Методика использования воспитательного потенциала урока английского языка в формировании личностных ууд у школьников подросткового возраста
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти восемь карточек. Выберите наиболее симпатичный, приятный вам в данный момент цвет. Постарайтесь не связывать цвет с какими-либо вещами: цвет одежды, машины, стен и т. д. Выбирайте цвет наиболее приятный сам по себе. Запишите его той цифрой, которой он обозначен. (Серый цвет — 0, темно-синий — 1, зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый… Читать ещё >
Методика использования воспитательного потенциала урока английского языка в формировании личностных ууд у школьников подросткового возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как известно, целью обучения английскому языку на современном этапе является не просто приобретение знаний и умений, а обусловленных качеств личности, когда учащиеся сами делаются организаторами учебного процесса и зачисляют на себя ответственность за него, когда они самостоятельно могу добывать знания из дополнительных источников, Интернета.
В настоящее время, когда повышается надобность в употреблении иностранного языка, его образовательная и самообразовательная функции как иностранного языка, а также его профессиональная значимость в школе, ВУЗе, на рынке труда, преподавание иностранного языка устремлено на вырабатывание личности обучаемого средствами данного предмета. В центр внимания мы ставим ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система полагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как «диалог и сотрудничество» [Шошина М., 2008, 25].
Одним из способов вырабатывания личностных УУД на уроках английского языка в основной школе является подключение обучающихся учебно-исследовательской и проектной деятельности. «Метод проектов» предполагает ориентацию на самостоятельную деятельность учащихся [Саркисова И., 2012, 27].
Проекты предполагают активизацию деятельности обучающихся: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фото и рисунки. Вот некоторые примеры проектов: «Как лучше провести лето» (6 класс), «Какие достопримечательности привлекают меня в Лондоне» (7 класс), «Школа будущего» (9 класс), «Мой идеальный день» (6класс), «Место, где я хотел бы жить» (10 класс) и другие.
При работе над проектом учащиеся защищают, аргументируют свою позицию. Проектная работа, спаянная с использованием ресурсов сети Интернет, формирует «необходимые условия для обеспечения более высокого уровня сформированности информационных умений и общеучебных навыков учащихся, так необходимых для преуспевания в новом информационном обществе цифровых технологий.» [Полат Е., 2000, 13].
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности — не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая анализируется как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Анализ статей показал, что формированию личностных УУД на уроках английского языка способствует совместная деятельность. Общей особенностью совместной деятельности является реорганизация, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к личным взаимодействиям, что проявляется в трансформировании ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и связей между участниками процесса обучения.
Особе внимание нужно уделять при формировании личностных УУД и рефлексии. Задача рефлексии — осмысление внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отображение в той или иной форме.
Вырабатывание у подростков привычки к регулярному развёрнутому словесному истолкованию всех производимых действий (а это вероятно только в обстоятельствах совместной деятельности или учебного сотрудничества) содействует возникновению рефлексии, иначе говоря, способности анализировать и оценивать личные действия, умения подвергать рассмотрению содержание и процесс своей мыслительной деятельности. «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?» — в ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия. В конечном счете, рефлексия даёт возможность человеку определять подлинные основания собственных действий при решении задач.
В формировании личностных УУД помогает и информационная образовательная среда основной школы, т. е. такая среда, которая обеспечивает активную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс и создает обстоятельства для развития информационной компетентности всех участников этого процесса.
ИКТ-компетентность — это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
В результате изучения предмета «Английский язык» а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении [Ковалева Г., 2009, 78].
Рассмотрим некоторые приемы использования воспитательного потенциала урока английского языка в формировании личностных УУД у школьников подросткового возраста. Для этого можно использовать различные формы и методы, современные педагогические технологии.
Так, например, в 10−11 классах можно применять активные формы уроков. В 11 классе можно провести пресс — конференцию «Хотите стать современными?. Умнейте». Результатом данной конференции может стать высокий уровень мотивации учения, тяга к самообразованию, учащиеся могут легко вступать в спор, уметь обобщать, аргументировать, делать выводы. Ценным для обучающихся может стать приобретение знаний из Интернета, дополнительных источников.
С подростками можно проводить уроки — дискуссия по теме «Легко ли быть молодым?». Для подростков положительное воздействие на мотивацию к учению оказывает освещение болевых молодёжных проблем: наркотики, табакокурение, насилие, взаимоотношения в семье, проблема «отцов и детей». При подведении итогов урока можно поставить проблему «What to do?», и как заключительный этап урока — послушать и обобщить высказывания учащихся, основанных на личном опыте. Навыки такого общения (где содержанием является личный опыт) останутся на всю жизнь, даже если ученик забудет по тем или иным причинам иностранный язык. Здесь «задействованы познавательные мотивы, ученик получает удовлетворение от факта общения на иностранном языке» [Колкер Я., 2000, 93].
Большие возможности представлены в использовании ролевых игр, когда ученик выступает в других социальных ролях (врач, учитель, тренер, корреспондент, сын-дочь, любитель кино и т. д.), которые также можно вводить в уроки иностранного языка. Ролевая игра требует знания различных учебных дисциплин (географии, истории, экономики), учащиеся выступают в роли сына и дочери, бабушки и мамы. И скорее всего хорошим собеседником будет не тот, кто лучше использует структуру, опору или имеет отметку «5», а тот, кто имеет большой, жизненный опыт, кто быстро ориентируется в обстановке, более общителен, коммуникабелен. Например: «What books саn help уоu to learn better at school» в 9 классе. (читатель — библиотекарь). При этом можно учитывать такие свойства личности, как инициативность в общении, авторитет среди одноклассников.
Рекомендуется и использовать на уроках также проблемные сиryации, которые приучают к самостоятельным действиям, к поиску решения. Обычно такую работу провожу в парах, группах. Так, например, в 6 классе по теме «Как сохранить здоровье» можно дать проблемную ситуацию «Ты простудился, не можешь принять участие в соревнованиях. Предупреди одноклассников, попроси совета» .
Начиная с 5 и 6 классов, можно проводить работу, направленную на изучение истории, культуры, быта, нравов, традиций и обычаев стран англо — говорящего мира. Знания помогают ученикам выполнять различные контрольные работы, задания по тестированию.
На уроке иностранного языка постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить его, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее.
На примере таких упражнений и формируются личностные качества ребенка.
Огромное внимание можно уделять творческой деятельности учащихся. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата [Пассов Е., 2007, 39]. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.
Творческая деятельность осуществляется через проектную деятельность, исследовательскую. Кто — то любит рисовать, кто — то пишет стихи, кто — то прозу. Творчество детей выливается в проекты. Например проект «Рождественская открытка», выпуск поэтической тетради, сборника сказок, «Музей старых вещей, всевозможные выставки рисунков и поделок. Проектные работы пронизывают весь курс изучения английского языка. Ведь конечной целью обучения английскому языку всегда является реальная жизнь.
Мы учим ребенка быть полноценным членом общества, активно, грамотно и творчески участвовать в социальной деятельности.
Но эта цель едва ли будет достижимой, если в обучении английскому языку недостаточно реализуется личностно образующая функция обучения. Она особенно важна как раз для рассматриваемого этапа, ибо именно в младшем школьном возрасте закладываются основы личности, и просчеты, допускаемые здесь, отзываются в последствии в обостренной форме.
Теперь уместно сформулировать еще одну функцию основного обучения английскому языку, логично вытекающую из концепции возрастного развития ребенка: это функция опоры на материал в поэтапном развитии ребенка. Мало дать школьнику вообще некоторый набор или систему знаний, передать ему социальный опыт. Это необходимо делать в такой последовательности, с таким выбором, в такой дозировке, чтобы узловые, поворотные точки развития подросткового интеллекта и вообще развития высших психологических функций, соответствующие особой предрасположенности ребенка к усвоению тех или иных воздействий, были обеспечены необходимым и достаточным материалом. Это требование особенно часто нарушается в обучении неродному языку.
Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка — организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Учитель чётко должен знать: чему учить и как учить [Малова А., 2006, 78].
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» — саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении)" универсальные учебные действия" - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [Лебединцев В., 2012, 27].
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
В качестве предполагаемых результатов обучения иностранным языкам выделяют личностные результаты:
формирование мотивации изучения иностранных языков;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции;
формирование общекультурной и этнической идентичности;
стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
" Иностранный язык" обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:
общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи;
формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность [Аюпова С., 2013, 19]. Оценивание результатов сформированности УУД осуществляется с помощью создания портфолио, творческих отчетов, наблюдения, анкетирования.
Для мониторинга и диагностики личностных УУД используют целый ряд методик. Большинство методик и диагностик характерны для обучающихся начальных классов и младших подростков (5 класс). Поэтому для диагностики личностных УУД в подростковом возрасте можно некоторые из них корректировали и адаптировали (Таблица 1).
Таблица 1. Используемые методики в диагностике личностных УУД.
№. | Название методики, автор | Цель. | |
Действия самоопределения и смыслообразования | |||
1. | Исследование самооценки у школьников по методике «Лестница» (модификация Луговой В. Ф. — Методика Т. В. Дембо использована в модификации С.Я. Рубинштейн). | изучения адекватности самооценки детей старшего школьного возраста. | Оборудование, стимульный материал: Бланк, на котором изображены пять лестниц по девять ступенек, карандаш, секундомер, протокол. |
2. | Восьмицветовой тест М. Люшера (модификация Вольнефера). | Изучение эмоционального и функционального состояния учащихся. | Материалы и оборудование: цветовые карточки М. Люшера. |
3. | " Шкала выраженности учебно-познавательного интереса" . | определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса. | Оцениваемые УУД: действие Смыслообразования. |
Универсальные учебные действия нравственно-этического оценивания. | |||
4. | Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже). | выявление уровня моральной децентрации как способности к координации. (соотнесению). | Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания. |
Рассмотрим подробнее данные методики.
1. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм — справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка Метод оценивания: беседа.
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г. Ю.).
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: ступень основной школы.
Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя.
Ситуация оценивания:
Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.
Уровни: Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:
- 1. отсутствие интереса,
- 2. реакция на новизну,
- 3. любопытство,
- 4. ситуативный учебный интерес,
- 5. устойчивый учебно-познавательный интерес;
- 6. обобщенный учебно-познавательный интерес.
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 — как низкий, уровень 4 — удовлетворительный, уровень 5 — как высокий и уровень 6 как очень высокий.
1. Восьмицветовой тест М. Люшера (модификация Вольнефера) Цель: Изучение эмоционального и функционального состояния учащихся.
Материалы и оборудование: цветовые карточки М. Люшера.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти восемь карточек. Выберите наиболее симпатичный, приятный вам в данный момент цвет. Постарайтесь не связывать цвет с какими-либо вещами: цвет одежды, машины, стен и т. д. Выбирайте цвет наиболее приятный сам по себе. Запишите его той цифрой, которой он обозначен. (Серый цвет — 0, темно-синий — 1, зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7). Хорошо, теперь выберите наиболее симпатичный цвет из оставшихся. Запишите его номер, через запятую». Эта инструкция повторяется до тех пор, пока не будут выбраны все цвета.
Эмоциональное и функциональное состояние учащихся образовательных учреждений — это степень выраженности показателей тревожности, психического напряжения, утомления и стресса, а также показателя аутогенной нормы (доли испытуемых, находящихся в удовлетворительном состоянии). Эти характеристики позволяют судить о мотивационной готовности детей к обучению, их способности эффективно организовывать собственную деятельность, контролировать собственное поведение и эмоциональные проявления.
2. Методика «Лесенка». Модификация методики Дембо — Рубинштейн и Т. И. Габриала для дошкольников.
Цель — выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображена лесенка с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, а также две карточки с изображением мальчика или девочки. В исследовании используется первая или вторая карточка в зависимости от пола ребёнка.
Ход исследования. Ребёнку предлагается лист бумаги с лесенкой и даётся следующая инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: (умные, добрые, сильные, послушные) — чем выше, тем лучше (указывают на соответствующие ступеньки: „хорошие“, „очень хорошие“, „самые хорошие“). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже (указываем „плохие“, „очень плохие“, самые плохие») на средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему" .
Модифицируя инструкции, можно выявить различные частные самооценки, оценки своих идеалов, ожидаемые оценки и взаимооценки детей.
При заниженной самооценке подростки с сохранным интеллектом, выполняя задание, ставят себя на нижние ступеньки. Объясняя свой выбор, они часто ссылаются на негативное мнение о себе взрослых. При завышенной самооценке подростки без колебаний ставят себя на самую высокую ступеньку. Они ожидают от взрослых таких же либо несколько более низких оценок. Объясняя свой выбор, подростки пытаются анализировать результаты своей деятельности, ссылаются на свою продуктивность и достижения в реальных жизненных ситуациях.
В итоге, хочется сказать, что современное общество требует осведомленной и компетентной личности, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Одной из главнейших задач, которую ставит перед собой каждый учитель — «формирование жизненных компетенций учеников: социальных, личных, жизненных, коммуникативных, интеллектуально-информационных.» [Штарина А., 2008, 34]. Надо стремиться сделать каждый урок научным, интересным, захватывающим для учеников, в том числе и урок английского языка.