Дизайн корпоративной прессы (на примере журнала «Саквояж»)
Иллюстрация как явление восходит к первым векам христианства. Появление в рукописных книгах рисунков, сделанных от руки, было первым опытом иллюстрирования. «Когда в середине XVстолетия изобретение книгопечатания дало возможность распространять одну и ту же книгу в большом числе экземпляров, снабжать каждый из них подобными рисунками стало затруднительным, и на смену последних явились гравюры… Читать ещё >
Дизайн корпоративной прессы (на примере журнала «Саквояж») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
" Оренбургский государственный университет"
Факультет журналистики Кафедра журналистики Курсовая работа
Дизайн корпоративной прессы (на примере журнала «Саквояж»)
Руководитель работы:
Анненкова Н.А.
Исполнитель:
студентка 4 курса
дневного отделения
Авилова Д.Н.
Оренбург 2014
1. Корпоративная пресса: определение границ понятия
1.1 Корпоративные издания: классификация
1.2 Корпоративные СМИ: основные функции, цели, задачи
1.3 Место корпоративных изданий в системе управления
2. Дизайн периодического издания
2.1 Верстка
2.2 Шрифт
2.2.1 Историческая классификация шрифтов
2.2.2 Классификация шрифтов по ГОСТу
2.3 Иллюстрации
3. Оценка дизайна корпоративных изданий на примере журнала «Саквояж СВ» ОАО «РЖД»
Заключение
Приложение
Актуальность исследования: в связи с динамичным развитием средств массовой информации, в России все большее распространение получает такое понятие как «корпоративная пресса». В настоящее время многие исследователи не могут определиться, что же это за явление и к какой категории его отнести: журналистике или пиару. Таким образом, корпоративная пресса претендует на особое место в СМИ. Резкое бурное развитие этого вида СМИ побудило заговорить о его эффективности: с какой целью создаются такие издания и как они влияют на внутреннюю и внешнюю аудиторию. Только посчитав эффективность проекта, можно оценить, насколько реальные траты компании обоснованы и достигают поставленных целей.
Опираясь на актуальность и анализ научной литературы, была определена следующая проблема исследования: каким образом дизайн корпоративного издания влияет на успех компании.
Объект исследования: эффективность использования визуально-эстетического потенциала проекта.
Предмет исследования: бортовой журнал «Саквояж СВ» ОАО «РЖД» .
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать качество и эффективность дизайна в корпоративных изданиях.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Определение границ понятия корпоративных СМИ, изучение их видов;
2. Выявление целей и задач корпоративных изданий;
3. Изучение понятия эффективности корпоративного издания;
4. Оценка дизайна корпоративных СМИ на примере бортового журнала «Саквояж СВ» ОАО «РЖД» .
Методологическую основу исследования составляют:
— изучение сути и содержания понятия «корпоративная пресса» (Ю.В. Чемякин, А. Быкадорова, Д. Мурзин и др.);
— Ознакомление с функциями и типологией корпоративных изданий (Я.Н. Засурский, Г. С. Мельник и др.);
— изучение корпоративного издания — журнал «Саквояж СВ» ОАО «РЖД» .
База исследования: исследовательская работа проходила на анализе учебно-методической литературы Агафонова Л. С., Алексеева Д. А., Чемякина Ю. В. и др.
Выбранная методологическая основа исследования и намеченные задачи определили ход и логику теоретической и практической частей курсовой работы, которая приводилась в три этапа:
На первом этапе — информационно-поисковом (март 2014 г.) — изучалась учебно-методологическая и научная литература, касающаяся теоретической основы материала, что позволило сформировать задачи предстоящего исследования. Так же были определены цель, предмет, объект исследования и составлен план работы.
На втором этапе — оценочно-деятельном (апрель 2014 г.) — анализировались корпоративные издания. Проводились исследования с целью выяснения степени эффективности и уровня влияния на успех компании.
На третьем этапе — обобщающем (май 2014 г.) обрабатывались и систематизировались данные, полученные в ходе исследования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций на базе учебно-методической литературы; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; разнообразием источников информации, практическим подтверждением теоретически обоснованной необходимости в проекте.
Структура работы отвечает поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 5 приложений.
1. Корпоративная пресса: определение границ понятия
Чтобы определить границы понятия «корпоративная пресса, обратимся в первую очередь, к истокам термина.
Слова «корпорация» произошло от позднелатинского corporation — объединение. Термин «корпоративная пресса» (corporate publishing) пришел из американской практики периодической печати.
Корпоративная пресса — развивающаяся система принадлежащих частным или государственным организациям печатных изданий (журналов и газет), которые выполняют функцию информирования определенной аудитории (сотрудников, партнеров, клиентов или потребителей услуг организации) о деятельности, сфере интересов и влияния организации, формируют корпоративную культуру, управляют ею и служат каналом обратной связи; разрабатываются, издаются и распространяются полностью или частично усилиями сотрудников организации или издательским домом в интересах организации.
Данная формулировка достаточно точно отражает основные грани явления.
Один из авторов, давших научное определение корпоративной журналистике, Д. Мурзин, относит ее к деловому отряду прессы: «Будучи корпоративными, такие издания служат, в первую очередь, инструментом публичной артикуляции и лоббирования интересов отрасли и корпорации, как одного из представителей отрасли» .
Автор отмечает, что сам термин «корпоративная пресса» был принят у западных коллег и включает в себя издания частных и государственных предприятий, главная цель которых — извлечение прибыли.
1.1 Корпоративные издания: классификация
В практике журналистики можно выделить три подвида корпоративных изданий:
1) Дотируемые издания, распространяемые среди персонала и предназначенные почти исключительно для его информирования о событиях внутри корпорации;
2) Корпоративные издания, распространяемые как по подписке, так и бесплатно, но стремящихся информировать читателя по более широкому кругу проблем, выходящих за рамки корпоративных новостей;
3) Смешанные корпоративные издания. Данному феномену посвящено множество исследований и монографий, предложены различные толкования, которые ставят перед исследователями еще больше вопросов.
Исследователь Д. Мурзин считает правомерным использование в российской практике общепринятой классификации корпоративных СМИ, которая выдвигает на первый план аудиторный признак. Существует три основных типа корпоративных изданий по принципу сегментации на целевые аудитории:
1. В2С — издания (для клиентов) обеспечивают коммуникацию с потребителем — частным лицом; основная задача — формирование и поддержание лояльности клиентов к бренду, максимальное информирование и, как следствие, увеличение объема продаж товара или услуги.
2. В2В — издания (для партнеров по бизнесу) помогают наладить контакт с другими компаниями или организациями, а точнее — с их сотрудниками, чье мнение может быть решающим при принятии важных решений. Основная цель — налаживание бизнес связей, формирование образа компании в деловой среде.
3. В2Р — издания (внутрикорпоративные, для сотрудников) помогают руководству компании выстраивать корпоративную культуру и добиваться улучшения производственных показателей как каждого из ее сотрудников, так и бизнеса в целом. Такое издание является одним из важнейших инструментов внутрикорпоративной коммуникации. Для персонала — это инструмент консолидации и мобилизации, для менеджеров — это инструмент реализации стратегии, для топ-менеджеров — это инструмент выработки решений.
По типу финансирования корпоративные СМИ, на наш взгляд, правомерно разделить наследующие основные категории:
1) полностью датируемые (за счет учредителя);
2) частично самоокупаемые;
3) приносящие прибыль.
Большинство современных корпоративных СМИ России относятся к первой категории. Некоторые издания часть средств зарабатывают сами — в основном, за счет привлечения рекламы, а также (иногда) за счет реализации тиража. Полностью самоокупаемых корпоративных СМИ и изданий, приносящих прибыль, в нашей стране пока все же крайне мало (прежде всего, к таковым относятся «бортовые журналы»).
По типу распространения можно выделить две основные разновидности корпоративных СМИ:
1) распространяемые платно;
2) распространяемые бесплатно.
Необходимо отметить, что некоторые корпоративные СМИ практикуют некий смешанный вариант распространения, при котором, например, основная часть тиража распространяется платно, а определенное количество экземпляров бесплатно рассылаются вип-клиентам, партнерам, представителям власти и т. п.
1.2 Корпоративные СМИ: основные функции, цели, задачи
В мировой практике корпоративные издания выполняют социальную функцию. Подобная пресса — это инструмент управления компанией. Ей роль в процессе бизнес-коммуникаций недооценивать нельзя.
Выпуск корпоративной газеты необходимо рассматривать как проект со всеми атрибутами: концепцией, целями и задачами, материальными и кадровыми ресурсами. Мы разберем вид внутри корпоративной газеты, предназначенной только для сотрудников компании.
Типичные цели корпоративной газеты — формирование единого информационного поля и управление отношениями с персоналом руководства (акционеров) компании. Подобное издание поможет сплотить коллектив, донести до него ценности компании, сформировать адекватную корпоративную культуру, управлять отношениями сотрудников к происходящим в компании процессам, изменениям. Газета должна создать площадку для обмена идеями и инновациями, мотивировать на профессиональные достижения. Это далеко не полный перечень задач, в решении которых поможет корпоративная газета. Важно помнить, что газета — всего лишь инструмент. С ее помощью нельзя добиться, чтобы все читатели (сотрудники) думали одинаково. Можно лишь постараться, чтобы они думали об одном и том же.
Основные цели и задачи любых корпоративных СМИ:
1. Сплочение коллектива: Корпоративная газета — печатный орган компании в целом. Объединяют коллектив и статьи, освещающие общие фирменные мероприятия или просто события, происходящего в фирме.
2. Полученные руководством обратной связи от сотрудников: хорошему руководителю важно знать, как его распоряжения принимаются подчиненными. Имея обратную связь, он сможет контролировать психологический и рабочий климат в коллективе.
3. Формирование имиджа компании: в газете могут обсуждаться правила поведения с клиентами фирмы, правила поведения внутри компании, другие элементы создания имиджа, а затем публиковаться уже утвержденные нормы.
4. Мотивация и стимулирование работников: через корпоративную газету можно поблагодарить сотрудника, опубликовать информацию о повышении в должности рассказать об успехах компании. Также можно высказать порицание, опубликовать выговор.
Формирование тех или иных корпоративных СМИ зависят от множества факторов. Одним из основных является аудитория: функции внутрикорпоративных СМИ (изданий для сотрудников) будут значительно отличаться от функций корпоративных СМИ с внешней целевой аудиторией.
Можно выделить следующие основные функции внутрикорпоративных СМИ:
1) Идеологическая (функция формирования корпоративной культуры).
Речь идет о «внедрении» в сознание работников определенных ценностей, стандартов, моделей поведения.
2) Информационно-коммуникативная. Для нормального функционирования любого предприятия жизненно необходимо, чтобы его руководство владело исчерпывающей информацией о развитии производства, о реальных проблемах — производственных, социальных и иных, о настроениях среди работников и т. д. Работникам так же необходимо владеть достоверной информацией о положении дел на предприятии, о действиях и планах руководства, о ситуациях на рынке. Особо важное значение оперативная, достоверная информация приобретает в периоды серьезной реструктуризации производства, смены собственника и другие переходные периоды. Важнейшую роль в распространении информации на крупном или среднем предприятии играют свои корпоративные СМИ.
3. Интеграционная. Обмен информацией, мнениями с помощью корпоративных СМИ способствует созданию атмосферы единства и сплоченности в коллективе. Особую значимость интеграционная функция приобретает для СМИ крупных компаний, особенно тех, чьи подразделения находятся на большом удалении друг от друга.
4. Образовательная (просветительская). Корпоративное СМИ может быть важным средством повышения уровня профессиональных знаний сотрудников компании.
Функции корпоративных СМИ для внешней целевой аудитории:
1. Коммерческая. Эффективность издания для внешней общественности может определяться на основании того, насколько успешно ему удается привлекать новых и удерживать имеющихся клиентов и бизнес-партнеров компании.
2. Имиджевая. В изданиях для внешней общественности эта функция приобретает важное значение. От того, какой имидж компании сформируется в глазах читателей, во многом зависит, обратятся они к ее услугам или нет.
3. Интеграционная. Практически все корпоративные СМИ для внешней аудитории, так или иначе, стремятся объединить вокруг себя — клиентов, деловых партнеров своих компаний, аналитиков фондового рынка, инвесторов и т. д. Задача корпоративных СМИ — сделать так, чтобы их именно их компаний (и предлагаемые ими продукты, услуги) были в центре внимания.
4. Информационно-коммуникативная. Корпоративным изданиям для внешней аудитории важно рассказать своим читателям о продуктах и услугах компании, об успехах самой компании, тенденциях развития отрасли.
1.3 Место корпоративных изданий в системе управления
Корпоративное издание не является полностью автономным субъектом в системе управления. Корпоративное издание должно быть тесно связано с другими органами управления. Поскольку функция управления в корпоративном издании наиболее эффективно реализуется через систему тематического и программно-целевого планирования, участие этих органов в разработке тематических планов и программ является важным условием действенности публикаций.
Этапы создания корпоративного издания должны включать: определение целей и задач, согласование схемы редакции, назначение редакционной коллегии, так называемых ключевых спикеров, а также ответственных лиц за систематический мониторинг, утверждение положения о проекте корпоративного издания, включая регламент подачи материалов выпускающему редактору, их формат, сроки сдачи и пиар, составление бюджета.
Положение о редакции регламентирует вопросы, связанные со статусом корпоративного издания, его определением в системе маркетинговых коммуникаций компании.
Стоит отметить, что собственное издание способствует развитию идеи корпоративной культуры: продвижению миссии, ценностей компании, созданию «эффекта вовлеченности» и, как следствие, влияет на развитие торговой марки, повышение прибыльности и стоимости бизнеса. Резюмируя можно сказать, что наличие централизованного управления коммуникационными потоками — эволюционная ступень в развитии компании.
Корпоративные издания успешно решают такие задачи как:
1. Построение и улучшение имиджа. Корпоративные издания особенно эффективны, когда нужно донести до потребителя значительный объем информации. Настроив издание на правильный сегмент целевой аудитории, с его помощью можно добиться максимального доверия к информационным сообщениям бренда, и, как следствие, — повысить престиж компании. Корпоративные издания прекрасно зарекомендовали себя в качестве информационного канала для вывода на рынок продуктов новой линейки и препозиционирования старых брендов.
2. Стимулирование продаж. 77% потребителей считают, что корпоративные издания лучше других носителей рассказывают им о продуктах и услугах. 60% заявили, что они с большей готовностью приобретут товары и услуги, описанные в фирменном издании.
3. Повышение доверия и лояльности к бренду. Высокий кредит доверия к компании является основным мотивирующим фактором при совершении покупки и способствует повышению лояльности к бренду в целом. (Источник Advertizing Age, аналитический обзор «Next Century» .)
4. Просвещение и обучение. Сегодня маркетологам часто приходится объяснять потребителям смысл тех или иных продуктов и услуг, подготавливать почву для их потребления. Корпоративные издания позволяют компаниям не дожидаться реакции сторонних масс-медиа на новые продукты и услуги, а полностью брать инициативу в свои руки.
Специалисты утверждают, что корпоративные издания необходимы: компаниям с высокой стоимостью продуктов (недвижимость, автомобили, ювелирные изделия) и ограниченным числом покупателей; финансово-кредитным и страховым учреждениям; фармацевтическим компаниям; практически всем компаниям, работающим в сфере услуг; инвестиционным компаниям; в корпорациях, где число сотрудников или партнеров идет на тысячи; на FMGG рынках (целевая аудитория: дистрибьюторы, ключевая розница, продавцы небольших магазинов.)
2. Дизайн периодического издания
Диапазон определений дизайна широк, и в некоторой степени это связано с английским происхождением понятия. В русском языке термин «дизайн» все чаще заменяет термины «оформление», «моделирование», «проектирование», и это не случайно: дизайн предполагает нечто большее, чем просто работа с вещью, — это также и работа с идеей.
