Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Когнитивный стереотип «elite/elitism» в современном английском дискурсе элиты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для определения когнитивного стереотипа понятия «elite/elitism» в сознании британцев, мы также воспользуемся данными массового исследования, проведенного ВВС, в котором более 161 000 человек отвечали на вопросы о своей жизни и о принадлежности к тому или иному сословию. В результате было выяснено, что к британской элите принадлежит 6% населения Великобритании. Новая модель отражает степень… Читать ещё >

Когнитивный стереотип «elite/elitism» в современном английском дискурсе элиты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящей работе мы рассматриваем дискурс, исходя из примата концепции о социальной сущности человека как носителя языка и отталкиваемся от характеристик элиты как макросоциальной группы, обладающей некими признаками и обладающей концептосферой. Элитарная языковая личность порождает текст в процессе дискурсивных практик в определенном социальном окружении. Таким образом, последовательность исследования выстраивается следующим образом — социальное окружениедискурсивные практики — текст, рожденный в процессе дискурсивных практик.

Мы разделили материал в данном параграфе на две части — в первой части коротко рассматриваются результаты исследования научного дискурса британской элиты, проведенные Д. Сэвиджем и Ф. Дивайн (научный дискурс) Результаты исследования, проведенного Д. Сэвиджем и Ф. Дивайн, на основании которого были выделены основные характеристики элиты в Британии:

  • · Они зарабатывают больше всего денег в Соединенном Королевстве.
  • · Они занимают самые высокие позиции в социальном, культурном и экономическом секторах.
  • · Многие представители элиты посещали частные школы и элитные университеты — 24% представителей элиты получили образование в частных учебных заведениях, значительно больше, чем представители других классов.
  • · Элита чаще всего проживает в Лондоне или близлежащих графствах.
  • · Эта группа очень «закрыта» и крайне неохотно принимает новых членов в свои ряды. Большинство членов элиты ведут свое происхождение из очень привилегированных семей.
  • · 97% представителей элиты владеют собственными домами, стоимость недвижимости составляет около 325 000 фунтов стерлингов.
  • · Ежегодный доход членов элиты превышает 90 000 фунтов стерлингов.
  • · Профессии и должности, в которых задействованы члены элиты: топ-менеджеры, в том числе и рекламных агенств, адвокаты, судьи, банкиры, дантисты. Для нашей работы этот подход представляет интерес, поскольку материал помогает определить границы дискурса элиты, дискурсивное пространство элиты (смежные социальные группы), позволяет выявить модификацию границ дискурса элиты в эпоху «текучей современности».

Во второй части проводится фреймовый анализ исследуемого материала, для чего считаем необходимым рассмотреть сначала материалы научного дискурса элиты в Британии.

Поскольку отделить дискурс элиты от социальных практик невозможно, мы рассматривали концепт «elite/elitism» как существующий когнитивный стереотип в массовом сознании британцев, эксплицированный в текстах форумов.

Для определения когнитивного стереотипа понятия «elite/elitism» в сознании британцев, мы также воспользуемся данными массового исследования, проведенного ВВС, в котором более 161 000 человек отвечали на вопросы о своей жизни и о принадлежности к тому или иному сословию. В результате было выяснено, что к британской элите принадлежит 6% населения Великобритании. Новая модель отражает степень богатства, уровень образования, но добавляет такие параметры, как уровень накоплений, количество людей, составляющих круг знакомых, социальные связи, культурные интересы и занятия, что позволяет выделить конкретные концептуальные доминанты британской элиты: концепт «богатство», «доминирование», «элитарное образование», «закрытость».

Итак, очевидно, что в британском научном дискурсе рамки понятия «elite/elitism» определены достаточно точно: наличие определенного дохода, социализация в определенном кругу, изысканное времяпрепровождение. Данные исследования были широко обнародованы, и, таким образом, способствовали формированию и модификации когнитивного стереотипа понятия elite/elitism в языковом сознании носителей английского языка.

Сложность исследования когнитивных сторон концепта состоит в том, что необходимо учитывать не только точку зрения исследователя, но и точку зрения производителя текста, т. е. участника определенного дискурса. «Наше утверждение о невозможности чисто „объективного“ описания концепта базируется на фундаментальном постулате постнеклассической научной парадигмы о необходимом учете характеристик наблюдателя при анализе наблюдаемого объекта, и более частной герменевтической методологии, опирающейся на субъект — субъектный подход, в котором и интерпретатор и интерпретируемый текст (текст может пониматься в самом широком смысле как любая последовательность знаков) выступают в качестве равно задействованных в процессе истолкования сторон».

Особенность дискурса Сети состоит в том, что участники представляют, как правило, самые разные, порой полярные точки зрения на обсуждаемую проблему, т. е. участники дискурса — это очень разная по социальному составу часть лингвокультурного сообщества. Очевидно, что интерпретирующий потенциал у разных людей различается, концепты (когнитивные стереотипы) либо полностью совпадают с культурными или идеологическими стереотипами, либо столь резко отличаются от общепринятых представлений, что идут вразрез и конфронтируют с ними, что и отмечал Д. С. Лихачев: «Потенциал концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека».

Структура фрейма «elite/elitism» была сформирована по аналогии с фреймом «элитарная личность/элита», исходя из удобства проведения сравнительного анализа.

Участники форума выделили когнитивные характеристики, присущие понятию «elite/elitism», структурированные по следующим слотам фрейма:

«Элитарная личность» — это индивидуум:

Определенного пола — прямых комментариев нет.

В британском дискурсе одной из популярных тем были проблемы меритократической элиты (в русле протестантской этики трудаHardwork, education, andagreatdealmorehardwork), в том числе, в дискурсе маскулинного доминирования. Лексически это вербализовано когнитивной метафорой «glassceiling» («стеклянный потолок»). Интересно отметить, что аристократы («элита крови») в данном фрагменте текста ассоциируются с бездельниками, что не корректно по отношению к меритократической элите (tramps, membersofthearistocracy).

«Humanity divides into those who do useful things; scaffolders, airline pilots, teachers etc and those who don’t; tramps, members of the aristocracy etc.

So, this is now a discussion of the UK class system. My OH is a good example of class mobility in that case. Her father started life as a butcher’s boy in Birmingham, she is the CEO of a 200 mill/annum public body. Hard work, education, and a great deal more hard work (she's still there now, 8.05, she left at 0600 this AM) That is how glass ceilings are broken through. I brought up the kids, she worked as hard as any man".

Перевод: Человечество делится на тех, кто делает полезные вещи — строители, летчики, учителя, на тех, кто не делает — бродяги, аристократы и пр. Касательно классового деления в Соединенном Королевстве: моя жена — хороший пример социальной мобильности в этом случае. Ее отец начал работать помощником мясника в Бирмингеме, она генеральный директор корпорации с годовым оборотом в 200 млн. ф.с. Упорный труд, образование, еще более упорный труд (сейчас 8 час. вечера, а она все еще на работе, хотя ушла в 6 утра). Вот как пробивают «стеклянный потолок», т. е. преодолевают невидимые преграды (Неофициальный запрет на продвижение по должностной лестнице женщины или представителя национального меньшинства — Т.О.). Я воспитал детей, она трудилась не меньше любого мужчины.

Определенного возраста — отсутствуют прямые отсылки к возрасту, характерному для элитарных личностей, однако, в свете актуализации концепта «образование», прослеживается связь демократической системы образования 60-х годов ХХ века и социального расцвета страны того времени.

«I'm referring to British education in the 1940s and 1950s, which produced one of the most talented-ever generations in British history which came to flower in the 1960s, even though many of them came from extremely ordinary backgrounds».

Перевод: Я вспоминаю, какое образование было в Британии в 1940;х и 1950;х гг. Благодаря его уровню, в Британии возникло одно из самых талантливых поколений в истории Британии, достигшее своего расцвета в 1960;е годы, хотя многие в этом поколении — выходцы из самых простых семей.

Определенного происхождения — В когнитивном сознании британцев вопрос происхождения элиты тесно связан с ее сакральностью, онтологичностью, что достаточно плотно номинируется в анализируемых текстах.

Онтологичностьэлиты:

1)"I'm not sure why or how the term 'elitist' has become a slur in some parts though, surely it’s just a reflection of human nature and life in general?".

Перевод: Не понимаю, почему термин «элитист» стал ругательным? Разве он не является просто отражением человеческой природы и жизни в целом?

2) «There is nothing wrong with elitism — I want my doctors, airline pilots and Olympic athletes to be there because they the best are — not because of some equal opportunity scheme».

Перевод: Нет ничего дурного в элитизме — мне нужны доктора, пилоты, олимпийские чемпионы потому, что они лучшие, а не из-за какой-то программы равных возможностей.

3) «There will always be winners and losers, whatever the system we have in place. The real problems start when we try and pretend that isn’t the case.

Перевод: Всегда будут победители и проигравшие, какой бы ни была система. Настоящие проблемы возникают, когда мы начинаем притворяться, что это не так.

4) «Some people will always be 'better' than others, however you define the criteria for being 'better'. The simple fact is that those who are 'best' will always be the ones able to dictate what those criteria are».

Перевод: Некоторые люди всегда будут лучше, чем другие, как бы вы не толковали понятие «лучше»! Все очень просто — «лучшие» всегда будут диктовать вам критерии того, что называется «лучшее».

Протестантская этика труда.

Несмотря на некоторую модификацию когнитивного стереотипа относительно связи протестантской этики труда и высокого социального и материального положения, среди участников обсуждения присутствует традиционная точка зрения на протестантскую этику труда, особенно очевидная среди людей, чья молодость пришлась на 60−70 гг. прошлого века. С этим понятием тесно связывают концепты «целеустремленность», «профессионализм».

1)"Wecan'tallbeastronauts, captainsofindustry, brainsurgeons, solicitorsorPrimeMinister. In any case, people' aspirations vary as well — some may be perfectly happy being a dustman or a gardener. And that’s perfectly okay. As a general rule though, people with a bit of get-up and go, determination and work ethic stand a far better chance of achieving their goals (whatever those goals may be)".

Перевод: Считаю, мы не можем все стать космонавтами, руководителями крупных компаний, нейрохирургами, юристами или премьер-министрами. В любом случае, у людей разные устремления — некоторые вполне счастливы быть мусорщиком или садовником. И это прекрасно. Но в большинстве своем люди целеустремленные, с протестантской этикой труда имеют намного больше шансов достичь соей цели, какой бы она ни была.

2)"I'm in an 'elitist' profession after working my way up from the bottom six years ago — no degree either just a willingness to apply and learn, although I know I’m a rarity".

Перевод: У меня элитная работа, я ее получил после трудного восхождения с самых низов шесть лет тому назад. У меня нет университетского образования, просто я очень старался узнавать.

3). Being labelled «elitist» because people have brains and are productive is really insulting. Youth today are more keen on being «famous» at any cost, rather than study for degrees".

Перевод: Просто оскорбительно вешать ярлык элитизма на людей, у которых есть мозги и энергия. В наше время молодежь больше стремится стать знаменитой, чем получить диплом в университете.

Социальная мобильность — один из важнейших факторов в когнитивном сознании британцев, обеспечивающий возможность попасть в ряды элиты, тесно связанный с реализацией концепта «образование».

«A recent study by the London School of Economics reports that socialmobility for the bottom 20% of society has not improved in the last thirty years. Tragic».

Перевод: Недавние исследования, проведенные Лондонской школой экономики, свидетельствует, что за последние 30 лет социальная мобильность для 20% бедных слоев населения осталась на прежнем уровне. Это очень печально".

Дальнейшее обсуждение темы переходит в русло образования. Большое место, которое занимает этот концепт в когнитивном сознании британцев, частотность употребления слов educationsecondaryschool, grammarschool, university, degree, grantв сочетании с socialmobility, nepotism являются знаком тесной связи перечисленных понятий и феномена elite/elitism.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой