Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политическая стратегия транснациональных корпораций СМИ в процессе глобализации информационного пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В политической структуре общества СМИ играют значительную роль, выступая в качестве социального института, реализующего мобилизационные и рекреационные функции"1. Кроме прочего, СМИ могут занимать центральное место в осуществлении гражданами контроля деятельности должностных лиц и в использовании полученной информации при принятии решений на выборах. Это означает, что необходимо продолжать… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава 1. Медиаполитика в стратегиях информационного общества. стр
    • 1. 1. Информационное общество в политической стратегии постиндустриального мира. стр
    • 1. 2. Транснациональные корпорации СМИ как сегмент мирового информационного пространства. стр
    • 1. 3. Мировые информационные агентства в контексте глобализации медиаиндустрии. стр
  • Глава 2. Транснациональные корпорации СМИ в инфраструктуре производства и распространения медиапродукта. стр
    • 2. 1. Политика медиакорпорации XXI века на примере «Ньюс Корпорэйшн»).стр
    • 2. 2. Медиакорпорации Европы и процесс общеевропейской интеграции. стр
    • 2. 3. Российские медиахолдинги в отечественной политической перспективе. стр

Политическая стратегия транснациональных корпораций СМИ в процессе глобализации информационного пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования диктуется проблемами транснационализации средств массовой информации, порождёнными процессами общественного переустройства современного мира. Осмысление этих процессов существенно расширило тематику научных исследований массмедиа. Общество начинает сознательно выбирать варианты своего будущего, таким образом перед многими странами, в том числе, и перед Россией, выдвигаются проблемы политической модернизации. Особый интерес с точки зрения научно-теоретического потенциала и фактической. значимости представляют проблемы глобализации и построения информационного общества. Глобализация есть объективная тенденция развития всего мирового сообщества, столкнувшегося с усилением транскультурных, транснациональных и трансконтинентальных связей. Каждое обращение к проблемам глобализации выдвигает требование, кроме прочего, к информационной инфраструктуре. Глобализация коммуникаций доказывает, что транснациональные корпорации СМИ, как сегменты медиаструктуры влияют на выработку глобальных политических стратегий. Необходимость исследований связана и с тем, что благодаря радикальному прорыву в области информации возможны социально-экономические и политические изменения. Подвергнется переоценке и современная демократия, в связи с чем, необходимо исследовать перспективы «электронной демократии», «электронного правительства» и т. д.

В связи с этим массмедиа становятся предметом мультидисциплинарного научного анализа, потому что сама индустрия СМИ, будучи развитой и весьма прибыльной отраслью экономики, заинтересована в исследовании закономерностей своего функционирования и как отдельной системы, и во взаимосвязи с обществом и его многочисленными институтами.

В политической структуре общества СМИ играют значительную роль, выступая в качестве социального института, реализующего мобилизационные и рекреационные функции"1. Кроме прочего, СМИ могут занимать центральное место в осуществлении гражданами контроля деятельности должностных лиц и в использовании полученной информации при принятии решений на выборах. Это означает, что необходимо продолжать изучение перспектив процессов концентрации и монополизации СМИ в условиях плюралистической демократии. Кроме того, изучение условий производства и распространения медиапродукта обусловлено необходимостью гуманизации человеческой жизни, расширением и углублением социальной свободы, предпосылкой чему является наличие альтернатив, возможность сознательного выбора.

Степень научной разработанности темы. Изучением проблем производства и распространения медиапродукта, а также вопросами транснационализации СМИ занимаются представители различных научных кругов. Среди зарубежных работ большой интерес представляют исследования школы журналистики Колумбийского университета.2 Следует отметить один из крупных европейских центров по изучению перспектив монополизации и концентрации медиа в развитых рыночных демократиях — Дортмундская школа журналистики во главе с Гюнтером Рагером.3.

Автор обращался к публикациям международной ассоциации исследователей СМИ и коммуникаций (JAMCR), Европейской аудиовизуальной обсерватории, ЮНЕСКО, TACIS, Европейского института для медиа, а также к работам теоретиков информационного общества Д. Белла, Ж. Бодрийяра, Н. Гарнема, Э. Гидденса, М. Кастелса, Ж. Лиотара, Й. Масуды, М. Пайора, Э. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Д. Харви, Т. Шиллера и.

1 Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. С. 48.

2 www.cjr.com.

3 Hachmeister L., Rager G. Wer beherrscht die Medien? Die 50 grobten Medienkonzerne der Welt. Munchen, 2000.

4 Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture of Social Forecasting. N.Y., 1994; Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Baudrillard J. In the Shadow of the Silent Majorities, or, the End of the Social and Other.

Среди отечественных исследователей в области информационного общества привлекают внимание работы Вершинина М. С., Гиляровского Р. С, Земляновой JI.M., Иноземцева B. JL, Мелюхина И. С. и др.1.

Отдельно, в связи с этим стоят работы московского исследователя, профессора МГУ Вартановой Е. Л., чьи исследования посвящены национальным особенностям проявления информационного общества и л медиаэкономики зарубежных стран.

Понимание функционирования медиаиндустрии и журналистики зарубежных стран базируется на работах Андрунас Е. И., Беглова С. И., Виноградовой С. М., Вороненковой Г. Ф., Засурского И., Засурского Я. Н., Михайлова С. А., Пую А. С., Рыкованова П. Я., Соколова B.C., Уриной Н. В. Шарончиковой JI.B.3.

Важнейшие положения указанных научных направлений из трудов перечисленных исследователей послужили теоретической основы диссертации. Однако, как показывает обзор литературы, в политической теории и исследованиях в области массмедиа ощущается недостаток работ,.

Essays. N.Y., 1983; Garnham N. Capitalism and Communications: Global Culture and the Economics of Information. London, 1990; Garnham N. Emancipation, the Media, and Modernity: Arguments about the Media and Social Theory. Oxford, 2000; Giddens A. Social Theory and Modern Sociology. Cambrige, 1987; Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambrige, 1991; Giddens A. The Third Way: The Renewal of Social Democracy. Cambridge, 1998: Кастелс M. Информационная эпоха. M., 2000; Кастелс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель. М., 2002; Lyotard J.-F. Political Writings. N.Y. 1988; Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1981; Piore M., Sabel Ch. The Second Industrial Divide. N.Y., 1984; Тоффлер Э. Шок будущего. M., 2004.

1 Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001; Землянова JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999; Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа противоречия, перспективы. М., 2000; Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблем, тенденции развития. М., 1999;

2 Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран. Учеб. пособие. М., 2003; Вартанова E.JI. Северная модель в конце столетия. Печать, телевидение и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997; Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999.

Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб, 20 021 Пую А. С. Журналистика Франции. Плюрализм и этатизм. СПб, 2003; Рыкованов П. Я. Франция: телевидение и власть. СПб, 2001Соколов B.C. Периодическая печать Франции. СПб, 1996; Соколов B.C. Виноградова С.М.- Периодическая печать Великобритании. СПб., 2000; Соколов B.C., Виноградова С. М. Периодическая печать Италии. СПб, 1997; Соколов B.C., Михайлов С. А Периодическая печать США. СПб, 1998; Урина Н. В. Итальянская журналистика в 1945;1990 гг. М., 1999; Урина Н. В. Средства массовой информации Италии. М., 1996; Шарончикова Л. В. Печать Франции. М., 1995. посвящённых роли транснациональных корпораций СМИ и массмедиа вообще в политическом переустройстве современного мира.

Методологической базой послужили принципы современных социально-политических наук. В работе использован общенаучный метод познания, а также системный, институциональный, функциональный и структурно-функциональный методы политических наук. При изучении процесса становления и функционирования ТНК СМИ использованы исторический, социологический методы и метод сравнительного анализа.

Эмпирическую базу исследования составили: современная научно-политическая литература, периодическая печать, справочные издания, обязательные и рекомендательные документы Совета Европы по вопросам деятельности СМИ в условиях демократического общества, статистические данные, материалы конкретно-социологических исследований. Автор привлёк исследования, посвящённые глобализации и построению информационного общества, публикации в специализированных изданиях, в том числе и сетевых.

Объект и предмет исследования. Объект исследования: политическая стратегия медиакорпораций в условиях глобализации информационного пространства. Предмет исследования: закономерности и основы функционирования транснациональных корпораций СМИ как основного сегмента на информационной индустрии.

Цели и задачи исследования. Цель работы — выявить механизмы производства и распространения медиапродукта транснациональными корпорациями СМИ и перспективы информационного общества в стратегии политического развития В соответствии с целью исследования формулируются следующие задачи:

1. Доказать, что информационное общество предполагает не только внедрение новейших технологий, но представляет собой политическую программу современного постиндустриального общества;

2. Исследовать процесс становления транснациональных корпораций СМИ как доминирующих предприятий на информационном рынке;

3. Указать перспективы монополизации и концентрации массмедиа в европейской политической перспективе на примере национальных медиакорпораций;

4. Показать процесс организации создания и распространения медиапродукта различными медиапредприятиями, с целью сохранения политического и культурного многообразия.

Научная новизна исследования состоит в том, что обоснована политическая перспектива установления информационного общества под углом зрения деятельности ТНК СМИ, а также условия производства плюралистической информации. Она конкретизирована в следующих результатах, выносимых на защиту:

1. Сформулирована проблема ориентации информационного общества на построение общества «демократического индивидуализма», в котором адресный и диверсифицированный медиапродукт ведёт к усилению социальной разобщённости;

2. Доказано, что мегамедиакорпорации не только лидируют на рынке производства и распространения, но и служат катализатором внедрения новых коммуникационных технологий;

3. Выявлено, что транснациональные корпорации СМИ, прикрываясь лозунгами демократических ценностей, могут осуществлять деятельность в направлении получения полного контроля над информационными потоками, с целью манипуляции общественным сознанием;

4. Раскрыт характер деятельности на российском рынке кроссинституциональнх групп, позволяющих комбинировать политические, экономические и информационные ресурсы;

5. Раскрыты особенности транснационализации медиакорпораций Европы в условиях европейской интеграции.

Научно-практическое значение. Предлагаемая работа может быть использована при подготовке учебных курсов «Современная зарубежная журналистика», «Международный менеджмент транснациональных корпораций», а также в рамках магистерской программы «Менеджмент в СМИ». Материалы и выводы диссертации могут быть полезны журналистам-практикам, намеревающимся осуществлять свои профессиональные обязанности в частных СМИ с корпоративной системой организации. Диссертация содержит ряд принципиально новых подходов и решений, которые опираются на развёрнутую аргументацию и являются шагом вперёд, по сравнению с имеющимся в научной литературе вкладами по данной проблематике.

Научные наработки, позволяют продолжить исследование политических и экономических перспектив СМИ в условиях информационного общества.

Апробация исследования. По проблемам диссертации были сделаны доклады и сообщения на различных конференциях, семинарах. Результаты исследования апробировались на межвузовских научно-практических конференциях «СМИ в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики) 2001;2005 гг. Международном постоянно действующем семинаре «Век информации» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики) 2000;2004 гг. Содержание и выводы диссертации используются при чтении лекций и проведении семинарских занятий на факультете журналистики СПбГУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной общественно-политической и экономической жизни открытость информации и свободный доступ к ней являются важнейшими факторами повышения качества решений, принимаемых гражданами. На политическом поле гражданам необходима информация о политических платформах, программах и претендентах на выборные должности для правильного голосования. На экономических рынках потребители и инвесторы нуждаются в информации при выборе объектов, в которые будут вложены средства. «На сегодняшний день наличие информации — базис эффективности функционирования политических и экономических рынков"1.

В подавляющем большинстве стран граждане черпают необходимые политические, экономические и другие сведения из средств массовой информации. Очевидным фактом является влияние СМИ на экономическую и общественно-политическую составляющие современной жизни. При этом прямой вклад СМИ в ВВП невелик. Сегодня, несмотря на рост информационного сегмента национальных экономик, отрасль СМИ всё ещё относительно невелика в любой стране. «В 1999 году радио и телевидение прибавили к ВВП США лишь 0,7%, доля всех печатных изданий составила 1,06%, а киноиндустрии — 0,3%"2. Тем не менее, политическое значение СМИ огромно. Также средства массовой информации оказывают ощутимое косвенное влияние на экономическое развитие. Реклама в СМИ является основным источником потребительской информации, а сами СМИосновным каналом её распространения, а оба эти вида деятельности способствуют экономическому росту. Коммерческая информация, получаемая потребителем через рекламу в СМИ, сокращает время на её поиски, что создаёт условия для массового сбыта продукции и снижения долговременных издержек производства («эффект масштаба»).

1 Stiglitz J. The Contributions of the Economics of Information to Twentieth Century Economics // Quarterly Journal of Economics, 115(4).

2 Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии. М., 2005. С. 211.

Современные СМИ продают потребителю продукцию двух видов: информационное наполнение и рекламу. Как продукт потребления, информационное наполнение является общественным товаром и оно тем дешевле, чем больше масштаб производства. Базовой характеристикой информационного наполнения можно назвать его разнородность. Это обусловлено, во-первых, законами об интеллектуальной собственности (авторское право и пр.), а также коммерческими соображениямив условиях жёсткой конкуренции компании вынуждены разнообразить свой информационный продукт, с тем, чтобы успешно конкурировать с другими, более крупными фирмами, имеющими обширную аудиторию, и затрачивающими меньше средств на единицу продукции. Стремление к разнообразию в любом производстве ведёт к снижению прибыли, что может оказаться проблемой для недостаточно экономически сильной компании.

Удовлетворение запросов массовой аудитории приводит к дублированию программ и контента разными каналами передачи информацииинтересы меньшинства, таким образом игнорируются. Многоканальные СМИ в руках монополии могут предложить больше разнообразного по содержанию материала, чем-то же количество каналов, действующих независмо друг от друга. Важно подчеркнуть, что теории информационного общества трактуют информацию как ключевой экономический ресурс, а средства массовой информации, как базовый сектор его производства.

Тенденция к уменьшению количества крупнейших корпораций информационной индустрии будет сохраняться, ибо меры, предпринимаемые против дельнейшей монополизации СМИ непропорциональны масштабам экономического роста и укрепления влияния мегамедиакорпораций.

Такое явление, как ТНК СМИ негативно воспринимается не только представителями общественных мировых движений левого толка (антиглобалисты), но и сторонниками либеральной рыночной экономики, для которых ТНК СМИ являются предприятиями, убивающими свободную конкуренцию — фундаментальную основу рыночных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р., Раффин X. Интернет для журналистов. М., 1996.
  2. Е.Ч. Информационная элита: корпорация и рынок новостей. М., 1991.
  3. Г. П. Основы политологии. СПб, 2000.
  4. М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 2000.
  5. . Монополия средств массовой информации. М., 1985.
  6. С.И. Британская печать на исходе века. М., 1995.
  7. С.И. Империя меняет адрес. М., 1997.
  8. С.И. Монополии слова. М., 1972.
  9. С.И. Четвёртая власть: британская модель. М., 2002.
  10. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  11. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998.
  12. Д.И. Информация и информационный сервис. М., 1991.
  13. В.Л., Засурский Я.Н. Власть, зеркало или служанка?
  14. Энциклопедия жизни современной российской журналистики. М., 1998. Т 1−2.
  15. . Система вещей. М., 1995.
  16. В.Ю. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.
  17. Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учеб. пособие. М., 2003.
  18. Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, телевидение и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997.
  19. E.JI. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999.
  20. Г. Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации, их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989.
  21. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб, 2001.
  22. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1983.
  23. А.И. Политические манипуляции. История и практика средств массовой информации. М., 1982.
  24. Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. М., 1999.
  25. М., Энтин В., Журналист и информация. М., 1993.
  26. В.П., Рахманов А. И., Страхова О. А. Менеджмент. 2-е изд. СПб, 2003.
  27. . Бизнес со скоростью мысли. М., 2001.
  28. В.А. Безопасность информации. М., 1993.
  29. Р.С., Залаев Г. З., Родионов И. И., Цветкова В. А. Современная информатика: наука, технология, деятельность. М., 1997.
  30. Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб, 2003.
  31. Г. О концентрации печати и манипулировании общественным мнением. М., 1974.
  32. В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
  33. С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. М., 1998.
  34. С.М. Экономика СМИ. М., 1999.
  35. Ю.К. Информация, мировое развитие и ООН. М., 1994.
  36. И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996.
  37. А.В., Латыпов В. В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М., 2000.
  38. Е.И. Информационно-обменные процессы факторы социального развития. М., 1994.
  39. Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
  40. И.Я. Массмедиа второй республики. М., 1999.
  41. Я.Н., Пронин Е. И. Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.
  42. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
  43. Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995.
  44. А.А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995.
  45. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа противоречия, перспективы. М., 2000.
  46. Информационное общество: информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М. А. Вуса. СПб, 1999.
  47. Кара-Мурза С. А. Манипуляция сознанием. М., 2000.
  48. М. Информационная эпоха. М., 2000.
  49. М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель. М., 2002.
  50. С.Г. Основные тенденции ТВ США (1995−1996 гг.) // Вестник Московского Университета, серия «Журналистика», 1998, № 1.
  51. Р., Нельсон Р. П. Как преподносить новости. М., 1998.
  52. С.Г. Основы теории журналистики. СПб, 1995.
  53. С.Г. Социальные приоритеты в российской прессе нового времени // Средства массовой информации и современное общество. СПб, 2000.
  54. С.Г., Ворошилов В. В. Право и этика СМИ. СПб, 1999.
  55. Е.А. Журналистика на рубеже столетий. Ростов-на-Дону, 1999.
  56. X. СМИ в Федеративной республике Германия. М., 1996.
  57. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
  58. С.А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб, 2002.
  59. С.А. Периодическая печать Швеции. СПб, 1999.
  60. А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства. М., 1999.
  61. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2000.
  62. Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. B.JI. Иноземцева. М., 1999.
  63. А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.
  64. М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000.
  65. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии. М., 2005.
  66. Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.
  67. Е.П. Журналистика, государство, общество. М., 1996.
  68. Пую А. С. Журналистика Франции. Плюрализм и этатизм. СПб,
  69. А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998.
  70. А.В., Мукашева М. Т. Потенциал электронных СМИ. Алма-Ата, 1996.
  71. П.Я. Франция: телевидение и власть. СПб, 2001.
  72. Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: использование Intrnet и других электронных ресурсов. М., 1999.
  73. П. Экономика. М., 1992.
  74. Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации. СПб, 2002.
  75. В.А. Прогноз в журналистике. СПб, 2001.
  76. B.C. Периодическая печать Франции. СПб, 1996.
  77. B.C. Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании. СПб., 2000.
  78. B.C., Виноградова С. М. Периодическая печать Италии. СПб, 1997.
  79. B.C., Михайлов С.А Периодическая печать США. СПб, 1998.
  80. А.С. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2000.
  81. JI.H. Еженедельная пресса и формирование общественного мнения во Франции. М., 1993.
  82. JI.H. Еженедельники в системе средств массовой информации Франции. М., 1990.
  83. Дж. Экономикс для начинающих. М., 1994.
  84. Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы сетевого интеллекта. Киев, 1997.
  85. В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического взаимодействия: исследование опыта Запада. М., 1999.
  86. Н.В. Информационные стратегии стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ. М., 2003.
  87. Э. Метаморфозы власти. М., 2002.
  88. Э. Третья волна. М., 1999.
  89. Э. Шок будущего. М., 2004.
  90. В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистике. М. 2004.
  91. М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. М., 2003.
  92. Н.В. Итальянская журналистика в 1945—1990 гг.. М., 1999.
  93. Н.В. Средства массовой информации Италии. М., 1996.
  94. А.С. США-Япония: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.
  95. Л.Н. Массовая информация. Стратегия производства и тактика потебления. М., 1996.
  96. Франция: общие сведения о Праве по вопросам печати / Под ред. Ф. Бильже и П. Лебделя. М., 1995.
  97. Ф. Великий разрыв. М., 2003.
  98. П., Кастелс М. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель. М., 2002.
Заполнить форму текущей работой