Деятельность российского издателя Адольфа Федоровича Маркса
Поскольку Маркс мечтал об открытии собственного дела, прежде всего необходимо было получить разрешение властей на создание нового печатного предприятия. «Чтобы обойти бюрократические препоны, Адольф Маркс в 1869 году выкупил у В. Е. Генкеля право на издание уже существовавшего журнала „Живописный сборник“». Библ дело с 25 Этот журнал через год был переименован Марксом в «Ниву» и стал в какой-то… Читать ещё >
Деятельность российского издателя Адольфа Федоровича Маркса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет Гуманитарный факультет Кафедра русского языка
Доклад
Деятельность российского издателя
Адольфа Федоровича Маркса
Выполнила студентка гр. 1125/1
Бачурина А.В.
Проверил доцент кафедры истории Ростовцев Е.А.
2012 год
1. Экономические и культурные условия в России второй половины XIX века
2. Начало и основные этапы издательской деятельности А.Ф.Маркса
3. Журнал «Нива»
4. Издание собраний сочинений русских классиков Заключение. Значение деятельности Маркса для книжной культуры России
1. Экономические и культурные условия в России второй половины XIX века Во второй половине XIX века в России изменилась сама историческая обстановка. Реформы 60−70-х годов ХIХ века явились настоящим переворотом, вследствие которого произошли кардинальные изменения в экономической, социальной, политической сферах и вообще во всей народной жизни, что не могло не отразиться на развитии культуры и быта.
Отмена крепостного права в 1861 году произвела не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы.
Связи с иностранными государствами, налаженные еще Петром I в начале XVIII века, оказали существенное влияние практически на все сферы деятельности, в том числе и на книгопечатание и типографское дело.
Пореформенная Россия переживала годы подъема, не было той социально-экономической жизни страны, которой бы не коснулись преобразования. Наблюдался резкий рост числа образовательных учреждений, книжных магазинов, библиотек.
Все эти обстоятельства способствовали активизации населения, повышению интереса к образованию и книжности, а следовательно, рос и спрос на печатные издания. В этой связи увеличилось и количество полиграфических предприятий.
Что касается контингента читателей, то он постепенно изменялся следующим образом: «если в 50е годы в общей массе потребителей „словесности“ превалировали дворяне, то в пореформенный период они тупают ведущее место разночинной интеллигенции, а к концу века резко обозначается новый слой читателей из крестьянской и рабочей среды» Динерштейн Е. А. «Фабрикант читателей» А. Ф. Маркс, 1986. — М.:"Книга", С. 7.
Уровень грамотности также значительно вырос: уже в 70е годы удельный вес грамотных в среде городского населения превысил 1/3, а к концу века достиг 45,3% См. об этом: Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1811 — 1913), М. — 1956. — С. 289, 295, 297. .
2. Начало и основные этапы деятельности А. Ф. Маркса Адольф Федорович Маркс (02.02.1838 — 22.10.1904) — выходец из прусского города Штеттин (ныне территория Германии), сын владельца фабрики по производству часов. С юных лет был вынужден сам заботиться о хлебе насущном, т.к. предприятие отца потерпело крах. Адольф с детства мечтал связать свою жизнь с книжным делом, поэтому сразу после окончания средней школы «поступил учеником в книготорговую фирму. Три года он изучал издательское и книготорговое дело, а затем устроился продавцом в известный книжный магазин медицинской литературы Гиршвальда в Берлине» Библ дело, стр 25
*Фердинанд Августович Битепаж — hi-известный русский книготорговец и комиссионер лейпцигских фирм. Динерштейн с 14. Спустя два года молодой человек получает приглашение на работу в Россию.
«В сентябре 1859 г. по приглашению книготорговца Ф.А. Битепажа* А. Ф. Маркс переехал в Россию» Hi-edu ru… и работал на предприятии Битепажа и Кулагина в отделе иностранной торговли около пяти лет. Со своими обязанностями Маркс справляется весьма успешно: взяв на себя ведение дел с Германией, он в значительной мере способствует расширению фирмы. Динерштейн с 15
** Маврикий Осипович Вольф — владелец книжного магазина, имеющего связи с издателями Франции, Англии и Германии. Репертуар изданий был универсальным, а помимо книг также выпускались и журналы. (Hi edu) Однако после закрытия иностранного отдела Маркс остается практически на улице и вынужден искать новое место работы.
В 1864 году поступает на службу в книжный магазин М.О. Вольфа** в должности приказчика немецкого отделения. Как и Битепаж, Вольф не стремился предоставить молодому Марксу широкое поле для самостоятельной деятельности. Нередко между ними происходили стычки. Окончательный же разрыв произошел в 1865 году. Когда Маркс уходил, Вольф с досадой заметил, что из него все равно «ничего не выйдет». Баренбаум с123
Поскольку Маркс мечтал об открытии собственного дела, прежде всего необходимо было получить разрешение властей на создание нового печатного предприятия. «Чтобы обойти бюрократические препоны, Адольф Маркс в 1869 году выкупил у В. Е. Генкеля право на издание уже существовавшего журнала „Живописный сборник“». Библ дело с 25 Этот журнал через год был переименован Марксом в «Ниву» и стал в какой-то мере культурным символом своего времени. Подробнее об издании, репертуаре и читателях «Нивы» мы поговорим в главе 3.
В том же 1869 году А. Ф. Маркс издает первые книги: «Статистическая таблица государств и владений всех частей света» и «Кумыс. Его физиологическое и терапевтическое действие» Э. Штальберга. Оригинальность тематики и низкая цена данных изданий способствовала их успеху у публики. Динерштейн с 23
С 1870 года до конца жизни Маркс выпускает журнал «Нива», а вместе с ним — собрания сочинений русских писателей (о них будет подробно рассказано в главе 4) и иные приложения разного рода.
В 1881 году, приобретя капитал и значительный опыт в издательском деле, Маркс приобретает собственную типографию и оборудует ее новейшей техникой. А в 1898 году приступает к строительству новой типографии, которая была открыта в 1901 и представляла собой одно из самых мощных полиграфических предприятий того времени. Библ дело с 26
В 1895 году на Всероссийской выставке печатного дела Маркс был удостоен одной из шести золотых медалей Русского технического общества. Баренбаум с126
Очень важно отметить и тот факт, что помимо книг и журналов, Маркс первым начал широко издавать картографические издания: атласы, карты, географические справочники и т. д. Марксу принадлежит ведущая роль в развитии данной отрасли книгопечатания. Им было создано особое картографическое предприятие, где было установлено передовое зарубежное оборудование для цветной печати карт. Первыми изданиями стали «Финансово-статистический атлас России» под редакцией Андропова и «Учебный географический атлас» Э. Ю. Петри (1898 г.).
К лучшим достижениям дореволюционной картографии традиционно относят «Атлас Азиатской Росии», изданный в 1914 г. Его появление отвечало государственным интересам освоения Сибири, а в создании «Атласа…» принимал участие ряд государственных учреждений и известных ученых. Кильдюшевская Л. П. Картоиздательская деятельность А.Ф.Маркса//Книжное дело в России во второй половине XIX — начале ХХ века: выпуск 9. — СПб: Издательство РНБ. — 1998. — С.57−60
Умер Маркс в 1904 году, а его предприятие, согласно завещанию, было преобразовано в акционерное общество «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс». В 1914 году большую часть паев приобрел известный издатель И. Д. Сытин. В 1917 году оно прекратило свое существование, но некоторое время книги с его маркой стереотипно продолжали издавать советские издательства Наркомпрос и Госиздат.
3. Журнал «Нива»
книжный издатель маркс Делом всей жизни для Маркса стало издание первого в России иллюстрированного журнала, названного им «Нива» (по качеству иллюстраций она не уступала лучшим зарубежным изданиям! Динерштейн с47). Как было сказано ранее, права на издание журнала были приобретены Марксом в 1879 году, а в 1880 «Нива» начинает выходить регулярно.
«Нива» была еженедельным журналом. «Печатались в ней очерки (исторические и географические), беллетристика, популярные статьи о науках и искусстве. В журнале можно было найти полезные советы по части медицины, домашнего хозяйства и многое другое. В разделе беллетристики публиковалось много модных переводных романов, повестей, рассказов» Баренбаум с 124.
Что касается программы журнала, то сам Маркс определял ее следующим образом: «отказавшись от отстаивания тех или иных политических идей и полемики, он поставил своей целью проведение в общество чисто семейных здравых начал». Динерштейн с 27
За всю историю существования журнала на посту главного редактора успело побывать большое количество людей. Наибольший вклад в развитие «Нивы» внесли В. П. Клюшников, Д. И. Стахеев и А. А. Тихонов.
Постоянными сотрудниками журнала были авторы, очень популярные в свое время, однако почти не упоминаемые сейчас: Ф. Н. Берг, П. П. Гнедич, В. П. Клюшников, М. Н. Волконский, А. Я. Максимов, В.И. Немирович-Данченко и другие. Помимо них Маркс привлекал и т.н. «молодых» писателей, которым суждено было впоследствии стать классиками: А. П. Чехова, И. А. Бунина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого (публикация в «Ниве» романа Толстого «Воскресение» принесла Марксу истинную славу, а число подписчиков журнала резко возросло. Динерштейн
«Нива» была чрезвычайно популярна у читателей благодаря тому, что являлась самым дешевым «тонким» журналом, что и определило её долговечность. К середине 80х годов тираж «Нивы» перешагнул стотысячный рубеж! Это было неслыханным успехом. Всего Маркс выпустил 250 миллионов экземпляров «Нивы».
Большую популярность завоевали бесплатные приложения к журналу: художественные, модные, географические и многие другие. Именно Маркс первым наладил выпуск таких «бесплатных премий» Библ дело с 26. С 1871 года Маркс начал практиковать рассылку в качестве приложения к «Ниве» журнал «Парижские моды», а с сентября 1879 года стал выпускать в качестве бесплатных приложений к «Ниве» картины, портреты, календари и т. д. Значение художественных приложений очень велико, особенно для отдаленных провинций России, где «скверный московский лубок является предметом роскоши, а уж премия „Нивы“ с репродукциями известнейших полотен („Сосновый лес“ Шишкина, „Зимний вечер“ Клевера, „Гусляр“ Маковского и др.) — своего рода откровением» Баренбаум с124. С 1894 года приложениями стали систематически выходить собрания сочинений крупнейших русских и зарубежных писателей. О них и пойдет речь в следующей главе.
4. Собрания сочинений Осознав успех и прибыльность литературных приложений к «Ниве» (стихотворений, рассказов и повестей), Маркс решается на новый шаг — издание в качестве этих приложений полных собраний сочинений знаменитых русских писателей.
Самым первым, в 1891 году, было выпущено собрание сочинений М. Ю. Лермонтова. Оглушительный успех воодушевил Маркса на издание последующих собраний. За десять лет (1894−1904) в виде приложений вышли в свет полные собрания сочинений М. В. Ломоносова, Д. Н. Фонвизина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова и других. Печатались также и сочинения иностранных авторов: Мольера, Гейне, Уайльда. Баренбаум с126
Редактурой данных изданий нередко занимались сами авторы, но некоторые (например, собрание сочинений Гоголя) готовил к изданию Н. С. Тихонравов. Проводилась эта работа на уровне, отвечающем высочайшим достижениям текстологии того времени.
Для того, чтобы окупить расходы, возникшие при печати данных изданий, Марксу было необходимо увеличить число подписчиков. В связи с этим, в числе первых изданных собраний сочинений были произведения уважаемых авторов, уже хорошо знакомых читателям. Динерштейн с 97
Своей целью при издании произведений русских классиков Маркс называл «создание библиотеки лучших образцов отечественной литературы». И, надо сказать, ему это удалось.