Образование Синода.
Духовный регламент
Наконец, 25 января 1721 года Петр утвердил Духовный регламент, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. «…Уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое по следующем регламенте имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелевает всем верным подданным… Читать ещё >
Образование Синода. Духовный регламент (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу ХVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Образование Синода в 1721 году завершало процесс подчинения духовной власти светской и являлось важнейшей вехой в становлении абсолютизма. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Петр знал взгляды Адриана на роль церкви в государстве: «…царство власть имеет только на земле, между людьми… священство же власть имеет и на земле, и на небе». Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви починить себе светскую власть — это и обусловило те мероприятия, которые были проведены в этой сфере.
В 1700 году умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступал против политики Петра.
Стефан Яворский по-прежнему должен был созывать на советы епископов — «освященный соборы», но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 году Монастырскому приказу. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 годы казна получила с монастырских вотчин свыше 1 миллиона рублей. Одновременно государство ограничивало число монахов, запрещало им переход из одного монастыря в другой. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат. Буганов В. И. Указ. соч. С. 67.
Наконец, 25 января 1721 года Петр утвердил Духовный регламент, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. «…Уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое по следующем регламенте имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелевает всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским имети сие за важное и сильное правительство, и у него крайния дел духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушаться во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих коллегий…». Письма и бумаги императора Петра Великого. С. 128. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью был образован Святейший правительствующий Синод. Он был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили двенадцать человек. Возглавлял Синод президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров. В 1722 году эти названия были изменены.
Президентом Синода Петр оставил престарелого местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, уже неспособного выполнять свои патриаршеские обязанности; к тому же через год он умер. Фактическим руководителем Синода был его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович — правая рука царя в церковных преобразованиях. Прокопович сочинил регламент Синода — Духовный регламент, а также участвовал в составлении важнейших указов, относившихся к церковным и монастырским делам. Кулюгин А. М. Энциклопедия российских царей. М., 2001. С. 360.
Духовный регламент установил, что членов Правительствующего Синода назначает царь, и тем самым приравнял их к чиновникам прочих светских учреждений. Они, как и все чиновники, приносили присягу на верность государю и обязывались безоговорочно выполнять все его повеления. Церковным иерархам предписывалось «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Тем самым пресекались притязания духовенства на светскую власть. Ради «государственного интереса» нарушалась тайна исповеди. Синодский указ 1722 года в соответствии с устным повелением Петра обязывал всех священников, выяснивших намерение исповедовавшегося совершить «измену или бунт», немедленно доложить об этом властям.
Духовный регламент примечателен еще и тем, что он обосновывает преимущества Синода как коллегиальной формы правления перед патриаршеством, то есть единоличным правлением: «…сие правление соборное и всегдашнее, и аки всегдашний Синод, или синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршеском, яковое есть наше Российское». Другое преимущество Синода состоит в том, что «вящше ко уверению и повиновению преклоняет приговор соборный, нежели единоличный указ» .
В 1722 году церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах. Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых» ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и другим — всем тем, что не было противопоказано монашеству.
Создание такого вида управления и организации церкви сам Петр объяснил следующим образом: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного…». Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла.