Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций по совершенствованию подготовки будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков. Создан и апробирован специальный учебный курс «Физическая культура как средство… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. Теоретические основы и практические предпосылки формирования готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков

1.1. Факторы риска нарушений репродуктивной функции у современных девочек-подростков

1.2. Физическая культура как средство сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков

ГЛАВА 2. Подготовка студентов медицинских вузов к работе по профилактике нарушений репродуктивной функции у девочек-подростков средствами физической культуры

2.1. Анализ государственного образовательного стандарта и учебных программ по специальности 40 200 «Педиатрия»

2.2. Исследование готовности выпускников педиатрического факультета медицинского вуза к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков

2.3. Разработка модели формирования готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков

ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели формирования готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков

3.1. Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы

3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Формирование готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное состояние российского общества характеризуется особенностями переходного периода, когда наряду с позитивными тенденциями, существует демографическая проблема: высокая общая смертность населения, низкая рождаемость и сохраняющийся отрицательный показатель его естественного прироста. Поэтому сохранение репродуктивного здоровья молодого поколения приобретает особую социальную значимость. Между тем в последние годы отмечается стойкая тенденция роста различных форм нарушений функции репродуктивной системы у девочек подросткового возраста, что может в дальнейшем стать причиной бесплодных браков, невынашивания плода, материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Поэтому профилактика нарушений репродуктивной функции девочек-подростков и женщин является важнейшей государственной задачей, успешное решение которой определяет возможность воспроизводства населения страны и сохранения ее генофонда.

Состояние общего и репродуктивного здоровья девочек-подростков рассматривали В. И. Кулаков, М. А. Суродеева, Л. П. Уланова и другие. Вопросам становления репродуктивной системы в процессе физического и полового развития девочек посвящены исследования В. Ф. Коколиной, Т. Б. Хохловой и др. Все большее внимание уделяется факторам, влияющим на формирование репродуктивной функции девушек как будущих матерей, особенно в подростковом возрасте, являющимся критическим для ее становления (И.С. Арефьева, В. Ф. Коколина, Н. Н. Куинджи, М. М. Мельникова, Е. И. Плехова, Е. И. Шарапова и др.). Факторы риска, влияющие на развитие и сохранение репродуктивной системы, раскрыты в трудах Т. А. Болговой, Г. А. Бурцевой, Н. И. Фадеевой, О. Ю. Шиловой. Сохранению и улучшению репродуктивного здоровья девочек-подростков посвящены работы И. С. Арефьевой, И. И. Диамант, С. И. Елгиной, Г. В. Кагировой, В. Н. Кондрашенко и др., профилактике, лечению и реабилитации различных форм его нарушений исследования Н. Н. Антипиной, Е. А. Богдановой, Н. Н. Реутовой и др.

Однако отсутствие заметных позитивных перемен в состоянии репродуктивной функции современных девочек-подростков, позволяет говорить, что в данном вопросе предстоит решить еще немало проблем. Сегодня приходится констатировать, что кажущаяся многим простота задачи сохранения репродуктивной функции девочек-подростков средствами медицинского просвещения оказалась обманчивой, и поэтому необходимо искать другие пути решения этой актуальной проблемы.

Одним из направлений сохранения репродуктивной функции девочек-подростков является более активное использование потенциала физической культуры, располагающей широким арсеналом практических средств, способствующих гармоничному развитию всех систем организма. Имеется ряд исследований влияния физической культуры на развитие и общее здоровье человека (С.В. Барков, В. М. Волков, А. В. Горинов, JI.H. Санюшкина, B.C. Язло-вецкий, Ю. А. Ямпольская и др.), а также становление и сохранение репродуктивной функции у девочек-подростков (Т.Ю. Маскаева, И. М. Николаичева, Т. С. Соболева, Von Edda Weimann). Однако анализ научно-методической литературы не выявил единого мнения о возможности использования средств физической культуры для профилактики нарушений репродуктивной функции человека. Исследования Н. Н. Глебовой, К. И. Малевич, П. С. Русакевич, JI.H. Старцевой, С. А. Ягунова в основном касаются вопросов обоснования применения средств лечебной физической культуры для коррекции последствий нарушений в репродуктивной системе и методики занятий ЛФК при различных ее заболеваниях. В то же время возможности использования в медицинской практике физических упражнений как средства сохранения и улучшения репродуктивной функции женщин остаются мало изученными.

В совокупности факторов, определяющих качество здоровья девочек-подростков и сохранение их репродуктивной функции, немалая роль отводится профессиональной готовности врачей-педиатров и ориентации их на профилактическую деятельность. В этой связи актуальной становится необходимость разработки и внедрения эффективной системы подготовки будущих врачей-педиатров к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков.

Однако в настоящее время в высшей медицинской школе такая подготовка будущего врача-педиатра не ведется. Современные стандарты медицинского образования не нацеливают будущих врачей-педиатров на использование физической культуры как немедикаментозного средства сохранения и коррекции репродуктивной функции у девочек-подростков, а система их обучения еще не выступала предметом специальных исследований. До настоящего времени не определены задачи формирования у студентов готовности к реализации данного аспекта профессиональной деятельности. Не выявлены I этапы, условия, методы, формы организации и виды деятельности студентов в процессе их подготовки. Недостаточно четко обоснованы ее результативно-целевые ориентиры. Требуют разработки качественные характеристики уровней готовности будущих специалистов к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков и методики их определения.

Анализ литературных источников по проблеме исследования и опыта) практической деятельности медицинских вузов позволяют констатировать, что имеется противоречие между востребованностью современной медицины в специалисте, мотивированном и готовым к использованию на практике средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков, и отсутствием системы подготовки будущего врача-педиатра к такой деятельности. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении организационно-педагогических условий формирования готовности врачей-педиатров к реализации средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков.

Цель исследования — выявить организационно-педагогические условия повышения эффективности подготовки будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков.

Объект исследования — подготовка будущего врача-педиатра к работе по профилактике нарушений репродуктивной функции у девочек-подростков.

Предмет исследования — формирование готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— формирование у будущего врача-педиатра ценностного отношения к использованию в профессиональной деятельности средств физической культуры для сохранения и улучшения репродуктивной функции у девочек-подростков;

— подготовка будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков происходит на основе разработанной модели, включающей моти-вационно-ценностный, содержательный, деятельностный и рефлексивный компоненты;

— в процессе физического воспитания студенты медицинского вуза осваивают теоретические знания о влиянии средств физической культуры на здоровье человека и овладевают специальными физическими упражнениями, оказывающими позитивное воздействие на репродуктивную функцию женщин.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, структуру и содержание готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения и улучшения репродуктивной функции у девочек-подростков.

2. Разработать критерии и определить уровни готовности будущего врача-педиатра к использованию в практической деятельности средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков.

3. Сконструировать модель формирования готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

4. Подготовить научно-методические рекомендации для студентов и врачей-педиатров по использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков.

Методологическую основу исследования составили:

— положения, рассматривающие образование как фактор развития личности (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, C.JI. Рубинштейн, А. В. Петровский и др-);

— исследования целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Г. П. Щедровицкий и др.);

— технологии физического воспитания, способствующие сохранению здоровья детей (М.В. Антропова, А. А. Баранов, Ю. Н. Вавилов, В. И. Дубровский, С. Б. Тихвинский, В. П. Филин, Н. А. Фомин, С. В. Хрущев и др.);

— методологические подходы к применению средств сохранения и ко-рекции репродуктивной функции у девочек и девушек (Е.А. Богданова, В. И. Бодяжина, Т. М. Варламова, В. Е. Васильева, С. И. Елгина, В. Ф. Коколина, Н. Н. Куинджи, Т. Ю. Маскаева, М. М. Мельникова, Г. И. Погадаев, JI.H. Старцева, JI.H. Уланова, Г. А. Ушакова, А. Г. Хрипкова, С. А. Ягунов и др.);

— методики формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности (А.А. Вербицкий, М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследованияизучение и анализ нормативной и учебно-методической документациимоделированиепедагогический экспериментметоды сбора эмпирических данных (наблюдение, диагностика, беседа, анкетирование, тестирование, экспертная оценка) — качественный и количественный анализ полученных данных.

Организация и опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование проведено на базе Алтайского государственного медицинского университета в период 2000;2006 гг. В нем приняли участие 211 студентов педиатрического факультета медицинского университета.

Исследование проводилось в три этапа.

На поисково-констатирующем этапе (2000;2001 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследованияуточнялись основные понятияосмысливались его методологические и теоретические основыразрабатывалась модель формирования готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростковизучалось и анализировалось состояние готовности выпускников медицинского вуза к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков.

На формирующем этапе (2001;2005 гг.) определялись структура и содержание курса «Физическая культура как средство сохранения и улучшения репродуктивной функции у девочек-подростков», обоснованного моделью формирования готовности будущего врача-педиатра к данной деятельностипроводился формирующий экспериментвыявлялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели.

На заключительном этапе (2005;2006 гг.) осуществлялось обобщение и анализ опытно-экспериментальных данныхформулировались выводы, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования:

— определены этапы формирования готовности будущего врача-педиатра к профилактической работе: ознакомительно-аналитический (формирование у студентов системы знаний о роли физических упражнений в профилактике болезней и мотивационно-ценностного отношения к реализации с этой целью средств физической культурызнакомство с физическими упражнениями, способствующими сохранению и улучшению репродуктивной функции) — теоретический (формирование системы знаний о сохранении репродуктивной функции у девочек-подростков средствами физической культуры) — учебно-методический (организация деятельности студентов по освоению специальных упражнений и методик их применения) — практический (совершенствование системы знаний и умений, использование их в практической деятельности).

— сконструирована модель формирования готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков, включающая мотивационно-ценностный, содержательный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

— установлены педагогические условия реализации предложенной модели: направленность занятий физической культуры на сохранение репродуктивной функции у девочек-подростковприобретение теоретических знаний через внедрение учебного курса «Физическая культура как средство сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков" — освоение специальных методик физической культурывыполнение студентами заданий аналитического и конструктивного типареализация средств физической культуры с профилактической целью в практической деятельности.

— разработаны критерии готовности будущих врачей-педиатров к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков (осознание значимости физической культуры как профилактического средства и необходимости ее использования в медицинской практикезнание средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков и владение методикой их примененияпрогнозирование результатов деятельностиумение осуществлять самоанализ), а также определены ее уровни (оптимальный, допустимый, недопустимый и критический).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем расширено представление о возможности использования средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростковтеоретически обоснованы этапы формирования готовности, содержание которых определяется мотивационно-ценностным, содержательным, деятельност-ным и рефлексивным компонентами профилактической деятельности будущего врача-педиатрараскрыта динамика формирования готовности будущего врача-педиатра к работе по профилактике нарушений репродуктивной функции у девочек-подростков и выявлены педагогические условия, обеспечивающие ее эффективность. Результаты исследования служат теоретической основой для разработки программных материалов по сохранению репродуктивной функции женщин средствами физической культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций по совершенствованию подготовки будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков. Создан и апробирован специальный учебный курс «Физическая культура как средство сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков» для студентов медицинских вузов. Учебный курс направлен на изучение специальных физических упражнений и освоение методик их использования в профессиональной деятельностиподготовлены и внедрены в педагогический процесс Алтайского государственного медицинского университета методические рекомендации «Использование средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков».

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены исходными методологическими позициями, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, применением теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование готовности будущих врачей-педиатров к использованию средств физической культуры для профилактики нарушений репродуктивной функции женщин осуществляется путем логически выстроенных этапов их профессиональной подготовки: ознакомительно-аналитическим, теоретическим, учебно-методическим и практическим.

2. Эффективная подготовка студентов медицинского вуза к использованию физических упражнений с целью сохранения и улучшения репродуктивной функции у девочек-подростков реализуется при следующих педагогических условиях:

— формирование у студентов ценностного отношения к физической культуре как действенному средству профилактики нарушений развития и болезней;

— подготовка будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков происходит на основе разработанной модели, включающей моти-вационно-ценностный, содержательный, деятельностный и рефлексивный компоненты;

— в процессе физического воспитания студенты медицинского вуза осваивают теоретические знания о влиянии средств физической культуры на здоровье человека и овладевают специальными физическими упражнениями, оказывающими позитивное воздействие на репродуктивную функцию женщин.

3. Оценка эффективности подготовки врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков осуществляется с помощью критериев (осознание значимости физической культуры как профилактического средства и необходимости ее использования в медицинской практикезнание средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков и владение методикой их примененияпрогнозирование результатов деятельностиумение осуществлять самоанализ) и уровней сформированное&tradeготовностиоптимальный, допустимый, критический, недопустимый.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы обсуждены и получили одобрение на международной (Белгород, 2003), всероссийских (Барнаул, 2003; Екатеринбург, 2003; Липецк, 2004), межрегиональной (Омск, 2004) и региональной (Барнаул, 2002) научно-практических конференциях, а также заседаниях кафедры теоретических основ физического воспитания Барнаульского государственного педагогического университета.

Материалы исследования используются в учебном процессе педиатрического факультета Алтайского государственного медицинского университета и включены в виде учебного курса «Физическая культура как средство сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков» в программы дисциплин «Физическая культура» и «Лечебная физическая культура, врачебный контроль и физиотерапия».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенного исследования, следует подчеркнуть, что оно было инициировано существующими недостатками в подготовке врачей-педиатров к профилактической работе. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время система подготовки будущих врачей-педиатров направлена, не столько на получение теоретических знаний об использовании средств физической культуры дня предупреждения нарушений репродуктивной функции у девушек и женщин и освоение методик их применения, сколько для укрепления собственного здоровья студента. Такое положение сложилось из-за отсутствия теоретического и методического обеспечения системы подготовки будущих врачей-педиатров к применению средств физической культуры на практике. Сопоставление результатов научных поисков и медицинского опыта в области применения педиатрами средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков показало, что содержание теоретических исследований в этом направлении значительно опережает опыт практического их использования из-за недостаточной подготовленности к такой работе выпускников педиатрических факультетов медвузов. Устранение возникшего противоречия между потребностью современной медицины в специалисте, мотивированном и готовым к использованию на практике средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков, и отсутствием системы подготовки будущего врача-педиатра к такой деятельности обусловило выбор темы настоящего исследования.

Для решения проблемы более эффективной подготовки будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков были сформулированы цель, объект и предмет исследования, определены основные задачи для достижения поставленной цели. Выдвинута гипотеза, основанная на предположении о том, что формирование готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков будет эффективным при соблюдении определенных условий.

В ходе исследования был проведен глубокий анализ литературы по рассматриваемой проблеме, осмыслены теоретические и практические предпосылки подготовки будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков.

Анализ государственного образовательного стандарта и учебных программ по специальности 40 200 «Педиатрия» показал, что обучение студента в медицинском вузе недостаточно акцентировано на профилактическую деятельность. В них не уделено должного внимания физической культуре как важнейшему неспецифическому лечебно-оздоровительному и профилактическому средству. Действующая система подготовки врача-педиатра не формирует у выпускника необходимый и достаточный уровень знаний и умений по использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков и профилактики ее нарушений.

Исследование готовности выпускников педиатрического факультета медицинского вуза к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков подтвердило вывод о недостаточной их подготовке к исследуемой деятельности.

Учитывая это, была разработана модель формирования готовности будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков и проведена опытно-экспериментальная проверка ее эффективности.

Результаты теоретического анализа и данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, позволили сформулировать следующие выводы:

1. Значительное число выпускников педиатрического факультета имеют недостаточный уровень сформированности компонентов готовности к работе с использованием средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков, что обусловлено отсутствием в действующих программах медицинского образования специальной подготовки будущих врачей-педиатров к такой деятельности. Для качественного улучшения профилактической работы врачей-педиатров необходимо в медицинских вузах проводить специальное направленное обучение студентов активному использованию для этих целей средств физической культуры.

2. Формирование готовности будущих врачей-педиатров к использованию средств физической культуры для профилактики нарушений репродуктивной функции женщин обеспечивается на последовательных этапах их профессиональной подготовки: ознакомительно-аналитическом, теоретическом, учебно-методическом и практическом.

3. Эффективная подготовка студентов медицинского вуза к использованию физических упражнений с целью сохранения и улучшения репродуктивной функции у девочек-подростков реализуется при следующих педагогических условиях:

— формирование у будущего врача-педиатра ценностного отношения к использованию в профессиональной деятельности средств физической культуры для сохранения и улучшения репродуктивной функции у девочек-подростков;

— подготовка будущего врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков происходит на основе разработанной модели, включающей моти-вационно-ценностный, содержательный, деятельностный и рефлексивный компоненты;

— в процессе физического воспитания студенты медицинского вуза осваивают теоретические знания о влиянии средств физической культуры на здоровье человека и овладевают специальными физическими упражнениями, оказывающими позитивное воздействие на репродуктивную функцию женщин.

4. Оценка эффективности подготовки врача-педиатра к использованию средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков осуществляется с помощью критериев (осознание значимости физической культуры как профилактического средства и необходимости ее использования в медицинской практикезнание средств физической культуры для сохранения репродуктивной функции у девочек-подростков и владение методикой их примененияпрогнозирование результатов деятельностиумение осуществлять самоанализ) и уровней сформированности готовностиоптимальный, допустимый, критический, недопустимый.

5. Предложенная модель позволяет при соблюдении выделенных педагогических условий повысить уровень подготовки врачей-педиатров к использованию средств физической культуры для сохранений и улучшения репродуктивной функции у девочек-подростков и может быть реализована в системе медицинского образования.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы, а представляет один из вариантов подхода к ее решению. Перспективы дальнейшей работы мы связываем с изучением возможности более широкого использования средств физической культуры для профилактики нарушений репродуктивной функции женщин и совершенствованием подготовки будущих врачей-педиатров к их практическому применению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Особенности комплексных занятий гимнастикой и плаванием с оздоровительной направленностью на основные компоненты физической подготовленности // Теория и практика физической культуры. -2000.-№ 6.-С. 23−26.
  2. JI.B., Пьянкова И. В., Таранина Т. С., Хохлова Т. Б. Особенности физического и полового развития девочек и девушек, течение беременности и родов у юных первородящих. Барнаул, 2000. — 194 с.
  3. И.Г. Современное представление о взаимодействиях регулирующих систем: нервной, эндокринной и иммунной // Успехи физиологических наук. 1996. — Т. 26. -№ 1. — С. 3−19.
  4. С.И. Влияние стресса, перенесенного в различном возрасте, на репродуктивную функцию и потомство // Акушерство и гинекология. -1978.-№ 11.-С. 66−67.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с.
  6. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. 1993. — № 5.-С. 19−24.
  7. М.В. Проблемы здоровья детей и их физического развития // Здравоохранение РФ. 1999. — № 5. — С. 17−21.
  8. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M., Манке Г. К., Парни-чева Т., Злотина В. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей // Народное образование. 1998. -№ 9−10. — С. 171−174.
  9. И.С., Шарапова Е. И. Оздоровление девушек подростков как будущих матерей // Фельдшер и акушерка. 1989. — № 4. — С. 11−15.
  10. В.М. Педагогу о психическом развитии учащихся. М.: Знание, 1992.-40 с.
  11. Д.Н. Функциональное недержание мочи у женщин и физкультура. М.: Медгиз, 1949. — 68 с.
  12. Е.Х. Влияние изометрических упражнений на показатели центральной и регионарной гемодинамики у больных хроническим неспецифическим сальпингоофоритом: автореф. дисс. .канд. мед. наук. -М., 1990. -16 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  14. А.А. Основные направления укрепления здоровья детей // Магистр. 1999. — № 33. — С. 24−29.
  15. А. А. Состояние здоровья детей России // Врач. 1997. — № 8. -С. 29−30.
  16. А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. Красноярск: Изд-во Красноярск, гос. ун-та, 1989. -183 с.
  17. А.А., Сухарева JI. Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков // Народное образование. 1998. — № 9−10. — С. 177−181.
  18. С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: автореф. дисс. д-ра пед. наук. Омск: СГАФК, 2000. — 48 с.
  19. С.В. Инновационная технология личностно-ориентированного физкультурного образования школьников-подростков: дисс.. канд. пед. наук. Смоленск, 2001. — 153 с.
  20. С.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у девочек-подростков: дисс. канд. пед. наук. Курск, 2002. — 215 с.
  21. Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельностного подхода: дисс. .канд. пед. наук. Усть-Каменогорск, 2001.-165 с.
  22. И.И., Бенедиктов Д. И. Гинекологический массаж и гимнастика: Труды Уральского университета. Свердловск, 1990. -122 с.
  23. Л.Ф. Состояние здоровья как гигиеническая проблема // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факты его определяющие: сборник научных трудов / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Л. Ф. Бережкова. М.: Педагогика, 1991. — С. 5−10.
  24. .В. Модель // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Отлы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — С. 374.
  25. Г. П. «Будьте здоровы». Оздоровительная физическая культура и туризм в клубной, кружковой работе с молодежью и взрослыми: метод. пособие. М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1990. -108 с.
  26. Е.А. Клиника, диагностика и лечение вторичной аменореи у подростков //Акушерство и гинекология. 1985. — № 2. — С. 59−61.
  27. Е.А. Репродуктивное здоровье подростков // Планирование семьи. 1993.-№ 3.-С. 12−14.
  28. Е.А., Антипина Н. Н., Долженко И. С., Хорева И. М. Роль массы тела и роста в становлении менструальной функции // Акушерство и гинекология. -1984. -№ 5. С. 69−71.
  29. Е.А., Федоров В. В., Сухих В. О. Деятельность ВОЗ в области охраны репродуктивного здоровья подростков // Акушерство и гинекология. -1992. -№ 1. С. 3−4.
  30. В.И., Жмакин К. Н., Кирющенко А. П. Акушерство. Курск: АП «Курск», 1995.-496 с.
  31. В.И., Сметник В. П., Тумилович Л. Г. Неоперативная гинекология. -М.: Медицина, 1990. С. 69−75.
  32. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя: Пер. с англ. Е. В. Вышинской. М.: АО «ИНФРА-М» — АОЗТ «Премьер», 1995. — 204 с.
  33. Т.А. Значение малообъемных форм заболеваний щитовидной железы в генезе нарушения становления репродуктивной функции у девушек, жительниц Алтайского края: дисс.. канд. мед. наук. Барнаул, 1998.- 131 с.
  34. А.П. Гигиенические аспекты свободного времени школьников: автореф. дисс. .д-ра мед. наук. -М., 1983. -43 с.
  35. Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. М.: Высш. школа, 1986. — 255 с.
  36. Г. А. Факторы риска формирования репродуктивной системы девочек-подростков в современных условиях: дисс. канд. мед. наук. -Томск, 2000. 139 с.
  37. Ю.Н., Вавилов К. Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи // Теория и методика физической культуры. 1995. — № 8. — С. 54−58.
  38. Т.М., Долженко И. С., Киселева И. А. Профилактика, раннее выявление и лечение нарушений полового развития у девочек и девушек.-М., 1998.-286 с.
  39. JI.H., Гршценко В. И., Кобзева Н. В., Юровская В. П. Гинекология. М.: Медицина, 1985. — 432 с.
  40. В.Е. ЛФК при гинекологических заболеваниях. М.: Медицина, 1967.-48 с.
  41. З.А., Любинская С. М. Резервы здоровья. М.: Медицина, 1984.-320 с.
  42. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  43. А.П., Соловьев В. И. Влияние занятий спортом на успеваемость учащихся // Гигиена и санитария. 1983. — № 2. — С. 86−87.
  44. Е.Л. Возрастная динамика состояния здоровья детей школьного возраста: автореф. дисс. кан. мед. наук. -М., 1982.-28 с.
  45. В.Г. Акселерация, рост и развитие детей: Эпохальная и внутригрупповая. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 279 с.
  46. Е.С., Кушнирук Ю. И. Физиотерапия и санаторно-курортное лечение половых расстройств. Киев: Здоров’я, 1985. — 88 с.
  47. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: Экспресс-информация / Отв. ред. Ю. К. Васильев. М., 1978. — 89 с.
  48. М.А. Физическое, половое, умственное развитие, функциональная деятельность организма подростков: автореф. дисс. .канд. мед. наук. Иваново, 1998. — 23 с.
  49. Л.С. Развитие высших психологический функций: из неопубликованных трудов. М.: АПН, 1960. — 500 с.
  50. Е.Б., Езерская Э. М. Гимнастика для беременных. М., 1962. -С. 157.
  51. З.П., Перфильева Г. В. Лечебная гимнастика в гинекологической практике // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. -1963.-№ 5.-С. 447−454.
  52. Гимнастика в школе: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. -460 с.
  53. Н.Н. Лечебная гимнастика для укрепления мышц тазового дна и брюшного пресса: Метод, рекомендации. Уфа, 1975. — 18 с.
  54. Е.З., Миклашевская Н. Н. Некоторые тенденции соматического развития городских детей и подростков за последние двадцать лет (на примере обследования школьников Москвы) // Вестник АМН СССР. -1989.-№ 8.-С. 79−83.
  55. Н.М. Влияние двигательной активности беременной женщины и плода на уровень зрелости новорожденного //Теория и практика физической культуры. 2001. — № 2. — С. 25−26.
  56. А.Д. Теоретические основы подготовки учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками: дисс.. д-ра пед. наук. -Курск, 2001.-485 с.
  57. В.А. Обоснование физической культуры женщины. М.: ФиС, 1931.-Вып. 1.-С. 37−62.
  58. А.В. Влияние различных групп гимнастических упражнений на организм детей 9−12 лет: дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 2000. -193 с.
  59. Ю.А. Ювенильная гинекология: в 2 ч. СПб, 1994. — ч.1. — 40 с.
  60. Ю.А. Ювенильная гинекология: в 2 ч. СПб, 1994. — ч.2 — 47 с.
  61. В.А. Состояние здоровья женщин в двух поколениях, проживающих на территории, подвергшейся радиационному воздействию при испытаниях ядерного устройства на Семипалатинском полигона: авто-реф. дисс. д-ра. мед. наук. СПб, 1996. — 34 с.
  62. А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. — 283 с.
  63. А.Г. и др. Спортивная медицина и лечебная физическая культура: Учеб. для учащихся ТФК и школ тренеров. М.: Физическая культура и спорт, 1973.-368 с.
  64. И.И. Восстановление анатомических и функциональных нарушений половой сферы у девочек-подростков после аппендэктомии: автореф. дисс. канд. мед. наук. Томск, 1993.-27 с.
  65. В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 1998. -608 с.
  66. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 175 с.
  67. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 2-е изд. -Минск: Изд-во БГУЮ, 1981.-383 с.
  68. С.И. Репродуктивное здоровье девочек и научные основы первичной профилактики его нарушений: дисс.. канд. мед. наук. Кемерово, 1996.-213 с.
  69. С.И., Ильина Р. И., Кандоурова В. Я. Соматическое и репродуктивное здоровье восьмиклассниц // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии: Тез. докл. 1-й всерос. научно-практ. конф. -СПб, 1993.-С. 11−12.
  70. А.С., Сариева Т. А., Тюляк С. Ш., Неумолотова И. В., Мельникова М. М., Ушакова Г. А. Ранняя диагностика нарушений физического и полового развития девочек и девушек. Метод, рекомендации. Р/Д., 1985.- 185 с.
  71. Д.И. О состоянии здоровья детей России: Анализ основных тенденций медико-демографических процессов за последние 50 лет. // Школа здоровья. 1995. — Т. 2. — № 2. — С. 5−12.
  72. Е.В. Репродуктивное здоровье женщины как фактор рождаемости в России: дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 134 с.
  73. О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы // Народное образование. 1999. — № 9. — С. 233−235.
  74. В.В. Этно-территориальная изменчивость показателей роста и полового созревания у детей и подростков республики бывшего СССР: автореф. дисс. .канд. биол. наук. -М., 2003.-28 с.
  75. О.И., Гнатюк А. И., Шанбутова А. А. Клинико-эпидемиоло-гическая характеристика первичного пиелонефрита у детей и подростков // Педиатрия. 1989. — № 10. — С. 11−112.
  76. Ф.А. Морфофункциональные возможности женщин в процессе долговременной адаптации к нагрузкам современного спорта // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 6. — С. 43−50.
  77. Г. В. Медико-социальные основы охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков в условиях крупного города: дисс.. канд. мед. наук. Барнаул, 1996. — 141 с.
  78. В., Ковалева А., Михеева А. Наши ученики: статистика бесстрастна // Народное образование. 2001. — № 5. — С. 232−235.
  79. И.К. О врачевании. Проблемы и раздумья. М.: Медицина. — 1978.-115 с.
  80. Н.В., Кузнецова М. Н., Гуркин Ю. А. Гинекология детей и подростков. JI.: Медицина, 1988. — 296 с.
  81. Т.Г. Методика физического воспитания и реабилитация студенток специальной медицинской группы с гинекологической патологией средствами ритмической гимнастики: автореф. дисс. .канд. пед. наук.-М., 1995.-23 с.
  82. В.Н., Королев Г. П. Анатомо-физиологические особенности в подростковом возрасте: Учебное пособие. М., ЦОЛИУВ, 1989. — 22 с.
  83. В.Ф. Гинекологическая эндокринология детей и подростков: Руководство для врачей. 2-е изд. М.: Медицинское информационное агентство, 2001.-287 с.
  84. В.Ф., Дуб Н.В. Физическое и половое развитие здоровых девочек в процессе созревания репродуктивной системы //Акушерство и гинекология. -1991. -№ 1. С. 34−37.
  85. В.Ф., Логачев М. Ф., Кудрявцева Е. С. Репродуктивная система у детей в радиационно загрязненных районах после аварии на Чернобыльской АЭС // Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов. -1996. -№ 2. С. 29−31.
  86. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения //Магистр. 1998. — С. 13−17.
  87. И.Л., Посисеева Л. В. Особенности становления менструальной функции у девочек и девушек с вегето-сосудистой дистонией // Пути развития современно гинекологии: Сб. тез. М., 1995. — С. 103.
  88. В.В. Воспитывающее обучение // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.-Т. 1.-С. 171−172.
  89. Крефф Альберт-Франсуа, Каню Мишель-Франсуа. Женщина и спорт: Пер. с франц. -М.: ФиС, 1986. -185 с.
  90. Критерий // Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРАМ, 1997.-С. 226.
  91. М.Н. и др. О вашем здоровье женщины. М.: Медицина, 1991.-224 с.
  92. Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: 1972. — 311 с.
  93. Н.Н. Программа профилактики нарушений репродуктивного здоровья школьниц и результаты ее научного обоснования: тез. докл. всерос. научно-практ. конф. Казань, 2000. — С. 42.
  94. Н.Н., Поленова М. А. Влияние школы на состояние здоровья и формирования репродуктивной функции девочек // Школа здоровья. -1995.-Т. 2.-№ 4.-С. 54−65.
  95. В.А. Гигиена девочек и девушек. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987.-64 с.
  96. В.И. Репродуктивное здоровье населения России //Акушерство и гинекология. 2002. — № 2. — С. 4−7.
  97. .Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 1994. — 25 с.
  98. Н.И., Емешина В. Г. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебн.-метод, пособ. к практ. занятиям (для самостоятельной работы студентов). Педиатрический факультет. Барнаул: АГМУ, 2005. -116с.
  99. Ю.И. Физическое воспитание учащихся I XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе — 1995. -№ 1. с. 43−48.
  100. А.А. Лечебная физкультура в акушерстве и гинекологии. М.: Медицина, 1962. -136 с.
  101. С.А. Задержка полового развития у девочек: (клинико-патогеиетические варианты, принципы лечения, профилактика): авто-реф. дисс.. д-ра. мед. наук. Харьков, 1991.-44 с.
  102. Т.Н. Моделирование профессионально направленной подготовки юристов средствами английского языка в условиях вуза на основе учебно-ролевых игр: дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 2002. — 202 с.
  103. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-444 с.
  104. О.А. Девочки хотят быть красивыми // Физкультура и спорт в школе. 2002. — № 5. — С. 73−76.
  105. Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект // Теория и практика физической культуры, 2000. № 6. — С. 13−16.
  106. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 10−11 классов общеобразовательной школы. -М.: МГП Фемида, 1992.-36 с.
  107. К.И., Русакевич П. С. Лечение и реабилитация при гинекологических заболеваниях. Минск: Высш. шк., 1994. — 368 с.
  108. В.Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах: дисс.. д-ра пед. наук. Волгоград, 2002.-110 с.
  109. Т.Ю. Физическое воспитание как средство улучшения репродуктивной функции девочек-подростков (на примере ритмической гимнастики): дисс. канд. пед. наук. -М., 2000. 196 с.
  110. Л.П. Теория и методика физического воспитания М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  111. М.М., Савченко О. Н., Можейко Л. Н. Стадии физического развития в становлении функции репродуктивной системы девочек в период полового созревания // Актуальные вопросы гинекологии детей и подростков. Ереван, 1982. — С. 50−52.
  112. М.М., Савченко О. Н., Можейко JI.H., Назарова Т. А., Жерновая Н. А. Критические периоды в пубертатном развитии девочек //Акушерство и гинекология. 1991. -№ 10. — С. 34−37.
  113. Л.А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров // Вопросы психологии. -1992. -№ 2. С. 122−125
  114. Р.Е. Спорт и возраст. М.: Медгиз, 1956. — 240 с.
  115. Р.Е. Физическое воспитание женщины. М.: ФиС, 1952. -С. 12−17.
  116. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. М.: Физическая культура и спорт, 1998. — 496 с.
  117. И.В. Физическое и половое развитие и диагностика их нарушений у девочек и девушек: автореф. дисс. .канд. мед. наук. Саратов, 1980.-23 с.
  118. .А., Черкасова Р. С. К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах // Труды ученых ГЦОЛИВКа. М., 1993. — С. 252 260.
  119. И.А. Подготовка будущего учителя к нравственно-половому воспитанию школьников: дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 2003. — 194 с.
  120. С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1968.-900 с.
  121. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1993.-960 с.
  122. Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие для слушателей курсов и факультетов повышения квалификации / Аванесов B.C., Вербицкий А. А., Ительсон Л. Б. и др.- под ред. А. В. Петровского. -М.: Издательство МГУ, 1986. 302 с.
  123. Патология полового развития девочек и девушек / Под ред. Ю.А. Круп-ко-Болыпова, А. И. Корнилова. -Киев: Здоров’я, 1990.-С. 17−18.
  124. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. -Ростов н/Д: «Феникс», 1998. 544 с.
  125. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  126. Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. Мн.: Университетское, 2002. — 544 с.
  127. Е.И., Половое созревание девочек и механизмы формирования его задержки (клинико-экспериментальное исследование): дисс.. д-ра. мед. наук. Харьков, 1986. — 308 с.
  128. Г. И., Тамбиан Н. Б. Особенности занятий физическими упражнениями со школьницами в «критические дни» // Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1998. — С. 69−71.
  129. JI.C. Половое развитие детей и подростков страдающих ожирением: автореф. дисс. канд. мед. наук. Харьков, 1971. -18 с.
  130. В.В., Юхлова Н. А., Бескровный С. В., Носова Л. Г., Ткаченко Н. Н. Патология щитовидной железы и репродуктивная система женщины // Проблемы эндокринологии. 1989. -№ 1. — С. 44−48.
  131. Проблемы диагностики умственного развития: сб. статей / Под ред. З. И. Колмыковой. М.: Педагогика, 1975. — 207 с.
  132. Л.А., Широкова Г. А., Гусева Н. А. Физическое развитие, степень зрелости сельских детей // Экол. человека. 1998. — № 1. — С. 7074.
  133. С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во все общей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. — 328 с.
  134. С.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т. II.-328 с.
  135. Руководство по эндокринной гинекологии / Под ред. Е. М. Вихляевой. -М., 1997.-765 с.
  136. С.В. Педагогические условия повышения эффективности физического образования студенток педагогического вуза с отклонениями в репродуктивной функции: автореф. дисс. .канд. мед. наук. Челябинск, 2002.-22 с.
  137. Л.Н. Проблемы укрепления здоровья детей средствами физического воспитания // Здоровье и образование: матер, межвузов, научно-практ. конф. Саратов: Изд-во СГПИ. -1997. — С. 79−80.
  138. Т.Н., Фральцова Т. А. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса // Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении: метод, пособие. Кемерово, 2005. -Ч. 1.-С. 3−7.
  139. В.А., Кавторова Н. Е. Учебное пособие по лечебной физической культуре в акушерстве и гинекологии. М., 1977. — 84 с.
  140. Т.В. Становление физической культуры личности в образовании. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2000. — 204 с.
  141. В.А. О критериях формирования социальной активности личности будущего учителя // Формирование социальной активности личности в условиях различного социума: сб. науч. статей. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. — С. 147−148.
  142. В.А. Педагогика. М., Магистр, 2000. — 488 с.
  143. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  144. В.П., Тумилович Л. Г. Неоперативная гинекология. 1995. -123 с.
  145. Т.С. Особенности физического развития репродуктивной функции женского организма при занятиях спортивной гимнастикой: автореф. дисс. .канд. мед. наук. -М., 1991. -23 с.
  146. Т.С., Соболев Д. В. Виновата ли гимнастика? // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 3. — С. 53−55.
  147. С., Соха Т. Половой деморфизм в теории и практике современного спорта // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 6. — С. 47.
  148. Справочник по акушерству и гинекологии / Под ред. Л. С. Персианинова и И. В. Ильина. -М., «Медицина», 1978.-384 с.
  149. В.И. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской федерации в 1997 г. // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. — № 2. — С. 7−27.
  150. Л.Н. Новые данные об изучении опорного аппарата матки и значение спортивной тренировки в его развитии: сб. тр. Ленинград. НИИ физич. культ. Л., 1950. -№ 5. -С. 123−128.
  151. Л.Н., Ягунов С. А. Спортивная тренировка женщин. Л.: Мед-гиз, 1959.-20 с.
  152. М.А., Кох Л.И., Бурцева Г. А. Оценка физического и полового развития школьниц // Материалы 52-ой науч. конфер. молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 1997. — С. 187−188.
  153. С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. -Л: Ленингр. орг. общество «Знание» РСФСР, 1988. 31 с.
  154. С.Б., Хрущев С. В. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. — 560 с.
  155. Н.С., Шехтман М. М., Курбанова М. Х. Функциональное состояние репродуктивной системы женщин, страдающих заболеваниями почек //Акушерство и гинекология. 1985. — № 5. — С. 49−51.
  156. Ю.Ф., Васильева Г. И. Возрастные особенности биохимических процессов и занятия физической культурой с лицами разного возраста / Лекция. Малаховка: МОГИФК, 1987. — 45 с.
  157. З.Х. Репродуктивное здоровье девушек Кабардино-Балкарии: автореф. дисс. .д-ра. мед. наук. М., 2002. — 42 с.
  158. Л.Н., Володина Н. Н. с соавт. Особенности развития девушек пубертатного возраста с гиперплазией щитовидной железы: Тез. докл. 2-йвсес. конф. педиатров-эндокринологов. М., 1988. — С. 149.
  159. Л.Н., Сычева Е. К., Володина Н. Н. Особенности течения пубертатного периода у девочек //Акушерство и гинекология: профилактика, диагностика, интенсивная терапия: сборник научных трудов. Воронеж, 1989.-С. 13−16.
  160. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. об-во России, 1999. — 264 с.
  161. Г. А. Клинические лекции по детской и подростковой гинекологии. Барнаул, 1996. -179 с.
  162. Г. А. Состояние, основные тенденции, проблемы и пути сохранения репродуктивного здоровья женского населения Кузбасса // Пути развития современной гинекологии: сб. тез. -М., 1995. С. 43.
  163. Г. А., Елгина С. И. Репродуктивное здоровье детей и подростков. Кемерово, 1996. -121 с.
  164. Н.И. Состояние здоровья женщин и новорожденных в районах экологического неблагополучия в Алтайском крае // Вестник научной программы «Семипалатинский полигон Алтай». — 1994. — № 2. — С. 112−126.
  165. В.В. Влияние физических нагрузок на состояние женских половых желез: автореф. дисс. .канд. биол. наук. Киев, 1972. — 25 с.
  166. Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В. В. Пономаревой. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. — 352 с.
  167. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 255 с.
  168. Н.В. Особенности роста, развития и состояния здоровья детей и подростков с гиперплазией щитовидной железы // Проблемы эндокринологии. 1992. — № 4. — С. 15.
  169. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1972. -176 с.
  170. Е.В. Медико-биологические и социальные аспекты подготовки девочек-подростков к репродуктивной функции: дисс.. канд. мед. наук. Барнаул, 1997. — 247 с.
  171. Д.Т. Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинских вузов будущих врачей: дисс. .канд. пед. наук. — Владикавказ. — 2000. -129 с.
  172. A.M., Калачев Г. А. Таблицы показателей физического развития школьников: метод, рекоменд. для студентов, учителей физкультуры и школьных врачей. Барнаул, 1982. — 29 с.
  173. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Из-дат. центр «Академия», 2003. — 480 с.
  174. Т.Б. Становление репродуктивного здоровья девочек-подростков, коренных жительниц горного Алтая: дисс.. канд. мед. наук. Барнаул, 2000. — 162 с.
  175. А.Г. Здоровье школьников // Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 4146.
  176. А.Г., Колесов Д. В. Девочка подросток — девушка. — М.: Просвещение, 1981. -128 с.
  177. С.В. Новая роль и современные технологии физической культуры в сохранении и укреплении здоровья детей // Вестник спортивной медицины России. 1996. -№ 1−2. — С. 35−39.
  178. О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: автореф. дисс. .д-ра. психол. наук. -М., 2001.-40 с.
  179. В.И. Дидактика высшей школы: история и современные проблемы. -М: «Вузовская книга», 2002. 136 с.
  180. А.А. Изучения здоровья детей, метод мониторинга. На примере Вологодской области: автореф. дисс. .канд. экон. наук. М., 2003.-20 с.
  181. А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул, 2002. — 123 с.
  182. Л.Г. Проблемы полового деморфизма в спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 6. — С. 5155.
  183. О.Ю. Динамика репродуктивного потенциала девушек-подростков в условиях социально-экологического дискомфорта: дисс.. канд. мед. наук. Красноярск, 1999. — 163 с.
  184. Г. В. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11−13 лет с учетом соматической зрелости: дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 1998. — 213 с.
  185. Школа и психическое здоровье детей / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988.-272 с.
  186. В. А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1986. -144 с.
  187. B.C., Шинлеева О. В. Здоровье учащихся и образовательная среда // Социологические исследования. 2000. — № 5. — С. 75−77.
  188. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  189. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — С. 16−200.
  190. А.И. Психологические основы формирования личности учителя.-М., 1967.-191 с.
  191. С.А., Старцева JI.H. Лечебная физическая культура в гинекологии // Общая гинекология: Многотомное руководство по акушерству и гинекологии. -М., 1963. Т. IV. — кн. -1. — С. 295−314.
  192. С.А., Старцева Л. Н. Лечебная физическая культура при гинекологических заболеваниях // Лечебная физическая культура. Л., 1960. -С. 320−344.
  193. B.C. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. Киев: Здоровье, 1991. — 230 с.
  194. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994. -312 с.
  195. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал. -1998.-№ 1.-С. 13−15.
  196. Abe Y. Momotani N. Thyroid disease and reproduction dysfunction // Nippon Rinsho, 1997, Nov- 55 (II): 2974−8.
  197. Arnold A. Lehrbuch der Sportmedizin. Leipzig, 1960. — 318 p.
  198. Budoff P.W. Use of prostaglanelin inhibitors in the treatment of premenstrual syndrome // Clin Obstet Gynecol, 1987. № 30. — P. 453−464.
  199. Frisch R.E. Fatness, puberty and fertility. Natur Hist, 1980. — P. 89−100.
  200. Mishel Dr. Ir, Davajan V. Inbertility, contraception and reproductive endocrinology. 2-nd ed Jradell, NJ: Medical Economics Co., 1986. P. 93−105.
  201. PottsM.//Peopl.-1986.-Vol. 15.-№ 4.-P. 9−11.
  202. Practical Pediatric and Adolescent gynecology / T.B. Zuspan. Marcell-Dekker I.N.C. New York: Basel, 1980. — P. 272.
  203. Staying Flexible / Fitness health and nutrion / Time Life Book. — Amsterdam, 1987.-144 p.
  204. Von Edda Weimann, Heinz Lohrer, Susanne Sehwi Derball. Wolgang Bohnen und Hans Josef Bohles. Pubertave entwikrlugerung bei Hochleistun gs. Kunstturnerinnen. / Socialpadiatria und Kunderarztliche Praxis. — 1996. -Vol. 18.-№ 15.-P. 630−633.
Заполнить форму текущей работой