Если обратиться к первым газетам и журналам или более поздним изданиям, выходившим в конце XIX-начале XX вв., то можно предположить, что люди в то время действительно получали огромное удовольствие от чтения. Периодическую печать выписывали или покупали потому, что она была в то время единственным (кроме слухов) источником актуальной информации. Дизайн же выполнял, прежде всего, свою чисто утилитарную функцию — визуализировал информацию.
Сегодня, в эпоху активной информационной конкуренции, у дизайна появляются новые задачи: не только привлечь внимание к изданию, облегчить процесс восприятия его содержания, но и закрепить полученные сведения в создании читателя.
С появлением телевидения реципиент стал отдавать предпочтение аудиовизуальному восприятию, что усилило конкурентную борьбу между электронными СМИ и прессой и что, в свою очередь, стало дополнительным стимулом для изменения дизайна газет и журналов в сторону большей наглядности.
2.1 Верстка
Качественный дизайн и верстка полноцветных периодических изданий — основные составляющие успешной периодики. Если дизайн привлекает внимание, то грамотная верстка периодических изданий его удерживает. Выполненная всем требованиям верстка периодических изданий значительно упрощает восприятия информации, ведь каждая страница издания предстает перед читателем как единое целое. Соединение текста, заголовков, фотографий, схем и прочих элементов в монолитный информационный блок — вот те задачи, которые решает верстка периодических изданий.
2.2 Шрифт
Основным строительным материалом изданий, как правило, был и остается шрифт. Успешный дизайн изданий гораздо более зависим от верстки, соблюдающей типографические принципы, чем от сложных коллажей и хитросплетений орнаментов. Классические издания преподносят нам образцы изысканной простоты типографики.
В то же время слишком часто мы можем наблюдать безграмотную работу со шрифтами во многих изданиях. Подчас работа над проектом начинается не с тщательного подбора и подводки гарнитуры для основного текста, а с создания различных текстурных заливок и миниатюр для рубрик и разделов, что практически неизбежно влечет за собой путаницу и отсутствие согласованного и комфортного для читателя дизайна издания. Так нарушается еще не проявившаяся структура.
Первым делом следует определить основной шрифт для набора, его величину (измеряется в пунктах), способы выделений в тексте. Затем сформулировать общие принципы компоновки материала на листе и построить сетку (шаблон) издания, соотносящуюся с величиной и межстрочным расстоянием основного шрифта. После этого можно переходить к экспериментам с заголовками, подзаголовками, врезами, рубриками и т. д.
При выборе и настройке шрифтовых параметров (кегль, интерлиньяж, величина выносных элементов, межбуквенное и межсловное расстояние и др.) следует придерживаться стандартов, выработанных многовековой типографической практикой. Лучшие образцы шрифтов являются законченными произведениями прикладного искусства, восходящими к работам старых мастеров-типографов. К шрифту следует относиться бережно. Легкость трансформации шрифта посредством цифровых технологий не должна вводить в заблуждение, лучше относиться к готовому (качественному) шрифту так, как если бы он по-прежнему был отлит из металла. Генеалогическое древо многих шрифтов заслуживает уважения.
Для выполнения шрифтовой работы дизайнер должен обладать особого рода вкусом, навыком, который можно сравнить с музыкальным слухом, иначе всего потуги будут походить на исполнение песни человеком, которому, как говорят, медведь на ухо наступил. Мы ведь всегда слышим фальшь и неверно исполняемой мелодии. Также и небрежное обращение со шрифтом режет глаз и вызывает у читателя дискомфорт.
2.2.1 Историческая классификация шрифтов
Как ни обширно сегодня шрифтовое хозяйство и как ни велики резервы его обогащения за счет электронной техники, шрифты конца XIX века в основной массе или копируют, или варьируют старые шрифты, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо Да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, клод Гарамон и другие знаменитые художники и графики.
В исторической классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа:
1. Антикву;
2. Египетские;
3. Гротеск.
Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируется сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической антикве контраст мало заметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой или классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие так называемая ленточная антиква со слабовыраженными контрастом и засечками.
Египетские шрифты ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (причем некоторые имеют форму брусочков, например, Мемфис, отсюда современное название шрифтов — брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону уточнения соединительных штрихов и засечек.
Шрифты типа гротеск не имею ни контрастов, и засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия (франц. Grotesque — причудливый, комичный). В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рубленными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах.
Все типографические шрифты условно можно разделить на:
1. Текстовые;
2. Титульные;
3. Акцидентные.
Текстовые шрифты — шрифты, предназначенные для печатания основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей — от 0 до 12 пунктов.
Титульные шрифты — шрифты более крупных кеглей — от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ.
Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными. Шрифты мелких и крупных кеглей одной и той же гарнитуры могут быть использованы: первые — как текстовые, вторые — как титульные.
Акцидентные шрифты — шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль шрифта определяется по прописной (заглавной букве).
2.2.2 Классификация шрифтов по ГОСТу
В государственном стандарте все типографические шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованы три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные — переходной, обыкновенные — классической. Ленточная антиква получила в типографическом каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленные шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленные (например, гарнитура Центральная) вместе с другими «нарушителями» стандарта оказались за пределами классификации.
Гарнитуры — это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю. В ГОСТе насчитывается около 40 типографских шрифтов, а в практическом обиходе гораздо больше, что позволяет и индивидуализировать и разнообразить шрифтовое оформление периодических изданий. Таким образом, в соответствии с классификацией типографских шрифтов согласно ГОСТу, выделяют следующие группы:
Группа рубленных шрифтов
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рубленая, Древняя, Плакатная;
Букварная группа шрифтов
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. В эту группу входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например, Октябрьская;
Группа медиевальных групп
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно, сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс;
Группа обыкновенных шрифтов
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони;
Группа брусковых шрифтов
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика;
Группа новых малоконтрастных шрифтов
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым, но и экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместится в строке, в полосе. С производственно-технологической точки зрения среди требований к шрифтам относят точность воспроизведения графики шрифта в разных видах печати — высокий, глубокий, плоской, механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине. Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. Исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо четкие, простые по рисунку шрифты 12−16 пунктов, для взрослого читателя — шрифты 8−10 пунктов, в справочных изданиях — кегль шрифта может быть снижен. Результаты исследований также показали, что текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50%; курсив, читать труднее. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты «старого стиля» удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля «модерн» лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифты влияет способ печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.
2.3 Иллюстрации
Иллюстрация как явление восходит к первым векам христианства. Появление в рукописных книгах рисунков, сделанных от руки, было первым опытом иллюстрирования. «Когда в середине XVстолетия изобретение книгопечатания дало возможность распространять одну и ту же книгу в большом числе экземпляров, снабжать каждый из них подобными рисунками стало затруднительным, и на смену последних явились гравюры на дереве». (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона), — указывал популярный энциклопедический словарь конца XIX века. Отзывчивость читательской аудитории к сопровождению текста картинкой провела полиграфистов к поиску способов совершенствования иллюстраций. Поэтому чуть позже гравирование стали производить на меди, что дало возможность улучшить качество иллюстраций и многократно использовать печатную форму. Однако гравировка на дереве не исчезла совсем, ее стали применять для печати картинок в дешевых изданиях.
Долгое время иллюстрации оставались прерогативой книжных изданий, которые можно было дольше готовить и рассчитывать их распространение на длительный срок. Во второй половине XVIII столетия, благодаря усовершенствованию полиграфии, стали появляться первые иллюстрированные журналы. Они знакомили читателя с событиями и современниками, расширяя восприятие информации за счет иллюстрации. Изображение или картинка теперь стали не просто украшать, а пояснять и дополнять текст.
Постепенно создавались технические и социальные предпосылки для появления еженедельных периодических изданий, и стали формироваться первые черты, отличающие еженедельник от остальных типов периодики. Одной из таких типологических черт его стало наличие иллюстрации. В наше время уже ни одно периодическое издание фактически не воспринимается потребителем без визуально-графической составляющей.
3. Оценка дизайна корпоративных изданий на примере журнала «Саквояж СВ» ОАО «РЖД»
Реклама.
В корпоративном издании «Саквояж СВ» ОАО «РЖД», который мы взяли для рассмотрения, главным элементом является наличие огромного количества рекламы. Реклама — двигатель торговли, и это знает, несомненно, каждый. Возникает вопрос: почему же для корпоративного издания, такого как «Саквояж СВ», необходимо иметь столько рекламных данных? Ответ прост — целевая аудитория. Именно на целевую аудиторию рассчитана реклама такого рода издания, так как среди пассажиров поезда дальнего следования могут оказаться крупные инвесторы, к примеру, или те, кто любит коллекционировать брендовые вещи.
В журнале «Саквояж СВ» располагается большое количество рекламы. Здесь можно встретить достаточное количество товаров, предназначенных довольно состоятельным покупателям. Соответственно, складывается впечатление, так скажем «подсознательное» о респектабельности этого издания.
Далее необходимо отметить из чего целиком состоит журнал «Саквояж СВ» в целом — шрифтовое оформление и иллюстрированное наполнение.
Шрифтовая политика. Необходимо использовать в тексте один основной и один дополнительный шрифт, в заголовках — два, три универсальных шрифта, схожих по начертанию, варьировать их кегль, угол между основными штрихами и воображаемой линией, на которой они стоят (прямые — курсивные), соотношение между шириной буквы и ее высотой (нормальные — широкие — узкие), прописное и строчное написание, добиваясь того, чтобы все виды заголовков (элементы заголовочного комплекса) гармонировали и на полосе, и в номере. Такое оформление называется малогарнитурным и предполагает наличие шрифтового расписания. корпоративный пресса журнал дизайн
Шрифтовые и композиционные выделения.
Текст в современной журнале и особенно в газете требует акцентированного оформления. Сегодня, когда поток информации увеличился, характер восприятия информации заметно изменился. Читатель начинает с просматривания издания, выделяя то, что ему обязательно нужно вдумчиво прочитать и то, что достаточно бегло пробежать глазами. Отсюда — чуть ли не обязательные «вводки» и «послесловия», «выносы в тексте» и др. Для этого отработаны определенные дизайнерские приемы.
В журнале «Саквояж СВ» используются несколько видов шрифтов, а также часто вариант написания будет являться вполне удобным, так как при чтении глаза не напрягаются и к тому же можно быстро просмотреть ключевую информацию, выделенную другим шрифтом, если нет времени читать все полностью.
Шрифтовое оформление и иллюстрации
Важная функция заголовков — руководство вниманием, а о заголовочном комплексе, включающем в себя и основной заголовок, и рубрику, и подзаголовок и лид и др. В современном заголовочном комплексе можно представить все информационные свойства публикации: предмет разговора; авторские и редакционные оценки; время и место действия; жанр; авторство; адресность публикации. В заголовочном комплексе очень важно варьировать начертания и написание шрифтов. При таком подходе можно буквально все виды заголовков набирать одной гарнитурой.
Основной заголовок дает представление о стоящем под ним материале. Яркий, небанальный, афористический, краткий, литературно грамотный заголовок повышает эффективность восприятия всего материала. Особенно если после прочтения публикации читатель осознает единство заголовка и текста. Он также может дополняться подзаголовком — чаще всего тематическим, который поясняет, уточняет, интригует, или служебным, указывающим на характер, направление газетного выступления, на его литературную форму или источник информации. Если текст большой по объему, его разбивают на части, каждая из которых имеет внутренний подзаголовок. Все это в совокупности ориентирует читателя при читателя при чтении текста, облегчает смысловое восприятие.
В журнале «Саквояж СВ» можно выделить два вида заголовков: заголовки рекламных материалов и заголовки информационных статей. Для рекламы используют более яркие тона и броские шрифты, большие надписи. Необходимо отметить, что заголовки четко дают представление о материале. То есть сама формулировка оказывается лаконичной, емкой. На подсознательном уровне глаз читателя выберет тот материал, который ему интересен, ориентируясь на заголовочным комплексам.
Теперь поговорим об иллюстрациях. В бортовом журнале «Саквояж СВ» очень богатый и разнообразный иллюстративный материал, который в своем роде «оживляет» издание, задает собственный ритм и стиль.
Иллюстрация (от лат. — освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самостоятельным произведением фотографического или изобразительного искусства (12−13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации). То есть иллюстрация:
— акцентирует внимание читателя (снимок, рисунок нередко играют роль зрительного центра полосы. В композиционном плане они как бы замыкают на себя остальные публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии, фотоблока, плаката, карикатуры определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее (такую верстку иногда называют «мельницей»);
— ориентирует читателя (заставочная фотография, рисованная заставка, фотомонтаж, коллаж могут сразу подсказать читателю тему публикации; заставки-символы выступают и в качестве постоянной, разовой рубрики);
— служит средством художественного оформления печатных полос. Текст и иллюстрации должны представлять собой содержательное единство, вместе раскрывать тему, усиливать друг друга.
Психологи утверждают, что рисунок быстрее замечается читателем, дольше хранится в памяти, фотографии как документу доверяют больше. Поэтому, а также в силу ее оперативности и достоверности дизайнеры отдают предпочтение фотоснимкам.
В корпоративном журнале «Саквояж СВ» иллюстрация играет одну из ключевых ролей. Тексты, фотографии, постеры не вытесняют друг друга, борясь за право быть «лидером», а напротив, взаимодополняют друг друга. Это помогает создать определенный дизайн: яркий, запоминающийся.
Переход газет на офсетную печать, увеличение их формата делают их не только красивыми, но и, главное, — удобным для чтения. Изображение на фотографиях смотрится мягко, оно не теряется даже при самых малых размерах фотоиллюстрации. Появились специальные приемы: наложение фотографии на текст, подпись на снимке и др.
Также на страницах журнала «Саквояж СВ» можно встретить пресс-фото в совокупности с материалом, который органично дополняет эти фотографии. Пресс-фотография выполняет различные функции: она сама по себе отличный журналистский материал, хотя иллюстрирует текст; она самостоятельно представляет события текущей жизни, наглядно запечатлевая время в общих чертах и деталях; контрастируя серым полем текста, она освежает графику и композицию журнала, тем самым привлекая наше внимание ко всему номеру, полосе, отдельным сообщениям. Усиление той или иной функции зависит от многих факторов: мастерства фоторепортера, журналиста-оформителя (работника секретариата), художника, ретушера и даже от способа печати и качества бумаги.
Заключение
Корпоративные издания приобретет все большую популярность. По утверждению директора по маркетингу ИД «МедиаЛайн» Евгения Григорьева по сравнению с 2006 годом корпоративная пресса стала известной и более профессиональной и по содержанию, и по форме. Это связано с тем, что в издания предприятия стали приходить профессиональные журналисты, корреспонденты, репортеры. Благодаря этому повышается эффективность издания.
Цель исследования заключалась в анализе эффективности дизайна в корпоративном издании.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены и решены следующие задачи:
При решении первой задачи нами были определены границы понятия корпоративных СМИ. В связи с тем, что это достаточно новое явление, мы выяснили, что данное понятие достаточно неоднозначное.
Корпоративная пресса достаточно быстро входит в нашу жизнь, поэтому второй задачей стало выявление функций, целей и задач изданий. В мировой практике корпоративные издания выполняют социальную функцию. В связи с этим, подобная пресса — это инструмент управления компанией. Также внимание было уделено вопросу о месте корпоративных изданий в системе управления.
Третьей задачей стало изучение понятия дизайна корпоративного издания. Если газету или журнал не читают — значит он не привлекает внимание.
Анализируя дизайн корпоративного издания на примере журнала «Саквояж СВ», нами была решена четвертая задача. Таким образом, эффективность компании напрямую зависит от внешнего вида и визуальных составляющих корпоративного издания. Журнал «Саквояж СВ» на пути развития и совершенствования, поэтому по праву может считаться эффективными качественным проектом. Мы пришли к выводу, что дизайн журнала прошел путь становления и сейчас представляет собой самостоятельный продукт, с яркими фотоиллюстрациями и высококачественными редакционными материалами.
Приложение