Система заданий аудиовизуального метода
Работа с аудиовизуальным материалом состоит из нескольких этапов: подготовительный (работа с новым языковым материалом, обучение вероятностному прогнозированию, развитие кратковременной и словесно-логической памяти и др.), непосредственно просмотр материала и проверка уровня понимания информации наряду с закреплением новых умений и навыков. На каждом этапе Ю. А. Комарова предложила комплекс… Читать ещё >
Система заданий аудиовизуального метода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа с аудиовизуальным материалом состоит из нескольких этапов: подготовительный (работа с новым языковым материалом, обучение вероятностному прогнозированию, развитие кратковременной и словесно-логической памяти и др.), непосредственно просмотр материала и проверка уровня понимания информации наряду с закреплением новых умений и навыков.
Комарова выделяет умения построения монологического высказывания следующим образом [6, c. 11−12]:
- 1-й этап: умение выражать свои мысли в монологической форме с опорой на ВФ — 1.
- 2-й этап: умение развертывать стратегию высказывания-монолога с опорой на ВФ — 2.
- 3-й этап: умение высказываться в форме монолога с опорой на ВФ — 3.
На каждом этапе Ю. А. Комарова предложила комплекс последовательно усложняющихся упражнений, предусматривающих вариативную основу: на звуковую дорожку, на видеодорожку, на звуковую и видеодорожку одновременно. Для использования только звуковой дорожки были предложены следующие задания:
- — послушайте, представьте, что происходит на экране;
- — послушайте, скажите, что вы можете рассказать об этом персонаже, как вы его себе представляете, посмотрите, сравните. [6, c.13]
Для предъявления немого видео возможны следующие задания:
- — Watch the film and retell the plot those, who didn’t watch;
- — Please, watch the film without text and tell us, what was told;
- — Watch the film and act the situation, please;
Как считает Леонтьева, фонетические упражнения с применением видео включают:
- · демонстрацию образцов артикуляции с последующим их воспроизведением;
- · повторение отдельных слов, предложений, реплик диалога вслед за диктором с использованием кнопки «пауза»;
- · просмотр видеофрагментов с одновременным выделением в тексте (подчеркивание, обведение кружочком) слов с заданным звуком; повторение этих слов в паузах за носителем;
- · фонетический мини-урок в игровой форме;
- · запись на носитель речи обучаемых, анализ ее учителем с целью показать, как особенности артикуляции влияют на произношение; сравнение записей, сделанных в начале и конце обучения;
Согласно Леонтьевой, лексические упражнения с использованием видео ориентированы на восприятие лексических единиц в адекватном аудиовизуальном контексте, чему способствует применение таких приемов, как:
- а) прогнозирование (prediction) слов, фраз, которые будут произнесены персонажами видео-эпизода после паузы, их дальнейших действий, поступков, а также внешности персонажа, которого обучаемые должны описать на основании звукового ряда, не видя его на экране;
- б) распознавание, нахождение (identification) в видеофрагменте определенных предметов, явлений, действий, цветовых обозначений, названия которых записаны на доске, включая «отвлекающие»;
- в) соотнесение (matching) прилагательных, записанных на доске или на карточке, с тем или иным персонажем видо-эпизода; списка синонимов с ключевыми словами из видеофрагмента;
В обучении грамматике видео дает возможность показать, как зависят друг от друга грамматика и речь, как грамматические структуры применяются носителями языка.
Презентация речевых функций и средств их выражения осуществляются в адекватном контексте, в разнообразных ситуациях общения и сопровождаются выполнением следующих упражнений:
- · повторение разных речевых образцов, позволяющих реализовать данную функцию в паузах за диктором;
- · выбор предложенного перечня тех языковых средств выражения функции, которые встречаются в видеофрагменте;
- · реагирование адекватно ситуации, представленной в видеосюжете, с использованием «стоп-кадра»: «Что скажет/может сказать этот персонаж в данной ситуации»;
Активизация грамматического материала будет происходить в говорении после просмотра фрагмента. Это могут быть комментирование содержания фильма, дополнение ситуаций (например: восстановление телефонного разговора), озвучивание реплик, составление вопросов разных видов к содержанию видеофильма или для интервью с главным героем фильма или режиссером фильма. [8, с. 68 — 70].
Для обучения говорению можно применять следующие упражнения:
- · просмотр видеофрагмента без звука и ответы на вопросы о том, где находятся собеседники, каковы взаимоотношения между ними, различия в статусе;
- · просмотр видеофрагмента обучаемыми без звука и определение, какой из двух предложенных на карточке диалогов (официальный или неофициальный) соответствует ему.
В настоящее время существует немало методик для изучения иностранного языка. Каждый из методов имеет определенные особенности, некоторые обладают большей популярностью и востребованностью, некоторые меньшей.
Два рассматриваемых метода появились относительно одновременно и цели у этих методов были сходны. В нашей стране они прижились не сразу, так как наши ученые были не согласны с некоторыми аспектами данных методов. Через какое-то время методики частично начинают приживаться и давать весьма неплохие результаты. Однако восхищения этими методами вскоре утихают, поскольку проявляются и минусы.
Сегодня данные методики достаточно активно применяются в обучении иностранному языку в школах, но очень дозированно, поскольку ни одна из них на 100% не дает результата в отношении коммуникативного подхода.