Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Кредитный механизм развития платного высшего образования и формирование человеческого потенциала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проект Федерального закона «Об образовательных кредитах» № 220 221−4 был внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации 4 октября 2005 г. Ответственным комитетом по данному законопроекту выступал комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам, соисполнителем — комитет по образованию и науке. 21 марта 2008 г. был опубликован официальный отзыв Правительства Российской… Читать ещё >

Кредитный механизм развития платного высшего образования и формирование человеческого потенциала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кредитный механизм развития платного высшего образования и формирование человеческого потенциала

Формирование инновационной экономики, характерной чертой которой является генерирование и использование знаний в процессе производства инноваций, напрямую зависит от уровня развития человеческого потенциала. Отличительной чертой инновационной экономики является то, что индивиды и окружающий мир воздействуют друг на друга, человек приобретает возможность менять внешнюю среду, воплощать идеи и результаты исследований в новые технологии или продукты. Инновационная деятельность характеризуется как процесс, нацеленный на воплощение результатов опытно-конструкторских работ и научных исследований в новые технологии, находящие применение в производственной деятельности, и в инновационные товары, обладающие спросом. Важнейшим условием эффективного осущест-вления инновационной деятельности является развитие человеческого потенциала.

Человеческий потенциал страны может быть представлен как совокупность реализованных человеческих потенциалов индивидов. Человеческий потенциал отдельного индивида составляют знания и способности, которые могут быть применены для создания новых продуктов, технологий, а также новых знаний. В современных условиях не только отдельный индивид, а инновационная деятельность всего общества и коллектива способствует достижению целей развития страны. В этой связи вводится понятие «коллективный человеческий потенциал».

Формирование человеческого потенциала в виде знаний, навыков, опыта требует от самого человека и всего общества значительных и возрастающих затрат. Характер и виды инвестиций в человеческий потенциал обусловлены историческими, национальными, культурными обстоятельствами и традициями. Индивид будет инвестировать в человеческий потенциал, если это приведет к получению более высокого дохода. Однако нужно учитывать, что для полной окупаемости капиталовложений в человеческий потенциал необходим продолжительный период их функционирования. Большое значение для формирования человеческого потенциала, адекватного требованиям современной инновационной экономики, имеют инвестиции в систему высшего образования. Инвестиционный период у таких форм вложений в человеческий потенциал, как образование, может достигать 12—20 лет, продолжаясь в течение всей трудовой жизни.

Услуги высшего образования оказывают в Российской Федерации как государственные вузы, так и негосударственные образовательные организации. Наблюдается существенный рост образовательных организаций высшего образования. Их число возросло с 1993 по 2013 г. в 1,5 раза. Наибольшее количество организаций высшего образования было отмечено на начало 2008 учебного года и составляло 1134 организации, из них 660 учреждений было представлено государственными и муниципальными вузами и 474 учреждения — частными образовательными организациями высшего образования. инновационный экономика образовательный кредит Существенный рост организаций высшего образования происходил в большей мере за счет роста частных образовательных организаций. В 2013 г. по сравнению с данными 1993 г. численность государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования увеличилась в 1,05 раза (с 548 учреждений в 1993/1994 учебном году до 578 учреждений в 2013/2014 учебном году), в то время как численность частных образовательных организаций возросла в 5 раз (с 78 учреждений в 1993/1994 учебном году до 391 учреждения в 2013/2014 учебном году). В среднем в рассматриваемый период времени число частных организаций высшего образования составляет около 60% от числа государственных и муниципальных вузов. Снижение количества частных образовательных организаций высшего образования с начала 2008 учебного года, когда в стране было зафиксировано наибольшее количество частных вузов, составило в абсолютном выражении 83 частные организации высшего образования к началу 2013 учебного года, или в относительном выражении количество снизилось на 17,5%.

Образование в высших учебных заведениях можно получить как за счет бюджетных средств, так и на платной основе. Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетные учреждения реализуют возложенные на них функции в соответствии с утвержденным государственным (муниципальным) заданием. Однако бюджетное учреждение может осуществлять деятельность, относящуюся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, сверх установленного государственного (муниципального) задания для граждан и юридических лиц на платной основе. При этом условия оказания одних и тех же услуг (выполнения работ) также должны быть одинаковыми. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом [9].

Порядок определения платы для федеральных бюджетных организаций высшего образования определен согласно приказу Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898 «Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания» (далее — приказ № 1898).

В соответствии с приказом № 1898 учреждения проводят самостоятельную оценку возможностей оказания услуг физическим и юридическим лицам на платной основе, руководствуясь анализом численности и квалификации персонала, материальной базы и наличия спроса на предоставляемую услугу. Размер платы на выполняемые виды деятельности устанавливается учреждением исходя из проведенных расчетов экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учетом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка [7]. Отмечается, что размер платы за единицу оказания услуги на платной основе должен быть не ниже бюджетного финансирования, выделяемого на оказание данной услуги в рамках государственного задания.

Согласно данным Минобрнауки России в 2013 г. из 1 245 792 принятых на обучение студентов 60% были приняты на обучение с полным возмещением стоимости обучения и 40% за счет бюджетных ассигнований (из них 38,7% — из средств федерального бюджета и 1,3% из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).

В соответствии с представленными данными в структуре принятых на обучение студентов по программам бакалавриата отмечено превышение численности принятых на места с полным возмещением стоимости обучения над численностью студентов, обучающихся за счет бюджетных средств. Численность студентов по программам бакалавриата, обучающихся на платной основе, составляла в 2013 г. 639 544 человека, в то время как на обучение за счет бюджетных средств было принято 354 984 человека, из которых 96,3% было профинансировано из федерального бюджета, 3,6% профинансировано бюджетами субъектов Российской Федерации и 0,1% студентов были приняты на обучение за счет средств местных бюджетов. Численность студентов, принятых на обучение по программам специалитета и магистратуры за счет бюджетных ассигнований, превышает численность принятых на обучение на платной основе. Из 147 325 человек, принятых на обучение по программам специалитета, 52% финансируются за счет бюджетных средств и 48% приняты на обучение с полным возмещением стоимости обучения. Наименьшая численность студентов, принятых на обучение, была представлена обучающимся по программам магистратуры, их численность равна 103 929 человек, из которых 66 037 человек обучались за счет средств федерального бюджета, 1912 — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 35 980 человек были приняты на обучение с полным возмещением стоимости обучения.

Финансирование оказания образовательных услуг высшими учебными заведениями на платной основе происходит за счет собственных средств индивидов — получателей услуги высшего образования, средств хозяйствующих субъектов и кредитных средств, предоставляемых кредитными организациями. На заседании коллегии Минобрнауки России 19 июня 2006 г. была одобрена «Концепция государственной поддержки образовательного кредитования» № ПК-7 (далее — Концепция). Как отмечается в Концепции, образовательное кредитование как дополнительный источник финансирования высших учебных заведений представляет собой более справедливой способ финансирования получения образовательной услуги. В отличие от бюджетного финансирования при получении образовательного кредита выгоды от получения образования оплачивает сам выгодополучатель, а не все члены общества, многие из которых сами не имеют высшего образования. Также образовательное кредитование должно создавать возможности получения высшего образование абитуриентам, не набравшим достаточное количество баллов для прохождения обучения на бюджетных местах, а также абитуриентам из семей с невысокими доходами, так как они смогут погасить кредит впоследствии из собственных средств, полученных после выхода на работу.

Однако в условиях экономической неопределенности получить образовательный кредит достаточно затруднительно по причине высокой цены и необходимости предоставления гарантий выплаты. В данных условиях именно государство может выступать гарантом на условиях частичного гарантирования предоставляемых кредитов. Данный механизм также является дополнительной возможностью оказания государством влияния на подготовку специалистов по наиболее востребованным группам специальностей, с помощью применения механизма дифференциации видов гарантийного покрытия для различных специальностей (направлений подготовки).

В соответствии с Концепцией взять основной образовательный кредит, предусматривающий предоставление платных образовательных услуг для получения высшего образования, с государственной поддержкой могут абитуриенты, которые при поступлении на бюджетные места по конкурсу в государственные и муниципальные высшие учебные заведения недобрали незначительное количество баллов до проходного, а также обучающиеся на возмездной основе студенты вышеуказанных вузов независимо от формы обучения [1].

Проект Федерального закона «Об образовательных кредитах» № 220 221−4 был внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации 4 октября 2005 г. Ответственным комитетом по данному законопроекту выступал комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам, соисполнителем — комитет по образованию и науке. 21 марта 2008 г. был опубликован официальный отзыв Правительства Российской Федерации № 1219п-П44 на проекте Федерального закона № 220 221−4 «Об образовательных кредитах», в соответствии с которым был выдвинут ряд существенных замечаний, к которым относится, например, то, что образовательный кредит связан с высокой вероятностью невозврата, что при условии предоставления государственных гарантий создаст нагрузку на федеральный бюджет, а также обоснование направленности подобного кредитования на подготовку кадров для рыночного сектора и отсутствия стимулов подготовки кадров для бюджетной сферы. В соответствии с представленным отзывом законопроект был признан затратным и не был поддержан Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением № 512−5 Государственной Думы Российской Федерации от 21 мая 2008 г. «О проекте Федерального закона № 220 221−4 «Об образовательных кредитах» Государственная Дума РФ отклонила законопроект.

В отзыве Правительства Российской Федерации № 1219п-П44 была отмечена необходимость оценки последствий реализации эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, проводимого в 2007—2013 гг., перед принятием закона об образовательных кредитах. Проведение данного эксперимента было закреплено Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2007 г. № 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию» (далее — Постановление № 534). В соответствии с Постановлением № 534 образовательным кредитом считаются денежные средства, предоставляемые заемщику банком — участником эксперимента в целях оплаты образовательных услуг, предоставляемых заемщику вузом, с которым у заемщика заключен договор о предоставлении платных образовательных услуг (основной образовательный кредит). Помимо основного образовательного кредита заемщиком может быть получен дополнительный образовательный кредит, предусматривающий покрытие расходов на получение дополнительного образования, или сопутствующий образовательный кредит, заключенный для покрытия сопутствующих расходов заемщика на проживание, приобретение учебной литературы, питание и другие расходы социального характера, связанные с обучением.

Экспериментом было предусмотрено заключение заемщиком с вузом договора об оказании образовательных услуг на платной основе, заключения договора с поручителем о предоставлении поручительства и с банком, принимающим участие в эксперименте, заключение договора об образовательном кредите. Максимальная процентная ставка по образовательному кредиту не могла превышать 10%. Заемщику предоставлялась отсрочка по погашению основного долга и выплате процентов на весь срок обучения в вузе и три месяца, а также предусматривалась возможность досрочного погашения задолженности по образовательному кредиту без штрафных санкций. Максимальный размер государственной поддержки, предоставляемой поручителю для возмещения части его расходов, был определен как 10% всей суммы предоставленных образовательных кредитов, по которым поручителями было предоставлено поручительство банкам — участникам эксперимента [4]. Согласно данным Минобрнауки России, в рамках эксперимента по предоставлению государственной поддержки образовательного кредитования было выдано более 5 тыс. кредитов [10].

Одним из банков — участников программы предоставления образовательных кредитов с государственной поддержкой являлось ОАО «Сбербанк России». Список организаций, заключивших Соглашение об информационном сотрудничестве с ОАО «Сбербанк России» в 2014 г., представлен 21 организацией, среди которых Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Образовательный кредит с государственной поддержкой выдается Сбербанком для покрытия расходов на получение образовательных услуг по основным программам среднего профессионального образования и по основным программам высшего образования. Процентная ставка установлена в рублях на уровне 7,06% при ставке рефинансирования Банка России, равной 8,25%. В случае изменения ставки рефинансирования Банка России ставка, уплачиваемая заемщиком по вновь заключаемым договорам, рассчитывается исходя из ¼ ставки рефинансирования Банка России плюс пять пунктов [11].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1026 «Об утверждении правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования» были установлены условия предоставления государственной поддержки образовательного кредитования студентов, поступивших в образовательные организации, а также был определен размер и порядок предоставления государственной поддержки, которая представляет собой субсидию банкам, направляемую на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам и части затрат по невозвращенным образовательным кредитам. В соответствии с установленными условиями предоставления государственной поддержки образовательного кредитования заемщику предоставляется отсрочка на льготный период пользования образовательным кредитом по выплате основного долга по образовательному кредиту и процентов. После прохождения курса обучения заемщику устанавливается срок на возвращение суммы образовательного кредита в течение 10 лет [6].

Формирование человеческого потенциала осуществляется в сферах здравоохранения, социального обеспечения, экологической среды, в системе образования. В связи с чем важным вопросом становится доступность образования для индивидов и разработка эффективных механизмов финансирования получения образовательных услуг. Образовательный кредит является для индивидов источником средств, направляемых на покрытие расходов, на получение образовательных услуг высшего образования, а государственная поддержка программы образовательного кредитования позволяет нивелировать дифференциацию в доходах индивидов, оказывающую влияние на возможность получения образовательного кредита.

  • 1. Концепция государственной поддержки образовательного кредитования (одобрена на заседании коллегии Минобрнауки России 19 июня 2006 г. № ПК-7).
  • 2. Официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. № 1219п-П44 на проект Федерального закона № 220 221−4 «Об образовательных кредитах».
  • 3. Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 21 мая
  • 4. г. № 512−5 «О проекте Федерального закона № 220 221−4 «Об образовательных кредитах»
  • 5. Постановление Правительства Российской Федерации № 534 от 23 августа 2007 г. «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию».
  • 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа
  • 7. г. № 699 «Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию».
  • 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1026 «Об утверждении правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования».
  • 9. Приказ Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898 «Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания».
  • 10. Проект Федерального закона «Об образовательных кредитах» № 220 221−4.
  • 11. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • 12. Министерство образования и науки Российской Федерации. Открытые данные. URL: http://минобрнауки.рф/открытые-данные
  • 13. ОАО «Сбербанк России». URL: http://www.sberbank.ru
  • 14. Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой