Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль СМИ в развитии актуального искусства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо того, что медийная среда может критиковать и отбирать произведения искусства, формируя при этом мнение аудитории, регулировать спрос и рынок на тот или иной культурный продукт, СМИ также является проводником между различными институтами современного общества. Так, ещё во времена сюрреалистов пресса использовалась в качестве «особых трибун сюрреалистической идеологии» Хопкинс Д. Дадаизм… Читать ещё >

Роль СМИ в развитии актуального искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Связь актуального искусства и различного рода СМИ отображена в их изначальных задачах и целях. Журналисты, как и художники, с одной стороны фиксируют основные события и проблемы современности, то есть являются для зрителя источником актуальной информации, но с другой стороны медийные каналы коммуникации являются инструментом манипулирования аудиторией.

До сих пор СМИ занимают особое положение в отношениях между художником, государством и массовым потребителем. К тому же телевидение, радио, пресса и Интернет создают определенное культурное поле, не только фиксируют, но и интерпретируют реальность, выражая при этом либо позицию автора, либо позицию редакторов и владельцев информационного канала. К этому стоит добавить и то, что интерпретация реальности осуществляется под действием индустриальных, социокультурных, эстетических и идеологических факторов, то есть СМИ неразрывно связаны с историческим контекстом.

В рамках данного исследования для нас важна миссия медийной среды, ту роль, которую она играет в становлении культуры и актуального искусства. Для этого мы выделили несколько позиций СМИ, которые они занимают между автором и зрителем.

* Критик

Журналистика, которая в силу своей профессиональной направленности занимает позицию критика в искусстве, в большей степени ориентирована на элитарную аудиторию. Она говорит на понятном узкому кругу людей языке, разбирает форму, подтекст, новизну художественного высказывания. Но помимо специализированных медиа, журналистика, ориентированная на массового зрителя или читателя, также может выступать критиком современного и актуального искусства. В таком случае, СМИ берёт на себя не роль профессионала, а роль выразителя общественного мнения, унифицируя представление о произведении. Подобная роль зачастую используется, как механизм манипуляции, так как аудитория воспринимает журналиста, не как авторитет, а как равного собеседника. Например, П. Бурдье в своей книге «О телевидении и журналистике"Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В. Анисимова и Ю. В. Марковой, отв.ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Прагматика культуры, 2002. — С.105. приводит в пример формирование книжного рынка Франции, где самыми популярными книгами и писателями становятся те, кто был заявлен на телеэкране, то есть с точки зрения субъективной оценки журналиста, который формирует вкусы обывателя.

* Оценщик

Говоря об актуальном и современном искусстве, мы упоминали о том, что сегодня критериев оценки разделения на качественное и некачественное произведение практически не существует. В рамках этой проблемы, медийное пространство зачастую берёт на себя роль оценщика. При этом СМИ могут рассматривать действия художника, как в отрыве от действительности, так и в их контексте. На сегодняшний день проблема заключается по большей части в том, что непрофессиональная оценка завязана на потребностях аудитории и заказчика. Таким образом, журналисты производят отбор событий из сферы искусства, ориентируясь с одной стороны на целевую аудиторию, а с другой — на задачи, поставленной в рамках проводимой руководителями политики. Например, один и тот же спектакль на федеральных каналах может не войти в новостную ленту, как «не формат» или расцениваться, как некачественное произведение, в то время как в рамках других телеканалов он будет освещаться и интерпретироваться в качестве успешного проекта.

* Судья

В отличие от предыдущих ролей, позиционирование медиа в роли судьи несёт более радикальный характер. В современных российских СМИ, специфику которых мы рассмотрим чуть позже, в отношении актуального искусства журналисты и эксперты выносят оправдательный или обвинительный приговор даже не произведению, а действиям художников. Это особенно чётко выражено в дискуссии о судебных процессах над авторами или галеристами. До вынесения реального приговора, медийное пространство ведёт собственный судебный процесс, в котором автор, ведущий, эксперты и гости программы являются судьями и свидетелями, не просто прогнозируя исход событий, но и навязывая собственное решение аудитории.

* Проводник

Помимо того, что медийная среда может критиковать и отбирать произведения искусства, формируя при этом мнение аудитории, регулировать спрос и рынок на тот или иной культурный продукт, СМИ также является проводником между различными институтами современного общества. Так, ещё во времена сюрреалистов пресса использовалась в качестве «особых трибун сюрреалистической идеологии» Хопкинс Д. Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение/ под ред. Шарлай М., Решетниковой П. — М.: АСТ, 2009. — С. 128. Сегодня мы можем наблюдать, что некоторые медиа, особенно западные, не критикуют актуальное и современное искусство, а доносят до зрителя идеи художника, разъясняют его позицию и новаторство.

Помимо всех перечисленных выше ролей СМИ, которые они играют в развитии актуального искусства, существует ещё оно очень важное именно для художника свойство медийного пространства. Многие используют информационный поток каналов, заголовки в прессе и радийное вещание, как источник вдохновения. Так, в одной из статей журнала «Театр» о спектакле «БерлусПутин» отмечена важная деталь, заложенная в сценарии: «Лучшее в спектакле — их диалоги на злобу дня, которые обновляются неутомимой Фаэр, ежедневно выхватывающей из СМИ свежие темы. Смешно, пока свежо» Белова C. Мутация «БерлусПутина», записки переводчика// Театр. — 2012. — № 8. — С. 85. Другими словами, режиссёр постоянно обновляет текст ради достижения актуальности и медиа являются источником повседневных и злободневных событий.

Так как на сегодняшний день в России наиболее востребованными каналами информации является телевидение и Интернет, они в большей степени влияют не только на общественное мнение, но и на поведение массового зрителя. При этом создание некоторой субъективной реальности достигается различного рода механизмами (монтаж, информационная подача, инфотеймент, постановочные кадры, экспертная оценка и т. д.). Каждый из них мы более подробно разберём в следующей главе в рамках разговора о медийной дискуссии. Однако в заключение стоит отметить, что СМИ, освещая и интерпретируя события из мира актуального искусства, способны меняет уклад жизни человека, его психологическое восприятие реальности, создавать новые ценности и идеалы общества потребления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой