Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хорошо известно, что зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Великий русский физиолог И. М. Сеченов писал об осязании, что «рука, ощупывающая внешние предметы дает ребенку с нарушением зрения все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль… Читать ещё >

Особенности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сенсорное развитие ребенка — это развитие и воспитание его восприятий. Исследования по изучению восприятия детей дошкольного возраста, проводимые Л. А. Венгером, показали, что ребенок воспринимает особенности предметов и явлений в результате выполнения определенных действий — рассматривания, ощупывания, слушания. 32 с.22].

Выключение зрительного анализатора ограничивает возможности ребенка в познании окружающего мира. Процесс адаптации ребенка с патологией зрения к условиям существования в окружающей действительности зависит от того, как у них формируются определенные знания, навыки и умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей.

Хорошо известно, что зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Великий русский физиолог И. М. Сеченов писал об осязании, что «рука, ощупывающая внешние предметы дает ребенку с нарушением зрения все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль за пределы длины руки» [32c.28]. «Рука действует как орган осязания, глаза следуют за её движением"[23c.8].

Осязающая рука заменяет ребенку с нарушением зрения глаз в познании предметного мира. Чем раньше начать упражнять руку ребенка в осязании, тем меньше трудностей у него встретиться при обучении.

Предметно-пространственную ориентировку начинают с предметов, которые ребенок может схватить и охватить кистью руки. Основное в данный период развития — это не просто ощупывание и узнавание, а побуждение ребенка к действию с данным предметом, овладение способом употребления его. Только таким образом ребенок будет адекватно отражать мир и сумеет выделить существенные признаки предметов, с которыми он знакомиться.

Своеобразие восприятия детьми с нарушением зрения окружающей действительности оказывает влияние на формирование представлений. Особые сложности возникают при определении цвета, формы, величины предметов. Трудности при опознании рисунков и предметов окружающей действительности.

Главный и основным признаком предмета, наполняющий его сенсорным содержанием является форма. Трудности визуального восприятия элементов и геометрических параметров формы осложняется пониманием средств наглядности, формирование соответствующего образа о предметах. Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней.

На зрительное восприятие формы влияют величина предмета, его цвет, расстояние до глаз, и др.

Известно, что у значительного числа детей с нарушением зрения нарушено восприятие цвета. У детей наблюдается ослабление восприятия красного, зеленого и синего цветов" [15 с.66−67].

У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле и о связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Так же отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации [10c.34].

Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

Таким образом, анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в ориентировке «на себе», на плоскости, в пространстве. Все навыки накопления сенсорного опыта развиваются намного медленнее, чем у детей, не имеющих нарушения зрения.

Общие закономерности, характерные для развития всех категорий детей с аномалиями, выражаются в особенностях речевого общения и нарушениях, связанных с ориентировкой в окружающем, и проявляются в разных формах в зависимости от типа аномалии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой