Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Телеканал «Спорт» продемонстрировал, что тема спорта настолько глубока и разнопланова, что освещать её можно и нужно на всех уровнях осмысления: и оповещения, и ориентирования, и коррекции, и символизации. Аудитория может и должна откликаться на это освещение и реакцией общественного мнения, и реакцией вовлечения, и реакцией исполнения, и реакцией социальной гарантии. Спортивное телевидение может… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Понятие и сущность спортивного телевидения
    • 1. 1. Исторические корни спортивного радиовещания и телевидения России
    • 1. 2. Современные спортивные телепрограммы и их аудитория в России
    • 1. 3. Место и роль телеканала «Спорт» в системе спортивного телевидения России
  • Глава II. ТЕЛЕКАНАЛ «СПОРТ» В СИСТЕМЕ СМИ И СМК
    • 2. 2. Специфика проблематики спортивного телеканала
    • 2. 3. Особенности воздействия на спортивную телеаудиторию
  • ГЛАВА III. ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ СПОРТА
    • 3. 1. Текст и дискурс спортивных сообщений
    • 3. 2. Языковая специфика спортивного комментария
    • 3. 3. Стилевые доминанты спортивного телетекста

Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Известно, что спорт является и субъектом, и объектом общественного внимания во всём мире. В нашей стране спорт сегодня особ’енно актуален в связи с подготовкой к проведению 0лимпиады-2014 в Сочи. Внимание к развитию спорта и физическому воспитанию здоровой нации составляет в настоящее время одно из приоритетных направлений внутренней государственной политики в России. Дмитрий Медведев на встрече с Фондом поддержки олимпийцев заявил: «Государство должно обратить особое внимание на развитие системы детского юношеского спорта.

Ведущую роль в развитии спортивного движения и в реализации коммуникационного обмена между субъектами спортивной деятельности играют СМИ. С начала третьего тысячелетия в России происходит формирование новой социально-политической и экономической ситуации. Преобразования наблюдаются и в сфере телевидения, которое находится в стадии поиска новых форматов коммуникации. Если сначала в телесетке преобладали развлекательные программы, то затем акценты стали меняться. Так, постепенно происходит возврат к пониманию того, что телевидение должно не только развлекать, но и воспитывать, просвещать, помогать человеку гармонично развиваться, формировать определенную систему ценностей и идеалов в науке, политике, общественной жизни.

Советская система физического воспитания являлась неотъемлемой частью государственной системы. Применение различных средств и методов физического воспитания в сочетании с оздоровительными мероприятиями содействовало укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию организма, формированию жизненно необходимых двигательных навыков. Физическая культура и спорт были важнейшими и эффективными средствами формирования морального и духовного облика советского человека, способствующими всестороннему гармоничному развитию личности.

Не в последнюю очередь благодаря участию спортивной редакции отечественного телевидения Советский Союз воспитал поколения выдающихся спортсменов. Примером может послужить широкое освещение первых международных хоккейных матчей в 1972 году между сборными командами СССР и Канады. Под руководством' Всеволода Боброва «ледовая дружина» впервые «скрестила «клюшки в очном соперничестве со сборной Канады, составленной из сильнейших игроков НХЛ. В этих матчах вся страна увидела новое поколение легендарных игроков: Владислава Третьяка, Валерия Васильева, Геннадия Цыганкова, Владимира Лутченко, Владимира Петрова, Бориса Михайлова, Валерия Харламова, Александра Якушева, Владимира Шадрина, Александра Мальцева. Спустя несколько месяцев в каждом дворе была сооружена хоккейная площадка, а чуть позже — организован турнир среди молодёжи «Золотая шайба», который проводится и по сей день.

В начале XXI века вновь стали усиливаться тенденции развития спорта в стране. Связано это было во многом с заявками Российской Федерации на проведение в стране Олимпийских игр. Воспитание подрастающего поколения, воздействие на сознание личности через показ спортивных состязаний и рассказ о выдающихся спортсменах — вот главные составляющие, которые характеризуют современное спортивное телевидение.

И постепенно началась кампания по восстановлению и развитию программы воспитания поколения, которому бы с детства прививались принципы здорового образа жизни. Ключевую роль в этом сыграло не только строительство детских площадок и открытие секций при школах и детско-юношеских, спортивных школ олимпийского резерва (ДЮСШОР), но и пропаганда спорта через СМИ.

Воспитание подрастающего поколения и воздействие на массы через спорт и качество показа спортивных состязаний — вот одна из главных составляющих, которые характеризуют современное спортивное телевидение и, в частности, массовый спорт.

Серьезный позитивный сдвиг в этой сфере произошел после открытия в 2003 году специализированного телеканала «Спорт». Он стал первым и единственным общедоступным каналом в стране, который ведет круглосуточную пропаганду спорта и здорового образа жизни с таким охватом аудитории: телеканал «Спорт» доступен зрителям всех городов России с населением более 1 млн. человек, 70% городов с населением от 0,5 до 1 млн. человек и 36% городов с населением от 100 до 500 тыс. человек" .

Таким образом, актуальность диссертации определяется необходимостью научного осмысления деятельности единственного общедоступного телеканала «Спорт» и факторов усиления его популярности. Сегодня канал «Спорт» поменял название, концепцию и программное наполнение. С января 2010 года частоту телеканала «Спорт» занял новый канал «Россия 2», по новой концепции -«молодёжной направленности». При этом спортивные программы по объему сохранили треть сетки вещания.

В русле избранной темы особенно значимы несколько взаимосвязанных вопросов: проблемы формирования здоровой нацииособенности функционирования телеканала «Спорт" — проблемы формирования здоровой нацииспецифика отечественных спортивных телепрограмм (в историческом и современном аспектах) — работа спортивного комментатора и его языковая культура.

Спорт в современном мире является воплощением национальной гордости, источником объединения людей. В истории общества спорт часто использовался в качестве механизма оправдания и утверждения государственной идеологии, например в нацистской Германии.

Победы немецких спортсменов должны были подтверждать верность избранного политического курса. Во время «холодной войны» и в эпоху так называемой «разрядки» (1975—1982 гг.) спортивные состязания между США и СССР символизировали борьбу за превосходство одной политической системы над другой. Эта тема была рассмотрена в диссертации, посвященной идеологическим аспектам спортивного телевидения3.

Сегодня спорт пронизывает многие уровни современного социума, оказывая существенное воздействие на различные стороны жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду и образ жизни людей, укрепляет нравственные и этические ценности. Действительно, спорт обладает мощной социализирующей силой, это национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей. Текстовое (вербальное) и образное (визуальное), воплощение этой идеи на телеэкране — актуальная проблема в современной стремительно меняющейся телекоммуникации. Она требует самого тщательного изучения и отчетливого понимания.

Объектом исследования является деятельность телеканала «Спорт», специализирующегося на производстве спортивных телепередач различных жанрово-тематических и тематических форматов. Причём телеканал «Спорт» рассматривается не как бизнес-структура, а как социальный институт.

Предмет исследования — специфика освещения спортивной тематики на специализированном телеканале «Спорт» (2003;2009 гг.), связанная с выбором жанрово-тематических направлений, визуально-образными и вербально-стилистическими особенностями формирования и воспроизведения телетекста.

Цель исследования — выявить, проанализировать и.

3 Коноиыхин С. Н. «Идеологические аспекты культурного обмена» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М. 1979 г. охарактеризовать особенности спортивного вещания на российском телевидении, определяющие роль спортивного телевещания в современном обществе.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

— определить место и значимость телеканала «Спорт» в ракурсе историко-аналитического обзора развития отечественного спортивного телевещания;

— сформулировать основные задачи спортивного телевидения и определить сущность его информационной, пропагандистской и воспитательной функций— рассмотреть жанрово-тематическую структуру телепрограмм канала «Спорт», показать их информационно-образную специфику;

— выявить комплект характеристик, определяющих сильные и слабые стороны деятельности спортивного телевидения Россиитематику, проблематику, рубрикатор, форму подачи материала, характер ведения программы, роль ведущего, язык и стиль телевизионных текстов и т. д.;

— разработать рекомендации по совершенствованию качества контента спортивного телеканала и работы спортивного тележурналиста.

Степень научной разработанности темы.

В советской научной литературе сформировалась определенная тенденция рассматривать спорт в непосредственной связи с государственной политикой. Именно тогда появились исследования, посвященные феномену телевидения не только как составной части.

СМИ, но и как неотъемлемого рычага государственной политики.

Однако вопросы организации и проведения спортивных трансляций и программ до настоящего времени в отечественных исследованиях по тележурналистике углубленно не рассматривались. Существует ряд работ по телевизионной журналистике как искусству создания образа, 7 визуального-вербального рассказа о проблемах общества в целом и человека в частности. Но трудов, освещающих вопросы взаимодействия спорта и телевидения, чрезвычайно мало. Среди изданий, посвященных данной специальной тематике, можно назвать всего несколько работ. Это книги и статьи таких авторов, как А. Ф. Ратнер, С. И. Гуськов С. И, В. В. Зверева.

Теоретическую основу исследования составили труды общего характера, посвященные телевидению как виду СМИособенностям экранного искусствапроблемам тележурналистики. Это работы Э. Г. Багирова, В. М. Березина, P.A. Борецкого, A.C. Вартанова, H.A. Голядкина, C.B. Дробашенко, В. В. Егорова, Я. Н. Засурского, Г. В. Кузнецова, Р. Д. Копыловой, С. А. Муратова, Е. П. Прохорова, B.C. Саппака, В. Л. Цвика, и других авторов. Автор также опирался на работы о языке и роли слова в коммуникации Ю. Н. Караулова, Ю. М. Лотмана, В. Б. Шкловского, и на исследования, посвященные проблемам культуры русской речи, выразительным возможностям русского языка в сфере СМИ: В. Г. Костомарова, Н. Ф. Алефиренко, М. М. Бахтина, Н. С. Валгиной, М. Н. Володиной, A.A. Залевской, A.A. Леонтьева, Г. Н. Трофимовой и др.

Среди исследований телевизионной журналистики особо стоит отметить исследования профессора С. А. Муратова, который анализирует состояние постсоветского телевидения. Он подробно прослеживает обретения и утраты отечественного ТВ. Об актуальности темы нравственных критериев поведения тележурналиста говорит изданное в 2003 году учебное пособие «Телевизионное общение в кадре и за кадром». Нравственный, воспитательный аспект телевизионной коммуникации подробно исследован в монографии профессора В. М. Березина «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия», который сосредотачивает свое внимание на примерах несомненной преемственности некоторых программ советского и нынешнего российского телевидения, прямого и 8 непрямого заимствования некоторых приемов — с одной стороны, и отрицания их — с другой.

Отдельную группу научных трудов, на которых базировался автор, составляют труды по проблемам научного и практического программирования телевещания и его жанров. Это работы В. В. Егорова, Е. Л. Вартановой.

Теоретическая и методологические основы исследования. В целях целостного рассмотрения проблемы в исследовании применены сравнительно-типологический и конкретно-исторический методы анализа эмпирического материала. Также учитывался непосредственный опыт автора в подготовке и ведении спортивных телепрограмм. Использовались методики опроса, интервью и статистического обобщения данных, позволяющие наглядно рассмотреть структуру, и наполнение программы телеканала «Спорт».

Филологический теоретико-журналистский аспект диссертации базируется на развернутом анализе специфики современных телевизионных текстов, на изучении форм и методов аудиовизуального воздействия на аудиторию с позиций теории журналистики.

Для реализации цели и задач данной диссертации предпринималось комплексное исследование с учетом специфики подхода к ней в различных науках: языкознании, теории журналистики, социологии, психологии и др.

Гипотеза исследования. В условиях возрастания значимости спортивной составляющей в социокультурных, международных и финансово-экономических внутригосударственных и международных контактах роль спортивной журналистики существенно усилилась, что повлияло на расширение функций, тематики и жанрово-стилистических характеристик спортивных телепередач. Именно в спортивных передачах наиболее адекватно и эффективно можно работать с современной массовой аудиторией, а спортивный тележурналист оказался весьма влиятельным участником массовых информационных и коммуникационных процессов.

Теоретическая ценность диссертации. Устанавливая причинно-следственные связи в развитии спортивной тележурналистики в России, автор теоретически обобщает и систематизирует информацию, которая может использоваться как основа для разработки теоретической концепции спортивного телевещания в целом (составление сетки, разработка концепции информационных, тематических, аналитических программ спортивного телевидения, методология проведения интервью в трансляции и т. д.). В рамках этого исследования автор дает самостоятельное определение термину «спортивное интервью» и углубляет общую теорию спортивной тележурналистики с учётом современных языковых и информационно-коммуникативных реалий.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут расширить содержание курсов и спецкурсов по тележурналистике, а результаты позволяют скорректировать практическую деятельность спортивного телевещания, оказать помощь в работе федеральных сотрудников не только спортивных телеканалов, но и региональных телевизионных СМИ, освещающих спортивные события. Многие положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут лечь в основу разработки методических рекомендаций для ведомственных телекомпанийскорректировать работу спортивных корреспондентов, работающих в программах новостей и на каналах разных телекомпаний страны.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые проводится комплексное теоретическое исследование спортивного телевещания России, ориентированное на специализированный спортивный телеканал, что позволяет наиболее продуктивно и основательно выявить все возможности и перспективы спортивной тележурналистики как общественно значимого явления в современной жизни. Также автор предпринимает успешную попытку формирования теоретического обоснования концепции современного спортивного телевидения как социального института.

Апробация работы. Отдельные выводы и заключения диссертанта были опубликованы в виде статьи «О языке спортивного телевидения» в журнале «Русская речь» (№ 5 2009 стр.78). Автор выступил с докладом «Развитие спортивного телевещания на переломе ХХ-ХХ1 веков» на Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» в октябре 2007 года в Воронеже, на VI международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» в ноябре 2009 с докладом «Спортивное телевидение как фактор воспитания человека», а так же на Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ» в феврале 2009 года с докладом «Спортивный комментатор сегодня». Часть предложений автора уже нашла отражение в структуре спортивного телевидения телеканала «Спорт», а также в содержании его передач.

Эмпирической базой исследования служат программы телеканала «Спорт». Для анализа текстов были записаны и расшифрованы 80 выпусков программ, выходивших в эфир в 2003;2009 гг., общий печатный объем — 500 страниц. Для уточнения концепции вещания, форм и направления деятельности канала «Спорт» автор провел очные интервью с продюсером телеканала «Спорт» Дмитрием Анисимовым, руководителем тематической редакции Сергеем Анисимовым, программным директором Андреем Возияном, комментатором Сергеем Ческидовым. п.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации работ, отражающих содержание кандидатских диссертаций.

1. Десюк Д. В. О языке спортивного телевидения // Русская речь. -М.: Изд-во Наука. 2009, № 5. — С.78−83.

2.Десюк Д. В. Языковая специфика спортивного телелекста // Знание. Понимание. Умение. -М.: Изд-во 2010, № 4. — С. 187−190.

3. Десюк Д. В. Когда видится и слышаться о языке спортивного телевидения// Русская речь. — М.: Изд-во Наука. 2011, № 1. — С.79−82.

Научные публикации.

4. Десюк Д. В. Развитие спортивного телевещания на переломе XX— XXI веков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы», 29−31 октября 2007 г. / Под ред. проф. В. В. Тулупова. 4.1. — Воронеж: Изд-во ВГУ. 2007. — С.102−105.

5. Десюк Д. В. Спортивный комментатор сегодня // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Изд-во МГУ. 2009. — С.239−240.

6. Десюк Д. В. Спортивное телевидение как фактор воспитания человека // Высшее образование для XXI века. VI Международная научная конференция. — М.: Изд-во Московского гуманитарного института. 2009. — С.95−100.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Спортивное телевидение прошло сложный путь, прежде чем обрело значительную идеологическую, социальную и культурную роль в жизни общества. Понадобились долгие десятилетия, чтобы достижения науки и техники создали возможность для воплощения мечты о передаче изображения на расстояние. Спорт всегда был частью государственной политики. Именно поэтому после того как в конце 90-х годов прошлого века произошло сокращение объема спортивных программ, на российском телевидении руководством страны было принято решение создать отдельный специализированный спортивный канал.

Телевидение превратило трансляцию крупных спортивных состязаний в эффективное средство воспитания патриотизма. Все каналы стараются показывать рейтинговые трансляции в прямом эфире. Сетка вещания телеканалов меняется в зависимости от спортивных событий. Так телеканал «Россия» показывает матчи с чемпионатов мира по хоккею в прямом эфире, сдвигая популярные ток-шоу на более ранее время. Первый канал договорился с футбольной Премьер-лигой, чтобы матчи, которые он транслирует начинались в 16:00. Канал НТВ спустя три года вновь показывает матчи футбольной Лиги Чемпионов, которые в эфире заменили художественные телефильмы. Кроме того, каждый телеканал уделяет внимание спортивным новостям в информационных выпусках.

Спорт в современном мире является источником национальной гордости, поводом для объединения и, в то же время, механизмом, который используется политическими элитами, средствами массовой информации для внушения определенных идей как гражданам своего государства, так и гражданам других стран. Во время «Холодной войны» и в эпоху так называемой «разрядки» (1975;1982 гг.) спортивные состязания между США и СССР использовались как символ превосходства одной политической системы над другой. Сегодня спорт пронизывает многие уровни современного социума. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности и образ жизни людей. Российские политики стали рассматривать спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей. Для пропаганды здорового образа жизни и был создан телеканал «Спорт», который позволяет российским болельщикам круглосуточно быть в курсе значимых мировых и российских спортивных событий. Этому принципу подчинена вся эфирная политика канала, ее программное наполнение. Содержание сетки телеканала отражает разносторонние интересы спортивной телеаудитории, охватывая широкий возрастной, тендерный, социальный, образовательный и культурный диапазоны. Это позволяет телеканалу «Спорт» привлекать к спорту все больше людей из разных сфер общественной жизни, приобщая их к спорту и как к увлекательной теме, и как к образу жизни, и как к важному государственному делу.

Телеканал «Спорт» разносторонне и полновесно выполняет информационную функцию, которая является основной составляющей в комплексе функций СМИ.

В сетке вещания телеканала «Спорт» размещены тематические программы, посвященные популярным у телезрителей видам спорта футбол, хоккей, автоспорт и др). В основном это еженедельные программы, все они в настоящее время представляют собой телевизионный журнал", в котором имеется несколько телесюжетов в разных жанрах, объединенных одной темой или сюжетом. В связи с тем, что на канале только несколько программ имеют строго закрепленное эфирное время, рейтинги так называемых «плавающих» часто разнятся. Сейчас на спортивном телевидении существует два подхода к созданию спортивных программ: первый, так называемый, подход информационный, когда во главу угла ставится насыщение.

171 программы информативным содержанием. Второй — программа отталкивается, в первую очередь, от какой—то актуальной проблемы. Руководство телеканала постоянно меняет концепции программ и сетки вещания, анализирует интерес зрительской аудитории. Однако единая модель по привлечению наибольшей аудитории к большинству программ до сих пор не найдена.

С первого января 2010 года частоту телеканала «Спорт» занял новый молодежный канал «Россия 2».

По мнению Генерального директора ВГТРК Олега Добродеева, изменения произошли в связи с тем, что назревало структурирование холдинга: «Мы решили пойти по опробованному пути — на базе канала «Спорт» будем делать телеканал с названием «Россия 2». Но при этом мы сохраняем объём прямого эфирного спорта и не будем отказываться от трансляции социально значимых видов спорта, таких как футбол, хоккей, волейбол, баскетбол. Этот канал будет адресован иной аудитории, чем аудитория телеканала «Россия». Это будет более молодая, активная, я бы даже сказал, жёсткая аудитория"110.

Россия 2″ унаследовала от телеканала «Спорт» все способы распространения сигнала, поэтому на 1 января 2010 года программы телеканала доступны для 82,1 миллионов человек, проживающих в 80-ти субъектах РФ, что составляет 57,2% от общей численности населения страны. Также большая часть спортивных трансляций доступна через сайт Sportbox.ru111.

Отличительной чертой «России 2» от телеканала «Спорт» стала сетка вещания. Появились новые информационные программы. Это «Вести.ги» —эфир три раза в день по будням и два раза — по выходным, «Вести-спорт» -программа, рассказывающая о главных спортивных событиях в России и мире. Среди новых спортивных программ — «Задай вопрос министру», «Неделя спорта», «Страна спортивная», и.

110 http://sport.rian.ru/sport/20 090 930/ 187 019 396. html http://ru.wikipcdia.org ряд других. «В мире животных» — программа Николая Дроздова — тоже теперь на спортивном канале112. Кроме того стоит отметить, что в июне 2010 года ВГТРК был запущен еще один канал «Спорт 1». Новый спортивный кабельный телеканал «Спорт-1» вошел в пакет телеканалов, которые в настоящее время могут видеть абоненты «Национальной Кабельной Сети».

Телеканал «Спорт» продемонстрировал, что тема спорта настолько глубока и разнопланова, что освещать её можно и нужно на всех уровнях осмысления: и оповещения, и ориентирования, и коррекции, и символизации. Аудитория может и должна откликаться на это освещение и реакцией общественного мнения, и реакцией вовлечения, и реакцией исполнения, и реакцией социальной гарантии. Спортивное телевидение может и должно полноценно осуществлять все функции СМИ: и информационную, и просветительскую, и агитационно-пропагандистскую, и воспитательную, и развлекательную. Причём именно у спортивного телевидения есть возможность полноценно осуществлять эти функции единовременно, в одном телетексте, благодаря особой, в том числе и языковой стилистике. Наконец, спортивному тележурналисту как никому другому могут и должны быть подвластны все журналистские жанры, от информационной заметки до высоко пафосной публицистики.

Важное место в исследовании спортивного телетекста играет речевой портрет спортивного комментатора. Именно ему адресована задача работы в прямом эфире, и именно ему досталась роль основного коммуникатора в спортивных массовых информационных процессах. И именно его речь является образцом спортивного телетекста со всеми его специфическими и общестилевыми доминантами, а также играет основополагающую роль в формировании спортивного медиадискурса.

Рассмотренные основные языковые специфические черты спортивного телетекста в целом свидетельствуют о том, что, с одной.

112 http://ru.wikipedia.org/ стороны, язык спортивных телетекстов развивается в русле общих тенденций актуальных процессов в русском языке в целом и в языке средств массовой информации в частности.

Логоэпистемность текстов спортивных комментаторов на телеканале «Спорт» делает эти тексты прецедентными, то есть такими, которые, во-первых, демонстрируют принадлежность к культуре русскоязычной аудитории, во-вторых, способствуют объединению этой аудитории не только на основе темы спорта, но и на уровне её языкового воплощения. Насыщенность текстов символами культуры дает спортивной аудитории возможность проверить и подтвердить свою культурную идентичность.

В текстах, фигурирующих на телеканале «Спорт», сложились конститутивные признаки спортивной телевизионной речи.

Язык и стиль текстов, функционирующих на телеканале «Спорт», одновременно и сохраняют некоторые доминантные признаки газетно-публицистического стиля в целом, и демонстрируют ряд особых характеристик. К таким доминантным признакам содержания текстов необходимо отнести повышенную информативность, обусловленную задачей выполнения информационной функции, и следующие за ней фактографичность, документальность, достоверность или подлинностьвыразительность, связанную с функцией воздействия, и сопровождающие её экспрессивность, образность, эмоциональность.

Доминантными формальными признаками являются жанровая определенность, позволяющая эффективно осуществлять качественную коммуникацию в каждой конкретной • ситуацииодновременное сочетание клишированности и номинативной оперативности, что дает возможность автору создавать тексты очень быстро и определенном объеме, и в то же время постоянно находиться «на острие» момента.

В качестве особых характеристик следует выделить приближенность к устной литературной разговорной речивысокую культуру речи, насыщенность логоэпистемами и прецедентность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). — СПб.: Златоуст, 1999. -472с.
  2. Н.Ф. «Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Академия, 2002. —394с.
  3. В.И. Первая русская «Риторика» начала XVII века. Текст. Перевод. Исследование. —М.: Добросвет, ЧеРо, 1999. —362с.
  4. В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учеб. Пособие. -М.: Флинта и Наука, 2002. —416с.
  5. В.И. Русская риторика: исторический аспект: Учеб. Пособие. -М.: Высшая школа, 2003. -397с.
  6. Античные теории языка и стиля / Под общ. ред. О. М. Фрейденберг. -М.- Д.: Соцэкгиз, 1936.-341с.
  7. Э. Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. — 151с.
  8. М.М. человек в мире слова. — М.: Российский открытый университет, 1995.-140с.
  9. В.М. Теория массовой коммуникации. -М.: Российский университет дружбы народов, 1997. -184с.
  10. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. Серия: Практическая журналистика. -М.: РИП-холдинг, 2003.-180с.
  11. P.A. Телевидение на перепутье. -М.: Наука, 1998. -320с.
  12. Р. А., Кузнецов Г. В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М.: Искусство, 1990 -154с.
  13. P.A. В Бермудском треугольнике. -М.: ИКАР, 1998. -204с.
  14. P.A. Осторожно, телевидение! -М.: PIK АР, 2002. -260с.
  15. Н.Д., Костомаров В. Г. Жизнь в мимолетных мелочах. — СПб.: Златоуст, 2006. 68с.
  16. Н.В. Вакурова, Л. И. Московкин. Типология жанров современной экранной продукции. М.: Институт современного искусства 1997. -61с.
  17. Н.С. Теория текста. -М.: Логос, 2003. -280с.
  18. A.C. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. -М.: Высшая школа, 2003. -458с.
  19. Л.А. Делаем новости! -М.: Аспект-пресс, 2002. -190с.
  20. М.Н. Язык средств массовой информации -М.: Академический проект, 2008. -760с.
  21. Е. М. Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития Лингвострановедения: Концепция речеповеденческих тактик. -М.: Гос. Ин-т рус. яз. им. A.C. Пушкина, 1999. -427с.
  22. Е. М. Костомаров В.Г. Язык и культура. —М.: Наука 1976. -248с.
  23. В.В. О теории художественной речи. —М.: Высшая школа, 1971.-367с.
  24. В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды.-М.: 1980.-360с.
  25. Винокур Г. О. Избранные труды по языкознанию и культуре речи. — M.: URSS, 2010.-232с.
  26. A.A. Основы русской риторики. -М.: МГУ, 1996. 344с.
  27. A.A. Курс русской риторики. — М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2001.-480с.
  28. М.Н. Язык средств массовой информации -М.: Академический проект, 2008. -760 с.
  29. В.Я. Под знаком ТВ -М.: Знание, 1987. -214с.
  30. В.В. Журналистика: Учебник. -СПб.: Издательство Михайлова, 2000. -336с.
  31. Р.И. Западное телевидение и «массовая культура» Р.И.Галушко. -М.: Изд-во МГУ, 1991. -240с.
  32. В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990 95 гг.). —М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1995. -57с.
  33. .Н., Кобрин Р. Ю. Лингвистические основы учений о терминах. -М.: Высшая школа, 1987. -104с.
  34. И.Б. Стилистика русского языка. — 5-е изд. -М.: Айрис-пресс, 2004. -448с.
  35. Е.П. Маркетинговые исследования: методология и практика. -М.: Финпресс. 1998. -416с.
  36. В.Е., Сиротинина О. Б., Ягубова М. А. Русский язык и культура речи. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. -211с.
  37. H.A. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. -М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1996. —124с.
  38. Д.И. Звезды спорта. -Харьков: Фолио, 2004. 398с.
  39. , A.A. Работа журналиста в прессе. -М.: РИП-холдинг, 2001. —187с.
  40. , A.A. Редакционный коллектив: прошлое, настоящее, будущее. -М.: Издательство РУДН, 1990. -170с.
  41. Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. -М.: Просвещение: АО: «Учеб. лит.», 1996. -557с.
  42. СИ., Гуськов С. С. Телевидение и спорт. -М.: Полиграф сервис, 2000—334с.
  43. В.П. Русская терминология. Опыт лингвистического описания. -М.: Наука, 1977. -248с.
  44. Д. Азбука телевидения -Пер. с англ. —М.: Искусство, 1962 — 55с.
  45. В.П. Первое лицо: Художник и экранные искусства. —М.: Искусство, 1977.—287с.
  46. JI.A. Искусство информации. М.: ИГЖ работников телевидения и радиовещания, 1996. —181с.
  47. A.B. Интервью Эльмире Хоровец Мэтр-шоу. Золотой микрофон // Прессбол. — 2004. 26 февраля -Вып. 3, ч.1. 18−26 с.
  48. Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. -384с.
  49. В.В. Телевидение между прошлым и будущим. — М.: Воскресенье, 1999.-416с.
  50. В.В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. М.: Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики/ 1993. -306 с.
  51. В.В. Телевидение и власть. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1997. -207с.
  52. В.В. Терминологический словарь телевидения. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1997. -92с.
  53. В.В. Телевидение и зритель. М.: Мысль, 1977. —196с.
  54. A.A. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1990. -206с.
  55. Зарохович J1.A. Англо-русский и русско-английский словарь футбольных терминов. —М.: Аст и Астрель, 2002. —128с.
  56. Я.Н., Алексеева М. И., Болотова Л. Д. и др. Система средств массовой информации России. —М.: Аспект—Пресс, 2003. -259с.
  57. Я.Н. Система средств массовой информации России. — М.: Аспект-Пресс, 2003. -259с.
  58. В.А. Мысли о лингвистике. -М.: Изд-во МГУ, 1996. -335с.
  59. А. В. Трудный хлеб телекомментатора // Спорт в зеркале журналистики / Сост. Г. Я. Солганик. —М.: Мысль, 1989. -220с.
  60. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. -М.: Алгоритм, 2000. -735с.
  61. Ю.Н. Русский язык и языковая личность —6 изд.: М. Издательство ЛКИ, 2007. -264с.
  62. А. Обожаемый интриган. За футболом по пяти материкам. Записки очевидца. — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс 2001.-256с.
  63. Р. Как преподносить новости. Пер. с англ. — М.: Вагриус, 1998, — 128с.
  64. В.Г., Бурвикова Н. Д. Логоэпистема как категория лингвокультурологического поиска./Лингводидактический поиск на рубеже веков: Юбилейный сборник. -М.: Информационно-учебный центр Гос. ИПЯ им. A.C. Пушкина, 2000. -61с.
  65. H.H., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. — М.: Моск. рабочий. 1988. -223с.
  66. В.И. Психологическая культура журналиста: учеб. пособие СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. -130с.
  67. , И.В. История отечественной журналистики. М.: Флинта, 2006.-503с.
  68. Г. В. Так работают журналисты ТВ. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2004. -400с.
  69. Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. -М.: РИП-холдинг, 2004. -222с.
  70. Г. В. Телевизионная журналистика. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998. -294с.
  71. Г. В. ТВ-журналист. -М.: Изд-во МГУ, 1980. -251с.
  72. Г. В., Цвик B.JL, Юровский, А .Я. Телевизионная журналистика. —М.: Высшая Школа, 2002. —304с.
  73. Культура русской речи. Учебник для вузов под ред. JI.K. Граудиной и E.H. Ширяева. -М.: Норма, 2002. — 550с.
  74. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, E.H. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003 .-840с.
  75. H.A. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. -Екатеринбург- Пермь: ЗУУНЦ, 1995. -144с.
  76. Г. В. Профессиональная этика журналиста. -М.: Аспект Пресс, 2000. 207с.
  77. O.A. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.-520с.
  78. Л.С. «Развитие техники ТВ — вещания в РОСИИ. Справочник» -М.: ФГУП «ТТЦ «Останкино», 2005 год. -224с.
  79. A.A. Психология общения. —М.: Смысл, 1997. -441с.
  80. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. —М.: КомКнига 2007.-216с.
  81. В.И. Сто великих футболистов. -М.: Вече, 2005. -432с.
  82. Т.Е., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления: Учебное пособие. -М.: Знание, 1989. -176с.
  83. Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск: УРГУ, 1990. -168с.
  84. Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика и риторика. —М.: Флинта: Наука, 2003. -^432с.
  85. К. Репортаж без микрофона. М: Олма-Пресс, 2001. — 286с.
  86. Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. -СПб.: Питер, 2004. —272с.
  87. С.А. Полемика диспут — дискуссия. -М.: Знание, 1990. -64с.
  88. С.А., Мостов А. Г. Спортивная журналистика. Учебное пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2005. -224с.
  89. , С.А. Спортивная журналистика. -СПб.: Издательство Санкт Петербургского университета, 2005. -255с.
  90. , Н. Н. Теория художественного текста. —М.: ACADEMIA, 2006. -218с.
  91. А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М.: Просвещение, 1996.-416с.
  92. В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь-справочник. М.: Едиториал УРСС, 2004. -248с.
  93. С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. -М.: Аспект Пресс, 2003. -405с.
  94. С.А. Нравственные принципы тележурналистики. -М.: Аспект Пресс, 1997. -254с.
  95. . С.А. ТВ — эволюция нетерпимости : (История и конфликты этич. представлений). -М.: Б.и., 2000. —241с.
  96. С.И. Словарь русского языка. / Под ред. НЛО. Шведовой. — 13-е изд., испр. М.: Русский язык, 1981. -816с.
  97. H.H. Репортаж о репортаже. М.: Физкультура и спорт, 1976.-224с.
  98. H.H. Всю жизнь за Синей Птицей. М.: Наука, 1995. -287с.
  99. Р. Самая новейшая профессия. // Телестадион / Сост. Г. Степандин. -М.: Искусство, 1972. — 159с.
  100. Основы телевизионной журналистики. Под редакцией А. Я. Юровского. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Изд-во Московского университета, 1987 г. 65с.
  101. Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. -М.: ИКАР, 1997. -228с.
