Формирование личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях
К наиболее экстремальным видам профессиональной деятельности относится профессия военного. Современная международная обстановка, социально-экономические и политические особенности развития страны определяют необходимость выполнения военнослужащими задач, связанных с риском для жизни и здоровья. Предотвращение актов международного терроризма, выполнение солидарного долга, участие в разрешении… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ^ ситуациях
- 1. 1. Подготовка военнослужащих к деятельности в экстремальных 4 ситуациях как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Содержание и структура личностной готовности военнослужащих к 35 деятельности в экстремальных ситуациях
- 1. 3. Педагогическая модель формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях
- Выводы по I главе
- Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогической модели формирования личностной готовности 69 военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях
- 2. 1. Исследование исходного состояния личностной готовности 59 военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях
- 2. 2. Реализация педагогической модели формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных7 ситуациях
- 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по II главе
Формирование личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Готовность к экстремальным ситуациям — одно из важнейших условий личной безопасности каждого человека и общества в целом. Сегодня проблема обеспечения безопасности заявляет о себе все более настойчиво: преступность, терроризм, военные конфликты, экологические катастрофы, аварии на производстве и транспорте. Тенденция увеличения количества различных угроз обуславливает необходимость формирования у людей навыков безопасного поведения, готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
К наиболее экстремальным видам профессиональной деятельности относится профессия военного. Современная международная обстановка, социально-экономические и политические особенности развития страны определяют необходимость выполнения военнослужащими задач, связанных с риском для жизни и здоровья. Предотвращение актов международного терроризма, выполнение солидарного долга, участие в разрешении межнациональных конфликтов, ликвидации последствий стихийных бедствий и технологических катастроф требует от военнослужащих постоянной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях. Эффективность деятельности военнослужащих в таких ситуациях во многом зависит не только от уровня их теоретической и практической подготовки, но и уровня физической, психологической и личностной готовности к такой деятельности.
С обозначенных выше позиций рассматриваемая тема представляет собой одну из актуальных проблем современной науки и практики, решение которой является предметом исследования не только военной, психологической, но и педагогической науки.
Степень изученности проблемы. Исследование в педагогической теории и практике показывает, что общетеоретические аспекты проблемы раскрываются в классических трудах отечественных ученых В. М. Бехтерева,.
Н.Д. Виноградова, А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лесгафта, Н. И. Пнрогова, К. Д. Ушинского и др.
Современные педагогические взгляды на решение данной проблемы изложены в исследованиях Б.М. Бим-Бада, В. М. Видгофа, A.B. Кирьяковой, П. И. Пидкасистого, Л. К. Рахлевской, В. А. Сластенина и др.
Различные аспекты готовности к деятельности отражены в педагогических исследованиях C.B. Кобылянского, В. В. Серикова, Ю. Г. Резниковой, Л. С. Узун и др.
Анализ показал, что рассматриваемая проблема подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях во многих исследованиях рассматривалась с точки зрения их физической и морально-психологической подготовки. Особенности формирования психологической готовности военнослужащих к различным видам деятельности отражены в исследованиях A.B. Барабанщикова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, А. Г. Кузнецовой, Б. И. Фурмана, В. Т. Юсова и др. В этих работах рассматривается сущность психологической готовности как состояния и качества личности, ее структура и содержание, динамика становления и развития, благоприятные предпосылки и факторы, отрицательно на нее влияющие, пути ее формирования и поддержания у военнослужащих. Вопросы психологической и психофизической готовности как средства психологической адаптации военнослужащих к службе изучены Г. Н. Блахиным.
Исследования ряда военных ученых (Т.Т. Джамгаров, К. К. Платонов, И. И. Петрушевский, М. И. Дьяченко, В. И. Силин, М. П. Коробейников, Н. В. Краснов, В. Л. Марищук, Н. Т. Лобжа, A.M. Федотов, О. Н. Логинов и др.) показали, что одним из наиболее эффективных средств активного воздействия на психологическую готовность человека является физическая подготовка.
Различные элементы формирования морально-боевых качеств военнослужащих разрабатывали в научных трудах военные педагоги и психологи И. А. Алехин, A.B. Барабанщиков, А. П. Варакин, В. П. Каширин,.
A.Т. Малый, В. Д. Самойлов, Н. Ф. Феденко, М. О. Цепин и др.
Отдельные аспекты проблемы формирования готовности будущих офицеров к профессиональной воинской деятельности в вузах исследовались в работах А. Н. Абрамова, И. В. Бачинского, Н. М. Гамбурга, Н. Ф. Гейжан,.
B.Н. Голубева, Н. И. Косенкова, Л. Г. Лаптевой, Н. Г. Мирошниченко, В. Г. Михайловского, Г. И. Шпака и др.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что в современной педагогической науке разработаны технологические приемы, педагогические формы и методы организации подготовки военных к деятельности в экстремальных ситуациях подразделений внутренних войск и войск специального назначения, особых ударных групп быстрого реагирования в системе обеспечения внутренней безопасности государства. Однако в этих исследованиях данная проблема решается в направлении преимущественно развития физической и морально-психологической готовности военнослужащих. А вопросы личностной готовности, определяющие высокий уровень таких качеств, как самостоятельность, коммуникабельность, умение работать в группе людей, способность к совершению поступков в экстремальных ситуациях, не нашли должного отражения в психолого-педагогических исследованиях.
Кроме того, рефлексия собственного педагогического опыта в качестве инструктора центра психологической и физической подготовки летчиков дальней авиации к выживанию в экстремальных ситуациях показывает, что, действительно, эффективность деятельности военнослужащих зависит не только от уровня их физической и морально-психологической готовности, а также от уровня развития личностных характеристик.
Вышеобозначенные факты подтверждаются результатами проведенного опроса кадровых офицеров, который показал, что неуверенность действий молодых офицеров в экстремальных ситуациях обусловлена недостаточным развитием качеств личности, определяющих ее устойчивость, самостоятельность в принятии решений в условиях ограниченного временного пространства.
Более того, в условиях гуманизации российского общества и его вооруженных сил актуализируется необходимость акцентуации внимания на том, что только сформировавшаяся, обладающая определенными качествами личность может быть готова жить и действовать в любых, даже самых экстремальных, условиях. Поэтому сочетание традиционного понимания обеспечения готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях и поиска инновационных путей решения проблемы, основанной на комплексной (системной) подготовке военнослужащих, позволит повысить уровень их боевой готовности.
В этой связи необходимо обосновать показатели и уровни личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях с учетом требований личностно-ориентированного подхода, научно-методологического и организационно-технологического обеспечения процесса ее формирования.
Применение инновационных технологий обучения в процессе военно-профессиональной подготовки, основанных на гуманистических принципах, позволит обеспечить их личностную готовность к деятельности в экстремальных ситуациях.
Анализ теории научной проблемы и существующей практики позволил выявить ряд несоответствий между требованиями, предъявляемыми к деятельности военнослужащих в экстремальных ситуациях, и фактическим уровнем их готовности к данному виду деятельностипрактикой подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, ориентированной лишь на развитие физических и морально-психологических качеств и необходимостью акцентуации внимания на формирование личностных качествнеобходимостью разработки эффективных подходов формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях и недостаточной разработанностью педагогических аспектов данного процесса.
Вышеописанные противоречия обусловили проблему нашего исследования, которая состоит в объективной необходимости изучения и осмысления системы специальной подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, разработке педагогических основ ее организации.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях».
Объект исследования — процесс подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.
Предмет исследования — педагогическое моделирование процесса формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности педагогической модели формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях будет эффективным, если:
— обосновано понятие «личностная готовность военнослужащего к деятельности в экстремальных ситуациях» как педагогическая категория;
— разработана и реализована педагогическая модель формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях;
— выявлены и реализованы педагогические детерминанты, обеспечивающие эффективность реализации модели формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность процесса подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях;
2. определить содержание и структуру личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях;
3. теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую модель формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях;
4. выявить и реализовать педагогические детерминанты, обеспечивающие эффективность процесса формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.
Методологическую основу исследования составили:
— положения философии о природе человека и его деятельности (К.А. Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев, Л. П. Буева и др.);
— психолого-педагогические идеи о детерминации сфер личности, личностном смысле, поведении, отношении человека к окружающему миру (Э. Фромм, Э. Берн, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, В. П. Зинченко и др.);
— психологические теории деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, СЛ. Рубинштейн);
— идеи личностно-ориентированного подхода (А. Маслоу, К. Роджерс, Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, E.H. Шиянов, О. С. Газман и др.).
Кроме того, в нашем исследовании мы опирались на системно-дея-тельностный подход к анализу феномена личностного роста, педагогические идеи становления личности в процессе подготовки к деятельности в быстроменяющихся условиях.
Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использован комплекс методов, в который вошли: теоретические методы: сравнительный анализ философских, психолого-педагогических подходов к исследованию сущности процесса подготовки военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, обоснованию способов ее формирования и развитиямногофакторный анализ сущности и содержания военно-профессиональной подготовки, в том числе учебных программ в аспекте их направленности на формирование готовности к деятельности в экстремальных ситуацияхразработка теоретической модели формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуацияхэмпирические методы: включенное наблюдение, индивидуальные и коллективные беседы, интервьюирование и анкетированиеконтент-анализ деятельностиконструирование учебных ситуаций и форм занятий, направленных на формирование готовности к деятельности в экстремальных ситуациях и диагностику результатов экспериментальной работыпедагогический экспериментметоды математико-статистической обработки данных.
Основные научные результаты, полученные соискателем, и их новизна заключаются в том, что:
1. Уточнено понятие «личностная готовность военнослужащего к деятельности в экстремальных ситуациях», которое представляет собой особое интегральное образование, включающее в себя комплекс различных свойств и отношений личности, мировоззренческих и нравственных качеств, социальный опыт и социально-ценностные мотивы.
2. Выделены компоненты личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях: мотивационный (включающий мотивацию, способности и готовность к саморазвитию), ориентационный, операциональный (определяющий наличие коммуникативных, конструктивных, организаторских умений), волевой и оценочный компоненты, сопряженные с личностно-профессиональными ценностями военнослужащего.
3. Выявлены критерии сформированности личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях: вектор направленности личностиуровень мотивации успеха (избегания неудач) — уровень тревоги / тревожностилокус контроляуровень самооценкиуровень автономностиуровень личностных модальностей (самоотношения).
4. Обоснована, разработана и апробирована авторская педагогическая модель формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, которая включает в себя совокупность компонентов, критериев и уровней, а также принципов построения модели (системности, прогностичности, универсальности, программированного управления, предпроектного педагогического моделирования), этапов (адаптационно-ориентационный, информационно-аналитический, репродуктивно-конструктивный, прогностическо-творческий). Структурными компонентами данной модели являются ориентационно-целевой, содержательно-организационный, оценочно-результативный и коррекционно-прогностический блоки.
5. Доказано, что на формирование личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях существенное влияние оказывают реализация педагогических детерминант.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что систематизированы и обобщены теоретические и методологические подходы, обосновывающие эффективность комплекса средств формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, расширено научное поле педагогических исследований по проблеме подготовки военнослужащих к профессиональной деятельности.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что реализована педагогическая модель формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях, которая может быть экстраполирована в образовательную практику других ведомств. Основные рекомендации могут быть использованы в процессе создания унифицированной педагогической модели формирования личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях в учреждениях различного профиля.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Личностная готовность военнослужащего к деятельности в экстремальных ситуациях представляет собой особое интегральное личпостно-деятельностное качество, которое является результатом профессиональной подготовки, личностного развития и освоения социального опыта, сочетающее совокупность необходимых знаний, умений и навыков, психологических особенностей, мировоззренческих и нравственных качеств, социально-ценностных мотивов, профессиональных компетенций. Критериями ее сформированное&tradeвыступают: уровень самоактуализациивектор направленности личностиуровень мотивации успеха (избегания неудач) — уровень тревоги / тревожностилокус контроляуровень самооценкиуровень автономностиуровень личностных модальностей (самоотношения).
2. Личностная готовность военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях обладает отличительной чертой — она не может быть завершенной. Структура личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях включает мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты, сопряженные с личностно-профессиональными ценностями военнослужащего.
3. Педагогическая модель формирования личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях включает в себя совокупность компонентов, ее критериев и уровней, функций, принципов, этапов и позволяет судить о динамике его реализации. В качестве составляющих модели выступают ее блоки: ориентационно-целевой, содержательнодеятельностный, оценочно-результативный и коррекционно-прогностически й.
4. Педагогическими детерминантами формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях являются личностные (учет исходного уровня сформированное&tradeсистемы моральных норм и ценностей военнослужащих: адекватная самооценкауровень развития эмоционально-волевой сферыспецифика развития психических функций), организационно-педагогические (разработка программы курсов подготовки, направленной не только на формирование их физической и морально-психологической, но и личностной готовностиреализация в единстве двух подходов: системно-деятельностного и ситуативно-задачного), персонифицированная поддержка военнослужащих в процессе их подготовки (коррекция личностных проблемобогащение личностного опыта через проведение поведенческих тренинговуровень компетентности офицеров).
Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью экспериментальной работы и ее пролонгированностыоприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам диссертациирепрезентативностью экспериментальных данныхреальной возможностью воспроизведения эксперимента в практике учреждений, связанных с деятельностью в экстремальных ситуациях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты теоретического и эмпирического исследований нашли отражение в 8 публикациях автора: в монографии, в научных сборниках и материалах научно-практических конференций международного и российского уровня (г. Улан-Удэ, Тольятти, Прага, Новокузнецк, Москва), в том числе в 3 статьях, опубликованных в сборниках, рецензируемых ВАК РФ.
База исследования. Исследование осуществлялось на базе центров специальной и физической подготовки (г. Иркутск, Воронеж, Хабаровск). Всего в ходе эксперимента обследовано 150 военнослужащих и 35 преподавателей, в формирующем эксперименте приняло участие 75 человек.
Основные этапы диссертационного исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2008 по 2012 г.
На первом, теоретико-аналитическом, этапе (2008;2009 гг.) проводился анализ научно-педагогической литературы по проблеме в целях выделения существующих подходов к решению обозначенной проблемыопределялись методологический аппарат, задачи и процедура педагогического исследования.
Второй — опытно-экспериментальный (2009;2011 гг.) — был посвящен формулировке концептуальных идейанализу особенностей профессиональной подготовки военнослужащих, направленных на формирование личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуацияхпроведению констатирующего эксперимента, разработке и апробации программы формирующего этапа исследования, внедрению ее в практику подготовки военнослужащих.
На третьем, заключительно-обобщающем, этапе (2011;2012 гг.) была завершена опытно-экспериментальная работапроведен количественный и качественный анализ результатов исследования и сделаны обобщающие выводысформулированы педагогические рекомендации по оптимизации путей и способов формирования личностной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуацияхоформлено диссертационное исследование и автореферат.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, включающей 259 наименований (из них 4 — на иностранном языке), а также 28 диаграмм и 9 таблиц. Общий объем работы составляет 149 страниц.
1. Наставления по авиационному поиску и спасению (НАПС-2004).
2. Организация и проведение занятий с летным составом по выживанию в специальных центрах ВВС. Методические пособия.
3. Одиночная подготовка. Учебник ВДВ. пп Содержание занятия Время (мин.) Организационно-методические указания.
4. Вопрос Максимальные сроки начала действий дежурных сил из готовности № 1 составляют соответственноВарианты ответов:10 мин-20 мин-30 мин.
5. Вопрос Максимальные сроки начала действий дежурных сил из готовности № 3 составляют соответственноВарианты ответов:60 мин-40 мин-30 мин.
6. Вопрос Максимальные сроки начала действий дежурных сил из готовности № 2 составляют соответственноВарианты ответов:20 мин-30 мин-50 мин.
7. Вопрос каковы предельные сроки пребывания в воде в зависимости от температуры воды + 15,+ 20 °C?Варианты ответов:1.2 часа-2 3 часа-4 7 часов-5 8 часов.
8. Вопрос каковы предельные сроки пребывания в воде в зависимости от температуры воды + 2,+ 3 °C?Варианты ответов:5.10 минут-5.15 минут-10.15 минут-15.20 минут.