Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Компетентностная модель формирования конструкторской готовности дизайнера костюма в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй этап — проектировочно-экспериментальный (2006;2008гг.) — был посвящен разработке теоретических и организационно-педагогических основ концепции формирования конструкторской готовности студентов, проектированию компетентностной модели формирования конструкторской готовности дизайнера костюма, методики и экспериментальной программы ее реализации в образовательном процессе. На этом этапе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА КОСТЮМА
    • 1. 1. Проблемы и перспективы дизайн — образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
    • 1. 2. Единство конструкторской и художественной деятельности в процессе создания объектов дизайна костюма
    • 1. 3. Модель профессиональной деятельности дизайнера костюма
    • 1. 4. Компетентностная модель дизайнера костюма
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТОРСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДИЗАЙНЕРА КОСТЮМА
    • 2. 1. Сущность конструкторской готовности дизайнера костюма
    • 2. 2. Концептуальные положения компетентностной модели формирования конструкторской готовности дизайнера костюма
    • 2. 3. Образовательные технологии формирования конструкторской готовности дизайнера костюма
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТОРСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДИЗАЙНЕРА КОСТЮМА
    • 3. 1. Организация, проведение и результаты констатирующего эксперимента
    • 3. 2. Экспериментальная проверка компетентностной модели формирования конструкторской готовности дизайнера костюма в вузе
    • 3. 3. Качественный и статистико-математический анализ результатов исследования
  • Выводы по III главе

Компетентностная модель формирования конструкторской готовности дизайнера костюма в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа переходит на новую уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО). Это очередной шаг России, как участницы Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования. Это и стремление согласовать цели и результаты образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества.

ФГОС ВПО третьего поколения призваны стать нормативной основой повышения качества образования, они призваны минимизировать возможности их противоречивых интерпретаций в субъектах Российской Федерации и вузах. Разработка подходов по формированию нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Российской Федерации осуществлялась в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005;2010 годы. В связи с введением в действие ФГОС ВПО, на первый план выдвигается актуальная задача освоения научно-технологических' подходов к новому поколению основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО. Для решения этой задачи дизайн-образованию наряду с другими технологиями необходимы и технологии формирования профессиональных компетенций, в частности компетенций конструкторской деятельности. Так как изменения в условиях работы современных предприятий, производящих одежду, увеличение конструкторской роли дизайнера в процессе проектирования промышленных изделий требуют сформированности компетенций конструкторской деятельности дизайнера, как компонента профессиональной деятельности на высоком уровне. Профессиональные компетенции дизайнера костюма в условиях современного производства должны обеспечить выпуск конкурентоспособной швейной продукции, имеющей высокие эстетические и утилитарные свойства, отвечающие потребностям и вкусам потребителей и, одновременно, имеющих высокую рентабельность для предприятия-изготовителя. При этом только художественно — графическая направленность образовательных программ студентов дизайнеров костюма приводит к обеднению содержания учебно-воспитательного процесса, снижению уровня конструкторской подготовки будущего дизайнера, а, в конечном итоге — к снижению потенциала производства. Поэтому принято исследовать возможности формирования конструкторской готовности дизайнера костюма.

Степень разработанности проблемы. Проведенный анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема формирования конструкторской готовности дизайнера костюма ещё не нашла в них должного отражения.

Психолого-педагогические предпосылки формирования трудовых умений и навыков были определены трудами К. К. Платонова, В. В. Чебышевой, А. М. Новикова, Е. А. Милеряна, и др. Вопросы теории ипрактики политехнического образования, трудовой подготовки, профессионального обучения раскрыты в работах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, М. А. Жиделева и др. Отдельные пути оптимизации учебного процесса в вузе намечены в работах С. И. Архангельского, В. П. Беспалько и др.

Проблеме совершенствования конструкторской подготовки конструкторов — технологов швейных изделий посвящены исследования В. В. Петровой, О. Сугак, портных легкой одежды — исследования Т. Н. Коржавиной, М. А. Силаевой и др. Различные подходы к организации конструкторско-технологической и художественно-конструкторской деятельности обучаемых определены в дидактических исследованиях С. М. Саламатовой, Л®.Давыдовой, Н. Н. Алексахина, С. И. Карнаухова.

Некоторые аспекты художественной и декоративно-прикладной «. деятельности школьников рассмотрены в трудах педагогов-исследователей.

H.H. Ростовцева, А. С. Хворостова, В. С. Кузина, И. А. Даги, O.A. Тарасовой, А. Уваровой и др. Рассмотрением методических аспектов вовлечения студентов педвузов в декоративно-прикладную деятельность занимались исследователи Т. А. Давыдова, С. М. Кожуховская и др.

Вопросам развития творческих способностей обучаемых в процессе конструкторской или декоративно-прикладной деятельности посвящены работы И. В. Сартакова, Н. Н. Пучковой, К. А. Байдалиева, И. М. Фадеевой. Отдельные подходы к формированию мотивационной сферы личности студентов, активизации их творческого мышления намечены в исследованиях Ю. Н. Калугиной, В. А. Герасева, Р. В. Акатовой, Ю. Г. Коваленко и др.

Таким образом, большинство научных исследований, в которых рассматривались отдельные аспекты организации учебной конструкторской или декоративно-прикладной деятельности, базируются на материалах общеобразовательных школ, художественно-графических факультетов педвузов, реже колледжей и не раскрывают особенности становления профессиональных качеств студентов дизайнерских вузов в конкретной предметной области. А также исследование по данной проблеме показало, что не хватает в теории звена, которое предполагает формирование конструкторской готовности, востребованной на современном рынке труда. В целом, термин «готовность», как известно, означает «доведение чего-то до состояния готовности, соответствия определенным требованиям». Конструкторская готовность рассматривается как совокупность профессиональных компетенций конструкторской деятельности, которые формируются с учетом практического опыта. Конструкторская готовность определяется уровнем сформированное&tradeкомпетенций конструкторской деятельности дизайнера костюма, формирование которых, как результатов образования, и предусматривает ФГОС ВПО.

Разница между существующими подходами в теории дизайн образования, при всей их несомненной значимости, и современной практикой свидетельствует о наличии существенных противоречий'.

• между старой парадигмой образования, которая предполагает формирование знаний, умений, навыков и требованиями современного рынка труда, которому необходимы сформированные профессиональные компетенции конструкторской готовности;

• между возросшими требованиями рынка труда и образовательных стандартов к сформированности профессиональных компетенций дизайнера костюма и отсутствием программ их формирования;

На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы научно-методические основы конструкторской подготовки дизайнеров костюма в вузе?

Актуальность рассматриваемой проблемы, необходимость разрешения названных противоречий послужила основанием для определения темы исследования: «Компетентностная модель формирования конструкторской готовности дизайнера костюма в вузе».

В исследовании используются следующие основные понятия:

Конструкторская готовность — способность дизайнера использовать совокупность знаний, умений, качеств, свойств личности и опыт для проектирования внутренней структуры (конструкции) изделия, на основании его внешней формы.

Компетенция — способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетентностный подход — система построения образования, целью которого является формирование компетенции обучаемого (в данном случае профессиональной компетенции).

Модульная технология — система организации учебного процесса, целью которого является формирование компетенции обучаемого, а содержание образования структурировано в виде модулей.

Цель исследования состоит в разработке модели формирования конструкторской готовности дизайнера костюма в вузе.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки дизайнера костюма в вузе.

Предмет исследования: формирование конструкторской готовности дизайнера костюма.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс профессиональной подготовки дизайнера костюма в вузе будет эффективным, если:

— реализована компетентностная модель формирования конструкторской готовности;

— использована образовательная технология, включающая методы:

• поэтапного концентрического формирования профессиональных компетенций конструкторской готовности;

• алгоритмизированного формирования профессиональных компетенций с применением программ автоматизированного конструирования одежды;

• анализа и синтеза при проектировании конструкций на фигуры различного строенияпроведена сертификация сформированности компетенций работодателем и оценка им конструкторской готовности.

Исходя из целей, и выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить проблемы и перспективы дизайн-образования в подготовке дизайнера костюма в условиях внедрения ФГОС ВПО.

2. Разработать и апробировать компетентностную модель формирования конструкторской готовности дизайнера костюма.

3. Разработать образовательную технологию формирования конструкторской готовности дизайнера костюма.

4. Обосновать средства диагностики сформированности конструкторской готовности дизайнера костюма.

5. Провести экспериментальную проверку эффективности образовательной технологии, основанной на компетентностной модели формирования конструкторской готовности дизайнера костюма.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили современные исследования, ориентированные на идеи и принципы компетентностного подходатенденции социально-экономического развития и технологического прогрессаидеи формирования личности, становления профессионала.

В работе была сделана опора на теоретические положения и выводы ведущих исследователей в области педагогической и психологической науки:

— положения о системном подходе к исследованию и интерпретации педагогических явлений (В.П.Беспалько, А. А. Кирсанов и др.);

— концептуальные положения о формировании личности (А. Г. Асмолов, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.) — теоретические основы творческого развития личности (Д.Б.Богоявленская, В. И. Андреев, В. А. Сластенин, С.Д.Смирнов) — теоретические основы организации творческой деятельности (Г.С.Альтшуллер, И. С. Якиманская, М. М. Зиновкина и др.);

— концепция ключевых квалификаций и компетенций (A.A. Лейбович, В. И. Блинов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В.И.Байденко) — идеи, посвященные технологиям обучения (В.П.Беспалько, A.B.Хуторской, Г. К. Селевко, А. Т. Глазунов, и др.) — идеи поэтапного формирования профессионального навыка (И.П.Подласый, В. И. Качнев, H.H. Алексахин);

— методы диагностики развития личности (Д.Гилфорд, П. Торренс, Е. А. Туник, Е. А. Климов и др.).

Для решения поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:

На теоретическом уровне:

— методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный и логический, моделирование, обобщение опыта).

На эмпирическом уровне:

— опросно-диагностические (анкетирование, целенаправленные беседы, тестирование, обобщение независимых характеристик);

— обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение);

— праксиометрические (анализ результатов деятельности студентов и преподавателей);

— экспериментальные (констатирующий, формирующий, диагностический педагогического характера).

В исследовании реализованы также статистические методы обработки полученного массива численных данных с использованием методик, адаптированных к решаемым задачам. Количественный анализ проводился на основе предложенных формул, позволяющих оценивать требуемые параметры.

Основной экспериментальной базой исследования явился Московский художественно-промышленный институт (г.Москва). Педагогический эксперимент проводился среди студентов кафедры «Дизайн костюма».

Наряду с этим, исследования велись на базе Международного Славянского института, Национального института моды, Института дизайна и рекламы Международной академии бизнеса и управления. В исследовании процесса формирования конструкторской готовности принимали участие студенты кафедры «Дизайн костюма», общая выборка участников эксперимента составила 234 человека.

Исследование осуществлялось в три этапа с 2005 по 2010 год.

На первом этапе — теоретико-поисковом (2005;2006гг.) — изучалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература по проблеме исследования, нормативно-программная и учебно-методическая документация, исследовались характер и особенности конструкторской подготовки студентов, определялись теоретико-методологические предпосылки, цели и задачи научного поиска, были сформулирована гипотеза, определены объект, предмет, задачи и методика педагогического исследования.

Второй этап — проектировочно-экспериментальный (2006;2008гг.) — был посвящен разработке теоретических и организационно-педагогических основ концепции формирования конструкторской готовности студентов, проектированию компетентностной модели формирования конструкторской готовности дизайнера костюма, методики и экспериментальной программы ее реализации в образовательном процессе. На этом этапе осуществлялась реализация программы экспериментального исследования: обобщались результаты констатирующего эксперимента, проводился формирующий эксперимент по проверке эффективности применения образовательных технологий на результаты конструкторской готовности студентов дизайнеров костюма, а также педагогический мониторинг развития профессионально важных качеств студентов. Одновременно велись публикация и апробация результатов исследования.

Третий этап — заключительный (2008;2010гг.) — включал статистическую и математическую обработку экспериментальных данных, анализ и внедрение положительных результатов исследования в педагогическую практику, оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы в условиях внедрения ФГОС ВПО, создании модели формирования конструкторской готовности дизайнера костюма. В результате проведенного исследования: разработана на базе стандартной программы бакалавриата компетентностная модель формирования конструкторской готовности дизайнера костюма с созданием профессионального модуля за счет вариативной части программы;

— определена образовательная технология, включающая методы:

• поэтапного концентрического формирования профессиональных компетенций конструкторской готовности;

• алгоритмизированного формирования профессиональных компетенций с применением программ автоматизированного конструирования одежды;

• анализа и синтеза при проектировании конструкций на фигуры различного строения;

— разработаны критерии оценки сформированности конструкторской готовности будущего дизайнера костюмаоценка, включающая количественные показатели, производится по результатам деятельности в процессе просмотра коллекций одежды и отчетов по конструкциям коллекций.

Теоретическая значимость исследования:

— определены проблемные зоны дизайн-образования, связанные с формированием прикладных квалификаций бакалавров, расширением спектра образовательных услуг, технологией формирования профессиональных компетенций;

— определено, что перспективой развития дизайн-образования, в частности, образования дизайнера костюма, является разработка на базе стандартной программы бакалавриата модели формирования конструкторской готовности с использованием профессионального модуля.

Практическая значимость исследования состоит в учебно-методическом обеспечении учебного процесса, направленного на формирование конструкторской готовности дизайнера костюма, включающем модель формирования этой готовности, выводящей на дополнительную полезную квалификацию на базе стандартного образования с последующей сертификацией квалификации.

Разработанная модель может использоваться для совершенствования организации учебного процесса, определения содержания обучения, определения способов и методов обучения и контроля результатов обучения в вузе.

Созданы методические пособия, которые могут использоваться в процессе обучения в вузе.

Разработанная методика проведения лабораторно-практических занятий в рамках модуля «Конструирование костюма» может использоваться в рамках профессиональных модулей специализации конструкторской деятельности, таких как: «Конструирование женской одежды», «Конструирование мужской одежды», «Конструирование детской одежды» и др.

Разработанные рабочие тетради конструктора по разделам модуля «Конструирование костюма»: конструирование женской одежды, конструирование мужской одежды, конструирование детской одежды, разработка и размножение лекал, конструирование и моделирование одежды с использованием систем автоматизированного проектирования, обеспечивающие наглядность в ходе осуществления подготовки студентов, могут использоваться для проведения занятий на конструкторских спецкурсах дополнительного образования.

По аналогии разработанных методических рекомендаций для преподавателей по проведению лабораторно-практических занятий модуля «Конструирование костюма» можно разработать методические указания профессиональных модулей специализации конструкторской деятельности. Разработанная программа модуля «Конструирование костюма» может использоваться для разработки программ конструкторских спецкурсов, профессиональных модулей специализации конструкторской деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формулировка основных проблем дизайн-образования:

• формирование прикладных квалификаций бакалавров;

• технологии формирования конструкторской готовности дизайнера костюма;

• расширение спектра образовательных услуг, подлежащих сертификации с участием работодателя.

2. Компетентностная модель формирования конструкторской готовности дизайнера костюма на основе реализации профессионального модуля.

3. Доказательство успешности формирования конструкторской готовности на основе образовательной технологии, включающей методы:

• анализа и синтеза при проектировании конструкций на фигуры различного строения (ПК 6.1);

• поэтапного концентрического формирования профессиональных компетенций (ПК 6.2);

• алгоритмизированного формирования профессиональных компетенций с применением программ автоматизированного конструирования одежды (ПК 6.3).

4. Методика проверки сформированности конструкторской готовности по результатам деятельности, ориентированная на ряд количественных показателей, определяющих три уровня сформированности компетенций.

Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положений, внутренней логикой исследования;

— использованием стандартных процедур статистической обработки результатов эксперимента на основе репрезентативных выборок;

— применением комплексной методики исследования, включающей опытно-экспериментальную проверку гипотезы с последующим анализом полученных данных.

Апробация результатов исследования.

По материалам диссертационного исследования автором сделаны сообщения и доклады на Всероссийской межвузовской конференции «Семантика и семиотика архитектуры и дизайна» в г. Москве в 2008 годуна II Международной научно — практической конференции студентов и молодых ученых «Дизайн: новые взгляды и решения» в г. Казани, в 2009гна 13 межвузовской научно-практической конференции «Дизайн и образование» в г. Москве, в 2010 годуна Международной научно-практической конференции: «Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе» в г. Электросталь, в 2010 г.- на научно-практической конференции.

Проблемы дизайна в социальном контексте современности" в г. Ставрополь, в 2010 г.- на семинарах, проводимых кафедрой дизайн костюма Московского художественнопромышленного института в 2007;2010 годах, на научных конференциях и семинарах организованных Учебным центром «Академия индустрии моды» Издательского дома «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», журнала «Ателье» в количестве 45 семинаров.

Непосредственная апробация результатов исследования проводилась на лабораторных занятиях по дисциплине «Конструирование костюма», и в период выполнения курсовых коллекций студентов.

Результаты исследования внедрены в систему подготовки дизайнеров в Московском художественно-промышленном институте, Международном Славянском институте, Национальном институте моды, Институте дизайна и рекламы Международной академии бизнеса и управления.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (229 наименований), 5 приложений. Работа содержит 13 таблиц, 25 рисунков и схем.

Выводы по 3-ей главе.

1. Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить низкий уровень сформированности компетенций конструкторской готовности, что связано с отсутствием методик их формирования и использованием стандартной процедуры оценки результатов образования: зачет, экзамен.

2. Определено, что проверка сформированности конструкторской готовности производится по результатам деятельности в процессе просмотра коллекций одежды и отчетов по конструкциям коллекций. Она ориентирована на ряд количественных показателей, которыми являются количество моделей коллекции, выполненных:

• на индивидуальную фигуру, в сравнении с изделиями коллекции, выполненными на типовые фигуры (ПК 6.1);

• конструктивным способом в сравнении с изделиями коллекции, выполненными способом наколют на манекене (ПК 6.2);

• с использованием программ автоматизированного конструирования одежды в сравнении с конструкциями и лекалами моделей, выполненными вручную (ПК 6.3).

Система оценки определяет три уровня сформированности компетенций конструкторской готовности.

3. Разработанная система учебно-творческих заданий и задач при одновременном применении рейтинговой системы оценивания знаний способствует более эффективному формированию конструкторской готовности, развитию и поддержанию познавательного интереса, творческой активности, учебной мотивации.

4. За счет использования методики поэтапного концентрического формирования профессиональных компетенций конструкторской готовности^ алгоритмизированного формирования профессиональных компетенций с применением программ автоматизированного конструирования одежды, анализа и синтеза при проектировании конструкций на фигуры различного строения улучшились показатели уровней сформированности компетенций конструкторской деятельности. Показатель сформированности компетенции ПК 6.1 (определение исходных данных проектирования одежды на фигуры различного строения) составил после проведения формирующего эксперимента 32,5 процента в экспериментальной группе по сравнению с 13 процентами в контрольной. Показатель сформированности компетенции ПК 6.2 (конструирование и моделирование различных видов одежды) и компетенции ПК 6.3 (выполнение лекал и ведение конструкторской документации), составили по 40 процентов в экспериментальной группе по сравнению с 19 процентами в контрольной группе.

5. Использование содержательного учебного материала, варьирование методов и приемов обучения, а также сознательное выделение в структуре лабораторно-практических занятий мотивационного, операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного этапов благоприятно воздействуют на мотивационную сферу личности дизайнера костюма, способствуют развитию их эстетического вкуса.

6. Применение модульной технологии обучения обеспечивает на 20,3% большую эффективность формирования конструкторской готовности дизайнера костюма, по сравнению с традиционной технологией обучения без выделения профессионального модуля «Конструирование костюма» дополнительного вида деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование было направлено на разработку научно-методических основ формирования конструкторской готовности дизайнера костюма-в вузе: По результатам проведенного исследования были получены следующие выводы:

1. На основе анализа проблем дизайн-образования в области конструкторской подготовки дизайнера костюма в условиях внедрения ФГОС ВПО показано, что дизайн-образованию необходимо решение компетентностных задач, связанных с проблемами:

• формирования прикладных квалификаций бакалавров;

• технологических проблем конструкторской подготовки дизайнера костюма.

• расширения спектра образовательных услуг, связанных с увеличением предложений по формированию прикладных видов профессиональной деятельности с перспективой их сертификации;

2. При подготовке дизайнера костюма преобладающая направленность учебного процесса идет на формирование в основном художественных и частично конструкторских знаний умений и навыков^ что не соответствует требованиям государственного стандарта и потребностямшвейной: промышленности, которым необходимы сформированные профессиональные-компетенции.

3. Перспективой развития дизайн-образования, в частности, образования дизайнеров костюма является разработка на базе стандартного образования модели формирования прикладной готовности с созданием дополнительного модуляза счет вариативной части, который выводил бы на результатыкомпетенции, которые определяют дополнительную прикладную, в данном случае — конструкторскую деятельность, с сертификацией этой деятельности.

4. Создана компетентностная модель формирования конструкторской готовности дизайнера костюма на основе профессионального модуля за счет дополнительноговида профессиональной деятельности. При формировании содержания модуля учитываетсяобразование, полученное в рамках компетенций основных видов деятельности, и образование, полученное в рамках компетенций, определяющих вид прикладной профессиональной деятельности — конструкторской:

• ПК 6.1 Определение исходных данных проектирования одежды на фигуры различного строения;

• ПК 6.2 Конструирование и моделирование различных видов одежды;

• ПК 6.3 Выполнение лекал и ведение конструкторской документации.

5. Учебный процесс модуля «Конструирование костюма» содержит три раздела: конструирование женской, мужской и детской одежды, включает теорию и учебную практику. Структура построения программы модуля концентрическая.

6. Успешному формированию конструкторской готовности способствует образовательная технология, включающая методы формирования компетенций конструкторской деятельности дизайнера костюма:

• морфологического анализа и синтеза с выделением знаковых аспектов конструкторской готовности (ПК 6.1). Выделение знаковых аспектов конструкторской готовности, при проектировании конструкций на фигуры различного строения, повышает мотивацию к изучению конструирования костюма, так как применение знаков измерений фигуры позволяет изучить и проанализировать строение фигуры человека, что позволяет работать без примерок. Соответственно это экономит учебное время и способствует увеличению лабораторных работ, уменьшению ошибок на чертежах конструкций изделий и макетов изделий;

• поэтапного концентрического формирования профессиональных компетенций (ПК 6.2). В результате его применения студенты выполняют конструкции для коллекций конструктивным способом, а не наколкой на манекене. Так как у них появляется знание, сформировывается четкий и ясный алгоритм расчета, быстрого построения и контроля качества чертежей, за счет чего в построении чертежей появляется скорость, точность, гарантия от ошибки;

• алгоритмизированного формирования профессиональных компетенций с применением программ автоматизированного конструирования одежды (ПК6.3). Применение этого метода в процессе формирования конструкторской готовности существенно облегчает процесс вхождения в конструкторскую деятельность.

7. Проверка сформированности конструкторской готовности производится по результатам деятельности в процессе просмотра коллекций одежды и отчетов по конструкциям коллекций. Она ориентирована на ряд количественных показателей, которыми являются количество моделей коллекции, выполненных:

• на индивидуальную фигуру, в сравнении с изделиями коллекции, выполненными на типовые фигуры (ПК 6.1);

• конструктивным способом в сравнении с изделиями коллекции, выполненными способом наколки на манекене (ПК 6.2);

• с использованием программ автоматизированного конструирования одежды в сравнении с конструкциями1 и лекалами моделей, выполненными вручную (ПК 6.3).

На основе экспертного — анализа результатов можно установить уровень сформированности компетенций.

8. Экспериментально доказана эффективность разработанной компетентностной модели формирования конструкторской готовности дизайнера костюма, которая оценивалась с точки зрения анализа сформированности компетенций конструкторской деятельности (ПК 6.1, ПК 6.2, ПК 6.3).

Исходя из полученных результатов исследования следует отметить в качестве рекомендаций, что показанные в модели подходы компетентностного обучения дизайнеров конструированию костюма могут быть использованы в теоретических исследованиях обучения конструкторской деятельности в целом, с выходом на сертификацию, что важно для администраций вузов, педагогов — практиков.

Материалом дальнейшего исследования могут быть — сопоставительные исследования конструкторской готовности дизайнера костюма, из которых будут вытекать следующие выводы совершенствования процесса обучения конструкторской деятельности, унификации этого процесса. ч ч.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М. и др. Дизайн в общеобразовательной системе.— М.: ВНИИТЭ, 1994.
  2. .Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: Изд.- во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 176с.-
  3. Р.В. Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1999-
  4. H.H. Система упражнений, заданий и задач на уроках трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: НИИ LLIOTCO АПН СССР, 1985.- 17 с.-
  5. H.H. Система упражнений, заданий и задач на уроках трудового обучения, 1985, с.5-
  6. H.H. Формирование художественно-конструкторских знаний и умений на уроках трудового обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1989-
  7. Г. С. Творчество как точная наука М.: Наука, 1979-
  8. Г. С. Найти свою идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: «Наука», 1986 — 209 е.-
  9. А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. -М.: Знание, 1981.-64 е.-
  10. Андреев В. И. Интенсификация творческой деятельности студентов -Казань, 1990-
  11. П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. Школа, 1980-
  12. А. Г. Образование: шок от настоящего. 2009. ФИРО. @firo.ru.
  13. А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности. 2009. ФИРО. @firo.ru.
  14. П.Р. Связь трудового обучения с основами наук: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128 е., ил.-
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 е.-
  16. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедид. аспект -М.: «Педагогика», 1977. -254 е.-
  17. К.А. Содержание и методы обучения учащихся 5−7 классов художественной обработке материалов на уроках труда 13.00.02. Дис. канд. пед. наук-М., 1995-
  18. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. -М., 2002. С. 22−46.
  19. В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения:
  20. Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 55 с.
  21. В.А. Основы, художественного ремесла: Пособие для учителя: В 2-ух ч. 2- е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 238 е., ч. 1-
  22. O.A. и др. Дизайн в высшей школе-М.: ВНИИТЭ, 1987.
  23. Р. Система Моды. Статьи по. семиотике культуры. Пер. с фр., М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
  24. С .Я. Основы профессиональной педагогики. М.: Высш. шк., 1977. — 504 е.-
  25. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1989, 144 е.: ил.-
  26. В.П. Слагаемые педагогической психологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 е.-
  27. В.И., Лейбович А. Н. и др. Разработка макета федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения. М.: Изд-во Федерального института развития образования (ФИРО), 2006.
  28. В. И. и др. Концептуальные основы разработки структуры и содержания сопряженных государственных образовательных стандартов: монография /под редакцией Обухова В.В.- Томск: Томский гос. пед. унт, 2007.- 188 с.
  29. Н.В. Формирование профессионально важных качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Кострома, 1999-
  30. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 е.-
  31. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981-
  32. Э. Рождение новой идеи /пер. с англ. М., 1976-
  33. Большой энциклопедический словарь, М., 1991.
  34. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. 495 е., ил.-
  35. А.Д. Методы исследования в частных дидактиках М., «Просвещение», 1964−112 е.-
  36. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников М. .'Педагогика, 1979−256 е.: ил.-
  37. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 е.-
  38. A.B. Развитие технологического творчества учащихся.- М.: Изд-во АИП, 1996.-23 е.-
  39. .М. Психология восприятия: Учеб. пособие. М.: Изд-во
  40. Московского ун-та, 1973.-245 е.: ил.-
  41. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход М., 1991-
  42. В.А. Развитие технологии и высшая школа // Вестник высшей школы. М., 1986, № 5, с. 15−20-
  43. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  44. И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. 159 е.: ил.-
  45. Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во МГУ, 1982 -173с.-
  46. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте СПб.: Союз, 1997,-96, с.76-
  47. A.A. Дизайн-образование в России современное состояние и перспективы развития: качество жизни и образование. — М.: ВНИИТЭ, 2005. -№ 13.
  48. В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -Челябинск, 1995-
  49. Г. С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. -Киев, 1986, 200 е., с.73-
  50. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Наука, 1965. с.256−280-
  51. А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов. М.: Издательский центр АПО, 2003. 41 с.
  52. А.Т. Регионализация профобразования: программа развития и эффективность управления. М., 2002.
  53. А.Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы управления экономики. М., 2006.
  54. А.Т. и др. Модульно компетентностное профессиональное образование. М.: Издательский центр Исом, 2005.54.52 400 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
  55. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М., «Педагогика», 1977-
  56. В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. —112 с.
  57. K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников М.: Знание, 1988-
  58. С.М. Формирование потребности творчества в системе студент-преподаватель // Интеллектуальное творчество (сборник статей), с. 186-
  59. В. Судьба философии на рубеже тысячелетий // Вестник высшей школы. 2003. № 3 — С.4−15.
  60. JI.B. Педагогические условия формирования конструкторско-технологических умений у студентов технолого-экономического факультета педвуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Комсомольск — на -Амуре, 1997-
  61. Т.А. Структура, содержание и методика преподавания декоративно-прикладного искусства при подготовке студентов пед. учебных заведении Дальневосточного региона: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. — 16с.-
  62. И.А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детских художественных школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989. -16 с.-
  63. И.И. Дидактические средства формирования опыта творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1988.-16 е.-
  64. Дизайн: очерки теории системного проектирования (монография) / Н. П. Валькова, Ю. А. Грабовенко, Е. Н. Лазарев, В. И. Михайленко. -Ленинград, Изд-во Ленинградского Университета, 1983. 185 е.-
  65. В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер Ком, 1999. — 368 е.: (Серия «Мастера психологии») —
  66. В.В. Моделирование и художественное оформление одежды. -М.: 2001, с. 8.
  67. М.А. Современные методы обучения М.: Высш. шк., 1985. -72 е.-
  68. А.Ф. Формирование технологических знаний и умений при подготовке учащихся VII VIII классов к производительному труду: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1986-
  69. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 е.-
  70. В.И. Теория обучения: Современная интерпретациягУчеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 е.-71.3анков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960. -311 е.-
  71. Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда Славянск-на-Кубани: СФ АГПИ, 1998 — 637 е.-
  72. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997.
  73. Э.Ф., Павлова A.M. Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Уч. пособие. М.: Изд-во Московск. псих.-соц. ин-та, 2005. — 216 с.
  74. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 5. — С. 34−42.
  75. Г. Практическая эстетика. Пер. В. Г. Калиша М., «Искусство», 1970.-320 е.-
  76. М., Гарев Р. «Креативное инженерное образование»// Высшее образование в России, № 6, 2000, с. 99.-
  77. М.М. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и инженерных мышлений студентов. М.: Завод втуз, 1987-
  78. Ю.М. Системный подход к подготовке инженера широкого профиля. К.: Вища школа. Головное изд-во, 1983. — 58 е.-
  79. Т.А. Структурно-системный подход к организации процесса обучения М.: «Знание», 1972−81. «Индустрия моды», № 9, 2003, с.59-
  80. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение -М., 1981-
  81. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) М., 1974−328 е.-
  82. М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе JL: «Знание», 1984 — 32 е.-
  83. В.И. Красота, вкус, экономика. М.: Экономика, 1985. -239с. ил.-
  84. Ю.Н. Развитие художественно-творческой активности студентов пед. колледжей на занятиях по художественной обработке материалов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 2000-
  85. А.И., Патрашку Д. Я. Организация и управление техническим творчеством учащихся. Кишинэу, КГПИ им. И. Крянгэ, 1989-
  86. С.И. Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Тула, 1998-
  87. Д.И. Веб-дизайн.- СПб: Символ-Плюс, 1999. 376 е.: цв. ил.
  88. Ю.Г. Активизация развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1998-
  89. Е.Б. и др. Конструирование одежды с элементами САПР/, М., 1988.
  90. JI.H. Труд и красота М.: Соцэкгиз, 1963, 126 е.-
  91. JI.H. Художественный вкус. М.: Мысль, 1966
  92. JI.H. Художественная культура и художественное воспитание -М.: Знание, 1979, 63 е.-
  93. С.М. Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. пед. Наук :13.00.02. -М., 1998. 16 е.-
  94. Т.В. Эстетика проектирования одежды массового производства М., 1969. 57 е.-
  95. Т.В. Основы теории проектирования костюма.
  96. Т. В. И др. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. М., Легпромбытиздат, 1990. — 320 с. М., 1988.
  97. Краткий словарь по эстетике М.: Просвещение, 1983-
  98. Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 480 е., с.8-.
  99. Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач) М.: Педагогика, 1975, 303 е.-
  100. Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М., 1964-
  101. B.C. Психология / под ред. Б. Ф. Ломова: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш.шк., 1982. — 256 е.- ил.-
  102. H.B. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения М., 1990-
  103. Культурология: Уч. пособие для ВУЗов / под ред. Радугина A.A. -М.: Центр, 1997. 304 е.-
  104. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Талин: Валгус, 1980−534 е.-
  105. А. А. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе. М.: Высш. шк, 1990- 158 е.-
  106. В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. № 1.
  107. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. -М.: Высш.шк., 1991.-224 е.: ил.-
  108. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971., 286 е.-
  109. А.Н. и др. Профобразование и рынок труда: прямая зависимость. М.: «Человек и труд», 2000.
  110. А.Н. Вопросы взаимодействия системы профессионального образования и бизнеса в процессе перехода к новым профессиональным и образовательным стандартам. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008.
  111. Лейбович А. Н и др. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта. «Промышленник России», март 2008 г., стр. 37−41.
  112. А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 е.-
  113. А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1959, с.232).
  114. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981-
  115. И.Я. Критерии сложности познавательных задач // Новые исследования в пед. науках-М., 1970, № 1-
  116. И .Я. Показатели системы учебно-познавательных заданий -М., 1990-
  117. Л.М. Моделирование и, художественное оформление женской и детской одежды. -М., «Легкая индустрия». 1972.- 392 е.-
  118. В.А. Пути интенсификации процесса формирования у учащихся VI-VII кл. технико-технологических знаний и умений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988.-16 е.-
  119. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
  120. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991. — 295 е.-
  121. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 е.-
  122. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих, способностей (научно- аналитический обзор). М., 1979. — 37 е.-
  123. A.C. Методика трудового обучения М., 1977-
  124. А.Г. Методические основы повышения эффективности формирования технологических умений учащихся 5−7 классов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1998-
  125. Р.И. Творческие задания по физике в 6−7 классах. М.: Просвещение, 1971-
  126. A.A. Творческая активность как фактор, определяющий успешность обучения // Пед. исследования: гипотезы, проекты, внедрения: сб. науч. тр. № 3 (4) -Курган, 1999-
  127. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников М.: Педагогика, 1983. — 64 е.-
  128. Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе М, 1977-
  129. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении -М.: Педагогика, 1972−208 с.-с черт.-
  130. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: «Педагогика», 1975-
  131. М.И. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ (методическое пособие) -М.: Высш. шк., 1985. -207 е.: ил.-
  132. Т.В. и др. Конструирование женского платья на фигуры с различной осанкой. М., 1993.
  133. .С. Художественное и научное творчество. Л., 1972-
  134. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности -М., 1986-
  135. Методика формирования трудовых умений и навыков у учащихся 57 классов: Пособие для учителя/под ред. В. И. Качнева К.: Рад.шк., 1989 -144с.-
  136. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой Л., 1980-
  137. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., «Педагогика», 1973-
  138. A.A. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях. -М.: Альфа, 2005.
  139. Наука и дизайн. Ульм 1984 год перевод. Труды ВНИИТЭ.- М.: ВНИИТЭ, 1985 г.
  140. В .Я. Разговаривая с Ли Якоккой //Специалист. 2000. — № 4 — с. 32.
  141. .М. Мудрость красоты: О пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Просвещение, 1987, 255 е., 32л. ил.:
  142. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика -М.: Высш. шк., 1986. 286 е.: ил.-
  143. A.M. Профессиональное образование в России. М., 1997
  144. В.Н. Система развития индивидуального творческого мышления. Итоги и проблемы создания новой технологии обучения: Учебное пособие. Иваново, 1990.- 60 е.-
  145. В. Введение в общую дидактику. М.: «Высшая школа», 1990-
  146. Оптимизация процесса формирования личности студента, ч Межвузовский сборник статей. Куйбышев, 1980. 140 е.-
  147. Оптимизация процесса художественного воспитания учащихся на основе новых программ по изобразительному искусству для школ Казахстана: Тематический сборник. Алма-Ата, 1986-
  148. Оптимизация учебного процесса в ВУЗе: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В. М. Соколова. ГГУ, Горький, 1988. 110 е.-
  149. Основы ВУЗовской педагогики / под ред. Н. В. Кузьминой, М., 1972, с.127-
  150. Основы декоративного искусства в школе /под ред. Нешумова В. В., ч Щедрина E.H. М.: Просвещение, 1981 — 84 е.- •
  151. Основы педагогики и психологии высшей школы / под. ред. A.B. Петровского М., 1986-
  152. Ф.М. Композиция костюма: Одежда, обувь, аксессуары -М.: Легпромбытиздат, 1985−263 е., ил.-
  153. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 е., с.74-
  154. Педагогические теории, системы, технологии: Справочные материалы / Под общ. Ред. Проф. В. А. Фадеева. Рязань, 1999−1157. Переверзев Л. Б. и др. Подготовка дизайнеров за рубежом. М.:1. ВНИИТЭ, 1989. 109с., ил.
  155. С. В., Медведева Т. В. Метод проектирования цифровых моделей поверхностей манекенов фигур//Швейн. пром-сть. 1992. № 5.
  156. П.И. Самостоятельная работа студентов М.: Знание, 1978-
  157. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы М.: Педобщество России, 1999.- 354 е.-
  158. К.К. Краткий словарь системы психологических 1 понятий. М.: Высш. шк., 1984. — 174 е.-
  159. К.К. Структура и развитие личности М, «Наука», 1986 -256 с.-
  160. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. педвузов: В 2 -ух кн. М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -Кн. 1- Общие основы. Процесс обучения, — 576 е.: ил., с.471-
  161. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280с.-
  162. Психология / Под. ред. Н. А. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1956−1 166. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б.С.
  163. Мейлаха и Н. А. Хренова. Л., «Наука», 1980-
  164. Психология решения учащимися производственно-технических задач / под ред. H.A. Менчинской М, «Просвещение», 1965-
  165. H.H. Формирование художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (на примере вышивки): Дис. канд. пед: наук: 13.00.02. М., 2001-
  166. Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, 1 заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито
  167. Центр», 2001.- 142 е., с.25-
  168. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов ХГФ педвузов.- 2-е изд., доп. И перераб. М.: Просвещение, 1980.- 239 е., ил.-
  169. В.Ф. и др. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-Пресс, 2001.
  170. Н.Ю. Один из возможных подходов к формированию инженера широкого профиля // Новые методы и средства обучения, № 4 (8). М., 1989-
  171. И.В. Развитие творческих способностей студентов педвузов в процессе технологической подготовки: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Новосибирск, 1999-
  172. Е.А. Теоретические основы формирования нравственно-психологического климата в профессиональном педагогическом коллективе как фактора оптимизации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08-М., 2001-
  173. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  174. В., Рязанова Л., Ярошевская X., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера // высшее образование в России, № 2, 2003, с. 60−64-
  175. Словарь иностранных слов 14-е изд., испр. — М.: «Русский язык», 1987. — 608 е., с. 320-
  176. В.Ф. и др. Анализ опыта подготовки дизайнеров в высших учебных заведениях: организация и содержание процесса подготовки дизайнеров. М.: ВНИИТЭ, 1987.
  177. Д.Я. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Изд. Центр «Академия», 2001-
  178. Н.И., Конопальцева Н. М. Конструирование одежды для индивидуального потребителя: Учеб. пособие для ВУЗов. — М.: Высш. шк., 1997.
  179. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. — Самара, 2001
  180. Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Монография М., 1997. -242 е.-
  181. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного текста М.: «Памятники исторической мысли», 1995. — 96 с.
  182. P.A. Кимберлит костюмографического языка. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2007.
  183. Г. П. Классификация задач по степени трудности их решения для учащихся и использование её в процессе обучения // Новые исследования в педагогических науках, № 1(37)-М., 1981, с.34−38-
  184. Л.Д. Педагогическая психология: Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 544 е.-
  185. Л.Д. Основы психологии: Серия «Учебники и учебные пособия». 4-е изд., перераб: и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.- 672 е.-
  186. О.В. Педагогическая модель начальной технологической и художественно-технологической подготовки инженеров швейного производства. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. Кишинев., 2007
  187. О.В. Педагогическая1 модель начальной технологической и художественно-технологической подготовки инженеров швейного производства. Автореф. дис. д-ра пед. наук. -Кишинев, 2007. 26 е.-
  188. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы, № 3,1986, с. 10−14-
  189. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М., 1984-
  190. O.A. Подготовка учителя к обучению младших школьников художественно-трудовой деятельности в образовательной области «Технология»: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Армавир, 1999.- 17 е.-
  191. .М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. -328 е., ил.-
  192. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -536 е.-
  193. Г. В. Дифференцированные задания как средство индивидуального подхода к учащимся // Школа и производство, № 11−12, с.8−11-
  194. Д. А. Методика трудового обучения М: Просвещение. -271 е.-
  195. И.М. Содержание и методы обучения младших школьников декоративно- прикладным видам работ: Автореф. дис. канд. пед. Наук (13.00.02) М., 1994. — 16 е.-
  196. Философский энциклопедический словарь /Сост. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 е.-
  197. A.M. Психологический анализ задач. Сообщение III. — Новые исследования, № 1, Педагогика, М.: 1971-
  198. Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988.- 207 е.: ил.-
  199. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. — 80 е.-
  200. Хан-Магомедов С.О. и др. Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСа. М.: ВНИИТЭ, 1982. 90с., ил.
  201. Хан-Магомедов С.О. и др. Теоретические концепции и творческие школы в дизайне. М.: ВНИИТЭ, 1981. 112 е., ил.
  202. A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе М., 1988-
  203. В.В. Психология трудового обучения М., 1969-
  204. А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. М., «Легкая индустрия», 1977.
  205. Чернилевский Д.'В, Моисеев В. Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. Монография. М.: МГИУ, 2002: — 145 е.: 25 ил., библиогр.: 32 назв.-
  206. М.А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. М., Народное образование, 1997. — 152 с.
  207. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996-
  208. Швейная промышленность, № 1, 1991, с.20-
  209. А.Т. Вопросы становления творчества. В кн.: Проблемы философии. К.: Вища школа. Головное изд-во, 1978, вып. 44, с. 12−15-
  210. М.Р. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения М. :Высш: Шк., 1990−215- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования1 познавательных интересов учащихся-М: «Педагогика"^ .1988-
  211. А.Ф. Активизация учебно-познавательной- деятельности студентов М.: «Высшая школа», 1982.
  212. Якиманская- И. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения М., 1979-
  213. Якиманская? И. С. Возрастные: и индивидуальные особенности образного мышления учащихся М.: Педагогика, 1989-
  214. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека М., 1969-
  215. Ястребов А. В: Моделирование научных, исследований как средство оптимизации обучения студента пед. ВУЗа: Автореф. дис., д-ра. пед. наук: 13,00.08 -Ярославль, 1997.
  216. ВНИИТЭ. Архив. Проблемы и основные направления развития системы дизайн-образования: тема 4.1.3.0. —М.: ВНИИТЭ, 1989:
  217. Министерство образования РФ. Управление высшим профессиональным образованием. Сборник нормативных и методических документов по разработке государственных образовательных стандартов нового поколения. — М.: ИПР ВПО, 2001. — Ч. 1−4.
  218. Концепция прикладного бакалавриата. М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. — 20с.
  219. Российская Федерация. Законы и ведомственные нормативные акты. Государственная молодёжная политика в Российской Федерации / Общ. Ред. и Сост.: Луков В. А. — М.: Ин-т молодёжи, Центр образования молодёжи «Демократия и развитие», 2005. — Ч. 1−4.
  220. Российская Федерация. Правительство. О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 года, № 1340-р.
Заполнить форму текущей работой