Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рок-культура и социально-политическая жизнь российского общества в конце XX — начале XXI века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В советское время рок объединял людей на духовном уровне. Это было обусловлено их стремлением к свободе, созревшим сознанием для новых общественных отношений, которые не вмещались в рамки существующего политического режима. Сегодня различные идеологические направления рок-культуры объединяют людей на рациональном уровне. Связь таких объединений объективно слабее. Но тем не менее, рок-культура… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Рок-культура и политическая жизнь России в 1990-х — начале 2000-х годов
    • 1. Рок-культура и политические кампании
  • 1990-х — начала 2000-х годов
    • 2. Рок «согласных» и «несогласных»
    • 3. Рок-протест
  • Глава II. Эволюция рок-культуры на фоне социальных проблем в России в 1990-х — 2000-х гг
    • 1. Изменения в идеологии рок-культуры в 1990-х — начале 2000-х годов
    • 2. Вклад рок-культуры в борьбу с алкоголизмом, наркоманией и СПИДом
  • Экологическое рок-движение
    • 3. Рок против военных конфликтов
  • 1990-х — начала 2000-х годов и терроризма
    • 4. Рок-культура и социальные проблемы детей в современной России
  • Глава III. Рок-культура и Русская Православная Церковь
    • 1. Появление в России
  • Христианского (Православного) рока"
    • 2. Рок-культура и Русская Православная Церковь
  • За!" и «Против!»
    • 3. Совместная деятельность рок-музыкантов и представителей Русской Православной Церкви

Рок-культура и социально-политическая жизнь российского общества в конце XX — начале XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Музыка, являясь значимой частью культуры, отражает духовный мир человека, но в то же время она имеет огромную силу воздействия на внутренний мир человека. В современном мире музыка играет важную роль и занимает особое место в жизни практически каждого человека. В России музыкальная культура всегда являлась неотъемлемым элементом человеческого быта. Праздники, встречи, мероприятия, дорога, работа, отдых, настроения человека — всё это наполняется звуками музыки и имеет своё отражение в музыкальной культуре. Конечно, восприятие музыки у всех людей разное. Для кого-то музыка всего лишь фоновое сопровождение, часть людей воспринимает её как развлечение, а есть и те, для кого музыка является определённой философией, от которой выстраиваются жизненные ориентиры. В этом универсальность, доступность и, в тоже время, сложность музыкального искусства, содержащего в себе и философию, и незамысловатость, и элементы развлечения.

Обоснование темы.

Исследование музыкальной культуры становится в последнее время всё более актуальным и необходимым. Связано это с тем, что изучение музыкального искусства, которое отражает нравственные ценности общества, позволяет понять особенности социально-политического развития, а также даёт возможность более детально разобраться в проблемах, стоящих перед ним. С другой стороны, трудно разобраться в особенностях развития современной музыки, не принимая во внимание социально-политическое развитие общества.

Особенно остро связь музыкального искусства и социально-политического состояния общества можно проследить в рок-музыке. Именно поэтому данная работа посвящена изучению взаимосвязи рок-музыки с социально-политическими процессами, явлениями и событиями.

Рок-музыка, пришедшая в Советский Союз с Запада в конце 1960;х годов, стала не просто новым музыкальным направлением или молодёжной субкультурой, но и целым социальным явлением. В Советском Союзе рок-музыка приобрела специфические, характерные только для неё черты, вобрав в себя традиции бардовской культуры (авторской песни под гитару, акцент в которой делается на текст, а не на музыку). Это позволяет говорить о самобытности отечественной рок-музыки, которая получила собственное имя — «Русский рок». В отличие от Западного, в «Русском роке» приоритетным является содержание текста песни, а не музыка. Можно сказать, что рок в России стал новой формой авторской песни.

Слово «рок» имеет иностранное происхождение, образовалось оно от названия музыкального стиля, зародившегося в 1950;е годы в США — «rock-n-roll». Дословный перевод английского слова «rock» имеет следующие значения: скала, риф, горная породаглаголы — качаться, крутиться, трястись, выводить из равновесия1.

В толковом словаре русского языка слово «рок» означает «судьба», что более точно отражает смысл «Русского рока» .

Как такового стиля «рок» не существует — это собирательное понятие состоящее из арт-, симфо-, хард-, альтернативного и других направлений рок-музыки, образованной на основе рок-н-ролла и бита.

Развитие рок-музыки, как на Западе, так и в России, способствовало появлению особой, своеобразной поэзии, изобразительного искусства, определённой моды и сленга. Со временем в рок-музыке появились определённые социальные и духовные достижения. Это позволило определить «рок» как субкультуру, основу которой составляет рок-музыка, Аракин В. Выгодская 3., Ильина Н. Англо-русский словарь. — 19-е изд., стереотип. — М.: Русс.яз. — Медиа, 2004. С. 441. Ожегов С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь Русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В В. Виноградова. -4-е изд. дополненное. — М.: А Темп, 2004. С. 683. но помимо музыкальной составляющей, «рок» включает в себя также вербальный, поведенческий, предметный и социокультурный компоненты3. Субкультура — явление молодёжное, а «рок» со временем объединил людей разных поколений и вышел за рамки субкультуры. Таким образом, «рок» сосредотачивает в себе все основные грани культурной системы и объединяет людей разных возрастных групп, что даёт основания говорить о рок-музыке, не только как о субкультуре, но и как о рок-культуре.

Идеологическую основу рок-культуры составляют такие ценности как честность, искренность, стремление к справедливости, к свободе личности. Особенностью рок-культуры является философия протеста. В социальном плане отечественная рок-культура зарождалась как протест против системы ценностей, утверждаемых Советской властью, направленных на построение общества, состоящего из людей, мыслящих идеологически одинаково.

Долгое время деятельность рок-музыкантов не была ассимилирована массовой культурой. Достигнув широкого размаха и получив массовый отклик в эпоху Перестройки, рок-музыка постепенно стала частью массовой культуры, что незамедлительно привело её в систему рыночных отношений. Это значительно снизило социальную значимость Русского рока. При всём этом нельзя не отметить, что ни одно музыкальное направление не оказало такого влияния на умы, поведение и образ жизни нескольких поколений людей, как рок-музыка.

Существуют определённые трудности и проблемы научного изучения рок-культуры. Связано это, прежде всего, с неопределенностью в понимании законов развития рок-музыки, её взаимоотношений с другими культурными явлениями, а также с отсутствием концептуальных моделей ее изучения, слабой изученностью социальных образований, существующих в контексте рок-культуры. Отсюда возникают трудности с прогнозированием Васильева А. Российская рок-музыка 1970;х- 1990;х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Дис. канд. культурологии. — Челябинск. 1999. С. 4. будущих направлений развития рок-культуры. Тем не менее, эти причины не мешают, а наоборот, способствуют проявлению научного интереса к рок-культуре. И историческое исследование поможет раскрыть проблемы, связанные с изучением рок-культуры. В силу того, что рок-культура явление социальное, для более глубокого понимания развития её течений и направлений, необходимо изучать рок-культуру в контексте социально-политических событий, происходивших в России в обозначенный период.

Стереотипы, связанные с рок-культурой, предвзятое к ней отношение, часто мешают выработке объективной оценки, в виду того, что рок-культура — явление многогранное и сложное.

В палитре изучаемых культурных явлений, существующих на данный момент, рок-культура — объект для современной исторической науки новый, малоизученный. Но, в силу относительной краткости своего исторического существования, а также невероятной быстроты распространения и популярности у самых различных слоев общества, рок-культура притягивает внимание многих исследователей. Исследование рок-культуры актуально для музыковедческой, филологической, социологической и культурологической наук.

Объект исследования — деятельность рок-групп в социально-политическом аспекте.

Предмет исследования — рок-культура в 1990;е — начале 2000;х годов.

Цель работы — проанализировать эволюцию рок-культуры на фоне социально-политического развития России в 1990;е — 2000;е годы.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— Показать влияние политических событии на развитие отечественной рок-культуры.

— Рассмотреть изменения, произошедшие в идеологии рок-культуры.

— Оценить вклад рок-культуры в решение социальных проблем Российского общества.

— Показать значение рок-культуры в построении гражданского общества.

— Выявить взаимосвязь рок-культуры и религии.

— Проанализировать взаимоотношения и взаимовлияние рок-музыкантов и миссионеров Русской Православной Церкви.

выводы.

Рок — явление социокультурное, причём социальный аспект составляет ключевое значение для изучения и объективного понимания его исторического развития. Именно социальной составляющей рок-культуры посвящено данное исследование.

Рассмотрев рок-культуру через призму социально-политических событий, произошедших в России в конце XX — начале XXI вв., принимая во внимание культурологические и социологические данные по рок-культуре, были сделаны следующие выводы.

В 1990;е — начале 2000;х годов в отечественной рок-культуре произошли значительные перемены:

— Рок-культура стала частью массовой культуры;

— Она преобразовалась в сложный конгломерат течений, выделяющихся по музыкальным и внемузыкальным признакам;

— Рок-музыка как основа рок-культуры стала инструментом, который используется для достижения самых разных целей и выполнения разного рода задач.

В данном исследовании отечественная рок-культура рассматривалась в трёх сферах общественной жизни, которые оказали на её развитие наиболее значимое влияние:

1. Политической;

2. Социальной;

3. Духовной (религиозной).

1. Политическая сфера. Данная сфера, являясь одной из наиболее важных сфер в жизни современного человечества, оказала значимое влияния на развитие отечественной рок-культуры.

Сознание большинства советских людей формировалось в условиях доминирования чёткой идеологической линии, поэтому появившаяся в 1990;е годы во всех сферах общественной жизни «свобода», была воспринята как «вседозволенность». Отсутствие государственной идеологии, переход российского общества к рыночным отношениям стали превращать его в «общество потребления» западного образца. Рок-культура, несмотря на свою протестную идеологию, не стала здесь исключением. Но стоит отметить, что процессы перехода к рыночным отношениям в рок-культуре были значительно медленнее, чем в остальных направлениях музыкальной культуры.

Значимыми политическими событиями, оставившими глубокий след, в том числе и в истории отечественной рок-культуры, явились августовские события 1991 года. Фестивали «Рок на баррикадах» и «Рок против танков» у стен Белого дома в Москве и на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, стали последними рок-фестивалями, на которых музыканты выступили единым фронтом. В дальнейшем политические взгляды рок-общественности разделились, что привело к распаду единого рок-движения. Эти фестивали явились своеобразной границей между «Советским» и «Российским» периодами рок-культьуры.

С исчезновением Советского Союза исчезла и острота «социального протеста» в рок-культуре. А внедрение рыночных отношений в рок-культуру породило стереотип о «смерти Русского рока». Но, как показало данное исследование утрата «социального протеста» характерна лишь для начала 1990;х годов — времени относительного хаоса и неопределённости в стране.

Отход от «социального протеста» сыграл и положительную роль для рок-культуры, позволив музыкантам обратить внимание на качество своего творчества.

Неблагоприятная политическая обстановка в стране не позволила рок-культуре долгое время находиться в стороне от социально-политической жизни. Первым крупномасштабным политическим событием, которое объединило многих рок-музыкантов, стала кампания «Голосуй или проиграешь!». Но, как показали исследования, о воссоединении рок-движения не могло идти речи, поскольку каждый рок-музыкант, участвуя в этой политической кампании, преследовал свои личные цели.

В конце 1990;х — начале 2000;х годов рок-культура всё более активно погружается в политическую жизнь страны. Это подтверждают следующие факты:

Во-первых, рок-музыку активно использовали в своих предвыборных агитациях, а также для достижения других политических целей, партии «Союз правых сил» и «Единая Россия».

— Во-вторых, в 2000;х годах прошло несколько встреч именитых рок-музыкантов с первыми лицами страны, а также с высокопоставленными чиновниками. Это подтверждает, что рок-культура определённым образом влияет на политическую жизнь страны.

— В-третьих, рок-культура была отмечена в оппозиционном движении.

Активное участие рок-культуры в политической жизни России во второй половине 1990;х — первом десятилетии 2000;х годов повлияло и на её развитие. В политическом плане в рок-культуре выделилось два направления: «прокремлёвский рок» и «оппозиционный рок». Причём активность последнего выражена в количественном росте оппозиционно настроенных рок-музыкантов, а также в образовании оппозиционных (андеграундных) рок-движений. Связано это с ужесточением политического режима и, как следствие, ростом общественного недовольства.

2. Социальная сфера. 1990;е — начало 2000;х годов ознаменовались серьёзными внутренними переменами в рок-культуре, которые в свою очередь, оказали влияние и на её внешние качества и свойства. Этому способствовало несколько факторов:

— перемены, произошедшие в стране;

— опыт, приобретённый рок-культурой в процессе своего развития;

— появление и влияние на отечественную рок-культуру новых течений и направлений западной рок-культуры.

Определяющим моментом для российской рок-куьтуры в 1990;е годы, стал отход от стереотипа «Секс, наркотики, рок-н-ролл», который долгое время влиял на общественное восприятие рок-культуры и на образ жизни рок-музыкантов.

Отказ многих рок-музыкантов от употребления алкоголя и наркотиков послужил появлению в российской рок-среде движения «Straight Edge», зародившегося на Западе. К началу 2000;х годов это движение выделилось в отдельную субкультуру, но при этом продолжает сохранять устойчивые связи с рок-культурой.

В 1990;х — начале 2000;х годов рок-культура принимает активное участие в борьбе с социальными проблемами, связанными с распространением и употреблением алкогольных и наркотических веществ. Главными методами борьбы рок-культуры являются рок-фестивали. Ежегодно по всей России проходят рок-фестивали, направленные на борьбу против наркотиков, алкоголя и СПИДа. Основными социальными функциями рок-фестивалей подобного рода являются:

— информационная функция — позволяет донести до определённой части населения информацию о существующих проблемах и о путях их решений;

— пропагандистская функция — позволяет рок-музыкантам заявить о своём отношении к существующим проблемам и вести пропаганду здорового образа жизни среди молодёжи;

— материальная функция — способствует сбору средств на поддержку благотворительных фондов и организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере существующих проблем.

Статистические данные, приведённые во второй главе данного исследования, показывают неутешительные результаты: алкогольная и наркотическая зависимость, а также СПИД продолжают активно распространяться среди населения России.

Несмотря на то, что многие рок-музыканты отказались от употребления алкоголя, большинство рок-концертов и фестивалей в России трудно представить без продажи алкогольной продукции. Некоторые рок-фестивали спонсируются компаниями, производящими алкогольную продукцию. Что даёт основание для продолжения существования известного стереотипа о неотъемлемом присутствии алкоголя и наркотиков в рок-культуре. Но несмотря на это, в конце XX — начале XXI века предпринимаются первые шаги в правильном направлении — пропаганде здорового образа жизни. Основная часть общества осознает необходимость и важность противостояния алкогольной и наркотической зависимости, а рок-культура постепенно становится орудием борьбы с пагубными пристрастиями.

В начале 2000;х годов особое место в рок-культуре заняла благотворительность. Благотворительные рок-фестивали становятся частым явлением в российском обществе. Они помогают собрать значительные средства для оказания помощи людям, нуждающимся в ней. Благотворительная деятельность рок-музыкантов поддерживает реабилитационные центры для страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, лечебные центры для ВИЧ-инфицированных и онкологических больных, детские дома и ветеранские организации.

Важным элементом рок-благотворительности стала забота о самой незащищённой части общества — о детях. В первую очередь деятельность в этой сфере направлена на помощь детям с онкологическими заболеваниями, а также детям-сиротам.

Помимо рок-фестивалей, благодаря которым удаётся собрать денежные средства, некоторые рок-музыканты регулярно посещают детей в больницах и детских дома.

В начале XXI века в России стало активно развиваться волонтёрское движение. Волонтёрские организации создаются и на базе региональных фан-клубов различных рок-групп. Они занимаются поддержкой детских домов в своих регионах.

В 1990;е — первом десятилетии 2000;х годов рок-культура не осталась в стороне от военных конфликтов. Рок-музыканты продолжили славные традиции советских концертных бригад, поддерживая боевой дух солдат своими выступлениями в «горячих точках».

В изучаемый период регулярно проводились рок-фестивали и концерты, направленные на моральную и финансовую поддержку ветеранов Афганской и Чеченской войн, а также других локальных конфликтов. Важной задачей таких мероприятий является и поддержание общественной памяти.

Необходимо отметить, что разногласия среди рок-музыкантов по политическим взглядам и убеждениям не стали помехой для их совместной деятельности в социальной сфере.

Активное участие рок-культуры в политической и социальной жизни нашей страны, даёт основания говорить о том, что рок-культура является одним из элементов гражданского общества, признаки которого стали проявляться в России в начале 2000;х годов.

3. Духовная (Религиозная сфера). В ходе исследования было выявлено, что рок-музыканты исповедуют самые разные религии или являются атеистами.

Третья глава диссертации посвящена изучению взаимодействия рок-музыкантов и Русской Православной Церкви. Связано это со следующими обстоятельствами:

1) Среди населения Российской Федерации Православное христианство преобладает над другими конфессиями;

2) Большинство верующих рок-музыкантов позиционирует себя как православные христиане;

3) Некоторые представители рок культуры 70-х — 80-х годов впоследствии стали православными священнослужителями;

4) Именно представители РПЦ стали вести активную работу в рок-среде и взаимодействовать с рок-музыкантами.

5) Только с РПЦ у рок-культуры существуют устойчивые взаимосвязи.

В начале 1990;х годов деятельность Русской Православной Церкви была полностью легализована, обозначились процессы сближения её с государством. Стали возрождаться православные традиции в народе. Именно в это время в России появляется такое явление, как «Православный рок». Но поначалу никто всерьёз не говорит об этом явлении.

В начале 2000;х годов начинается активное взаимодействие представителей Русской Православной Церкви и рок-музыкантов, позиционирующих себя православными.

Общественное внимание к этому взаимодействию проявилось после фестиваля «Рок к небу», состоявшегося 14 января 2003 года. Это событие стало символичным как в истории церкви, так и в истории рок-культуры. Именно после фестиваля «Рок к небу!» всерьёз заговорили о сотрудничестве двух, на первый взгляд, несовместимых явлений.

Взаимодействие Русской Православной Церкви и рок-культуры выражается в следующем:

— рок-музыканты проводят с православными миссионерами совместные концертные туры;

— практически на всех крупных рок-фестивалях уделяется время для выступлений священников с проповедью;

— организуются православные рок-фестивали («Дорога к храму», «Рок к небу» и др.) и рок-концерты, посвященные церковно-историческим событиям («Крещение Руси», «Царские дни» в Екатеринбурге и др.);

— рок-музыканты принимают участие в съёмках православных программ и телепередач («Земное и небесное», «Выше крыши» и др.);

— при храмах открываются молодёжные центры, в которых важное место занимает рок-клуб.

Самый большой рок-клуб действует при храме преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве. По статистическим данным местных органов правопорядка, с момента открытия рок-клуба число преступлений среди молодёжи значительно сократилось. Одно это подтверждает важность и необходимость взаимодействия РПЦ и рок-культуры.

Характерной для истории развития взаимоотношений РПЦ и рок-культуры в изучаемый период, является дискуссия об актуальности и правильности этих взаимоотношений. Неоднократно проводились встречи сторонников и противников исследуемого взаимодействия, но в итоге каждый оставался при своём мнении.

Статистических данных о том, сколько людей пришло к Православной вере через рок-культуру, нет. Но, по словам самих рок-музыкантов и миссионеров, есть примеры, когда люди не только приходили в храм, но и уходили из сект, благодаря рок-музыке. К тому же, такое сотрудничество играет важную роль в социальном плане, поскольку большинство православных рок-концертов и фестивалей являются благотворительными.

В последние годы на сценах рок-фестивалей можно встретить представителей и других конфессий и вероисповеданий. Очень часто священнослужители разных религий выходят с проповедью на рок-концертах вместе, показывая тем самым, что мирное сосуществование людей, исповедующих разные религии возможно.

Активное сотрудничество РПЦ и рок-музыкантов продолжается уже около 10 лет. За это время рок-миссионерство не превратилось в обязательное занятие для всех священнослужителей, а храмы не стали площадкой для рок-концертов, чего так опасались люди, скептически настроенные к такому сотрудничеству. Рок-клубы при Православных храмах не стали обязательным церковным нововведением и открываются только там, где это возможно и необходимо.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что не только развитие российской рок-культуры зависит от событий и явлений, происходящих в стране, но и рок-культура влияет на ход исторических событий.

Несмотря на сложный процесс развития рок-культуры в 1990;хпервом десятилетии 2000;х годов, она продолжает выполнять важную социально-значимую функцию консолидации людей. Происходит это благодаря использованию русского языка в творчестве рок-музыкантов, попыткам поиска ответов на вечные, актуальные для большинства людей вопросы, а также их помощи и поддержке в решении общественно-важных проблем. Главными особенностями «Русского рока» продолжают оставаться честность и открытость, что особенно ценно в нашей стране.

В советское время рок объединял людей на духовном уровне. Это было обусловлено их стремлением к свободе, созревшим сознанием для новых общественных отношений, которые не вмещались в рамки существующего политического режима. Сегодня различные идеологические направления рок-культуры объединяют людей на рациональном уровне. Связь таких объединений объективно слабее. Но тем не менее, рок-культура наравне с театральной культурой, классической музыкой и другими видами искусства, имеющими характерные русские черты, а также с набирающим популярность спортом, составляют звенья одной цепи, которая способна, на мой взгляд, сформировать столь необходимую сегодня национальную идею.

В конце первого десятилетия 2000;х годов социально-политическая значимость и роль рок-культуры возросла. Связано это с тем, что социальный протест, ярко выраженный в рок-культуре, становится всё более актуальным, так как в российском обществе растут социальные противоречия, ужесточается политический режим. В отличие от советского периода своей истории, где рок-культура объединяла только противников государственной власти, в период российский, при помощи рок-культуры объединяются как противники, так и сторонники режима. Но политические противоречия не отражаются на общей для всех представителей рок-культуры борьбе с негативными явлениями и тенденциями в России.

В «Ведении» были обозначены музыкальные стили рок-культуры изучаемого периода. Пользуясь материалами, изложенными в ходе данного исследования, необходимо выделить направления по «внемузыкальным» признакам, сформировавшиеся в отечественной рок-культуре в 1990;хпервом десятилетии 2000;х годов.

— Коммерчесский рок. Это направление появилось в результате активного включения рок-культуры в товарно-денежные отношения. Группы, относящиеся к этому направлению, создавались и создаются исключительно как бизнес проекты, т. е. главной их целью является получение прибыли. Как правило, они являются продюсерским продуктом. Содержание их песен носит преимущественно развлекательный характер, нежели социально-философский. Зачастую эти группы довольно быстро становятся популярными и, как только пропадает интерес массового слушателя, они исчезают. К группам данного направления относятся: «Total», «Звери», «Би-2», «Братья Гримм», «Токио», «Танцы минус» и другие.

— Развлекательный рок. Музыка, несущая в себе позитивные эмоции. Тексты песен, характерные для данного направления, содержат сарказм и юмор, имеют, как правило, не сложное мажорное музыкальное сопровождение. Данное направление представляют: группы «Тайм-Аут», «Бобры», «Скворцы Степанова», «Distemper» и другие.

— Социальный рок. Музыканты данного направления посредством рок-музыки выражают протест существующей политической системе. Тексты песен имеют социально-политический подтекст или же напрямую говорят о какой-либо социально-политической проблеме. Это группы «Lumen», «Телевизор», «Гражданская оборона», «Адаптация» и другие.

— Андеграундный рок — игнорирует стилистические и языковые ограничения, отказывается от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, не поддерживает коммерческой направленности рок-музыки, противопоставляет себя массовой культуре. К нему относятся группы «Химера», «Электрические партизаны» и другие. Зачастую музыканты, играющие протестный рок, относят себя к андеграундному року, но андеграундый рок характерен не только для социального протеста.

— Христианский рок — разновидность рок-музыки, посвященная теме христианства. Представители христианского рока исполняют песни о Боге, вере и душе. К ним относятся группы «Если», «Галактическая Федерация», «Трубный зов», «Третий Рим» и другие.

Существуют на рок-сцене группы, которые трудно отнести к определённому направлению как по музыкальным, так и по внемузыкальным признакам. Они синтезируют в себе практически всё, поскольку содержание для них важнее формы. Как правило, в «Русском роке» песни пишутся под гитару, а потом аранжируются в наиболее подходящем для текста стиле. Являясь достаточно успешными коммерческими проектами, такие группы могут нести в себе протест или наоборот, выражать поддержку власти, могут вообще не касаться политики, а в своём творчестве допускают любые стилистические эксперименты. Такое направление принято называть «Классическим роком». К группам, представляющим данное направление относятся: «Аквариум», «ДДТ», «Пилот», «Сплин», «Серьга», «Машина времени», «Неприкасаемые», «Калинов мост», «Разные люди» и другие.

Алътернативщики". Альтернатива объединила в себе сразу несколько стилей, что позволило создать полностью обособленную субкультуру. За основу, был взят стиль «HardCore». Особенностью альтернативы является объединение воедино «рэпа» и «рока». Наиболее известные отечественные альтернативные группы — «Элемент», «Чужие Сны», «Аматори», «Психея» и другие.

Скинхеды". Рок-музыку используют как скинхеды-неонацисты, так и антифашисты. Рок-концерты играют определённую роль в этой субкультуре. Концерты «неонацистских» и «антифа» рок-групп нередко являются поводом для выяснения отношений оппонентов, поэтому зачастую заканчиваются массовыми драками. Рок-группы «Антифа»: «Warriors of Zion», «Насквозь» и другие. «Неонацистские» рок-группы: «Коловрат», «ТНФ», «Велимор» и другие.

Субкультура «футбольных фанатов». У большинства около футбольных группировок («фирм») разных футбольных команд есть рок-группы, которые сочиняют песни о своих командах и выступают для своих сподвижников. Наиболее известные рок-группы: «Тот Cat» (ПФК ЦСКА) — «Clowns Bail» (ФК «Спартак»).

Байкеры". Главным элементом данной субкультуры является мотоцикл. Но и рок-музыка играет в ней важную роль. Преобладающими направлениями рок-музыки в субкультуре «байкеров» являются «Hard Rock» и «Heavy Metal». К отечественным рок-группам, особо почитаемым байкерами, относятся: «Ария», «Декабрь», «Алиса», «Тайм-Аут» и другие.

Готы". Для данной субкультуры характерен стиль «Heavy Metal».

Наиболее известные группы «Гуахо», «Children Of The Gun», «para bellvm».

Эмо". Рок-музыка очень важна для этой субкультуры, так как она вызывает сильные и разнообразные эмоции. Смысл песен сводится к темам неразделенной любви, несправедливости и жестокости. Отечественные эмо-группы — «Маю», «Мои Любимые Игры», «Послезавтра», «Оригами» и другие.

Несмотря на то, что рок-культура — это сложное и многогранное явление, внутри которого существует огромное количество направлений и стилей, попробуем разобраться, как рок-культура воспринимается обществом в конце XX — начале XXI века. Обобщив информацию, полученную в ходе исследования и сделав выводы, можно охарактеризовать представить современную рок-культуру в двух аспектах следующим образом:

1. Рок-культура — это средство, позволяющее реализовать определённые идеи и достичь поставленные целей.

В отечественной рок-культуре конца XX — начала XXI века наблюдается движение в сторону «гражданского общества». Об этом свидетельствует участие представителей рок-культуры в политических событиях, социальных движениях, благотворительных акциях, их взаимодействие с различными общественными институтами и организациями.

Стоит отметить, что рок-музыканты придерживаются разных политических взглядов и течений, что говорит об отсутствии в рок-культуре единой идеологической линии и развитии в ней демократических основ. Это, в свою очередь, подтверждает вывод о рок-культуре как сильном идеологическом «оружии», использование которого зависит от интересов самих рок-музыкантов.

2. Рок-культура — успешный коммерческий проект. Данное утверждение подразумевает, что всё упомянутое в первом предположении, используется как успешный РЯ-ход. Аргументы в пользу данного вывода:

— рок-культура пользуется большим спросом на рынке шоу-бизнеса.

— рок-культура получает огромную прибыль (рок-концерты, альбомы, рок-атрибутика, реклама и т. д.);

— рок-музыканты участвуют как в фестивалях, направленных на борьбу с наркоманией и алкоголизмом, так и в «пивных» фестивалях, что свидетельствует о беспринципности и о стремлении получать всевозможные выгоды. Это позволяет говорить о том, что в данном случае рок-музыка является для музыкантов целью, а не выступает средством.

Несмотря на то, что эти две позиции противоречат друг другу, они обе имеют право на существование, поскольку рок-культура в начале XXI века неоднозначна и многогранна. Внутри неё могут уживаться как паразитическая коммерция, основанная на использовании позитивных элементов рок-культуры для получения прибыли, так и явления, подобные альтруизму, идеализму и самопожертвованию, которые используют рок-культуру как средство.

В 1990;е — начале 2000;х годов отечественная рок-культура прошла непростой путь. В ней появилось огромное количество стилевых и идеологических направлений. Рок-культура стала частью массовой культуры, что привело её к включению в систему рыночных отношений. Но предрекаемой ещё в начале 1990;х годов «смерти Русского рока» не произошло.

Проведённое исследование показало, что развитие рок-культуры неразрывно связанно с историческими событиями, происходящими в нашей стране.

Возможно, изучаемого периода в 20 лет недостаточно, чтобы делать какие-то глубокие выводы. Но данная работа имеет место быть. Так как в ^ огромном противоречивом информационном пространстве, которое увеличивается с каждым днём, и в котором всё труднее разобраться, периодически необходимо систематизировать накопившуюся информацию, во избежание утраты её отдельных элементов или ошибочности трактовок.

Данная работа поможет простым обывателям, интересующимся рок-культурой, не только понять особенности развития российской рок-культуры в 1990;х — 2000;х годах, но и разобраться в основных исторический событиях и явлениях, которые происходили в России в изучаемый период.

Будущим исследователям истории развития отечественной рок-культуры эта работа поможет более детально и систематично выстроить причинно-следственную связь событий и явлений, так или иначе повлиявших на её развитие.

Заключение

.

Подведём итоги и обобщим сделанные в ходе данного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JT. Новые дороги в ад: рок-музыка и наркомания. М., 2002. -32. с.
  2. A.C. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 431с.
  3. А. Энциклопедия хард-рока. М., 2001. — 240 с.
  4. А. Рок-Энциклопедия: Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965−2005. В 3 томах. СПб.: Амфора, 2007. — 1332 с.
  5. М. Преступление перед будущим. М.: Святая Гора, 2006. 56 с.
  6. Интервью Ильи Кнабенгофа от 06.01.2011 г. // Личный архив Тучина П.В.
  7. Интервью Михаила Новицкого от 25 июня 2011 г. // Личный архив Тучина П.В.
  8. Интервью Станислава Бартенева от 17. 07. 2011 г. // Личный архив Тучина П.В.
  9. Интервью Дмитрия Шагина от 03. 11. 2012 г. // Личный архив Тучина П.В.
  10. Интервью Юрия Шевчука от 24.02.2013 г. // Личный архив Тучина П.В.
  11. С. Рок-энциклопедия. М.: Ровесник, 1997. — 910 с.
  12. А. Рок и Миссионерство. М., 2004. — 355. с.
  13. Е. «Я не верю в анархию». -М., 1997. 213 с.
  14. М. Затяжной поворот история группы Машина времени. -Спб.: Амфора, 2008. — 352 с.
  15. А. Рок-музыка с христианской точки зрения // Миссионерский листок. № 56. — 2001. — 12 с.
  16. Л. ЧАЙФстори. М&bdquo- 2001. — 256 с.
  17. Л., Кушнир А. Наутилус помпилиус. Спб.: Амфора, 2007. -331 с.
  18. А. Илья Чёрт // Пилот. М.: Нота-Р, 2002. — 290 с.
  19. С. Современная культура: сатанизм или богоискательство. М., 2002. 96 с.
  20. A.A. Социокультурное пространство современной музыки. Автореф. дис. канд. филос. наук. /Балтийский техн. ун-т «Военмех». (С, — Петербург). СПб., 1998. — 20 с.
  21. И.С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов: диссертация кандидата социол. наук. СПб., 2003, — 160 с.
  22. И.Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура:нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1989. — № 4. С. 48−56.
  23. А. Российская рок-музыка 1970-х 1990-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Дис. канд. культурологии. — Челябинск, 1999. 184 с.
  24. Г. Б. Рок-культура феномен XX века. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов Н/Д, 2001. — 26 с.
  25. Л.Р. Петербург и рок-культура: трансформация города // Россия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Всероссийскойнаучно-практической конференции. СПб., 16−19 декабря 1996 года/Балтийский госуд. техн. ун-т. СПб., 1996. — С. 26−28.
  26. А. Что такое русский рок? //Человек: образ и сущность: Ежегодник/ РАН ИНИОН, Центр туманит науч.-информ. исслед.: гл. ред. Скворцов Л. В. М., 2000. — С. 225−227.
  27. Ю. В. «Тексты смерти» русского рока. Пособие к с спецсеминару. Тверь, 2000. 24 с.
  28. Е. В. Рок-культура в контексте современной культуры: диссертация кандидата филос. наук. СПб., 2003. — 162 с.
  29. C.B., Жерносенко Д. Н. Молодежная субкультура // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Ч. 1. -Новосибирск, 1996.-С. 38−39.
  30. Д.А., Волкова Ю. А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия //Проблемы информационной культуры. Вып. 4: Искусство в контексте информационной культуры. -М., 1997.-С. 114−131.
  31. Т.Н. Новые подходы к изучению рок-культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.-2009 № 118.-С. 315−320
  32. Невская, Татьяна Николаевна. Эволюция рок-культуры в России: диссертация кандидата культурологи. СПб., 2009. — 162 с.
  33. Д. Молодёжные субкультуры. Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 1996. — 17 с.
  34. П.В. Феномен хаоса в пространстве рок-культуры. Методология формального анализа. // Общественные, самодеятельные движения: сб. научных трудов. -М., 1990.-С. 192−206.
  35. Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Вып.З. Тверь, 2000.-230 с.
  36. Е. Влияние рок-музыки на психическое здоровье подростка. // Мир и человек в философии и искусстве: Сб. тез. и ст.:
  37. Материалы VIII обл. студ. науч. конф. и ТП пед. чтений. /Арханг. пед. колледж. Архангельск, 2001. — С. 257−288.
  38. М.С. Рок как социокультурный феномен. Автореф. дис. канд. культуролог, наук. /Ин-т молодежи. М., 1998. — 23 с.
  39. Шар В. К. Путь рока: Оригинальный опыт музыкально-исторического исследования. М., 1998. — 423 с.
  40. Т. Избранное: Социология музыки. М., 1999. — 345 с.
  41. А. Рок 1955−1991. Информационно-справочное издание. СПб.: Триал, 1992.-424 с.
  42. О. Панк вирус в России. М., 1999. — 320 с.
  43. А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки. М.: Останкино, 1991.-320 с.
  44. Альтернативная культура: Энциклопедия, сост. Д. Десятерик. -Екатеринбург, Ультра. Культура, 2005. — 240 с.
  45. В., Выгодская 3., Ильина Н. Англо-русский словарь. 19-е изд., стереотип. — М.: Русс.яз. — Медиа, 2004. С. 441.
  46. Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск, 1998. С. 172.
  47. Ария: Легенда о динозавре (с ископаемых времен). М., 2000. — 368 с.
  48. Н. Константин Кинчев: Жизнь и творчество. Стихотворения. Документы. Публикации. СПб., 1993. — 456 с.
  49. О. Панк: Энциклопедия: Все, что вы хотели узнать о панке, хардкоре, сайкобилли, ска и альтернативе, но некого было спросить. — М., 2001, — 345 с.
  50. A.A., Запесоцкий A.C. В ритме эпохи. Очерки истории музыки «рок». Спб., 1994. — 86 с.
  51. Рациональные и социологические основания музыки // Вебер М. -Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 469 — 550.
  52. В. Рок-справочник. Новосибирск. 1992. — 495 с.
  53. Векторы развития культуры на грани тысячелетия. СПб., 2001. — 132 с.
  54. О. Мальчик как мальчик. СПб., 2001. — 336 с.
  55. В. Русский рок. -М., 1991. 86 с.
  56. Т. Молодежные субкультуры. Казань, 1997. — 115 с.
  57. М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. — 254 с.
  58. К. О войне. М., 1933, т. 3, С. 19.
  59. А. Рок. Истоки и развитие. М., 1998. — 245 с.
  60. А. Панк-рок от, А до Я: М.: Музыка, 1992. 69 с.
  61. В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. -М., 1994.- 160 с.
  62. О. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок-и поп-музыки: термины и понятия. М.: Музыка, 2002. 168 с.
  63. JI. О ДДТ, Шевчуке и не только о нём. Ростов-на-Дону, 2001.-62. с.
  64. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1999. — 640 с.
  65. А. Ответы молодым. М., 2005. — 287 с.
  66. С.А. Немой свидетель. СПб., 1997. 125 с.
  67. K.M. Заклинания Диониса: Заметки о новосибирском рок-н-ролле 80-х гг. Новосибирск, 1998. — 342 с.
  68. А. Золотое подполье. Н. Новгород, 1994. — 368 с.
  69. Легенды русского рока: История отечественной рок-музыки. Кн.1. М., 1999.-362 с.
  70. П. Калинов мост. На устах моих твои песни. Ростов Н/Д, 2001.-241 с.
  71. В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М., 2003.-403 с.
  72. Л. В легком жанре. Очерки и заметки. Л., 1986. — 296 с.
  73. А. Музыка преисподней: Рок-музыка, наркотики, ночные клубы. Н. Новгород, 1998. — 32 с.
  74. Музыка: Большой энциклопедический словарь. -М., 1998. 563 с.
  75. О. Э. Биографические мифы о русских рок-поэтах. СПб.: Гуманитарная академия. — 2011. — 350 с.
  76. С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь Русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: «А Темп», 2004. С. 683.
  77. Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000. -261 с.
  78. Г. Российская социологическая энциклопедия. Г. М., 1998. -672 с.
  79. В.А. Магия рок-музыки. Ростов Н/Д, 2001. — 324 с.
  80. П.В. Феномен хаоса в пространстве рок-культуры. Методология формального анализа. // Общественные, самодеятельные движения: сб. научных трудов. М., 1990. — С. 192−206.
  81. Режимбаль Жан-Поль. Корни рок-н-ролла. Тула, 1994. — 126 с.
  82. Режимбаль Жан-Поль. Рок-н-ролл. Насилие над сознанием. М., 2004. -345 с.
  83. В. Кайф вечный, или как я был Ринго Старром. СПб., 1999. -180 с.
  84. А.И. История Аквариума. Книга флейтиста. СПб., 2001. -479 с.
  85. В. Король и шут. Самая правдивая история о самой невероятной группе. СПб., 2002. — 238 с.
  86. . Кумиры российской эстрады. М., 1998. — 432 с.
  87. Н., Божко Ю. Рок-музыка: проблемы и перспективы: Краткий очерк социальной истории советской рок-музыки. М.: Знание, 1989.-63 с.
  88. И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. -М., 1994.-264 с.
  89. И. Прекрасный дилетант: Б. Гребенщиков в новейшей истории России. -М., 1999. 370 с.
  90. Современная энциклопедия. Музыка наших дней. М.: Аванта. — 2002. -428 с.
  91. А. Социология и музыкальная культура. М., 1975. — 202 с.
  92. В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Н. Новгород, 1997. — 427 с.
  93. С. Лестница в небо: рок-н-ролл в поисках искупления: история рока и религии: Пер. с англ. М., 2001. — 234 с.
  94. М., Соколянский А. Лики русского рока. М., 1994. -202 с.
  95. А.Л. Последние тайны рока. -М., 2001. -203 с.
  96. А. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. М.: Книга, 1990. 156 с.
  97. А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е., М.: Искусство, 1991.-215 с.
  98. Е. Рок в нескольких лицах. М.: Молодая гвардия, 1989.-248 с.
  99. Н. ДДТ. Книга свидетельств очевидцев. -Архангельск, 1996. 459. с.
  100. Н. Империя ДДТ. М., 1998. — 256 с.
  101. , И. А. Парадоксы рок-музыки: мифы и реальность: К.: Молодь, 1989.-296 с.
  102. Художественная жизнь современного общества. В 4 т. Т. 1. СПб., 1996.-С. 118−138.
  103. Benetollo A. Rock et politique: Censure, opposition, integration. -Paris, 1999.-243 p.
  104. Cushman T. Notes from Underground: Russian music counterculture in Russia. NY, 1995. — 194 p.
  105. Le rock. Aspects esthetiques, culturels et sociaux. Paris, 1994. -246 p.1. Периодические издания.
  106. А. Юрий Шевчук три часа пел о войне и мире // Российская газета. 25 сен. 2008. — № 4758. С. 1.
  107. Анти-NATO // Завтра. апр. 1999. — № 15 (280). С. 8.
  108. А. «Если бы на месте Сидельниковой был Троицкий, моя рука бы и к нему протянулась."//Новая газета. 23 марта 2011. -№ 30. С. И.
  109. Т., Виноградов М., Карминский О. Будем слушать русскую музыку // Известия. 29. авг. 2005. — № 197. С. 15.
  110. К. Прогнувшийся металл // Новые известия. 28 авг. 2006, — № 159. С. 12.
  111. . Рок послушания // Деньги. 17 мар. 2008. — № 10 (665). С. 15.
  112. . Партийная самодеятельность // Коммерсантъ. 29. авг. 2005. — № 160/П (3244). С. 8.
  113. . Шевчук исполнил политическую программу // Коммерсант. 26 сен. 2006, — № 174 (3991). С. 21.
  114. Без бригад и баррикад // Бизнес и Балтия. 29 июля 2009. — № 132 (3748). С. 8.
  115. С. Во власти рока // Российская газета. 13 окт. 2010. -№ 5310 (231). С. 2.
  116. А. Михаил Борзыкин: Сначала надо быть просто человеком, а потом уже человеком искусства // Новая газета. — 30 июн. 2010. -№ 69. С. 18.
  117. С. Пиво «Балтика». То, что Доктор Кинчев прописал // De Luxe. август-сентябрь 2008. — № 5−6. С. 12.
  118. Э. Дмитрий Медведев в ритме рока // Независимая газета. 13 окт. 2010. — № 221 (5134). С. 1.
  119. А., Ильичёв Г. Политика как шоу бизнес // Известия. 25 нояб. 2002. — № 233.С. 9.
  120. А. Рок-клуб как зеркало русской рок-революции. // «Rock Fuzz». апрель, 1996. — № 31. С. 20−22.
  121. А. Юрий Шевчук: Если Россия с Украиной начнут воевать — я на себя руки наложу! // Новая газета. 5 июня 2008 г. — № 40. С. 10.
  122. Встреча с о. Андреем // Семинарский вестник. 2004. — № 2 (11). С. 2.
  123. В Чечне наконец прошёл рок-фестиваль // Деловая пресса. 09 нояб. 2005. — № 44(320). С. 10.
  124. Е. Папа русских алкоголиков // Новая газета. 13 окт. 2010.-№ 50. С. 16.
  125. Р. Большому кораблю глубокая лужа. Размышления на тему челябинского рока.//Уральск, парадигма. 2000. — № 4. С.85−101.
  126. Н. Скованный одной цепью // Бульвар Гордона. 2008. дек.-№ 48 (188). С. 7.
  127. Два капитана Путин и Медведев: победили вместе // Российская газета, 6 мар. 2008. — № 4606. С. 2.
  128. А. Мои враги внутри меня (К. Кинчев) // Русский репортёр. 19 ноября 2008. — № 44 (74). С. 62−67.
  129. И. Александр Васильев, «Сплин»: с Шевчуком мне не по пути //КП-Кыргызстан.-01 июня 2008.-№ 148. С. 15.
  130. Н. Зачем человеку музыка? // Сириус. № 5 (670). -ноябрь 2008. С. 12.
  131. Н. Любитель из «Мегаполиса» (Олег Нестеров) // Русский репортёр. 14 сен. -№ 36. С. 68−71.
  132. А. Шпаргалка от общественников // Российская газета.- 21 окт. 2009. № 5023 (199). С. 3.
  133. Земфира: Поп-музыка это вовсе и не музыка // Мы. — 2001. -№ 3. С.178−186.
  134. М. «ДДТ» выступает с концертами перед российскими солдатами в Югославии // Новейшая история отечественного кино 1986−2000. Кино и контекст. Т. VII. СПб, Сеанс, 2004. — С. 74.
  135. Н. Рок-фестиваль «Слава России» пройдет в Чечне, Дагестане и Ингушетии /Н. Камышев // Комсомольская правда. 05 апр. 2010. — № 86. С. 17.
  136. Л. Шевчук провёл перед Путиным «Марш несогласных» // Комсомольская правда. 29 мая 2010. — № 145. С. 2.
  137. О. Президент выступил с рок-группой // Коммерсант. 13 окт. 2010. — № 190 (4490). С. 3.
  138. М. Открытый воздух и вольный ветер. // «Fuzz». — 2001.- № 7. С. 8.
  139. М. Борис Гребенщиков: Я приветствую пиратство // Коммерсантъ. 1998.- янв.-№ 5 (1408). С. 11.
  140. В. Об истоках рок-музыки //Советская музыка. 1986. -№ 7. С. 101−109.
  141. А., Костенко Н., Цветкова М. Солисты Кремля // Ведомости. 13 окт. 2010.-№ 193 (2711). С. 2.
  142. О. Вудсток по-казански // Российская газета. 27 авг. 2008.-№ 4737. С. 20.
  143. Т. Участник Марша несогласных Юрий Шевчук: рок-тусовка раскололась на два лагеря «гламур с гитарами» и «оппозицию» // Новый регион. — 04 мар. 2008. — № 09. С. 7.
  144. А. Путешествия рок-лейтенанта. // «Fuzz». № 8, 2001. С.11−12.
  145. Н. Раскол единорока // Аналитический еженедельник Дело. 2008. — март. — № 502. С. 20.
  146. А. В поисках молодой шпаны. // «Rock Fuzz». -№ 14 (март 1994). С. 18−20.
  147. А. Крутой вираж хитрого Лиса // Самозащита без оружия. 4 (33) 2008. С. 9.
  148. В. Путь зла это самый короткий путь (Ю. Шевчук) // Русский репортёр. — 23 сентября 2008. — № 36 (66). С. 48−54.
  149. Э. Кузьминки во власти рока // Тверская 13.-29 авг. 2006. № 148. С. 10.
  150. М. Рок-музыкант Юрий Шевчук: «Сам удивляюсь, что меня не убили на дуэли» // Известия. 11 мая 2007. — № 124. С. 11.
  151. Ю. Рок власти или власть рока // Новая газета. — 4 апр. 2005.-№ 24. С. 7.
  152. К. История поп//Русский репортёр. 28 июля 2009. -№ 29(108). С. 20−28.
  153. А. Поколение «Тамтама» // «На дне». 1996. — № 17. С. 10.
  154. И. «ДДТ» и «Алиса» собираются в Югославию // Коммерсант. 2 апр. 1999. — № 54 (1698). С. 2.
  155. А. Куда уходит Русский рок // Русский репортёр. 2 июля 2008.-№ 25 (55) С. 18−27.
  156. В. Путин напомнил несогласным о законе // Независимая газета.-31 мая 2010 № 105. С. 2.
  157. А. Владимир Шахрин: самое сложное играть простую музыку // Новая газета. — окт. 2001. — № 74. С. 9.
  158. А. Я не знаю, что такое рок // Новая Газета. 2001. -июль. — № 48. С. 12.
  159. Ю. Андрей Ковалев: «Власть надо ругать. А родину любить» // Известия. 27 сен. 2006. — № 176. С. 14.
  160. Н. Надежда вернулась в «Дом на Горе» // Новая газета. -28 июня 2010. -№ 68. С. 6.
  161. Н. «Подари жизнь» в Петербурге // Новая газета. — № 56.- 28 мая 2010. С. 7.
  162. А. Питерские рок-фестивали. // «Fuzz». № 7, 2001. С. 19−21.
  163. В. Ю. Шевчук: Третья мировая началась! // Аргументы и факты. 1 декабря 2004. -№ 48 (1257). С. 1.
  164. А. Мунилов А. Владислав Сурков познакомился с монстрами рока // Известия. 29 мар. 2005. — № 74. С. 12.
  165. Российское танго, (интервью с Ю. Шевчуком). // «Rock Fuzz». -ноябрь 1995. -№ 27. С. 18−19.
  166. С. Рок за//Татьянин день. — янв. 2003. — № 1 (50). С. 12.
  167. М. Артемию Троицкому отказали от Дома художника // Коммерсант. 02 июня 2011. — № 98 (4639). С. 5.
  168. А. Красный эшелон // Завтра. № 31(454). — 30 июля 2002. С. 8.
  169. И. Рок-н-ролл жив. //Знание-сила. 1991. -№ 8. С.56−63.
  170. Совместное турне диакона Андрея Кураева и лидера рок-группы ч «Алиса» прошло на Урале // Церковный вестник. ноябрь 2003. — № 22(275). С. 9.
  171. Д. Лазарева Суббота русского рока // Церковный вестник. июль 2006. -№ 13−14 (336) С. 10.
  172. А.Л. Фантазии на тему Нобеля в стиле рок // Музыкальная жизнь. 1999. — № 4. С. 47.
  173. А.Л. Шоу продолжается // Музыкальная жизнь. 1999. -№ 5. С.45−46.
  174. А. Блеск и рутина техно-рока // Музыкальная жизнь. -1983.-№ 14. С. 227−241.
  175. Н.Ю. Молодежная субкультура // Общество и социология: Новые реалии и новые идеи. 2000. С.212−216.
  176. Философ, не трусь! (интервью с Ю. Шевчуком) // «Fuzz». 1999. -№ 3. С. 19−20.
  177. Р. Лия Ахеджакова: «Я проклинаю себя за свое молчание» // Независимая газета. 01 июня 2010. — № 106. С.З.
  178. Т.В. Новая музыка № 6. (О музыкальной культуре XX века).//Новый мир. 1993. — № 1. С.218−232.
  179. И. Ударим по фанере тяжелым роком // Город М. -сент. 2006. № 9. С. 11.
  180. Шевчук бойкотирует рок-фестиваль в Чечне // Аргументы и факты. 29 июня 2008. — № 26 (1287). С. 14.
  181. Г. Три эстетики, три составные части поп-музыки // Советская эстрада и цирк. 1991. -№ 2. С.6−88.1. Интернет ресурсы.
  182. О. Единороссы организовали фестиваль для тех, кто любит живую музыку и свою страну. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.piligrim-rock.ru/ru/publics/item80
  183. ВИЧ и общество // ВШрСПИД. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.stopspid.ru/society/situationinrussia/id.38/
  184. Влияние рок-музыки на организм человека //domotvetov.ru. -Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.domotvetov.ru/kids/a/39390l 14. html
  185. Возможна ли «рок-проповедь» Православия? Полемика и дискуссия. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 223 102 118
  186. В Первоуральском интернате прошла рок-дискотека // RePORT. -01 март 2010. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.justmedia.ru/news/readers/2010/03/01/65 493
  187. Н. Шевчука допросили по делу о ДТП Lukoil //Life News Online 23 марта 2011. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.lifenews.ru/news/54 329?c=461 322
  188. М. Юрий Шевчук: Выйти на улицу заставили выборы. // Фонтанка.ру. 04 матр.2008. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2008/03/04/047/
  189. JI. Вадим Самойлов подает в суд на музыкального критика // Комсомольская правда. 31 марта 2011. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://kp.ru/daily/2566L4/823 370/
  190. Группа «Осколки Лета» стали «Рок-Нянями» // Прибайкалье. 15 фев. 2011. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.pribaikal.ru/organizations-item/article/7280.html
  191. В. Андрей Макаревич. Против СПИДа // Известные люди. июль 2004 год. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://beatle2.narod.ru/int/makar.htm
  192. А. «Мы опять на грани развала страны». -Электронный ресурс. Режим доступа: ЬИр://шшш.аН8а.пе1/ргеБ8а.рЬр?асйоп=2012&ё15к=рге55 334
  193. История эпидемии в России. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.stopspid.ru/society/situationinrussia/id.37/
  194. Количество ВИЧ-инфицированных в России. Статистика // Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://hivrussia.org/stat/index.shtml
  195. Кураев в Донецке // Донбасская Русь. 22. мая 2008. -Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.donbassrus.dn.ua/index.php?new=6865
  196. А. Открытое письмо В.В. Путину// Московский Комсомолец № 26 009. 8 августа 2012 г. — Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/article/2012/08/06/733 856-otkryitoe-pismo-makarevicha-putinu.html/
  197. А. Открытое письмо В.В. Путину// Московский Комсомолец. 23 декабря 2012 г. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/article/2012/12/23/791 083-andrey-makarevich-perestal-nazyivat-putina-quotuvazhaemyimquot.html
  198. А. Давайте попробуем при Путине // Московский Комсомолец. 10 ноября 2012 г. — № 26 089. — Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.mk.rU/politics/article/2012/l 1/09/772 171-makarevich-vyistupil-s-novyim-otkryityim-pismom.html
  199. Н. «Русский рок» к определению понятия // Научный альманах «Варианты». 22 февраля 2010. — № 02 (3). — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://warianty.blogspot.ru/2010/03/blog-post10.html
  200. Е. Может ли рок быть направлен к небу? // Неофит. — фев. 2003. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://neofit.narod.ru/music/ROcKnebu.html
  201. Наркомания статистика. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.russlav.ru/narkotik/narkomaniya-statistika.html
  202. Неизвестные пытались помешать провезти технику для концерта в защиту Химкинского леса // Газета.ру. 22 августа 2010 г. -Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2010/08/22/n1537245.shtml
  203. Организаторов концерта в поддержку Троицкого вызвали в прокуратуру // Лениздат.ру. 09 июня 2011 г. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pml/c-1 097 552−0.html
  204. Православный рок-клуб снизил уровень преступности среди молодёжи // Православный молодёжный портал dubus.by. 02 фев. 2008. — Электронный ресурс. — РежимflOCTyna: http://www.dubus.by/modules/news/articlestory id1000. html
  205. В. Политическая партия «Союз правых сил» (СПС) // Публичная интернет-библиотека. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.anticompromat.org/sps/sprsps.html
  206. Приезд ДДТ оказался для украинцев важнее концерта Маккартни //Лента. Ру. 03 апреля 2009 г. — Электронный ресурс. — Режим доступа: phttp://lenta.ru/news/2009/04/03/jam/
  207. Русские рокеры протрезвели?// Интернет-издание «Публичные люди». 03 октября 2011 г. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http ://pl .com, ua/?pid=61 &artid= 19 608
  208. А. Крах системы может наступить неожиданно // Русские новости. 03 февраля 2011. — Электронный ресурс. — Режим flocTyna: http://ru-news.ru/artdesc.php?aid=4846
  209. Статистика алкоголизма в России. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://nodrink.me/articles/statistika-alkogolizma-v-rossii/
  210. А. Алисомания в «церковном дворике» или о православном роке//Русская народная линия. Юавг.2010. -Электронный ресурс.- РежимflocTyna^ocTyna:http://www.ruskline.ru/analitika/2010/8/10/alisomaniyav cerkovnomdvorikeiliopravoslavnomroke/
  211. А. Ещё раз о православном роке // Русская народная линия. 04 сен.2010. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ruskline.ru/analitika/2010/09/04/ewyorazopravoslavnomrok е/
  212. Ударим роком по «потребительству, материализму и банальному примитивизму» // Русская линия. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://rusk.ru/st.php?idar=311 268
  213. А. Дети-сироты нуждаются в духовной помощи // Gaudeamus. 26 окт. 2011. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://gaude.ru/news/14 634
  214. Юрий Шевчук принес публичные извинения бывшему сотруднику ГИБДД // Газета Спб.ру. 22 апреля 2011. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.gazeta.spb.ru/512 144−0/
  215. Ющенко поднимет вопрос о создании единой поместной Церкви Украины // Православие. Ру. 04 июля 2008 г. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/27 082.htm
Заполнить форму текущей работой