Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов — психологов в самообразовательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рост компетентности зависит от системности в решении данного вопроса. Поскольку профессиональная компетентность представляет собой сложную личную характеристику, то уделять внимание развитию лишь одного компонента здесь невозможно. Приобретение навыков самообразовательной работы, наличие необходимых педагогических знаний еще не означает, что студент ими умело, воспользуется в своей практической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Профессионально-личностные компетентности педагога-психолога как предмет научного исследования
    • 1. 2. Становление проблемы профессиональной компетентности в истории педагогики и психологии
    • 1. 3. Роль самообразовательной деятельности при формировании профессиональной компетентности будущего педагога-психолога
    • 1. 4. Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
    • 2. 1. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов
    • 2. 2. Модель формирования самообразовательной деятельности будущих педагогов-психологов
    • 2. 3. Педагогическое сопровождение куратором самообразовательной деятельности студентов
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов — психологов в самообразовательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Российское высшее образование в настоящее время претерпевает коренные изменения, вызванные вхождением в общеевропейское образовательное пространство. Федеральный закон «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования до 2020 года», Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения ориентируют вузы на подготовку специалистов по многоуровневой Болонской системе на основе компетентностного подхода. Реализация этого подхода предполагает создание специальных условий для образовательного процесса, которые бы способствовали осознанию студентами необходимости самостоятельного приобретения и модернизации знаний, упорной работы по самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию. Поиски нового содержания образования противоречивы и многоплановы, так как исходят из старых и новых общественных установок.

Наибольший интерес в этом аспекте вызывает совершенствование профессиональной подготовки педагогов, в частности, будущих педагогов-психологов, так как именно им предстоит адаптировать подрастающее поколение «к выживанию в мире предстоящего выбора» (Г.Н. Филонов).

Поэтому в настоящее время одним из приоритетных направлений развития образования в нашей стране должно стать совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов, которая позволяла бы им своевременно решать проблемы психического развития детей и подростков, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, помогать педагогическим коллективам создавать и использовать психологически обоснованные методы, формы и средства учебно-воспитательной работы.

Гуманизация и модернизация образования способствуют тому, что личностно-ориентированное отношение к воспитанникам, учет их индивидуально-типологических особенностей в построении их образовательной траектории становятся важнейшими составляющими профессиограммы современного педагога-психолога. В связи с этим сегодня перед высшим образованием выдвигается задача эффективного формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов.

Общие основы компетентностного подхода в отечественной педагогической науке заложены в трудах В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М.Н. Скат-кина, П. Г. Щедровицкого.

В последние годы эта проблема поднимается в трудах Э. Ф. Зеера, Т. Е. Шаева, A.B. Хуторского, И. А. Зимней и др., которые указывают на то, что самообразовательная деятельность выступает одной из важнейших условий полноценной реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Цель самообразовательной деятельности — это предвосхищаемый личностью уровень знаний, умений и навыков в определенной области, а так же успехи в деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направления и содержание деятельности нацеленный на решение поставленных задач и достижение жизненных планов. Таким образом, активизация такой деятельности должна стать основой профессиональной подготовки в вузе.

Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере образования не в меньшей степени поднимается и в трудах дагестанских ученых Б. Ш. Алиевой, Ф. Н. Алипхановой, Д.М. Вечедо-ва, А. Д. Вечедовой, Г. М. Гаджиева, Г. А. Карахановой, Л. А. Кравцовой, Д. М. Маллаева, А. Н. Нюдюрмагомедова и др.

Духовно-нравственные (смыслосозидающие) аспекты формирования профессиональной компетентности будущего работника в сфере образования рассматриваются в трудах Г. А. Карахановой, Д. М. Маллаева, А. Н. Нюдюрмагомедова.

Технологический подход к проблеме формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в различных сферах отражен в трудах Г. М. Гаджиева, Т. Т. Везирова, Д. М. Вечедова, А. Д. Вечедовой, И.С. Ис-ламбековой, Х. Н. Магомедовой.

При этом следует констатировать недостаточность исследований применительно к будущим педагогам-психологам в контексте активизации самообразовательной деятельности.

Таким образом, проблема исследования определяется противоречиями:

— между социальным заказом общества на подготовку компетентных педагогов-психологов, новыми задачами, которые ставит перед ними государство, и недостаточно изученными возможностями и особенностями совершенствования их профессиональной компетентности в специальной литературе;

— между требованиями компетентностного подхода, декларируемыми «Концепцией модернизации российского образования до 2020 года», Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения, международными соглашениями о вхождении России в общеевропейское образовательное пространство и существующей практикой подготовки педагогов-психологов в российской высшей школе.

Поиск путей эффективной организации процесса профессиональной подготовки педагогов-психологов на основе компетентностного подхода при недостаточной разработанности проблемы обусловливает актуальность исследования, что позволило нам сформулировать тему исследования: «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов в самообразовательной деятельности».

Цель исследования — определить педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов — психологов в самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе.

Объектом исследования — процесс профессиональной подготовки личности педагога-психолога на основе компетентностного подхода.

Предмет исследования — содержание и методы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов в самообразовательной деятельности.

Гипотеза исследования составили предположения о том, что формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов в самообразовательной деятельности будет успешным, если;

— учтены индивидуально-типологические особенности студента в образовательной деятельности;

— проведена своевременная педагогическая диагностика особенностей самообразовательной деятельности студента (с использованием «Практикума для выявления специфики самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога»);

— организация педагогического сопровождения процесса формирования самообразовательной деятельности у будущих педагогов-психологов направлена на формирование профессиональной компетентности;

— использована модель самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога, которая включает в себя: цель, задачи, структуру (подразделяющуюся на диагностику, планирование и самоконтроль);

— создана программа, включающая в себя средства (изучение литературы, самостоятельные упражнения и тренировку, самостоятельное выполнение практических задач, работу с аудиовизуальными средствами), методы (наглядные, словесные, практические) и формы (интерактивные лекции, семинары, тренинги, аутотренинга) активизации самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога;

— используются в процессе формирования профессиональной компетентности личностно — ориентированные методы;

— привлечена к самообразовательной деятельности студентов, кураторов студенческих групп.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы и обосновать необходимость формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов в самообразовательной деятельности.

2. Разработать и апробировать модель самообразовательной деятельности будущих педагогов — психологов для формирования профессиональной компетентности.

3. Выявить педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов в самообразовательной деятельности.

4. Определить роль куратора студенческой группы в формировании профессиональной компетентности будущего педагога-психолога в самообразовательной деятельности.

Теоретико — методологическую основу исследования составляют системный подход (A.A. Бодалев, Б. Ф. Ломов и др.) — психологическая теория деятельности (JI.C. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) — теория развития личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, A.B. Петровский и др.).

В разработке авторской позиции важную роль сыграли акмеологиче-ская концепция развития личности и повышения профессионального мастерства (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, В. Г. Зазыкин, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) — современные подходы к психологическому описанию профессий (Е. А. Климов, Е.С. Романова), положение о возможности формирования целенаправленного профессионального сознания педагогов — психологов с помощью средств самообразования (А.И. Кочетов, В. Г. Маралов, Е.С. Бондоренко).

Построения модели формирования профессиональной компетентности педагогов-психологов основывалась на концепции создания и развития психологической службы, подготовки и переподготовки психологов-практиков, разработанная А. Г. Асмоловым, И. В. Дубровиной, Ю. М. Забродиным, В. В. Рубцовым и др., а также научные положения о развитии личности психолога в профессиональной деятельности (A.A. Бодалев, Е. Д. Божович, И.В. Дубровина). Важные идеи для построения профессиональной, личностно — ориентированной учебной деятельности содержатся в концепции личностно — дея-тельностного (И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, Д. М. Маллаев) и личностноориентированного (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская) подхода в обучении.

В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический и логико-психологический анализ методологической и психолого-педагогической литературы, наблюдение и самонаблюдениетестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— теоретикометодологическому анализу подвергнута проблема формирования самообразовательной деятельности студентов как одного из факторов, составляющих профессиональную компетентность будущего педагога-психолога;

— уточнены и конкретизированы положения современной теории профессионального мастерства;

— разработана модель самообразовательной деятельности для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов — психологов;

— выявлены возможности личностно — ориентированного подхода в самообразовательной деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования: заключается в том, что обоснованы педагогические условия формирования профессиональной компетентностирассмотрено значение самообразовательной деятельности как фактора формирования профессиональной компетентности будущего педагога-психологаобосновано направление деятельности куратора студенческой группы по формированию профессиональной компетентности в педагогическом вузе.

Практическая значимость работы: состоит в том, что разработанная модель самообразовательной деятельности для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов — психологов внедрена в практику профессиональной подготовки специалистов по направлению «Педагогика и психология» в системе высшего образования;

Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций для студентов (магистрантов), изучающих педагогику высшей школы, а также в системе повышения квалификации преподавателей педагогических вузов.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». В нем приняло участие 286 студентов 4 и 5 курсов. Исследование проходило в три этапа:

На первом этапе (2005;2007 г. г.) осуществлялась разработка общей концепции исследования, формулировались гипотеза, цель, задачи, предмет и объект исследования, уточнялись методы, проводился анализ педагогической литературы.

На втором этапе (2008;2010 г. г.) проводилась серия констатирующих экспериментов, разрабатывалась и апробировалась модель самообразования, анализировались полученные в ходе исследования данные.

На третьем этапе (2011;2012 г. г) осуществлялась систематизация и литературное оформление результатов исследования.

Достоверность исследования определяется уровнем теоретико-методологического анализа, использованием методов, адекватных гипотезе, цели и задачам исследования, всесторонним анализом данныхэффективной апробацией предложенных рекомендаций.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога, которая включает в себя: цель, задачи, структуру (подразделяющуюся на диагностику, планирование и самоконтроль).

2. Средства (изучение литературы, самостоятельные упражнения и тренировка, самостоятельное выполнение практических задач, работа с аудиовизуальными средствами), формы (интерактивные лекции, семинары, тренинги, аутотренинги) и методы (наглядные, словесные, практические) оптимизации самообразовательной деятельности будущего педагогапсихолога как фактор формирования профессиональной компетентности.

3. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего педагога-психолога, включающие в себя: учет индивидуально-типологических особенностей студента в образовательной деятельностисвоевременную педагогическую диагностику особенностей самообразовательной деятельности студента (с использованием разработанного нами «Практикума для выявления специфики самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога») — педагогическое сопровождение самообразовательной деятельности студентапривлечение кураторов студенческих групп к индивидуальной программе самообразования студентаиспользование личностно — ориентированных методов самообразования.

4. Формы и методы повышения роли куратора академической группы в формирование профессиональной компетентности у будущих педагоговпсихологов в самообразовательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования были доложены и обсуждены: 1) на Республиканской региональной научно-практической конференции «Современные технологии воспитания» (Махачкала, апрель 2007) — 2) на Республиканской научно-практической конференции «Стратегический план развития системы „школа — вуз“ в условиях изменений» (Махачкала, 2008) — 3) на заседаниях кафедры педагогических технологий и методик ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Библиография насчитывает 212 источника. Работа иллюстрирована 7 рисунками и 7 таблицами.

Выводы по второй главе:

Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной, в ходе исследования позволили, нам сформулировать теоретический вывод о необходимости самообразовательной деятельности в формировании профессиональной компетентности.

Нами была разработана модель самообразовательной деятельности для формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов.

Реализация модели состоит в соблюдении следующих этапов: в начале работы намечается цель. Исходя, из цели разрабатываются задачи. После определяют структуру своей работы. Структура включает: диагностику, планирование и самоконтроль. Диагностика проводится по методике, предложенной в работе.

Планирование является важным аспектом в работе, от правильно составленного плана зависит результат работы. После планирования работы разрабатывается программа. После разработки программы выбирают средства, методы и формы работы. К средствам относятся: самостоятельная работа с литературой, самостоятельные упражнения и тренировки, самостоятельное выполнение практических задач, работа с аудиовизуальными средствами.

Методы используются как традиционные (наглядные, словесные и практические), так и инновационные (банки информации и др.). Как формы работы мы предлагаем аутотренинга и практикумы. В период всей работы необходим самоконтроль.

Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольных этапах эксперимента показывает положительную динамику в повышении уровня профессиональной компетентности, что свидетельствует об эффективности модели на практике.

При работе с моделью студент обращается за помощью к куратору студенческой группы. Помощь куратора в первоначальной работе с моделью осуществляется в определенной последовательности:

1. Ознакомление студента с моделью. Студент изучает модель, как работать с нею и при возникновении вопросов обратится к куратору за помощью.

2.Проведение диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности.

3.На основе диагностирования составляется план самообразовательной работы.

Результаты проведенного исследования показали необходимость создания педагогических условий для формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов. Анализ материалов опытно-экспериментального этапа исследования подтвердил выдвинутую гипотезу, о том, что педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов являются:

— учет индивидуально-типологических особенностей студента в образовательной деятельности;

— своевременная педагогическая диагностика особенностей самообразовательной деятельности студента (с использованием «Практикума для выявления специфики самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога»),.

— организация педагогического сопровождения процесса формирования самообразовательной деятельности у будущих педагогов-психологов.

— использование модели самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога, которая включает в себя: цель, задачи, структуру (подразделяющуюся на диагностику, планирование и самоконтроль), программу, средства (изучение литературы, самостоятельные упражнения и тренировку, самостоятельное выполнение практических задач, работу с аудиовизуальными средствами), методы (наглядные, словесные, практические) и формы (аутотренинг).

— использование в процессе формирования профессиональной компетентности использовать личностно — ориентированных методов.

— привлечение к самообразовательной деятельности студентов кураторов студенческих групп.

Критериями эффективности и целесообразности работы куратора при работе с моделью самообразования по развитию профессиональной компетентности следует считать изменения в когнитивной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферах личности студента, произошедшие в результате применения модели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Историко-педагогический анализ современной литературы показал актуальность формирования профессиональной компетентности будущих педагогов — психологов. Актуальность этого вопроса и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы нашего исследования.

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов — психологов требует осознания ими своего поведения в различных ситуациях общения и оптимального использования личных ресурсов.

Рост компетентности зависит от системности в решении данного вопроса. Поскольку профессиональная компетентность представляет собой сложную личную характеристику, то уделять внимание развитию лишь одного компонента здесь невозможно. Приобретение навыков самообразовательной работы, наличие необходимых педагогических знаний еще не означает, что студент ими умело, воспользуется в своей практической деятельности. В соответствии с предлагаемой в исследовании модели, системообразующим элементом, определяющим фактор ее развития следует считать самообразование.

Самообразовательная деятельность студента — будущего педагога-психолога, по нашему мнению, включает в себя ряд компонентов:

1. Когнитивный компонент отвечает в себя уровень развития познавательной сферы студента, используемые способы получения знаний и умений их экстраполировать из одной ситуации в другую.

2. Деятельностный компонент включает в себя потребности и мотивы самообразовательной деятельности, методы и средства по формированию профессиональной компетентности будущего педагога-психолога (изучение литературных источников с помощью библиотек, разработка конспектов практических занятий, подготовка докладов и др.).

3.Ценностный компонент включает в себя осознание ценности своей будущей профессиональной деятельности и собственных усилий по достижению высокого уровня квалификации в выбранном профессиональном поле.

В работе необходимы определенная последовательность и этапность. В начале работы необходимо выявить исходный уровень развития профессиональной компетентности.

Выявление уровня сформированности профессиональной компетентности проводится при помощи диагностических методик, представленных в работе. Для формирования профессиональной компетентности проводилась работа по предложенной нами модели самообразования для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов — психологов.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила обобщить выводы и привести наиболее существенные результаты, полученные в исследовании:

— научно обоснованы пути формирования профессиональной компетентности с учетом модели самообразования, раскрыты понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность».

— результаты опытно — экспериментальной работы позволили нам сделать вывод о необходимости построения модели самообразования для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов;

— обоснована и экспериментально апробирована модель самообразовательной деятельности для формирования профессиональной компетентности.

Педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов выступают:

— учет индивидуально-типологических особенностей студента в образовательной деятельности;

— своевременная педагогическая диагностика особенностей самообразовательной деятельности студента (с использованием «Практикума для выявления специфики самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога»),.

— организация педагогического сопровождения процесса формирования самообразовательной деятельности у будущих педагогов-психологов.

— использование модели самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога, которая включает в себя: цель, задачи, структуру (подразделяющуюся на диагностику, планирование и самоконтроль), программу, средства (изучение литературы, самостоятельные упражнения и тренировку, самостоятельное выполнение практических задач, работу с аудиовизуальными средствами), методы (наглядные, словесные, практические) и формы (интерактивные лекции, тренинги, и аутотренинга).

— использование в процессе формирования профессиональной компетентности использовать личностно — ориентированных методов.

— педагогическое сопровождение куратором студенческой группы процесса самообразовательной деятельности студента по формированию профессиональной компетентности.

Разработанная нами модель самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога предполагает развитие у студентов высокого уровня самодиагностики, планирования своей деятельности и самоконтроля.

Работа студента с разработанной нами моделью предполагает определенную поэтапность:

1 этап — этап ознакомление студента с моделью.

2 этап — этап диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности.

3 этап — с учетом результатов диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности составление плана самообразовательной работы будущего педагога-психолога.

На всех этапах работы студента с разработанной нами моделью осуществляется педагогическая поддержка этого процесса куратором студенческой группы.

На первом этапе куратор помогает осознать цели самообразовательной деятельности, наметить важнейшие ориентиры формирования профессиональной компетентности, понять терминологию, описывающую предлагаемую нами модель самообразовательной деятельности.

На втором этапе куратор сопровождает процесс педагогической диагностики, помогает осознать полученные результаты, сравнить с результатами диагностики других студентов.

На третьем этапе куратор вместе со студентов составляют план самообразовательной деятельности, осуществляет коррекцию намеченных целей, помогает в выборе средств и методов формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов.

Мы выделили следующие факторы эффективности работы куратора по педагогическому сопровождению самообразовательной деятельности студентов:

1. Изменение мотивации студентов — будущих педагогов-психолов в процессе овладения самообразовательной деятельностью по формированию профессиональной компетентности. Отмечается рост мотивов ценностного характера (долга, ответственности, осознания значимости будущей профессии в развитии общества) по сравнению с ситуативными или личными мотивами.

2. Увеличение числа тем, предлагаемых студентам для подробного рассмотрения и изучения как самостоятельно, так и с помощью куратора в работе студенческих проблемных групп и кружков и в индивидуальном самообразовании.

4. Стремление студентов в совершенстве овладеть психо лого-педагогическим анализом урока, методикой проведения внеклассных мероприятий, методами и средствами организации внеурочной деятельности, и организовать дополнительные мероприятия с детьми вне задач учебной практики в образовательных учреждениях.

5. Стремление продолжить формирование профессиональной компетентности в ходе дальнейшего обучения в педагогическом вузе, привлечение других студентов к процессу самообразовательной деятельности, участие в работе студенческих научных кружкой и проблемных групп, участие в волонтерской деятельности.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволил нам прийти к выводу об эффективности предлагаемой нами модели самообразовательной деятельности по формированию профессиональной компетентности у будущих педагогов — психологов, так как практически у всех студентов, принимавших участие в исследовании повысился уровень сформированности профессиональной компетентности (согласно результатам контрольной диагностической работы после проведения формирующего эксперимента).

Таким образом, в диссертации доказана гипотеза и реализованы положения, выдвинутые на защиту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: изд-во МГУ, 1953.-144с.
  2. Алексеева J1. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы//Высшее образование в России.-2007.-№ 8.-с.103−105.
  3. .Ш., Рабаданов М. Х. Профессиональная компетентность как показатель качества подготовки специалиста в вузе. Махачкала: ДГУ, от 1 170yj ± ±. л. is V .
  4. Ф.Н. Педагогические условия формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза. Дисс.. к.п.н. (13.00.08) — Махачкала: ДГПУ, 2006 — 165 с.
  5. Ф.Н. Формирование профессиональной культуры будущего учителя в процессе педагогической деятельности. Махачкала: Изд-во АПК и ПРО РФ 2006.- 224 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.-496с.
  7. П.Андреева Г. М., Богомолов Н. Н., Петровская JI.А.Современная социальная психология на западе (теоретическое направление). М., 1978.
  8. А. Знания или компетенции./УВысшее образование в Рос-СИИ.-2005. № 2.-с.3−11.
  9. , JI. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. — № 2. -С. 3−16.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  11. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России, 2004.-№ 11.- С. 3−13.
  12. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М., 1999. — 295 с.
  13. A.B., Алексеева И. Ю., Майоров Е.В.Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007.-192с.: ил. — (Серия «Практическая психология»)
  14. A.B. Применить профессию ./Профессионально техническое образование. 1999. -№ 4.- с.66−69.
  15. B.C. Педагогика. Екатеринбург,!996.-с.200.
  16. Г. А. Перспективное планирование профессионального самообразования педагогов / Г. А. Белова, // Методист. 2009. — № 3. — С. 25−26.
  17. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977, — с. 150.
  18. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во ин-та проф. обр. России, 1995. 336 с.
  19. И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: Дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003.-е.160
  20. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. -М.: УРАО, 1998. -576с.
  21. М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: совершенство, 1998. -298 с.
  22. A.A. Личность и общение. М., 1983.-272с.
  23. В. А. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика.-2003.-№ 10, — с. 10.
  24. Е.В., Кульневич Е. В. Парадигмальный подход в разработке содержаний ключевых педагогических компетенций .//Педагогика. -2004.-№ 10.-с.23−31.
  25. В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. Т. 1. М.-Тула, 1993. — С.36−37.
  26. Буртонова И. Б. Формирование социально- педагогической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки (на примере учебной дисциплины «Социальная педагогика»): Дис. .канд. пед. наук, — Улан-Удэ 2007 .-с. -160.
  27. A.B. Ценностный приоритет самообразования в профессиональном становлении учителя //Социология образования.-2007.-№ 8.-с.36
  28. А. Формирование межкультурной компетентности учителя//Альма-матер. Вестник высшей школы. 2006. — № 6. — с.14 -18.
  29. А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика, 1997. № 3. С. 15−19.
  30. Ю.В., Савинова Т. В., Лигнова А. Н. Развитие студента как субъекта овладение профессиональной компетентностью. с-Пб.2003,-с.70.
  31. Р.Ю. Роль взрослого в развитии личности детей дошкольного возраста // Современная наука: проблемы и перспективы. Вып. 3. Под ред. Д. М. Маллаева Махачкала: ДГПУ, 2003. С. 60−63
  32. A.A. От парадигмы обучения к парадигме образования /В сб.: Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США.- М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — С.32−33.
  33. И.Г. Самообразование, как источник индивидуального роста педагога //Педагогическая мастерская 2004 — № 6 — с. 19−20.
  34. А.Д. Условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже. Дисс.. к.п.н. (13.00.08) — Махачкала: ДГПУ, 2011- 157 с.
  35. Д.М., Вечедова А. Д. Роль педагогического мастерства в инновационной деятельности учителя. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Образовательная политика. М., 2009 № 7 — С. 8−14.
  36. Д.М., Вечедова А. Д. Научно-исследовательская и творческая деятельность в учебном процессе. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2010 № 5 — С. 15−17.
  37. Д.М., Вечедова А. Д. Управление качеством образования в педагогическом колледже. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2010 № 7 — С. 28−29.
  38. И.И. Социальная политика. М., 1999. — 560 с.
  39. H.A., Воинов A.B. Особенности формирования информационной компетентности студентов вуза // Инновации в образовании 2004. -№ 4.-с. 11−18.
  40. Е.Е., Епишева О. Б. Технология проектирования общих целей формирования профессиональной компетентности в процессе обучения математике //Альма мастер. Вестник высшей школы.-2006.-№ 6.-с. 17−21
  41. Е. Проблема профессиональной компетентно-сти//Педагогика.-2005.-№ 6.-с. 12−14.
  42. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  43. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999.-480 с.
  44. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУУ, 1996 — 148с.
  45. Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2006 240 с.
  46. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 254 с.
  47. , Г. М. Проектная культура личности. / Г. М. Гаджиев. М., 2003.-246 с.
  48. , Г. М. Проектно-преобразовательная деятельность личности. Махачкала: ДГПУ, 1999. 144 с.
  49. Г. М. Технологическая подготовка школьников: дидактический аспект Махачкала, 1999.- 102 с.
  50. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  51. М.В., Петрова Е. А., Орлова JIM. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2004. 512 с.
  52. Э.Г. Подготовка студентов к педагогической деятельности в процессе обучения в ДГПУ. 2000. — 32 с.
  53. К.З. Краткий словарь справочник по психологии — Махачкала, 1999.-304 с.
  54. JT.B. Критерии и уровни сформированности профессиональной подготовки будущего учителя // Гуманитарные и социально экономические науки, 2006. — № 1. — с. 21−22.
  55. С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие /С.М. Годик, Г. А. Козберг. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. — 346 с.
  56. И.А. Педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно- педагогических работников. Дис. .канд. пед. наук Улан- Удэ. — 2006. -156 с.
  57. В.И. Знание как категория педагогики. JI: ЛГУ, 1989.-144с.
  58. И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы, как объект исследования Спб., 2002. — 150 с.
  59. В. Матрица разнообразия способ определения компетентности педагогов // Директор школы — 2006.- № 8. — С. 27−31.
  60. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебн. пособие. М.: Владос, 1999. — 200 с.
  61. Н.Б. Педагогические условия формирования базовых компетенций в процессе подготовки будущих специалистов. Дис.. канд. пед. наук.- Улан-Удэ. -2006.- 150 с.
  62. В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА-М, 1997.- 256 с.
  63. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985
  64. В.Е., Макосина Е. Уровни педагогической компетентности //Альма матер. Вестник вышей школы, — 2004. — № 4, — С.111−118.
  65. Г. П. О воспитании гражданской позиции студента педагогического вуза // Матер. Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14−15 ноября 2001. М.: РАО, 2003.-С. 325- 327
  66. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  67. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -221 с.
  68. Э.Ф., Веденников и др. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников предпринимателей. — Екатеринбург, 2002. -С.110.
  69. Э.Ф. Мониторинг как информационная основа профессионального становления обучаемых // Образование и наука, 2000. № 2. -С.112−121.
  70. Э.Ф., Сыманюк. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования //Высшее образование в России.-2005.-№ 4.-с.23−29.
  71. Т. О формировании компетентностей //Высшее образование в России 2005.- № 6. — С. 198−110.
  72. И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико методический аспект) /Высшее образование в России — 2007.-№ 3.- С.34−38.
  73. И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. М.: МНПИ, 1999. -28 с.
  74. И.А. Общая культура и социально профессиональная компетентность человека//профессиональное образование .-2006.-№ 2.- С. 11−16.
  75. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования //Высшее образование сегодня, 2003.- № 5.
  76. К. Педагогическая диагностика. -М.: Педагогика, 1991.240 с.
  77. Инге Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990.-192с.
  78. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
  79. И.Ф. Теоретические основы профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. М., 1993.
  80. И.С. Технологический подход к формированию проектной культуры педагога профессионального обучения Дис.. к.п.н. (13.00.08) — Махачкала: ДГПУ, 2010.- 190 с.
  81. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Егоров С. Ф. -М.: Академия, 1999. 400 с.
  82. Т., Голованова И., Каплич J1., Уварова И., Цветкова Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки //Директор школы, — 2002, — № 6.- С.16−25.
  83. Кан-Калик В.А., Н. Д. Никандров. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  84. A.A. Психология формирования имиджа учителя М.: ВЛАДОС, 2004, — 222 с.
  85. Г. А. Нравственные аспекты деонтологической культуры учителя М.: 2007. — 161 с.
  86. Г. А. Психолого-педагогические условия формирования гражданственности у будущего учителя // Матер. Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14−15 ноября 2001. М.: РАО, 2003. — С. 333−335.
  87. Г. А. Теоретико-методологические основы исследования нравственной культуры учителя Москва, 2005. — 146 с.
  88. A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2004.-424с.
  89. Коган Л. Н. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалистов образовательных учреждений/Л.Н.Коган. СПб: КАРО, 2001.-367 с.
  90. А.И. Педагогические основы самовоспитания. М.: Знание", 1974.
  91. Е.Б. Личность учителя и ее влияние на самооценку учащихся //Новые исследования в психологии АПН СССР. М., 1986.Вып.1.
  92. Концепция модернизации образования на период до 2010 года // Начальная школа, 2002, № 4. с. 4−11.
  93. И.Б. Идея личности в Российской психологии: Дисс.. д-ра психол. н. Ростов-на-Дону: РГПУ. 1994. — 375 с.
  94. К. Проблемы педагогики и перспективы их решения в новом тысячелетии // Народное образование, 2002, № 2. с. 44−54.
  95. В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 .с-с. 117.
  96. В.В. Содержание образования вперед к прошлому. -М.: Педагогическое общество России, 2000, — С. 10.
  97. Л .А. Рабочая тетрадь по курсу «Технология организации умственного труда студентов» Махачкала, 2000. — 32 с.
  98. Л.А. Методические рекомендации по организации внеклассной работы в период педагогической практики — Махачкала: ДГПУ, 2001.-75с.
  99. Л.А. Формирование готовности студентов педагогического вуза к воспитательной работе. М.: ИП Овчинников, 2011. — 144 с.
  100. Л.А. Экспериментальное моделирование процесса формирования готовности будущего учителя к воспитательной работе // Ж. «Сибирский педагогический журнал», 2007- № 14. С. 257−262
  101. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 987 с.
  102. И .Я. Дидактическая система методов обучения.- М.: Знание, 1976. -64 с.
  103. И.Я. Каким должно быть воспитывающее обучение? // Химия в школ. 1995. № 1. -С.15−19.
  104. Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: издательство НПО «Модек», 2001.-256 с.
  105. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000. — 508 с.
  106. .Т. Педагогика. Курс лекций. -М.: Юрайт, 1998. -452 с.
  107. Личностно-ориентированная педагогика. Воронеж: центр. Чер-ноземн. кн. изд-во, 1999. — 112 с.
  108. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  109. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие М.: ТЦ Сфера, 2004. -144 с.
  110. М.И. Профессионально значимые качества учителя как фактор развития личности учащихся // Развитие учащихся в процессе освоения знаний. Ульяновск, 1995.
  111. З.М. Психологические особенности профессионального самопознания педагога // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Современные технологии воспитания» Махачкала: ДГПУ, 2007 — С. 208 — 215.
  112. З.М. Профессиональная компетентность как характеристика профессионализма будущих учителей // Современная наука: проблемы и перспективы. Вып. № 6 Махачкала: ДГПУ, 2006. — С. 201 — 204 с.
  113. З.М. Психологические особенности профессионального самопознания педагога // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Современные технологии воспитания» Махачкала: ДГПУ, 2007 — С. 208 — 215
  114. Ф. Воспитание сверхзадача человечества // Наука и жизнь. 1990. № 4.-С.16−18.
  115. Д.М. Образование для жизни — образование через всю жизнь/ Д. М. Маллаев // Дагестанская правда. 2008. 5 августа. С.1−2.
  116. Д.М. Совместная творческая деятельность воспитателей и детей в игре.- В кн.: Перестройки общеобразовательной школы и проблемы подготовки учителя". Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.-С.240−242.
  117. Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке // Актуальные проблемы специального образования. Махачкала, ДГПУ, 2003, с. 3−5.
  118. Д.М. Перспективы становления и развития системы кор-рекционного образования в южном регионе России // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Ростов на/Д, РГПУ, 1999, с. 39−40.
  119. Д.М. Проблема подготовки специалистов для интегра-тивного обучения в системе дошкольного и начального образования // Кор-рекционно-развивающее обучение. Махачкала: ДГПУ, 1997. — с. 3−6.
  120. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.- 308 с.
  121. А.К. Психология профессионализма. М.1999.- 345 с.
  122. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  123. В.Г. Основы самопознания и саморазвития М.: Академия, 2004. — 256 с.
  124. Менеджмент в управлении /Под ред. Т. П. Шамовой М., 1992.
  125. Методология и методика исследования проблем самовоспитания //
  126. Под ред. Кочетова А.И.- Рязань, 1978. 144 с.
  127. В.А. Рефлексия или метакомпетентность //Педагогика, 2006. № 3.-С. 57−61.
  128. Н.Г., Прудаева В. Н. Модернизация российского образования в вопросах и ответах.- Тюмень, 2002. № 3. — С. 5.
  129. JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.
  130. И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск, 1974.
  131. .М. Пути очеловечивания школы / Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — с. 103−133.
  132. Немов Р. С. Психология: Кн.3.:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики, — М.: ВЛАДОС, 2003. С. 640.
  133. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века. -М.: МИРОС, 1997.- 140 с.
  134. Е.П., Харламенкова Н. Г. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., Алатейа, 2000. — 217 с.
  135. С. Совместная деятельность взрослого и детей. // Дошкольное воспитание, 2000. № 5. с. 36.
  136. А.Н. Взаимодействие педагога и учащихся в самостоятельной работе. Махачкала, РПО., 1990. — 47 с.
  137. А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Махачкала: ИПУ ДГУ, 1998. 189с.
  138. А.Н. Смыслосозидающие учебные технологии в воспитании нравственной позиции студентов // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. С.238−241.
  139. А.Н., Ахмедова М. Г., Хаджиалиев К. И., Якубов З. Я. Синтез нравственных ценностей в многокультурной молодежнойсреде. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. 168 с.
  140. A.M. Интеграция базового профессионального образования//Педагогика, 1996.-№ 3.- С. 5.
  141. Общая и профессиональная педагогика /Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых Брянск.2005. — Кн.1.
  142. Общая психология. / Сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 448 с
  143. В.Р. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 240 с.
  144. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1993.-294 с.
  145. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / Под ред. Дубровиной, B.C. Круглова М., 1988.
  146. И.В. Формирование информационно технологической компетентности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения. Дис.. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2007.- 160 с.
  147. Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.231с
  148. С. Рефлексия, как условие становления компетентностно-го специалиста //Высшее образование в России, 2007.-№ 4.- С.31−33.
  149. А. Профессиональная компетентность: понятийно терминологические проблемы//Альма — матер. Вестник высшей школы, 2004. -№ 10. — С. 6−10.
  150. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. школа, 1984. — 174 с.
  151. И.П. Педагогика. -М.: Просвещение, 1996. 489 с.
  152. В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики //Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: Сб. науч. статей М., 250 с.
  153. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной.- M.: Сфера, 1997. 528 с.
  154. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной.- Спб.: Питер, 2004. 592 с.
  155. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971.-352 с.
  156. Психология. Учеб. пособие / Под ред. проф. В. А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1974. -304 с.
  157. Психология в работе учителя М: ВЛАДОС, 2004. Кн.2.: Психологический практикум для учителя развитие, обучение, воспитание.-158 с.
  158. Психологические особенности личностного становления профессионала /А.Р.Фонарев. М.: Издательство Московского психолога -педагогического института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005 — 560 с.
  159. Психология труда //Под ред. A.B. Карпова. М., 2004.
  160. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ.- М., 2002. 396 с.
  161. A.A., Коломинский Я. Я. Социальная педагогическая психология / Под ред. Реан A.A. СПб. Питер, 1999. — 409 с
  162. Н.С. Ценности в проблемном мире: философское основание и социологическое приложение к конструктивной аксиологии. Новосибирск: НГУ, 1998.-291 с.
  163. С.П. Развитие профессиональной компетентности руководителей водохозяйственных служб: дис.. канд. пед. наук.- Н. Новгород, 2002 .- 150 с.
  164. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М., 1995. — 350 с.
  165. , В.И. Исследовательская деятельность важнейший ресурс профессиональной компетентности педагога / В. И. Сахарова, // Мир образования — образование в мире. — 2008. — № 4. — С. 13 — 22.
  166. П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1999. — 21 с.
  167. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  168. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика. Учебное пособие.-М.: Школа-Пресс. 1997. -512 с.
  169. В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей, 1997. -200 с.
  170. В.А., Побымова .С. Педагогика: инновационная деятельность. М: ИЧП Магистр, 1997. — 224 с.
  171. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя //Магистр, 1995. № 3, — С. 12−15.
  172. Л.Н. Многофакторная методика Сродни тест восьми влечений. — СПб., 2006.
  173. Л.Н. Стандартизация многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб. — 2002.
  174. Социальная политика /Под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2003.155 с.
  175. Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д: Феникс, 2004 544 с.
  176. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2006.288с.
  177. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов //Высшее образование сегодня, 2004. № 3 — С. 12−13.
  178. Теория и практика воспитательных систем /Под ред. Л. И. Новиковой и др. М., 1993.
  179. П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социо культурной сферы //Педагогика, 2003. — № 1. — С. 74−81.
  180. В. Современные образовательные технологии: мировой опыт и положение дел в России // ВВШ, 2002, № 1.-е. 9−11.
  181. Трусов В. П. Социально психологические исследования когнитивных процессов: по материалам зарубежных экспериментальных работ / Под ред. В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой. — Д., 1980.
  182. И.В. Психологические условия формирования профессионально педагогической компетентности у студентов педагогического колледжа. Дис.. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2007.
  183. С.Т. Национальное образование России: методология, теория и практика (на примере содержания национально-регионального компонента образования Дагестана). Ростов-на-Дону, 2004. — 330 с.
  184. Т.П. Формирование профессиональной компетентности у будущих психологов в системе дополнительного образования. Дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2007.
  185. В. И. Основы психологических исследований. М.: Психология, 2002. 208 с.
  186. , О.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра и магистра социальной работы (теоретико-методологический аспект) // Вестник высшей школы. 2010. — № 7. — С. 54 — 59.
  187. Т.Н. Воспитание в российском обществе: тенденции теории и практики. М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2000. — 198 с.
  188. , В.Н. Методика оценки качества педагогической деятельности / В. Н. Фролов, Н. Э. Фролова, // Завуч. 2009. — № 1. — С. 42 — 60.
  189. X. Маркетинг. Основы профессионального успеха: Учебник для вузов / Пр. с нем. М., 2000. — 70 с.
  190. A.B. Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к констатированию образовательных стандартов/ywww.eidos.ru /news/compet-dis/htm/.
  191. Цахаева А. А. Стратегия адаптативного поведения, как механизмсаморазвития: профессиональный и этнопедагогический аспект. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2001.-240с.
  192. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. -М., 1995.
  193. A.A. Формирование правовой компетентности старших школьников: Дис.канд. пед. наук. Оренбург: 2000.-150.
  194. А.Х. Система формирования профессиональной культуры будущего менеджера туризма Текст. / А. Х. Чупанов: Автореф. дисс.. докт. пед. наук, (13.00.08). Махачкала, 2006 34 с.
  195. Шаева Т. Е. Классификация профессионально личностных компетенций вузовского преподавателя /Педагогика, 2006. — № 9. — С. 55−61.
  196. Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. — № 1. — С. 72 — 78.
  197. С.С. Открытая модель образования. М.: ИЧП «Магистр», 1997.-48 с.
  198. С.Е. Понятие компетентности в контексте качества образования -М., 1999. № 3.- С. 15−20.
  199. С., Агапов А. Компетентностный подход к образованию // Лучшие страницы педагогической прессы М., 2002.-№ 3- С. 5.
  200. А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. М., Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 544 с.
  201. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: РГПУ, 1999.- 143 с.
  202. М.В. Профессиональная компетентность учителя / // Педагогическое образование и наука. 2009. — № 1. — С. 60 — 65.
  203. Д.Б. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1989.-554 с.
  204. Энциклопедия современного учителя. М.: Олимп, 2000. — 336 с.
  205. И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование, технологии проведения // Директор школы, 1997, № 1.-е. 48−51.
  206. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1994. № 5.
  207. О.Н. Методология формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научных и научно-педагогических кадров: автореф. дис. на соиск. ученой степени доктора педагогических наук Тольятти: ТГУ, 2012. — 42 с.
Заполнить форму текущей работой