Анализ реализации проекта по созданию и оценка достижений Сибирского Федерального университета
В качестве важного достижения в данном направлении необходимо отметить совместное финансирование строительства учебно-лабораторного корпуса Института нефти и газа за счет средств ОАО «НК Роснефть» и краевого бюджета. Такое партнерство построено на взаимной заинтересованности и взаимовыгодном сотрудничестве всех структур и изначально рассматривалось, как приоритетное направление. У СФУ заключено… Читать ещё >
Анализ реализации проекта по созданию и оценка достижений Сибирского Федерального университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сибирский Федеральный университет (далее — СФУ) был создан Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1417 от 28 ноября 2006 «О федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования „Сибирский федеральный университет“» посредством слияния четырех крупнейших Красноярских вузов: «Красноярский государственный университет», «Красноярский государственный технический университет», «Красноярской государственной архитектурно-строительной академии», «Государственный университет цветных металлов и золота».
Создание федеральных университетов преследовало цели, выходящие за рамки простого «развития образования». С момента создания СФУ появилась «Концепция Национального университета в Сибирском федеральном округе». Данная концепция разработана инициативной проектной группой под председательством заместителя губернатора Красноярского края Шишмарева В. П. В состав группы вошли: руководитель Агентства профессионального образования и науки администрации края Никитина О. Н., ректора объединяющихся вузов. Экспертом и главным идеологом концепции являлся Княгинин В. Н. — директор центра стратегических разработок «Северо-Запад».
В январе 2006 года Концепция была представлена, рассмотрена и утверждена на заседании проектной группы по созданию федеральных университетов в Южном и Сибирском округах, созданной по приказу министерства образования и науки РФ № 289 от 25.11.2005. Руководитель группы — Волков А. Е., контроль за исполнением возложен на Свинаренко А.Г.
Особенность анализа истории СФУ состоит в том, что как и Южный федеральный университет он создается не на пустом месте, а объединяет вузы, имеющие определенную историю, опыт, научные школы, базу и т. д. Один из ведущих университетов страны — «Красноярский государственный университет» путем присоединения к нему ещё трех Красноярских вузов был преобразован в СФУ. Краткая историческая справка о вузах, вошедших в состав СФУ, дана в приложении 1. Следует особо отметить, что вошедшие в состав СФУ вузы имели собственные научные школы, высококвалифицированный персонал и материально-техническую базу, на основе которых и планировалось активное развитие университета. Некоторые направления (в частности университета цветных металлов и золота) являются уникальными. Очень высока степень практической направленности исследований и сотрудничества с предприятиями региона.
Таким образом, с точки зрения менеджмента, по СФУ речь нужно вести не о стратегии создания нового вуза, а об использовании стратегии слияния в целях повышения конкурентного статуса вновь образованного университета.
СФУ и ЮФУ стали первыми федеральными университетами, созданными в рамках реформирования. В рамках исследования сравним цель проекта и провозглашенную первоначально миссию университета:
Цель проекта состоит в создании в Красноярске мощного современного университета, который станет важным фактором политики развития Сибири и Дальнего Востока;
Миссия университета — производство глобально значимых знаний и технологий, а также подготовка кадров, способных влиять на мировые процессы.
Как видно, формулировка миссии университета прошла на основе поставленной цели посредством выбора потенциальных сильных сторон университета (производство глобально значимых технологий) и видения глобальной цели (способность влиять на мировые процессы). Изначально в миссии заложены перспективы развития региона, как субъекта, способного влиять на мировые процессы. На сегодняшний день реальные возможности влияния ограничены: существенное влияние (точнее существенная доля рынка) лишь по нескольким направлениям: нефтегазодобыча, производство никеля, лесопромышленный комплекс, в меньшей степени — золотопромышленность. При этом речь не идет о реализации технологий, а лишь о реализации продукции (в основном — сырья). Поэтому производство глобально значимых знаний и технологий действительно может обеспечить стратегическое преимущество региона, то есть является «сверхзадачей» университета.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день миссия претерпела небольшие изменения и звучит следующим образом: «Развитие интеллектуального капитала и опережающего наукоемкого образования, обеспечивающее устойчивое повышение качества жизни населения Сибири на основе подготовки высококвалифицированных кадров, способных к творческой и практической деятельности, и генерации глобально значимых знаний и технологий, направленных на расширение экономического потенциала и мировой конкурентоспособности базовых отраслей региональной экономики».
Поставленные цели и выбранная миссия являются весьма амбициозными, и их достижение невозможно без адекватной стратегии и методов реализации. При разработке «Концепции Национального университета в Сибирском федеральном округе» (далее — Концепции) были сформулированы ожидаемые результаты развития СФУ к 2015 году:
- -Модернизация учебного процесса на основе современных образовательных технологий;
- -Переход на многоуровневую систему подготовки кадров, ориентированную на перспективные рынки труда. Создание международной школы бизнеса и управления;
- -Резкое увеличение объемов научных исследований и опытно-конструкторских работ, передаваемых в реальный сектор экономики. Создание инновационно-технологического парка;
- -Формирование оптимальной структуры научно-педагогических кадров. Создание системы непрерывной подготовки, привлечения и переподготовки профессорско-преподавательских и научных кадров совместно с ведущими российскими и зарубежными университетами;
- -Существенное повышение уровня оплаты труда и стипендий;
- -Развитие системы поддержки талантливой молодежи;
- -Существенное переоснащение материальной базы учебной и научной деятельности;
- -Завершение строительства фундаментальной библиотеки СФУ, двух учебно-лабораторных корпусов общей площадью 42 000 кв. м.;
- -Новая модель организационной структуры и системы управления научно-образовательным процессом в университете.
К сожалению, ожидаемые результаты сформулированы в общем, без конкретных показателей и сроков, что затрудняет оценку достижений СФУ за период 2007;2012г.г.
В связи с переходом СФУ в статус автономного учреждения в июне 2011 г. была принята «Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования „Сибирский федеральный университет“ на 2011 — 2021 годы». В данной программе развития конкретизированы приоритетные направления деятельности СФУ:
Научно-образовательная деятельность университета будет сконцентрирована на следующих приоритетных для Сибирского федерального округа отраслях экономики и сферах деятельности:
- -нефтеи газодобыча, транспортировка и углубленная переработка углеводородов;
- -геология, геотехнологии и металлургия;
- -информационно-телекоммуникационные технологии, современные системы связи и навигации;
- -энергетика;
- -современные строительные технологии;
- -промышленные биотехнологии;
- -устойчивое природопользование и экология;
- -развитие человеческого капитала, социокультурные исследования проблем сохранения северных этносов.
В качестве базового механизма реализации Программы развития предлагается: «инвестиции в точки роста — в центры развития и совершенствования деятельности университета (далее — центры превосходства), в основе которых лежит системное сочетание разработки образовательных программ, ориентированных на современные технологии и технологические новшества, максимального вовлечения коллектива преподавателей и студентов в научные и научно-производственные исследования, особой инфраструктуры продвижения новых знаний и разработок в производство». Центры роста подразумеваются трех уровней, которые по своим функциям перекликаются с задачами федерального, регионального и университетского уровня.
Такой подход рассчитан на получение синергетического эффекта от взаимодействия научного сообщества (как разработчика новейших технологий), ведущих промышленных предприятий (как основных экономических субъектов, производящих конкурентоспособную продукцию) и органов власти региона.
Проанализируем направления деятельности, развивающиеся в СФУ. Реализация концепции развития СФУ в период 2007;2012г.г. привела к формированию мощного многопрофильного вуза, включающего в себя:
- -20 институтов;
- -35 научно-инновационных подразделений.
В настоящее время в СФУ работает 3 300 преподавателей, обучается 36 500 студентов (второй в России вуз по числу бюджетного приёма). Стоит отметить, что СФУ по итогам 2010 г. вошёл в ТОП-10 национального рейтинга вузов и был признан самым инновационным вузом.
Основные направления деятельности: образовательная, научная, инновационная, строительство (расширение материальной базы).
В рамках развития образовательной деятельности в СФУ действует 171 направление подготовки и специальности, за 5 лет пролицензировано 90 новых образовательных программ. СФУ предлагает постдипломное обучение по 119 специальностям аспирантуры. Для обеспечения учебного процесса разработано 735 учебно-методических комплексов дисциплин. Работает 357 докторов наук. В рамках повышения академической мобильности в СФУ ежегодно читают более 200 визит-профессоров; количество иностранных студентов возросло в 2 раза и (почти 300 студентов из 14 стран мира). Привлечение зарубежных визит-профессоров и рост количества обучающихся иностранных студентов свидетельствует об успешном продвижении к достижению цели повышения конкурентоспособности на мировом уровне.
Как было отмечено выше — одной из стратегических целей является развитие научной деятельности. Именно она должна обеспечить конкурентные преимущества не только самого вуза, но и создать базу для обеспечения развития региона в целом. В рамках реализации научной и инновационной деятельности СФУ имеет следующие результаты:
- -объём привлечения средств по НИР и НИОКР с 2007 по 2011 год составил 2 557 млн. рублей и вырос в 4 раза с 249,5 в 2007 году до 1011 млн. рублей в 2011 году;
- -выполнены 3343 научно-исследовательские работы;
- -опубликованы 11 284 статьи в российских журналах;
- -опубликованы 1125 статей в международных журналах;
- -изданы 833 учебника и учебных пособий;
- -действуют 31 малое инновационное предприятие;
- -получены 500 патентов.
На основе анализа приведенных данных можно отметить, что поставленные перед СФУ цели по развитию научно-инновационной деятельности осуществляются достаточно успешно. Основными достижениями можно считать существенный рост количества малых инновационных предприятий, получение патентов и рост привлечения средств на НИР и НИОКР. Развитие инновационной и научной деятельности стало возможно благодаря высокой квалификации профессорско-преподавательского состава СФУ и активному развитию материально-технической базы и финансированию (в том числе за счет государственных программ).
Деятельность СФУ по строительству можно считать эффективной. За исследуемый период СФУ имеет следующие результаты:
- -достроены 2 учебно-лабораторных корпуса общей площадью 37 763 кв. м;
- -введён в эксплуатацию новый учебно-лабораторный корпус Института нефти и газа за счет средств ОАО «НК «Роснефть» и краевого бюджета (с привлечением 0,7 млрд. рублей) общей площадью 20 784 кв. м;
- -завершено строительство здания библиотеки на 900 тыс. томов с ректоратом общей площадью 15 753 кв. м;
- -построено новое общежитие квартирного типа на 600 мест общей площадью 16 000 кв. м;
- -ведётся строительство Комплекса общежитий № 1 на 900 мест и Комплекса общежитий № 2 на 1540 мест.
Укрепление материальной обеспечивает не только ведение образовательной и научно-инновационной деятельности, но и улучшает бытовые условия, что очень важно в социальном плане. Одной из стратегических целей является подготовка современных кадров высокой квалификации, повышение интеллектуального культурного уровня населения. Возможность получать образование в хорошем вузе должна быть подкреплена возможностью проживания в общежитии вуза, если вуз настроен на привлечение студентов не только из Красноярска.
В качестве важного достижения в данном направлении необходимо отметить совместное финансирование строительства учебно-лабораторного корпуса Института нефти и газа за счет средств ОАО «НК Роснефть» и краевого бюджета. Такое партнерство построено на взаимной заинтересованности и взаимовыгодном сотрудничестве всех структур и изначально рассматривалось, как приоритетное направление. У СФУ заключено около 70 договоров со стратегическими партнерамиработодателями, что позволяет планировать совместные крупные проекты по другим реализуемым СФУ направлениям. Один из примеров — в рамках реализации грантов по Постановлению Правительства РФ № 218 СФУ и ООО «Объединённая компания РУСАЛ Инженерно-технологический центр» реализуют совместный проект «Технология получения алюминиевых сплавов с редкоземельными, переходными металлами и высокоэффективного оборудования для производства электротехнической катанки». В целом количество грантов, выигранных сотрудниками и преподавателями СФУ увеличилось за отчетный период в 6,6 раза. Это стало возможно в том числе благодаря реализации программы стажировки и повышения квалификации преподавателей и сотрудников в ведущих российских и зарубежных вузах и научных центрах. Общее число ППС, повысивших свою квалификацию составило около 700 человек. За отчетный период количество привлеченных российских и зарубежных профессоров составило 268 человек. На программы развития кадрового потенциала было направлено 489 млн. рублей.
Проанализируем подробнее структуру доходов и расходов СФУ. Создание федеральных университетов является государственной программой, что предусматривает особую структуру финансирования. На момент создания университета было заложено целевое финансирование на 2006;2007г.г. в размере 3 млрд. рублей. В последующие годы структура и объемы финансирования менялись. В настоящее время СФУ имеет как бюджетное, так и внебюджетное финансирование. Рассмотрим подробнее объемы и источники финансирования СФУ (рис.4).
Рисунок 4. Структура доходов бюджета СФУ в 2012 году в разрезе направлений.
Из приведенных данных видно, что максимальная доля финансирования (57%) приходится на текущее финансирование из федерального бюджета, поступления от приносящей доход деятельности составляет 24,5%, бюджетные инвестиции — 18,5%.
Рассмотрим более подробно динамику поступлений от приносящей доход деятельности за 2011;2012г.г. (рис.5).
Рисунок 5. Динамика доходов бюджета 2011;2012 года — средства по приносящей доход деятельности (млн.руб.).
Общий рост поступлений от приносящей доход деятельности составил в 2012 году 111,85% относительно аналогичного показателя 2011 года. Наибольший рост — по научно-исследовательским работам (115,75%) и дополнительному образованию (117,21%). Данный показатель говорит об эффективном развитии научно-инновационного направления СФУ.
Финансирование основной деятельности СФУ осуществляется за счет средств федерального бюджета по трем направлениям: разовое (целевое) финансирование из госбюджета; субсидии на выполнение госзадания; субсидии на иные цели (или стипендии). Динамика финансирования за счет средств федерального бюджета представлена на рис. 6. На протяжении пяти лет максимальная доля бюджетного финансирования неизменно приходится на статью «субсидии на выполнение госзаданий». Рост субсидий по госзаданию в 2012 г. по отношению к 2011 г. составил 106,62%, по отношению к 2008 г. — 163,78% и составил 2675,5 млн. рублей. Разовое финансирование выделяется неравномерно и в 2012 г. составило всего 71,6 млн. рублей, что составляет 23,7% от показателя 2011 г. Максимальное финансирование по данной статье было в 2010 г. и составило 551 млн. рублей.
Рисунок 6. Динамика доходов СФУ из федерального бюджета на финансирование основной деятельности (млн.руб.).
Интегрированная структура расходов консолидированного бюджета СФУ построена на основе использования трех источников: Федеральный бюджет (76,1%); приносящая доход деятельность (21,6%); краевой бюджет (2,3%).
Расходование за счет средств федерального бюджета идет по статьям: образовательная деятельность (63,7%), инвестиции (21,6%), научно-исследовательские работы (5%), программа развития (4,4%), филиалы (5,3%). Структура расходования средств федерального бюджета в 2012 г. представлена на рис. 7.
Рисунок 7. Структура расходов бюджета СФУ за счет средств федерального бюджета.
Расходы на образовательную деятельность в 2012 г. составили 3502,6 млн. рублей. Доля в расходах отдельных статей затрат следующая: фонд оплаты труда с начислениями (52,1%), налоги (6,4%), мероприятия, учебные расходы (3,2%), оснащение оборудованием (включая новые объекты) (5,5%), стипендиальное обеспечение (включая выплаты сиротам), публичные обязательства (19,6%), коммунальные расходы (4,5%), содержание имущества (2,1%), капитальный ремонт (6,4%), прочие (0,4%).
В структуре затрат СФУ специфика связана с высокой долей затрат по статье инвестиции (21,6%). Данные расходы идут в рамках реализуемой стратегии развития федерального университета и направлены на развитие материальной базы для образовательной и научно-инновационной деятельности.
При создании СФУ путем слияния четырех вузов, одной из задач оптимизации было создание эффективного менеджмента. Создание эффективной структуры управления новой организации всегда сложный процесс, а в случае её создания путем реорганизации (слияния) четырех крупных разноплановых вузов — очень сложный. При создании СФУ, разработка эффективной структуры управления была одной из важнейших стратегических задач. Новая организационная структура с одной стороны должна была соответствовать новым целям, поставленным перед СФУ, с другой — создать эффективный инструмент для обеспечения стратегического развития. В вошедших в состав СФУ вузах были собственные оргструктуры и системы управления, но при слиянии не имело смысла отставлять все имеющиеся структуры управления — в том виде они не могли стать эффективными для СФУ. Таким образом, была создана структура, исключающая дублирование функций руководителей подразделений СФУ и ориентированная на поставленные задачи (развитие ключевых компетенций). Структурные подразделения, входящие в состав СФУ представлены в приложении 2.
Руководство СФУ осуществляет Попечительский совет, председателем которого является Д. А. Медведев, Руководство СФУ во главе с президентом (Усс А.В.) и ректором (Вагановым Е.А.) и Ученый совет вуза. Текущее управление университетом осуществляет ректорат СФУ и соответствующие руководители структурных подразделений. Формальное объединение вузов и создание новой организационной структуры является только первым шагом на пути преобразования. Для эффективной работы нового мега-вуза необходимо, чтобы эта организационная структура работала, как отлаженный механизм и стала основой создания новой организационной культуры. Для вуза такого уровня создание и развитие организационной культуры — не формальность. Каждый из ведущих университетов мира имеет свое узнаваемое «лицо», свои ценности, свои неповторимые особенности. При этом каждый выпускник гордится своей «alma mater» и считает делом чести помогать и поддерживать свой университет, когда достигает успехов в карьере. Оксфорд, Кембридж, МГУ — университеты, принадлежность к которым вызывает чувство гордости. Создать такую культуру, когда выпускники и сотрудники гордятся своим университетом, молодежь стремится в него поступить, а окружающие считают его лучшим — сверхзадача для федеральных университетов.
Сложность создания и развития корпоративной культуры СФУ связана в первую очередь с объединением четырех различных вузов, имеющих свои сложившиеся культурные ценности, традиции и т. д. Кроме этого в объединении был заложен еще один негативный момент — создание эффективной структуры управления потребовало кадровых перестановок и сокращения штатов. Для решения данных проблем было создано Управление корпоративной политики, целью которого стало формирование и внедрение новой корпоративной политики СФУ. Такой подход оправдан и полностью соответствует методам реализации стратегии слияния.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать выводы, что при создании СФУ была реализована стратегия слияния в целях повышения конкурентоспособности вуза, расширения его сферы влияния и выполнения функций по развитию региона. По основным показателям за 5 лет достигнуты высокие результаты. Наиболее значимых результатов удалось добиться по таким ключевым компетенциям, как научно-инновационная деятельность; учебная деятельность (с точки зрения расширения охвата студентов, рост количествам иностранных студентов и привлечения визит-профессоров); сотрудничество с ведущими работодателями, создание инновационных предприятий. Достижения в научной и инновационной деятельности позволяют прогнозировать возможность достижения поставленных стратегических целей развития СФУ к 2015 году.