  102. В.Н. Актуальные проблемы современной русской лексикологии. -М.: Наука, 1973.—173с.
  103. К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. -М.: Искусство, 1982.-158с.
  104. A.M. Телевидение как искусство Текст. / А. М. Рохлин, В. В. Шастин. -М.: Искусство, 1962. -80с.
  105. Русский язык и культура речи: Учебник / Под редакцией проф. В. И. Максимова. -М.: Гардарики, 2000. -413с.
  106. B.C. Телевидение и мы: Четыре беседы. —М.: Искусство, 1963.-182с.
  107. Г. Вадим Синявский — певец футбола. —М.: АО: Московские учебники, 2002. —192с.
  108. З.С., Ассуирова JI.B., Савова М. Р., Сальникова O.A. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004. -320с.
  109. JI.A. Новикова. СПб.: Лань, 2003. -864с. ПЗ. Солганик Г. Я. Спорт в зеркале журналистики. (О мастерстве спортивного журналиста). —М.: Мысль, 1989. — 220с.
  110. Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. -М.: Флинта: Наука, 2005.-256с.
  111. Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русскогоязыка и культура речи: Учебное пособие для студентов и182преподавателей фак. и отделений журналистики. —М.: Академия, 2002.-251с.
  112. В. Двадцать лет у микрофона // Телестадион / Сост. Г. Степандин. -М.: Искусство, 1972. -159с.
  113. П. Основы искусства речи. -М.: Прогресс, 1992. -415с.
  114. К.С. Работа актера над собой. -М., 1974. -479 с.
  115. Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века: Сб. статей / Под ред. Ю. С. Степанова. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. —432с.
  116. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. -М.: Флинта: Наука, 2003. -696с.
  117. , Г. С. Филологический анализ художественного текста: учебное пособие. -М.: Флинта: Наука, 2005. —341с.
  118. Телевизионная журналистика: учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. -М.: Изд-во МГУ, 1998. -288с.
  119. Телевизионная журналистика: учебник. 4-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. -М.: Изд-во МГУ, 2003: -299с.
  120. Телевизионная журналистика. Учебник. Под ред. Кузнецова Г. В., Цвик В. Л, Юровского А. Я. -М.: МГУ. Наука 2005. -368с.
  121. В. Интервью Марии Дмитрашек «Люди хотят смотреть футбол, а не тебя слушать» // Труд. 2005. -3 ноября
  122. В.Л. «Телевизионная журналистика: История, теория, практика». -М.: Аспект Пресс», 2004. -382с.
  123. В.Л. Телевизионные новости России. -М.: Аспект Пресс, 2002.-171с.
  124. В.Л. Журналист с микрофоном. -М.: Изд-во МГУ, 2000. -124с.
  125. Экспрессивность языковых единиц и текст: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Т. М. Кругликова. -Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996. -103с.
  126. А.Я. История советской телевизионной журналистики. -М.: Изд-во МГУ, 1982. -68с.
  127. А.Я. Основы телевизионной журналистики. — М.: Изд-во МГУ, 1966.-337с.
  128. A.A. Радиожурналистика. -М.: Изд-во МГУ, Изд-во Высшая школа, 2002. —304с.
  129. Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ.- Научн. ред. Я. Н. Засурский. -М.: Мысль, 1980. -326с.
  130. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Печать, радио, телевидение, докум. кино. / Под ред. Д. Э. Розенталя. -М.: 1980.-256с.1. Диссертации
  131. СЮ. Информационное вещание на ТВ: эволюция и современное состояние (на материале телевидения Ленинграда (Петербурга): Автореф. дис. канд. филол. н. СПб, 2000.
  132. Ю.Н. Политическая пропаганда на телевидении: особенности модели и технологий (по материалам избирательных кампаний 1999−2000): Автореф. дис.. канд. филол. н. -М., 2002.
  133. М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ (в двух томах). Дисс. .докт. фил. наук. М.: 2004.
  134. Истрате Петру Лингвостилистические и риторические особенности спортивного жанра как жанра СМИ (на материале футбольного репортажа) Автореф. Дис,. канд. Филол. и. -М., 2006.
  135. C.IT. Идеологические аспекты культурного обмена (на материалах телевидения). Автореф. дис.. канд. филос. п. — М., 1979
  136. B.B. Глобальные телесети новостей на информационном рынке: Автореф. дис.. канд. филол. н. — М., 2003.
  137. Е.В. Теория фигуры речи в русских риториках XVII — начала XVIII в. Дисс. .докт. фил. наук. — СПб., 2002.
  138. JI.A. Логико-философские проблемы теории дискуссии и идеологическая борьба: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1979.
  139. Н.В. Речевые механизмы коммуникативных конфликтов (на материале текстов массовой информации). Дисс. .докт. фил. наук. —М., 2002.
  140. O.A. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.19. — Волгоград, 2005.
  141. Стойка Марку Д. Русская функционально связанная лексика в контрастивном рассмотрении (на материале юридической терминологии морских перевозок). Дисс. .канд. фил. наук. —М., 2001.
  142. Статьи из газет и журналов
  143. В. Интервью Марии Дмитрашек —Люди хотят смотреть футбол, а не тебя слушать // Труд. — от 03.11.2005.
Заполнить форму текущей работой