Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами): На материале Республики Коми

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ педагогической, психологической, методической литературы показал, что проблема обучения национальному искусству различных народов разработана и освещена с достаточной полнотой, однако вопросы, затрагивающие проблему развития познавательного интереса к национальной культуре народов коми в процессе обучения младших школьников художественной деятельности в начальных классах до настоящего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЗНАК КАК ОБРАЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
    • 1. 1. МОДЕЛЬ И ЗНАК — КАК ИНФОРМАНТЫ
    • 1. 2. ЗНАК — ПАС ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)
    • 1. 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАКА
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ НАРОДА КОМИ ЗНАКАМИ (ПАСАМИ) В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
    • 2. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    • 2. 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КОМИ
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ НАРОДА КОМИ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ЗНАКАМИ (ПАСАМИ)
    • 3. 1. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ О ДПИ НАРОДОВ КОМИ И УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ
    • 3. 3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА — КОНТРОЛЬНЫЙ
  • ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ

Развитие познавательного интереса младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами): На материале Республики Коми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность.

Среди важнейших задач, выдвигаемых перед школой, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического воспитания и художественной культуры, традиций различных поколений.

Специфическая задача эстетического воспитания и художественного образования заключается в формировании творческой, эстетически развитой личности, личности в ее неповторимой индивидуальности.

В настоящее время искусствознание, эстетика и педагогика рассматривают национальное искусство как один из основных компонентов духовной культуры, представляющих совокупность знаний, опыта народа, являющихся важнейшим средством, развивающим и закрепляющим народные традиции обучения и воспитания.

Приобщение к национальной культуре, изучение народного декоративно-прикладного искусства коми в начальной школе являются актуальным и своевременным. Значение данной проблемы определяется все более возрастающей ролью народного искусства в художественно-эстетическом и духовно-нравственном воспитании школьников.

Народное декоративно-прикладное искусство может служить эффективным средством воспитания и обучения детей в общеобразовательной школе, если оно тесно связано с образами родной природы, с отражением жизненного уклада народа, с его культурой и искусством. Декоративно-прикладное искусство народов коми, в котором отражается окружающая природа, жизнь, быт, национальная культура, является богатым источником для формирования различных сторон личности школьников и руководства его художественно-эстетическим воспитанием. Национальная культура коми является неразрывным звеном мировой культуры. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство народов коми.

Важным и целесообразным является введение в учебный и воспитательный процесс по художественному оформлению изделий, изобразительному искусству, художественному труду углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработка методики преподавания занятий по художественному оформлению изделий младшими школьниками знаковым декором народов коми, учитывая особенности региона.

На наш взгляд, эффективность приобщения к народному декоративно-прикладному искусству будет высокой, если сформировать познавательный интерес учащихся к национальной культуре коми.

В нашем исследовании опора будет на такие понятия как: орнамент (узор) — пас (знак, имеющий функциональное предназначение) и познавательный интерес.

Определение знака, как философской категории, мы обнаружили в научных исследованиях таких авторов, как Г. М. Андреева, В. Г. Белинского, Ю. Виртувия, М. В. Гамезо, А. Ф. Лосева,.

B.Б. Мироманова, Н. Н. Поддьякова, В. А. Штоффа, Ю. А. Шрейдера, И. Фридрих и другие ученых.

Психологи Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Г. А. Глотова, Г. А. Глотова, Е. И. Игнатьев, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Н. Г. Салминой, Е. Е. Сапогова,.

C.Л. Рубинштейн и другие разрешают проблему развития познавательного интереса как психологическую категорию потребности, мотива, лежащих в основе деятельности учащихся.

Проблема развития познавательного интереса к народной культуре нашла широкое отражение и раскрытие теоретических основ стимуляции познавательного интереса в работах ученых педагогов Н. С. Боголюбова, М. А. Данилова, B.C. Кузина, А. К. Марковой, Н. Г. Морозовой, Н. А. Половниковой, Н. М Скаткина, А. С. Хворостова, Г. И. Щукиной, Т. Я. Шпикаловой и других.

Проблемам использования декоративно-прикладного искусства, как народного, так и профессионального, в качестве средств развития познавательного интереса учащихся посвящены исследования многих учёных педагогов, связанных с методикой обучения и воспитания. В их числе следует отметить научные работы В. Ф. Канева, B.C. Кузина, В. В. Корешкова, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой и других.

Работы ученых А. К. Байбурина, Н. В. Белицер, J1.С. Грибовой, К. Ф. Жакова, Л. Н. Жеребцова, Г. Н. Климовой, В. И. Лыткина, Д. А. Несанелис, В. А. Оборина, Г. Н. Чагина, В. А. Семенова и других, дают большой этнографический материал по Республике Коми для использования его на практике, в частности педагогической.

Анализ педагогической, психологической, методической литературы показывает, что проблема обучения народному искусству различных народов разработана и освещена с достаточной полнотой, однако вопросы, затрагивающие проблему развития познавательного интереса к этой культуре в процессе обучения младших школьников особенно средствами традиционного декорирования до настоящего времени не имеют достаточных научно-методических разработок. Если в некоторых школах и даются занятия по декоративно-прикладному искусству, то это происходит стихийно, случайно, либо по необходимости, например, к предстоящему юбилею или на выставку рисунков о родном крае, с целью отчета.

В результате отсутствия и слабой развитости познавательного интереса школьников к культуре народов коми, и, в частности, к народному декоративно-прикладному искусству, в значительной мере страдает качество художественного образования и эстетического воспитания молодежи, ее общей культуры. В этом заключается актуальность исследуемой нами проблемы. Следовательно, работа по развитию познавательного интереса к национальной культуре коми в процессе обучения младших школьников требует своего обоснования и раскрытия в специальном исследовании теоретических, методических и практических вопросов.

Возрождение, сохранение и развитие народных традиций — одна из актуальных педагогических задач, выдвинутая нашим обществом. Глубинная преемственность культурных традиций и современности возникнет только тогда, когда ребенок начнет осваивать традиции с самого малого возраста. Поэтому нужно уже в начальном звене школьного образования формировать в детях уважительное отношение к национальной культуре и развивать интерес к познанию культуры, традиций и декоративно-прикладного искусства народов коми.

Целью исследования является разработка средств и методов развития познавательного интереса к культуре народов коми на занятиях по художественному оформлению прикладных изделий знаками (пасами).

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс на занятиях младших школьников по художественному оформлению изделий традиционными знаками (пасами).

Предмет исследования — средства, методические приемы и условия процесса развития познавательного интереса к национальной культуре народов коми на занятиях по художественному оформлению изделий знаковым декором (пасами).

Методологической основой исследования являются научные труды ведущих специалистов в области психологии и педагогики, учебные программы и учебные пособия по методикам трудового обучения и технологии, изобразительного искусства и исследования по этнографии и краеведению.

Задачи исследования:

Изучить труды ведущих специалистов, психологов, искусствоведов, художников-педагогов, методистов трудового обучения и технологии, изобразительного искусства по проблеме развития познавательного интереса младших школьников средствами знакового декора.

Раскрыть характеристику познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству в процессе обучения младших школьников художественному оформлению традиционных изделий знаками (пасами);

Выявить учебно-методические возможности художественной деятельности, определить содержание, формы и методы развития познавательного интереса учащихся младших классов к национальной культуре коми;

Теоретически обосновать и практически разработать систему упражнений и заданий с пасами на занятиях по развитию познавательного интереса к национальной культуре коми;

Разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на развитие познавательного интереса младших школьников к национальной культуре коми средствами традиционного декора.

В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания художественного оформления, анализа практических работ младших школьников была выдвинута следующая гипотеза:

Развитие познавательного интереса младших школьников к национальной культуре народов коми будет происходить наиболее эффективно, если.

1. будут созданы определенные предпосылки качественного изменения содержания обучения традиционному искусству в районах Крайнего Севера, в частности республики Коми, а именно, народное искусство, имеющее самобытные многовековые традиции, будет отражено в содержании обучения полно и всеобъемлюще, так как оно служит эффективным средством, отражающим окружающую природу, быт, национальную культуру, и является богатым источником для формирования и развития различных сторон личности школьника;

2. В учебно-воспитательный процесс включить разработанную нами методику развития познавательного интереса младших школьников средствами знакового декора (пасами), которая включает в себя: а), цели, задачи и содержание программы «развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами)" — б), принципы, формы, методы, методические приемы, условия направленные на развития познавательного интереса у младших школьников средствами знакового декорав), средства обеспечения учебно-воспитательного процесса (технические средства обучения, наглядные пособия и т. п.), то это позволит приобщить приобщения детей к традиционной культуре народов коми.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

1) изучение и анализ научных трудов по философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства, эстетике, искусствоведению, этнографиианализ программ по технологии, изобразительному искусству, художественному труду в начальной школеизучение состояния преподавания художественного оформления традиционных изделий в начальной школе и экспериментальное преподавание с целью проверки, выдвинутой гипотезы;

2) изучение педагогического опыта;

3) наблюдение за учащимися в процессе их художественной деятельности средствами народного декора, беседы сучащимися;

4) анализ детских работ, направленных на выявление знаний о жизни и быте народов коми и на выявление познавательного интереса к национальной культуре данного народа;

4) естественный педагогический эксперимент;

6) обработка полученных данных и обобщение результатов педагогического исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в общеобразовательных школах г. Сыктывкара № 1, 36, 25, 38 и № 1, 2 с. Выльгорт, Сыктывдинского района Республики Коми. Эксперимент охватил учащихся 2−4 классов. Исследование состояло из трех этапов:

1 этап (1994 — 1997 гг.) определялась проблема, предмет и задачи исследованиябыл проведен анализ литературы по теме исследования.

2 этап (1997 — 2000 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводились констатирующий и формирующий этапы эксперимента.

3 этап (2000 — 2002 гг.) — осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) впервые раскрыта характеристика познавательного интереса к национальной культуре коми в процессе обучения художественной деятельности младших школьников и использованы знаковые средства (пасы);

2) выявлены педагогические средства и условия, способствующих эффективному развитию познавательного интереса к национальной культуре народа коми в процессе обучения младших школьников художественной деятельности с использованием традиционных знаков;

3) научно-обоснована, разработана и экспериментально проверена эффективная методика развития познавательного интереса к национальной культуре народов коми в процессе обучения младших школьников художественной деятельности средствами традиционного декора (пасами), которая включает в себя: а), цели, задачи и содержание программы «развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях по художественному оформлению изделий знаками (пасами)" — б), принципы, формы, методы, методические приемы, условия направленные на развития познавательного интереса у младших школьников средствами знакового декорав), средства обеспечения учебно-воспитательного процесса (технические средства обучения, наглядные пособия.

Теоретическая значимость исследования:

Внесен определенный вклад в науку методику преподавания народного декоративно-прикладного искусства народов коми.

Полученные результаты исследования могут быть применены при дальнейшем проведении исследований по развитию познавательного интереса к национальной культуре других народов.

Практическая значимость исследования:

Разработана и экспериментально проверенна методика по развитию познавательного интереса младших школьников к национальной культуре коми средствами знакового декора могут быть использованы в общеобразовательных школах республики Коми.

Программа, позволяющая в определенной последовательности использовать пути, средства и условия, способствующие развитию познавательного интереса к национальной культуре коми, может оказать учителям практическую помощь в организации процесса обучения.

Материалы исследования могут быть использованы для корректировки учебных планов и программ по художественной деятельности, при написании учебников и учебных пособий для школ.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по развитию и воспитанию детей, экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях средней общеобразовательной школы, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных приемов, условий, путей и средств обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развивать познавательный интерес младших школьников средствами традиционного декора к народному декоративно-прикладному искусству народов коми необходимо, так как это повысит качество художественного образования и эстетического воспитания детей, ее общей культуры.

2. Методика проведения занятий по развитию познавательного интереса младших школьников знаковыми средствами (пасами), включающая занятия по художественному оформлению изделий традиционными знаками, систему постепенно усложняющихся графических упражнений по изучению традиционного знакового декора (пасов), наглядные пособия, технические средства обучения.

Апробация и внедрение. Основное содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования и научных конференциях Коми государственного педагогического института и Республиканского института развития образования. Разработанный нами материал вводился в курс лекций дополнительной специальности «Декоративно-прикладное искусство» в Сыктывкарском педагогическом колледже № 1 и на факультете дополнительной педагогической специальности по специальности «Обслуживающий труд. Умелые руки», а также использовался на годичных курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования в Республиканском институте развития образования и переподготовки кадров.

Выводы по 3 главе:

На первом этапе педагогического эксперимента констатирующий, была проведены такие методы научного исследования: анкетирование и наблюдение за деятельностью учащихся.

После анализа анкет выяснилось, что уровень знаний детей о декоративно-прикладном искусстве народа коми в экспериментальной группе — 59,15%, а в контрольной — 41,2% уровень сформированности познавательного интереса — низкий.

Вторым этапом педагогического эксперимента являлся формирующий этап. Цель которого — развитие познавательного интереса у младших школьников к декоративно-прикладному искусству народа коми средствами знакового декора. Для этого нами была разработана программа «По художественному оформлению изделий знаками (пасами) для учащихся начальных классов». Нами были разработаны занятия по художественному оформлению изделий знаковым декором изделий младшими школьникамикритерии оценок практической работы учащихся. Во время проведения формирующего эксперимента детей знакомили с фактическим материалом (готовыми изделиями, фотографиями изделий.), устным народным творчеством народа комис пасом, как основным элементом геометрического орнамента использованного коми при оформлении различных изделий быта у коми.

Третий этап педагогического эксперимента — контрольный. При проведении контрольного анкетирования мы также пользовались таким методом исследования, как анкетирование и наблюдение за деятельностью учащихся, что позволит сделать вывод об уровне сформированности и показателях развития познавательного интереса (высокий, средний, низкий и интеллектуальный, волевой, эмоциональный): в экспериментальной группе высокий (95%), в контрольной — низкий (10,3%).

В процессе анкетирования младших школьников наблюдалось: отсутствие усталости, с удовольствием отвечали на поставленные вопросы, интересовались результатами анкетирования. Уровень знаний младших школьников приобретенных в ходе обучения по программе вырос. Значит, уровень сформированности познавательного интереса — высокий. Общий уровень знаний, графических умений и уровень познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству народа коми у учащихся вырос в экспериментальной группе, а в контрольной понизился.

Эксперимент, направленный на развитие познавательного интереса на занятиях по оформлению изделий знаковым декором у младших школьников, можно считать проведенным успешно.

Заключение

.

В условиях духовного возрождения общества создались определенные предпосылки качественного изменения содержания образования в районе Крайнего Севера, в частности республики Коми. В этой связи народное декоративно-прикладное искусство, имеющее самобытные многовековые традиции, должно быть отражено в содержании полно и всеобъемлюще. Народное декоративно-прикладное искусство служит эффективным средством воспитания и обучения детей в общеобразовательной школе, т.к. в нем отражается окружающая природа, быт, национальная культура является богатым источником материала для формирования различных сторон личности школьников и руководства его художественной деятельностью.

Эта проблема решается путем изменения мотивации учебной деятельности, а именно — развития познавательного интереса у младших школьников у традиционной культуре народов коми через оформление изделий знаками (пасами).

Под познавательным интересом художественной деятельности мы понимаем избирательную направленность личности на искусство, на художественно-творческую деятельность, на освоение эстетического опыта как обобщенного отражения окружающей действительности, который способствует формированию способности усваивать любой объект в форме эстетического отношения к нему.

Развитие познавательного интереса мы предложили осуществить и этнографическом маериале республики Комидекорирование изделий знаками (пасами). Под знаком мы будем понимать — любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. В контексте нашего исследования мы рассматривали в качестве знака любое графическое построение, если этому построению предписывается значение заместителя реального предмета. Среди графических знаков выделили индивидуальные условные знаки — графические построения, используемые ребенком по сути и не имеющие в своей материальной основе ничего общего с обозначаемым предметом. Пасы это графические знаки, припомощи которых народы коми выражали свое отношение к окружающей действительности. Так как пасы не однородны функционально, то смысловую сторону знака мы не рассматривали.

Анализ педагогической, психологической, методической литературы показал, что проблема обучения национальному искусству различных народов разработана и освещена с достаточной полнотой, однако вопросы, затрагивающие проблему развития познавательного интереса к национальной культуре народов коми в процессе обучения младших школьников художественной деятельности в начальных классах до настоящего времени не были разработаны. В школах Северного региона, слабо проводится работа по приобщению детей к культуре того народа, на территории которой проживают учащиеся, педагоги не знакомят последовательно и систематически учащихся общеобразовательных школ с жизнью и бытом народа коми, его проблемами. Не разработаны методики, способствующие развитию познавательного интереса к национальной культуре коми, и не разработаны методические указания по проведению данных занятий. Не подготовлены педагоги в школах по осуществлению данной проблемы.

Разрабртанная нами методика, в ходе экспериментального исследования, показала, что эффективно развивает познавательный интерес младших школьников к культуре народов коми как в учебной работе, так и во внеурочной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон об образовании РФ //Редакция 1996 г. закона «Об образовании». Глава 12. Реформа российского образования /национальная доктрина.
  2. Н.К. Раннеземлевычегодский культурный символ «ромб с крючками» // Сов.археология. -1965. № 3
  3. .Г. Психология чувственного познания. М., АПН РСФСР, 1960. — 468 с.
  4. .Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. Зап. ЛГУ. Сер. «Психология» Л., 1959.
  5. Н.Н. Развитие познавательного интереса и творческих способностей у детей в авторских начальных школах России второй половины XIX века // автореферат дис. канд. пед. наук // М.: изд-во МГУ, 2000. — 16 с.
  6. И.Ф. Книги отражений М.: Наука, 1979.
  7. В.И. Символ и его роль в познании, //дисс. канд. философ.наук. М.: изд-во МГУ, 1980. — 198 с.
  8. С.А. У берегов Ледовитого океана. М., 1984.
  9. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основными науками. М., 1983.
  10. Ю.Афанасьев А. П. Топонимия республики Коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996. — 208 с.
  11. П.Бабанский Ю. К., Поташкин М. М. Оптимизация педагогического процесса. М., 1984.
  12. К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981.-320 с.
  13. И.Байбурин А. К. Жилище в обрядах. Сыктывкар, 1993.
  14. В. Н. Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств назанятиях декоративно-прикладного искусства, //автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 18 с.
  15. В.А. Художественная обработка дерева. М., 1986.
  16. В.А. Художественная обработка дерева. М., 1986.
  17. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя. //Вопросы психологии. 1990. — № 2 С. 153 — 159.
  18. Г. С. Деятельная сущность человека, как философский принцип // проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1963. — 144 с.
  19. С.Я. Трудовая подготовка школьников. М., 1981.
  20. В.Г. Собрание сочинений в трех томах. М., 1948. -Т.1.-456 с.
  21. Н.В. Народная одежда удмуртов М., 1951.
  22. В.Н. Очерки по этнографии народов Коми (.) Т.И.Э., 1958. -Т.45. -269 с. 23.Белов В. И. Лад. М., 1982.
  23. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1989.
  24. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  25. Д.Б. К анализу процесса познания /Всесоюзный симпозиум по логике науки. Киев, 1966.
  26. Д.Б. Путь к творчеству. М., 1981.
  27. Т.П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте, //автореферат дисс. канд. псих. наук. М.: изд-воМГУ, 1989.- 16 с.
  28. В.Г., Власов В. Н. Домовая резьба. М., 1986.
  29. Г. М. В гостях у далеких предков. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, -1968. — 74 с.
  30. В.М. Народное искусство. М., 1974. — 293с.
  31. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие/ под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Покровской. М.:ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  32. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982. -135 с.
  33. Вопросы методов педагогических исследований /под ред. М. Н. Скадкина. М., 1973.
  34. Вопросы этнографии народа Коми /сборник/. Сыктывкар, 1985.
  35. B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972.
  36. В. Миф и религия. СПб. -1913.
  37. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение. — 1967. — 93 с.
  38. Л.С. Психология искусства. М., — 1974. — 293 с.
  39. Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М., 1960.
  40. М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. Психологическое исследование познавательной функции знаков //дис. доктора психол. наук. М.: 1977. — 348 с.
  41. М.В., Ломов Б. Ф., Рубихин В. Ф. Психологические аспекты методологии и теории знаковых систем. М.: Наука, 1972, 226 с.
  42. Г. Д. Национальные образы мира. Космо Психо — Логос. -М.: Просвещение. — 1995. — 480 с.
  43. Э. Слова и вещи. М., — 1962.
  44. Г. А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск, изд-во УГУ. — 1990. — 256 с.
  45. А. Миф и символ. М. 1976. — 152 с.
  46. Л.А. Символы солнца в украшениях финно-угров (Древняя Русь и славяне). М., — 1978. — С.18−75.
  47. А. Я. Методика формирования художественных интересов сельских школьников 1−4 классов на материале русского народного декоративно-прикладного искусства, //автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.-16 с.
  48. Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. -М., 1980. -237с.
  49. Л.С. Пермский звериный стиль. М.: Наука. — 1975. — 148с.
  50. Л.С., Савельева Э.А Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.: Наука. — 1980. — 239 с.
  51. Л.С., Савельева Э. А. Народное искусство коми. -Сыктывкар. 1992. — 74 с.
  52. Е.С. Природа художественного творчества. М., 1986. -238 с.
  53. В.М. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси. //Сов. археология. 1960. — № 6 — С.56−57.
  54. Л.С. Формирование познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности //диссерт.канд.пед.наук. М., 1976. — 234 с.
  55. Древнекомипромысловый календарь /серия препринтов «Научные доклады» Вып.164 Сыктыкар, 1987.
  56. Г. Тайны старого узора народного творчества. //Юн. худ-к.- 1983.-№ 8-С.24−27.
  57. Дыхание Пармы, /составитель В. А. Латышева. Сыктывкар. -1991. -286 с.
  58. С.Ф. Методологические идеи К.Д. Ушинского в процессе обретения педагогикой статуса науки. //Педагогика. 1999. — № 6 — С.75−83.
  59. К.Ф. Этнографический очерк. //Под шум северного ветра. -Сыктывкар. 1990. — 315 с.
  60. С.К. О русском народном искусстве. //Юн. худ-к. 1994. — № 11−12.
  61. С.К. Русская народная живопись. М., — 1982.
  62. Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. Сыктывкар. -1981.
  63. Л.Н. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар: Коми кн. изд-во. -1971.
  64. Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII -начале XX вв. М.: Наука. — 1972.
  65. Л.Н., Конаков Н. Д., Королев Н. С. Из жизни древних Коми. Сыктывкар. — 1985. — 113 с.
  66. И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. — 480 с.
  67. Знак и общение /отв.ред. Брудный А. А. Фрунзе, ИЛИМ, 1974. -116с.
  68. Е.И. Психология изобразительной деятельности. М., -1961.
  69. Е.И., Громов М. Д., Лукин Н. С. Психология. М.: Просвещение, 1965. — 344 с.
  70. Изделия народных мастеров и умельцев. Каталог. Сыктывкар. -1991. -27 с.
  71. Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера, Урала и Сибири, /сб. научных трудов/ отв. редактор Черкасова Н. В. -М&bdquo- 1985. — 151 с.
  72. М.С. Начала эстетики. М., 1964. — 210 с.
  73. В.М., Поляков В. Н. Основы методики трудового обучения. М., 1983.
  74. В.Ф. Береста в руках детей и учителя. Сыктывкар, 1992. -80с.
  75. В.Ф. Ведение хозяйства и художественные промыслы северян Ненецкой тундры. Нарьян-Мар, 1993.
  76. В.Ф. Приобщение учащихся к этнокультуре народов Севера средствами прикладного искусства (автореферат док. д). М., 1995.
  77. В.Ф., Сухинский С. А. Узор по дереву. Сыктывкар, 1990.
  78. С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. -М-Л., 1965.
  79. Г. Н. Местные названия орнаментальных мотивов у народов Коми (этнография и фольклор коми). Сыктывкар, 1976. -Вып.17 — С.91−95.
  80. Г. Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Пермятское изд-во, 1995. — 132 с.
  81. Г. Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978.
  82. Н.В. Эстетические традиции ДПИ народов Крайнего Севера и Востока СССР (XVIII XIX вв.). — М., 1989.
  83. И.И. Арктическая этноэкология М., 1989.
  84. В.С. Психология. М.: Высшая школа, 1974. — 280 с.
  85. Е. Жанровые сценки на русских прялках //Юный художник, — 1991. — № 3.
  86. Культурные традиции народов Сибири. П., 1986.
  87. Ю.Я. Формирование познавательных интересовучащихся во внеурочное деятельности. М.: Вологодский госпединститут, 1982. -88 с.
  88. Легенды и сказания народа коми /альбом репродукций графических работ В.Г. Игнатова/ Сыктывкар, 1985.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с.
  90. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.
  91. П.Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998. -125 с.
  92. Д.С. Прошлое будущему //статьи и очерки — Л.: Наука, 1985.- 574 с.
  93. С.П. Формирование художественных потребностей учащихся 4−6 классов средствами изобразительного искусства, /автореферат диссертации кандидата педагогических наук/ М., 1986.
  94. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: изд-во МГУ, 1982.
  95. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976, 367с.
  96. А.Ф. Философия имени. М.: МГУ, 1990. — 269 с.
  97. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. 1990. -287с.
  98. В.И. Древнепермский язык М., 1952.
  99. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  100. Е.А. Скандинавские рунические надписи М., 1977. — С.142- 169.
  101. Методы педагогических исследований (П/л А. И. Пискунова, Т.В. Воробьев) М., 1979.
  102. М.Я. Развитие творческого мышления учащегося М., 1989.
  103. А.К. Эпос северных коми зырян. /В книге: Тезисы международного конгресса финно-угроведов/ - Таллин, 1970. — Т.2 -103 с.
  104. Милерон Е. А. Формирование трудовых умений и навыков
  105. В.Б. Малая история искусств М., Искусство, 1973.-476 с.
  106. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Академия пед. нау РСФСР. — 1961. — 224 с.
  107. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  108. Народная роспись Северной Двины /автор составитель О. В. Круглова. М., 1987.
  109. Народные игры //Стригунок. — 1998 — № 2 — С. 15
  110. М.А. Народное искусство как часть культуры (теория и практика). М., 1983.
  111. М.А. Современное народное искусство. Л.: Художник РСФСР, 1980. — 206 с.
  112. .М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. 2-е изд., прераб. и доп. -М.: Просвещение, 1987. -255с.
  113. Д.А., Семенов В. А. Природное и культурное в ориентации сельских поселений конец XIX — начало XX вв. на Европейском северо-востоке // региональная научно — практическая конференция: человек и среда его обитания. Тез. докл. — Л., 1989.
  114. О.И. Исследования по технологии художественного творчества. М., 1972.
  115. М.М. Художественные бытовые изделия якутов XVIII начала XX в. — Якутск, 1988.
  116. В.А. Древнее искусство Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1976.
  117. В.А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь, 1988.
  118. А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.
  119. Орнамент народов Крайнего Севера: (метод. Рекомендации). Магадан, 1972 — 55 с.
  120. И.П. Полн. собр. Соч., т. З, кн.1. М., 1951. — 360 с.
  121. B.C. Финно-угры России. Йошкар-Ола, 1992.
  122. Педагогика /Сластенин В. А, Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
  123. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение. — 1969. — 659 с.
  124. Подготовка художников-конструкторов //Техническая этика, 1966.-№ 12-С.8−9.
  125. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте, /под ред. Л. И. Божович М.: Известия АПН РСФСР вып.73. — 1955.
  126. В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М., 1989.
  127. И. Н. Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству: //Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.16 с.
  128. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учеб. Пособие /В.Д. Балин, В. К. Гайда, и др.- Под общей ред. А. А. Крылова. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1987. — 255 с.
  129. Прикладное искусство народов Коми: Программа (проект). -Сыктывкар, 1992. 17с.
  130. Расскажи береста //Наука и жизнь, 1992, № 1 — 22 с.
  131. В.Я. Народные художественные промыслы. М., 1988.
  132. Резников J1.0. Гносеологические вопросы семиотики. -М., 1964.
  133. Родники Пармы /научно-попул. сборник/ Сыктывкар, ч. I1989. 171с.
  134. Родники Пармы /научно-попул. сборник/ Сыктывкар, ч. II1990. 185 с.
  135. Родники Пармы /научно-попул. сборник/ Сыктывкар, ч. Ill -1994. — 180 с.
  136. Г. Н. Берестяные изделия Коми, /труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР Сыктывкар, 1976. — вып. 17.
  137. Г. Н. Традиционные домашние ремесла и кустарные промыслы Коми (конец XIX начало XX вв.). — Л., 1975.
  138. С.П. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — т.1 — 548 е., т.2 — 322 с.
  139. Русское искусство XVIII начало XIX вв. Материалы исследования /сборник. — М., 1971. — 180 с.
  140. .А. Орнамент сквозь века: народное творчество //Юн. художник. 1980. — № 2.
  141. .А. Язычество Древних Славян. М., 1997.
  142. .А. Происхождение и семантика ромбического орнамента /сб. Музей нар. искусства и художественных промыслов, -М., 1972. вып. 5, — С.127−134.
  143. Э.Н. Происхождение народа коми //Родники Пармы. Сыктывкар, 1989.
  144. Э.Н., Королев К. С. По следам легендарной чуди. -Сыктывкар, 1990.
  145. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: изд-во МГУ, 1988.-288 с.
  146. Е.Е. Ребёнок и знак. Тула: Приокское кн. изд-во, 1993−264 с.
  147. В.А. Истоки некоторых элементов удмуртского женского наряда по данным археологии. Ижевск, 1983.
  148. В.А. Традиционная духовная культура коми-зырян: Ритуал и символ (семиотика культуры) /учебное пособие по спецкурсу/. Сыктывкар, 1991. — С.80.
  149. Т.С. Народное искусство и его проблемы. М., 1977.-247 с.
  150. М.Н. Методологические и методика пед. исследований. М., 1986. — С.156.
  151. А.А. Детские рисунки /хрестоматия по возрастной психологии/, под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Мудке. М., 1980.
  152. Т.М. Орнамент почерк эпохи. — М.: Аврора, 1972. -172 с.
  153. Стеблин-Каменский И.М., Семенов В. Н. Несколько замечаний о персонификации у коми северного ветра // семиотика культуры, тезисный доклад III всесоюзной летней школы семинара. -Сыктывкар, 1991.
  154. С.С. Диагностика интеллекта методов рисуночного письма. М., 1996. — 96 с.
  155. В. Интерес к учению важнейший стимул учебной деятельности учащихся //Советская педагогика, 1952 г., № 4, С. 34.
  156. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 344 с.
  157. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/В.Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. М.: — Просвещение, 1985, — 255 с.
  158. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/В.Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. М.: — Просвещение, 1985. 255 с.
  159. Теория и практика педагогического эксперимента /А.И. Пискунова, Г. В. Воробьев. М., 1979.
  160. .М. Психологические вопросы художественного воспитания.//В кн.: Вопросы художественного воспитания. М.: изд. АПН РСФСР, 1947. — вып. 11. — С.7 — 26.
  161. Н.М., Семенов В. А. Семантика традиционной деревенской среды. Сыктывкар, 1985.
  162. В.Л. Керамическая игрушка и работа с глиной. -Сыктывкар, 1992.
  163. Традиционная культура и быт народа коми. М., 1978 — 78 с.
  164. Традиционная культура коми. Этнографический очерк. -Сыктывкар, 1994.
  165. О.В. Функции символического языка культуры в моделировании инвариативной структуры личностно-ориентированного урока// автореферат дисс. канд. пед. наук // -Ростов-на Дон, 2000. 24 с.
  166. В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1979.
  167. Л.В. Образ, символ, знак. Минск, 1967.
  168. Ульяновский монастырь у зырян. Сыктывкар, 1994.
  169. И.Н. Народное Декоративно прикладное искусство северо-русских народов конца XVII середины XIX вв. /автореферат дисс. док. ист. наук. — Л., 1985.
  170. О.М. Берестяная утварь русского и финно-угорского населения. СПб., 1992.
  171. А.В. Материаловедение и технология художественной обработки материалов. М., 1981.
  172. П.А. Культ, религия, культура /Богословские труды/ М., 1977. — 102с.
  173. Фольклор и этнография /сборник/. Л., 1974.
  174. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя /Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  175. Д.Д. Золотая ветвь. М., 1983. — 255 с.
  176. Г. О роли моделей в познании. М., 1963.
  177. Н., Дронова О. Влияние орнамента на выразительность рисунков старших дошкольников /дошкольное воспитание. -1986. № 6.
  178. И.Ф. Педагогика. Минск, Университетское, 2002.- 560 с.
  179. Л.В. О содержании понятия «этнические процессы». -СЭ, 1969. № 5.
  180. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
  181. Хороших П. П, Гемуев .Н. Берестяные изделия селькупов. -Новосибирск, 1980.
  182. Т.В. К семантике пространственных и временных показателей в фольклоре /сб. статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. -113 с.
  183. Н.Н. Этногенез коми по данным антропологии. -СЭ, 1946. № 2.
  184. Л.В. Лекции по исторической этнологии: учебное пособие. М: Просвещение, 1998. -400 с.
  185. П.И. Коми сигудок и русский гудок. Таллин, 1980- С.38−40.
  186. С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. /под. Ред. Кузина Н. Н., Скаткиной М. Н. М.: Педагогика, 1980 — т.2.f 416с.
  187. В.Д. Искусство и дети. М., 1969.1195. Шипунова А. В. Народное искусство коми (резьба по дереву) доклады по этнографии географического общества СССР, вып.У. Л., 1967.
  188. Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. — 285 с.
  189. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  190. Ю.А. Логика знаковых систем. М.: Знание, 1974.
  191. В.А. Введение в методологию научного познания. -Л.: изд-во ЛГУ, 1970. 190 с.
  192. В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966 300 с.
  193. В.А. Проблемы методологии научного познания. -М.: Высшая школа, 1978. 271 с.
  194. В.А. Роль моделей в познании. Л.: изд-во ЛГУ, 1963 — 128 с.
  195. Шубинский Педагогика творчества учащихся. М., 1988.
  196. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988 — 208 с.
  197. Г. И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов у учащихся. Л., 1967.
  198. Г. И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения. М.: Просвещение, 1962.
  199. Д.Б. Психология обучения младшего школьника -М.: Знание, 1974 64 с.
  200. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  201. П.Н. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. 291 с.
Заполнить форму текущей работой