Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижения Школы «Гармония»: деятельность Федеральной экспериментальной площадки при Министерстве образования и науки Росси по теме «Влияние народных промыслов на физическое и психическое развитие ребенка» (1999 г.) — Лауреат социокультурных инициатив Приволжского Федерального округа в реализации проекта «Школа ремесел как посредник в передаче и сохранении народной традиционной культуры» (2001… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы совершенствования управления учреждениями дополнительного образования детей
    • 1. 1. Специфика деятельности учреждений дополнительного образования детей
    • 1. 2. Народное искусство как фактор творческого развития личности ребенка
    • 1. 3. Модель процесса управления учреждениями дополнительного образования детей в современных условиях
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогических условий совершенствования управления учреждениями дополнительного образования детей
    • 2. 1. Цель, этапы и содержание опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогических условий управления «Детской школой искусств и ремесел «Гармония»
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Педагогические условия совершенствования управления
  • Детской школой искусств и ремесел «Гармония»
  • Выводы по главе 2

Педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования t.

Происходящие изменения в социально-экономическом устройстве России определяют новые требования к подготовке молодежи к жизни, когда важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать жизненный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти требования обуславливают необходимость обновления и системы дополнительного образования как сферы, обеспечивающей разносторонность личностного развития детей и удовлетворения их духовных потребностей.

Система дополнительного образования детей является неотъемлемой составляющей единого образовательного процесса в рамках общего образования, детерминирующей развитие личности с детского возраста. Дополняя и углубляя общее начальное, основное и среднее образование школьников, дополнительное (внешкольное) образование создает возможности реализации творческих способностей детей и молодежи в самых различных видах деятельности.

Проблемы развития учреждений дополнительного образования привлекают внимание современных исследователей. Однако большинство исследований посвящено частным аспектам: истории становления внешкольных учреждений (Т.И. Сущенко, A.C. Шипилова и др.), их воспитательному потенциалу (В.В. Белова, Г. П. Буданова, О. И. Грекова, М. Б. Коваль, А. И. Шахова и др.) — временному детскому коллективу и особенностям его развития (О.С. Газман, Л. П. Иванова, Е. К. Касаткина и др.) — деятельности педагогического коллектива внешкольного объединения (С.И. Панченко, А. Г. Трофимюк и др.). Переход к новому качеству дополнительного образования детей в настоящее время характеризуется в основном локальными изменениями, разработкой и внедрением методик воспитательной деятельности по отдельным направлениям. При этом недостаточно внимания уделяется системному подходу, управлению инновационной деятельностью учреждений дополнительного образования детей как открытой, гибкой образовательной системы, способной реализовать свои цели в динамично меняющейся социально-экономической и социокультурной среде.

Современное состояние учреждений дополнительного образования детей характеризуется осознанием ими своей новой миссии, качественным преобразованием содержания образовательного процесса, его целей и задач, переходом от «школы навыков и умений» к «школе развития» личности обучающегося. Расширяется спектр направлений художественного образования: от специализации по одному из видов искусства (музыкальные, художественные, хореографические, театральные и т. д.) к объединению в рамках детских школ искусств нескольких видов искусства.

Одно из главных мест в духовном воспитании молодежи принадлежит народной художественной культуре, аккумулирующей духовные и материальные ценности народов России. Разнообразные аспекты народного творчества раскрыты в трудах A.B. Бакушинского, А. Б. Салтыкова, Б. А. Рыбакова, М. В. Василенко, И. Я. Богуславской, Т. М. Разиной, А. К. Чекаловой. Теоретические положения о роли и месте народного искусства в культуре отражены в исследованиях М. А. Некрасовой, Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской, Т. И. Баклановой и др. Учеными доказано, что освоение народных традиций художественного творчества способствует приобретению опыта сопереживания, сочувствия, понимания другого человека через различные культурные смыслы, независимо от национальной принадлежности.

На рубеже XX—XXI вв.еков в России появились школы с ярко выраженным этнокультурным компонентом — фольклорные, ремесленные школы и фольклорно-ремесленные отделения детских школ искусств. Интеграция различных видов народного искусства и ремесел является одной из эффективных форм развития индивидуальных склонностей, способностей и интересов, социального самоопределения детей и молодежи. Такая интеграция требует от учреждения дополнительного образования детей структурной организации, содержательного наполнения образовательного процесса и качества контроля над ним, что в совокупности и составляет содержание управления учреждением. t.

Со вступлением в силу Федерального Закона «Об образовании» детские школы искусств фактически были приравнены к традиционным внешкольным досуговым учреждениям системы образования — дворцам, клубам, станциям и т. д., что находится в противоречии со сложившимися в течение многих лет в России традициями функционирования системы начального художественного образования, не имеющего аналогов в мире. Музыкальные, художественные школы и школы искусств оказались в настоящее время на периферии образовательного поля российского образовательного пространства, что не может не тормозить их развитие в целом, а также затушевывает «остроту» и возможность решения наиболее социально значимых проблем воспитания подрастающего поколения. Выход из сложившейся ситуации видится в ясной, логически обоснованной оценке результатов функционирования и развития школы, определении ее значимых общих свойств, характеристик, функциональных возможностей. Для подтверждения своего статуса в системе общего художественного образования детской школе искусств требуется современный подход к управлению образовательным процессом.

Научные основы управления образованием (педагогического менеджмента) рассматриваются в работах Г. А. Бордовского, В. В. Васильева, В. И. Загвязинского, В. И. Зверева, В. И. Ерошина, Ю. А. Конаржевского, В. И. Кричевского, B.C. Лазарева, A.A. Нестерова, М. М. Поташника, В. П. Сергеевой, В. П. Симонова, В. А. Сластенина, П. И. Третьякова, В. В. Уланова, П. И. Худоминского, Т. И. Шамовой и др. Теоретические основы менеджмента представлены в исследованиях М. Альберта, Е. М. Бобосова, В. Р. Веснина, М. Мескона, В. И. Мухина, Ф. Хедоури.

Вопросы построения системы управления образовательным учреждением, в том числе дополнительного образования детей, обусловленные особенностями его педагогической системы, отражены в трудах В. И. Андреева,.

Б.А. Голуба, В. В. Краевского и др. Профессиональная деятельность преподавателей детских школ искусств как учреждений дополнительного образования детей строится на основе теории личностно-ориентированного обучение (В.В. Сериков, И. С. Якиманская и др.). Вместе с тем, в педагогической теории проблемы создания конкурентоспособной системы управления учреждением дополнительного образования детей, интегрирующими народное искусство и ремесла, остаются недостаточно разработанными.

В рамках процесса обновления обозначились противоречия между:

— новыми целями и задачами расширения содержания художественного образования детей и его интеграции с обучением ремеслам и характером образовательного процесса, ориентированного преимущественно на получение знаний, умений и навыков по избранному направлению художественного творчества;

— необходимостью совершенствования процесса управления учреждениями дополнительного образования детей и неразработанностью педагогических условий решения этой задачи.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей в современных условиях? Это определило тему исследования: «Педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей (на примере «Детской школы искусств и ремесел «Гармония»).

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей (на примере «Детской школы искусств и ремесел «Гармония»).

Объект исследования — образовательный процесс, организуемый в рамках современного учреждения дополнительного образования детей.

Предмет исследования — педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования. Совершенствование управления учреждением дополнительного образования детей возможно в том случае, если будет:

— разработана и внедрена модель управления образовательным про7 цессом учреждения дополнительного образования детей (детской школы искусств и ремесел), реализующая стратегию творческого развития каждого учащегося;

— воплощена идея творческого развития учащегося в концепции управления и программно-методическом обеспечении образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей (детской школы искусств и ремесел);

— разработано и реализовано программно-методическое обеспечение образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей (детской школы искусств и ремесел);

— создана и реализована система мониторинга управления учреждением дополнительного образования детей (детской школой искусств и ремесел).

Задачи исследования:

— раскрыть специфику деятельности учреждений дополнительного образования детей;

— охарактеризовать педагогический потенциал народного искусства как фактора творческого развития личности учащегося;

— создать модель управления образовательным процессом детской школы искусств и ремесел, реализующую стратегию развития каждого ребенка;

— выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей (на примере «Детской школы искусств и ремесел «Гармония»).

Методологическую основу исследования составили:

• положения философии и искусствоведения о духовном и эстетическом развитии личности в творческом процессе в области народною искусства (Ю.Б. Бореев, А. И. Буров, В. В. Ванслов, С. С. Гольдентрихт, А. Я. Зись, A.C. Молчанова, В. А. Разумный и др.);

• положения об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве как эффективном средстве формирования эстетического отношения к действительности, развития художественно-творческих способностей детей (A.C. Боголюбов, Е. И. Игнатьев, Т. С. Комарова, В. В. Корешков, B.C. Кузин, С. П. Ломов, Э. И. Сокольникова, Б. М. Теплов, A.C. Хворостов, Т.Я. Шпика-лова, Б. П. Юсов и др.);

• концепции гуманитаризации и гуманизации образования (ТУТ.А. Амонашвили, В. И. Журавлев, E.H. Шиянов, Т. В. Шуртакова и др.);

• идеи системного (В.И. Андреев, В. В. Сериков, В. П. Симонов, Ю. П. Сокольников и др.), личностно-деятельностного (Н.М. Таланчук, И.С. Якиманская), культурологического (B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, P.A. Назимов и др.) подходов.

Теоретической основой исследования послужили:

— теоретические положения о месте, роли и функциях дополнительного образования детей в отечественной образовательной системе (В.И. Андреев, Л. Н. Буйлова, Г. П. Буданова, Б. В. Куприянов, В. А. Сластенин и др.);

— теория управления образовательным учреждением (В.И. Загвя-зинский, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.);

— исследования теоретико-методических проблем личностно-ориентированного обучения (В.И. Андреев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— концепция творческого саморазвития личности (В.И. Андреев, И. В. Золотухина и др.);

— теоретические положения о роли и месте народного искусства в культуре, его педагогическом потенциале (Т.И. Бакланова, М. А. Некрасова, Г. А. Поровская, Т. Я. Шпикалова и др.). t.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативной и учебно-методической документации по проблеме исследованияизучение опыта практической деятельности учреждений дополнительного образования детейметод моделирования образовательной системы детской школы искусств и ремеселизучение и обобщение управленческого и педагогического опыта (изучение документации, связанной с инновационной деятельностью образовательного учреждения, анализ отчетных материалов школы и т. п.) — наблюдениеметод самооценкиэкспертная оценкаметоды количественного и качественного анализа результатов.

Этапы исследования:

Исследование осуществлялось поэтапно в течение 10 лет на базе муниципального учреждения дополнительного образования детей г. Йошкар-Олы «Детская школа искусств и ремесел «Гармония» (далее — Школа «Гармония»):

I этап (1998;2000 гг.) — констатирующий — теоретическое осмысление проблемы исследованияанализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы и документальных источниковразработка модели образовательной системы учреждения дополнительного образования детей (детской школы искусств и ремесел) — разработка и апробация программы диагностического исследования уровня творческого развития учащихся и др.

II этап (2000;2008 гг.) — совершенствование управления образовательным процессом школы искусств и ремеселразработка нормативного и программно-методического обеспечения учебного процессаорганизация работы отделений Школы «Гармония" — проведение педагогического мониторинга и др.

III этап (2008;2010 гг.) — обобщение результатов опытно-экспериментальной работы и их теоретическое обоснованиепроведение итогового диагностического обследования состояния системы Школы «Гармония" — статистическая и математическая обработка результатов исследования, оформление диссертационной работы. .

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение важной научной проблемы — совершенствование процесса управления учреждением дополнительного образования детей:

— выявлены и научно обоснованы педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей (на примере детской школы искусств и ремесел);

— разработана модель управления детской школой искусств и ремесел как вида учреждения дополнительного образования детей, включающая в себя цели, принципы, основные направления деятельности, способы контроля и коррекции образовательного процесса;

— выявлены критерии определения эффективности управления детской школой искусств и ремесел;

— разработана модель выпускника детской школы искусств и ремесел, детерминируемая по следующим критериям: характеристика личностных качеств выпускника, уровень освоения содержания образования, соответствующего направления, опыт социализации и творческой самореализации обучающегося.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и дополнении общей теории педагогики, истории педагогики и образования. В работе определена оптимальная структура управления видовой разновидностью учреждения дополнительного образования детей — детской школой искусств и ремесел, позволяющая осуществлять гибкое руководство образовательным процессом в динамично изменяющихся условиях развития макро-и микросреды школыуточнены сущность и содержание народного искусства как фактора творческого развития личности обучающегося.

Практическая значимость исследования состоит в том, что программно-методическое обеспечение по всем образовательным направлениям, реализуемым в детской школе искусств и ремесел, может быть использован9 в различных регионах России с развитыми региональными художественными традициями. Содержательные и технологические аспекты деятельности детской школы искусств и ремесел могут служить ориентиром в организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей разной видовой направленности по освоению основ народного искусства. Материалы исследования могут быть полезны при оказании образовательных услуг в области народного искусства.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются оптимальным выбором методологических оснований, включающих системный, личностно ориентированный и деятельностный подходыопорой основных положений и научных выводов на достижения передового педагогического опыта и результаты научно-педагогических исследований по проблемеприменением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам исследованияпрактическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работымноголетним опытом работы диссертанта в качестве руководителя и преподавателя Школы «Гармония».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Детская школа искусств и ремесел как учреждение дополнительного образования детей, призванное содействовать разностороннему личностному развитию учащихся, организует образовательный процесс на основе стратегии их творческого развития, позволяющей удовлетворять интересы и склонности обучающихся в области народного искусства, определить перспективу в творческом и профессиональном становлении подрастающего поколения.

Реализация стратегии творческого развития учащихся в Школе «Гармония» осуществляется в образовательном процессе, представляющем собой комплекс взаимосвязанных компонентов, выстроенных в порядке их функциональной значимости и логической направленности взаимодействия преподавателя и учащегося. В его структуру входят: цель, принципы обучения, содержание образования, методы и формы обучения.

Эффективность функционирования детской школы искусств и ремесел выражается в достижении обучающимися определенного уровня развития (нравственного, эстетического, художественного и т. д.), соответствующего требованиям к выпускникам данного вида учреждения дополнительного образования детей. Структура модели выпускника школы включает в себя:

— характеристику личностных качеств выпускника (способность к самоорганизации, наличие общей культуры поведения, положительное отношение к народному искусству, заинтересованность в обучении по данной специализации, креативность, коммуникабельность, адаптивность и др.);

— уровень освоения ими содержания пройденных предметов (усвоение соответствующих знанийналичие практических умений и навыков, в т. ч. в сфере народного искусствадостаточный опыт творческой деятельностисформированность эстетической и художественной культуры);

— опыт социализации и творческой самореализации (через выставочную деятельность и конкурсно-фестивальное движение и т. п.).

2. Критериями определения эффективности управления детской школой искусств и ремесел как одного из видов учреждений дополнительного образования детей являются: наличие программно-методического обеспечения образовательного процесса детской школы искусств и ремеселколичественные и качественные показатели динамики эстетического развития и художественной подготовки детей, их личностных качеств, опыт социализации и творческой самореализациистепень удовлетворенности родителей детей, обучающихся в школе искусств и ремесел, качеством образовательных услугнаучно обоснованное планирование деятельности школы искусств и организация творческого сотрудничества педагогов и учащихся по реализации ее основных целей и задачналичие системы мониторинга эффективного функционирования детской школы искусств и ремеселуровень готовности педагогов к работе с детьми в условиях детской школы искусств и ремесел.

3. Совершенствование управления учреждением дополнительного обг разования детей (детской школой искусств и ремесел) обеспечивает создание следующих педагогических условий: разработка и внедрение модели управления образовательным процессом детской школы искусств и ремесел, реализующим стратегию творческого развития каждого ребенкавоплощение идеи творческого развития детей в концепции управления и программно-методическое обеспечение образовательного процесса детской школы искусств и ремеселсоздание и реализация системы мониторинга управления учреждением дополнительного образования детей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: на научно-практических конференциях различных уровней:

— VI Международная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» (г. Минск, 2−3 окт., 2008 г.);

— всероссийские научно-практические конференции по проблемам педагогического мониторинга качества образования и творческого саморазвития личности в г. г. Казань, Йошкар-Ола (2004;2010 гг.);

— всероссийская научно-практическая конференции с международным участием: «Этническая культура народов Волго-Камья: традиции, трансформации и современные процессы» (г. Йошкар-Ола, 12−13 ноября 2009 г.);

— XXXV Урало-Поволжская археологическая студенческая конференция, посвященная 450-летию вхождению Марийского края в состав России: «Археология Урала и Поволжья: итоги и перспективы участия молодых исследователей в решении фундаментальных проблем ранней истории народов региона» (5−8 февраля 2003 г.);

— республиканская XI научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации» (г. Йошкар-Ола, 2005 г.);

— республиканская научно-практическая конференция «Проблемы реализации педагогических идей A.C. Макаренко и В. А. Сухомлинского в современной теории и практике образования» (г. Йошкар-Ола, 2008 г.).

Основные теоретические положения исследования были вынесены на суд независимых экспертов в рамках всероссийских конкурсов Министерства образования и науки России, республиканских и муниципальных профильных конкурсов и состязаний, а именно:

— Лидер образования (2001 г.) — тема проекта «Школа ремесел — новый институт в системе дополнительного образования детей» (дипломант);

— Школа (2003 г.) — тема проекта «Школа ремесел как научно-методический центр развития народной традиционной культуры» (дипломант);

— Всероссийский конкурс учреждений дополнительного образования детей в номинации «школа» (лауреат, 2005 г.);

— Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (победитель муниципального этапа, 2010 г.);

— Всероссийский конкурс дополнительных образовательных программ (победитель республиканского и муниципального этапов, 2010 г.).

Результаты исследований обсуждались на педагогических и административных советах Школы «Гармония», внедрены в работу образовательного учреждения, отражены в тезисах и статьях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Материалы диссертации иллюстрированы схемами, таблицами, диаграммами и графиками.

6. Результаты исследования степени удовлетворенности родителями (законными представителями) качеством дополнительного образования, получаемого детьми в школе, составляют высокий балл, как подтверждение высокого уровня образовательных услуг в Школе «Гармония».

7. Рост внутренней побудительной мотивации ребенка к посещению школы увеличивается уже со второго года обучения.

8. Кадровый потенциал школы имеет тенденцию к увеличению значений, как по количественным показателям, так и по качественным. Наблюдается рост мотивации преподавателей к профессиональному самосовершенствованию через различные формы повышения квалификации, аттестацию педагогических работников.

Итак, Детская школа искусств и ремесел «Гармония» более 10 лет успешно функционирует в условиях эксперимента в образовательном пространстве Республики Марий Эл и является конкурентоспособным учреждением, что является подтверждением эффективного управления данным учреждением.

Достижения Школы «Гармония»: деятельность Федеральной экспериментальной площадки при Министерстве образования и науки Росси по теме «Влияние народных промыслов на физическое и психическое развитие ребенка» (1999 г.) — Лауреат социокультурных инициатив Приволжского Федерального округа в реализации проекта «Школа ремесел как посредник в передаче и сохранении народной традиционной культуры» (2001 г.) — Дипломант Всероссийского конкурса Министерства образования России «Лидер образования 2001» (2001 г.) — Дипломант Всероссийского конкурса Министерства образования России «Школа — 2003» (2003 г.) — Лауреат I премии Республиканского этапа II Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей в номинации «Школа"(2005 г.) — Лауреат III премии Окружного этапа Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей в номинации «Школа"(2005 г.) — Победитель муниципального и республиканского этапов Всероссийского конкурса авторских дополнительных программ учреждений дополнительного образования детей (2010 г.), победитель городского конкурса среди учреждений дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» (2010 г.)» авторство восьми Всероссийских (Международных) фестивалей-конкурсов русского романса «Белая акация» и пяти Региональных конкурсов «Народная игрушка руками детей».

Яркая позитивная направленность миссии школы с каждым годом активно привлекает на свою сторону большое количество сторонников. Школа «Гармония» четко позиционирует себя в современном обществе и дает хорошие перспективы творческого развития для всех участников образовательного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы.

В условиях обновления общества, коренного изменения его социально-экономической основы, происходит модернизация отечественной системы образования, поиск педагогических коллективов образовательных учреждений путем совершенствования процесса обучения и процесса воспитания, повышение качества образования, под которым понимается высокий уровень успеваемости и личностный рост учащихся.

Изменение содержательно-целевого компонента образовательного учреждения повлекло за собой изменение управленческой деятельности, под которым целый ряд ученых (Н.П. Капустин, Т. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.) понимает «целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели)». В условиях любого типа образовательного учреждения, в т. ч. и учреждения дополнительного образования, к субъектам управления относятся: администрация (директор и его заместители), педагоги, учащиеся и их родители.

Сущность управления образовательным учреждением в современных условиях заключается в сохранении определенной организационной структурыподдержании режима его деятельностисоздании оптимальных условий для реализации образовательных программ и его функций.

Основная цель управления учреждением дополнительного образования состоит в рациональном и планомерном использовании сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения наилучшего результата. Его основными функциями, определяющими содержание управленческой деятельности руководства (в нашем случае) детской школы искусств и ремесел, являются: анализ, целеполагание и планирование, организационная деятельность, контроль и регулирование.

В ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе одного из видов учреждений дополнительного образования детей — детской школы искусств и ремесел — мы установили, что одним из путей совершенствования процесса управления школой является создание следующих педагогических условий:

— разработка и внедрение модели процесса управления учреждением дополнительного образования детей;

— создание и реализация дидактической модели образовательной системы учреждения дополнительного образования детей;

— создание соответствующего нормативно-правового обеспечения процесса управления учреждением дополнительного образования детей;

— осуществление образовательного процесса, организуемого в учреждении дополнительного образования детей, на основе личностно ориентированного подхода;

— проведение систематического мониторинга состояния образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей.

Исследование показало, что их создание способствует улучшению образовательного процесса в целом, в т. ч. и учебно-художественной и конкурсно-выставочной деятельности учащихся, создающей благоприятные условия для развития, обусловленного потребностью учащихся и педагогов в художественно-творческом и профессиональном самосовершенствовании.

Реализация идеи творческого развития личности ученика в образовательном процессе детской школы искусств и ремесел «Гармония» осуществляется посредством внедрения дидактической модели, представляющей собой комплекс взаимосвязанных компонентов, выстроенных в порядке их функциональной значимости и образовательной системе и логической направленности взаимодействия педагога и учащихся.

Результаты обучения учащихся в условиях эффективного управления детской школой искусств и ремесел проявляются в достижении обучающимися достаточно высокого уровня личностного, в т. ч. и художественно-эстетического, развития, соответствующего требованиям к выпускникам учреждения дополнительного образования детей вообще, Детской школы искусств и ремесел «Гармония», в частности. Разработанная нами структура модели ее выпускника включает в себя: характеристику личностных качеств, А выпускникауровень освоения содержания пройденных предметов (усвоение теоретических знаний, практических умений и навыков и т. п.) — опыт социализации и самореализации (через выставочную деятельность и конкурсно-фестивальное движение).

Структура управления детской школой искусств и ремесел, характеризуется оптимальным соотношением управляющей и управляемой подсистем, позволяющим осуществлять гибкое руководство образовательным процессом в динамично изменяющихся условиях развития макрои микросреды.

Нормативно-правовое сопровождение управления образовательным процессом детской школы искусств и ремесел определяет, с одной сторонытраекторию творческого развития личности каждого учащегося с использованием потенциала народного искусства, с другой стороны — стратегию развития данного учреждения дополнительного образования детей и выражается в нормировании содержания образованияобъема курсовтребований к освоению содержания, организационным формам, методам и средствам обучениямониторинга образовательного процесса.

В качестве критериев и показателей эффективного управления детской школой искусств и ремесел выступают: 1) субъектность административного аппарата школы (уровень его профессиональной компетентностиспецифика взаимодействия с педагогическим, ученическим и родительским коллективамипостоянное развитие управленческой системы): 2) оптимальность результатов управления (повышение профессионального мастерства педагоговправильность расстановки управленческих и педагогических кадровохват всех основных видов управленческой деятельности в школе с учетом специфики ее функционирования и развитиярезультативность выполнения управленческих решенийположительная динамика успеваемости и конкурсно-выставочной деятельности учащихсясистематическое регулирование образовательного процесса и коррекция деятельности его участников) — 3) состояние обеспеченности учебно-воспитательного процесса школы (наличие необходимой нормативно-правовой и учебно-методической документациидостаточность учебно-материальной базыэффективность использования кабинетной системыкачественный состав педагогов) — 4) внедрение инноваций в управление современным образовательным учреждением (непрерывность реализации нововведений в управленческую практикубыстрый темп развития школыоптимальное сочетание традиционных форм и методов управления с инновационными) — культура управления (делопроизводствоприем посетителейсбор и обработка информациичеткость, оперативность и корректность управленческих решенийреализация демократического принципа в управлении и др.).

Выявленные нами критерии и показатели эффективности процесса управления детской школой искусств и ремесел, несмотря на необходимость их дальнейшего обоснования, позволили сделать сравнительный анализ полученных в процессе опытно-экспериментальной работы результатов и подтвердить эффективность предложенной нами модели управления детской школой искусств и ремесел, результативность и достаточность, выявленных и внедренных в образовательный процесс в ходе эксперимента, педагогических условий.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты дают основание сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены.

Проведенное исследование не претендует на решение всего комплекса аспектов данной проблемы — совершенствование управления учреждением дополнительного образования детей. Дальнейшей разработки требует изучение механизма управления различными типами образовательных учреждений с позиции системного и личностно ориентированного подходов, педагогического потенциала различного рода инноваций и возможность их использования в управлении современным учреждением дополнительного образования детей и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Т. Патриотическое воспитание детей 6−7 лет средствами интегративных форм народного творчества (на примере Республики Дагестан): автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Т. Алиева. М., 2004. — 18 с.
  2. , JI.B. Ведение документации в школе / JI.B. Алферова, А. У. Хасанова // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2003.-№ 4.-С. 16−26.
  3. , В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
  4. , В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1996. — Кн. 1. — 568 с.
  5. , В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1998. — Кн. 2.-318 с.
  6. , В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  7. , В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования / В. И. Андреев // Известия Российской академии образования. -2001.-№ 1.-С. 35−42.
  8. , Т.В. Оценка эффективности деятельности школьных методических объединений / Т. В. Анисимова, Г. Л. Копотева // Практика административной работы в школе. 2006. — № 2. — С. 43−46.
  9. , Т.А. Теория и практика становления организационной культуры негосударственного учреждения дополнительного образования/ Т. А. Антополъская // Дополнительное образование 2005. — № 10. -С. 3−9.
  10. , С.Е. Творческое саморазвитие личности студентов: автореф. дис.. док. пед. наук Электронный ресурс. / С. Е. Анфисова. Режим доступа: http://chgards.ru/articles/view/20/. Дата обращения: 19.06.2010.
  11. , Е.М. Социальное управление Электронный ресурс. / Е. М. Бабосов. // Энциклопедия социологии. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1076.htm. Дата обращения: 25.07.2009.
  12. , И. А. Профориентационная деятельность образовательного учреждения / И. А. Балашова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 2. — С. 48−64.
  13. , И.Л. Мониторинг качества предметной обученности учащихся / И. Л. Беленок, А. Н. Величко, Ю. С. Захир, С. Ю. Полянская // Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 6. — С. 12−24.
  14. , C.B. Вокально-сценическая дополнительная образовательная программа (с краткими методическими указаниями) (учебно-методическое пособие) / C.B. Белоус- Map. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2006. -140 с.
  15. , C.B. Единая дополнительная образовательная программа образовательной области «Ремесло» (учебно-методическое пособие) / C.B. Белоус- Map. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2007. — 148 с.
  16. XXXV Урало-Поволжской археологической студенческой конф., посвященной 450-летию вхождения Марийского края в состав России. 5−8 февраля 2003 г. Йошкар-Ола, 2003. — С. 147−150.
  17. , И.К. Организация научно-методической работы в общеобразовательном учреждении / И. К. Блинова, М. В. Чикурова // Практика административной работы в школе. 2004. — № 1. — С. 17−23.
  18. , A.B. Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна у учащихся в процессе обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Богомолов. Чебоксары, 1999. — 20 с.
  19. Большая Советская энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/83/22400.htm7text. Дата обращения: 22.06.2010.
  20. , А. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А. Бруднов // Воспитание школьников. 1994. — № 5. — С. 2−4.
  21. , Г. П. Организация дополнительного образования детей в общеобразовательной школе / Г. П. Буданова, JI.H. Буйлова, Н. В. Кленова // Народное образование. 2005. — № 9. — С. 68−78.
  22. , Г. П. Учреждениям дополнительного образования детей требуется нормативно-правовая база / Г. П. Буданова, JI.H. Буйлова // Народное образование. 2005. — № 7. — С. 67−73.
  23. , JI.H. Дополнительное образование в современной школе / JI.H. Буйлова, Н. В. Кленова // Библиотека журнала «Директор школы» 2005. -№ 1.-192 с.
  24. , JI.H. Методические службы учреждений дополнительного образования: многообразие российских моделей / JI.H. Буйлова, Н. В. Кленова // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 97−103.
  25. , JI.H. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей / Л. Н. Буйлова, C.B. Кочнева. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 254 с.
  26. , JI.H. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей / Л. Н. Буйлова, C.B. Кочнева. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — С. 143−154.
  27. , А.И. Нормативно-правовое обеспечение отраслевой системы оплаты труда педагогических работников / А. И. Вавилов // Юридический журнал директора школы. 2007. — № 5 (29). — С. 36−41.
  28. , А.И. Реструктуризация школ: правовой статус подразделения, примерное положение о филиале школы / А. И. Вавилов // Юридический журнал директора школы. 2006. — № 5 (21). — С. 37−44.
  29. , А.Н. Воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Валиахметова. Казань, 2005. — 20 с.
  30. , Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 1990. — 143 с.
  31. , В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учеб. пособие / В. Р. Веснин. -М.: ТК Велби- Проспект, 2005.- 176 с.
  32. Вопросы управления общеобразовательной школой / сост. В. П. Ковалев. Чебоксары: ЧГПИ, 1995. — 280 с.
  33. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991- 213 с.
  34. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 е.: ил. — (Воспитание и доп. образование детей).
  35. , О.Ю. Требования к уставу образовательного учреждения / О. Ю. Волков // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2006. -№ 10.-С. 61−66.
  36. , В.К. Организация итоговой аттестации в форме защиты выпускной учебно-исследовательской работы / В. К. Воробьев, И.П. Панчен-ко, Е. Д. Тенютина // Практика административной работы в школе. 2007. -№ 3 — С. 65−71.
  37. , Т.В. Построение модели портфолио учащегося / Т. В. Ворожцова, Т. В. Туданова // Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 2. — С. 15−23.
  38. , Е.А. Маркетинг в учреждении дополнительного образования детей: старт эксперимента / Е. А. Ганаева, Н. Г. Корнева, Н.К. Антюфее-ва // Дополнительное образование 2005. — № 9. — С. 3−9.
  39. , Ю.С. Воспитание духовности средствами искусства / Ю. С. Гениуш // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. М., 2004. — С. 96−97.
  40. , В.П. Сущность, функции, тенденции развития в дополнительном образовании детей (По материалам виртуальной конференции в Интернете) / В. П. Голованов // Дополнительное образование. 2004. — № 5. -С. 12−16.
  41. , Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие для студ. педвузов / Б. А. Голуб. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с.
  42. , Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс / Н. А. Горяева. М.: Просвещение, 2009. — 108 с.
  43. , JI.B. Имидж учебного заведения / Л. В. Даниленко // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 1. -С. 19−29.
  44. , Л.П. Программа развития гимназии / Л. П. Данилина // Практика административной работы в школе. 2007. — № 6. — С. 34−50.
  45. , H.A. Определение места дополнительного образования детей в системе общего образования / H.A. Денисова // Дополнительное образование 2005. — № 8. — С. 23−26.
  46. , В.А. Социально-педагогические условия саморазвития личности и ребенка в детской организации: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Дергунов. Казань, 2000. — 20 с.
  47. Детские фольклорные школы. Проблемы. Опыт. Перспективы. -М., 1999. 54 с.
  48. Динева-Жирякова, П. Внешкольные учреждения компонент культурной среды школы / П. Динева-Жирякова // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: сб. науч. тр. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997. — С. 72−84.
  49. Документация в образовательном учреждении // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2004. — № 3. — С. 13−18.
  50. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / под ред. O.E. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256с.
  51. , B.JI. Управление качеством обучения в гимназии на основе педагогического мониторинга / В. Л. Дубинина, A.B. Камелина. Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2004. — 180с.
  52. , Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Б. Евладова,
  53. JI.Г. Логинова, H.H. Михайлова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -С. 94−116.
  54. , Е.Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития / Е. Б. Евладова, Л. А. Николаева // Педагогика. 1995. -№ 5. — С. 39−44.
  55. , И.В. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников (на материале марийского фольклора): автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Жирнова. Йошкар-Ола, 2005.-23 с.
  56. , И.Н. Примерная номенклатура дел образовательного учреждения / И. Н. Жукова // Практика административной работы в школе. -2005.-№ 4.-С. 15−18.
  57. , H.H. Подготовка студентов педагогического университета к воспитательной деятельности в системе дополнительного образования // Дополнительное образование. 2005. — № 10. — С. 10−13.
  58. , И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Золотухина. Казань, 1997. — 21с.
  59. , Д.А. Управление качеством образовательного процесса / Д. А. Иванов // Библиотека журнала «Директор школы». М., 2007. — Сент. -208 с.
  60. , О.Ф. Об организации профильного образования в 11−12 классах / О. Ф. Кабардин // На пути к 12-летней школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — С. 228−232.
  61. , В.М. Образовательная область «Технология» в системе общего образования / В. М. Казакевич // На пути к 12-летней школе: сб. науч.тр. / под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. -С. 130−138.
  62. Каргина, 3. Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива / 3. Каргина // Воспитание школьников. 2005. -№ 4.-С. 35−37.
  63. Кац, A.M. Взаимоотношения образовательных учреждений и органов управления образованием / A.M. Кац // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. -№ 10. — С. 6−13.
  64. , Н. Как оценивать результаты обучения школьников по дополнительным образовательным программам / Н. Кленова // Народное образование. 2005. — № 8. — С. 165−175.
  65. , С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса / С. М. Кодолов // Дополнительное образование 2005. — № 8. — С. 17−23.
  66. , Т.С. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе /Т.С. Комарова, О. Ю. Зырянова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.
  67. Комплексный словарь русского языка / под ред. д-ра филол. наук А. Н. Тихонова. М.: Рус. яз., 2001. — 1229 с.
  68. , Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 1993. — 136 с.
  69. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 1999. — 224 с.
  70. , Э.М. Менеджмент / Э. М. Коротков. М.: Изд. Юрайт, 2010. — 640 с.
  71. , Г. С. Система работы руководителя с нормативными документами / Г. С. Костыко // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. — № 1. — С. 53−58.
  72. , Г. Д. Развитие образовательного процесса в УДОД / Г. Д. Кочергина // Дополнительное образование и воспитание. № 11.2006. — С.3−7.
  73. , В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: СамГПИ, 1994. -165 с.
  74. , В.В. Содержание образования: феномен deja vu // «Школа 2100». Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа / В. В. Краевский. Вып. 5. — М.: Баласс, 2001. — 240 с. — С. 29.
  75. Краткий словарь по философии. Москва.: Политиздат. — 1982.160 с.
  76. Куприянов, Б. В Функции учреждений дополнительного образования детей Электронный ресурс. / Б. В. Куприянов. Режим доступа: http://www.ucheba.com/metrus/kdopobraz/functions.htm. Дата обращения: 11.09.2009.
  77. , Б.В. В поисках модели сельской школы /Б.В. Куприянов // Школьное планирование: Журнал для школьных администраторов. -2004.-№ 3.-С. 20−27.
  78. , Б.В. Модели социального воспитания / Б. В. Куприянов // Вожатый века: ежеквартальный общественно-педагогический журнал. 2004. -№ 3(14), осень. — С. 28−30.
  79. , Б.В. Программа мониторинга деятельности классного руководителя / Б. В. Куприянов, Л. Г. Осипова, C.B. Седов, М. В. Чистова, H.H. Шевелева // Практика административной работы в школе. 2008. -№ 1. — С. 69−77.
  80. , Б.В. Реструктуризация: сельская школа в поисках лица // Сельские школы Костромской области: пути преобразований: сб. программно-методических материалов. Кострома: Деп. образования и науки, 2003.-С. 58−64.
  81. , B.C. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / B.C. Лазарев, М. М. Поташник.- М.: Новая школа, 1993. 124 с.
  82. , B.C. Управление школой: теоретические основы и методы / B.C. Лазарев. М.: ЦС и ЭИ, 1997. — 336 с.
  83. В. Технология группы (сокращенны вариант) / В. Ланцберг, М. Кородноский. // Сельская школа со всех сторон. 2001. -№ 20.
  84. , М.Л. Обновление менеджмента образовательных учреждений / М. Л. Левицкий, Т. Н. Шевченко // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 1. — С. 6−13.
  85. , М.Л. Организация внутреннего аудита в образовательном учреждении / М. Л. Левицкий, Т. Н. Шевченко // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. — № 11. — С. 13−19.
  86. , М.Л. Программа экономической деятельности образовательного учреждения / М. Л. Левицкий, Т. Н. Шевченко // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. — № 3. — С. 16−28.
  87. , С.О. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения / С. О. Лозовская // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2004. — № 7. — С. 58−62.
  88. Локальные акты образовательного учреждения. Спец. выпуск // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. — № 7. -106 с.
  89. , А.И. Документопотоки образовательного учреждения / А. И. Ломов // Директор школы. 2007. — № 8. — С. 36−42.
  90. , А.И. Рекомендации по разработке должностных инструкций / А. И. Ломов // Практика административной работы в школе. 2006. -№ 5.-С. 17−19.
  91. , Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе / Т. Н. Макарова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. -160 с.
  92. О.Г. Непрерывное художественное образование Чувашской Республики: Теория и практика использования чувашским народом декоративно-прикладного искусства / О. Г. Максимова, Н. Б. Смирнова. Чебоксары: ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, 2005.- 241с.
  93. , В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В. Ф. Максимович. М.: Флинта, 2000. — 200 с.
  94. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/ article. Дата обращения: 22.06.2010.
  95. , М.К. Модель допрофессиональной подготовки учащихся / М. К. Малышева, О. В. Никулина // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 2. — С. 65−74.
  96. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И. Шамовой. -М., 1992. 179 с.
  97. , М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1997. — 262 с.
  98. Модель Электронный ресурс. // Экономико-математический словарь. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/lopatnikov/article/lop/-0821. Дата обращения: 21.07.2009.
  99. , JI.B. Мониторинг качества образования в регионе / JI.B. Мозгарев, В. П. Панасюк, Ю. А. Савинков, В. И. Чекунов // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. — № 10. — С. 77−83.
  100. , JI.B. Мониторинг качества образования в регионе / JI.B. Мозгарев, В. П. Панасюк, Ю. А. Савинков, В. И. Чекунов // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. — № 9. — С. 14−18.
  101. , В.В. Информационная подготовка управленческих кадров в системе дополнительного образования / В. В. Мозолин // Дополнительное образование. 2005. — № 11. — С. 59−61.
  102. , О.М. Научно-методический совет школы / О. М. Моисеева // Практика административной работы в школе. 2004. — № 1. -С. 24−25.
  103. , С.Ш. Школьная документация по воспитательной работе / С. Ш. Мустафина // Практика административной работы в школе.-2008.-№ 1.-С. 62−63.
  104. , В.И. Исследование систем управления / В. И. Мухин. Учебник. М.: Экзамен. 2002. — 384 с
  105. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Электронный ресурс. / Министерство образования и науки Российской Федерации. Свободный доступ: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591. — Дата обращения: 21.06.2010.
  106. , Н.И. Функции директора школы / Н. И. Неверова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2004. — № 9. -С. 40−44.
  107. , М.А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. М: Изобраз. Искусство. — 1983. — 344с., ил.
  108. , М.П. Планирование управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе / М. П. Нечаев // Практика административной работы в школе. 2005. — № 4. — С. 55−60.
  109. , Н.С. Краткий словарь терминов, употребляемых в ходе экспертизы инновационной деятельности /Н.С. Нечаева // Практика административной работы в школе. 2007. — № 2. — С. 26−28.
  110. , В.А. Формирование технологической культуры у будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях гуманизации образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Никитин. Йошкар-Ола, 2005.-24 с.
  111. , Г. А. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Никитин. Чебоксары, 1997. — 21с.
  112. , О.В. Методическая работа в образовательном учреждении / О. В. Никулина // Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 2. — С. 24−29.
  113. , П.А. Построение учебных программ, направленных на обеспечение творческого развития учащихся / П. А. Оржековский // На пути к 12-летней школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — С. 63−71.
  114. , П.Н. Управление учебным заведением в условиях перехода к рыночной экономике / П. Н Осипов, А. Н. Садыков. Казань: РИЦ «Школа».-2002.- 116 с.
  115. Основы внутришкольного управления / под ред. П.В. Худомин-ского. М.: Педагогика, 1987. — 166 с.
  116. , А.И. Как использовать SWOT-анализ в процессе изучения внешней среды образовательного учреждения / А. И. Пайгусов // Практика административной работы в школе. 2004. — № 2. — С. 14−17.
  117. , А.И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения (на материале предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов): автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Пайгусов. -Чебоксары, 1997. 16 с.
  118. Памятка автору программы развития школы // Практика административной работы в школе. 2007. — № 6. — С. 50−52.
  119. , В.П. Аналитический отчет школы / В. П. Панасюк, И. Г. Салова // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2003.-№ 5.-С. 6−16.
  120. , B.C. Древнее искусство финно-угров Поволжья. I тысячелетие до н.э. / В. С. Патрушев Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1994. — 80 е., 32 л. ил.: ил.
  121. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод, пособие / Е. А. Ермолинсткая, Е. И. Коротеева, Е.С. Медкова- под ред. Е. П. Кабковой. -М.: Просвещение, 2009. 173с.
  122. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -528 с.
  123. , A.A. Положение об организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов / A.A. Петрук, М. А. Пархоменко // Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 0. — С. 74−75.
  124. , М.Б. Опыт создания конкурентоспособного образовательного учреждения / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. — № 11. — С. 7−16.
  125. , М.Б. Учет и хранение работ обучающихся / М. Б. Пильдес // Практика административной работы в школе. 2006. — № 2. — С. 53−58.
  126. , Т.Н. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. И. Полевщикова. Йошкар-Ола, 2005. — 22 с.
  127. Полный комплект должностных инструкций для школы. Спец. выпуск // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2005.-№ 7.-111 с.
  128. , Т. А. Национально-региональные аспекты управления системой школьного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Полунина. Тверь, 1996. — 22 с.
  129. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 233: «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 12. — Ст. 1053.
  130. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2006 г. № 752: «О внесении изменений в типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 50. — Ст. 5356.
  131. , М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие / М. М. Поташник. М.: Центр педагогического образования, 2010. -448 с.
  132. , М.М. Управление современной школой / М. М. Поташник. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 168 с.
  133. Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств. М., — 2003. — 56 с.
  134. , З.И. Управление учреждением дополнительного художественного образования детей на современном этапе / З. И. Просвирина // Культура. Искусство. Образование. 2003. — № 2 (6). — С. 4−6.
  135. Работа классного руководителя: метод, пособие / под ред. Е. А. Слепенковой.-М.: АРКТИ, 2005. 169 с. (метод, биб-ка).
  136. Работа с берестой. Методическое пособие для учителя. Архангельск, 1995.-38 с.
  137. , Г. А. Технология мониторинга уровня обученности / Г. А. Русских // Дополнительное образование 2005. -№ 8.-С.14−16.
  138. , ИМ. Психолого-педагогические основы формирования художественного образа у студентов ХГФ педвузов / И. М. Рязанцева -Чебоксары: Кириллица, 2001- 159 с.
  139. , А.П. Образцы локальных актов по управлению школой / А. П. Савкин. М., 2005. — 98 с.
  140. , И.Г. Документация в образовательном учреждении / И. Г. Салова // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2004.-№ 3.-С. 13−18.
  141. , И.Г. Разработка и реализация программы развития школы / И. Г. Салова, В. П. Панасюк // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. — № 1. — С. 24−30.
  142. Самодиагностика руководителя образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 3. -С. 45−51.
  143. , С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика / С. М. Сатурнова. М., 1993. — 271 с.
  144. , В.Ф. Документационное обеспечение управления образовательным учреждением / В. Ф. Сауткин // Практика административной работы. 2006. — № 7. — С. 11−17.
  145. , В.Ф. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения / В. Ф. Сауткин // Практика административной работы в школе. 2006.-№ 8.-С. 3.
  146. , Т.В. Участие общественности в управлении школой / Т. В. Светенко, И. В. Галковская // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. — № 11. — С. 13−27.
  147. , A.A. Управляющий и попечительский советы школы: сходства и отличия / A.A. Седельников // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. — № 12. — С. 26−34.
  148. , В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие / В. П. Сергеева. М., 2000. — 136 с.
  149. , В.П. Педагогический менеджмент / В. П. Симонов. М., 1977.-211 с.
  150. , Е.П. Аттестация учреждений дополнительного образования детей на основе педагогического мониторинга: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. П. Синдеева. Йошкар-Ола, 2003. — 24 с.
  151. , В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  152. Стратегический менеджмент: учеб.-метод, пособие для студентов МарГТУ. Йошкар-Ола, 2009. — 146 с.
  153. , Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики / Н. С. Сунцов. М., 1982. — 142 с.
  154. Толковый словарь русского языка Ушакова Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov. Дата обращения: 22.06.2010.
  155. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей // Практика административной работы в школе. 2004. — № 2. — С. 41−42.
  156. , П.И. Практика управления современной школой. -М.: Новая школа, 1997.-238 с.
  157. , П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001. — 320 с.
  158. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  159. Управление современной школой: пособие для директора школой / под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1992. — 432 с.
  160. , Г. Н. Работа с родителями в школе / Г. Н. Устинова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. — № 2. -С. 42−45.
  161. , Г. И. Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства: авто-реф. дис.. канд. пед. наук / Г. И. Фазылзянова. К.- 2004. — 20 с.
  162. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1-ФЭ: «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 3.-Ст. 150.
  163. Федеральный закон Российской Федерации от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ: принят ГД ФС РФ 9 декабря 1998 г. «О народных художественных промыслах» // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 2. — Ст. 234.
  164. , И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. И. Фришман. М: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 114−123.
  165. , М.М. Педагогические условия реализации маркетингового подхода к совершенствованию качества дополнительного образования детей: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. М. Хадиев. К.- 2003. — 22 с.
  166. , А.Н. Изучение системы работы учителя и оценка результатов учебного процесса / А. Н. Ханин, Н. П. Косырева, Н. В. Чистякова // Практика административной работы в школе. 2004. — № 1. — С. 12−15.
  167. , М.А. Основы муниципального управления музыкальным образованием детей в школе искусств / М. А. Чернова: дис.. канд. пед. наук.-М., 2005.-240 с.
  168. , Н.И. Учреждение дополнительного образования детей и средства массовой информации: проблемы взаимодействия / Н. И. Чистякова // Дополнительное образование. 2004- № 6. — С.9−11.
  169. , Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т. И. Шатова. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  170. , Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  171. , В.И. Управление кадрами в образовательном учреждении / В. И. Шкатулла // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 8. — С. 19−28.
  172. , И.Н. Интуитивный менеджмент: опыт управления педагогическим коллективом / И. Н. Щербо // Библиотека журнала «Директор школы» М., 2005. — Сент. — 160 с.
  173. , М.Н. Эффективное управление образовательной организацией. М- Йошкар-Ола, 2000. — 118 с.
  174. Энциклопедия социологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/. Дата обращения: 19.07.2009.
  175. Эстетика: словарь / Под общ.ред. A.A. Беляева и др. М: Политиздат, 1989. — 277 с.
  176. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 1996. — 158 с.
  177. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  178. БЕЛОУС СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Заполнить форму текущей работой