Интегрированные образовательные структуры в составе национальной инновационной системы: компонентный подход к внедрению TQM
Анализируя развитие ИИОС в России необходимо сделать вывод, что в подавляющем большинстве — это крупные интегрированные, жестко централизованные структуры, объединяющие в себе (обычно на основе перекрестного владения имуществом) всю совокупность звеньев инновационной цепочки, которые сформировались в наиболее трудный для учебных и научных организаций период постсоветской истории. Оживление… Читать ещё >
Интегрированные образовательные структуры в составе национальной инновационной системы: компонентный подход к внедрению TQM (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В статье рассмотрен такой компонент национальной инновационной системы как интегрированные инновационные образовательные системы, оптимизация функционирования которых целесообразна на основе использования компонентной модели. Представлены базовые элементы системы менеджмента качества по компоненте «подготовка бакалавров».
Annotation
In article such component of national innovative system as the integrated innovative educational systems which optimization of functioning is expedient on the basis of use of componental model is considered. Base elements of system of a quality management after a component «preparation of bachelors «are presented. Clause is published at support of the Russian humanitarian scientific fund.
В составе инновационной системы России (рисунок 1) имеет смысл выделить специфические, в значительной мере сформировавшиеся стихийно в условиях хронического государственного «недофинансирования», образования носящие название «университетских научно-производственных комплексов» и им подобные, по сути, представляющие собой организации нового поколения функционирующие по принципу «сети знаний». Их нельзя рекомендовать в качестве повсеместной замены традиционной российской инновационной цепочки «Фундаментальные НИИ — Отраслевые НИИ — производство», однако соединение в рамках единой стратегической парадигмы столь разнородных субъектов инновационного процесса как образования, науки и производства безусловно заслуживает отдельного рассмотрения.
Под компонентной моделью бизнеса CBM (Component Business Model). понимается методика представления деятельности предприятия в виде набора отдельных компонентов для анализа и идентификации возможностей улучшения и инноваций.
инновационный образовательный интегрированный.
На фоне постоянно усложняющейся структуры продуктов и сложных бизнес-альянсов руководителям компаний необходимо иметь возможность так называемого «крупноблочного» представления всех происходящих в организации бизнес-процессов. CBM предлагает именно такое представление: в отличие от традиционных подходов, в которых все бизнес-процессы отображаются в привязке к цепочке создания добавленной стоимости (а она может быть очень сложной), в компонентной модели вместо «схемы маршрута» отображается «план всего города» — крупноблочная, но полная и понятная картина всего предприятия.
В роли подобных блоков в CBM выступают компоненты, состоящие из данных, процессов/функций, персонала и соответствующих им фрагментов информационной системы.
Например, в качестве компонента можно представить часть бухгалтерии: несколько сотрудников, которые в определенных приложениях выполняют типовые задачи согласно установленным регламентам. Бизнес такого компонента — полностью самостоятельная часть организации и поэтому может быть частью другой компании или вообще внешней услугой, ведь с остальными компонентами он связан только «входами» и «выходами».
С помощью таких компонентов можно рассматривать бизнес с самых разнообразных точек зрения: стратегии, операционной деятельности, технологий, финансового менеджмента и т. д.
Будучи единожды сформированной, компонентная модель может использоваться много раз — это один из главных ее плюсов [3]. Кроме того, CBM является мощным инструментом для принятия решений и значительно повышает гибкость предприятия при бизнес-трансформации.
Изначально идея CBM родилась в консалтинговом подразделении компании PricewaterhouseCoopers, которое корпорация IBM приобрела у нее в конце 2002 года и создала на его основе департамент Business Consulting Services [1].
Университетские научно-инновационные комплексы (УНИК); учебно-научно-производственные комплексы и университетские научно-производственные комплексы (УНПК); научно-учебно-инновационно-финансовые комплексы (НУИФК) и т. д. при всём многообразии терминов и формальных различий все они могут быть объединить в единую группу интегрированных инновационно-образовательных систем (ИИОС), как отвечающие следующим критериальным признакам: осуществление образовательной деятельности; охват всего инновационного цикла (от появления идеи до ее коммерциализации в виде товаров и услуг, реализуемых на рынке); наличие координации между видами детальности (подразделениями и/или юридическим лицам), позволяющей структуре функционировать как единому целеоринтированному субъекту; социальная ориентированность и интегрированность в территориальную инфраструктуру (региональную инновационную систему).
Анализируя развитие ИИОС в России необходимо сделать вывод, что в подавляющем большинстве — это крупные интегрированные, жестко централизованные структуры, объединяющие в себе (обычно на основе перекрестного владения имуществом) всю совокупность звеньев инновационной цепочки, которые сформировались в наиболее трудный для учебных и научных организаций период постсоветской истории. Оживление экономики, возрастающий динамизм инновационных процессов ставит подобные образования перед сложной проблемой необходимости динамизации систем управления и формирования адекватной организационной структуры. Зарубежный опыт реформирования крупных многоуровневых интегрированных структур показывает, что одним из эффективных методов решения данных проблем является создание сетеподобных образований, взаимодействие которых осуществляется на договорной основе и мотивируется совпадением стратегических целей развития.
Именно компонентная модель должна стать основой управления инновационной образовательной деятельностью в режиме проектно-командного обучения, которое является наиболее эффективной формой для ИИОС.
В рамках компонентной модели относительно легко формализуются организационные структры управления образовательным процесссом в основу которого положен принцип создания проектно-командных групп.
На рисунках 3 представлена принципиальная схема организации обучения на основе формирования проектно-командных групп, а на рисунке 4 эта же схема проиллюстрирована примером реализации подготовки слушателей в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации осуществляемой в ОрелГТУ.
Именно в рамках компонентной модели появляется возможность внедрения системы менеджмента качества не в целом по хозяйствующему субъекту (так как применительно к ИИОС это довольно затруднительно), а применительно к отдельным компонентам (бизнесам) ИИОС. Ниже рассмотрены некоторые элементы формирования системы менеджмента качества ИИОС по компоненте «подготовка бакалавров».
Рис. 2 Общая схема управления инновационно-образовательной деятельностью в режиме проектно-командного обучения
Рис. 3. Модель проектно-командного обучения на примере системы управления Программой подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в ОрелГТУ
Применительно к подготовке бакалавров можно выделить следующие первоочередные мероприятия по внедрению концепции комплексного качества: вовлечение ректора в процесс управления; изучение работы лучших университетов и компаний; определение показателей качества и целей вуза; обучение персонала; развитие в вузе параллельной структуры; разработка ориентиров передового опыта (бенчмаркинг); применение методики «шесть сигм» (бездефектное производство); распространение передового опыта; введение новых наград и поощрений.
Рассмотрев отмеченные особенности использования принципов TQM в системе ИИОС при подготовке бакалавров в аспекте развития болонского процесса (подготовке бакалавров), можно перейти к разработке модели для обеспечения системы менеджмента качества подготовки бакалавров на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000:2000 и серии 9001:2000 [2].
Система менеджмента качества ИИОС при подготовке бакалавров реализуется в виде организационной структурой, эффективность деятельности которой зависит от квалификации, намерений и активности сотрудников и студентов. Отсутствие необходимой базовой подготовки, не заинтересованный подход к передаче и приобретению знаний и профессиональных навыков, отклонения от норм нравственности разрушают систему. Деятельность системы менеджмента качества ИИОС должна быть направлена не на административное управление структурными подразделениями, а на процессы (учебный, научный, воспитательный и др.) и процедуры их реализующие. Горизонтальные связи важнее вертикальной иерархии. С этой целью в ИИОС должна проводиться работа по идентификации процессов, необходимых для функционирования системы менеджмента качества, определяться последовательность выполнения и взаимодействие этих процессов по входам и выходам. Необходимо установить критерии и методы, требуемые для достижения результативности работы и управления этими процессами. Параллельно должны разрабатываться методы и средства обеспечения доступности информации, необходимой для поддержки выполнения и мониторинга этих процессов, проводиться анализ процессов и реализовываться действия, по получению запланированных результатов и непрерывному их улучшению.
На рисунке 4 показан круг менеджмента качества подготовки бакалавров и этапы, составляющие виды деятельности:
Рис. 4. Петля менеджмента качества подготовки бакалавров
- 1. Анализ рынка труда.
- 2. Концептуальное планирование подготовки бакалавров в университете.
- 3. Разработка рабочих учебных планов.
- 4 Подготовка методического информационного и технического обеспечения учебного процесса.
- 5 Организация приема в университете.
- 6. Учебный процесс.
- 7. Контроль знаний и проведение квалификационных испытаний.
- 8. Трудоустройство выпускников.
- 9. Стажировка и адаптация молодых бакалавров на предприятиях.
- 10. Послевузовское образование и повышение квалификации.
Деятельность системы рассматривается как преобразование входящих потоков через требования к уровню знаний и профессиональным навыкам бакалавров, в выходящие потоки — удовлетворение запросов работодателей. Объективным показателем удовлетворённости работодателей уровнем подготовки бакалавров является востребованность выпускников ИИОС предприятиями, организациями и обществом в целом.
Проектирование системы качества ведется в соответствии с требованиями к ней, включающими двадцать аналогов требований МС ИСО серии 9001:2000:
- — ответственность руководства;
- — система качества;
- — анализ заказов и контрактов на подготовку специалистов;
- — управление разработкой учебных планов и программ;
- — управление документацией и данными;
- — организация приема студентов;
- — целевая подготовка студентов;
- — идентификация и прослеживаемость в учебном процессе;
- — управление учебным процессом;
- — контроль знаний и проведение квалификационных испытаний;
- — управление инструментальными средствами и программным обеспечением контроля знаний и квалификационных испытаний;
- — статус контроля и испытаний;
- — управление студентами, не освоившими основную образовательную программу подготовки бакалавра;
- — корректирующее и предупреждающее действие;
- — распределение и трудоустройство выпускников ИИОС;
- — управление регистрацией данных о качестве подготовки специалистов;
- — внутренние проверки качества;
- — работа с выпускниками ИИОС на предприятии и в организациях;
- -статистические методы для обеспечения качества подготовки специалистов.
Эти требования можно рассматривать в качестве структурных элементов объединённых в четыре основных блока:
- — ответственность руководства;
- — управление ресурсами;
- — требования к подготовке бакалавров и проектирование учебного процесса;
- — мониторинг учебного процесса, его анализ и улучшение.
В рамках внедрения системы менеджмента качества подготовки бакалавров определен необходимый минимум документов, регламентирующих деятельность ИИОС. Этот перечень включает следующие документы.
- 1. Положение «Структурное подразделение и должностные инструкции».
- 2. Положение «Анализ системы качества»
- 3. Положение «Планирование качества»
- 4. Положение «Анализ заказов и контрактов».
- 5. Положение «Проектирование и разработка учебного процесса».
- 6. Положение «Управление обучением студентов направленных предприятием».
- 7. Положение «Идентификация и прослеживаемость в учебном процессе».
- 8. «Положение о планировании и организации учебного процесса в вузе».
- 9. «Методические указания и рекомендации по разработке программы учебной дисциплины».
- 10. «Положение об учебно-методических комплексах учебных дисциплин».
- 11. Положение «Квалификационные работы выпускников технического университета бакалаврские работы».
- 12. «Положения об экзаменах, зачётах и порядке пересдачи задолженностей студентами».
- 13. Методические указания по разработке программ учебных и производственных практик.
- 14. Методические указания «Разработка учебных планов и рабочих — программ функционально-ориентированной подготовки бакалавров».
- 15. Положение «Контроль выполнения графиков учебного процесса и текущей успеваемости студентов (положение о рейтинговом контроле)».
- 16. Положение «Входной контроль знаний и квалификационные испытания».
- 17. Положение «Контроль знаний в процессе обучения. Формы, методы и сроки проведения квалификационных испытаний».
- 18. Положение «Протоколы контроля знаний и квалификационных испытаний. Виды протоколов и порядок оформления».
- 19. Положение «Управление методическим обеспечением системы контроля знаний студентов и проведение квалификационных испытаний».
- 20. Положение «Выявление несоответствий качества подготовки студентов требованиям к выпускнику по направлению (специальностям)».
- 21. Положение «Представление индивидуальных образовательных услуг».
- 22. Положение «Разработка и реализация корректирующих и предупреждающих действий».
- 23. Положение «Распределение и трудоустройство выпускников».
- 24. Положение «Управление регистрацией данных о качестве».
- 25. Положение «О замещении вакантных должностей ППС».
- 26. Положение о повышении квалификации ППС и УВП".
- 27. Положение «Профессиональное сопровождение выпускников».
- 28. Положение «Статистические методы анализа и управление учебным процессом».
- 1. Вирин В. Каждому — по потребностям // Computerworld. 2005. № 41 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.osp.ru/cw/2005/41/0061.htm
- 2. The ISO Survey of ISO 9000 and ISO 14 000 Certificates. ISO, 2002. December.