Введение.
Концепция личности, развернутая Гессе в ранних рассказах
Многоаспектность выбранного предмета изучения обозначила методологическую основу данного исследования. В каждом отдельном разделе работы исследуемый материал обусловливает преобладание того или иного принципа. Выбранный комплексный подход позволяет провести разносторонний анализ циклов рассказов Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути». Основная цель курсовой работы — системное… Читать ещё >
Введение. Концепция личности, развернутая Гессе в ранних рассказах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Герман Гессе (Hermann Hesse, 1877−1962) — один из наиболее влиятельных и масштабных писателей в западной литературе XX столетия. Системное изучение произведений Г. Гессе продолжается более полувека, но по-прежнему отечественные и зарубежные ученые акцентируют внимание на романах писателя, в частности, «Демиане», «Паломничестве в Страну Востока», «Степном волке», «Игре в бисер» и др. (А. А. Андрианов, X. Балл, Г. Бауманн, А. Г. Березина, Ф. Бёттгер, Ю. О. Гутерман, О. Б. Золотухина, Р. Р. Кестер, В. Малащенко, Дж. Милек, Ю. И. Мориц, X. Мюллер, К. Надлер, Н. С. Павлова, В. Д. Седельник, А. А. Сулейманов, X. Шнайдер).
Исследователи не подвергают сомнению художественную ценность крупной эпики в наследии писателя, но изданные до первой мировой войны рассказы Германа Гессе остаются пока вне поля зрения отечественного литературоведения. В начале XX века Гессе осмысливает понятие «нового» человека, живущего в быстро изменяющемся мире. По мнению писателя, «хаотичный и негармоничный мир порождает одиночество, чудачества героев выступают у него в качестве единственной защиты от внешней среды, а поиск своего пути превращается в сохранение собственной духовной сущности» [19, c. 115].
Актуальность заявленной темы обусловлена необходимостью проанализировать начальный этап формирования гессевской идеи человека, которая затем развивается писателем в позднем романном творчестве.
Объектом исследования являются три цикла рассказов Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» как целостный факт, обладающий уникальными принципами организации и функционирования.
Предметом исследования предстает концепция личности, развернутая писателем в ранних рассказах, которые подвергаются анализу на жанровом и сюжетно-композиционном уровнях, являющихся системой координат для формирования данной концепции.
Материалом исследования служат циклы рассказов «Diesseits» («По эту сторону»), «Nachbarn» («Соседи»), «Umwege» («Окольные пути»), изданные впервые соответственно в 1907;м, 1908;м, 1912;м годах и содержащие по пять произведений в каждом. На сегодняшний день рассказы, формирующие эти циклы, издаются на русском языке в расформированном виде, что затрудняет их восприятие и нарушает авторский замысел. В качестве дополнительного материала привлекаются стихотворения писателя, сборник рассказов «Книга россказней» (1935), повести «Петер Каменцинд» (1904), «Гертруда» (1910), «Кнульп» (1915), романы «Степной волк» (1927), «Игра в бисер» (1943). В исследование включено публицистско-эссеистическое наследие Гессе — «Своенравие», «Старинная музыка», «Начало всякого искусства есть любовь», «О Достоевском», «Письмо к Адели», «Не убий», его письма.
Основная цель курсовой работы — системное осмысление идеи человека в раннем творчестве Гессе (1903;1912), когда закладывается основание проблематики всего творчества писателя, с учетом жанровой специфики циклических единств и средств ее воплощения на разных уровнях. В соответствии с логикой научного исследования цель определяет следующие задачи:
- 1. Рассмотреть истоки формирования концепции человека Гессе на раннем этапе творчества;
- 2. Исследовать эволюцию героев рассказов циклов «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» в связи с его мировосприятием;
- 3. Выявить историко-литературные закономерности, способствовавшие возникновению циклической формы у Гессе;
- 4. Проанализировать доминантные циклообразующие структуры (заглавия, метасюжет, мотивы, образы и др.) ранних циклов рассказов Гессе.
Научная новизна курсовой работы состоит в том, что концепция человека в ранних циклах рассказов Гессе впервые представлена как согласованная система, которая объединяет отдельные произведения в полноценный прозаический цикл, где все компоненты неразрывно связаны, а три цикла в совокупности формируют метацикл.
Многоаспектность выбранного предмета изучения обозначила методологическую основу данного исследования. В каждом отдельном разделе работы исследуемый материал обусловливает преобладание того или иного принципа. Выбранный комплексный подход позволяет провести разносторонний анализ циклов рассказов Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути».
Теоретической основой курсовой работы послужили работы зарубежных и отечественных исследователей:
- 1) в сфере понимания художественного образа и концепции человека-М. М. Бахтина, Г. Д. Гачева, К. Юнга;
- 2) в области исторической поэтики — С. С. Аверинцева, О. Ф. Фрейденберга;
- 3) в сфере понимания циклической природы произведения — Г. В. Аникина, М. Н. Дарвина, И. В. Фоменко;
- 4) в вопросах художественного синтеза — В. Т. Захаровой, Е. Г. Рудневой;
- 5) в области проблемы жанра и метода — М. И. Бента, Ю. Б. Борева, В. В. Ивашевой, Н. Лейдермана.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования ее основных положений при подготовке к занятиям по истории зарубежной литературы XX века, а также в спецкурсах по творчеству Г. Гессе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, обосновывается выбор темы, ее актуальность и новизна, практическая значимость работы, а также перечисляются циклы рассказов, послужившие материалом исследования.
В первой главе рассматривается специфика циклического текста, а также его вариант у Гессе. Актуализируется значимость циклической формы для развертывания концепции человека.
Во второй главе раскрываются концепции человека в циклах рассказов Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути.
Заключение отражает основные результаты исследования и выводы работы.
Список использованных источников включает 33 наименования.