Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственная политика в области начального образования в России в первой половине 60-х годов XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Никитенко A.B. Дневник. 1826−1877. Тт. 1−3. — М.: 1955;1956; Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848−1896. — Л.: 1929. размышления о процессах, которые начались в России с восшествием на престол нового императора. К тому же дневники Никитенко содержат множество фактов, не получавших отражения в периодической печати. Е. М. Феоктистов являлся человеком другого склада: вместо… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Начальное образование в России в середине XIX века и Планы его реформирования
    • 1. 1. Место начальной школы в жизни российского общества
    • 1. 2. Разработка и принятие Положения о начальных народных училищах
  • Глава 2. Роль государственных органов и церковных учреждений в
  • Преобразовании начальной школы
    • 2. 1. Государственная реформа начальной школы
    • 2. 2. Православная церковь и народные школы
  • Заключение. 289 Источники и
  • литература

В истории России было немало событий, имевших далеко идущие последствия и оказавших колоссальное влияние на все, без исключения, слои населения страны. Целой чередой таких событий была наполнена вторая половина 50-х — первая половина 70-х гг. XIX в. — период, именовавшийся в советской историографии эпохой буржуазных реформ, а в западной — эпохой Великих реформ. Проведение этих преобразований было связано с именем императора Александра II, поэтому встречается также употребление оборота «реформы Александра II». Можно сказать, что всё последующее развитие России, экономическое, политическое, социальное и культурное, вплоть до 1917 г. проходило под знаком государственных преобразований и общественных движений, возникших в годы правления Александра II.

Если вторая половина 50-х гг. XIX в. была, в основном, временем подготовки первых реформаторских проектов, то с первой половины 60-х гг. происходит переход к их реализации. Безусловно, первой по времени и по значимости в ряду реформ была крестьянская. Освобождение от крепостной зависимости сначала помещичьих, а затем государственных и удельных крестьян, составлявших большую часть населения страны, не могло не вести к коренным изменениям во всех сферах жизни. В орбиту гражданской жизни должны были быть вовлечены несколько десятков миллионов человек, до сих пор не имевших о ней ни малейшего понятия. января 1864 г. было высочайше утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, органах местного самоуправления, в которых предполагалось участие и вчерашних крепостных- с конца этого же года вводились в действие новые судебные Уставы, в соответствии с которыми в стране появлялись всесословные судебные учреждения- готовилась также военная реформа, предусматривавшая всеобщую воинскую повинность взамен рекрутских наборов. Бесспорно, уяснить значение всех этих преобразований, а тем более сознательно участвовать в жизни реформируемого государства мог человек, достаточно к этому подготовленный. Люди, живущие сегодня в России, на себе испытывают все тяготы переходного в историческом смысле периода, усугубляющиеся ломкой привычных взглядов и образа жизни. В не менее сложной ситуации оказались наши предки в середине XIX в., независимо от того, к какому социальному слою они принадлежали. В такой же переходный период в жизни страны большая часть её населения оказалась не только не готова к происходящим переменам, но, в силу низкого культурного и образовательного уровня (в том числе и в дворянской среде), трактовала их в духе широко распространенных в русском обществе суеверий и предрассудков.

В связи с этим, не менее важной, чем все остальные, являлась реформа системы образования, призванная коренным образом изменить принципы работы учебных заведений, устоявшиеся в период царствования Николая I и характеризовавшиеся ярко выраженными сословными привилегиями дворянства и отсутствием преемственности в деятельности начальной, средней и высшей школы. Необходимость нового подхода ко всей системе образования была четко сформулирована управляющим Министерством народного просвещения A.B. Г оловниным в объяснительной записке к проектам Положения о народных училищах и Устава общеобразовательных учебных заведений в 1862 г.: «С уничтожением крепостного состояния и с дарованием через то прав гражданских и человеческих всем лицам без исключения оказывается более, чем когда-либо настоятельной необходимость приготовлять людей для всех поприщ и для всякой деятельности».1 Но нельзя забывать о том, что характерной особенностью всех реформ системы образования в XIX в. была их определённая политическая направленность. На это обращал внимание П. Н. Милюков, говоря о том, что после школьной реформы Екатерины II общественное образование в России было той силой, которую государство могло употребить для служения своим, интересам. И действительно, по крайней мере, в XIX в. все крутые повороты во внутренней политике сопровождались или даже начинались с перемен в области просвещения. Дело в том, что под просвещением понималось не только и не столько распространение положительных знаний, сколько формирование мировоззренческих позиций и нравственных принципов. Отсюда вытекала прямая связь всех реформаторских проектов с принятым

1 Цит. по: История России в XIX веке. T. IV, ч.11. — СПб.:1907.- С. 161. властью политическим курсом. Чрезвычайно выпукло эта особенность обозначилась в начале царствования Николая I: высочайшим рескриптом от 14 мая 1826 г. учреждался Комитет устройства учебных заведений, а в манифесте 13 июля того же года (в котором общественность извещалась о приговоре над декабристами) правительство обращало внимание родителей на особую необходимость нравственного воспитания детей.

При Александре II хронологически первой в ряду реформ образовательных учреждений стала университетская. Опубликованный в июне 1863 г. Устав Императорских российских университетов формально предоставлял возможность получения высшего образования представителям всех сословий в государстве. Но о каких равных возможностях могла идти речь, если большая часть населения страны, причем не только крестьяне, была неграмотна! Жизненно необходимым становилось создание такой системы всесословного начального и среднего образования, которая давала бы представителям любой социальной группы реальную возможность поступать в высшие учебные заведения. Конечно, по количеству университетов, относительно общей численности населения, Россия в это время уступала многим странам, но, претендуя на роль цивилизованного европейского государства, она должна была позаботиться о распространении хотя бы элементарной грамотности. Решение этой проблемы осложнялось тем, что все до сих пор существовавшие в стране начальные школы находились в ведении более чем десяти государственных учреждений. Частная же и общественная инициатива в деле народного образования государством не поощрялась, хотя правительство не находило возможности обеспечить материальную поддержку всех начальных школ: в ходе всех реформ до низшей ступени образования руки доходили в последнюю очередь. При этом ещё М. М. Сперанский обращал внимание Александра I на то, что серьёзная реформа системы образования по-настоящему должна начинаться как раз с начальной школы.

В диссертационном исследовании предполагается рассмотреть особенности государственной политики в области начального образования в первой половине 60-х гг. XIX в., когда деятельность государственных органов по созданию начальных школ нового типа (народных школ) перешла в практическую плоскость. В эти годы было разработано и принято Положение о начальных народных училищах, действие которого распространялось, правда, не на всю территорию Российской империи, а лишь на губернии, где вводились земские учреждения. Поэтому внимание автора исследования сосредоточено на европейской территории России. Этот период связан также с деятельностью в качестве министра народного просвещения Александра Васильевича Головнина, представителя либеральной бюрократии, известного своей принадлежностью к кружку реформаторов, группировавшихся вокруг великого князя Константина Николаевича. В силу определённых политических обстоятельств (восстание в Царстве Польском и Западном крае, покушение Д. Каракозова на Александра II) A.B. Головнину не удалось в полной мере реализовать ту программу, с которой он пришёл на министерский пост. Необходимость идти на компромиссы при выработке путей реформы начального образования отразилась в соответствующих нормативных документах. И, хотя формально Положение о народных училищах, принятое в 1864 г., действовало до 1874 г., многие его положения оказались нереализованными. В исторической литературе основное внимание уделялось реформам министра просвещения Д. А. Толстого, предпринятым в начале 70-х гг., поскольку именно они определили характер русской школы на десятилетия вперед. Реформы же начальной и средней школы, проведённые в период министерства A.B. Головнина, упоминались лишь вскользь как меры временные, рассчитанные на переходный этап в общем процессе реформ.

Государственная политика в области начального образования в России в первой половине 60-х годов XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде всего это дневники министра внутренних дел П. А. Валуева, военного министра Д. А. Милютина, а также недавно опубликованные с некоторыми сокращениями «Записки для немногих» A.B. Головнина. В этих источниках содержатся интересные штрихи к портретам представителей российской политической элиты и членов императорской фамилии, оказывавших влияние на принятие тех или иных решений. Хотя дневники и записки министров характеризует достаточно выдержанный тон, тем не менее, в них присутствуют иллюстрации нравов, распространённых в придворных кругах и высших государственных учреждениях. Эти нравы во многом являлись порождением российской системы власти, когда основой для принятия решений являлся не столько закон или мнение большинства, сколько личное мнение монарха и придворной камарильи. При такой системе решающим могло стать мнение влиятельных, но некомпетентных людей.

На эти особенности обращают внимание A.B. Никитенко и Е. М. Феоктистов.1 Первый из них — бывший крепостной, которому удалось закончить университет, стать профессором, а затем и академиком. Некоторое время A.B.Никитенко работал в системе цензуры и был знаком не понаслышке с практикой функционирования этих органов, а также образовательных учреждений при Николае I. Тем интереснее его.

Зайончковского. — М.: 1947;1950; Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник 1853−1855. — М.: 1990.

1 Никитенко A.B. Дневник. 1826−1877. Тт. 1−3. — М.: 1955;1956; Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848−1896. — Л.: 1929. размышления о процессах, которые начались в России с восшествием на престол нового императора. К тому же дневники Никитенко содержат множество фактов, не получавших отражения в периодической печати. Е. М. Феоктистов являлся человеком другого склада: вместо длинных размышлений в его мемуарах мы встречаемся с очень желчными, как правило, комментариями по поводу всего происходящего в стране. Являясь чиновником по особым поручениям при министре просвещения в первой половине 60-х гг., Феоктистов оставил оригинальные характеристики деятелей, с которыми ему приходилось общаться: от своего непосредственного начальника до великого князя Константина Николаевича.

Особо необходимо сказать о воспоминаниях, написанных общественными деятелями и журналистами.1 Все они дают живые иллюстрации эпохи и настроений, распространённых в годы реформ в основном в среде интеллигенции. Исключение здесь составляют записки Александра Ивановича Кошелева, известного славянофила. Поскольку с момента введения в действие Положения о земских учреждениях он был избран гласным сапожковского уездного земского собрания Рязанской губернии, в книге, подготовленной к изданию его женой, содержится.

1 Боборыкин П. Д. За полвека. Мои воспоминания. — М.: 1929; Головачёв A.A. Десять лет реформ. 1861−1871- Долгоруков П. В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860−1867. — СПб.: 1992; Кошелев А. И. Записки (18 121 883). — Berlin:1884- Панаев И. И. Литературные воспоминания. — Л.: 1950; Пантелеев Л. Ф. Из воспоминаний прошлого. — М.-Л.: Academia: 1934; Скабичевский A.M. Литературные воспоминания. — М.: 1928. характеристика роли земств в первые годы их существования. Здесь же можно найти суждения об отношении как дворян, так и крестьян к правительственным реформам, затрагивавшим их интересы.

Безусловно, прекрасно дополняют картину эпохи реформ дневники и воспоминания непосредственных участников претворения в жизнь новых идей в области образования, находившихся в прямом контакте с крестьянами, для которых в основном и должны были создаваться народные школы, — сельских учителей.1 Эти источники, уступая количественно вышеперечисленным, позволяют взглянуть на процесс реформ с другой стороны, иллюстрируют реакцию крестьян на попытки изменить их жизнь сверху.

Множество новых сведений содержат материалы, входящие в личные фонды государственных деятелей. В РГИАэто фонды 851 (A.B. Головнина), 908 (П.А. Валуева), 970 (И.П. Корнилова) и 1664 (Д.А. Толстого) — в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) были изучены документы фондов 126 (П.А. Валуева), 208 (A.B. Головнина), 379 (Ф.П. Корнилова), 531 (A.C. Норова) и 780 (Д.А. Толстого). Большой интерес в личных фондах представляют неофициальные заметки высокопоставленных должностных лиц. Кроме того, в фонде A.B. Головнина (ОР РНБ, ф.208), человека педантичного, содержатся копии.

1 Кившенко Н. Д. Дневник сельской учительницы. — СПб.: 1888- Стрельцов Е. Из двадцатипятилетней практики сельского учителя. — СПб.: 1875. всеподданнейших докладных записок за весь период пребывания его в должности министра просвещения с резолюциями Александра II.

В ходе изучения документов личного фонда П. А. Валуева (РГИА, ф. 908) автором диссертации был сделан вывод о том, что одну из записок, датированную в архиве концом 60-х — началом 70-х гг., следует отнести к более раннему периоду, а именно, — к 1863 г., поскольку П. А. Валуев упоминает о только что впервые опубликованной росписи государственных доходов и расходов (1862 год), о подготовке к введению в действие нового устава сельских училищ, а также о предположении предоставить большую самостоятельность городским управлениям.1.

Методологической основой диссертации являются принципы историзма, научной объективности, системности и междисциплинарного исследования. Принцип историзма позволяет исследовать проблему реформирования системы начального образования в условиях конкретной общественно-политической реальности, рассматривая не только правительственные планы, но и позиции различных социальных слоев. На основе принципов научной объективности и системности, с учётом разных точек зрения, воссоздаётся целостная картина событий. Принцип междисциплинарного исследования даёт возможность использовать методы смежных наук (политологии, социологии, экономики, психологии) для анализа проблемы.

1 РГИА, ф.908, оп.1, д. 314.

Заключение

.

В основе государственной политики в области начального образования в рассматриваемый период лежала рациональная идея: подготовить миллионы вышедших из крепостной зависимости крестьян к гражданской жизни в новых условиях. Реформа начальной школы задумывалась как составная часть реформы образовательных учреждений всех уровней, которая, в свою очередь, вытекала из общей системы преобразований в стране, отправной точкой которых была крестьянская реформа.

При этом правительство было озабочено тем, чтобы переложить содержание народных школ полностью на плечи общества, сохранив за собой контроль над духом преподавания. В связи с недостатком средств не была реализована одна из основных идей реформы: унификация всех начальных учебных заведений и подчинение их одному ведомству — Министерству народного просвещения. По Положению 14 июля 1864 г. сохранялась ведомственная разобщённость начальных школ, а соответственно и их неравное материальное положение. Такие ведомства как Министерство внутренних дел и Святейший Синод на практике оказывали большое влияние на осуществление школьной политики, причём не только в подведомственных им школах.

Если государство и проявляло относительную щедрость в сфере народного образования, то такая позиция была, как правило, продиктована политическими обстоятельствами (например, в Западном крае). Это касалось как открытия школ, так и подготовки учителей для них. Школам на остальной территории Российской империи приходилось довольствоваться теми учительскими кадрами, которые уже были в наличии, или пользоваться благотворительной помощью отдельных энтузиастов распространения грамотности. Учительские семинарии как специализированные учебные заведения стали открываться только с конца 60-х гг.

Основной целью начального образования провозглашалось духовно-нравственное воспитание, а не распространение конкретных знаний. В этих условиях объективно должна была возрасти роль официальной государственной, т. е. православной церкви, особенно в тех местностях, где были представлены другие конфессии, секты, а также при общем распространении в среде крестьянства представлений и верований скорее языческих, нежели христианских. В связи с этим, выделяя Министерству народного просвещения достаточно скудные средства на народные школы, правительство стремилось поддержать и православное приходское духовенство, находившееся зачастую в бедственном положении. С 70-х гг. XIX в. главенствующая роль православной церкви в народном образовании уже не была завуалирована.

Реформа практически не затрагивала специфические национальные системы образования и была рассчитана лишь на православное население России, причём только в тех губерниях, где вводились земские учреждения, хотя Положение 1864 г. о начальных народных училищах декларировало равные права для представителей различных сословий, этносов и вероисповеданий.

Общественная инициатива в распространении грамотности ограничивалась деятельностью отдельных подвижников или организаций, находившихся, в свою очередь, под контролем правительственных органов. Об участии общества в народном образовании в рамках земских учреждений можно говорить лишь с конца 60-х гг., так как постепенное введение в действие Положения о земских учреждениях касалось только части европейской территории России и продолжалось вплоть до начала 70-х гг. Кроме того, как отмечает Б. Н. Миронов, до 90-х гг. XIX в. земства открывали школы лишь там, где инициатива исходила от самих жителей. А в 60-е гг. крестьяне рассматривали обучение в государственных школах не как жизненную потребность, а как дополнительную повинность, в добавление к содержанию вводимых по Положению 19 февраля 1861 г. новых управленческих структур.

Появившиеся, в соответствии с Положением о народных школах 1864 г., училищные советы, задуманные как учреждения, координирующие деятельность различных ведомств и поощряющие частную и общественную инициативу в области просвещения народа, оказались почти повсеместно не способными решить эти задачи. Такая ситуация создалась в связи с отсутствием чёткой юридической базы для деятельности советов, а также с главенством ведомственных интересов в них и традиционным взглядом на государство как верховного арбитра в решении всех спорных проблем. Кроме того, ещё во время обсуждения проекта Положения Е. П. Ковалевским была высказана мысль о том, что правительственный контроль необходим в связи со специфическим состоянием русского общества, заражённого особыми политическими тенденциями и находящегося в политическом положении, которое нельзя признать нормальным.

При подготовке Положения о народных училищах первоначально предполагалось, что этот документ будет рассчитан на переходный период, пока все категории крестьян не сольются в единое сословие сельских обывателей. Различные авторские коллективы, работавшие над проектом Положения считали, что при отсутствии у государства необходимых средств для развития системы начальных школ будут привлечены деньги частных лиц и обществ, в том числе крестьянских. Надзор за соблюдением программ и уровня преподавания возлагался при этом на межведомственные училищные советы, в которые входили и представители земств. В действительности уже в течение этого переходного периода государство сочло необходимым усилить своё вмешательство в школьную сферу. Это выразилось как в учреждении должностей инспекторов народных училищ (1869 г.), так и в принятии нового школьного Положения (1874 г.), в соответствии с которым сужались рамки общественной самодеятельности в народном образовании. Эти решения были продиктованы политическими обстоятельствами и неготовностью населения к восприятию правительственной программы реформ, ориентировавшейся в значительной степени на такой постулат классического либерализма как главенство закона во всех областях жизни. Спустя несколько десятилетий, анализируя путь, пройденный русской школой, журнал «Новое слово» так отозвался о школьной реформе 60-х гг.: «Та школа, которая предлагалась народу, до некоторой степени отвечала идеалу её устроителейно идеал этот создался под влиянием таких условий жизни, которые были совершенно почти неизвестны народу».1 Вообще говорить о либерализме государственной политики в области образования, в частности начального, можно лишь постольку, поскольку правительство допускало в этом деле общественную инициативу, но лишь в пределах, определённых им самим. На практике же виден традиционный контроль верховной власти, правда, облечённый в новые формы.

В условиях реформирования различных областей жизни правительству приходилось постоянно лавировать, чтобы соблюсти интересы различных социальных групп, что подчёркивал в своей записке о реформах П. А. Валуев: «Перемена видна для всех и ощутима всеми, но не все видят цель нового движения, не все усматривают его пределы и не все руководствуются одинаковыми побуждениями при том участии, которое они в нём принимают. При этих условиях нельзя обойтись без колебаний и противоречий."2 В этой ситуации, по мнению П. А. Валуева, правительство вправе было рассчитывать на сочувствие и содействие всех благомыслящих людей. Причём определяющим всегда было мнение монарха, который следовал принципам самодержавной формы правления, несмотря на новые веяния.

Во введении к диссертации уже говорилось о специфике российской политической системы заключавшейся в том, что решающую роль в государственной политике играли не столько групповые интересы, сколько их преломление в сознании императора. В силу этого с 1866 г. (после покушения на Александра II Д. Каракозова) происходит отказ от курса либеральных.

1 Новое слово. — 1896. -№ 11. С. 39.

2 РГИА, ф. 908, оп.1, д. 314, л. 1.

294 преобразований, вызвавших к жизни, с определённой точки зрения, целую череду открытых антиправительственных выступлений. На взгляд автора, этот поворот во внутренней политике чётко обозначился уже в 1863 г. во время восстания в Польше и Западном крае и нашёл отражение в реализации плана реформирования начальной школы.

Таким образом, действие Положения о народных училищах 1864 г. стало ограничиваться уже во второй половине 60-х гг., когда ещё не все его пункты были реализованы. В дальнейшем и на практике, и юридически (по новому Положению 1874 г.) произошёл возврат к более характерному для Российского государства жёсткому вмешательству во все стороны жизни общества, в частности и в область народного образования, которая подверглась более детальной регламентации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российский государственный исторический архив (РГИА)
  2. Фонд 733 (департамента народного просвещения).
  3. Ф.734 (Учёного комитета Министерства народного просвещения).
  4. Ф.797 (канцелярии обер-прокурора Синода).
  5. Ф.802 (учебного комитета Синода).15.Ф.851 (A.B. Головнина).16.Ф.908 (П.А. Валуева).17.Ф.970 (И.П. Корнилова).
  6. Ф.1148 (департамента законов Государственного Совета).
  7. Ф.1152 (департамента экономии Государственного Совета).
  8. Ф.1180 (Главного комитета по крестьянскому делу).
  9. Ф.1181 (Главного комитета обустройстве сельского состояния).
  10. Ф.1263 (Комитета министров).
  11. Ф. 1265 (II Сибирского комитета).
  12. Ф. 1267 (Западного комитета).
  13. Ф.1269 (Еврейского комитета).
  14. Ф.1275 (Совета министров).
  15. Ф.1281 (Совета министра внутренних дел).
  16. Ф.1290 (Центрального статистического комитета Министерства внутр. дел).
  17. Ф.1473 (Секретного комитета по делам раскола).
  18. Российская национальная библиотека, отдел рукописей (ОР РНБ)121.Ф.126 (П.А. Валуева).122.Ф.208 (A.B. Головнина).123.Ф.379 (Ф.П. Корнилова).124.Ф.531 (A.C. Норова).125.Ф.780 (Д.А. Толстого).
  19. Документы, материалы и справочники21. Бюрократия и великие реформы в России (1860−70-е гг.). Современная англо-американская историография: Научный обзор. М.: ИНИОН, 1996. — 53 с.
  20. Всеподданнейшая докладная записка обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. Толстого о деятельности православного духовного ведомства с июня 1865 по январь 1866 года. СПб.: 1866. 67 с.
  21. Всеподданнейший доклад министра народного просвещения 7-го сентября 1865 г. Б.м., б. г — 29 с.
  22. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801−1917: В 4-х т. /Отв. сост. Д. И. Раскин. СПб.: 1998.
  23. Государственный Совет. 1801 -1901.-СПб.: 1901.- 257 с.
  24. A.B. Сельские училища в Европейской России и привислинских губерниях. -СПб.: 1884. LVII, 304 с.
  25. Журналы заседаний Учёного комитета Главного правления училищ по рассмотрению устава общеобразовательных учебных заведений и общего плана устройства народных училищ. СПб.: 1863. — 347 с. .
  26. Журналы Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу. В 2-х тт. Пг.: 1915.
  27. Замечания иностранных педагогов на проекты уставов учебных заведений Министерства народного просвещения. СПб.: 1863. — 417 с.
  28. Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ. В 6-ти тт. СПб.: 1863.
  29. Извлечения из отчётов по ведомству духовных дел православного исповедания за 1859−1866 гг. СПб.: 1860−1867.
  30. Извлечения из отчётов по управлению учебными округами за 1864 г. -СПб.: 1865.-777 с.
  31. Исторический обзор деятельности Комитета министров. 1802 1902. / Сост. С. М. Середонин: В 5-ти тт. — СПб.: 1902.
  32. Историческое обозрение 50-летней деятельности министерства государственных имуществ. 1837−1887 гг.: В 3-х тт. СПб.: 1888.
  33. История Сената за 200 лет. 1711−1911. В 5-ти тт.-СПб.: 1911.
  34. История уделов за столетие их существования. 1797−1897.: В 3-х тт. -СПб.:1902.
  35. М.М. Местные крестьянские учреждения 1861, 1874, 1889 гг. В 3-ёхт.-СПб.: 1911−1912.
  36. Каталог книгам для употребления в начальных народных училищах. -СПб.: 1872.-30 с.
  37. Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи под ред. Фёдорова В.А.). М.: 1994. — 527 с.
  38. Краткий очерк деятельности Министерства внутренних дел за двадцатипятилетие 1855−1880 гг. СПб.: 1880. — 183 с.
  39. Материалы по земскому общественному устройству. В 2-х тт. СПб.: 1885−1886.
  40. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. В 3-х тт. СПб.: 1901.
  41. Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского за 1821 -1867 гг.-М.: 1905.-387 с.
  42. Народные училища и участие в них православного духовенства. СПб.: 1865.- 178 с.
  43. Обзор деятельности Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений в 1862, 63 и 64 гг. СПб.: 1865, — 713 с.
  44. Обзор царствования государя императора Александра II и его реформ. 1855−1871.-СПб.: 1871.-522 с. 227.0 народных школах в юго-западных губерниях. СПб.: 1864. — 171 с. 2.28.Освобождение крестьян. Деятели реформы. т М.: 1911. — XXXII, 344 с.
  45. Отчёт по Главному комитету об устройстве сельского состояния за девятилетие с 19 февраля 1861 по 19 февраля 1870 г. СПб.: 1870. — 93 с.
  46. Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год. -СПб.: 1865.-615 с.
  47. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Тт. 1−55. -СПб.: 1830−1884. (ПСЗ РИ).
  48. Положение о народных училищах и женских гимназиях юго-западного края. Киев: 1869. — 44 с.
  49. Правила о церковно-приходских училищах православного духовного ведомства. СПб.: 1865. — 38 с.
  50. A.C. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб.: 1898. — 785 с.
  51. С. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. 1802 -1902. СПб.: 1902, — 785 с.
  52. Русский биографический словарь. В 25-ти тт. М.-СПб.-Пг.: 1896−1918.
  53. Сборник справочных сведений по Министерству народного просвещения. /Сост. И. П. Корнилов. СПб.: 1864. — 880 с.
  54. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения за 1802−1888 гг. СПб.: 1864−1894.
  55. Сборник правительственных распоряжений по устройству быта крестьян, вышедших из крепостной зависимости. В 21 тт.- СПб.: 1861−1876.
  56. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения за 18 021 873 гг.-СПб.: 1866−1873.
  57. Статистический временник Российской империи. Издание Центрального статистического комитета министерства внутренних дел. Серия I. СПб.: 1866.
  58. Статистический временник Российской империи. Серия II. -СПб.: 1871.
  59. Статистические таблицы Российской империи за 1856 г., составленные и изданные по распоряжению Министерства внутренних дел статистическим отделом Центрального статистического комитета. СПб.: 1858. — 300 с.
  60. Статистические таблицы Российской империи. Вып 2. СПб.: 1863. — X, 330 с.
  61. П.Д. За полвека. Мои воспоминания. М.: 1929. — 387 с.
  62. A.B. Три последних самодержца. М.-Л.: 1924. — 503 с.
  63. П. А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. 1861−1876. В 2-х тт. / Ред., введ., биогр. очерк и коммент. П. А. Зайончковского. М.: 1961.
  64. A.A. Десять лет реформ. 1861−1871.-СПб.: 1872.-398 с.
  65. A.B. Записки для немногих. / Предисл. и коммент. Б. Д. Гальпериной. // Вопросы истории. — 1996. — №№ 1−2,. 4−6, 9, 10- Вопр. истории. — 1997. — №№ 1−11.
  66. П.В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860−1867. / Вступ. статья С. Бахрушина.- М.: 1992. 559 с.
  67. Н.Д. Дневник сельской учительницы. СПб.: 1888. — 162 с.
  68. З.Э.Кошелев А. И. Записки Александра Ивановича Кошелева (1812−1883). -Берлин: 1884. -504 с.
  69. В.П. Мои воспоминания. В 2-х тт. СПб.: 1898.
  70. Д.А. Дневник 1873−1882. В 4-х тт.-М.: 1947−1950.
  71. A.B. Дневник. В 3-х тт.-М.: 1955−1956.
  72. Семёнов Тян-Шанский П. П. Эпоха освобождения крестьян в России. 1857−1861 гг. В 4-х тт. — Пг.: 1915.
  73. Е. Из двадцатипятилетней практики сельского учителя. СПб.: 1875. — 349с.
  74. А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник 1853−1855. -М.:1990. -189 с.
  75. П.А. Воспоминания. 1863−1865. Кострома: 1920. -76с.
  76. .Н. Воспоминания. Московский университет. /Вступ. статья и примеч. С. В. Бахрушина. М.: 1929. — 279 с.
  77. Е.А. Дневник и записки. (1854−1886). М.: 1934. — 582 с. 3.23.Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872−1887. — М.: 1960.-516 с. 4. Периодические издания1. Газеты.41.Весть. 1863−1866.42.Голос. 1863−1866.43.День. 1861−1865.
  78. Московские ведомости. 1863−1865.
  79. Санкт-Петербургские ведомости. 1861−1866.
  80. Северная почта. 1862−1866.1. Журналы.
  81. Библиотека для чтения. 1860−1865.
  82. Вестник Европы. 1866−1867.
  83. Журнал Министерства народного просвещения. 1860−1866. (ЖМНП)
  84. Журнал для воспитания. 1857−1859.
  85. Записки Русского географического общества. 1859−1865.
  86. Морской сборник. 1860−1865.
  87. Отечественные записки. 1861 -1865,
  88. Православное обозрение. 1861 -1866.
  89. Русская старина. 1870−1918.
  90. Русский вестник. 1857−1860.418.Современник. 1860−1862.419.Странник. 1861−1865.
  91. Труды Вольного экономического общества. 1861−1865.421.Учитель. 1861−1865.
  92. Христианское чтение. 1861−1866.
  93. Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический. 1862.5. Монографии и статьи
  94. В.Ф. Земство, народное образование и просвещение. И Вопросы истории. — 1998. — № 8. — С. 44−60.
  95. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. М.: 1986. — 230 с.
  96. А.И. Царь-освободитель, преобразователь и просветитель России. Казань: 1900. — 24 с.
  97. .В. Проблемы российского реформаторства. // Знание — сила. -1992. № 2. — С.74−84.
  98. P.A., Джангирян В. Г. Освободительное движение в России во второй половине XIX в. М.: 1991. — 96 с.
  99. Барриве J1. Общественное движение в царствование Александра II. М.: 1911.-155с.
  100. Н. О народных школах в средней России. // Отечественные записки. — 1863. -T.CLI. -С.487−509.
  101. Т.В. Святейший Синод в его прошлом. СПб.: 1896. — 446 с.
  102. И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. -М.: 1964. 195 с.
  103. Великие реформы в России: 1856 1874. / Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Экпофа, Дж. Бушнелла. — М.: 1992. — 336 с. 511 .Вертеловский А. Реформы Александра II.-Харьков: 1880.-46с.
  104. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. / Под ред. Б. В. Ананьича, Р. Ш. Ганелина, В. М. Панеяха. СПб.: 1996. — 801 с.
  105. A.B. Очерки истории русского либерализма XIX- начала XX века. СПб.: 1996. — 156 с.
  106. В.В. Исторический очерк русской школы. М.: 1900. — 587с.
  107. Г. Из эпохи великих реформ. М.: 1893. -591 с.
  108. Н.М. Русская деревня на переломе. 1861−1880 гг. М.: 1978. -287с.
  109. .Ф. Очерки по истории русской культуры XIX в. //Из истории русской культуры. T. V (XIX век). — М.: 1996. — С. 13−389.
  110. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: 1983. — 352 с.
  111. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. -М.: 1978.-160 с. 521.3айончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. -М.: 1978.-288 с.
  112. Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в Россини. 1856 -1861. М.: 1984.-254 с.
  113. Л. Г. Александр II. //Российские самодержцы (1801−1917). — М.: 1993. -С.159−214.
  114. А.Е. Студенчество России. Социально-историческая судьба. М.: 1999.-414 с.
  115. И. Падение крепостного права в России. СПб.: 1882. -404 с.
  116. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. / Под ред. А. Г. Неболсина. СПб.: 1884. — 257 с.
  117. Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. / Сб. научных трудов под ред Э. Д. Днепрова и O.E. Кошелевой. М.: 1989. — 216с.
  118. История России в Х1Хвеке. В 9-ти тт. СПб.: Изд-во бр. Гранат, 1907.
  119. В.М. Народонаселение России в XVIII первой половине XIX вв. -М.:1963.-230 с.
  120. H.A. Земские ходатайства. 1865−1884. М.: 1900. — 272 с.
  121. A.A. Девятнадцатый век в истории России. Ростов н/Д.: 1903. -48 с.
  122. В.А. От фронды к охранительству. К истории русской либеральной мысли 50−60-х гг. XIX века. М.: 1972. — 288 с.
  123. В.О. Курс русской истории. 4.5. //Сочинения в 9-ти тт. Т.5. -М.:1989.
  124. С.А., Сербов Н. И. Очерки истории народного образования в России. М.: 1910. — 238 с.
  125. И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в.-М.: 1967.-400 с.
  126. А.Ф. Александр Васильевич Головнин. 4 ноября 1886 г. // Кони А. Ф. За последние годы. — СПб.: 1898. — С.490−491.
  127. H.A., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: 1949. — 205 с.
  128. A.A. Курс истории России XIX века. Ч. I III. — М.: 1993. -445 с.
  129. A.A. Общественное движение при Александре II. Исторические очерки. М.: 1909.-263 с.
  130. И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. -СПб.: 1902.-441 с.
  131. И.П. Замечания о народных училищах министерства народного просвещения. СПб.: 1862. — 49 с.
  132. H.A. Наше школьное дело. -М.: 1873. 430 с.
  133. H.A. Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. СПб.: 1870. — 457 с.
  134. H.A. Образовательный уровень взрослых грамотных крестьян. // Русская мысль. — 1881. — №№ 10, 12.
  135. Ш. М. Общественное движение в России в 60−70-е гг. XIX в. М.: 1958.-512 с.
  136. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М.: 1971.-368 с. 551 .Лемке М. К. Эпоха цензурных реформ. 1859−1865 гг. СПб.: 1904. — 512 с.
  137. В.В. История либерализма в России: 1762 1914. — М.: 1995. -550 с.
  138. .Г. Русская деревня в реформе 1861 г. М.: 1972. -423 с.
  139. .Г. Переворот 1861 г. В России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М.: 1991. — 300с.
  140. Л.М. Царь освободитель: жизнь и деяния Александра II. — М: 1994.-240 с.
  141. E.H. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. В 3-х тт. М.: 1924−1930.
  142. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. М.: 1993 -1994.
  143. .Н. Экономический рост и образование в России и СССР в XIX -XX вв. // Отечественная история. — 1994. — № 4−5. -С. 111 -125.
  144. .Н. Русский город в 1740 1860 -е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. — Л.: 1990. -271 с.
  145. .Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. Л.: 1991. — 167 с.
  146. .Н. О достоверности метрических ведомостей важнейшего источника по исторической демографии России XVIII — н. XX вв.- // Россия в
  147. XIX XX вв. Сборник статей к 70-летию со дня рождения Р. Ш. Ганелина. -СПб.: 1998.-С. 41−47.
  148. .Н. Социальная история России периода империи (XVIII- нач.
  149. XX в.).: В 2-х тт.-СПб.: 1999.
  150. С.И. Школа и государство. СПб.: 1883. — 286 с.
  151. В.А. Городское самоуправление в России в 60-х нач. 90-х годов XIX в. -Л.: 1984. -260 с.
  152. Народное образование в Вятской губернии за последние 10 лет (1864−1874).-Вятка: 1875.-348 с.
  153. Национальная политика в императорской России: цивилизованные окраины (Финляндия, Прибалтика и т. д.). М.: 1997. -413 с.
  154. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в./ Под ред. Н. М. Волынкина. М.: 1976. -430 с.
  155. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вт. пол. XIX в./Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: 1976. — 600 с.
  156. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. (1855−1870). СПб.: 1902. — 184 с.
  157. В. Очерки по истории грамотности в России. // Новое слово. -1896. — №№ 10, 11.
  158. А.П. История педагогики. Краткий очерк. М.: 1927. — 299 с.
  159. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: 1985. -496 с.
  160. Д. Двадцатипятилетие царствования государя императора Александра 11.(1855−1880). СПб.: 1880. — 16 с.
  161. В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX в. П.: 1970.-278 с.
  162. И. Отечественная церковь по статистическим данным. С 1840−41 по 1890−91 гг.-СПб.: 1901.-236 с.
  163. Д.Д. История Санкт-Петербургского комитета грамотности (1861−1895 гг.). СПб.: 1898. — 370 с.
  164. М. Понять дореволюционную Россию. Государство и общество в Российской Империи. London: 1990. — 305 с.
  165. А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX века. //Исторические записки. — Т. 37.- М.: 1951.-С.28−80.
  166. А.Г. Население России за 100 лет (1811 1913). — М.: 1956. — 352 с.
  167. М.Х. Влияние экономического характера народов на образование капиталов. //Морской сборник. — 1860. — № 5. С.55−72.
  168. C.B. Церковная реформа 60−70-х годов XIX в. // Отечественная история. — 1995. — № 2. — С.166−175.
  169. Российские реформаторы XIX начала XX вв. /Сост. и отв. ред. А. П. Корелин, вступ. статья А. Н. Сахарова. — М.: 1995. — 320 с.
  170. H.A. Россия в цифрах. СПб.: 1912.-216 с.
  171. H.A. Этюды о русской читающей публике. СПб.: 1895. — 242 с.
  172. И. Рабочая книга по истории педагогики. Л.: 1927. -488 с.
  173. С.Г. Общественное движение в России. 1700 -1895. Ч. 1−2. -Ростов-на-Дону: 1905. -400с.
  174. Семевский М.И. A.B. Головнин, действительный тайный советник, член Государственного Совета. //Русская старина. — 1887. — март. — С.767−790.
  175. М.И. Грамотность в деревнях государственных крестьян Псковской губернии в 1863 г. СПб.: 1864. — 89 с.
  176. М.И. Грамотность в деревнях временнообязанных крестьян Псковской губернии в 1863 г. СПб.: 1864. — 93 с.
  177. В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в. М.: 1954. -310 с.
  178. Н. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в Росии. М.: 1910.-238 с.
  179. А.Н. Состояние народного образования в сёлах европейской России. //Русская школа. — 1893. — № 3−4. — С. 161−196.
  180. В. Поездка по Псковской губернии 1862 года. СПб.: 1863. -60 с.
Заполнить форму текущей работой