Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методическая подготовка студентов математических факультетов педвузов к использованию геометрических образов при решении текстовых задач в 5-6 классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рассматриваемойработе определены методические условия формирования умений студентовиспользовать геометрические образы, при обучении решению текстовых задач в 5−6 классах: опора на теоретические знания по использованию геометрических образовучет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, а также некоторые специальные методические приемы их реализации при обучении математике. Как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В 5−6 КЛАССАХ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДВУЗОВ
    • 1. 1. Анализ учебно-методической литературы по проблеме исследования
    • 1. 2. Пути подготовки студентов к применению геометрических образов при решении текстовых задач в процессе изучения свойств чисел в 5−6 классах
    • 1. 3. Основные положения методики обучения студентов использованию геометрических образов при решении текстовых задач в 5−6 классах

    ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В 5−6 КЛАССАХ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ЧИСЕЛ В СОДЕРЖАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДВУЗОВ.

    2.1. Методика использования геометрических образов при решении текстовых задач в процессе изучения свойств натуральных чисел и операций над ними.

    2.2. Методика использования геометрических образов при решении текстовых задач в процессе изучения дробных положительных чисел и операций над ними.

    2.3. Организация и результаты педагогического эксперимента.

Методическая подготовка студентов математических факультетов педвузов к использованию геометрических образов при решении текстовых задач в 5-6 классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе школьного и высшего образования в России изучению математике отводилась и отводится исключительная роль, так как она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

В школьной математике все чаще затрагивается тема обучения через задачи. Решение задач является основным средством развития учащихся, оно способствует формированию у них умения всесторонне изучать объект, анализировать его, проводить последовательно обоснованные рассуждения и контролировать свои действия. Умение решать задачи является одним из главных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Проблема обучения решению математических задач является-объектом исследования многих ученых-методистов.

Как пишет Р. С. Черкасов: «среди математических задач особо выделяются текстовые задачи, в которых входная информация содержит не только математические данные, но и некоторый сюжет (фабулу) задачи» [119, с. 168].

Обучение решению текстовых задач связано с формированием у учащихся различных подходов их решения. Многие учителя математики и методисты при решении текстовых задач призывают широко использовать наглядные образы, но до сих пор многие учителя неправильно полагают, что наглядность обязательно должна быть только на начальном этапе обучения, а с развитием абстрактного мышления у учащихся она свое значение теряет.

По этому поводу пишет В. А. Далингер: «Без наглядных образов знания учащихся становятся бессодержательными, и это приводит к формализму. Вообще там, где можно дать тому или иному математическому объекту наглядную интерпретацию, следует делать это в обязательном порядке. Дидактически выверенное использование наглядных образов в обучении математике может превратить наглядность из вспомогательного, иллюстрирующего средства в ведущее, продуктивное методическое средство, способствующее математическому развитию учащихся. Язык образов является основным средством наглядности при изучении абстрактных математических понятий.. В решении математических задач образ может использоваться как явно, так и неявно. И в том, и в другом случае — с целью нахождения пути решения» [51, с.26].

Геометрическое моделирование математической ситуации при решении текстовых задач давно применяется в школьной практике. Существует много похожих терминов для геометрических моделей: средства наглядности, чертежи, схемы в «отрезках», схематические рисунки, модели, средства наглядности, наглядные образы, геометрические образы, графические образы, графические иллюстрации, графическая модель и т. д. Мы в своей работе будем использовать термин геометрический образ и об отношении к нему учителей математики и методистов мы. скажем подробно в дальнейшей работе.

Существует достаточно много работ, посвященных методике использования геометрических образов при решении текстовых задач в- 5−6 классах: Н. Я. Виленкина А.И.Волхонского, Е. И. Жилиной, К. А. Загородных, Е. С. Казько, Б. А. Кордемского, М. П. Кострикиной, Л. Ш. Левенберг, З. П. Матушкиной, Ю. М. Мацкина, Н. Г. Миндюк, А. И. Островского, Л. Г. Петерсон, В. П. Радченко, Е. В. Радченко, Л. А. Сафоновой, Т. А. Селеменевой, С. Б. Суворовой, Г. П. Тикиной, А. А. Толстик, Н. Г. Федина, Е. Ф. Фефиловой, Е. И. Фоменко, А. Я. Цукаря, А. Г. Шевкина и др.

Однако эти исследования распространяются либо на младшие классы, либо на средние классы, в них не всегда учитывается преемственность в обучении решению текстовых задач между начальной и основной школой.

В средних классах основным методом решения текстовых задач является арифметический и алгебраический метод. В последнее время применению геометрических образов при решении текстовых задач уделяется все больше внимания, но анализ текстовых задач показывает, что не все из них целесообразно решать с использованием геометрических образов. Однако их использование расширяет возможности учащихся, облегчает работу над некоторыми сложными задачами, позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, их стиль мышления.

С.Б.Суворова отмечает, что «очень важно использовать в процессе решения текстовых задач схематических рисунков, моделей, позволяющих представить рассматриваемую ситуацию в наглядном виде. Это принципиальное условие, без которого многим учащимся трудно будет понять логику рассуждений. Учащиеся и сами должны приобрести привычку изображать условие задачи в виде схематического рисунка» [187, с.42].

Среди геометрических образов мы в своей работе особо будем выделять координатный луч, как элемент координатного метода, используемый при решении текстовых задач в 5−6 классах.

Многие общие вопросы, связанные с применением координатного метода в школьном и вузовском обучении математике рассмотрены в работах: С. Л. Атанасяна, В. Г. Болтянского, А. Я. Блоха, Н. Я. Виленкина, И. М. Гельфанда, В. А. Гусева, Я. С. Дубнова, В. А. Ефремовича, Т. А. Ивановой, Ю. М. Колягина, Г. Б. Кузнецовой, Л. С. Луниной, В. К. Маркова, Л. С. Лунина, А. В. Погорелова, Л. С. Понтрягина, Л. П. Ращупкиной, В. И. Рожкова, Я. И. Ривкинда, В. Н. Руденко, Г. И. Саранцева, И. М. Смирновой, В. А. Смирнова, А. А. Столяра и др.

Ю.М.Мацкин отмечает: «координатный метод содержит большие возможности для использования в качестве одного из основных средств наглядности и образного моделирования различного учебного материала, а также ситуаций, представленных во многих текстовых задач, решаемых в 4−5 классах и последующих классах. Вместе с тем, ему присуща удивительная гибкость, позволяющаяего использовать и в качестве одного из средств моделирования реальных ситуаций, а также ситуаций, отображенных в текстовых задачах, поэтому формирование координатного метода может быть использовано как один из этапов в работе над формированием общего представления о математическом моделировании» [108, с.8].

Отметим, что, во-первых, координатный метод отнесен к средствам наглядности, во-вторых, авторы методических пособий не учитывают, что знакомство происходит не с координатным методом, а с элементами координатного метода, то есть с координатным лучом.

Вместе с тем до настоящего времени использование геометрических образов не заняли должного места при решении текстовых задач в 5−6 классах.

Основная причина этого нам видится, прежде всего, в качестве подготовки будущих учителей математики к обучению решению текстовых задач с использованием геометрических образов, к вариативному использованию их в учебном процессе.

Имеет место противоречие между практической необходимостью совершенствования методики обучения школьников использованию геометрических образов при решении текстовых задач и недостаточной методической подготовкой учителя к осуществлению соответствующей работы.

Весь круг указанных выше проблем не может быть эффективно решен без соответствующей методической подготовки учителя математики в высшей школе.

В настоящее время под методической подготовкой учителя математики в педвузе, по мнению Н. Л. Стефановой, следует понимать специально организованное обучение, направленное на освоение теоретических основ, фактических знаний, практических способов осуществления процесса обучения учащихся средней школы.

Проблемы подготовки будущего учителя математики по использованию геометрических образов при решении текстовых задач недостаточно разработаны в теории и методике обучения математике.

Общими вопросами подготовки учителя математики по проблемам решения математических задач занимались многие ученые: И. И. Александров,.

A.И.Александров, И. И. Баврин, Г. П. Бевз, А. Я. Блох, Н. Я. Виленкин, В. А. Гусев,.

B.А.Далингер, С. Н. Дорофеев, И. В. Дробышева, О. Б. Епишева, Т. А. Иванова,.

А.Н.Колмогоров, Ю. М. Колягин, В. С. Копылов, В. И. Крупич, Г. Л. Луканкин, Е. И. Лященко, В. Л. Матросов, В. И. Мишин, В. М. Монахов, А. Г. Мордкович,.

A.Х.Назиев, С. М. Никольский, И. А. Новик, Е. С. Петрова, Д. Пойа, Т. С. Полякова, Г. И. Саранцев, И. М. Смирнова, Н. Л. Стефанова, В. А. Трайнев, Л. М. Фридман, П. М. Эрдниев и др.

Так В. Л. Матросов отмечает: «Образованность общества, прежде всего, подрастающего поколения, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности» [105, с. З].

В своем исследовании А. Г. Мордкович пишет, что студент педвуза должен не только сам научиться решать задачи, но и овладеть техникой обучения этому других, понять роль и место задач при обучении математике. Наряду с обучающей, воспитывающей, развивающей и контролирующей функцией, он выделил еще и методическую функцию задач — специфическую для педагогических вузов. По мнению автора, она заключается в «аккуратном и настойчивом выделении четырех этапов процесса решения задачи (осмысление условия, составления плана решения, осуществления решения, анализ решения) с особым вниманием к анализу выполненного решения» [125, с.26].

Мы выделяем в нашей работе из методической подготовки учителя математики проблему подготовки студентов математических факультетов педвузов к использованию геометрических образов (столбчатые диаграммы, круговые диаграммы, отрезки, лучи, координатный луч) при решении текстовых задач в процессе изучении свойств натуральных и дробных положительных числа в 5−6 классах.

Методическую подготовку студентов к решению текстовых задач с использованием геометрических образов в 5−6 классах рассматривали:

B.М.Брадис, НЛ. Виленкин, Т. Е. Демидова, С. И. Дяченко, М. Д. Кошкина, Е. И. Лященко, З. П. Матушкина, Г. И. Саранцев, А. И. Тонких, Е. Ф. Фефилова и др.

М.Д.Кошкина пишет: «В школьном курсе математики изучение арифметики натуральных чисел основано, прежде всего, на наглядности.. Изучение натуральных чисел здесь связано с формированием таких важных для математики понятий, как „координатный луч“.. Путем построения координатного луча учащиеся убеждаются, что каждому натуральному числу соответствует единственная точка на координатном луче, но не каждой точке координатного луча соответствует натуральное число» [116, с.9].

В своем исследовании С. И. Дяченко пишет, что «приемами систематизации знаний и умений студентов по основным методам решения сюжетных задач на этапе выделения их взаимосвязи являются схемы, таблицы и формулирование выводов. Они появляются как продукт анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В них выделяются элементы системы знаний и отражаются системообразующие отношения между ними. Схемы, таблицы, сформулированные выводы выступают в качестве модели структурных связей методов решения сюжетных задач в сознании студентов, а также играют роль средств усвоения результатов систематизации» [59, с. 104].

Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность вопроса об использовании геометрических образов при решении текстовых задач в процессе обучения математике учащихся 5−6 классов, а также необходимость совершенствования подготовки студентов к осуществлению обучения использованию геометрических образов при решении текстовых задач в 5−6 классах определяет актуальность нашего исследования.

Проблема исследования: поиск ответа на вопрос о том, какой должна быть методическая подготовка студентов математических факультетов педвузов к эффективному использованию геометрических образов при решении текстовых задач в процессе изучения свойств чисел в 5−6 классах.

Цель исследования: обосновать и разработать методику обучения студентов математических факультетов педвузов использованию геометрических образов при решении текстовых задач на уроках математики в 5−6 классах.

Объектом исследования является методическая подготовка студентов математических факультетов педвузов.

Предметом исследования является методическая подготовка студентов математических факультетов педвузов к обучению учащихся 5−6 классов использованию геометрических образов при решении текстовых задач.

Исходя из проблемы исследования, опираясь на анализ практики методической подготовки учителя математики в области обучения решению текстовых задач в 5−6 классах с использованием геометрических образов, мы сформулировали следующую гипотезу исследования:

Если в структуру методической подготовки студентов математических факультетов педагогических вузов включить изучение вопросов методики использования геометрических образов при решении текстовых задач в 5−6 классах, то это будет способствовать совершенствованию методической подготовки студентов и успешному усвоению будущими учителями математики, а в дальнейшем и учащимися материала, связанного с изучением свойств чисел.

В процессе исследования проблемы и проверки достоверности гипотезы необходимо решить следующие задач и:

1) провести анализ учебно-методической литературы" и исследований в области теории и методики обучения математике по использованию геометрических образов при решении текстовых 1 задач в 5−6 классах и обосновать целесообразность использования их в качестве математического моделирования;

2) систематизировать геометрические образы, применяемые при решении текстовых задач в 5−6 классах, провести их классификацию и сформулировать основные требования по их использованию в содержании подготовки студентов;

3) разработать методику обучения студентов использованию геометрических образов в качестве средства решения текстовых задач в 5−6 классах;

4) создать соответствующую систему текстовых задач при изучении свойств натуральных и дробных положительных чисел и методику их решения с использованием геометрических образов в содержании методической подготовки студентов;

5) экспериментально проверить результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработан и реализован комплексный методический подход к применению геометрических образов при решении текстовых задач для 5−6 классов студентами математических факультетов с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов. Он состоит в том, что использование геометрических образов при решении текстовых задач в 5−6 классах включается в содержание методической подготовки студентов в качестве методологического знания. В процессе реализации этого подхода:

1. Систематизированы основные геометрические образы, позволяющие эффективно обучать решению текстовых задач в процессе изучения свойств натуральных и дробных положительных чисел учащихся 5−6 классов: столбчатые и круговые диаграммы, отрезки, прямые, лучи, координатный луч, а также сформулированы основные требования к использованию этих геометрических образов, которые состоят в следующем:

— при использовании столбчатых диаграмм — изображать численные значения величин геометрическими фигурами, заменять действия над числами соответствующими построениями и т. д.;

— при использовании круговых диаграмм — изображать значения величины на диаграмме с помощью секторов круга, изображать градусную меру угла кругового сектора и др.;

— при использовании отрезка — изображать значение величины в виде длины отрезка, интерпретировать длину отрезка как некоторую величину, выделять на одном отрезке отрезок равный другому, строить отрезок в несколько раз больше (меньше) данного и др.;

— при использовании луча — выбирать начало и направление;

— при использовании координатного луча — выбирать начало, направление, единичный отрезок, масштаб изображения.

2. Предложена классификация текстовых задач по использованию каждого из перечисленных выше геометрических образов при изучении свойств натуральных и дробных положительных чисел в 5−6 классах:

— задачи на движение одного тела и двух тел (в одном направлении, навстречу друг другу, в противоположных направлениях);

— задачи на работу;

— задачи на нахождение части числа;

— задачи на нахождение числа по его части;

— задачи на совместную работу;

— задачи на «бассейны».

3. Разработана методика обучения решению текстовых задач учащихся 5−6 классов, состоящая в комплексном сочетании возможности использования геометрических образов и свойств натуральных и дробных положительных чисел и операций над ними. В основу этой методики положена система вопросов и заданий для студентов, связанных а) с выбором соответствующего геометрического образа и рассмотрением различных вариантов этого выбораб) обоснованием наиболее эффективного выбора этого образав) использованием всех числовых данных задачи для построения соответствующего геометрического образаг) получением решения на базе построения геометрического образа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней:

1. Уточнено понятие «геометрические образы», проведена их систематизация, сформулированы требования по использованию каждого из них.

2. Проведена классификация текстовых по фабуле задач (задачи на натуральные и дробные положительные числа) и по свойствам арифметических действий.

3. Раскрыто содержание понятия «методическое задание», определены требования к системе методических заданий и разработана система методических заданий для студентов по использованию геометрических образов пршобучении решению текстовых задач учащихся 5−6 классов.

Практическая значимость результатов исследования определяется разработкой конкретных рекомендаций по совершенствованию методической подготовки студентов математических факультетов по методике использования геометрических образов при обучении решению текстовых задач в курсе математики 5−6 классов, контрольно-измерительными материалами, а также предложена программа спецкурса «Использование геометрических образов, при обучении решению текстовых задач учащихся 5−6 классов» длястудентов и преподавателей математических факультетов педвузов, учителей математики основной школы.

Обоснованность и достоверность результатов исследований определяется' опорой на теоретические источники по теме исследования, опыт работы кафедры теории и методики обучения математике математического факультета Московского педагогического государственного университета, кафедры геометрии и методики обучения математике физико-математического факультета Чеченского государственного педагогического института.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность и функции текстовых задач в обучении математике в 5−6 классах при изучении натуральных и дробных положительных чисел, которые сводятся: а) осуществлению связи с жизньюб) ознакомлению с основами метода математического моделирования.

2. Требования к использованию геометрических образов при' обучении решению текстовых задач в процессе изучения натуральных и дробных положительных чисел учащихся 5−6 классов в методической подготовке студентов (эти требования указаны в новизне).

3. В содержании методической подготовки студентов целесообразно и возможно использование геометрических образов при обучении решению текстовых задач учащихся 5−6 классов в качестве цели и средства обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения занятий по курсу «Теория и методика обучения математике» и элементарной математики в Чеченском государственном педагогическом институте (2005;2006 г.).

Основные положения диссертации, результаты педагогического эксперимента и сделанные по ним выводы получили отражение на заседаниях кафедры теории и методики обучения математике Московского государственного педагогического университета (2006;2008г.г.), геометрии и методики обучения математике Чеченского государственного педагогического института (2006 г.), на научно-методических семинарах, научно-практических конференциях Чеченского государственного педагогического института, посвященных юбилейным датам института (2001;2005 г. г.) — на Всероссийских конференциях по проблемам математики, информатики, физики и химии РУДН (2004 г., 2006 г., 2008 г.), во время проведения автором лекционных и практических занятий по теории и методике обучения математике и практикуме решения математических задач на 3−5 курсе физико-математического факультета Чеченского государственного педагогического института, во время прохождения студентами педагогических практик в школах (2002 г., 2006;2008 г. г.) — в выступлении на научно-методическом семинаре «Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в педвузе и школе», рук. чл.-корр.

РАН, действ, чл. РАО, д. ф.-м. н., проф. В. Л. Матросов (математический факультет Московского педагогического государственного университета, 2008 г.). I.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты проведенного теоретического исследования были положены в основу построения методики подготовки студентов математических факультетов педвузов к использованию геометрических образов при решении текстовых задач в процессе изучения свойств натуральных и дробных положительных чисел и операций над ними в 5−6 классах.

В методической литературе вопрос о геометрических иллюстрациях условий задач разработан наиболее полно, поэтому мы рассмотрели его в общих чертах, а уделили больше внимания использованию геометрических образов для нахождения решения задачи. Отметим лишь следующее:

Так как мы считаем построение геометрических образов лишь одним из этапов графического решения задач (в общем случае), то, рассматривая методику подготовки студентов к использованию геометрических образов при решении текстовых задач в 5−6 классах, сочли необходимым показать, как при этом постепенно раскрывать возможности построенной геометрической модели в отношении нахождения решения.

Практика подготовки студентов к преподаванию математики в 5−6 классах показала необходимость расширения, углубления и систематизации их знаний и умений в аспекте подготовки к использованию геометрических образов при решении текстовых задач в курсе математики 5−6 классов через введение спецкурса по методике преподавания математике «Использование геометрических образов при обучении решению текстовых задач учащихся 5−6 классов». Реализация в учебной практике математического факультета разработанного спецкурса способствует формированию у студентов знаний и умений, которые могут быть использованы в их дальнейшей профессиональной деятельности по использованию геометрических образов при решении текстовых задач, а также совершенствованию общей методической подготовки студентов.

Необходимость развития умений использовать геометрические образы при решении текстовых задач определила систему задач, ориентированных на формирование и развитие умений у студентов использовать геометрические образы. Реализация этого направления методики осуществляется через решение предлагаемых типов задач в процессе изучения вузовских математических курсов: на практических занятиях, «Теории и методики обучения математике». Практика обучения показала, что выполнение общих методических условий и использование некоторых специальных методических приемов использования геометрических образов при решении текстовых задач в 5−6 классах не только успешно способствует развитию умения студентов решать текстовые задачи, но и создает предпосылки для овладения моделированием студентами и учителями при решении задач и умениями по применению его в дальнейшей работе в школе.

Анализ результатов педагогического эксперимента дает основание считать, что: выдвинутая гипотеза о подготовке студентов математических факультетов педвузов к использованию геометрических образов при решении текстовых задач в 5−6 классах получила подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено решению актуальной проблемы теории и методики обучения математике — созданию методики подготовки-студентов математического факультета педвузов к использованию геометрических образов1: при решении текстовых задач в процессе изучения свойств чисел учащимися 5−6 классов. В диссертации обоснована целесообразность введения в учебный процесс педвуза методики, работающей наповышение эффективности подготовкистудентов математических факультетов педвузовк руководству формирования, и развитияуменийиспользовать геометрические образы при решении текстовых задач у учащихся 5−6 классов.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачамиполучены следующие результатыи выводы:

Анализ научно-методической литературы, посвященный вопросам: совершенствования методической подготовки студентов, показал, что, несмотря на актуальность проблемы подготовки студентов к использованию геометрических образов" при обучении решению текстовых задач в процессе изучения свойств чисел, она не разработана теоретически. В практике обучения студентов методике обучения математике в основной школе данной проблеме также не уделяется должного внимания.

Методика подготовки студентов математических факультетов педвузов к использованию геометрических образов основана на анализе результатов исследований, посвященных: формированию-уменийприменять геометрические образы при решении текстовых задач в 5−6 классах.

В' диссертации выделены геометрические образы, используемые при решении текстовых задач в 5−6 классахобоснованы действия с геометрическими образами, составляющие содержание иструктуру деятельности по их использованию (диаграммы, отрезки, лучи и координатный луч) при решении текстовых задач в процессе изучения натуральных чисел и дробных положительных чисел, сформулированы основные требования к использованию геометрических образов при решении текстовых задач. Это послужило основным критерием при разработке системы текстовых задач, ориентированных на формирование умений использовать, геометрические образы и методических заданий для студентов, а также при конструировании и отборе диагностических задач.

В рассматриваемойработе определены методические условия формирования умений студентовиспользовать геометрические образы, при обучении решению текстовых задач в 5−6 классах: опора на теоретические знания по использованию геометрических образовучет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, а также некоторые специальные методические приемы их реализации при обучении математике. Как показала практика преподавания, учет и использование этих условий и приемов успешно способствует работе по развитию умений студентов использовать геометрические образы при решении текстовых задач в процессе изучения вузовских курсов «ТиМОМ» и «ПРМЗ" — использование различных видов учебной деятельности, в первую очередь деятельности по решению специально подобранных текстовых задач для 5−6 классов, ориентированных на применение геометрических образов при их решении.

В диссертации разработана структура и содержание спецкурса «Использование геометрических образов при обучении решению текстовых задач учащихся 5−6 классов», даны методические рекомендации, связанные с организацией работы студентов по предлагаемой программе, почасовое планирование занятий спецкурса. Для подготовки, студентов, математических факультетов педвузов к использованию геометрических образов при решении текстовых задач целесообразно введение специального курса по теории и методике обучения математике при изучении, которого студенты имеют возможность расширить и углубить знания и умения в области решения текстовых задач.

Одним из важных направлений совершенствования названной подготовки является использование геометрических образов при решении текстовых задач в 5−6 классах. Ориентация вузовских курсов «ТМОМ» и «ПРМЗ» на использование геометрических образов при решении текстовых задач в 5−6 классах осуществляется посредством специально подобранных текстовых задач, соотнесенных с действиями, адекватными содержанию и структуре использования геометрических образов. В диссертации разработана система текстовых задач, предложены некоторые методические приемы использования геометрических образов при их решении, определено место методической подготовки в реальном учебно-воспитательном процессе педвуза.

Экспериментальная проверка разработанной методики подготовки студентов математических факультетов педвузов к использованию геометрических образов при решении текстовых задач в 5−6 классах показала ее* эффективность. Проведенный педагогический эксперимент доказал, что целенаправленное внедрение в практику обучения разработанных направленийведет к повышению качества методической подготовки студентов математических факультетов педвузов, способствует расширению, углублению1 и систематизации математических знаний студентов и формированию умений использовать геометрические образы при решении текстовых задач в. 5−6 классах, готовит их методически правильному руководству решения текстовых задач в процессе изучения натуральных и дробных положительных чисел в 5−6 классах, что обеспечит необходимый профессиональный уровень студентов математических факультетов педвузов.

Сделанные выводы дают основание полагать, что справедливость гипотезы исследования экспериментально подтверждена, все поставленные задачи исследования решены.

Данная работа не претендует на исчерпывающее решение исследуемой проблемы. На наш взгляд, требует дальнейшего изучения педагогический потенциал других образовательных технологий, не задействованных в исследовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.И., Александров А. И. Методы решения арифметических задач М., 1953. — 76 с.
  2. , Н.В. Методико-математическая подготовка студентов педагогических факультетов к развитию творческой личности при обучении математике: Автореферат дисс.. д.п.н. М., 2000. 42 с.
  3. , Я.П. Об одном способе решения арифметических задач на дроби //Математика в школе. 1952. — № 5. — С. 73−74.
  4. , И.К. Арифметика: Развитие понятия числа и действий над числами. М.: Учпедгиз, 1962. — 375 с.
  5. , И.К. Арифметика натуральных чисел.- М.:Учпедгиз, 1954.-380с.
  6. , И.В. Теоретическая арифметика. Гос.уч.пед.изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. — 400 с.
  7. , Н.В. Взаимосвязь курса элементарной- математики и-методической подготовки будущих учителей математики в педагогической школе: Дисс.. к.п.н. М.:2004. — 187 с.
  8. , Ф. Графические представления. Л.: 1925. — 115 с.
  9. , М.А., Бельтукова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах /Под ред. Байтовой М. А. М.: Просвещение, 1984. — 253 с.
  10. , И.И. Занимательные задачи по математике /Рос. академ. образование. — М.: «Владос». 1999. — 200 с.
  11. , И.И. Математическое моделирование в системе высшего педагогического образования //Известия РАО 2000. -№ 1. — С. 32−35
  12. , И.В., Борчугова З. Г., СтефановаН.Л. Задачи по математике для 4−5 классов. М.: Просвещ., 1988.- 224 с.
  13. , И.В., Борчугова 3.F. Математика: учебник для 4 класса, М. 1984. 256 с.
  14. Г. П. О методической подготовке будущих учителей математики //Математика в школе, 1974, № 3. с.62−63
  15. , Е.С. Методика арифметики. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз., 1955.- 542 с.
  16. , В.Н. Методические функции наглядности в обучении математики: Дисс.. к.п.н. -М., 1975. 154 с.
  17. , Н.М. Роль задач в преподавании математики //Математика в школе, 1992, № 4−5. С. 3−4
  18. , В.М. Методика преподавания математики в средней школе. Для пединститутов. М., 1954. — 504 с.
  19. , М.Э. Психология овладения графическим методом анализа при решении при решении задач в начальной школе: Автореф. дисс.. к.п.н. — М., 1967.-20 с.
  20. , В.Г. Координатная прямая как средство наглядности //Математика в школе. 1978. — № 1 — С. 13−18
  21. , А .Я. Школьный курс алгебры: Методические разработки для слушателей ФПК. М., 1985. — 90 с.
  22. , А.Я. Школьный курс алгебры: Методические разработки для слушателей ФПК. -М., 1986. 85 с.
  23. И.К. Основные типы арифметических задач //Математика в школе. -№ 5.-С. 17−20
  24. Вергасов, В. М Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа, 1979. — 216 с.
  25. , А.И. О графическом решении арифметических задач //Математика в школе. 1951. — С. 44−46
  26. , М.Б. Методическое пособие. Как обеспечить усвоение математики в 5 классе. Под ред. А. Г. Мордкович, М., Вентана, 2003.- 60с.
  27. , Г. В. Преемственность в изучении чисел в начальной и основной школе: Дисс.. к.п.н. М., 2000. — 179 с.
  28. , Н.Я. Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. -М.: Просвещение, 1974. — 313 с.
  29. Виленкин, Н. Я: и др. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений /Н.ЯВиленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И:Шварцбурд — М.: Мнемозина. 2005. — 280 с.
  30. , Н.Я. и др. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд М.: Мнемозина. — 2005. — 286 с.
  31. , Н.Я. и др. Современные основы школьного курса математики: Пособие для студентов /Н.Я.Виленкин, К. И. Дуничев, Л. А. Калужнин, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
  32. , Н.Я. Математика 4−5 кл. Теоретические основы. М.: «Просвещение», 1974. — 223 с.
  33. , Н.Я., Мордкович А. Г. О роли межпредметных связей в профессиональной подготовки студентов пединститута //Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах: Межвузовский сборник научных трудов. — М.: МГЗПИ, 1989. С. 20−36
  34. , Н.Я., Мордкович А. Г. Подготовку учителей математики на уровень современных требований //Математика в школе 1986, № 6 — С.6−10
  35. , С.А. Вопросы методики преподавания обыкновенных дробей в курсе средней школы: Дисс. к.п.н. Л., 1953. — 158 с.
  36. , И.М. и др. Метод координат. М. 1973. — 88 с.
  37. , С.В. Подготовка будущих учителей математики к формированию исследовательской деятельности школьников: На примере курса алгебры: Дисс.. к.п.н. Новосибирск, 2005. — 147 с.
  38. , B.C. К вопросу об управляющей деятельности учителя при решении школьниками учебных математических задач //Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя в педагогическом институте.- Вологда, 1990. С. 26−35
  39. , А.В. Числа: натуральные, рациональные, действительные, комплексные: Учеб. пособие для общ. школы: М.:Вербум, 2000. 144 с.
  40. , Г. Д. История математики в школе. IV-V классы.-М.:Просвещение, 1981. 240 с.
  41. , М.И., Краснянская И. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 134 с.
  42. , Т.Н. Методические основы профессиональной направленности курса «Методики преподавания математики»: Дисс.. к.п.н. -М., 2000. 142 с.
  43. , Г. А. Методика обучения учащихся решению задач с тремя взаимосвязанными величинами в курсе математики восьмилетней школы: Дисс:. к.п.н.: Д.: 1974, — 206 с.
  44. , В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. — М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. -432 с.
  45. Преподавание геометрии в 6−8 классах. Сб. статей /Сост. В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1979.-281 с.
  46. , В.А. Методическая подготовка будущих учителей математики в педагогическом институте //Современные проблемы преподавания математики /Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. -М.: Просвещение, 1985. С. 8−19
  47. , В.А., Сафуанов И. С. Современное состояние и инновации в подготовке учителей математики в Российской федерации (Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков). Материалы Всероссийской конф. — М.: 2000. — С.382−384
  48. , В.А. Наглядные образы как средство решения математических задач //Математика в школе. 2007 — № 7. — С. 26−30
  49. , Т.Е., Тонких А. И. Теория и практика решения текстовых задач: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2002. — 288 с.
  50. , Р. Рассуждения о методе. М., 1953. 53 с.
  51. , С.Н. Теория и практика формирования творческой-активности будущих учителей математики в педагогическом вузе: Дисс.д.п.н. Пенза, 2000. — 390 с.
  52. , Г. В. и др. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Г.В.Дорофеев, С. Б. Суворова и др. Под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Просвещение, 1994. — 272 с.
  53. , Г. В. и др. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Г.В.Дорофеев, С. Б. Суворова и др. Под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Просвещение, 1998. — 416 с.
  54. , И.В. Методическая подготовка будущего учителя математики к дифференцированному обучению учащихся средней школы: Автореф. дисс. д.п.н. Москва. — 2001. — 24 с.
  55. , С.И. Методика обучения будущих учителей математики арифметическому и алгебраическому методам решения сюжетных задач на основе их взаимосвязи: Дисс.. к.п.н. СПб. — 1997. — 197 с.
  56. , О.Б. Деятельностный подход как теоретическая' основа проектирования методической системы обучения математике: Автореф. д.п.н. — М., 1999.-52 с.
  57. , В.А. Что такое координаты и для чего они служат? — В кн.: Детская энциклопедия. М., 1965. т. 2. — С. 328 — 341
  58. , Е.И. Алгоритмическая и алгебраическая линии в изучении числовых систем в курсе математики IV-V классов: Дисс. к.п.н. М., 1980.219 с.
  59. , В.И. Преподавание математики в 5−6 классах. Методические рекомендации для учителей к учеб. Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С.И.Шварцбурга/В.И.Жохов.-М.:Рус.слово, 1998.- 154 с.
  60. , В.И. Методика систематического применения аналогии при формировании математических понятий и умений решать задачи у учащихся восьмилетней школы: Дисс.. к.п.н.: М.*, 1978.-243 с.
  61. , К. А. Формирование приемов учебной деятельности учащихся 4−5 классов при обучении решению текстовых задач: Автореферат дисс. к.п.н. — М., 1989.-16 с.
  62. , JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М.: Просвещение, 1960. 310 с.
  63. , И.И., Мордкович А. Г. Математика, 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. -М.: Мнемозина, 2004. 270 с.
  64. , И.И., Мордкович А. Г. Математика, 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2004. — 264 с.
  65. , И.И., Мордкович А. Г. Математика, 5−6 кл.: Методическое пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2004. — 104 с.
  66. , Н.Б. Методические рекомендации к учебникам «Математика, 5» и «Математика, 6» общеобразовательной школы. — Смоленск. — 2001.— 96 с.
  67. , Л.Б. Проблемы современной психологии учения: Обучение понятиям и мышлению. М.: Знание, 1970. — 63 с.
  68. Н.В. Об анализе и синтезе и их месте в процессе решения арифметических задач //Математика в школе. № 5. — С. 44−54
  69. , Е.С. Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5−6 классов- с использованием коллективной формы организации учебного процесса: Дисс. к.п.н.: СПб 1993. -222 с.
  70. , И.А. Подготовка будущего учителя математики к обучению школьников к решению задач: Дисс.. к.п.н. Саранск, 2000.- 215 с.
  71. , А. Психологические особенности процесса активизации внимания учащихся 4−5 классов на уроках математики: Дисс.. к.п.н. Киев. -1983.-164 с.
  72. , А.Н. О системе основных понятий и обозначений для школьного курса математики. Математика в школе. — № 2. — 1971. — С. 17−22
  73. , А.И. Некоторые вопросы взаимосвязи курса математики с другими предметами /В кн.: Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы. М., 1977. — С. 35−36
  74. Колмогоров, А. И, Яглом А. Н. О содержании школьного курса математики //Математика в школе, — № 4, 1965. С. 58−62
  75. , А.И. Научные основы школьного курса математики //Математика в школе, 1966, № 3. С. 12−17
  76. , А.И. Математика профессия и наука. — М.: Наука. — 1988. -288 с.
  77. Колягин, Ю. М и др. О подготовке современного учителя математики в педагогическом институте /Роль и место задач в обучении математике. Сборник науч. трудов. Вып. 7. — 1980. — С.92−97
  78. Колягин, Ю. М: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Дисс. д.п.н. М., 1977. — 398 с.
  79. , М.Д. Графы, и решение задач в 4−5 классах //Методические разработки по методике преподавания математики в средней школе (IV-VIII классы). -М., 1980. С. 10−19
  80. , М.П. Как учить школьников 4−5 классов решать задачи //Математика в школе, 1987, № 1.- С. 15−18.
  81. , В.Н. Развитие базовых свойств мыслительных операций учащихся 5−6 классов при обучении математике: Дисс.. к.п.н. — Томск.- 2004. -206 с.
  82. , Г. Б. Координатный метод решения планиметрических задач в средней школе: Дисс.. к.п.н. Ярославль, 1973—244 с.
  83. , А.В. Классификация задач в арифметике //Математика в школе. — 1951. -№ 1.-С. 47−48
  84. , С.В. Что такое натуральные числа? М.:Просвещение, 1996.-78 с.
  85. , С.В. Об изучении в педвузах школьной математики //Математика в школе. 1990, № 4.- С. 13
  86. , Л.Ш. Вопросы использования графических изображений при решении математических задач в начальной школе: Автореф. дисс.к.п.н — Ташкент, 1972.-с. 19
  87. , Л.С. Методика использования геометрического метода при обучении учащихся решению задач в курсе алгебры 6−8 классов: Дисс.. к.п.н. -Л.-1989.-244 с.
  88. , В.И. Об использовании графических средств при изучении математики в 5 классе //Математика в школе. — 1972. — 112 с.
  89. , Е. И. Мазаник А.А. Методика обучения математике в 4−5 классах.,-Минск: Нар.асвета. 1976.-220 с.96- Лященко, Е. И. Задачи с дидактическими функциями в, IV-V классах //Математика в школе. 1974.- № 1. — С. 12−15
  90. , Е.И., Радченко В. П., Фефилова Е. Ф. Обучение решению сюжетных задач: Методические рекомендации /Под редакцией Е. И-Лященко. -Архангельск- 1992. — 52 с.
  91. , Ю.Н. В помощь учителям IV-V классов //Математика в школе. 1972. — № 2. — С. 15
  92. , В.А. Задачи с целыми числами. Некоторые приемы и методы решения. В помощь учителю математики/В.А. Малинин 2-е изд. — Н. Новгород- -2002.-99 с.
  93. Манцаев, Н-Г. Система упражнений на составление задач как средство повышения эффективности обучения математике в 5−6 классах: Дисс. к.п.н. :СПб.-1992. 174 с.
  94. , М.Ф. Опыт изучения положительных и отрицательных чисел с учащимися 5 класса //Математика в школе. 1966. — № 2.-С.58- 61
  95. Марков^ В-К. Метод координат и задачи с параметрами. М.:МГУ, 1970. — 146с.
  96. , Т.С. Методика использования моделей при изучении числовых множеств в курсе математики 5−6 классов. (На примере положительных рациональных чисел): Дисс. к.п.н. -РГПУ, 1996- 190 с.
  97. Матросов, В: Л. Педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы. М: МПГУ. — 2001. — 100 с.
  98. , В.Л. Современные проблемы профессионализации предметной подготовки учителя в 21 веке: Доклад на Всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» — Дубна. 2000 г.
  99. , З.П. Формирование умений решать» задачи при обучении математике учащихся 4−5 классов: Дисс.. к.п.н. —М.:1984. 223с.
  100. , Ю.М. Элементы координатного метода в курсе математики 4−5 классов средней школы: Дисс.. к.п.н. -М.: 1988. 236 с.
  101. , Ю.М. Использование элементов координатного метода при решении текстовых задач в V классе //Математика в школе. — 1987. № 4.-С.26−28
  102. , Н.А. Психология обучения арифметике. М.:Учпедгиз, 1955.- 432 с.
  103. , Н.В. Научно-методические основы современной подготовки студентов математиков к учительской, деятельности: Дисс.д.п.н. в форме научного доклада. — М.:НИИ и МО АПН СССР, 1986. — 49 с.
  104. , Н.В. Аналитическое учение о прямой в школьном курсе. — Нар. Асвета: 1965. № 8. — С. 71−75
  105. , Н.В. Координатный метод в школьном курсе геометрии. Нар. Асвета: 1966. № 9. — С. 55−58
  106. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Колягин Ю. М., Оганесян В. А., Саннинский В. Я. и др. М.: Просвещение, 1975.- 462 с.
  107. Методика преподавания математики в’средней школе: Частные методики /Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л. и др. -М.:Просвещение, 1977.-480с.
  108. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ-мат. спец. /А.Я.Блох, В. А. Гусев и др. Сост. В. И. Мишин.-М.:Просвещение, 1987.-416 с.
  109. Методика начального обучения математике: учебное пособие для пединститов /В.JI.Дрозд, А. Т. Катасова и др. Под редакцией А. А. Столяра, В. Л. Дрозд. М.:Просвещение, 1972. — 320 с.
  110. Методика преподавания математики в восьмилетней школе /Под редакцией С. Е. Ляпина. М.:Просвещение, 1965. — 743 с.
  111. Методика преподавания математики в средней школе. Сост. Черкасов Р.С.
  112. М: Просвещение, 1985.- 336 с.
  113. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика /Сост. Черкасов Р. С., Столяр А.А.- М.: Просвещение, 1985.-336с.
  114. , Н.Г. Построение единого курса арифметики и начальной алгебры в 4−5 классе: Дисс.. к.п.н. М., 1966. — 292 с.
  115. , В.М., Стефанова Н. Л. Направления развития системы методической подготовки будущих учителей математики //Математика в школе- 1993.-№ 3.-С. 34−38
  116. , А.Г. Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущих учителей математики //Советская педагогика, 1985.-№ 12
  117. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогических институтах: Дисс. .д.п.н. — М.: 1987.-355 с.
  118. , А.Г. Проблемы подготовки учителя математики //Математика в школе. 1991. -№ 1.-С. 77−78
  119. , Г. К. Математика 5кл.: учеб. для общеобр. учреждений /Т.К. Муравин, О. В. Муравина М.: Дрофа, 2005. — 315 с.
  120. , А.Х. Гуманитаризация основ специальной подготовки учителей математики в педагогических вузах: Дисс.д.п.н. М.:2000.-386 с.
  121. Натуральное число и его запись. П. М. Олоничев //Математика в школе.— 1973.-№ 5.-С. 52−54
  122. Нешков, К.И.-, Семушин А. Д. Функции задач в обучении //Математика в школе. 1971. — № 3. — С. 4−7
  123. , К.И. и др. Математика в 4 классе: Метод, пособие для учителей. /К.И.Нешков, В. Н. Рудницкая, А. Д. Семушин и др.- Под ред. А. И. Маркушевича. -М.: Просвещение, 1982.-223 с.
  124. , A.M. Графическая запись условия при решении арифметических задач //Математика в школе. 1949. — № 3. — С. 28−29
  125. , А.А. Математика: Пособие для учителей к учебнику 5 кл. (Три уровня обучения) /А.А.Никитин, В. С. Белоносов, М. П. Вишневский, В. З. Войтишек и др. М.: 1998. — 208 с.
  126. , Л.П. Связи элементов алгебры курса математики 4−5 классов и курса алгебры 6−8 классов как средство повышения качества знаний учащихся: Дисс.к.п.н. -М.: 1984. 185 с.
  127. , Н.В. Подготовка будущего учителя математики к использованию задач как средства дифференцированного обучения учащихся средней школы: Автореф. дисс.. к.п.н. -2006. — 17 с.
  128. , С.М. и др. Арифметика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. -М.: Просвещение, 2000. 255с.
  129. , С.М. и др. Арифметика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/С.М.Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. -М.: Просвещение, 1997. 312 с.
  130. , Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -М.:Дрофа, 1996. 304 с.
  131. , Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений, — М.: Дрофа, 2001. 272 с.
  132. , И.А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте: Дисс.д.п.н.-М.: 1990.-317 с.
  133. , С.П. Проблемы совершенствования подготовки учителя математики //Математика в школе. № 3. — 1989. -С. 8−13
  134. А.С. Что такое линия? //Математика в школе.-1951.-№ 5 — С. 1−2
  135. , Е.М. Элементы аналитической геометрии в курсе математики средней школы: Дисс.к.п.н. Киев. — 1976. — 197 с.
  136. , Е.М. Метод координат в преподавании математики для учащихся пятого класса /В кн.: О преподавании естественных наук в средней школе. Днепропетровск. — 1976. — С. 53−63
  137. , Л.Г. Изучение координат в 3−4 классах //Математика в школе. — 1983. № 4. — С. 46−48
  138. Л.Г. Математика, 5−6: Учебное пособие, М.: Балас ИНФО, 1998
  139. , Л.Г. Теория и практика построения непрерывного общего образования: (На примере курса математики для дошкольников, начальной школы и 5−6 классов основной школы): Дисс.. д.п.н. М.: 2002. — 434 с.
  140. , Л.Ф. Методика преподавания математики в IV-V классах: Учебное пособие для студентов-заочников III-IV курсов. — М. '.Прсвещение, 1981 .-79с.
  141. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975. -464 с.
  142. , Л.С. Знакомство с высшей математикой: Метод координат. — М.:Наука, 1977.-136 с.
  143. , Т.С. Исследование дидактических затруднений- учителей и средства их предупреждения-в процессе обучения в педвузе: Автореф. дисс. к.п.н. Киев, 1977. — 22 с.
  144. Практикум по методике преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие для студентов физ-мат. фак. пед. ин-тов. /Под ред. В. И. Мишина. — М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  145. Практикум по методике начального обучения/В .Л. Дрозд, А. Т. Катасонова, Л. В. Савицкая, А. А. Столяр. -Мн.: Выш. шк., 1984. 97 с.
  146. Преподавание геометрии в 6−8 классах. Сб. статей /Сост. В. А. Гусев. — М.: Просвещение, 1979.— 281с.
  147. Программы восьмилетней и средней школы: Математика. М.: Просвещение, 1976. — 37с.
  148. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5−11 кл. /Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2004. — 320 с. I
  149. Программы педагогических институтов. Методика математики /Авторы: И. К. Андронов, Е. С. Березанская, Р. С. Черкасов М.: Учпедгиз, 1963. — 14 с.
  150. Программы педагогических институтов. Методика математики. Для спец. № 2104 и № 2195 /Сост.: Ю. М. Колягин, В. И. Мишин, А. А. Столяр, Р. С. Черкасов. -М.: Просвещение, 1977. 8 с.
  151. Программы педагогических институтов. Государственный экзамен по методике преподавания математики /Сост.: Ю. М. Колягин, В. И:Мишин, А. А. Столяр, Р. С. Черкасов. 1978. — 15 с.
  152. Программы педагогических институтов. Сборник № 6. Методика преподавания математики. Практикум по решению задач. Государственный экзамен по методике преподавания математики. — М.:Просвещение, 1984. С. 14−33
  153. Программы педагогических институтов. Сборник № 8. Методика преподавания математики. Практикум по решению задач. Государственныйэкзамен по методике преподавания математики. — М.:Просвещение, 1988.-С.1−16
  154. , В.П. Методика организации познавательной деятельности учащихся при решении задач по математике в 4−5 классах: Дисс.к.п.н. Л.: 1987.- 143 с.
  155. , В.П. К вопросу обучения решению1 задач //Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы. Л.: 1998 — С. 123−132
  156. , Е.В. Построение системы текстовых задач курса математики 4−5 классов: Дисс.. к.п.н.: М. 1988. — 147 с.
  157. , Л.П. Координатный метод решения задач в восьмилетней школе: Дисс.. к.п.н. М., 1981. — 287 с.
  158. , Л.П. Об усилении развивающей функции упражнений по теме «Координаты точек на прямой» в курсе математики 5 класса.- В книге: Роль и место задач в обучении математике. М., 1974, вып. 2.- С. 46−55
  159. , Я.И., Степуро И. М. Система координат и графики простейших зависимостей: Пособие для учителей средней школы. Учпедгиз, 1961. — 49 с.
  160. , В.И. Метод координат. М., 1964. — 28 с.
  161. , Г. И. Методическая подготовка учителя математики в педвузе: методология, теория, практика: межвуз. сб. тр. /под ред. Г. И. Саранцева: Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2007. 197 с.
  162. , Г. И. О профессионализме в подготовке учителя математики //Математика в школе, 1990, № 4. с. 11−12
  163. , Л.А. Обучение учащихся 1−8 решению текстовых задач в условиях преемственности изучения математики: Дисс.. к.п.н. Саранск. — 2000.-210 с.
  164. , Т.А. Методика работы с разными формами представления данных при решении сюжетных задач: Дисс.. к.п.н. СПб, 1996. — 167с.
  165. , Е.Е. Индивидуальный стиль деятельности и подготовка учителя математики //Математика в школе, 1995, № 2. С. 32
  166. , В.Е. Совершенствование подготовки будущих учителей математики в пединститутах к реализации межпредметных связей в средней школе: Автореферат дисс.. к.п.н. Л.: 1987. — 16 с.
  167. Система методической подготовки учителя математики при уровневом подходе к обучению /Под ред. Е. И. Лященко, Н. Л. Стефановой. СПб.: Образование. — 1994. — 83 с. '
  168. , В.Н. К вопросу развития теоретико-множественных представлений у учащихся 4 класса //Математика в школе—1973—№ 4.-С.42- 44>
  169. , В.К. Система обучения математике в 5−6 классах. — М.: Просвещение, 1991. -480 с.
  170. Современные проблемы преподавания методики преподавания математики /сост. Антонов Н. С., Гусев В. А., М.: Просвещение, 1985. — 304с.
  171. , И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Дисс. д.п.н. М.:1995. -364 с. j
  172. , И.М. Профильная модель обучения математике //Математика в школе. 1997. — № 1. — С. 32−36
  173. , А.С. Метод координат. М.: Гостехиздат, 1952.- 40 с.
  174. , H.JI. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Дисс.д.п.н.:СПб:1996.-336с.
  175. , А.А. Методы обучения математике. М.: Высшая школа, 1966 — 190 с.
  176. , А.А. Логические проблемы преподавания математики: Автореф. дисс.. д.п.н.: М.: 1969. 37 с.
  177. , С.Б. Математика: Книга для учителя: Методические рекомендации к учебнику 5 класса /С.Б.Суворова, Е. А. Бунимович, К. А. Краснянская и др. М.: Просвещение, 1999. — 141 с.
  178. , С.Б. Математика: Книга для учителя: Методические рекомендации к учебнику 6 класса /С.Б.Суворова, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева и др. -М.: Просвещение, 1999. 141 с.
  179. , В.М. О некоторых проблемах математического образования /Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков — Материалы Всероссийской конференции. Дубна. — М.: МЦНМО.- 2000. — С. 314
  180. , Г. П. Задачи как одно из средств познавательного интереса к математике у учащихся 4 класса: Автореф. дисс.. к.п.н.: Л. 1982. — 20 с.
  181. , А.А. Пути повышения эффективности обучения учащихся решению текстовых задач по математике (1−5 классы): Дисс.. к.п.н.- Минск, 1974.-172 с.
  182. , Е.И. Развитие познавательного интереса учащихся 5−6 классов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач: Дисс.. к.п.н.: М. -1997. 177 с.
  183. , Н.Г. Координатный метод и элементы аналитической геометрии в курсе математики средней школы: Дисс. к.п.н. М., 1952. — 289с.
  184. , Е.Ф. Обобщение и систематизация знаний и умений, учащихся при решении сюжетных задач в девятилетней школе: Дисс.к.п.н.: СПб. -1993 .-175с.
  185. , Е.Ф. Теория и методика обучения математике: систематизация знаний и умений по решению сюжетных задач: Учебное пособие. Архангельск: Поморский университет, 2004. 160 с.
  186. , Е.Ф., Овчинникова Р. П. Лабораторные работы по методике обучения математике (общая математика): Учебное пособие.-Архангельск: Поморский государственный университет, 2003. 147с.
  187. , JI.M. Методика обучения решению математических задач //Математика в школе. 1991. — № 5.-с.59−63
  188. , Д.С., Целищева И. И. Моделирование как важное средство обучения решению задач //Начальная школа. 1990. — № 3. — С.32
  189. , А.Я. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием образного мышления: Дисс.. д.п.н. -М.: 1999.-439 с.
  190. , А.С. Учебно-методическое обеспечение преподавания математики в 4−5 классах по новой программе: Дисс.к.п.н.: М., 1972−206 с.
  191. , Я.Ф. Методика преподавания арифметики в 5−6 классах восьмилетней школы. М.: Просвещение. — 1965. — 424 с.
  192. , Р.С. О методической подготовке учителя математики в педагогическом вузе //Математика в школе, — 1976, № 5. — С.80−84
  193. , В.Г. Методика преподавания арифметики для учит, институтов. -М., Учпедгиз, 1949. 32 с.
  194. , И.Ф., Ерганжиева, Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для учащихся 5−6 классов. Смоленск: Русич, 1995. — 280 с.
  195. , А.В. Взаимосвязь теории и практики как основа совершенствования методики изучения чисел в курсе математики 5−6 классов: Автореф. дисс.. к.п.н. -М., 1990. 18 с.
  196. , А.В. Обучение решению текстовых задач в 5−6 классах- Книга для учителя. М.: 2001. — 208 с.
  197. JI.H. и др. Математика: учебник-собеседник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Л.Н.Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. М.: Просвещение, 2001. — 368 с.
  198. , Л.Н. и др. Математика: учебник-собеседник для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Л.Н.Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. М.: Просвещение, 2001.-288 с.
  199. , Л.Н. и др. Математика: Кн. для учителя: Методические рекомендации к учеб. 5 кл. /Л.Н.Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. — М.:Просвещение, 2001. 159 с.
  200. , И.Н. Методика преподавания арифметики в 5−6 классах. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961.-390 с.
  201. , М.Ф. Методическая подготовка преподавания математики 5−7 классов в учительских институтах: Дисс.. к.п.н.: М., 1950. 332 с.
  202. , Е.В. Задачи как средство оптимизации процесса проблемного обучения математической деятельности в 5−6 классах: Дисс.. к. п:н.- Омск, 2003.- 154 с.
  203. , П.М. Преподавание математики в школе. М.:Просвещение, 1978.-304 с.
  204. , П.М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе: Книга для учителя. М., 1996. — 320 с.
  205. , А.Ф. Психология решения задач: Методическое пособие.— М. .-Высшая школа. 1972. — 216 с.
  206. , И.С. Развивающее обучение. М.:Педагогика, 1979 — 144 с.
Заполнить форму текущей работой