Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Неологизмы в лингвистике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время текстовые категории имеют несколько одинаково важных определений. Согласно первому, текстовые категории — это «специфические признаки речевого целого, отличающие это целое (текст) от других языковых явлений». Согласно другому определению, текстовая категория — «один из взаимосвязанных существенных признаков текста, представляющих отражение определенной части общетекстового… Читать ещё >

Неологизмы в лингвистике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В рамках данной работы мы намерены рассмотреть понятие и явление неологии, а так же специфику классификации и перевода неологизмов. Важно отметить, что приоритетной фокусной группой являются неологизмы, использованные в художественном тексте, так как именно их перевод является наиболее сложным.

Особенности художественного текста

Прежде чем углубиться в рассмотрение неологизмов и их классификации, необходимо описать контекст, их которого данные неологизмы будут взяты. Данная работа посвящена авторским неологизмам, которые не только имеют свою специфику, но и создаются для использования в определенном контексте. Таким контекстом является текст художественного стиля, который будет описан далее.

Текст — понятие многогранное, поэтому каждый исследователь дает свое определение этому явлению в зависимости от подхода к его изучению. В рамках данной работы текст будет пониматься в соответствии с определением Гальперина И. Р.: Тест — это «письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное» [Гальперин 1974: 67].

Как писал И. Р. Гальперин, «нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, в данном случае о тексте, не назвав его категорий» [Гальперин 1981: 4]. Грамматическими категориями становятся те признаки текста, которые «получают свои конкретные формы реализации» [Гальперин 1981:23]. Зарубежные ученые, изучающие текст, выделяют семь критериев текстуальности, в число которых входит когезия, когерентность, интенциональность, приемлемость, информативность, ситуативность и межтекстуальная связь. Некоторые авторы считают, что «основу универсальных категорий текста составляют целостность (план содержания) и связность (план выражения), вступающие друг с другом в отношения дополнительности, диархии» [Бабенко 2008: 41].

Целостность текста ориентирована на смысл, заложенный в тексте, она во многом обусловлена стремлением читателя, который декодирует текст, соединить все компоненты в единое целое. Она понимается как «латентное (концептуальное) состояние текста, возникающее в процессе взаимодействия реципиента и текста» [Сорокин 1982: 65]. Целостность текста неразрывно связана с его информативностью, так как в процессе понимания текста происходит переход от внешней формы к содержанию текста. Именно содержание несет определенную информацию об описываемом феномене и окружающей нас действительности.

Вторая важнейшая категория — связность. Она понимается как необходимое условие успешности коммуникации: бессвязный текст не может быть адекватно декодирован адресатом [Милевская 2003: 38]. Эта категория внешне выражается в тексте на уровне тема-рематических последовательностей в рамках межфразовых единств, когда четко фиксируются структурные показатели связи [Валгина 2004:251]. Текст считается связным, если он представляет собой законченную последовательность предложений, которые связаны между собой по общему замыслу автора. Следует отметить, что связность проявляется не только в смысле текста, но и в его структурном оформлении, которое отражается в употреблении специальных лексико-грамматических средств.

В настоящее время текстовые категории имеют несколько одинаково важных определений. Согласно первому, текстовые категории — это «специфические признаки речевого целого, отличающие это целое (текст) от других языковых явлений» [Ильенко 2003:364]. Согласно другому определению, текстовая категория — «один из взаимосвязанных существенных признаков текста, представляющих отражение определенной части общетекстового смысла различными языковыми, речевыми и собственно текстовыми (композитивными) средствами» [Ильенко 2003: 533].

Категории текста в современном понятии все еще остаются не до конца определенными, их приравнивают к средствам [Папина 2002: 20], свойствам текста [Тураева 1986:15], общим и частным признакам [Мороховский 1989:3] и грамматическим категориям [Гальперин 1981:73].

В свою очередь текст имеет 5 функциональных стилей, в рамках данной работы изучению подвергнется художественный стиль.

Художественный стиль — это стиль, применяющийся в литературе. Его основная функция заключается в воздействии на чувства читателя, передачи мысли автора. Важно видеть разницу между эмоциональностью разговорного и художественного стилей, так как последний выполняет эстетическую функцию через средства языковой выразительности [Пасечная 2013:96]. Основной особенностью данного стиля является сознание образа и описание действительности с помощью средств языковой выразительности. Лексику художественного стиля нельзя назвать однородной, так как художественный стиль имеет тенденцию совмещать в себе лексику всех стилей. Важно заметить, что выбор лексики обуславливается целью автора, так как именно благодаря словам выполняется эстетическая функция. Таким образом, можно утверждать, что в художественном стиле происходит смешение лексики и регистров.

Существует мнение, что художественный стиль не следует выделять как стиль, так как его литературная норма стилистически нейтральна, а художественный эффект произведения во многих случаях зависит от столкновения стилей [Арнольд 2002: 326]. Но, как было сказано выше, отличие художественного стиля заключается в использовании языковых средств всех других стилей текста, что дает ему одновременно схожесть и различие с другими стилями.

Важным является тот факт, что не только литературные, но и нелитературные средства (просторечия, жаргонизмы, диалекты) могут использоваться для достижения эстетической функции. Основные функции стиля заключаются в создании образа, передаче мыслей автора и в эстетическом развлечении читателя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой