Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Имитационные игры. 
Эффективность игры как педагогического явления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преимущества имитационных игр в том, что они позволяют обучаться на собственном опыте, проигрывая при этом отдельно каждую деталь того или иного профессионального действия. Грамотно поставленная имитация, как отмечает М. В. Кларин, предполагает глубоко продуманные цели, структуру, которую обеспечивает ведущий, высокий уровень «включенности» участников, анализ и обсуждение приобретенного опыта или… Читать ещё >

Имитационные игры. Эффективность игры как педагогического явления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Имитационные игры представляют собой особый класс игр, которым не свойственны многие из отмеченных ранее признаков деловых и ролевых игр. Это наиболее простой игровой метод или прием обучения, специфическими особенностями которого является наличие заранее известного правильного или оптимального решения поставленной задачи. Цель имитационной игры — своего рода профессиональный тренинг, позволяющий отработать (отрепетировать) те или иные технические приемы профессиональной деятельности (например, разнообразные приемы педагогической деятельности при подготовке в системе магистерского обучения по курсу педагогики высшей школы). Простота и доступность имитационных игр приводит к тому, что они получают все большее распространение в учебном процессе, особенно в тех случаях, когда требуется отработка техники профессионального поведения.

Для всех имитационных игр характерны следующие признаки:

они могут быть реализованы посредством тиражирования одной и той же роли для всех участников игры;

в имитационной игре отсутствует взаимодействие ролей;

отсутствует управляющая система и объект управления — предъявляется только модель среды, в которой действуют участники игры — имитации;

используется особая структура оценивания результатов — по конечным итогам;

для игры-имитации характерны одинаковые ролевые цели для всех ее участников, но может быть различной ролевая среда;

в игре-имитации, как правило, отсутствует конфликтная ситуация, хотя элемент состязательности придает мотивация достижения, успеха, получения более высоких баллов.

Имитационные игры чаще всего проводятся на практических, семинарских или лабораторных занятиях. Академическая группа разбивается на 5−6 игровых групп (иногда каждый студент получает индивидуальное задание), в каждой избирается лидер (командир), который получает пакет, содержащий 4−5 заданий с описанием действий — имитаций, которые должны освоить и имитировать члены группы или каждый участник игры отдельно. Каждое задание, в отличие от ролевой игры, не требует других участников, т.к. задается имитация одного конкретного способа деятельности, характерного для данной профессиональной роли. Каждая роль оценивается по баллам, в зависимости от ее сложности (суммы баллов равны для каждой группы).

Этапы имитационной игры:

  • 1 этап: Объявление темы, целей имитационной игры, распределение заданий, объяснение правил игры и системы оценивания ее результатов.
  • 2 этап: Выработка участниками игры решений, отработка заданий — имитаций, алгоритмов действий в каждом конкретном ролевом задании.
  • 3 этап: Имитация членами групп или каждым студентом отдельно заданных ролевых действий.
  • 4 этап: Анализ результатов выполнения ролевых заданий. Каждое ролевое задание оценивается с точки зрения его соответствия реальному ролевому действию, правильности его разработки и имитации.
  • 5 этап: Подведение итогов имитационной игры.

Преимущества имитационных игр в том, что они позволяют обучаться на собственном опыте, проигрывая при этом отдельно каждую деталь того или иного профессионального действия. Грамотно поставленная имитация, как отмечает М. В. Кларин, предполагает глубоко продуманные цели, структуру, которую обеспечивает ведущий, высокий уровень «включенности» участников, анализ и обсуждение приобретенного опыта или полученной информации.

Итоги игры-имитации должны рассматриваться и анализироваться на нескольких уровнях:

анализ самого процесса игры-имитации, правильности выбора имитируемых ролей, возможная их корректировка;

анализ результатов игры-имитации с точки зрения ее полезности для студентов;

анализ результатов игры-имитации с точки зрения достижения целей, запланированных преподавателем;

анализ возможностей достижения поставленных целей с использованием других, менее «затратных» методов и приемов обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой