Государственная политика в области начального образования в России в первой половине 60-х годов XIX века
Никитенко A.B. Дневник. 1826−1877. Тт. 1−3. — М.: 1955;1956; Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848−1896. — Л.: 1929. размышления о процессах, которые начались в России с восшествием на престол нового императора. К тому же дневники Никитенко содержат множество фактов, не получавших отражения в периодической печати. Е. М. Феоктистов являлся человеком другого склада: вместо… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Начальное образование в России в середине XIX века и Планы его реформирования
- 1. 1. Место начальной школы в жизни российского общества
- 1. 2. Разработка и принятие Положения о начальных народных училищах
- Глава 2. Роль государственных органов и церковных учреждений в
- Преобразовании начальной школы
- 2. 1. Государственная реформа начальной школы
- 2. 2. Православная церковь и народные школы
- Заключение. 289 Источники и
- литература
В истории России было немало событий, имевших далеко идущие последствия и оказавших колоссальное влияние на все, без исключения, слои населения страны. Целой чередой таких событий была наполнена вторая половина 50-х — первая половина 70-х гг. XIX в. — период, именовавшийся в советской историографии эпохой буржуазных реформ, а в западной — эпохой Великих реформ. Проведение этих преобразований было связано с именем императора Александра II, поэтому встречается также употребление оборота «реформы Александра II». Можно сказать, что всё последующее развитие России, экономическое, политическое, социальное и культурное, вплоть до 1917 г. проходило под знаком государственных преобразований и общественных движений, возникших в годы правления Александра II.
Если вторая половина 50-х гг. XIX в. была, в основном, временем подготовки первых реформаторских проектов, то с первой половины 60-х гг. происходит переход к их реализации. Безусловно, первой по времени и по значимости в ряду реформ была крестьянская. Освобождение от крепостной зависимости сначала помещичьих, а затем государственных и удельных крестьян, составлявших большую часть населения страны, не могло не вести к коренным изменениям во всех сферах жизни. В орбиту гражданской жизни должны были быть вовлечены несколько десятков миллионов человек, до сих пор не имевших о ней ни малейшего понятия. января 1864 г. было высочайше утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, органах местного самоуправления, в которых предполагалось участие и вчерашних крепостных- с конца этого же года вводились в действие новые судебные Уставы, в соответствии с которыми в стране появлялись всесословные судебные учреждения- готовилась также военная реформа, предусматривавшая всеобщую воинскую повинность взамен рекрутских наборов. Бесспорно, уяснить значение всех этих преобразований, а тем более сознательно участвовать в жизни реформируемого государства мог человек, достаточно к этому подготовленный. Люди, живущие сегодня в России, на себе испытывают все тяготы переходного в историческом смысле периода, усугубляющиеся ломкой привычных взглядов и образа жизни. В не менее сложной ситуации оказались наши предки в середине XIX в., независимо от того, к какому социальному слою они принадлежали. В такой же переходный период в жизни страны большая часть её населения оказалась не только не готова к происходящим переменам, но, в силу низкого культурного и образовательного уровня (в том числе и в дворянской среде), трактовала их в духе широко распространенных в русском обществе суеверий и предрассудков.
В связи с этим, не менее важной, чем все остальные, являлась реформа системы образования, призванная коренным образом изменить принципы работы учебных заведений, устоявшиеся в период царствования Николая I и характеризовавшиеся ярко выраженными сословными привилегиями дворянства и отсутствием преемственности в деятельности начальной, средней и высшей школы. Необходимость нового подхода ко всей системе образования была четко сформулирована управляющим Министерством народного просвещения A.B. Г оловниным в объяснительной записке к проектам Положения о народных училищах и Устава общеобразовательных учебных заведений в 1862 г.: «С уничтожением крепостного состояния и с дарованием через то прав гражданских и человеческих всем лицам без исключения оказывается более, чем когда-либо настоятельной необходимость приготовлять людей для всех поприщ и для всякой деятельности».1 Но нельзя забывать о том, что характерной особенностью всех реформ системы образования в XIX в. была их определённая политическая направленность. На это обращал внимание П. Н. Милюков, говоря о том, что после школьной реформы Екатерины II общественное образование в России было той силой, которую государство могло употребить для служения своим, интересам. И действительно, по крайней мере, в XIX в. все крутые повороты во внутренней политике сопровождались или даже начинались с перемен в области просвещения. Дело в том, что под просвещением понималось не только и не столько распространение положительных знаний, сколько формирование мировоззренческих позиций и нравственных принципов. Отсюда вытекала прямая связь всех реформаторских проектов с принятым
1 Цит. по: История России в XIX веке. T. IV, ч.11. — СПб.:1907.- С. 161. властью политическим курсом. Чрезвычайно выпукло эта особенность обозначилась в начале царствования Николая I: высочайшим рескриптом от 14 мая 1826 г. учреждался Комитет устройства учебных заведений, а в манифесте 13 июля того же года (в котором общественность извещалась о приговоре над декабристами) правительство обращало внимание родителей на особую необходимость нравственного воспитания детей.
При Александре II хронологически первой в ряду реформ образовательных учреждений стала университетская. Опубликованный в июне 1863 г. Устав Императорских российских университетов формально предоставлял возможность получения высшего образования представителям всех сословий в государстве. Но о каких равных возможностях могла идти речь, если большая часть населения страны, причем не только крестьяне, была неграмотна! Жизненно необходимым становилось создание такой системы всесословного начального и среднего образования, которая давала бы представителям любой социальной группы реальную возможность поступать в высшие учебные заведения. Конечно, по количеству университетов, относительно общей численности населения, Россия в это время уступала многим странам, но, претендуя на роль цивилизованного европейского государства, она должна была позаботиться о распространении хотя бы элементарной грамотности. Решение этой проблемы осложнялось тем, что все до сих пор существовавшие в стране начальные школы находились в ведении более чем десяти государственных учреждений. Частная же и общественная инициатива в деле народного образования государством не поощрялась, хотя правительство не находило возможности обеспечить материальную поддержку всех начальных школ: в ходе всех реформ до низшей ступени образования руки доходили в последнюю очередь. При этом ещё М. М. Сперанский обращал внимание Александра I на то, что серьёзная реформа системы образования по-настоящему должна начинаться как раз с начальной школы.
В диссертационном исследовании предполагается рассмотреть особенности государственной политики в области начального образования в первой половине 60-х гг. XIX в., когда деятельность государственных органов по созданию начальных школ нового типа (народных школ) перешла в практическую плоскость. В эти годы было разработано и принято Положение о начальных народных училищах, действие которого распространялось, правда, не на всю территорию Российской империи, а лишь на губернии, где вводились земские учреждения. Поэтому внимание автора исследования сосредоточено на европейской территории России. Этот период связан также с деятельностью в качестве министра народного просвещения Александра Васильевича Головнина, представителя либеральной бюрократии, известного своей принадлежностью к кружку реформаторов, группировавшихся вокруг великого князя Константина Николаевича. В силу определённых политических обстоятельств (восстание в Царстве Польском и Западном крае, покушение Д. Каракозова на Александра II) A.B. Головнину не удалось в полной мере реализовать ту программу, с которой он пришёл на министерский пост. Необходимость идти на компромиссы при выработке путей реформы начального образования отразилась в соответствующих нормативных документах. И, хотя формально Положение о народных училищах, принятое в 1864 г., действовало до 1874 г., многие его положения оказались нереализованными. В исторической литературе основное внимание уделялось реформам министра просвещения Д. А. Толстого, предпринятым в начале 70-х гг., поскольку именно они определили характер русской школы на десятилетия вперед. Реформы же начальной и средней школы, проведённые в период министерства A.B. Головнина, упоминались лишь вскользь как меры временные, рассчитанные на переходный этап в общем процессе реформ.
Государственная политика в области начального образования в России в первой половине 60-х годов XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Прежде всего это дневники министра внутренних дел П. А. Валуева, военного министра Д. А. Милютина, а также недавно опубликованные с некоторыми сокращениями «Записки для немногих» A.B. Головнина. В этих источниках содержатся интересные штрихи к портретам представителей российской политической элиты и членов императорской фамилии, оказывавших влияние на принятие тех или иных решений. Хотя дневники и записки министров характеризует достаточно выдержанный тон, тем не менее, в них присутствуют иллюстрации нравов, распространённых в придворных кругах и высших государственных учреждениях. Эти нравы во многом являлись порождением российской системы власти, когда основой для принятия решений являлся не столько закон или мнение большинства, сколько личное мнение монарха и придворной камарильи. При такой системе решающим могло стать мнение влиятельных, но некомпетентных людей.
На эти особенности обращают внимание A.B. Никитенко и Е. М. Феоктистов.1 Первый из них — бывший крепостной, которому удалось закончить университет, стать профессором, а затем и академиком. Некоторое время A.B.Никитенко работал в системе цензуры и был знаком не понаслышке с практикой функционирования этих органов, а также образовательных учреждений при Николае I. Тем интереснее его.
Зайончковского. — М.: 1947;1950; Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник 1853−1855. — М.: 1990.
1 Никитенко A.B. Дневник. 1826−1877. Тт. 1−3. — М.: 1955;1956; Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848−1896. — Л.: 1929. размышления о процессах, которые начались в России с восшествием на престол нового императора. К тому же дневники Никитенко содержат множество фактов, не получавших отражения в периодической печати. Е. М. Феоктистов являлся человеком другого склада: вместо длинных размышлений в его мемуарах мы встречаемся с очень желчными, как правило, комментариями по поводу всего происходящего в стране. Являясь чиновником по особым поручениям при министре просвещения в первой половине 60-х гг., Феоктистов оставил оригинальные характеристики деятелей, с которыми ему приходилось общаться: от своего непосредственного начальника до великого князя Константина Николаевича.
Особо необходимо сказать о воспоминаниях, написанных общественными деятелями и журналистами.1 Все они дают живые иллюстрации эпохи и настроений, распространённых в годы реформ в основном в среде интеллигенции. Исключение здесь составляют записки Александра Ивановича Кошелева, известного славянофила. Поскольку с момента введения в действие Положения о земских учреждениях он был избран гласным сапожковского уездного земского собрания Рязанской губернии, в книге, подготовленной к изданию его женой, содержится.
1 Боборыкин П. Д. За полвека. Мои воспоминания. — М.: 1929; Головачёв A.A. Десять лет реформ. 1861−1871- Долгоруков П. В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860−1867. — СПб.: 1992; Кошелев А. И. Записки (18 121 883). — Berlin:1884- Панаев И. И. Литературные воспоминания. — Л.: 1950; Пантелеев Л. Ф. Из воспоминаний прошлого. — М.-Л.: Academia: 1934; Скабичевский A.M. Литературные воспоминания. — М.: 1928. характеристика роли земств в первые годы их существования. Здесь же можно найти суждения об отношении как дворян, так и крестьян к правительственным реформам, затрагивавшим их интересы.
Безусловно, прекрасно дополняют картину эпохи реформ дневники и воспоминания непосредственных участников претворения в жизнь новых идей в области образования, находившихся в прямом контакте с крестьянами, для которых в основном и должны были создаваться народные школы, — сельских учителей.1 Эти источники, уступая количественно вышеперечисленным, позволяют взглянуть на процесс реформ с другой стороны, иллюстрируют реакцию крестьян на попытки изменить их жизнь сверху.
Множество новых сведений содержат материалы, входящие в личные фонды государственных деятелей. В РГИАэто фонды 851 (A.B. Головнина), 908 (П.А. Валуева), 970 (И.П. Корнилова) и 1664 (Д.А. Толстого) — в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) были изучены документы фондов 126 (П.А. Валуева), 208 (A.B. Головнина), 379 (Ф.П. Корнилова), 531 (A.C. Норова) и 780 (Д.А. Толстого). Большой интерес в личных фондах представляют неофициальные заметки высокопоставленных должностных лиц. Кроме того, в фонде A.B. Головнина (ОР РНБ, ф.208), человека педантичного, содержатся копии.
1 Кившенко Н. Д. Дневник сельской учительницы. — СПб.: 1888- Стрельцов Е. Из двадцатипятилетней практики сельского учителя. — СПб.: 1875. всеподданнейших докладных записок за весь период пребывания его в должности министра просвещения с резолюциями Александра II.
В ходе изучения документов личного фонда П. А. Валуева (РГИА, ф. 908) автором диссертации был сделан вывод о том, что одну из записок, датированную в архиве концом 60-х — началом 70-х гг., следует отнести к более раннему периоду, а именно, — к 1863 г., поскольку П. А. Валуев упоминает о только что впервые опубликованной росписи государственных доходов и расходов (1862 год), о подготовке к введению в действие нового устава сельских училищ, а также о предположении предоставить большую самостоятельность городским управлениям.1.
Методологической основой диссертации являются принципы историзма, научной объективности, системности и междисциплинарного исследования. Принцип историзма позволяет исследовать проблему реформирования системы начального образования в условиях конкретной общественно-политической реальности, рассматривая не только правительственные планы, но и позиции различных социальных слоев. На основе принципов научной объективности и системности, с учётом разных точек зрения, воссоздаётся целостная картина событий. Принцип междисциплинарного исследования даёт возможность использовать методы смежных наук (политологии, социологии, экономики, психологии) для анализа проблемы.
1 РГИА, ф.908, оп.1, д. 314.
Заключение
.
В основе государственной политики в области начального образования в рассматриваемый период лежала рациональная идея: подготовить миллионы вышедших из крепостной зависимости крестьян к гражданской жизни в новых условиях. Реформа начальной школы задумывалась как составная часть реформы образовательных учреждений всех уровней, которая, в свою очередь, вытекала из общей системы преобразований в стране, отправной точкой которых была крестьянская реформа.
При этом правительство было озабочено тем, чтобы переложить содержание народных школ полностью на плечи общества, сохранив за собой контроль над духом преподавания. В связи с недостатком средств не была реализована одна из основных идей реформы: унификация всех начальных учебных заведений и подчинение их одному ведомству — Министерству народного просвещения. По Положению 14 июля 1864 г. сохранялась ведомственная разобщённость начальных школ, а соответственно и их неравное материальное положение. Такие ведомства как Министерство внутренних дел и Святейший Синод на практике оказывали большое влияние на осуществление школьной политики, причём не только в подведомственных им школах.
Если государство и проявляло относительную щедрость в сфере народного образования, то такая позиция была, как правило, продиктована политическими обстоятельствами (например, в Западном крае). Это касалось как открытия школ, так и подготовки учителей для них. Школам на остальной территории Российской империи приходилось довольствоваться теми учительскими кадрами, которые уже были в наличии, или пользоваться благотворительной помощью отдельных энтузиастов распространения грамотности. Учительские семинарии как специализированные учебные заведения стали открываться только с конца 60-х гг.
Основной целью начального образования провозглашалось духовно-нравственное воспитание, а не распространение конкретных знаний. В этих условиях объективно должна была возрасти роль официальной государственной, т. е. православной церкви, особенно в тех местностях, где были представлены другие конфессии, секты, а также при общем распространении в среде крестьянства представлений и верований скорее языческих, нежели христианских. В связи с этим, выделяя Министерству народного просвещения достаточно скудные средства на народные школы, правительство стремилось поддержать и православное приходское духовенство, находившееся зачастую в бедственном положении. С 70-х гг. XIX в. главенствующая роль православной церкви в народном образовании уже не была завуалирована.
Реформа практически не затрагивала специфические национальные системы образования и была рассчитана лишь на православное население России, причём только в тех губерниях, где вводились земские учреждения, хотя Положение 1864 г. о начальных народных училищах декларировало равные права для представителей различных сословий, этносов и вероисповеданий.
Общественная инициатива в распространении грамотности ограничивалась деятельностью отдельных подвижников или организаций, находившихся, в свою очередь, под контролем правительственных органов. Об участии общества в народном образовании в рамках земских учреждений можно говорить лишь с конца 60-х гг., так как постепенное введение в действие Положения о земских учреждениях касалось только части европейской территории России и продолжалось вплоть до начала 70-х гг. Кроме того, как отмечает Б. Н. Миронов, до 90-х гг. XIX в. земства открывали школы лишь там, где инициатива исходила от самих жителей. А в 60-е гг. крестьяне рассматривали обучение в государственных школах не как жизненную потребность, а как дополнительную повинность, в добавление к содержанию вводимых по Положению 19 февраля 1861 г. новых управленческих структур.
Появившиеся, в соответствии с Положением о народных школах 1864 г., училищные советы, задуманные как учреждения, координирующие деятельность различных ведомств и поощряющие частную и общественную инициативу в области просвещения народа, оказались почти повсеместно не способными решить эти задачи. Такая ситуация создалась в связи с отсутствием чёткой юридической базы для деятельности советов, а также с главенством ведомственных интересов в них и традиционным взглядом на государство как верховного арбитра в решении всех спорных проблем. Кроме того, ещё во время обсуждения проекта Положения Е. П. Ковалевским была высказана мысль о том, что правительственный контроль необходим в связи со специфическим состоянием русского общества, заражённого особыми политическими тенденциями и находящегося в политическом положении, которое нельзя признать нормальным.
При подготовке Положения о народных училищах первоначально предполагалось, что этот документ будет рассчитан на переходный период, пока все категории крестьян не сольются в единое сословие сельских обывателей. Различные авторские коллективы, работавшие над проектом Положения считали, что при отсутствии у государства необходимых средств для развития системы начальных школ будут привлечены деньги частных лиц и обществ, в том числе крестьянских. Надзор за соблюдением программ и уровня преподавания возлагался при этом на межведомственные училищные советы, в которые входили и представители земств. В действительности уже в течение этого переходного периода государство сочло необходимым усилить своё вмешательство в школьную сферу. Это выразилось как в учреждении должностей инспекторов народных училищ (1869 г.), так и в принятии нового школьного Положения (1874 г.), в соответствии с которым сужались рамки общественной самодеятельности в народном образовании. Эти решения были продиктованы политическими обстоятельствами и неготовностью населения к восприятию правительственной программы реформ, ориентировавшейся в значительной степени на такой постулат классического либерализма как главенство закона во всех областях жизни. Спустя несколько десятилетий, анализируя путь, пройденный русской школой, журнал «Новое слово» так отозвался о школьной реформе 60-х гг.: «Та школа, которая предлагалась народу, до некоторой степени отвечала идеалу её устроителейно идеал этот создался под влиянием таких условий жизни, которые были совершенно почти неизвестны народу».1 Вообще говорить о либерализме государственной политики в области образования, в частности начального, можно лишь постольку, поскольку правительство допускало в этом деле общественную инициативу, но лишь в пределах, определённых им самим. На практике же виден традиционный контроль верховной власти, правда, облечённый в новые формы.
В условиях реформирования различных областей жизни правительству приходилось постоянно лавировать, чтобы соблюсти интересы различных социальных групп, что подчёркивал в своей записке о реформах П. А. Валуев: «Перемена видна для всех и ощутима всеми, но не все видят цель нового движения, не все усматривают его пределы и не все руководствуются одинаковыми побуждениями при том участии, которое они в нём принимают. При этих условиях нельзя обойтись без колебаний и противоречий."2 В этой ситуации, по мнению П. А. Валуева, правительство вправе было рассчитывать на сочувствие и содействие всех благомыслящих людей. Причём определяющим всегда было мнение монарха, который следовал принципам самодержавной формы правления, несмотря на новые веяния.
Во введении к диссертации уже говорилось о специфике российской политической системы заключавшейся в том, что решающую роль в государственной политике играли не столько групповые интересы, сколько их преломление в сознании императора. В силу этого с 1866 г. (после покушения на Александра II Д. Каракозова) происходит отказ от курса либеральных.
1 Новое слово. — 1896. -№ 11. С. 39.
2 РГИА, ф. 908, оп.1, д. 314, л. 1.
294 преобразований, вызвавших к жизни, с определённой точки зрения, целую череду открытых антиправительственных выступлений. На взгляд автора, этот поворот во внутренней политике чётко обозначился уже в 1863 г. во время восстания в Польше и Западном крае и нашёл отражение в реализации плана реформирования начальной школы.
Таким образом, действие Положения о народных училищах 1864 г. стало ограничиваться уже во второй половине 60-х гг., когда ещё не все его пункты были реализованы. В дальнейшем и на практике, и юридически (по новому Положению 1874 г.) произошёл возврат к более характерному для Российского государства жёсткому вмешательству во все стороны жизни общества, в частности и в область народного образования, которая подверглась более детальной регламентации.
Список литературы
- Российский государственный исторический архив (РГИА)
- Фонд 733 (департамента народного просвещения).
- Ф.734 (Учёного комитета Министерства народного просвещения).
- Ф.797 (канцелярии обер-прокурора Синода).
- Ф.802 (учебного комитета Синода).15.Ф.851 (A.B. Головнина).16.Ф.908 (П.А. Валуева).17.Ф.970 (И.П. Корнилова).
- Ф.1148 (департамента законов Государственного Совета).
- Ф.1152 (департамента экономии Государственного Совета).
- Ф.1180 (Главного комитета по крестьянскому делу).
- Ф.1181 (Главного комитета обустройстве сельского состояния).
- Ф.1263 (Комитета министров).
- Ф. 1265 (II Сибирского комитета).
- Ф. 1267 (Западного комитета).
- Ф.1269 (Еврейского комитета).
- Ф.1275 (Совета министров).
- Ф.1281 (Совета министра внутренних дел).
- Ф.1290 (Центрального статистического комитета Министерства внутр. дел).
- Ф.1473 (Секретного комитета по делам раскола).
- Российская национальная библиотека, отдел рукописей (ОР РНБ)121.Ф.126 (П.А. Валуева).122.Ф.208 (A.B. Головнина).123.Ф.379 (Ф.П. Корнилова).124.Ф.531 (A.C. Норова).125.Ф.780 (Д.А. Толстого).
- Документы, материалы и справочники21. Бюрократия и великие реформы в России (1860−70-е гг.). Современная англо-американская историография: Научный обзор. М.: ИНИОН, 1996. — 53 с.
- Всеподданнейшая докладная записка обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. Толстого о деятельности православного духовного ведомства с июня 1865 по январь 1866 года. СПб.: 1866. 67 с.
- Всеподданнейший доклад министра народного просвещения 7-го сентября 1865 г. Б.м., б. г — 29 с.
- Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801−1917: В 4-х т. /Отв. сост. Д. И. Раскин. СПб.: 1998.
- Государственный Совет. 1801 -1901.-СПб.: 1901.- 257 с.
- Дубровский A.B. Сельские училища в Европейской России и привислинских губерниях. -СПб.: 1884. LVII, 304 с.
- Журналы заседаний Учёного комитета Главного правления училищ по рассмотрению устава общеобразовательных учебных заведений и общего плана устройства народных училищ. СПб.: 1863. — 347 с. .
- Журналы Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу. В 2-х тт. Пг.: 1915.
- Замечания иностранных педагогов на проекты уставов учебных заведений Министерства народного просвещения. СПб.: 1863. — 417 с.
- Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ. В 6-ти тт. СПб.: 1863.
- Извлечения из отчётов по ведомству духовных дел православного исповедания за 1859−1866 гг. СПб.: 1860−1867.
- Извлечения из отчётов по управлению учебными округами за 1864 г. -СПб.: 1865.-777 с.
- Исторический обзор деятельности Комитета министров. 1802 1902. / Сост. С. М. Середонин: В 5-ти тт. — СПб.: 1902.
- Историческое обозрение 50-летней деятельности министерства государственных имуществ. 1837−1887 гг.: В 3-х тт. СПб.: 1888.
- История Сената за 200 лет. 1711−1911. В 5-ти тт.-СПб.: 1911.
- История уделов за столетие их существования. 1797−1897.: В 3-х тт. -СПб.:1902.
- Катаев М.М. Местные крестьянские учреждения 1861, 1874, 1889 гг. В 3-ёхт.-СПб.: 1911−1912.
- Каталог книгам для употребления в начальных народных училищах. -СПб.: 1872.-30 с.
- Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи под ред. Фёдорова В.А.). М.: 1994. — 527 с.
- Краткий очерк деятельности Министерства внутренних дел за двадцатипятилетие 1855−1880 гг. СПб.: 1880. — 183 с.
- Материалы по земскому общественному устройству. В 2-х тт. СПб.: 1885−1886.
- Министерство внутренних дел. Исторический очерк. В 3-х тт. СПб.: 1901.
- Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского за 1821 -1867 гг.-М.: 1905.-387 с.
- Народные училища и участие в них православного духовенства. СПб.: 1865.- 178 с.
- Обзор деятельности Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений в 1862, 63 и 64 гг. СПб.: 1865, — 713 с.
- Обзор царствования государя императора Александра II и его реформ. 1855−1871.-СПб.: 1871.-522 с. 227.0 народных школах в юго-западных губерниях. СПб.: 1864. — 171 с. 2.28.Освобождение крестьян. Деятели реформы. т М.: 1911. — XXXII, 344 с.
- Отчёт по Главному комитету об устройстве сельского состояния за девятилетие с 19 февраля 1861 по 19 февраля 1870 г. СПб.: 1870. — 93 с.
- Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год. -СПб.: 1865.-615 с.
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Тт. 1−55. -СПб.: 1830−1884. (ПСЗ РИ).
- Положение о народных училищах и женских гимназиях юго-западного края. Киев: 1869. — 44 с.
- Правила о церковно-приходских училищах православного духовного ведомства. СПб.: 1865. — 38 с.
- Пругавин A.C. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб.: 1898. — 785 с.
- Рождественский С. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. 1802 -1902. СПб.: 1902, — 785 с.
- Русский биографический словарь. В 25-ти тт. М.-СПб.-Пг.: 1896−1918.
- Сборник справочных сведений по Министерству народного просвещения. /Сост. И. П. Корнилов. СПб.: 1864. — 880 с.
- Сборник постановлений по Министерству народного просвещения за 1802−1888 гг. СПб.: 1864−1894.
- Сборник правительственных распоряжений по устройству быта крестьян, вышедших из крепостной зависимости. В 21 тт.- СПб.: 1861−1876.
- Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения за 18 021 873 гг.-СПб.: 1866−1873.
- Статистический временник Российской империи. Издание Центрального статистического комитета министерства внутренних дел. Серия I. СПб.: 1866.
- Статистический временник Российской империи. Серия II. -СПб.: 1871.
- Статистические таблицы Российской империи за 1856 г., составленные и изданные по распоряжению Министерства внутренних дел статистическим отделом Центрального статистического комитета. СПб.: 1858. — 300 с.
- Статистические таблицы Российской империи. Вып 2. СПб.: 1863. — X, 330 с.
- Боборыкин П.Д. За полвека. Мои воспоминания. М.: 1929. — 387 с.
- Богданович A.B. Три последних самодержца. М.-Л.: 1924. — 503 с.
- Валуев П. А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. 1861−1876. В 2-х тт. / Ред., введ., биогр. очерк и коммент. П. А. Зайончковского. М.: 1961.
- Головачёв A.A. Десять лет реформ. 1861−1871.-СПб.: 1872.-398 с.
- Головнин A.B. Записки для немногих. / Предисл. и коммент. Б. Д. Гальпериной. // Вопросы истории. — 1996. — №№ 1−2,. 4−6, 9, 10- Вопр. истории. — 1997. — №№ 1−11.
- Долгоруков П.В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860−1867. / Вступ. статья С. Бахрушина.- М.: 1992. 559 с.
- Кившенко Н.Д. Дневник сельской учительницы. СПб.: 1888. — 162 с.
- З.Э.Кошелев А. И. Записки Александра Ивановича Кошелева (1812−1883). -Берлин: 1884. -504 с.
- Мещерский В.П. Мои воспоминания. В 2-х тт. СПб.: 1898.
- Милютин Д.А. Дневник 1873−1882. В 4-х тт.-М.: 1947−1950.
- Никитенко A.B. Дневник. В 3-х тт.-М.: 1955−1956.
- Семёнов Тян-Шанский П. П. Эпоха освобождения крестьян в России. 1857−1861 гг. В 4-х тт. — Пг.: 1915.
- Стрельцов Е. Из двадцатипятилетней практики сельского учителя. СПб.: 1875. — 349с.
- Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник 1853−1855. -М.:1990. -189 с.
- Черевин П.А. Воспоминания. 1863−1865. Кострома: 1920. -76с.
- Чичерин Б.Н. Воспоминания. Московский университет. /Вступ. статья и примеч. С. В. Бахрушина. М.: 1929. — 279 с.
- Штакеншнейдер Е.А. Дневник и записки. (1854−1886). М.: 1934. — 582 с. 3.23.Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872−1887. — М.: 1960.-516 с. 4. Периодические издания1. Газеты.41.Весть. 1863−1866.42.Голос. 1863−1866.43.День. 1861−1865.
- Московские ведомости. 1863−1865.
- Санкт-Петербургские ведомости. 1861−1866.
- Северная почта. 1862−1866.1. Журналы.
- Библиотека для чтения. 1860−1865.
- Вестник Европы. 1866−1867.
- Журнал Министерства народного просвещения. 1860−1866. (ЖМНП)
- Журнал для воспитания. 1857−1859.
- Записки Русского географического общества. 1859−1865.
- Морской сборник. 1860−1865.
- Отечественные записки. 1861 -1865,
- Православное обозрение. 1861 -1866.
- Русская старина. 1870−1918.
- Русский вестник. 1857−1860.418.Современник. 1860−1862.419.Странник. 1861−1865.
- Труды Вольного экономического общества. 1861−1865.421.Учитель. 1861−1865.
- Христианское чтение. 1861−1866.
- Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический. 1862.5. Монографии и статьи
- Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение. И Вопросы истории. — 1998. — № 8. — С. 44−60.
- Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. М.: 1986. — 230 с.
- Александров А.И. Царь-освободитель, преобразователь и просветитель России. Казань: 1900. — 24 с.
- Ананьич Б.В. Проблемы российского реформаторства. // Знание — сила. -1992. № 2. — С.74−84.
- Арсланов P.A., Джангирян В. Г. Освободительное движение в России во второй половине XIX в. М.: 1991. — 96 с.
- Барриве J1. Общественное движение в царствование Александра II. М.: 1911.-155с.
- Барсов Н. О народных школах в средней России. // Отечественные записки. — 1863. -T.CLI. -С.487−509.
- Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. СПб.: 1896. — 446 с.
- Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. -М.: 1964. 195 с.
- Великие реформы в России: 1856 1874. / Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Экпофа, Дж. Бушнелла. — М.: 1992. — 336 с. 511 .Вертеловский А. Реформы Александра II.-Харьков: 1880.-46с.
- Власть и реформы. От самодержавной к советской России. / Под ред. Б. В. Ананьича, Р. Ш. Ганелина, В. М. Панеяха. СПб.: 1996. — 801 с.
- Гоголевский A.B. Очерки истории русского либерализма XIX- начала XX века. СПб.: 1996. — 156 с.
- Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М.: 1900. — 587с.
- Джаншиев Г. Из эпохи великих реформ. М.: 1893. -591 с.
- Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. 1861−1880 гг. М.: 1978. -287с.
- Егоров Б.Ф. Очерки по истории русской культуры XIX в. //Из истории русской культуры. T. V (XIX век). — М.: 1996. — С. 13−389.
- Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: 1983. — 352 с.
- Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. -М.: 1978.-160 с. 521.3айончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. -М.: 1978.-288 с.
- Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в Россини. 1856 -1861. М.: 1984.-254 с.
- Захарова Л. Г. Александр II. //Российские самодержцы (1801−1917). — М.: 1993. -С.159−214.
- Иванов А.Е. Студенчество России. Социально-историческая судьба. М.: 1999.-414 с.
- Иванюков И. Падение крепостного права в России. СПб.: 1882. -404 с.
- Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. / Под ред. А. Г. Неболсина. СПб.: 1884. — 257 с.
- Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. / Сб. научных трудов под ред Э. Д. Днепрова и O.E. Кошелевой. М.: 1989. — 216с.
- История России в Х1Хвеке. В 9-ти тт. СПб.: Изд-во бр. Гранат, 1907.
- Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII первой половине XIX вв. -М.:1963.-230 с.
- Карышев H.A. Земские ходатайства. 1865−1884. М.: 1900. — 272 с.
- Кизеветтер A.A. Девятнадцатый век в истории России. Ростов н/Д.: 1903. -48 с.
- Китаев В.А. От фронды к охранительству. К истории русской либеральной мысли 50−60-х гг. XIX века. М.: 1972. — 288 с.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. 4.5. //Сочинения в 9-ти тт. Т.5. -М.:1989.
- Князьков С.А., Сербов Н. И. Очерки истории народного образования в России. М.: 1910. — 238 с.
- Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в.-М.: 1967.-400 с.
- Кони А.Ф. Александр Васильевич Головнин. 4 ноября 1886 г. // Кони А. Ф. За последние годы. — СПб.: 1898. — С.490−491.
- Константинов H.A., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: 1949. — 205 с.
- Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. Ч. I III. — М.: 1993. -445 с.
- Корнилов A.A. Общественное движение при Александре II. Исторические очерки. М.: 1909.-263 с.
- Корнилов И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. -СПб.: 1902.-441 с.
- Корнилов И.П. Замечания о народных училищах министерства народного просвещения. СПб.: 1862. — 49 с.
- Корф H.A. Наше школьное дело. -М.: 1873. 430 с.
- Корф H.A. Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. СПб.: 1870. — 457 с.
- Корф H.A. Образовательный уровень взрослых грамотных крестьян. // Русская мысль. — 1881. — №№ 10, 12.
- Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60−70-е гг. XIX в. М.: 1958.-512 с.
- Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М.: 1971.-368 с. 551 .Лемке М. К. Эпоха цензурных реформ. 1859−1865 гг. СПб.: 1904. — 512 с.
- Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762 1914. — М.: 1995. -550 с.
- Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 г. М.: 1972. -423 с.
- Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. В России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М.: 1991. — 300с.
- Ляшенко Л.М. Царь освободитель: жизнь и деяния Александра II. — М: 1994.-240 с.
- Медынский E.H. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. В 3-х тт. М.: 1924−1930.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. М.: 1993 -1994.
- Миронов Б.Н. Экономический рост и образование в России и СССР в XIX -XX вв. // Отечественная история. — 1994. — № 4−5. -С. 111 -125.
- Миронов Б.Н. Русский город в 1740 1860 -е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. — Л.: 1990. -271 с.
- Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. Л.: 1991. — 167 с.
- Миронов Б.Н. О достоверности метрических ведомостей важнейшего источника по исторической демографии России XVIII — н. XX вв.- // Россия в
- XIX XX вв. Сборник статей к 70-летию со дня рождения Р. Ш. Ганелина. -СПб.: 1998.-С. 41−47.
- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII- нач.
- XX в.).: В 2-х тт.-СПб.: 1999.
- Миропольский С.И. Школа и государство. СПб.: 1883. — 286 с.
- Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х нач. 90-х годов XIX в. -Л.: 1984. -260 с.
- Народное образование в Вятской губернии за последние 10 лет (1864−1874).-Вятка: 1875.-348 с.
- Национальная политика в императорской России: цивилизованные окраины (Финляндия, Прибалтика и т. д.). М.: 1997. -413 с.
- Очерки истории русской культуры второй половины XIX в./ Под ред. Н. М. Волынкина. М.: 1976. -430 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вт. пол. XIX в./Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: 1976. — 600 с.
- Папков А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. (1855−1870). СПб.: 1902. — 184 с.
- Петров В. Очерки по истории грамотности в России. // Новое слово. -1896. — №№ 10, 11.
- Пинкевич А.П. История педагогики. Краткий очерк. М.: 1927. — 299 с.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: 1985. -496 с.
- Плетнёв Д. Двадцатипятилетие царствования государя императора Александра 11.(1855−1880). СПб.: 1880. — 16 с.
- Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX в. П.: 1970.-278 с.
- Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным. С 1840−41 по 1890−91 гг.-СПб.: 1901.-236 с.
- Протопопов Д.Д. История Санкт-Петербургского комитета грамотности (1861−1895 гг.). СПб.: 1898. — 370 с.
- Раев М. Понять дореволюционную Россию. Государство и общество в Российской Империи. London: 1990. — 305 с.
- Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX века. //Исторические записки. — Т. 37.- М.: 1951.-С.28−80.
- Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811 1913). — М.: 1956. — 352 с.
- Рейтерн М.Х. Влияние экономического характера народов на образование капиталов. //Морской сборник. — 1860. — № 5. С.55−72.
- Римский C.B. Церковная реформа 60−70-х годов XIX в. // Отечественная история. — 1995. — № 2. — С.166−175.
- Российские реформаторы XIX начала XX вв. /Сост. и отв. ред. А. П. Корелин, вступ. статья А. Н. Сахарова. — М.: 1995. — 320 с.
- Рубакин H.A. Россия в цифрах. СПб.: 1912.-216 с.
- Рубакин H.A. Этюды о русской читающей публике. СПб.: 1895. — 242 с.
- Свадковский И. Рабочая книга по истории педагогики. Л.: 1927. -488 с.
- Сватиков С.Г. Общественное движение в России. 1700 -1895. Ч. 1−2. -Ростов-на-Дону: 1905. -400с.
- Семевский М.И. A.B. Головнин, действительный тайный советник, член Государственного Совета. //Русская старина. — 1887. — март. — С.767−790.
- Семевский М.И. Грамотность в деревнях государственных крестьян Псковской губернии в 1863 г. СПб.: 1864. — 89 с.
- Семевский М.И. Грамотность в деревнях временнообязанных крестьян Псковской губернии в 1863 г. СПб.: 1864. — 93 с.
- Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в. М.: 1954. -310 с.
- Сперанский Н. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в Росии. М.: 1910.-238 с.
- Страннолюбский А.Н. Состояние народного образования в сёлах европейской России. //Русская школа. — 1893. — № 3−4. — С. 161−196.
- Строилович В. Поездка по Псковской губернии 1862 года. СПб.: 1863. -60 с.