Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критериями сформированное&tradeумения учащихся структурировать теоретический материал являются: мотивационно-ценностный (понимание и признание значимости формирования умения учащихся структурировать теоретический материал для эффективного осуществления учебной деятельности по его усвоению) — когнитивный (знание основных принципов, применяемых при структурировании теоретического материала, форм… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования умения учащихся структурировать теоретический материал
    • 1. 1. Учебная деятельность в контексте формирования умения учащихся структурировать теоретический материал
    • 1. 2. Проблема структурного представления теоретического материала в психолого-педагогической литературе и образовательной практике
    • 1. 3. Обоснование педагогических условий формирования умения учащихся структурировать теоретический материал
  • Выводы
  • Глава II. Реализация педагогических условий формирования умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности
    • 2. 1. Обогащение содержания образования знаниями, обеспечивающими мотивационно-ценностную и когнитивную основу формирования умения учащихся структурировать теоретический материал в условиях спецкурса
    • 2. 2. Обеспечение готовности преподавателей к организации совместной деятельности по формированию умения учащихся структурировать теоретический материал

    2.3 Вовлечение учащихся в активную совместную деятельность по освоению опыта применения умения структурировать теоретический материал в практической деятельности в условиях учебно-дидактической игры 138

    Выводы 150

    Заключение 155 Библиографический

    список 158

    Приложения

Формирование умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сложность процессов, объектов и явлений современного мира определяет сложность проблем, возникающих перед человеком в различных областях теоретической и практической деятельности. Развитие науки и техники, появление современных информационных технологий привели к резкому увеличению объемов информации, превращению информации в производительную силу общества. В этих условиях перед образованием стоит задача подготовки человека к эффективной работе с информацией. Учащийся должен знать методы и приемы построения нового знания на основе полученной информацииуметь перерабатывать, фильтровать, структурно, компактно ее представлятьделать информацию наглядной, доступной для образно-чувственного восприятия, используя ее структурное представление. Поэтому задача обучения учащихся применению современных средств и методов структурирования учебного материала является одной из насущных задач образования, решение которой будет способствовать формированию интеллектуальной основы ключевых компетенций современного человека.

В психолого-педагогической науке имеются теоретические предпосылки решения проблемы формирования умения структурировать учебный материал: учение о поэтапном формировании умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) — психолого-дидактические основы формирования обобщенных умений (А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева, А. А. Бобров, Г. Д. Бухарова, Г. Д. Орехова и др) — дидактические основы структуры учебного материала (А. М. Сохор, В. П. Беспалько, Л. Б. Ительсон, Н. Ф. Талызина, В.И. Свидерский).

Проблема структурирования учебного материала в ситуации совместной продуктивной деятельности студента и преподавателя рассматривается в работах В. А. Адольфа. Некоторые способы структурирования предметного знания рассмотрены в работах И. Б. Никитченко, С. И. Осиповой, JI. М. Орловской. Способы формирования умений структурировать учебный материал на примере математических дисциплин представлены в работе Е. Д. Нестеровой. В. И. Данилова занималась дидактическим структурированием в процессе обучения студентов в педагогическом вузе, работы А. Н. Дробахиной посвящены гипертекстовому структурированию учебного материала, JL П. Доблаева, Н. А. Кузнецовой — пониманию учебного текста.

Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных структурированию, проблема формирования умений структурировать теоретический материал требует дальнейшего исследования в части конкретизации условий целенаправленного формирования умения учащихся структурировать теоретический материал, раскрытия ориентировочных признаков выполнения приемов смысловой обработки теоретического материала, конкретизации и систематизации форм и способов структурирования, принципов, применяемых при структурировании теоретического материала. Как показывает практика обучения, у большей части учащихся умение структурировать теоретический материал стихийно не формируется и отсутствует внутренняя установка на структурирование при работе с теоретическим материалом.

Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выделить следующие противоречия:

— между требованиями общества в условиях резкого увеличения объемов информации к новому качеству подготовки учащихся в части культуры интеллектуальной творческой деятельности, осмысления основных идей и связей между фактами и понятиями учебной информации, понимания, накопления и размещения ее в смысловой системе и недостаточной ориентированностью образования на формирование мыслительных операций по выявлению и переработке информации, содержащейся в знаниях, в том числе и умения самостоятельно анализировать новую информацию, структурировать теоретический материал;

— между потребностями преподавательского состава формировать умение учащихся структурировать теоретический материал и недостаточной разработанностью в научной литературе и образовательной практике педагогических условий эффективного осуществления этого процесса;

— между необходимостью осваивать большие объемы учебной информации учащимися и отсутствием у них умения анализировать, систематизировать и структурировать эту информацию на основе смысловых связей между отдельными частями учебного материала.

Преодоление выявленных противоречий определило выбор темы исследования — «Формирование умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности».

Объект исследования — учебная деятельность.

Предмет исследования — педагогические условия формирования умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности.

Цель исследования — выявить, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие формированию умеi ния, учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности как базового метаумения интеллектуальной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности будет осуществляться эффективно, если реализовать следующие педагогические условия:

— обогатить содержание образования знаниями, обеспечивающими моти-вационно-ценностную и когнитивную основу формирования умения учащихся структурировать теоретический материал (понимание значимости умения структурировать теоретический материал, освоение приемов, форм и способов структурирования теоретического материала);

— обеспечить готовность преподавателей к организации совместной деятельности по формированию умения учащихся структурировать теоретический материал, ориентировочной основой которой выступает структура учебного материала;

— вовлечь учащихся в активную совместную с преподавателем деятельность по закреплению операционально-деятельностной и рефлексивно-оценочной составляющих умения учащихся структурировать теоретический материал, освоению опыта применения этого умения в практической деятельности в условиях учебно-дидактической игры.

Реализация данных условий в соответствии с поставленной целью внесёт системные изменения в компоненты педагогической системы, обеспечит становление мотивационно-ценностного, когнитивного, операционально-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов умения учащихся структурировать теоретический материал. Освоение научных знаний о приемах, формах и способах структурирования теоретического материала во взаимосвязи сформирует такое умение как интеллектуальную основу ключевых компетенций современного человека.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить сущность и уточнить понятие умения структурировать теоретический материал, охарактеризовать учебную деятельность в контексте формирования умения учащихся структурировать теоретический материал.

2. Проанализировать проблему структурного представления теоретического материала, выявить теоретические основания этой деятельности, определить критерии сформированности умения структурировать теоретический материал.

3. Выявить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия формирования умения учащихся структурировать теоретический материал в опытно-экспериментальной работе, провести анализ её результатов.

Методологическую основу исследования составляют: — личностно-деятельностный подход, позволяющий определить учебную деятельность в качестве функционального пространства формирования умения учащихся структурировать теоретический материал (С. А. Афанасьева, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Т. В. Габай, Г. Ю. Ксензо-ва, Ю. А. Конаржевский и др.), базирующийся на понимании сущности человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности;

— системный подход к организации учебного процесса, позволивший в системе рассматривать приемы умственной деятельности, а также дидактические приемы и средства визуализации структуры учебного материала (В. А. Адольф,.

С. И. Архангельский, М. В. Гамезо, И. И. Ильясов, В. В. Краевский, А. И. Подольский, П. И. Пидкасистый, А. М. Сохор и др.);

— целостный подход к анализу различных сторон знания о сущности и содержании умений, пониманию основ сформирования обобщенных интеллектуальных умений (JI. Г. Воронин, Н. Н." Тулькибаева, И. Я. Лернер, А. А. Бобров,.

Г. Д. Орехова и др.), позволившие сформулировать понятийно-категориальный аппарат исследования, провести систематизацию различных видов умений.

Теоретической основой исследования являются:

— работы отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Б. П. Бархаев, JI. G. Выготский, П. Я. Гальперин, Е. А. Климов, Н. А. Менчинская и др.) и дидактов (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. В: Усова, М. А. Чошанов-ш др.), посвященные1 разработке различных способов структурирования учебного материала, позволившие сформулировать * и систематизировать формы и способы структурного представления теоретического материала;

— теории формирования умений (А. А. Бобров, Е. Н. Кабанова-Меллер, Ю. М. Колягин, Т В. Кудрявцев, Е. А. Милерян), давшие возможность выделить подходы к формированию интеллектуальных обобщенных умений, в том числе и умения структурировать теоретический материал и определить педагогическое обеспечение, способствующее формированию этих умений;

— теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (М. В. Гамезо, А. И. Подольский, Н. Ф. Талызина), позволившая выделить уровни и этапы формирования умения структурировать теоретический материал;

— дидактические приемы и средства визуализации структуры учебного мате1 риала (опорные конспекты, сигналы, таблицы, рисунки и схемы), направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых (О.' С. Аниси-мов, С. Я. Батышев, В. Я. Виленский, Н: А. Кузнецова, А. М. Сохор, В. Ф. Шаталов, П. М. Эрдниев и др.) способствовали выделению наглядных форм представления содержания и структуры учебного материала, определению назначения применения приемов анализа и синтеза для структурирования теоретического материла и построения информационной модели содержания предметного материала;

-«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006;2010 годы», а также работы по теории и методике педагогических исследований (М. Н. Скаткин, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, А. А. Кыверялг), выступающие ориентиром в осуществлении работы по педагогическому и дидактическому исследованию поставленной проблемы.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические — сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической, философско-методологической литературы, раскрывающие основные аспекты проблемыэмпирические — беседы, анкетированиестатистические — методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их количественный и качественный анализанализ усвоения материала с помощью тестирования, самоанализа. Осуществлена опытно-экспериментальная работа, сущность которой заключалась в конструировании педагогических условий, способствующих формированию умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности.

В соответствии с поставленными задачами по теме исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (2002;2003гг.). Проводился анализ педагогической и психологической литературы с целью изучения состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике. Выполнен литературный обзор. Были изучены теоретические предпосылки исследования, сформулированы гипотеза и проблема исследования. Определены методологические основы, понятийный аппарат, цель и задачи исследования.

Второй этап (2003;2004 гг.). Разрабатывалась дидактическая модель формирования умения структурировать теоретический материал. Проводилась опытнопоисковая работа. Проводился констатирующий эксперимент, где ставилась.

9 • цель — определить состояние умения структурировать теоретический учебный материал и исследовать представления учащихся о роли структурирования теоретического материала в познавательной деятельности. Было разработано педагогическое обеспечение, направленное: на формирование умения структурировать теоретический материал.

Третий этап (2004;2008 гг.) Проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию умения учащихся структурировать теоретический материал. Осуществлялся анализ полученных результатов эксперимента, разрабатывались практические рекомендации по применению умения структурировать теоретический материалоценивались уровни сформированное&tradeумения в контрольных и экспериментальных группах. Формулировались, выводы и заключения,, разрабатывались дидактические рекомендации^, оформлялся текст диссертации.

Опытно-экспериментальной базойисследования являлся Хакасский технический институт — Филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (ХТИ — Филиал СФУ). В исследовании приняли участие студенты I курса строительного факультета специальностей ПГС (Промышленное и гражданское строительство), Э и УП (Экспертиза и управление недвижимостью), АД и, А (Строительство автомобильных дорог и аэродромов) — 120 чел., а также учащиеся пшол (7−9 кл.) из разных районов-Республики Хакасия, проходившие обучение в летней’политехнической школе при ХТИ — Филиале СФУ — 30 чел. Общая численность учащихся, принявших участие в опытно-экспериментальных исследованиях — 150 человек. Также в опытно-экспериментальной работе (ОЭР) принимали участие преподаватели графических дисциплин, русского языка, специальных дисциплин (архитектура).- всего 10 преподавателей ХТИ — Филиала СФУ. Результаты диссертационных исследований использовались в практической работе преподавателями кафедр «Высшая математика — 3», «Педагогика профессионального образования» ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», учителями гимназии № 91 г. Железногорска.

Научная новизна исследования:

1. Определена сущность и уточнено понятие: «умение структурировать теоретический материал» как метаумение, характеризующее интеллектуальную деятельность учащегося по представлению изучаемого теоретического материала в виде целостной структуры на основе выбранного принципа, в результате которой достигается качественно иное, более глубокое системное знание. Структура теоретического материала задает ориентировочную основу учебной деятельности учащегося, динамическую модель ее развития, упорядочивает, рационализирует, повышает ее эффективность.

2. Выявлены и систематизированы теоретические основания структурирования теоретического материала: принципы (генерализации, укрупнения дидактических единиц, модульности), способы (логический, блочный, модульный), типы структур (линейная, древовидная, матричная, ступенчатая, концентрическая, с обратными связями), формы структурирования текстовых материалов при работе с информационными ресурсами (фрейм, гипертекст), позволяющие визуализировать учебный материал, сделать его содержание и структуру нагляднее и понятнее для восприятия, повысить эффективность его усвоения.

3. Определены и охарактеризованы критерии и показатели сформированное&tradeумения структурировать теоретический материал: 1) мотивационно-ценностный (понимание и признание значимости формирования умения учащихся структурировать теоретический материал для эффективного осуществления учебной деятельности по его усвоению) — 2) когнитивный (знание основных принципов, применяемых при структурировании теоретического материала, форм и способов структурирования теоретического материала);

3) операционально-деятельностный (усвоение структуры деятельности (алгоритма) по структурированию теоретического материала и опыта ее применения в практической деятельности) — 4) рефлексивно-оценочный (осуществление анализа качества выполнения действий и операций: (осознанность, полнота, последовательность, правильность, обобщенность). Определены диагностируемые уровневые характеристики сформированности умения учащихся структурировать теоретический материал.

4. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования умения учащихся структурировать теоретический материал: обогащение содержание образования знаниями, обеспечивающими мотивационно-ценностную и когнитивную основу формирования умения учащихся структурировать теоретический материалобеспечение готовности преподавателей к организации совместной деятельности по формированию умения учащихся структурировать теоретический материал, ориентировочной основой которой выступает структура учебного материалавовлечение учащихся в активную совместную с преподавателем деятельность по закреплению операционально-деятельностной и рефлексивно-оценочной составляющих умения учащихся структурировать теоретический материал в условиях учебно-дидактической игры, освоения опыта применения этого умения’в практической деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявление сущности и уточнение понятия «умение структурировать теоретический материал», конкретизация функциональных возможностей этого умения как умения формировать ориентировочную основу учебной деятельности, педагогического смысла процесса формирования умения структурировать теоретический материал, систематизация теоретических оснований процесса структурирования теоретического материала, выявление и обоснование педагогических условий формирования умения учащихся структурировать теоретический материал обогащают теорию педагогической науки в области исследования подходов, направленных на обоснование и реализацию педагогических условий развития личности, интеллектуальной составляющей ключевых компетентностей учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные опытным путем педагогические условия и рабочая программа специального курса по формированию умения структурировать теоретический материал могут быть использованы в работе образовательных учреждений, а также в процессе подготовки и переподготовки преподавателей к организации учебной деятельности, направленной на формирование умения учащихся структурировать теоретический материал. Научно-методические рекомендации по организации формирования в учебной деятельности умения учащихся структурировать теоретический материал могут быть также использованы: при педагогической диагностике сформированности умения структурировать учебный материал, при подготовке методических и дидактических материалов для системы непрерывного образования, дистанционного обучения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на методологические положения деятельностного, личностно-ориентированного и системного подходов к организации учебного процессаприменением комплекса методов исследования адекватных задачам, логике, предмету и цели исследованиясравнительно-сопоставительным анализом психолого-педагогической и методологической литературыцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта, комплексным характером поэтапного педагогического исследованиястатистической обработкой экспериментальных данных, их качественным и количественным анализомреальной положительной динамикой уровней формирования умения структурировать теоретический материал.

Апробация результатов исследования. Представленные в работе результаты нашли отражение в научных статьях, докладах и выступлениях, в том числе на Всероссийских научно-практических и научно-методических конференциях: «Личностно-ориентированное профессиональное образование"(г. Екатеринбург, 2004 г.), «Личностно-ориентированный подход при реализации государственного стандартов системе высшего и среднего профессионального образова-ния"(Красноярск, 2004 г.), «Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе на пути к новому качеству образования» (г.Пенза 2004 г.), «Интеллектуальные ресурсы ХТИ — Хакасии-2005» (г. Абакан, 2005 г.), «Повышение качества высшего профессионального образования» (г.Красноярск, 2007 г.), «Роль и место самостоятельной работы студентов в образовательном процессе вуза» (г. Челябинск, 2007 г.), «Интеллектуальные ресурсы ХТИ — Филиала СФУ — Хакасии 2007» (г.Красноярск), «Совершенствование качества профессионального образования в университете» (г.Братск, 2008 г.) — на 3-м Международном форуме.

КОНКУРСЕ «Актуальные проблемы современной науки» (г. Самара, 2007 г.), в журнале «Современные проблемы науки и образования» Российской академии естествознания (2007 — № 6), на Международной научно-методической конференции г. Кемерово 2008 г., Вестниках ХТИ -(2002 — № 12, 2004 — № 17, 2006 -№ 21, 2007 -№ 24).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Умение структурировать теоретический материал — это метаумение, характеризующее интеллектуальную деятельность учащегося по представлению изучаемого теоретического материала в виде целостной структуры на основе выбранного принципа, в результате которой достигается качественно иное, более глубокое системное знание. Структура теоретического материала задает ориентировочную основу учебной деятельности учащегося, динамическую модель ее развития, упорядочивает, рационализирует, повышает ее эффективность.

2. Теоретическими основаниями деятельности по структурированию теоретического материала являются: принципы генерализации, укрупнения дидактических единиц, модульности, позволяющие использовать логический, блочный и модульный способы представления учебного материаларазличные типы структур (линейная, древовидная, матричная, ступенчатая, с обратными связями, концентрическая), наглядные формы представления содержания и структуры учебного материала (матрица связей, граф учебной информации, структурно-логические связи, листы основного содержания), позволяющие визуализировать учебный материал, сделать его содержание и структуру нагляднее и понятнее для восприятия, повысить эффективность его усвоения.

3. Критериями сформированное&tradeумения учащихся структурировать теоретический материал являются: мотивационно-ценностный (понимание и признание значимости формирования умения учащихся структурировать теоретический материал для эффективного осуществления учебной деятельности по его усвоению) — когнитивный (знание основных принципов, применяемых при структурировании теоретического материала, форм и способов структурирования теоретического материала) — операционально-деятельностный (усвоение структуры деятельности (алгоритма) по структурированию теоретического материала и опыта ее применения в практической деятельности) — рефлексивно-оценочный (осуществление анализа качества выполнения действий и операций (осознанность, полнота, последовательность, правильность, обобщенность). Сформированность умения учащихся структурировать теоретический материал определяется степенью достижения критерия на трех уровнях (низком, среднем, высоком).

4. Формирование умения учащихся структурировать теоретический материал осуществляется в процессе целенаправленного создания педагогических условий, способствующих пониманию и признанию значимости данного умения, уяснению и осознанному усвоению способов структурирования и их отработке в учебной деятельности и решении практических задач:

• обогащение содержания образования как педагогическое условие, способствующее формированию умения учащихся структурировать теоретический материал, обеспечивает: усиление значимости умения структурировать теоретический материал, осмысление и освоение учащимися частных умений, входящих в состав умения структурировать теоретический материалусвоение способов и форм структурирования теоретического материалавыработку устойчивой целевой мотивации на структурирование теоретического материала;

• обеспечение готовности преподавателей к организации совместной деятельности по формированию умения учащихся структурировать теоретический материал достигается за счет теоретического (информационного) и практического (операционально-деятельностного) блоков, обеспечивающих освоение ими теоретических знаний (о сущности и значимости умения структурировать теоретический материал как метаумения, определяющего эффективность учебной деятельности по освоению теоретического материалао способах, принципах и формах визуализации учебного материала, повышающих наглядность и эффективность его усвоенияо критериях и показателях сформированное&tradeумения структурировать теоретический материал) и практических навыков по организации совместной деятельности по структурированию учебного материала на основе использования возможностей различных активных форм учебных занятий;

• Вовлечение учащихся в активную совместную с преподавателем деятельность по структурированию теоретического материала в условиях учебно-дидактической игры, профессионально ориентированный контекст которой способствует повышению мотивации в овладении умением структурировать теоретический материал, обеспечивает закрепление операционально-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов умения структурировать теоретический материал, освоение опыта применения этого умения в практической деятельности.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и Приложений. Общий объем диссертации — 261 страница, в том числе 18 рисунков, 18 таблиц.

Список литературы

составляет 231 источник (9 — на иностранном языке).

Выводы по второй главе.

1. Опытно-экспериментальная работа организовывалась в соответствии с гипотезой и задачами исследования и состояла в поэтапной проверке эффективности педагогических условий: обогатить содержание образования знаниями, обеспечивающими мотивационно-ценностную и когнитивную основу формирования умения учащихся структурировать теоретический материал (понимание значимости умения структурировать теоретический материал, освоение приемов, форм и способов структурирования теоретического материала) — обеспечить готовность преподавателей к организации совместной деятельности по формированию умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности, ориентировочной основой которой выступает структура учебного материалавовлечь учащихся в активную совместную с преподавателем деятельность по закреплению операционально-деятельностной составляющей умения учащихся структурировать теоретический материал в условиях учебно-дидактической игры. Реализация педагогических условий по формированию умений структурировать теоретический материал проходила в процессе изучения таких дисциплин как «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика».

2. Методика организации опытно-экспериментальной работы (ОЭР) включала в себя:

— выбор этапов: подготовительный — 2002;2003г., констатирующий — 20 032 004 г., формирующий — 2004;2008г.Подготовительный этап включал разработку исследовательской документации, методики проведения и формирования репрезентативной выборки респондентов. На подготовительном этапе были подготовлены: рабочие тетради по начертательной геометрии (Часть 1, Часть 2), тестовые задания по начертательной геометрии с включением вопросов на знание методов и способов структурирования теоретического материала, структурно-логические схемы изучения начертательной геометрии, инженерной графики. Осуществлялся подбор литературы и подготовка методических указаний для спецкурса «Структурирование теоретического материала», задания на применение структурирования.

Констатирующий этап включал проведение опроса участников ОЭР для выявления понимания учащимися сущности и значимости изучения и применении способов структурированияопределение исходного уровня умений и навыков структурирования, выявление первоначальных навыков и знаний структурирования на примере графических дисциплин, реализацию спецкурса в рамках этих дисциплин.

На формирующем этапе осуществлялась реализация педагогических условий по формированию УСТМ, разрабатывались практические рекомендации по применению УСТМ, оценивались уровни сформированности УСТМ в контрольных и экспериментальных группах, формулировались выводы и заключения, разрабатывались дидактические рекомендации, оформлялся текст диссертации, осуществлялся выбор участников ОЭР (контрольные и экспериментальные группы) 3. Реализация первого педагогического условия показала, что специальный курс по формированию умений структурировать теоретический материал ¦ позволил нам повысить уровень сформированности умения учащихся структурировать теоретический материал и доказать необходимость формирования такого умения, как одного из важных ключевых интеллектуальных умений современного человека.

Спецкурс включал в себя 4 раздела по формированию умений структурировать теоретический материал: первый этап — мотивационно-ценностный, второй этап — когнитивный, третий этап — процессуально-деятельностный, четвертый этап — рефлексивно-оценочный.

На первом этапе (мотивационно-ценностном) осуществлялась диагностика уровня сформированности умения структурировать теоретический материал, формулировались цели обучения структурированию на основе анализа функциональной значимости структурирования для перестройки уровней познавательной деятельности. В результате реализации первого этапа мы констатировали появление у учащихся понимания значимости формирования УСТМ для успешного выполнения поставленных перед ними задач.

На втором этапе (когнитивном) осуществлялось освоение учащимися теоретических знаний (методы и приемы структурирования). Применение их в решении практических задач.

На третьем этапе (процессуально-деятельностном) осуществлялась практическая отработка учащимися умения структурировать теоретический материал. Осваивались действия по структурированию известного теоретического материала из различных разделов курса, строго заданного фрагмента теоретического материала, в соответствии требованиями преподавателя и выполнения составляющих действия при структурирования теоретического материала. Помощь преподавателя заключалась в основном в обсуждении выбора наиболее рациональной структуры учебного материала.

На четвертом этапе (рефлексивно-оценочном) осуществлялось структурирование учебного материала в условиях самостоятельного поиска различных приложений изучаемого курса. Роль преподавателя заключалась в инициативе коллективного обсуждения и коллективной оценке моделей структуры учебного материала, полученных студентами при индивидуальном структурировании и в малых группах. Осуществлялась самооценка структурных схем, в результате учащиеся определили, что это умение является универсальным и может применяться в других видах деятельности. В дальнейшем исследовании при проведении учебно-дидактической игры умение структурировать теоретический материал позволило выработать ориентировочную основу учебной деятельности по его освоению.

4. Целостный анализ итогов опытно-экспериментальной работы по обеспечению готовности преподавателей к организации совместной деятельности по формированию умения учащихся структурировать теоретический материал, показал, что одним из способов подготовки преподавателей к работе с учащимися по формированию умения структурировать теоретический материал, осознания ими мотивационно-ценностного аспекта работы является организация проблемно-аналитических семинаров трех типов: разъясняющие и ориентирующие преподавателя на устойчивую целевую мотивацию к деятельности по формированию у учащихся УСТМспособствующие углубленному изучению преподавателями методов и приемов структурирования теоретического материала, на которых обсуждались вопросы дидактического характераметодические, на которых рассматривались, и обсуждались вопросы организации процесса формирования-у учащихся УСТМ.

5. Основные задачи, решаемые в ходе обеспечения готовности преподавателей-предметников к целенаправленному формированию УСТМ: мотивировать преподавателя к целенаправленной деятельности по структурированию-теоретического материала с целью определения ориентировочной основы учебной деятельности по его освоениюконкретизировать педагогический смысл процесса формирования умений структурировать теоретический материал учащимися как целенаправленного процесса создания педагогических условий, способствующих пониманию и признанию значимости данных умений, уяснению и осознанному усвоению способов структурирования^ и их отработке в учебной* деятельностиповысить-информационный компонент готовности к целенаправленной деятельности преподавателей по структурированию*теоретического материала.

6. По результатам анализа опытно-экспериментальной работы доказано, что в экспериментальных группах, где занятия ведут преподаватели участвующие в работе проблемно-аналитических семинаров, у учащихся эффективно формируется УСТМ, что приводит к интенсификации учебной деятельности за счет усвоения большего количества информации за определенное количество времени (по результатам тестирования по знанию предмета и фиксирования временного показателя при выполнении тестов в § 1.3). В контрольных группах, где учебный процесс осуществлялся обычным образом и занятия вели преподаватели, не подготовленные и не прошедшие обучение на проблемно-аналитических семинарах, изменений в сформированности УСТМ практически не наблюдается.

7. Формирование УСТМ осуществлялось в активных методах и формах обучения, таких как: лекции с элементами проблемного диалога, практические занятия с элементами учебно-дидактической игры (в контексте профессиональной деятельности), практико-ориентированные и научные семинары, зачеты, дискуссионные методы организации учебной деятельности учащихся, способствующие развитию эмоционально-волевой сферы личности участников опытно-экспериментальной работы, методы взаимообучения, методы смыслового видения для визуализации учебного процесса. Данные группы методов позволили обеспечить активное обсуждение участниками опытно-экспериментальной работы необходимость формирования УСТМ, влияющие на эффективность и успешное выполнение поставленных задач и интенсификацию учебной деятельности.

8. Учебно-дидактическая игра в профессионально-ориентированной среде «Организация работы КАСМ (комплексная архитектурно-строительная мастерская)» в рамках выполнения студентами 1-го курса специальности 270 102.65 и 270 115.65 расчетно-графическон работы «Архитектурно-строительный чертеж» способствовала вовлечению учащихся в процесс структурирования теоретического материала, развитию продуктивного творческого поискового мышления учащихся применительно к выполнению будущих должностных обязанностей и функций, овладению новыми видами деятельности (знаниями и умениями, в том числе и УСТМ), усилению учебной мотивации учащегося.

9. При ранжировании по степени значимости УСТМ нами были зафиксированы положительные изменения отношения участников игры к УСТМ: количество учащихся экспериментальных групп, считающих данное умение незначимым для своей будущей профессиональной деятельности, значительно уменьшилось с 53,3% до 1,6%, число участников игры, относящих умение по структурированию к группе значимых в учебной и профессиональной деятельности, увеличилось с 38,3% до 43,3%, значительно увеличилось количество учащихся, считающих УСТМ необходимыми среди профессионально значимых умений с 8,3% до 56,7%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование по данной проблеме позволило сделать некоторые общие и частные выводы:

Установлено, что на данном этапе развития педагогической науки проблема формирования умения структурировать теоретический материал является недостаточно разработанной, что порождает противоречия между требованиями общества к новому качеству подготовки учащихся в части культуры интеллектуальной творческой деятельности и недостаточной ориентированностью образования на формирование мыслительных операций, в том числе и умений самостоятельно анализировать новую информацию, структурировать теоретический материалпотребностями преподавательского состава формировать умения учащихся структурировать теоретический материал и недостаточной научно-методической разработанностью этой проблемы в педагогической литературе и образовательной практикенеобходимостью осваивать большие объемы учебной информации учащимися и отсутствием умения систематизировать и структурировать эту информацию.

Выявлена сущность понятия умения структурировать теоретический материал как метаумения, характеризующего интеллектуальную деятельность учащегося по представлению изучаемого теоретического материала в виде целостной структуры на основе выбранного принципа, в результате которой достигается качественно иное, более глубокое системное знание. Определена структура умения, включающая мотивационно-ценностный, когнитивный, про-цессуально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты.

Выявлены функциональные возможности умения учащихся структурировать теоретический материал как умения формировать ориентировочную основу учебной деятельности по освоению этого материала. Структура теоретического материала задает динамическую модель развития учебной деятельности, упорядочивает, рационализирует и повышает ее эффективность.

Выявлены и систематизированы теоретические основания структурирования теоретического материала: принципы (генерализации, укрупнения дидактических’единиц, модульности), способы (логический, блочный, модульный) структурирования теоретического материала, типы структур (линейная, древовидная, матричная, ступенчатая, концентрическая, с обратными связями), формы структурирования текстовых материалов при работе с информационными ресурсами (фрейм, гипертекст), применение которых визуализирует теоретический материал, делает наглядным и понятным для восприятия.

Определены критерии и показатели сформированности умения учащихся структурировать теоретический материал: мотивационно-ценностный (понимание и признание значимости формирования УСТМ для эффективного осуществления учебной деятельности по его усвоению) — когнитивный (знание основных принципов, применяемых при структурировании теоретического материала, форм и способов структурирования теоретического материала) — операциональ-но-деятельностный (усвоение структуры деятельности (алгоритма) по структурированию теоретического материала и опыта ее применения в практической деятельности) — рефлексивно-оценочный (осуществление анализа качества выполнения действий и операций (осознанность, полнота, последовательность, правильность, обобщенность). Определены диагностируемые уровневые характеристики сформированности умения учащихся структурировать теоретический материал.

Выявлены и теоретически подтверждены в опытно-экспериментальной работе педагогические условия формирования умения учащихся структурировать теоретический материал: обогащение содержание образования знаниями, обеспечивающими мотивационно-ценностную и когнитивную основу формирования умения учащихся структурировать теоретический материалобеспечение готовности преподавателей к организации совместной деятельности по формированию умения учащихся структурировать теоретический материал, ориентировочной основой которой выступает структура учебного материалавовлечение учащихся в активную совместную с преподавателем деятельность по закреплению опера-ционально-деятельностной и рефлексивно-оценочной составляющих умения учащихся структурировать теоретический материал в условиях учебнодидактической игры, освоения опыта применения этого умения в практической деятельности.

Разработаны учебная программа специализированного курса для формирования УСТМ, методические указания для преподавателей (4.1) и учащихся (4.2).

В целом диссертационное исследование подтвердило справедливость выдвинутой гипотезы исследования и наметило направление дальнейших поисков. Обобщенный теоретический материал может быть использован для изучения и исследования формирования других интеллектуальных умений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей. Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и ун-тов.Текст. / О. А. Абдулина М.: АПН СССР- НРШОП, 1976 — С. 43 — 48.
  2. , В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: Монография. Текст. /
  3. В. А. Адольф, И. Ю. Степанова Краснояр. Гос. ун-т. — Красноярск, 2005. -214 с.
  4. , В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: Монография. Текст. / В. А. Адольф,
  5. И. Ф. Ильина Красноярск. Поликом, 2007. — 192 с.
  6. , О. С. Системно-деятельностный подход к проблеме практической подготовки студентов. Текст. / А. И. Подольский, В. А. Охрименко, Н. М. Князев, В. А. Чернушевич // учебное пособие. Пенза: Пензенский-политехнический институт, 1981. — 48 с.
  7. , Т. П. Проблема человека в философии образования. Текст. /
  8. Т. П. Анишина, И. И. Ремезова // Философия образования для XXI века. — М.: Логос, 1992.
  9. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Текст. / С. И. Архангельский. М: Высшая школа, 1980.-368 с.
  10. , А. В. Формирование готовности преподавателей средних специальных учебных заведений к экспериментальной деятельности: автореферат дис.. канд. пед. наук Текст. / А. В. Андреева Смоленск, 2006. — 20 с.
  11. , С. А. Социально-ориентированный и личностно деятельно-стный характер обучения. Текст. / С. А. Афанасьева // Совершенствование качества профессионального образования в техническом университете:
  12. Материалы региональной научно-методической конференции. в 2 ч. Ч 2 — Братск: ГОУ ВПО «БрГТУ», 2003. — С.28 — 32.
  13. , Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Текст. / Ю. К Бабанский М.: Просвещение, 1985. — 108с.
  14. , Б. П. Педагогическая психология Текст. / Б. П. Бархаев.: СПб Питер, 2007.-448с
  15. , С. А.Учебная деятельность школьников в контексте личностно-ориентированного обучения Текст. / С. А Барамзина. // Педагогика.— М.: — 2006.-№ 8-С. 41−47.
  16. , С. Я. Блочно-модульное обучение Текст. / С .Я. Батышев. М.: «Транссервис», 1997. — 258с.
  17. , В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: автореферат дис. д-ра пед. наук. Текст. /
  18. В. А. Беликов. — Челябинск, 1995. 38 с.
  19. Белкин, Е. JI, Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Текст. / Е. Д., Белкин, В. В. Карпов, П. JI Харнаш Ярославль: ЯГПИ, 1974. — 176 с.
  20. , М. Е. Когнитивная образовательная технология: построение когнитивной модели учащегося и её использование для проектирования учебного процесса Текст. / М. Е. Бершадский. // Школьные технологии.— 2005-№ 5 С. 73−83
  21. , В. П. Теория учебника: Дидактический аспект. Текст. / В. П. Беспалько М.: Педагогика, 1988 — 160с.
  22. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1995. — 336 с.
  23. , В. П. Слагаемые педагогических технологий. Текст. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  24. , В. С. Понятие как процесс. Текст. / В. С. Библер. М.: Вопросы философии, 1965. -№ 9,С.48
  25. , А. А. Основы деятельностного> подхода к формированию общеучебных умений. Текст. / А. А. Бобров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. серия 2.- Педагогика. Психология, 2003. -№ 7- С. 85 — 94. «
  26. , Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. Текст. / Д. Б Богоявленская // Вопросы психологии. 1.Ш. — № 1. — С. 121−126, 144−140.
  27. , Д. Н. Психология усвоения знаний к школе. Тёкст./
  28. Д. Н. Богоявленский, Н. А Менчинская М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  29. , Е. В'. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро ванного образования. Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика, 1997 -№ 4.-С. 11−17.
  30. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Текст. / Е. В Бондаревская // Педагогика, 1995. № 4. — С. 2936.
  31. , Н. В. Педагогика: учебник для вузов Текст. / Н. В. Бордов-ская, А .А. Реан СПб.:Питер, 2004 — 300 с.
  32. , Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. О. К. Тихомирова. Текст. / Под ред. А. Р. Лурия. М.: АПН РСФСР, 1962 — 83 с.
  33. , Дж. Психология познания. Текст./ Дж. Брунер — М.: Изд-во Прогресс, 1977.-412с.
  34. , А. В. Проблемы психологии субъекта. Текст. /А. В. Брушлинский. М., 1994. — 328 с.
  35. , Г. Д. Системы образования. Текст./ Г. Д. Бухарова, JI. Д. Старикова, О. Н. Арефьев.:Феникс, 1984.-c.475
  36. , Е. С. Элементы динамического программирования. Текст. / Е. С. Вентцель -М.: Наука, 1964. 175с.
  37. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Текст. / А. А Вербицкий. -М., 1988.
  38. , А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. Текст. /А. А Вербицкий, Т. А Платонова М.: НИИВШ, 1986.-40с.
  39. , В. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе учебное пособие. Текст. / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман- Под.ред. В. А. Сластенина, — М.: Педагогическое общество России, 2004.- 192 с.
  40. , А. В. Игровые технологии как средство развития творческих способностей старших подростков: автореферат дис.. канд. пед. наук Текст./ А. В. Виноградов. Екатеринбург, 2002. — 17 с.
  41. Военная дидактика: учебное пособие Текст. / Под общ. ред. Н. Е. Соловцова и И. Д. Никандрова. М.: В, А РВСН им. Петра Великого, 2000
  42. Возрастные возможности усвоения знаний. Текст. / Под ред. Д. Б. Элько-нина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1969.- 237с.
  43. , К. А.Индивидуализация обучения начертательной геометрии студентов технических вузов: автореферат дис. канд. пед. наук Текст./ К. А. Вольхин. Новосибирск, 2002. — 24 с.
  44. , Л. Г. К теории умений и навыков. Текст. / JI. Г. Воронин,
  45. И. И. Богданова, Ю. А. Бурлаков // Новые исследования в педагогических науках. М., 1967. — Вып. 10. — С. 137 — 142.
  46. , JI .С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Текст./ Л. С. Выготский -М., 1935. С. 132, 134.
  47. , Л. С. Педагогическая психология. Текст. /Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1991. 479с.
  48. , Т. В. Педагогическая психология учебное пособие для студентов высших учеб. зав. 3-е изд., стереотип. Текст./ Т. В. Габай М.: Академия, 2006 — 240 с.
  49. , Т. В.Учебная деятельность и ее средства. Текст./ Т. В. Габай // Под ред. Барбариго М.: Изд-во МГУ 1988 — 255 с.
  50. П. Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. Текст. / П. Я. Гальперин, В. JI. Данилова // Вопросы психологии. М., 1980. — № 1.- С. 31−38.
  51. , П. Я. К психологии творческого мышления. Текст. /
  52. П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик // Вопросы психологии. 1989. — №. 3 — С. 6 220:
  53. , П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Текст. / П. Я. Гальперин // Психологическая. наука в СССР. М:: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Т.1.- С. 441 — 470.
  54. Гамезо, Mi В. Атлас по психологии: Информ. метод, материалы к. курсу „Общ. психология“: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов Текст. /4
  55. М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
  56. Гин, А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. * Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя Текст. /
  57. А. А. Гин 5-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.
  58. , С. В. К вопросу о критериях и уровнях сформированности базовых ! аналитических умений будущих инженеров-механиков. Текст. /
  59. С. В. Гиннэ // PARADEIGMA / Парадигма. Журнал межкультурной коммуникации. Красноярск: СибГТУ, 2005. — № 16. — С. 125−130.
  60. , С. В. Формирование базовых аналитических умений будущих инже
  61. , Ш. А. Азбука физики. Текст./ Ш. А. Горбушин // Опорные конспекты для изучения физики за курс средней общеобразовательной школы. Экспериментальные материалы.— Ижевск: Удмуртия, 1992.— 256 с.
  62. Горелов, И: Н. Разговор с компьютером: Психолингвистический аспект проблемы. Текст. / И. Н. Горелов. М.: Наука, 1987. — 256 с.
  63. Граф- В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. /В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис- М.: МГУ, 1981.
  64. , В. Виды обобщения, в обучении (логико-психологический анализ проблемы построения учебных предметов). Текст. / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис — М.: Педагогика, 1972. 423с.
  65. , В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические,' проблемы построения-учебных предметов. Текст. /В. В. Давыдов.-М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
  66. , В. В. Психологическая теория- учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Текст. / Давыдов В. В.- Томск: Пеленг, —1992. — 115 с.
  67. , В. А Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математики: книга для учителя Текст. / В. А. Далингер.- М.: Прб-священие 1991.-80 с.
  68. , В. А. Дидактическое структурирование процесса обучения студентов в педагогическом вузе: автореферат дис. канд. пед. наук Текст. / В. А. Данилова. Пермь, 2003. — 24 с.
  69. , А. Избр.пед.соч. Текст./ А. Дистервег. М., 1956
  70. , JI. П. Смысловая структура-учебного текста и проблемы.его понимания. Текст. / Л. П. Доблаев М.: Педагогика. 1982. —176 с.
  71. , Н. А. Организационно-эвристическое обеспечение обновления образовательного процесса: автореферат дис. канд.пед.наук. Текст. /
  72. Н. А. Донченко .— Красноярск, 2005.— 24с.
  73. Дробахина, А'. Н. Формирование системности знаний студентов в процессе гипертекстового структурирования учебного материала: автореферат дис.канд. пед. наук. Текст. / А. Н. Дробахина. -Новосибирск, 2004. 23 с.
  74. , М. Е. Педагогика5 воспитания» и развития личности учащегося Текст. / М. Е. Дуранов, И. М. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315 с.
  75. , В. В. О профессионально-методических умениях как педагогической категории. Текст./ В. В. Завьялов // Совершенствование процесса обучения физике в средней, школе.-Челябинск, 1978--Вып. 5 — С. 134−141.
  76. , Л. В. Дидактика и жизнь. Текст. /Л. В. Занков М.: Просвещение, 1968'. -175с.
  77. , Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. Текст. / Л. В. Занков-М., 1967
  78. , Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы: дис.. канд. пед. наук Текст. / Г. А. Засобина. Л., 1971. — 218 с.
  79. , О.Д. Структурно-логические схемы в процессе формирования понятий у младших школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. / О. Д. Захарова -М.: 1990 Юс.
  80. , Э. Ф. Решение конструкторских задач на занятиях в школьных мастерских как средство формирования конструкторских знаний и умений: автореферат дис. .канд. пед. наук Текст. / Э. Ф. Зеер Москва, 1970. — 20с.
  81. , Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в ВУЗе: практико-ориентированная монография. Текст. / Э. Ф. Зеер, И. И. Хасанова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 158 с.
  82. , И. А. Педагогическая психология. Текст. / И. А. Зимняя — М.: Логос, 1999.
  83. , И. А.Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого сообщения. Текст. / И.А.Зимняя. — М.: Наука, 1976. С 57−54
  84. , В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе : монография. Текст. /
  85. В. В. Игнатова. Красноярск: Сиб ГТУ, 2000 — 272 с.
  86. , Е. П.Мотивация и мотивы (Серия «Мастера психологии»)Текст. / Е.П.Ильин. СПб.: Питер, 2004. — 509 с.ил.
  87. , Т. А. Проблемное обучение понятие и содержание. Текст. / Т. А. Ильина // Вестник вышей школы. — М., 1976, — № 2. — С.6 -20.
  88. , Т. А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике: Сб, науч. работ. Текст. / Т. А. Ильина М., 1977. — С. 3 — 18.
  89. , И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей. Текст. / И. И. Ильсов, Н. А. Галатенко.—:М.: Логос.-1994.-208 с.
  90. , И. И. Структура процесса учения. Текст. / И. И. Ильясов .- М.: МГУ, 1980.-199 с.
  91. , Л. Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. Текст. / Л. Б. Ительсон. -М.: Просвещение, 1994.
  92. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. Текст. / Е. Н. Кабанова-Меллер- М.: Просвещение, 1908. — 288с.
  93. , В. М. Конспект схема в оптимизации обучения специальным техническим дисциплинам. Текст. /В.М. Каган Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, Б.г. 1986. — 125 с.
  94. , М. С. Человеческая деятельность. Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.- 328 с.¦.'.• 166 .'-
  95. Калмыкова, 3i И. Продуктивное мышление как основа обучаемости-Текст. / 3. И. Калмыкова. — М.: Педагогика — 1981.
  96. , Е. А. Основы психологии: учебник для ВУЗов. Текст. / Е. А. Климов. — М-: Культура и>спорт, ЮНИТЙ- 1997. — 295 с.
  97. A. Ю. Коджаспиров. Москва: ИКЦ «МарТ» -Ростов:н/Д: Издательский- центр «МарТ», 2005−448 с.
  98. , Ю. А. Анализ урока. Текст. / Ю. А. Конаржевский М.: Центр. Педагогический поиск, 2000 -336 с.
  99. Конаржевский, ЮI А. Менеджмент и внутришкол1. ное управление. Текст./ Ю. А. Конаржевский М.: Педагогический поиск, 2000 — 224с
  100. Коробов- Е., Т. Внутрипредметное, структурирование учебного материала: как средство оптимизации обучения: дис. канд. пед. наук. Текст. / .
  101. Е. Т. Коробов Днепропетровск, 1983. — С. 82.
  102. , В. В1 Теоретические основы процесса обучения. Текст. /
  103. B. В- Краевский- И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1989. — 336 с.
  104. , В. А.Психология обучения и воспитания школьников. Текст. / В. А. Крутецкий-М.: Просвещение, 1970.
  105. , Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учебное пособие. Текст. / Г. Ю. Ксензова — М.: Пед. об-во России, 2005−128с.
  106. , F. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. Текст. / Г. Ю. Ксензова.- М.: Пед. общество России, 200 Г-224 с.
  107. , Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. Текст. / Н. В. Кузьмина — М.: 1989.
  108. , Б. В.Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.- метод, пособие Текст. / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2004.-.215 с.
  109. , Т. О. Из, опыта применения структурно-логических схем Текст./ Т. О. Куратова, Н. В. Царева // Проблемы высшей школы. Вып. № 43.- Киев, 1981.-С 86.
  110. , А. А. Вопросы методики педагогических исследований. Текст.,/ А. А. Кыверялг Таллин: 1971 ч.1. — С. 252−320.
  111. , А. А. Методы исследования- в профессиональной педагогике. Текст. / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  112. , Т. В. Психолог в дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности. Текст. / Т. В. Лаврентьева. -изд-во «Гном» Серия «В помощь психологу». — 2002.-47с.
  113. , В. В. Структурирование компетенций перспективное направление в решении проблем образования. Текст. / В. В. Лебедев // Школьные технологии.- 2007.-№ 2.- С. 97−103
  114. , Н. Д. О содержании понятий «навык» и «умение». Методические рекомендации к практической деятельности. Текст. / Н. Д. Левитов // Советская педагогика. — М., 1980 № 3 — с. 68 — 72.
  115. , Н. Д. Психология характера. Текст. / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  116. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст.*/ А. Н. Леонтьев: М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  117. , А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Текст. / А. Н. Леонтьев.-М.: Изд-во МГУ, 1972 575 с.
  118. , И. Я. Дидактическая система методов обучения. Текст. /И. Я. Лернер. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
  119. , И. Я. О методах обучения. Текст. / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин // Советская педагогика. — М., 1965. —№ 3. — С.218.
  120. , И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. Текст. / И. Я. Лернер // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  121. , О. Е. Вариотивное образование в 12-летней школе Беларусии. Текст. / О. Е. Лисейчиков, Б. Н. Крайко //Педагогика 2002.-№ 5 — С 8691
  122. , А .С. Методика трудового обучения: уч. пособие для студентов пед. ин-в по спец. «Общетехнические дисциплины и труд». Текст. / А. С. Лында. — М.: Просвещение 1977 232 с.
  123. , В. Д. Структурирование информации человеком при принятии решений. Текст. / В. Д. Магазанник //Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1.С. 90−102.
  124. , А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. Текст. / А. Маслоу-М., 1982.
  125. , М .И. Проблемное обучение. Текст. / М. И. Махмутов М.: Педагогика, 1975. — 367с.
  126. Машарова, Т. В. Учебная деятельность. Среда. .Развитие.: учебное пособие. Текст. / Т. В. Машарова, Е. А. Ходырева Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.-78 с.
  127. Н. А.Проблемы учения и умственного развития школьников: избранные психологические труды Текст. / Н. А. Менчинская.- Педагогика-1989.
  128. , Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. Текст. / Е. А. Милерян М.: Педагогика, 1973 — 297 с.
  129. , Дж. Магическое число семь плюс или минус два. Психология памяти. Текст. / Дж. Миллер, — М.: Че Ро. 2000. С. 564 582.
  130. , Е. Ф. На базе системы определяющих понятий. Текст. / Е. Ф. Мишина // Вест. высш. шк. 1986. — № .5. — С. 26.
  131. , А. И. О расширении понятия «содержание педагогического образования». Текст. / А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1989. —10. С.84−88.
  132. , А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Текст. / А. Г. Молибог. -М.: Высшая школа, 1971.
  133. , Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. Текст. / В. С. Не-мов- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 42.
  134. , Е. Д. Формирование умения структурировать учебный материал у студентов вуза : дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. Д. Нестерова. -Кр-к., 2000.-218 с.
  135. , И. Б. Способы структурирования предметного знания как средства реализации личностного потенциала учащегося: автореферат, дис. канд. пед. наук Текст. / И. Б. Никитченко. Омск, 2002. — 23 с.
  136. , А. М. Методология образования. Текст. / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2002−320 с.
  137. , А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений: Проф. Педагогика. Текст. / А. М. Новиков. -М.: Высш. шк., 1986. 225 с.
  138. , С. А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования: автореферат дис. д-ра пед. наук Текст. / УГППУ. Екатеринбург, 1997. — С. 21.
  139. , И. Т. Педагогика. Текст. / И. Т. Огородников М.: Просвя-щение, 1968.-374с.
  140. , С. И. Толковый словарь русского языка. Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова: РАН. -М.: АЗЪ, 1993. 960 с.
  141. , Г. Д. Совершенствование подготовки учащихся выпускных классов к деятельности по самообразованию в процессе обучения физике: ато-реф. дис. канд. пед. наук. Текст. / Г. Д. Орехова. М., 1986. — 20с.
  142. , С. П. Условия формирования умений структурировать теоретический материал в учебной деятельности. Текст. / С. П. Орешкова // Си-' бирский педагогический журнал. Новосибирск, НГПУ, — 2008 № 13, —1. С. 206 215
  143. Орешкова- С. П. Формирование умений структурировать теоретический материал в-учебной деятельности. Текст. / С. П. Орешкова, // Вестник-
  144. Б ГУ.- Улан-Удэ, изд-во БГУ, 2008., № 15
  145. Орлик,. Ю. Г. Применение схем как реализация системного подхода к представлению учебного материала- (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор, информ / НИИВШ: Вып. 8) Текст. /
  146. Ю. Г. Орлик. М, 1988.-36 с.
  147. , JI. М. Моделирование учебного процесса: учебное пособие Текст. / JI. М. Орловская Красноярск: Издательство КГПУ, 1997.-72с.
  148. , С. И. Развитие личности учащихся в системе образования.Текст. / С. И. Осипова, Н. О. Гафурова- Краснояр. гос. ун-т Красноярск, 2002.-249с.
  149. , С. И. Частные методики в обучении высшей математике: учеб.-метод. пособие Текст. / С. И. Осипова- ГОУ ВПО «Гос. Ун-т цвет, металлов и золота». —Красноярск, 2006 — 60 с.
  150. Основы дидактики. Текст. / Под ред. Б. П. Есипова М.: Просвящение, 1967.-427с.
  151. , В .В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: дис.. д-ра пед.наук./ В. В. Пасечник М., 1998.-269с.
  152. , А.В. Психология: учеб. для пед. ВУЗов Текст. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2002.- 501 с.
  153. Петерсон, J1. Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода /Текст. Л. Г. Петерсон // Педагогика. М.:-2004.- № 9 — С.21−27
  154. , П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структура воспроизведения и творчества. Текст. / П. И. Пидкасистый М.: Педагогическое общество России, 1999−212 с.
  155. , П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы Текст. / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гару-нов. М.: Педагогическое общество России, .1999. — 354 с.
  156. , Г. Н. Методические основания Школы совместной деятельности // Школа совместной деятельности: концепция, проект, развития. Текст. / Г. Н. Прозументова. Книга 1/ под ред. Г. Н. Прозументовой. -Томск, 1997−24 с.
  157. , К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пособ. Текст. / К. К. Платонов. М.: Высш. Шк., 1981 — 175 с.
  158. , К. К. О знаниях, навыках и умениях. Текст. / К. К. Платонов // Сов. педагогика. М., 1963.- № 11. — С. 14−17.
  159. , К. К. Структура развития личности. Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986−255 с.
  160. Подготовка учителя математики. Инновационные подходы. Текст. / Под ред. В. Д. Шадрикова.- М.:Гардарики, 2002.
  161. , И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений Текст. / И. П. Подласый. — М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 -432 с.
  162. Процесс мышления и закономерного анализа- синтеза и обобщения. Текст. / Под ред. C. JI, Рубинштейна. М.: — 1960. — 168с.
  163. , И. Г. Графо-аналитический метод планирования учебного ма те-риала. Принципы, правила и приемы составления обучающих программ. Текст. / И. Г. Пудалов. М.: — 1969.
  164. , А. И. Курс лекций по логике науки. Текст. / А. И. Ракитов. -М.: Высшая школа, 1971. 176 с. i
  165. , Е. С. Современный словарь по педагогике Текст. / Составитель Е. С. Рапацевич. — М.: «Современное слово». 2001. — 928 с.
  166. , Е. Тревожные тенденции и векторы надежды (о статусе игры в практике современного профессионального образования). Текст. / Е. Репринцева // Вестник высшей школы. НГУ~ № 6. — 2005 С. 6 -10.
  167. Российская педагогическая энциклопедия Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. С. 478
  168. , С. JI. Бытие и сознание./ С. Л: Рубинштейн Ml: 1957. — 328с.1162. Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии. Текст. / С. JI. Рубинштейн —
  169. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 720с.
  170. , C.JI. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) Текст. / JI.C. Рубинштейн // Вопросы психологии. М, 1986. — № 4. — С. 106.
  171. , В. М. Дифференциально-психологический анализ интеллектуального поведения в вероятной среде. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. Текст. / В. М. Русалов,
  172. С. А. Кошман. М., 1980 — с. 17
  173. , Н. А. К вопросу об образовании умения. Текст. / Н. А. Рыков // Соiветская педагогика. М., 1953. — № 10. — С.29−37. 1 166. Свидерский, В. И. Конечное и бесконечное Текст. / В. И. Свидерский.1. М.:Наука.-1966.
  174. , Г. К. Опыт системного анализа педагогических технологий. Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии. 1996. — № 6. — С. 16−21.
  175. , JI. Г. Формирование аналитических и проектировочных умений у учащихся средних специальных учебных заведений. Текст. / JI. Г. Семушина, JI. П. Ступникова // Проблемы средней специальной школы: Обзор, информ. / НИИВО! М., 1994. — Вып.2. -32 с.
  176. Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш., пед. учеб, заведений. Текст. /
  177. Системно-структурный подход к построению курса химии. Текст. / Под. ред. Е. М. Соколовской и Н. Ф. Талызиной. -М.: МГУ, 1983. 173с.
  178. , М. Н: Проблемы современной-дидактики. Текст. / М. Н., Скат-кин. М.: Педагогика, 1980. — 90с.
  179. , В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов: Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 4.1. -288 с.
  180. , В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов: Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — ч.2. -288 с.
  181. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, Г. И. Чи-жакова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  182. Словарь иностранных слов.- 7-е изд., перераб. Текст. М.: Русский язык, 1979.-624 с.
  183. , В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях Текст. / В. И. Смирнов. М.: Педагогическое общество России, 1995. — 416с.
  184. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие дляхтуд. высш. пед. учеб. заведений Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -304с.
  185. А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. Текст. / А. М. Сохор — М.: Педагогика, 1974. — 192с.
  186. Социальный энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках Текст. / Редактор-координатор —академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательская группа Инфра М-Норма, 1998.-488 с.
  187. , Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач Текст. / Л. Ф. Спирин. — Ярославль, 1974 — 42 с.
  188. , П. И. Систематизация электротехнических знаний и умений в средней школе. Текст. / П. И. Ставский // Новые исследования в педагогических науках. М., 1970. — Вып. 1. — С. 159−164.
  189. , А. А. Педагогика математики. Текст. / А. А. Столяр Минск: Вышейшая школа, 1969. — 368с.
  190. , А. М. Общая и профессиональная психология: учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений Текст. / А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 382 с.
  191. , М. С. Логика. Текст. / М. С. Строгович М.: Госполитиздат, 1949. — 125 с.
  192. Н. В.Моделирование процесса формирования умений исследовательской деятельности у студентов. Текст. / Н. В. Сычкова // Образование и наука. М., 2001. — № 5. — С.90−102.
  193. , Н. В. Исследовательская подготовка студентов университета
  194. Текст. / Н. В. Сычкова. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 223 с.
  195. , JI. JI. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками (формирование готовности к учебной деятельности) Текст. / JI. JI. Тимофеева РПА, 2006. — С. 112.
  196. , Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий. Текст. /Н. Ф. Талызина // Народное образование. № 7. — 1967.
  197. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ. 1969. — 343с.
  198. , В. И. Психолого-педагогические основы диагностики и прогнозирования профессионально-методической подготовки будущего учителя в педвузе. Текст. / В. И. Тесленко // Ч. 1, 2: Монография. Красноярск: КГПИ, 1990. -244с.
  199. , Е. В. Психофизиология человека. Толковый русско-английский словарь электронный ресурс. Режим доступа: http: tryphonov.narod.ru
  200. , Н. Н. Методика обучения учащихся умению решать задачи. Текст. / Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова. — Челябинский пединститут, 1981.-87 с.
  201. , А. В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков: совершенствование педагогической работы в ВУЗе. Текст. / А. В. Усова. Челябинск, 1980.- С. 156−167.
  202. , А. В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. Текст. /
  203. А. В. Усова. Челябинск: Факел, 1997. — 30 с.
  204. , А.В. Методические рекомендации по овладению умением учиться самостоятельно, приобретать знания Текст. / А. В. Усова, В. А. Беликов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1985. — 39 с.
  205. , К. Д. Избр. пед. соч. В 2-х томах. Текст. / К. Д. Ушинский -М., 1974.
  206. , В. Г. Некоторые вопросы педагогических применений логики Текст. / В. Г. Фарбер // Сов. педагогика. — 1902. — № 1. С. 5.
  207. Философский словарь Текст. / Под. ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина.-М.: Политиздат, 1968. 432с
  208. , JI. М. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы Текст. / JI. М. Фридман, М. Г. Гарунов. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — С. 82.
  209. , JI. М. Трехчленные графы как язык задач .Применение кибернетики в педагогике и психологии. Текст. / JI. М. Фридман. М.: Изд-во УДН, 1980-С. 81
  210. , Д. Формирование учебных навыков Пер. с англ. Текст. / Д. Хамблин.— М.:Педагогика.-1966.
  211. Харламов, И.< Ф. Активизация учения школьников. Текст. / И. Ф. Харламов. -Минск: БГУ. 1970 158с.
  212. , И. Ф. Педагогика: уч. пособие.- 4-е изд., перераб. доп. Текст./ И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2000.- 519с.
  213. , И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. Текст./ И. М. Чередов М.: Педагогика, 1987, — 152с.
  214. , М. А. Методика блочно-модульного обучения. Текст. /
  215. М. А. Чошанов //Под редакцией О. Е. Лисейчикова.— Краснодар: Сов. Кубань, — 1989.-123с.
  216. , В. Д. Введение в психологию. Способности человека. Текст. / В. Д. Шандриков. М.: Логос, 2002. — 160 с.
  217. , С. А. К проблеме взаимоотношений научного познания и обучения Текст. / С. А. Шапоринский. Сов. педагогика. — 1966.12. С. 45.
  218. , С. А. Структура научного знания и обучения Текст. / С. А. Шапоринский // Сов. педагогика. 1984. — № 1 — С. 39 — 41.
  219. , В. Ф. Куда и как исчезли тройки. Текст. / В. Ф. Шаталов. — М.: Педагогика, 1979. 134с.
  220. , С. Д. Школьный урок: как научить каждого. Технология педагогического процесса Текст. / С. Д. Шевченко М., 1991. — Гл.5.— С. 73 — 122
  221. , П. Г. Очерки по философии образования. Текст. /
  222. П. Г. Щедровицкий. — М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993. С. 125−144.
  223. , П. Г. Проблемы методологии системного исследования. Текст. / П. Г. Щедровицкий. М.: Знание, 1964. — С. 40−41.
  224. , М. П. Объять необъятное. Текст. / М. П. Щетинин. М.: Педагогика .— 1986.
  225. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988−203 с.
  226. , Г. И. Роль деятельности в учебной процессе. Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986 — 144 с.
  227. , Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
  228. , Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты Текст. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. М., 1956. — № 5. — С. 24−48.
  229. , П. М. Системность знаний и укрупнение дидактических единиц. Текст. / П .М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев // Сов. педагогика. 1975. — № 7. -С. 52.
  230. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Текст. / Э. Г. Юдин. М., 1978 — 392с.
  231. , Н. М Теория и практика будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. .д-ра. пед. наук. Текст. / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 403с.
  232. , В. А. Педагогическая психология Текст. / В. А. Якунин. Европ. Ин-т экспертов.— СПб.: Изд-во Михайлова В.А.- Изд-во «Полис», 1998. -639с.
  233. Artigue, М. Didactic Engineering. Recherches en Didactique des Mathe-matiques./ M. Artigue. // Selected Papers. 1992. pp. 41−66
  234. Broussear, G. Fondements et methods dc la didactique des Mathematiques. Re-cherches en Didactique des Mathematiques, / G. Broussear -1986. № 2. pp. 33 — 115.
  235. Bruner, J. S. The culture of Education / J. S. Bruner.- Cambr., Mass.: Harvard University Press, 1996.
  236. Chickering, A. W. Seven Principles for Good Practice in Undergraduate Education / A. W. Chickering, Z. F. Gamson. Режим доступа: http: // honolulu. hawaii. edu
  237. Duggan, Т. V., Oliver T.J. Engineering Education, Industry and Lifelong Learning. / Т. V. Duggan, T. J. Oliver // Reports of International Conference on Engineering Education, May 23 25, 1995, Moscow, Russia, — p. 13.
  238. Duggan, T.V. The Changing Nature of Engineering Education and the Shape of Things to Come. // 3-rd Word Conference on Engineering Education.
  239. International, Quality and Environmental Issues. Vol. 1, CMP, Southampton -Boston, 1992.-pp. 3−14.
  240. Goodman, A. The Future of Search / A. Goodman // Search Engine Strategies 2004 Conference, March 1 4. — New York City, 2004. — P. 512 — 514.
  241. World Declaration On Higher Education For The Twenty-First Century: Vision Arid Action And Framework: or Priority Action For Change And Development In Higher Education. 9 October 1998. 23c. Режим доступа: http: //www.unesco.org
Заполнить форму текущей работой