Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Образовательный процесс: характеристика, формы, методы обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Являясь ведущей и наиболее древней формой обучения, лекция соединяет в себе специально созданную для данной аудитории систему знаний и образец научно-педагогического мышления. Это не просто передача информации, но и процесс общения и совместной деятельности преподавателя и студентов. Именно поэтому лекцию нельзя заменить никакой другой формой учебной работы в институте. Заочное или дистанционное… Читать ещё >

Образовательный процесс: характеристика, формы, методы обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогический процесс — специально организованный, позитивно-результативный образовательный процесс, в котором педагогическое взаимодействие субъектов осуществляется в целостном сочетании процессов воспитания, обучения, развития.

Основными характеристиками педагогического процесса являются:

1. Целенаправленность — все, что окружает человека, с чем он взаимодействует, с чем входит в определенные отношения, влияет на то, каким он станет, какие качества и свойства личности будут в нем развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. (Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека).

Педагогический процесс предполагает наличие педагогической цели, формируемой в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которым затем соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

2. Двусторонность — из определения понятия педагогического процесса с полной очевидностью вытекает наличие в нем двух сторон. С одной стороны, педагог — человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности. С другой стороны — обучаемый (воспитанник), деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог.

Выделяя из педагогического процесса две стороны, следует подчеркнуть, что они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга.

3. Целостность педагогического процесса предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, поведение. Целостность педагогического процесса рассматривается и внутри подсистемы, например в образовательном учреждении, где все его компоненты проникнуты единством, цельностью.

Основными формами организации учебного процесса в вузе являются лекция, семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, контрольная работа, коллоквиум, практика, самостоятельная работа студентов, курсовая работа, выпускная квалификационная работа и др.

Лекция — метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала.

Цель лекции — организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции:

  • — обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;
  • — учить умению аргументировано излагать научный материал;
  • — формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
  • — отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;
  • — оптимизировать все другие формы организации учебного процесса.

Являясь ведущей и наиболее древней формой обучения, лекция соединяет в себе специально созданную для данной аудитории систему знаний и образец научно-педагогического мышления. Это не просто передача информации, но и процесс общения и совместной деятельности преподавателя и студентов. Именно поэтому лекцию нельзя заменить никакой другой формой учебной работы в институте. Заочное или дистанционное обучение предполагает начитывание лекций перед экзаменом, либо интерактивные лекции через интернет в режиме видеоконференции. Их также нельзя игнорировать, потому что через одно самостоятельное изучение материала у студентов может сформироваться искаженное видение изучаемого предмета.

Чтение и слушание лекции — сложная и напряженная работа для лектора и студента. Студент должен активно и целеустремленно работать, пользуясь целой системой специальных приемов. Он следит за ходом мысли лектора, выделяет основное, критически воспринимает принципиальные положения, стремится прочувствовать информацию и уложить самую существенную в кладовые своего ума — память. При этом он должен успеть записать изложенное так, чтобы было достаточно полно, понятно и разборчиво. Идеальный вид конспекта лекции — это краткое изложения содержания лекции своими словами с пометками по ходу содержания.

Различают несколько видов лекций. Основной — учебно-программные лекции, в процессе которых излагается систематический курс в соответствии с учебной программой. Есть также установочные и обзорные лекции. Чаще всего они читаются студентам-заочникам. Обзорные лекции читаются также перед выпускными экзаменами.

Практические и семинарские занятия важны в процессе обучения потому, что они дают возможность каждому студенту равноправно принимать активное участие во время обсуждения рассматриваемых вопросов. Целью семинарского и практического занятий является повышение самостоятельного мышления студентов, а также развитие творческой активности, повышение коммуникационных навыков. Задачи:

  • — закрепление, углубление, расширение знаний студентов по изучаемой дисциплине;
  • — формирование умения ставить и решать учебные, научные и практические задачи и проблемы;
  • — совершенствовать способности грамотно агрументировать свою точку зрения, а также уметь доказывать и опровергать суждения собеседника;
  • — возможность студентам продемонстрировать достигнутый уровень теоретической и практической подготовки; формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Семинарское занятие — проведение коллективного обсуждения студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя. Семинары, наряду с лекциями, относятся к теоретической форме занятий. На практике сложились следующие формы проведения семинаров:

  • — вопросно-ответный семинар;
  • — развернутая беседа на основе заранее данного студентам плана;
  • — устные доклады студентов с последующим обсуждением их; обсуждение письменных рефератов;
  • — теоретическая конференция;
  • — семинар-диспут;
  • — комментированное чтение источников и др.

Наиболее распространенной формой является заслушивание и обсуждение устных докладов студентов. Вопросы или темы сообщений студенты получают заранее, готовятся к ним, самостоятельно формулируют вводы. Группа должна внимательно слушать выступающего студента, чтобы затем задать ему вопросы, дополнить и уточнить выступление, тактично указать выступающему на смысловые, логические или речевые недостатки. Семинар завершается заключительным словом преподавателя.

В последнее время на практических занятиях все более широкое применение получают так называемые активные методы обучения:

  • — игровые методы — это учебные деловые игры, которые основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности;
  • — методы тренинга — это активное социально-психологическое воздействие в процессе обучения;
  • — методы компьютеризованного обучения.

На лабораторных занятиях студенты в основном отрабатывают практические приемы и навыки, усвоенные теоретические знания проверяют и применяют на практике в лабораторных условиях, овладевают современными методами и технологиями социальной работы. Цель лабораторного занятия — организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Задачи лабораторных занятий:

  • — закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;
  • — развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;
  • — выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных; овладение новыми методами и технологиями;
  • — обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Контрольные работы и коллоквиумы — это формы промежуточной аттестации знаний студентов. Контрольная работа — письменная, а коллоквиум — это беседа преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Проводятся они, как правило, несколько раз в семестр, завершают собой изучение важных тем и разделов курса, их результаты учитываются при выставлении зачетов и сдаче экзаменов.

При затруднениях в учебной работе студенты имеют возможность получить консультацию. По форме консультации делятся на групповые, поточные, индивидуальные, по содержанию — на вводные, тематические и предэкзаменационные. Значение консультации состоит в том, что она является формой и методом организации самостоятельной работы студента в процессе усвоения знаний. На консультациях студенты получают сведения о необходимой научной и учебной литературе, приемах самостоятельной работы, требованиях к рефератам, докладам, письменным работам, разъяснения преподавателя по тем вопросам, которые появились у них в ходе учебного процесса.

Самостоятельная работа — основа успешной работы студентов. Она чрезвычайно важна для профессиональной подготовки специалистов, поэтому самостоятельной работе будет посвящен отдельный, следующий параграф данной главы.

Практика занимает особое место в учебном процессе. Она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего специалиста по социальной работе. В ходе практики решается сложная задача формирования необходимых умений и профессионально значимых личностных качеств. Она, с одной стороны, позволяет проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, с другой, — помогает глубже осознать проблемы, связанные с областью, в которой студент проходит практику. Материалы, полученные в ходе практик, как правило, ложатся в основу экспериментальной части курсовых и выпускных квалификационных работ.

Учебный план предусматривает выполнение студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Это сложный вид учебно-исследовательской работы, который необходим для формирования профессионала по социальной работе и выполняет следующие цели: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладение общими принципами и методами исследования; формирование и развитие умения логично и грамотно излагать литературные данные и материалы собственного исследования; активное участие в становлении теории и практики социальной работы в России. Эти виды работ выполняются, начиная с 3 курса, а на младших курсах студенты пишут рефераты, которые являются определенным подготовительным этапом и помогают овладеть навыками изучения учебной и научной литературы.

Предварительной аттестацией студентов (чаще всего по результатам лабораторных и практических работ) является зачет. Он предваряет экзамен. Зачеты и экзамены — не только средство контроля за знаниями студентов, но и средство получения обратной информации в учебном процессе, которая необходима как преподавателю для коррекции преподавания, так и студенту для точного определения своих успехов в овладении профессией.

Главное в экзамене — углубление и систематизация знаний. Вместе с тем экзамен — это проверка знаний, умений и навыков, а также общего развития студентов. Экзамены проводятся как по билетам, так и по устным вопросам экзаменатора, возможна компьютерная версия экзамена, но обязательно по действующей учебной программе.

Преподаватель имеет право поставить «зачтено» или экзаменационную оценку «автоматом» — по результатам работы студента на лекциях, семинарских, лабораторных и практических занятиях, контрольных работ, коллоквиумов и текущих собеседований.

По результатам экзаменов выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Отметка «отлично» выставляется студенту за глубокое и прочное усвоение программного материала, грамотное, доказательное и логически стройное его изложение, знание литературы.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания:

  • 1. Словесные — рассказ, беседа, инструктаж и др.;
  • 2. Практические — упражнение, тренировка, самоуправление и др.;
  • 3. Наглядные — иллюстрирование, показ, предъявление материала.

Другая классификация методов воспитания построена на основе учета структуры личности:

  • 1. Методы формирования сознания — рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.;
  • 2. Методы формирования поведения — упражнение, тренировка, самоуправление;
  • 3. Методы формирования чувств — одобрение, похвала, порицание, контроль и др.

И.Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

  • 1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) — осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются «знания — знакомства»).
  • 2. Репродуктивный метод (преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д.; в результате формируются «знания-копии».
  • 3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
  • 4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одной из разновидностей которого является эвристическая беседа — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
  • 5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой