Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

8 Политический лидер, как персонаж социального мифа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сам герой, пишет Цуладзе, также должен отвечать некоторым требованиям. Так, важную роль в созданном вокруг него мифе играет происхождение, которое должно быть необычным. Для данной части политического представления существует два наиболее популярных варианта. В первом герой принадлежит к какому-либо «знатному роду»: вырос в семье знаменитого политика, писателя, артиста и т. д. Такой метод берет… Читать ещё >

8 Политический лидер, как персонаж социального мифа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цуладзе, ссылаясь на работу американского политолога Мюррея Эдельмана «Конструируя политический спектакль», представляет политическую жизнь в виде спектакля, актерами которого являются политики, а зрителями — общество. По мнению Эдельмана, политические лидеры создают миф, символическую реальность, позволяющую держать население в напряжении и заставляющую следить за действием «спектакля». При этом «зрители» перестают быть активными субъектами политики, а вся социальная активность сосредотачивается в образе лидера. Таким образом, политик подчиняется законам политической драматургии и постоянно находится в центре внимания, без которого он просто не может состояться. Во время «спектакля» формируется особенная реальность со своими героями и антигероями, она предстает в виде мифа, который навязывают «зрителям».

Чтобы заслужить любовь аудитории политическому лидеру нужно стать в ее глазах мифологическим героем. Для этого «зрителям» нужно представить угрозу, которой и будет противостоять герой, ведь в противном случае необходимость в нем отпадет. В качестве угрозы или преграды предстает убедительный и яркий «образ врага». В роли злодея могут выступать как конкретные личности: Осама бен Ладен, Саддам Хусейн, Доку Умаров, так и отвлеченные понятия: «империя зла», ваххабизм, коммунизм. При этом, «чем больший страх внушает фигура врага, тем больше лавров достанется герою, который его одолеет. Поэтому раскрутка врагов является необходимой артиллерийской подготовкой выхода на сцену героя мифа». Цуладзе А. М. Политическая мифология. — М., ЭСКМО. 2003. — 383 с.

У самого мифологического злодея всегда есть тайный умысел, четкая цель, которую он тщательно скрывает от других и ради которой пойдет на все. Именно тайный умысел врага и объясняет его действия. Цуладзе пишет, что именно поэтому «столь эффективна „теория заговора“. Она позволяет раскрыть скрытый умысел врага, даже если его нет в природе. Но ведь на то он и скрытый. Только „проницательным“ политикам дано проникнуть в планы врагов». Там же К тому же «теория заговора» превозносит и укрепляет авторитет героя и клеймит злодея. Нельзя забывать, что злодей должен внушать отвращение аудитории, за них должны укрепиться негативные стереотипы, чтобы «зритель» не поддался очарованию зла, как это часто бывает в художественных фильмах.

И только после создания нужной атмосферы и полного представления злодея, на политической сцене появляется герой, на плечи которого и ложится обязанность по устранению угрозы. В зависимости от запроса общества, он может предстать «спасителем», «защитником», «страдальцем за правду» и т. д. Герой вступает в бой не ради собственной выгоды, а ради торжества принципов и высоких идеалов. Он «задает модели поведения, которые в той или иной мере становятся эталоном для его последователей. Идентификация с героем служит залогом его популярности». Цуладзе А. М. Политическая мифология. — М., ЭСКМО. 2003. — 383 с.

Сам герой, пишет Цуладзе, также должен отвечать некоторым требованиям. Так, важную роль в созданном вокруг него мифе играет происхождение, которое должно быть необычным. Для данной части политического представления существует два наиболее популярных варианта. В первом герой принадлежит к какому-либо «знатному роду»: вырос в семье знаменитого политика, писателя, артиста и т. д. Такой метод берет основы еще из классических мифов, герои которых происходили от союза бога и земной женщины и были полубогами. Вторым, не менее популярным вариантом является «история Золушки», когда герой достигает высот, несмотря на низкое происхождение. Такой миф в своей время был создан вокруг «вождя всех времен и народов» Иосифа Сталина, который родился в семье сапожника в маленьком грузинском городке Гори.

Следующей ступенью в биографии героя должен стать некоторый переломный момент, судьбоносное решение, которое меняет всю его жизнь. «Перелом в жизни героя происходит, как правило, из-за внешне незначительного эпизода. Лишь с течением времени открывается важность произошедшего события. Из обыденного вырастает чудо. В этом притягательная сила мифа». Там же В то же время герой не может достигнуть своего положения без странствий, долгих поисков своей цели. Цуладзе говорит о долгой истории подобных мотивов странствий, напоминая об искавших счастья героях русских сказок, а также русских революционерах, скитавшихся по ссылкам и бежавших за границу. Эти поиски и придавали им героический ореол. Наконец, последней важной чертой в создании образа политического лидера являются встречавшийся на его пути испытания, преодолев которые он и стал героем.

Рассуждая о политическом лидере интересно обратиться к типологии Макса Вебера, выделившего три «идеальных типа»: традиционный, рационально-правовой и харизматический. По его мнению, основой традиционного типа лидерства стали обычай и традиция, рационально-правового опирается на личные качества и устанавливается при помощи законных процедур. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительность лидера и предполагает слепое подчинение и безоглядное доверие ему. При этом первые два лидерства действуют в стабильных социальных системах и приспособлены к решению повседневных, рутинных задач. Третье, харизматическое лидерство возникает исключительно во время на крутых поворотах истории и перелома общественных отношений. Вебер М. Избранные произведения. Социология Макса Вебера URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/01.php.- Дата обращения: 15.05.2013.

Немецкий философ Эрнст Кассирер, рассуждая о месте мифа в политической жизни, вспоминает книгу французского ученого Дютте «Магия и религия племен Северной Африки». В этой работе исследователь на примере жизни африканских племен представил миф как персонификацию коллективных желаний. Кассирер, обращаясь к работам Дютте, пошел дальше и сравнил современного политического лидера с колдуном, на которого возлагали надежды члены племени. Философ пишет, что «тяга к сильному лидеру возникает тогда, когда коллективное желание достигает небывалой силы и когда, с другой стороны, все надежды на удовлетворение этого желания привычными, нормальными средствами не дают результата». Кассирер Э. Техника современных политических мифов URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/61.php.- Дата обращения: 15.05.2013.

Именно в такие моменты желания персонифицируются, а коллективные надежды воплощаются в конкретном лидере. «Прежние социальные связи — закон, правосудие, конституция — объявляются не имеющими никакой ценности. То, что остается, — это мистическая власть и авторитет лидера, чья воля становится высшим законом». Кассирер Э. Техника современных политических мифов URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/61.php.- Дата обращения: 15.05.2013. Если лидер правильно воспользуется ситуацией и прибегнет к «социальной магии», то он станет владыкой окружающего мира и покорит аудиторию.

Продолжая сравнивать колдуна и политического лидера, Кассирер напоминает, что на первого возложена еще одна важная задача — раскрывать волю богов и предсказывать будущее. Философ подчеркивает, что современные политики также предсказывают будущее, но вместо гаданий по полетам птиц прибегают к научным и философским исследованиям. По словам философа, политики осознают, что массой легче управлять силой воображения, нежели грубой физической силой. «И они мастерски используют это знание. Политик стал чем-то вроде публичного предсказателя будущего. Пророчество стало неотъемлемым элементом в новой технике социального управления». Там же Таким образом, потребность в сильном лидере возникает в кризисные моменты истории, а «когда все рациональные механизмы политики перестают работать, на арену истории выходит миф». Цуладзе А. М. Политическая мифология. — М., ЭСКМО. 2003. — 383 с. Население верит, что появившийся герой-избавитель сможет решить скопившиеся с давних пор проблемы: поднимет хозяйство целого края, удержит от развала какую-то область экономики, спасет страну от грозящих ей бед. Такая жизнь в мифе становится для многих единственно возможной реальностью, в которой есть надежда на светлое будущее.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой