый рынок;
* формирующийся рынок.