Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование мировоззренческой культуры студента ССУЗ в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе мировоззренчески-ориентирующего, мировоззренческикорректирующего и мировоззренчески-закрепляющего этапов развития мировоззренческой культуры личности студентов преподавателю важно использовать мировоззренчески развивающие технологии обучения. Они позволяют осуществить гарантированное достижение целей и эффективность, мировоззренчески направленного' процесса обучения на основе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование мировоззренческой культуры студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества как педагогическая проблема
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента
    • 1. 3. Исторический аспект и особенности татарского народно-музыкального творчества как фактор формирования мировоззренческой культуры студента ссуз
    • 1. 4. Анализ регионального опыта использования народного музыкального творчества в формировании мировоззренческой культуры студента
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Педагогические условия эффективного формирования мировоззренческой, культуры студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества
    • 2. 1. Проектирование и реализация модели формирования мировоззренческой культуры в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества

    2.2 Использование интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих формированию мировоззренческой культуры личности студентов ссуз педагогического профиля.

    2.3 Осуществление мониторинга формирующихся мировоззренческих новообразований у студентов.

    2.4 Результаты экспериментальной работы по формированию мировоззренческой культуры студентов ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.

    Выводы по II главе.

Формирование мировоззренческой культуры студента ССУЗ в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические, политические и социокультурные преобразования постсоветского российского общества повлекли за собой кардинальные изменения в системе взглядов и принципов, служившей многие десятилетия мировоззренческой опорой поколениям советских граждан в качестве ведущих установок поведения и деятельности. В социальном плане переломный период привёл к снижению уровня конструктивности межличностных взаимодействий, а в духовно-ценностном — к безразличному отношению к культурной преемственности нравственных традиций и преобладанию утилитарно-прагматических ориентации, западных образцов поведения и др. В связи с этим, в современных реалиях объективно актуализируется потребность мировоззренческого самоопределения личности на основе обретения нравственных ориентиров в этнокультурной и социокультурной идентификации.

Удовлетворение значимых духовных потребностей российских граждан неотделимо от профессиональной деятельности специалистов гуманитарного профиля, которые функционально призваны участвовать в сбережении и воспроизводстве духовной культуры общества, в воспитании молодого поколения на основе подлинных национально-культурных образцов, опосредующих нормы и заповеди общечеловеческой морали. В условиях многонационального государстванациональная культура выступает основой межнационального общения, так как каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие своей национальной культуры, с одной стороны, как основного фактора своей самобытности, с другой<�— как органической части общечеловеческой культуры. Следовательно, национальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе ссуз и, в первую очередь в формировании мировоззренческой культуры личности студента. Опыт, обретаемый личностью при соприкосновении с национальной культурой 3 уникален и проецируетсяна всю жизнь. Для изучения возможных путей формирования мировоззренческой культуры личности студента необходимо обращаться* к педагогическому потенциалу народного музыкального творчества, создающего специфическую среду для развития творческой активности и самореализации личности студента в социальной сфере. Мировоззренческая, функция татарского народно-музыкального творчества заключается в расширении кругозора и систематизации знаний студентовформировании нравственных и эстетических качеств личности, убеждений, взглядов, оценочных суждений по вопросам национальной культурыформировании поведенческих норм, правил, присущих культуре татарского народа.

Образование должно создавать условия, способствующие формированию социально-ориентированной личности будущего специалиста, в том числе, созданию условий для^формирования и этнически-ориентированной личности с развитым самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире. По мнениюученых, специалист должен определять свое положение в обществе как «профессионал — труженик и носитель культуры». Этого" требует новый социокультурный стереотип личности специалиста XXI века и его уже начинают определять не только по способности адаптироваться к быстрым изменениям развития общества и производства, но и по духовно-нравственным качествам, судят о нем, как о личности, наполненной здоровым, смыслом национального достоинства и культуры межнациональных отношений.

В отечественной системе профессионального образования в 80−90-е годы.

XX века активизируется поиск наиболее перспективных педагогических моделей гуманитарной подготовки специалистов (Н.А. Асташова,.

Л.А.ВоловичГ.Н. Комарова, F.B. Мухаметзянова, Е. И. Макуренкова,.

А.С. Петелин, Ю. А. Самсонов, Э. А. Финогеева, JI.A. Ядвиршис и др.) — уточняются социокультурные и психолого-педагогические условия формирования профессиональной и социальной компетентности на основе 4 применения" инновационных образовательных технологий* (Л-Ф. Афонченко,.

М.А. Вейт, З.Д. ЖуковскаяВ.Я. Ляудис, Н. Ф. Маслова, Е. М Павлютенков,.

Э.В. Паничева, В. Д. Симоненко, и др.) — освещается проблема использования народнойпедагогики в образовании и воспитании в работах ученых.

F.H. ВолковаЛ. А. ВоловичF.C. Закирова, М-'Й'. Махмутова,.

Г. В. Мухаметзяновой, З. Г. Нигматова, Я. И. Ханбикова, А. Н. Хузиахметоваразрешаются,< вопросы активизацииличности в музыкальнотворческой деятельностии условиях организации, практики и впеучебной деятельности.

А.Д1 Алексеев, Л: Б. Габдуллиной, Е.П. МакуренковаВ: В. Петрушин;

Ф:ШСагитовой, Н-С. Фишганг-Фин, ЛЖ Ярославцеваш др:).

Проблемы этического и эстетического воспитания средствами искусства в том числе народной музыки): в школах и вузах республики рассматриваются в трудах. Л. А. Воловича, М. Г. Дисмана, В. Ш. Масленниковой,.

Г.В: МухаметзяновойГ.А. Петровой, С. И. Раимовой, Ф. Ш. Салитовой,.

Г. В. Illy ртако вой. ;

Следует отметить, что. в настоящее время: накопился: определенный, опыт отражающий? специфику подготовки педагогов-музыкантов. в ссузах.

Музыкальное образование, использование его воспитательных возможностей отражено в работах Э. Б. Абдуллина, J [.Г. Арчажниковой,. В.Р. Дулат-Алеева,.

Д:БКабалевского, Л^ШШкаляр идр.

Заслуживают внимания диссертационные: исследования последних лет по проблеме использования национального фольклорного наследия как уникального? источника развития^ современнойпедагогики Л. Б. Габдуллиной,.

Л.П. КуприяновойИ: Ю. Павловой, ILX. Халитовой, Л. А. Харисовой,.

3i'Mi ЯвГИЛЬДИНОЙ: ,.

Однако, специальных исследованийв- которых рассматривалось бы становление мировоззренческой культуры личностив условиях подготовки специалистов педагогического профиля, в процессе изучения татарского народно-музыкального творчествав частностинами не обнаружено. При этом недостаточно^ изучен комплекс педагогических условийобеспечивающих в 5 период обучения ценностно-ориентированное и социально-ориентированное освоение наследия народной культуры, что существенно опосредует мировоззренческое развитие студентов.

Таким образом, сопоставительный теоретико-эмпирический анализ проблемы формирования мировоззренческой культуры личности в период профессионального образования в ссузе выявил ряд противоречий:

— между объективной необходимостью национальной самоидентификации народов России с позиций понимания духовно-нравственных традиций национальной культуры прошлого — с одной стороны, и практическим разрывом культурной преемственности в индивидуальном мировоззрении значительной части молодого поколения — с другоймежду социальной значимостью целостной мировоззренческой культуры педагога и недостаточно высоким уровнем практической готовности выпускников ссузов педагогического профиля к мировоззренчески воспитательной деятельности;

— между мировоззренчески-формирующим потенциалом' татарского народно-музыкального творчества и недостаточно эффективным его использованием в учебно-воспитательном процессе ссуз педагогического профиля.

Разрешение обозначенных противоречий требует выявления комплекса педагогических и условий развития* мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования, что и составляет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.

Объект исследования: формирование мировоззренческой культуры — личности студента ссуз педагогического профиля.

Предмет исследования: педагогические условия формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе усвоения основ татарского народно-музыкального творчества.

Гипотеза исследования: формирование мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества будет эффективным при реализации следующих условий: проектировании и реализации модели формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в. процессе изучения татарского народно-музыкального творчества;

— использовании интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчестваразработки и осуществления мониторинга формирования мировоззренческий культуры студентов* в процессе, изучения татарского народно-музыкального творчества.

Проблема, предмет, цель гипотеза исследования определили его задачи:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы определить роль народной культуры и искусства в формировании мировоззренческой культуры личности студента ссуз.

2. Определить потенциал татарского народно-музыкального творчества, способствующего формированию мировоззренческой культуры личности будущего педагога.

3. Выявить и обосновать педагогические условия эффективности формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.

4. Разработать систему мониторинга и критериальные показатели эффективности' формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— фундаментальные философские положения осоциальной сущности личности, теоретические положения о деятельностном подходе к формированию личности (Б.Г. Ананьев, Л. И: Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Бердяев, В. Франкл и др-);

— теоретико-методологические положения о природе педагогической деятельности и формировании профессиональной готовности к ее успешному осуществлению (М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, B. ILh Масленникова, Г. В. Мухаметзянова, А. Н. Орлов, В. П. Пономарева, В: А. Сластенин и др.);

— аксиологические идеи об осмысленной жизнедеятельности личности в социуме (В.В. Гречаный, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов и др?);

— педагогические концепции отбора содержания гуманистического образования и аксиологического воспитания личности (Н.А.< Асташова, Л. С. Выготский, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Н. Д. Никандров, и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс следующих методов: теоретические: анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме диссертации, сравнение, экстраполяция и классификация, теоретический анализ, изучение и> обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование, ретроспективный-анализ собственного педагогического опытаэмпирические: опытно-экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертное оценивание, рейтинг, беседа, контент-анализ и другие.

Исследование проводилось на базе Казанского педагогического колледжа и факультета среднего профессионального образования Татарского государственного гуманитарного института и осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (2001 — 2004 гг.) изучалась философская, педагогическая, психологическая, культурологическая литература, анализировалось состояние разработанности проблемы в теории и практике, изучались эффективные методы формирования мировоззренческой культуры средствами народной музыки (фольклора) в профессиональных учебных заведениях. Формулировались и уточнялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Были выявлены общие подходы к решению проблемы.

На втором этапе (2004 — 2005 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза педагогические условия), разрабатывалась модель процесса формирования fi мировоззренческой культуры студентов ссуз в процессе изучения? татарского народномузыкального творчества, проводилась апробация педагогических условий, которые реализуются в процессе формирования мировоззренческой культуры личности студентов ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народного творчества, осуществлялась первичная обработка экспериментальных данных.

На третьем этапе (2005 — 2008* гг.) систематизировался и обрабатывался полученный материал и результаты эксперимента, продолжалось их обсуждение и внедрение, оформлялся текст диссертации. Научная новизна исследования заключается в том, что: — выявлен потенциал татарского народно-музыкального творчества, способствующий формированию мировоззренческой культуры личности будущего педагога как системы знаний, взглядов, убеждений личностно-значимых и ценностных норм и правил, способствующих использованию и накоплению социокультурной информации, транслируемой во все аспекты жизнедеятельности человека на основе личностной композиции социально-ценностных отношений;

— теоретически обоснованы и эмпирически реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирование мировоззренческой культуры личности студента ссуз: проектирование и, реализация модели формирования мировоззренческой культуры в процессе изучения татарского народно-музыкального творчестваиспользование интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих формированию мировоззренческой культуры" личности студента ссуз педагогического профиляразработка и осуществление мониторинга формирующихся мировоззренческих новообразований у студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определена роль культурной преемственности в мировоззрении, обусловливающей' национальную самоидентификацию молодого поколения с позиции. понимания духовно-нравственных традиций народной культурыобогащена концепция воспитания социально-ориентированной личности в части формирования мировоззренческой’культуры студентов ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан учебно-методический комплекс по формированию мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля, включающий в себя: программу курса «Татарское народно-музыкальное творчество», программу спецкурса^ «Игра как способ воспитания мировоззренческой культуры личности», обучающую программу с использованием компьютеризированного обучения и тестовые задания к ней, проектнотворческие задания «Формирование у студентов социокультурной позиции личности и практической готовности к выполнению функций специалиста педагогического профиля», план-сценарий интегрированного урока.

Колыбельная в потоке времени", опросные карты входной, промежуточной и.

10 итоговой самодиагностики студентами становления мировоззренческой культуры личности, которые могут использоваться в процессе подготовки будущих специалистов педагогического профиля.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются чёткой методологической основой, опорой на ведущие положения концепции воспитания социально-ориентированной личностиприменением комплексной-методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачамценностно-ориентированным подходом к организации опытно-экспериментальной работы и её позитивными результатами в мировоззренчески развивающей подготовке социально-ориентированного компетентного специалиста педагогического профилясопоставимостью качественно-количественных данных исследования.

Апробациявнедрение результатов исследования осуществлялись на теоретических семинарах педагогов педагогических колледжей и исследователей ИГТП ПО РАО. Материалы исследования обсуждались и докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Взаимопомощь и взаимоподдержка молодой семье методами традиционной культуры» (Казань, 2006), «Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (Казань, 2005), «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань,.

2005), «Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности» (Казань, 2006), «Реализация модели социально-ориентированной личности в процессе воспитательной деятельности» (Казань,.

2006) — «Формирование социально-ориентированной1 личности студента ссуз средствами народной культуры и искусства» (Казань, 2007), «Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы» (Казань,.

2007).

Обсуждение хода и результатов исследования осуществлялось в лаборатории профессионального воспитания и социальной педагогики.

ИПГГПО РАО. Кроме того, материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов в научно-методических и теоретических сборниках, обсуждались на семинарах ИПП ПО РАО.

Результаты исследования внедрялись в практическую деятельность педагогов факультета СПО ТГГИ и Казанского педагогического колледжа, в консультативную деятельность автора при подготовке учителей к аттестации, а также открытых мероприятиях, проводимых в общеобразовательных и специализированных школах города Казани №: 26, 122, 34.

На защиту выносятся педагогические условия формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества:

— модель формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества, состоящая из цели, задач, принципов, условий, этапов, содержания, критериевотражающая специфику подготовки специалиста педагогического профиля;

— интегративные формы и методыосвоения татарского народно-музыкального творчества студентами ссуз педагогического профиля, соответствующие этапам и задачам формирования мировоззренческой культуры личности;

— система мониторинга и критериальные показатели эффективности формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз педагогического профиля в процессе изучения татарского народно-музыкального творчества: научно-теоретическая готовность, духовно-нравственная зрелость, поведенческо-волевая готовность, профессиональная компетентность, социальная' компетентность.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (203 наименований) и 3 приложений.

Выводы по Главе II.

Формирование личностной мировоззренческой культуры в процессе изучения студентами гуманитарных учебных курсов позволило сделать следующие выводы.

Становление целостной мировоззренческой культуры в системе профессионального образования будущих специалистов происходит под влиянием ряда факторов: профессионально ориентированной учебной деятельности, социально направленных взаимодействий в учебном коллективе и активного самоотношения личности, заинтересованной в личностном мировоззренческом саморазвитии в период обучения в ссузе.

Педагогическое проектирование модели мировоззренчески развивающего освоения студентами гуманитарной дисциплины важно осуществлять на основе целостной организации компонентов ссузовского образовательного процесса (обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания и др.).

Цель становления мировоззренческой культуры в системе профессионального образования специалистов включает процесс становления ведущих ценностно-смысловых позиций сознания и самосознания, которые выступают монолитно с поступками и действиями личности и не дают ей отчуждаться от той реальности, к которой она принадлежит, выявляют сегодняшнее положение и перспективы жизнедеятельности будущего специалиста и позволяют ему целостно и самостоятельно урегулировать свою жизнь.

Педагогическое достижение поставленной, таким образом, цели происходит на основе отбора преподавателем мировоззренчески развивающего содержания образования в рамках изучения будущими специалистами профилирующей дисциплины" - с одной стороны. С другой — на основе системно-технологического обеспечения реализации этого содержания в учебно-в оспитителном процессе.

В ходе мировоззренчески-ориентирующего, мировоззренческикорректирующего и мировоззренчески-закрепляющего этапов развития мировоззренческой культуры личности студентов преподавателю важно использовать мировоззренчески развивающие технологии обучения. Они позволяют осуществить гарантированное достижение целей и эффективность, мировоззренчески направленного' процесса обучения на основе диагностичного целеобразования. Во-первых, это обеспечивает возможность оперативной обратной связи и педагогической коррекции в ходе мировоззренческого развития и саморазвития студентов за счёт педагогических процедур контроля и диагностики, ориентированных на чётко определённые педагогические критерии и показатели мировоззренческой культуры. Во-вторых, — обеспечивает взаимосвязь мировоззренчески направленных целей с адекватнымi педагогическим обеспечением личностно развивающегообученияа также взаимосвязь содержания интегративных форм и методов обучениях направлениями социокультурной деятельности педагога в обществе. Исходя* из, этого, преподаватель> «задействует» разнообразные формы учебной деятельностиреализует активные методы и педагогические средства обучения, способствующие становлению ценностно-мотивационных позиций, личности, переплавлению знаний в мировоззренческие убеждения, формированию у студентов профессиональной^ активности и социально-нравственных способов действий и взаимодействий, выработке навыков самообразования, личностной саморегуляции и др.

Специально создавая образовательную" среду для обретения активно-субъектной позиции студентов в отношении личностного мировоззренческого развития на основе освоения, культурных ценностей общества, преподаватель реализует разработанный комплекс педагогических условий. Данные условия обеспечивают целостное мировоззренческое развитие личности в учебном процессе, поскольку направлены на поддержку формирующихся личностных новообразований' в составе компонентов мировоззренческойкультуры и организуют процессуальность в плане постепенной передачи функций управления мировоззренческим развитием будущих специалистов от преподавателя к студентам.

Основными педагогическими условиями организации процесса становления мировоззренческой культуры студентов выступают: проектирование и реализация модели формирования мировоззренческой культуры личности студента ссуз в процессе изучения татарского народно-музыкального творчествареализация интегративных форм и методов освоения татарского народно-музыкального творчества, способствующих формированию мировоззренческой культуры личности студента ссузосуществление мониторинга формирующихся мировоззренческих новообразований у студентов.

Таким образом, на базе проектирования педагогической модели мировоззренчески ориентированного освоения студентами гуманитарного знания, на основе её технологической реализации в отобранных педагогических условиях, происходит становление личностной мировоззренческой культуры личности студентов. В результате этого будущий специалист становится способен не только к саморазвитию ведущих параметров мировоззренческой культуры студентов в период ссузовского обучения, но и к дальнейшему личностному совершенствованию на сформированной мировоззренчески-ценностной основе. А это придаёт личностный смысл и мировоззренческую перспективу его профессиональной деятельности, направленной на охрану и сбережение духовных и материальных памятников национальной культуры, популяризацию и распространение нравственных идеалов и ценностей своего народа, воспитание молодых поколений в патриотически-гражданственном духе. j.

Заключение

.

В результате проведённого сравнительно-сопоставительного ¦ анализа философско-этической, социологической-, культурологической и психолого-педагогическойлитературы в исследовании установлено-: что мировоззренческаякультура личности, студентаявляется фундаментальнойцелостнойи универсальной характеристикой. Стержневое значение в ней имеют мировоззренческая: направленность и> позиция личности* по отношению к культуре общества и профессиональнойдеятельностидругим людям и самой себеокружающему миру в целом-. Сущностные свойства обусловливают глубокий духовно-практический" смысл мировоззренческой культуры, который высвечивается: в единстве: теоретического идеятельностного> отношения человека к окружающей действительности. Способами" её мировоззренчески-целостного освоениявыступают позитивное мировосприятие игармоничное мироощущение, целостноемиропонимание и гуманистическое мироистолкование. Посредством- • их. в процессах познавательной, коммуникативнойпрофессиональной $ и> рефлексивной деятельности складывается способность личности к культурному самои миропреобразованию.,.

В: итоге теоретического обобщения взаимосвязей феноменов «мировоззрение» и «культура» установлено, что с" гуманитарных позиций становление целостной: мировоззренческой культуры, личности в условиях профессионального ¦ образования, специалистов представляет собой процесс и результат самоосознанияs студентомсистемы духовно-нравственных, социои этнокультурных^ ценностейсуществующих, в конкретной культуре общества.

Эти ценности, посредством? их системного? познаниямировоззренчески1 рефлексивногопереживанияи личностно значимого' осмысления: в процессе обученияпревращаютсяв, духовно-смысловые ориентиры поведения и творческой деятельностив жизненные принципы, которые обусловливают духовно-ценностные отношения личности — к себе и другим людям, своей профессии, окружающей природной и социокультурной среде, тем самым обеспечивая гармоничную жизнедеятельность человека в культуре общества, в которой он складывается как личность.

Сравнительно-сопоставительный теоретический анализ литераторы позволил выделить объективные факторы, обусловливающие становление мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов. Во-первых, конкретно-исторические, социально-экономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся" в, содержании его мировоззренческого сознания и кристаллизовавшиеся, в объективные социальные требованияк функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов. Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически, формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, литературой, искусством и религией, духовными традициями и художественным творчеством народа, содержанием целевого и организационно-процессуального компонентовпрактики воспитания и образования личности в социуме. В1третьих, мировоззренческое самосознание, как система ценностных установок и ориентации, мировоззренческих убеждений, идеалов и деятельностных принципов, направляющих эмоционально-волевую, интеллектуально-творческую, профессиональную и социальную активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития, этнокультурного и социально-нравственного самоопределения будущих специалистов в условиях профессиональной подготовки и обучения в ссузе.

Психологическая структура* мировоззренческой культуры охватывает основные сферы проявления личности — когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-смысловую, волевую и поведенческую и включает в себя такие структурные компоненты, как: знания и представления человека об окружающей природной, социокультурной действительности и о самом себе, ценности, смыслы и ценностные ориентации, мировоззренческие взгляды, идеалы и убеждения, деятельностные установки, принципы и позиции, проявляющиеся во взаимодействиях с данной. действительностью и в самоотношении личности! ¦

Компонентное «содержание личностной мировоззренческой* культуры закрепляется в систему интегративных, мировоззренчески значимых качеств личности — когнитивных,. эмоционально-ценностных и волевых, коммуникативно-поведенческих и продуктивно-деятельностных.

Система.мировоззренческих знаний! и ценностейсодержание процессовмировосприятия, миропониманияи, миропреобразования у человека, посвятившего себя определённой профессииинтегративно характеризуют специалистас позиций готовности к мировоззренчески системному (научно-теоретическая «готовность) — духовно и нравственно зрелому осмыслению культурно-ценностной! информации (духовно-нравственная* зрелость), готовности' применять ценностные убеждения и принципы, в социально1 и профессиональное компетентной деятельностив- обществе (социальная и профессиональная компетентность), в саморегуляции. поведения- (поведенческо-волевая готовность).

В опытной работеподтвердилось, что уровень проявления научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности, духовно-нравственной зрелости, профессиональной и социальной компетентности личности! припедагогическом анализеможет, объективно выступать в. качестве основных критериевсформированности личностной мировоззренческой культуры в процессе обучения будущих специалистов в ссузе.

По результатам нашего констатирующего эксперимента, обнаружились достаточно противоречивые тенденции. Так, несмотря на наличие устойчивого ценностного отношения студентов к своейтрофессиональной-деятельности как личностно значимой-, мы не, обнаружилитакого жеценностного отношения к самому предмету деятельности специалиста гуманитарного профиля? -отечественной: культуре всистеме личной ответственности студентов, как будущих специалистовза сбережение и. распространение нравственных традиций и духовных ценностей в современной действительности. При этом отмечалась слабая выраженность социально-смысловых и творческих мотивов профессионального^ выбора- ^направленности^студентов на формирование у себя аналитических ю проектировочных умению деятельности, способов самопознания, нравственного самообразования^ и др. Вместе с темконстатировалась проявленнаязаинтересованность, студентов в их мировоззренческом развитиив. процессе изучениягуманитарных учебных дисциплин: Это объективное обусловило наш выбор гуманитарного курса «Татарское, народно-музыкальное: творчество» в, качестве содержательной основыпедагогического проектированияцелевойкритериальной" модели мировоззренчески развивающего обучения? специалистовt гуманитарного профиля: 7.

Исходя из теоретически выделенных критериев-, мировоззренческойкультуры личности, нами? обоснована1 структурно-психологическая* модель, её становлениям в системепрофессионального образованияспециалистов гуманитарного профиля и определены социально-психологичес кие показатели уровней сформированное&tradeмировоззренческой культуры у студентов в ссузе. На выделенной критериальнойоснове, равнокак и с учётом исходного уровня мировоззренческого^ развития обучающихсядалеебыласпроектирована модель педагогическоговлияния: на становление мировоззренческойкультуры личности и целевая" комплекснаяпрограммареализующая данную модель в условиях гуманитарно-профильногоюбучения будущих специалистов.

Педагогическое1 достижение поставленных целей ю задач мировоззренчески развивающего обучения обусловлено выделением преподавателем инварианта процесса освоениястудентамисодержания гуманитарной: дисциплины. Основу освоения культурно-ценностного материала: составляет реализацияпринципов научности, генерализации-знаний и проблемности' изложениям во-первых. Во-вторых — применение межпредметных связей в обучению и образовательных технологий на базе преемственно-исторических традиций национальной культуры. и общечеловеческих ценностей. В-третьих — реализацияпедагогических условий обучения, обеспечивающих высокий уровень сознания личности и единство развития её самосознания и поведения, взаимосвязь творческого решения задач мировоззренческого саморазвития, — в контексте интересов и целей самих студентов.

Системный отбор преподавателем мировоззренчески развивающего комплекса творческих задач и практико-ориентированных заданий, направленных на погружение личности в ценностно-смысловой контекст изучения татарской народной культуры, поддерживает заинтересованную включённость студентов в познавательную деятельность и формирует осмысленность. мировоззренческого саморазвития личности на патриотически-ценностной основе.

В ходе опытно-экспериментальной работыпрежде всего решались педагогические задачи развитиянаучно-теоретической мировоззренческой готовности обучающихся ксоциокультурной деятельности, велась «переплавка» культурно-ценностных знаний специалиста в личностные мировоззренческие убеждения, формировались, аналитические и диалектические способы мышления-' личности. Развитие эмоционально-ценностного отношения обучающихся к изучению, сохранению и распространению российской духовной культуры как основе" профессиональной деятельности в социокультурной сфере обеспечивало рост социокультурной мировоззренческой направленности личности, а формирование готовности студентов к сознательно-волевой регуляции своих поступков и стремлений реализовать индивидуально выраt ботанные мировоззренческие принципы и идеалы осуществлялось в технологически организованной педагогом практике деятельности по функционалу специалиста гуманитарного профиля.

В технологически-процессуальном плане учебно-познавательная деятельность, обеспечивающая мировоззренческое развитие личности в ходе освоения, студентами татарского народно-музыкального творчества, выстраивалась на основе применения комплекса технологий обучения: проблемно и ценностно информирующих, социально ориентирующих, субъектно и рефлексивно стимулирующих, позиционно и деятельностно закрепляющих. Применение мировоззренчески развивающих технологий обучения в условиях диалоговой организации форм учебной и внеучебной познавательно-ценностной* деятельности, в процессе самообразования студентов обеспечивает целостное формирование мировоззренческого сознания и самосознанияповедения и деятельности будущих специалистов, эффективность становления активной субъектной позиции в этом плане.

В процессе организации учебного времени преподавателем применялись проблемные лекции: и семинары, практические занятия и учебные дискуссии, деловые игры и творческие игры-драматизации, где: формировалось системное миропонимание w духовно-нравственные позиции будущих специалистов. В процессе внеучебного? времени — фольклорные: сценические действа пропагандировать национальную культуру экспедиции и этнографические экскурсии, научно-исследовательская и проектно-творческая-работахтудентов, специально организовывались концертная и лекторско-просветительнаяпрактика, которые* закрепляли преобразовательный, опыт проявления мировоззренческих, позицийготовности-: пропагандировать, российскую культуру. Самообразовательная работа? студентов-, организованная* на основе изучения, обработки и анализа произведений г фольклора-, идентификации с традициями1 народного художественного' творчества и его практического освоениядеятельностно закрепляли: направленность будущих специалистов на-сохранение:культурных ценностей.

По итогам опытно-экспериментальной: работы диагностированы позитивные изменения-в содержании: с6циально: психологических компонентов мире и отношениях личности произошло преломление патриотических ценностей на базе: осмысления: будущим специалистом их социальной и личностной значимости. У студентовзафиксирован рост позитивных переживаний? личнойдуховнойсопричастности, российской культуре, формирование личного опытам творческого, применения1 сформированных ценностных убеждений и: нравственных принципов впрофессионально и социально направленной деятельности, в самообразовании личности.

В ходе опытно-экспериментальной работы, таким образом, подтверждён комплекс педагогических условий, который обеспечивает успешность становления: личностной мировоззренческой культуры у студентов в системе профессиональной подготовки будущих специалистов в ссузе педагогического профиля. Педагогические условия поддерживают ценностно ориентирующий диалог и творческие взаимодействия педагога и студентов в процессе принятия обучающимися духовно-культурных традиций и идеалов своего народа как ведущих мировоззренческих ориентации личности.

Таким образом, в исследовании доказано, что мировоззренческая культура личности студента интегративно характеризует будущего специалиста по критериям научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к организации социально и профессионально компетентной деятельности в обществе, выстроенной с духовно и нравственно зрелых личностных позиций.

Показателями личностной мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля выступают высокая степень осознанности личностью духовно-культурных ценностей народа, личная потребность и способность внести свой творческий вклад в деятельность по изучению, сохранению и популяризации духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры. Обладая высоким уровнем сформированности личностной мировоззренческой культуры, специалист способен ставить адекватные жизненные цели, творчески планировать и проектировать деятельность по их достижению и максимально реализовываться в ней. В итоге современная действительность универсально осваивается специалистом в единстве духовных и практических начал интеллектуальной, профессиональной и социокультурной деятельности человека, успешно интегрированного в социум на основе духовно-культурной преемственности, национально-культурной самоидентификации и творчески активной жизненной позиции личности.

В связи с объективной сложностью и многоаспектностью процесса становления мировоззренческой культуры личности следует выделить ряд вопросов для дальнейшего изучения: факторы успешного становления мировоззренческой культуры в процессе изучения студентами естественнонаучных и социально-экономических дисциплинвзаимосвязь уровней мировоззренческого развития с индивидуально-творческими способностями будущих специалистов и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Б. Теория и практика музыкального обучения^ в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. -М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  2. , Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности / J1.M. Аболин, Х. Х. Валиахметов. Казань: Карпол, 2002. — 230 с.
  3. Р.А., Тулеева З. И. Истоки ислама: вероучения, мораль, культура. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1996. — 133 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: «Мысль», 1991. — 299 с.
  5. , Н.А. Реализация поликультурного компонента профессионально-педагогической подготовки студентов ссуз музыкального профиля: автореф дисс. канд. пед. наук / Н. А. Агафонова. — Казань, 2007. — 19 с.
  6. , Б.С. Психология формирования демократической культуры студентов1 ссуз / Б. С. Алишев. Казань: ИСПО РАО, 2001. — 244 с.
  7. , Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры / Э. Е. Алексеев. М.: «Советский композитор», 1988. — 237 с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. —288 с.
  9. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. -М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.
  10. , Ф.Г. О постановке педагогических исследований в музыкальном вузе // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования / Ф. Г. Арзаманов. М.: Издательство ГМПИ им Гнесиных, 1979. — С. 3−20.
  11. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории /
  12. , Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташова. Москва-Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000. — 272 с.
  13. , Ч. Фарид Яруллин / Ч. Бахтиярова. — Казань: Таткнигоиздат, 1960. 66 с.
  14. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П-. Беспалько. -М.: Педагогика, 1999. 192 с.
  15. Бестужев-Лада, И. В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. М.: Политиздат, 1984. — 207 с.
  16. , Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. М. Правда, 1989. — 607 с.
  17. , В.А. Социально-педагогическая деятельность региональной системы учреждений дополнительного образования, детей: дисс. д-ра. пед. наук / В. А. Боговарова. — Казань, 2003 410 с.
  18. , В.А. Организация управления.социально-педагогической деятельностью системы дополнительного образования детей Республики Татарстан / В. А. Боговарова. Казань: Хэтер, 2002. — 135 с.
  19. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Москва — Ростов на Дону: ТЦ Учитель, 1999. 560 с.
  20. Бондаревская- Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Москва — Ростов на Дону: ТЦ Учитель, 1999. 560 с.
  21. , JI.JI. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования / Л. Л. Бочкарёв. М: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1979.-С. 54−81.
  22. , В.П. Синергетический циклизм в истории, культуре и искусстве / В. П. Бранский // Мир психологии. № 3. — М., 2002. — С. 25−40.
  23. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  24. В.В. Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспект: автореф. дисс. канд. культ / В. В. Власенко. СПб, 1999. — 21 с.
  25. , Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: «Академия», 1999.168 с.
  26. , Л.А. Эстетический идеал (Некоторые закономерности формирования эстетического идеала коммунизма в советской музыке): Автореф. дисс. на соиск. к. филос. н. / Л. А. Волович. М., 1966. — 32 с.
  27. Волович, Л. А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе. Теоретико-методологические подходы / Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова. Казань: ИСПО РАО, 1997. — 103 с.
  28. , Л.А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе / Л. А. Волович. Казань: ИСПО РАО, 1999.-56 е.
  29. Вопросы теории эстетического воспитания / Под. ред. Г. З. Апресяна. -М.: Издательство МГУ, 1970. 109 с.
  30. , Л.С. Психология искусства// Дирижёрское исполнительство/ Л. С. Выготский. М: «Музыка», 1975. — С. 484 — 490.
  31. , О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О. С. Газман // Народное образование, 1998. №' 6. — С. 108−118.
  32. , Э.Х. Татарские народные игры и праздники / Э. Х Галеев, Я. И. Ханбиков. Казань: Таткнигоиздат, 1985. — 142 с.
  33. , Т.С. Культура повседневности. Кн. 1. Частная жизнь и быт древних обществ / Т. С. Георгиева. — М.: Высшая школа, 2005. — 335 с.
  34. , Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б. С. Гершунский, Р. И. Шейерман // Педагогика, 1992, № 5. С. 3−13.
  35. Р.Х. Профессиональная компетентность педагога: Монография / Р. Х. Гильмеева. — Казань: Издательство «Майбугат йорты», 1998.-420 с.
  36. В.В. Единство мировоззрения и науки как проблема теоретико-ценностной интерпретации // Мировоззрение, наука, практика: Сборник научных трудов / В. В. Гречаный. Иркутск: ИГУ, 1988. — С. 54 — 68.
  37. , Г. Б. Влияние татарской народной песни на мышление } Г.Тукая // Страницы истории татарской музыкальной' культуры / Г. Б.
  38. Губайдуллина. Казань: Таткнигоиздат, 1991. — С. 87 — 88.
  39. , Д. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место вмире / Д. Гудинг, Дж. Леннокс. — Ярославль: ТФ «Норд», 2001. С. 235 — 259.1
  40. , С.И. Диалоги о татарской музыке / Под ред. Р. Яхина / С. И. Гурарий. Казань: Таткнигоиздат, 1984. -152 с.
  41. , С.С. Обыденное мировоззрение: структура и способыорганизации / С. С. Гусев, Б. Я. Пушканский. СПб.: Наука, 1994. — 88 с.
  42. , Г. М. Волжская булгария: духовная культура / Г. М.
  43. Давлетшин. — Казань: Таткнигоиздат, 1990.- 195 с. (46. Давлетшин, Г. М. Очерки по истории- духовной культуры предковтатарского народа (истоки, становление, развитие) / Г. М. Давлетшин. — Казань: Таткнигоиздат, 2004. 431 с.
  44. , М.Г. Музыка в системе эстетического воспитания школьников / М. Г. Дисман. Казань: КГУ, 1991. — 182 с.
  45. , А.А. Формы и способы мировоззренческого отношения к действительности // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики/ А. А. Довгаль. Киев: Наук, думка, 1981. -С. 170- 187.
  46. , В.И. Ритуал и фольклор / В. И. Ерёмина. Л.: «Наука», 1991. — 205 с.
  47. , С.Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюнникова. М.: Ассоциация профессиональное образование, 1992. — 125 с.
  48. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: ВЛАДОС, 1999.-384 с.
  49. , В.П. Мировоззрение как форма созиания, самосознания и культуры личности // Мировоззренческая культура личности: (философские проблемы формирования) / В. П. Иванов. -Киев: Наук, думка, 1986. С. 10−88.
  50. Идегей. Татарский народный эпос (на татарском языке). — Казань: Татарское книжное издательство, 1988. 154 с.
  51. Инновационные технологии профессионального и профильно-ориентированного образования / Под ред. В. Ф. Габдулхакова. Казань: РИЦ «Школа», 2006. — 572 с.
  52. Исхакова-Вамба, Р. А. Татарское народное музыкальное творчество (традиционный фольклор) / Р.А. Исхакова-Вамба. Казань: Таткнигоиздат, 1997.-264 с.
  53. Исхакова-Вамба, Р. А. Инструментальная музыка // Татарское народное музыкальное творчество / Р.А. Исхакова-Вамба. Казань: КГПУ, 1997.-С. 231−250.
  54. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Метрополис», 1996. -430 с.
  55. , А.Ф. / Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. зав. / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. -М.: Академия, 2005. -304 с.
  56. , Н.И. Вопросы формирования системы эстетическоговоспитания в СССР / Н. И. Киященко. М: Искусство, 1971. — 160 с.
  57. , Н.А. Народная, художественная культура! как фактор социализации молодёжи. Автореф: дисс. канд. философ-.наук / Н-А. Клименко. -Тамбов, 1999.-20 с.
  58. , А.Г. Мировоззрение как фактор: формирования- характера / А. Г. Ковалёв. М.: Просвещение, 1950. 134 с.
  59. , Г. Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами? народного музыкального творчества-.Дисс. канд. пед. наук / Г. Н. Комарова.- (c)рёл- Л 997. -155 с.
  60. Кон, И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / Отв: ред. М.И. Бобнева- Е.В. Шорохова/ И. С. Кон. М.: Наука, 1979. — С. 85 — 113.
  61. Кул Гали. Сказание о Йусуфе. Казань: Таткнигоиздат, 1985. — 254 с.
  62. Куприянова- JI.JI. Формирование- исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный- фольклор // Музыкальное воспитание в школе / Л: Л. Куприянова. М., 1.986, Вып. 17. — С. 25 — 32.
  63. , М.Е. Личностно ориентированная подготовка- учителя: теоретико-методологический аспект / М. Е. Кузнецов. Брянск. Б ГПУ, 2000. -375 с.
  64. , В.И. Начала философии науки / В. И. Курашов. Казань: КГУ, 2004.-516 с.
  65. , Б.Т. Педагогика: курс лекций- / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
  66. , JT.А. О природе и средствах музыки / Л. А. Мазель. — М.: Музыка, 1983.-48 с.
  67. , Г. М. Использование произведений старотатарского музыкально-поэтического наследия в учебном процессе // Музыка и педагогика / Г. М. Макаров. Казань: КГПУ, 2000. — С. 119. — 127.
  68. , В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства: дисс.. канд. пед. наук / В.Ш. Масленникова-Казань: 1982. 203 с.
  69. Масленникова, В. Ш: Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального, педагога: дисс. доктора пед. наук / В. Ш. Масленникова. — Казань: ИССО РАО, 1996. 446 с.
  70. , В.Ш. Современная идеология' воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений / В. Ш. Масленникова. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 36 с.76: Масленникова, В. Ш. Культура личности педагога / В.Ш.
  71. , В.П. Юдин Казань: КГУ, 1994. — 78 с.
  72. , Н.Ф. Акмеологическая педагогика: факультативный курс / Н. Ф. Маслова, А. К. Нешков. Орел: ВИПС, 1999. — 88 с.
  73. , М.И. размышления о судьбах национальной школы / М. И. Махмутов // Народное образование. 1989. № 7. — С. 53 — 58.1
  74. , М.И. Педагогические технологии развития мышленияучащихся" / М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов, М. А. Чошанов. Казань: ИССО РАО, 1993.-88 с.
  75. , М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1997. — 240 с.
  76. , М.И. Мир ислама / М. И. Махмутов. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 616 с.
  77. Музыкально-художественное воспитание учащихся: Учебное пособие / К. В-Игнатьева, Г. А. Петрова, Т. В. Шуртаковаг Казань: КРУ, 1971. — 149 с.
  78. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность / Под ред. Ярустовского Б. М.: «Советский композитор», 1973. 375 с.
  79. Мухаметзянова- Г. В. Педагогическая культура татарского народа / F. B- Мухаметзянова- Р.А. Низамов- -Казань: Тан-Заря- 1994: — 184 с.
  80. , Г. В. Формирование коммунистического мировоззрения школьников / Г. В. Мухаметзянова. Казань: Издательство КГУ, 1988. — 219 с.
  81. , Г. В. Избранные педагогические труды: в 3-х т. Т. 2 / Г. В. Мухаметзянова. Казань: Магариф, 2005. — 447 с.
  82. Мясищев, В.11. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалёва / В. Н. Мясищев. Москва — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 368 с.
  83. , М.И. Система ценностей отечественной культуры / М. И: Надеева. -Казань: ИСПО РАО- 2000 ¦ -67 с.
  84. , И.Н. Татар халкынын йла поэзиясе- уен жирлары, бию так маклыры // татар халык ижатьг/ И. Н. Надиров. Казан: Тат кит нешр, 1980. -50 с.
  85. , И.Н. Народный эпос «Идегей» / И. Н. Надиров. Казань: Таткнигоиздат, 1988. — 249 с.
  86. , К. Китаб-эт-тэрбия / К. Насыйри. — Казан: Татарстан китапнэшрия, 1994. 144 бит.
  87. , Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга, для учителя / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1981,199 с.
  88. , Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1997. — С. 235 — 246.
  89. , З.Г. Курс лекций по педагогике (Теория и методика воспитания) / З. Г. Нигматов, А. Н. Хузиахметов. Казань: Матбугат, 2000. — 383 с.
  90. , З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: дисс. канд. пед наук / З. Г. Нигматов. Казань, 1980. — 203 с.
  91. , З.Г. Проблемы воспитания гуманности в татарской народной педагогике // Педагогическая мысль в казанском крае в конце 19, начале 20 века / З. Г. Нигматов. Казань: КГПУ, 1979. — С. 72 — 91.
  92. , Н.Н. К характеристике жанров татарских народных песен // Музыка и современность: актуальные вопросы народной музыки. Сб. научн. тр. / Н. Н. Нигметзянов. Казань: КГПИ, 1980. — С. 98 — 125.
  93. Ю.А. Духовно-нравственное воспитание педагога-музыканта в условиях региональных полиэтнокультурных традиций / Ю. А. Носырев. Москва: АПК и ППРО, 2007. — 208 с.
  94. , А.В. Социально-педагогические условия самореализации студентов ссуз в процессе культурно-досуговой деятельности: автореф дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. / А. В. Павлинов. — Казань, 2004. 16 с.
  95. , Е.М. Профессиональное становление будущего учителя / Е. М. Павлютенков // Советская педагогика, 1990, № 11. С. 61 — 64.
  96. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  97. Педагогические технологии / Под ред. В. С. Кукушкина. М. — Ростовна Дону: «Март», 2004. 180 с.
  98. Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику / Под ред. З. Г. Нигматова, Р. А. Сахиповой. — Казань: РИЦ «Школа», 1995. 316 с.
  99. , А.С. Управление процессом подготовки специалиста в колледже музыкально-профессионального образования: автореф. дисс. канд. пед. наук / А. С. Петелин. Липецк, 1998. — 18 с.
  100. , В.И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 1997. -380 с.
  101. , Ю.П. Основы этнической психологии / Ю. П. Платонов. — СПб.: Речь, 2003.-452 с
  102. , Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л. М. Попов. Казань: КГУ, 1990.-235 с.
  103. , В.П. Перевод смыслов / В. П. Порохова. М.: Молодая гвардия, 1993.-621 с.
  104. Праздники, обряды, традиции / Сост. Б. Р. Марьянов. М.: Молодая гвардия, 1979. — 132 с.
  105. , Е.Е. Культура моего народа / Е. Е. Пронина. — М.: Знание, 1993.-56 с.
  106. Психологический словарь / под ред. Давыдова В1 В., запорожца А.В., Ломова Б. Ф. и др. М.: Педагогика, 1993. — 274 с.
  107. , В.А. Художественная педагогика / В. Л. Разумный. М.: ИПРИКТ, 1999. -75 с.
  108. , О.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитанники использование их в современной- школьной практике: дисс канд. пед:.наук-/ С. И- Раимова.- Казань: КГ1Щ 1973- —183 с.
  109. , С.И. История татарской музыки: учебное пособие 7 С. И. Раимова. — Казань: КГПИ, 1986. — 84 с:
  110. , Л.С. Введение в педагогическую деятельность / Л. С. Роботова, Г. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
  111. , С.Л. Основы общей психологии / C. J1 Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  112. Сайдашева, 3.11. Татарско-мишарские песни / З. П. Сайданюва, Х. Х. Ярми. М.: Советский композитор, 1979.— 79 с.125: Сайдашева, З.Н. В мире татарской музыки / 3: Н. Сайдашева. с— Казань: Таткнигоиздат, 1995.-202 с.
  113. , Г. Р. Музыка священного слова. Чтение Корана, в традиционной татаро-мусульманской культуре / Г. Р: Сайфуллина. — Казань: Татполиграф, 1999. 230 с.
  114. , A.M. Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ссуз средствами национальной музыки: дисс. канд. пед. наук / А. М. Сафина. Казань, 2001.- 193 с.
  115. , A.M. Воспитание культуры межнационального общения студентов средствами татарской музыки / A.M. Сафина, Л. А. Аухадеева // Ученые записки ТГГИ. Казань, 1997. — № 1. — С. 166 — 173.
  116. , Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики / Р. А. Сахипова. Москва: МПСИ, 2005. — 144 с.
  117. , Г. К. Альтернативные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М: НИИ школьных технологий, 2005. — 256 с.
  118. , Е.С. методы математической^ обработки в психологии / Е. С. Сидоренко.- СПб.: ООО «Речь», 2002. С. 340.
  119. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность / Г. Б. Скок. М-: Педагогическое общество России, 2001. — 102 с.
  120. , В.П. Основы., психологической антропологии. Психология' человека: Введение в психологию субъективности / В. П. Слободчиков, Е.И., Исаев. М.: ШколатПресс, 1995. — 384 с.
  121. , И.Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства: дисс. канд. пед. наук / И. Ф. Слюняева. Брянск, 2000. — 235 с.
  122. , И.М. Праздничная деятельность в учебном заведении / И. М. Снегирева. -М.: Норма, 1998. 106 с.
  123. , В.А. Родина в сердце / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1978. — 175 с.
  124. , Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе / Н. М. Таланчук. — Казань: Дом печати, 1998. — 138 с.
  125. Татар мифлары: ияляр, — ышанулар, ырымнар, фаллар, им-томнар, сынамышлар, йолалар. Казан: Татар, кит. нешр., 1996. -388 бит.
  126. Татар халык ижаты / Нашрият редакторы Аюпов- Х.Г. — Казан: Татарстан китап нашрияты, 1993. — 335 бит.146- Татарское народное творчество: Байты- / Гл. ред. И.1 Шадиров. -Казань: Таткнигоиздат, 1983. 198 с.
  127. Татарское народное творчество: Обрядовые и, игровые песни / Гл. ред. И. Н. Надиров. Казань: Таткнигоиздат, 1984. -113 с.
  128. Татарское народное творчество: Дастаны- / Гл- ред. И. Н!Надиров. -Казань: Таткнигоиздат, 1983.-129 с.
  129. Трегубова, Т. М- Подготовка:"компетентного специалиста’социальной сферы с учето глобальных тенденций' и интерн ал изации образования / Т. М. Трегубова // Казанский-педагогический журнал, 2004. № 2 (36). — - С. 18 — 24.
  130. , Т.М. Международные социальные службы: многообразие моделей и действий / Т. М: Трегубова, — Казань: Печатный двор, 2002. -196 с.
  131. Г. Избранное / Г. Тукай: — Mi: Gob. Россия- 1975: — 213 с.
  132. , Ю.С. Хасанова Г.Ф, Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание- сущность и принципы формирования / Ю.С. Тюников- Г. Ф. Хасанова, Ф. Ф. Харисов. Казань: Тан-Заря, 1996. — С. 14.
  133. , Д.Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. М: Смысл- СПб: Питер, 2004.-413 с.
  134. , Р.К. Народные обряды и праздники татар / Р. К. Уразманова. — Казань: Татарское книжное издательство, 1992. 96 с.
  135. Уразманова- Р. К. Современные обряды татарского народа / Р. К. Уразманова: — Казань-Таткнигоиздат, 19 841 — 125 с.
  136. , Н.А. Фундаментализация содержания математической подготовки в экономическом колледже / Н. А. Читалин, Ж. Сайгитбаталов. -Казань: Изд-во КГУ, 2004. 120 с.
  137. , Н.А. Многоуровневая фундаментализация содержания профессионального образования / Н. А. Читалин. — Казань: Изд-во КГУ, 2005. -272 с.
  138. , Н.А. Фундаментализация содержания дисциплины «Инженерная графика» в ссуз машиностроительного профиля / Н. А. Читалин, Э. Р. Соколова. Казань: Изд-во КГУ, 2007. — 170 с.
  139. , Ж. Халык жаухярляре. Кунелем кырлары. Татар халык койляре / Ж. Файзи. Казан. Тат кит. нашр, 1987. — 392 бит.
  140. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. Прогресс, 1990.-368 с.
  141. Формирование научного мировоззрения у учащихся средних ПТУ в процессе преподавания < дисциплин естественно-математического цикла: Сб. научных трудов под ред. Л. А. Воловича. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 94 с.
  142. , К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение / К. Н. Хабибуллин. — Л.: Знание, 1989. — С. 9 19:
  143. , А.Х. Татарский народ и его предки / А. Х. Халиков.-Казань: Татар, кн. изд-во, 1989. 222 с.
  144. , Р.Ф. Формы музыкального музицирования на народных праздниках и встречах молодежи у татар // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья. Вопросы теории и истории / Р. Ф. Халитов. Казань: КГПИ, 1989.-С. 62−71.
  145. , Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: пособие для студентов и аспирантов / Я. И. Ханбиков. Казань, 1975. -162 с.
  146. , Ф.Ф. Игра — средство воспитания: педагогические записи // Ф. Ф. Харисов, Л. А. Харисова. Набережные Челны: Изд-во КАМАЗ, 1984. -121 с.
  147. , Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса.- автореф. докт. пед. наук / Ф. Ф. Харисов. Казань, 1999.-42 с.
  148. , Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе / Ф. Ф. Харисов. Казань: Тан-заря, 1996. — 138 с.
  149. Харисова, JLA. Педагогический потенциал национальной культуры / JI.A. Харисова. Казань: Тан-Заря, 1996. — 76 с.
  150. , Л. А'. Роль национальной культуры в реализации образовательного потенциала гуманитарных предметов // тезисы докладов международной научно-практической конференции / J1.A. Харисова. Казань: КГПУ, 1994.-С. 80−82
  151. Хасанийские чтения // Сб. статей. -М.: МГУ, 2003. — 146 с.
  152. , Г. Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности / Г. Ф. Хасанова. Казань: Магариф, 1999. — 192 с.
  153. , М.Г. Очерки* по истории Казанского ханства / М. Г. Худяков. Казань: Таткнигоиздат, 1990. — 149 с.
  154. , А.Н. Педагогика: югары хям махсус урта уку йортлары ещен дареслек / А. Н. Хужиахматов. — Казан: Магариф, 2004. 543 бит.
  155. , И.В. Проблема взаимодействия культуры и национального самосознания: автореф. канд. филос. наук / И. В. Чалыгина. — М.: МГИК, 1993. 16 с.
  156. , С.М. Искусство Татарии, / С. М. Червонная. — М.: Искусство, 1987. 231 с.
  157. , В.Д. Способности, человека // В. Д. Шадриков М.: Просвещение, 1997.-356 с.
  158. , Р.Х. Татар милли педагогикасы: югары хям урта педагогика уку йортлары ощен уку ярдамлеге / Р. Х. Шаймарданов, А. Н. Хужиахматов. Казан: Магариф, 2007. — 399 бит.
  159. , Р.Х. Теоретические проблемы исследования ценностей / Р. Х. Шакуров // Профессиональное образование. Казанский пед. журнал.- 1998. -№ 1.- С. 3 18.
  160. , Р.Х. ' Эмоции. Личность. Деятельность (механизмыпсиходинамики) / Р. Х. Шакуров. — Казань: Центр инновационных технологий, 2001.- 180 с.
  161. , Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности. Ч. 2. Оценка качества педагогической деятельности / Р. Х. Шакуров, Б. С. Алишев. Казань: ИСПО РАО, 1996. — 72 с.
  162. , Р.Х. Ценностные ориентации студентов вузов (на примере управленческих специальностей) / Р. Х. Шакуров, С. П. Дырин, И. И. Чичаева. -Набережные Челны: Изд-во Института управления, 1998. — 108 с.
  163. , Л.Ф. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л. Ф. Шамина. М.: Музыка, 1988. — 175 с.
  164. , В.Р. Традиции культуры и народной педагогики в семейном воспитании // Гуманитарные науки: проблемы и аспекты изучения: материалы итоговой конференции ТГГИ / В. Р. Шамсутдинова. — Казань: ТГГИ, 1997.-С. 243 -248.
  165. , И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — С. 264.
  166. , Ш. К. Татарская народная музыка: программа длядетских музыкальных школ / Ш. К. Шарифуллин. Казань: КГПУ, 1997. — 38 с. f t.
  167. , Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.
  168. Н.Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру // Воспитание школьников, 1998, № 5. С. 2−8.
  169. , Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства /Т.В. Шуртакова. Казань: Издательство КГУ, 1987. — 109 с.
  170. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., АПО. 1998.-568 с.
  171. Эстетическое воспитание в школе / Состав. Г. А. Петрова' и др. -Казань: Издательство КГУ, 1991. 183 с.
  172. , З.М. Использование фольклора в музыкальномобразовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов / З. М. Явгильдина. Казань: КГПУ, 2003. — 94 с.
  173. Явгильдина, З. М: Современные технологии введения фольклора в учебный процесс // Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентовмузыкальных факультетов / З. М. Явгильдина. — Казань: КГПУ, 2004. С. 46−54.
  174. , В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: СГУ, 1995. — 332 с.
  175. , Р.Я. Татарский детский фольклор / Р. Я. Ягфаров. Казань: Изд-во «Раннур», 1999. — 351 с.
  176. , З.Я. Педагогическая мудрость народа / З. Я Якубов // Народное образование, 1995. № 2. — С. 85 -87.
  177. Arndt, J., Greenberg, J., Pysczczynski, Т., Solomon, S. Subliminal exposure to death-related stimuli increase defense of cultural worldview // Psychological Science, 1997. Vol. 8, p 379, 6 p.
  178. Goldchmidt, W. The human career: The self in symbolic world. Cambridge, MA: Blackwell, 1900.
  179. Evans, Robert The Human Side of School Change Jossey-Bass Publishers, San Fransisco.- 1996.- 317 p.
  180. McCleland, D.C. Testing for Competence rather than for «Intelligence» // Armer. Psychologist, 1973. Vol. 28, P. 1−14/
  181. McNeill, W.H. When science converge / «History and Scientific Worldview» // Magazine: Wilson Quarterly, Autumn 1998. Vol. 22 Issue 4, p 131, 2p.
  182. J., Bailey G. «Humanity» an itroduktion to cultural anthropology.3rd ed.St.Paul (Mn), N.Y., L.A., S.F., 1994,488 p. .p.354.
  183. Raven, J. On the Components of Competence and their Development in Education// Teachers' College Record, 1977. Vol. 78, P. 457−474.
Заполнить форму текущей работой