Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика обучения школьников фразеологии на основе межпредметных связей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для этого мы разработали ряд уроков по данной теме и провели практический эксперимент. Для проведения занятий нами был выбран 10 класс. Обоснование выбора заключается в том, что к 10-ому классу ученики уже владеют достаточным объёмом знаний о фразеологии; школьный курс русского языка на данном этапе состоит из повторения полученных в средней школе знаний, нацелен на подготовку к ЕГЭ; ученики… Читать ещё >

Методика обучения школьников фразеологии на основе межпредметных связей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся

Целью нашей работы является обучение школьников фразеологии с использованием межпредметных связей.

Для этого мы разработали ряд уроков по данной теме и провели практический эксперимент. Для проведения занятий нами был выбран 10 класс. Обоснование выбора заключается в том, что к 10-ому классу ученики уже владеют достаточным объёмом знаний о фразеологии; школьный курс русского языка на данном этапе состоит из повторения полученных в средней школе знаний, нацелен на подготовку к ЕГЭ; ученики обладают большим словарным запасом и расширенным читательским и практическим багажом.

Экспериментальные уроки, как и две практические контрольно-срезовые работы, были проведены нами в рамках педагогической практики в сентябре/ октябре 2014 года, в ГОУ СОШ № 382 (г. Москва, ВАО, ул. Андреево-Забелинская, д.28). С января 2015 г. — ГБОУ СОШ Школа 1360 (г. Москва, ВАО, ул. Краснобогатырская, д. 21-А).

Информация о классе представлена в «Таблице № 6» (см. Приложение № 6 Таблица № 6).

Для выявления ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов, нами был разработан вариант срезовой работы для учащихся 10 класса. Также работа включала элемент проверки остаточных теоретических знаний о фразеологии.

Данная работа выполнялась учениками в школе, в рамках урока, без предварительной подготовки и повторения теоретического материала. На выполнение заданий отводилось 20−25 минут.

Описание срезовой работы № 1.

Цель: выявить ошибки в употреблении фразеологизмов, проверить знания.

Структура: 7 заданий с бальной оценкой.

Задание № 1. Выберите верное утверждение:

А. Фразеологизм — сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически.

В. Фразеологизм — устойчивое словосочетание, которое не создается в процессе речи, а воспроизводится, извлекается из памяти.

С. Фразеологизм — словосочетание, в котором одно слово замещается другим, перенос имени с одного класса объектов или единичного объекта на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности.

Задание № 2. Перечислите, на ваш взгляд, источники фразеологии.

Задание № 3. Отметьте фразеологизмы:

петь красиво; петь Лазаря; выходить из себя; выходить из комнаты; сгорать от стыда; дом сгорел; прокрустово ложе; грызть гранит науки; грызть морковь; завязать переписку; завязать узел; закинуть удочку; рыбак закинул удочку; метать бисер перед свиньями; бальзам на душу; бальзам на травах; дойти до точки; пишите до точки; медвежья услуга; медвежий угол; медвежья берлога; ломать язык; наломать дров; ломать стены во время ремонта; меловая доска; меловой период; шевелить дрова в костре; шевелить мозгами; установить браузер; установить рекорд; деревянный ящик; сыграть в ящик; ящик Пандоры; отложить в долгий ящик.

Задание № 4. Художник-иностранец воспринял в прямом смысле некоторые выражения и решил поделиться с вами своими наблюдениями. Как думаете, какие фразеологизмы он проиллюстрировал? (На экране) (см. Приложение № 7).

Задание № 5. Подчеркните верное употребление фразеологизма.

  • 1) (Все как один / все до единого) поддержали предложение Марии Николаевны на педагогическом собрании.
  • 2) (Из года в год / год от года) наша команда побеждает на городских соревнованиях по многоборью.
  • 3) Марина (изо дня в день / со дня на день) звонила и обещала посетить нас (изо дня в день / со дня на день). Но в ее обещания уже никто не верил.
  • 4) Словно (ахиллесова пята / дамоклов меч), над ним висела угроза провала на экзамене.
  • 5) Учить лодыря — это (муки Тантала / сизифов труд).
  • 6) Из-за своего мягкого характера Степан стал в коллективе (козлом отпущения / колоссом на глиняных ногах).

Задание № 6. Напротив каждого фразеологизма поставьте буквы: «Ц» — если выражение взято из Библии, церковной литературы; «А» — античной мифологии. Письменно объясните значения выражений. Манна небесная; колосс на глиняных ногах; яблоко раздора; посыпать голову пеплом; беден, как Лазарь; пальма первенства; между Сциллой и Харибдой; земля обетованная; Иов многострадальный; рог изобилия.

Задание № 7. Прочитайте текст и выполните задания:

Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо стал.

  • — Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.
  • — Ну, царство небесное, — согласился Безенчук. — Преставилась значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, — это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, — значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее — та, считается, Богу душу отдает…
  • — То есть как это считается? У кого это считается?
  • — У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роса, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

  • — Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?
  • — Я — человек маленький. Скажут: «гигнулся Брезенчук». А больше ничего не скажут, — и строго добавил:
  • — Мне дуба дать или в ящик сыграть — невозможно: у меня комплектация мелкая. (по И. Ильфу и Е. Петрову)
  • А) Найдите в тексте и выпишите фразеологизмы. Письменно объясните значения выбранных вами фразеологизмов. Можно ли объединить выбранные вами фразеологизмы в группу? Если да, то какой общий признак вы выделяете?
  • Б) Письменно ответьте на вопрос: с какой целью авторы используют фразеологизмы?

Состав:

В задании № 1 мы предложили ученикам выбрать одно верное утверждение, в котором дается определение слова «фразеологизм». Задание данного типа приближает учеников к форме ЕГЭ.

Цель задания № 2: выявить, имеются ли у учеников знания о происхождении фразеологизмов, что они помнят из программы по русскому языку средней школы.

Задание № 3 проверяет способность учеников отличать фразеологизм от свободного словосочетания.

В шуточном задании № 4 мы предлагаем ученикам узнать фразеологизмы по их иллюстрации. Данное задание проверяет навыки узнавания.

Задание № 5 проверяет способность учащихся уместно употреблять фразеологические обороты в тексте. Тем самым мы проверяем их знания о понимании смысла предложенных фразеологизмов.

Задание № 6 проверяет общую эрудированность учащихся, знания об истории происхождения фразеологизмов.

Задание № 7 направлено на проверку умения учащихся опознать в художественном тексте фразеологизмы, дать письменное обоснование использования автором фразеологизма.

После первичного анализа данной срезовой работы мы увидели ряд ошибок, которые систематизировали и представили в виде «Таблицы № 7» (см. Приложение № 8 Таблица № 7).

Результаты проведения констатирующего среза Число учащихся в классе на момент проведения работы: 29.

Проанализировав полученные данные, мы можем сделать вывод, достаточно высокий средний балл свидетельствует о средней подготовленности учащихся. Но мы выявили пробелы в теоретических знаниях. 9 человек из 29 не смогли выбрать верное определение термину «фразеологизм», хотя с остальными заданиями справились вполне успешно.

Ряд учащихся не смогли отличить фразеологизм от свободного словосочетания, что еще раз свидетельствует о невысокой теоретической подготовленности.

Трудности возникли и при выполнении задания, в котором необходимо выбрать подходящий по смыслу фразеологизм. Эта ошибка указывает нам на то, что ученики не понимают смысла фразеологизма, не могут отличить значение одного выражения от значения другого.

Трудности были и в работе с текстом. Никто из школьников не смог найти все фразеологизмы, представленные в отрывке.

В таблице № 8 (см. Приложение № 9 Таблица № 8) отражены данные о количественно-процентном соотношении учащихся, выполнивших работу на различное количество баллов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой