Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Практическое занятие №6

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В повести «Озорник» творчество Гафура Гуляма органически сливается с фольклором, трудно даже разграничить, где начинается оригинальный вымысел художника, а где — фольклор. Писатель иногда непосредственно вводит в свое произведение юмористические сцены из устного народного творчества и отдельные латифа — анекдоты. Одновременно писатель создает художественно-обобщенные картины жизни на основании… Читать ещё >

Практическое занятие №6 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема: «Художественное своеобразие повести Гафура Гуляма „Озорник“».

Эпиграф: «Что такое, сиротство спроси у меня…».

Г. Гулям.

Цели занятия: познакомиться с творчеством узбекского писателя; проанализировать повесть Г. Гуляма «Озорник», выявить особенности поэтики произведения Метод. обеспечение: портрет Гафура Гуляма, тексты произведений, материалы лекции по творчеству писателя, критические статьи по творчеству писателя.

Ход занятия.

I. Реализация индивидуального домашнего задания.

Выступления студентов с сообщениями на тему: «Биография Гафура Гуляма», «Поэтическое творчество Гафура Гуляма», «Поэмы Гафура Гуляма», «Гафура Гулям — ученый, переводчик, публицист», «Гафур Гулям — мастер короткого рассказа», «повести Гафура Гуляма».

Материал для учителя Гафур Гулям родился 10 мая 1903 года, в бедной семье. Отец его, однако, был человеком не только грамотным, но и страстным любителем поэзии, который сам пробовал импровизировать стихи под аккомпанемент дутара. По свидетельству самого поэта, в доме его отца бывали и Мукими, и Фуркат, и Асири, и некоторые другие известные литераторы. Однако отца, а вскоре затем и мать Гафур Гулям потерял еще мальчиком и очень рано испытал гнетущую бедность, тяжесть подневольного труда, груз забот о младших сестренках. «Моя собственная судьба, — вспоминал он, — заключала достаточно контрастов. Беззаботное буйство детских игр — и раннее сиротство. Скучные часы учебы — и сладкие минуты собственных открытий. Сотни веселых проделок в базарной сутолоке — и яростный шаг в толпах шестнадцатого года. Свинцово-тяжкая мальчишечья работа (ученик наборщика в типографии) — и сияющие миры книг. Меня, как и каждого, сформировали впечатления детства. Но от многих других я отличался, вероятно, особым талантом помнить: образы, краски, коллизии пережитого сохранялись во мне во всей неприкосновенной яркости и силе».

После окончания старометодной мусульманской школы, осенью 1916 года тринадцатилетний Гафур поступил учиться в 8-ое Самсоновское русско-туземное училище, которое вскоре, после смерти отца пришлось бросить. Он работает чистильщиком сапог, продавцом газет, наборщиком в типографии, позже идет учиться на педагогические курсы, и уже с 1919 года — с шестнадцати лет — работает учителем начальной школы. В 1923 году двадцатилетний учитель принимает участие в открытии первой школы — интерната «Урфан». В том же году публикуются его первые стихи. Свое первое стихотворение он посвящает детям интерната. Первые поэтические опыты Гафура Гуляма относятся к 1923;1928 гг. В конце 20-х годов он написал свыше пятисот стихотворений, поэм, рассказов, очерков и фельетонов. Первые сборники стихов Гафура Гуляма «Динамо», «Живые песни», отличаются свежестью и неординарностью. В начале 30-х годов Гафур Гулям увлекается стихами Маяковского, и он одним из первых перевел на узбекский язык поэму Маяковского «Во весь голос».

Гафур Гулям работал в редакциях газет «Камбагал дехкан», «Шарк хакикати». Газета сыграла для него роль университета, открыла широкие возможности для изучения жизни народа, для активного вмешательства в эту жизнь. Он пробует свои силы в разных жанрах, обращается к балладе и поэме. В 1930;1935 гг. создал поэмы «Кукан», «Китайские миниатюры», баллады «Той», «Два акта» в которых правдиво отразил проблемы современности.

Гафур Гулям обогатил узбекскую литературу не только поэтическими, но и прозаическими произведениями. Он стал известен как автор очерков, фельетонов, рассказов и повестей.

Велики заслуги Гафура Гуляма в области критики и литературоведения. Его статьи научного и публицистического характера о творчестве А. Навои, Мукими, Фурката, а также о фольклоре, систематически печатались в газетах и журналах.

Кроме того, Гафур Гулям известен как переводчик: он перевел ряд произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Горького, В. Маяковского, В. Шекспира, Лопе де Вега, П. Бомарше, Ш. Руставели и др.

Гафур Гулям также мастер короткого рассказа. Большинство рассказов Гафура Гуляма построено на основе острого жизненного конфликта, в них используется богатство живой и выразительной речи. («Уловки шариата», «Воришка», «Девушка» и т. д.). На рост мастерства Гафура Гуляма как сатирика и юмориста большое влияние оказало сотрудничество в журнале «Муштум». Творческое использование Гафуром Гулямом приемов и тем восточных анекдотов, а также сатирических традиций русской литературы помогает ему раскрыть самую суть отрицательных явлений. Автор до мельчайших подробностей знает жизнь и язык людей различных социальных прослоек, поэтому-то он так мастерски их изображает, умеет вызвать в нас любовь и симпатию к представителям народа, отвращение и ненависть к обывателям, к их эгоистическому существованию и низким помыслам.

В годы Второй мировой войны Гафур Гулям создает цикл стихов «Иду с Востока» (1943), пронизанных идеями патриотизма. За эту книгу он удостоен Государственной премии. Его стихотворение «Ты не сирота» (1942) стало одним из самых популярных произведений, отражающее гуманность, человеколюбие узбекского народа.

В последние годы жизни Гафур Гулям создал небольшую книгу философской лирики, которую назвал «Итог». Эта книга как бы подвела черту под все сделанное поэтом, еще раз показав его светлый, могучий талант. За эту книжку и сборник «Стихи» в 1970 г. он был удостоен (посмертно) высшей по тем временам награде (Ленинской премией). Стихи этих книжек, как и все творчество Гафура Гуляма, глубоко гуманистичны и жизнелюбивы. Поэт, даже говоря о неотвратимости смерти, желает добра и счастья тем, кто останется жить, своим преемникам, грядущим поколениям:

Пусть извечная длится езда, поглядим на нее беспристрастно.

Мы сойдем… но идут поезда через время, как через пространство.

И когда от свобод и от пут я сойду в притяженье земное, добрый путь, я скажу, добрый путь всем, в дороге оставленным мною!

(«Часы стучат», перевод А. Наумова) Для детей и юношества Гафур Гулям написал рассказы и повести «Ядгар» (1935), «Озорник» (переработанное издание на узбекском языке: Ташкент, 1957), сборники стихов (например, «Песни рассвета», 1951).

Гафур Гулям был действительным членом Академии наук Узбекистана, издал ряд работ по узбекскому фольклору и истории родной литературы, принимал деятельное участие в общественной жизни Узбекистана. Гафур Гулям умер 10 июля 1966 г.

II. Слово учителя Повесть Гафура Гуляма «Шумбола» («Озорник») написана в 1957 году. В ней отображены злоключения ребят в жесточайших условиях суровой действительности. «Озорник» — это автобиографическое произведение. Гафур Гулям рано лишился отца. Стремясь заработать хлеб насущный, он пережил немало приключений. Автор, обогатив пережитое и увиденное художественным вымыслом, создал образы «озорных», бойких детей, которые, не имея возможности учиться, не зная, как приложить свою неуемную энергию к какому-нибудь полезному делу, либо работали ради куска хлеба «у людей», либо предавались бессмысленным затеям.

III. Аналитическая беседа.

  • — Попробуйте определить жанровый вид повести «Озорник»? (Это, несомненно, приключенческая повесть, но можно назвать ее и бытовой (воспроизведены картины ташкентского быта и нравов Старого города), и автобиографической, и сатирической. Повесть многожанрова и многопланова. Все тесно переплетено, как в жизни).
  • — Какой тип сюжета мы наблюдаем в повести? (Повесть построена на динамическом типе сюжета, приключения главного героя быстро сменяются друг за другом. Какие только несчастья не обрушиваются на его голову! Только он избавится от одной беды, как его настигает другая. Мальчик похож на неудачника и горемыку, встречающегося в фольклоре).
  • — От какого лица ведется повествование? (Повесть написана от первого лица, от имени Озорника. Семнадцатилетний герой повести «Озорник» сам рассказывает о своих приключениях).
  • — Как раскрывается характер главного героя? Какая основная его черта характера? (Характер главного героя раскрывается постепенно, с каждым приключением он обретает некий «опыт» и его спасает лишь вера в собственное счастье и неподдельный оптимизм, хотя большинство приключений героя кончаются для него плачевно. Через всю повесть он проходит побеждаемым, но не побежденным, унижаемым, но не униженным. То душевное здоровье, та внутренняя стойкость, которые он унаследовал от народа, породившего его, делают Озорника поистине всесильным. Основная черта характера главного героя — это чувство юмора)
  • — Анализируя повесть «Озорник», многие критики подчеркивают глубокую народность этого произведения. В чем это проявляется? Приведите примеры. (Множество историй, которые происходят с Озорником, напоминают сюжеты сказок, окрашены фольклорным колоритом. Несомненно «кровное родство» Озорника с легендарным Насреддином — любимым героем узбекского фольклора.

Вот, например, история с мертвецом, которому Озорник домла и Аман «по ошибке» пришили оторванную голову задом — наперед. В основе этой истории лежит старинный народный анекдот или как Озорник вместо быка зарезал ишака домлы.).

  • — Какова идея повести? Каков девиз главного героя? («Не унывать, а бороться!» — таков девиз Озорника — в этом и отражена одна из главных идей повести. Как бы тяжело не приходилось, нельзя падать духом, нужно верить в счастье, не терять надежды, воспитывать волю, не бояться трудностей. Этому учит гулямовский Озорник — смелый и отчаянный ташкентский мальчуган, ставший поистине народным любимцем)
  • — С какими героями из мировой литературы можно сравнить гулямовского Озорника? (Озорника можно сравнить с Гаврошем, Геклберри Финном, которые тоже стали для своих народов любимцами)

IV. Работа с текстом повести.

Задания для обсуждения.

  • — Найдите в тексте описание Старого города (Глава первая)
  • — Какие игры были у детей старой махали? Приведите примеры. («Дети старой махали», (Гафур Гулям «Озорник» (пер. с узб. А. Наумова). Т., «Ёш гвардия», 1970 г., с. 6−9)
  • — Как автор описывает базар Кок-Терека? (стр. 23- 26)
  • — Перескажите приключения Озорника (эпизоды «Плов в складчину», «Домла и покойник», «Как я разорил бая», «Курильня»)
  • — Найдите в тексте повести народные афоризмы, пословицы и поговорки.
  • («Одну сумасшедшую мысль может выковырнуть из головы только другая, еще более сумасшедшая, — как иголка занозу», «И воробей, отведавший ташкентского проса, прилетит обратно из самой Маккатуллы», «Ласковый теленок двух маток сосет», «Людской рот ситом не прикроешь. И луну подолом не заслонишь» др.)
  • — Какова роль песен, исполняемых главным героем? Прочитаем несколько из них. (Автор приводит отрывки из народных песен, лапаров, касыд, которые оттеняют внутреннее состояние героя, показывают отношения народа к тем или иным событиям и т. д.)
  • — Почему автор так подробно дает описание быта и нравов того времени (Обсуждение).

V. Итоги занятия.

В повести «Озорник» творчество Гафура Гуляма органически сливается с фольклором, трудно даже разграничить, где начинается оригинальный вымысел художника, а где — фольклор. Писатель иногда непосредственно вводит в свое произведение юмористические сцены из устного народного творчества и отдельные латифа — анекдоты. Одновременно писатель создает художественно-обобщенные картины жизни на основании собственных наблюдений, ярко изображает жизнь странствующих дервишей и ишанов, баев, беспризорников. При этом писатель разоблачает лицемерие ишана, жадность одичавшего бая-землевладельца, жестокого и жадного бая-скотовода, хищный нрав богача, он показывает неоспоримое и духовное превосходство над ними озорного мальчика и его старшего друга Амана. Гафур Гулям использует свой излюбленный прием — повествование от имени героя, в данном случае уличного мальчика. Прием этот позволяет сохранить особенности его языка, острее передать чувство юмора как основную черту его характера.

VI. Домашнее задание.

  • 1) Проанализировать рассказы А. Каххара «Вор», «Гранаты», «Больная».
  • 2) Прочитать сатирические рассказы А. Каххара «Речь», «Националисты», «Учитель литературы», «Артист», «Упрямец».
  • 1) Кор-оглы Х. Узбекская литература. — М.: Высшая школа, 1976.
  • 2) М. Кошчанов Щедрость таланта. Статьи об узбекской литературе. — М., Сов. Писатель, 1980.
  • 3) Владимирова Н. В. Развитие жанра рассказа в узбекской литературе.- Т.: ИЯЛ АНРУз, 1984.
  • 4) Гранат. Узбекские рассказы. -Т.: Изд. худ. лит-ры, 1967
  • 5) Мирвалиев С. 70-йиллар ўзбек совет адабиёти: (проза мисолида). -Т.: Ўзбекистон, 1983. -36 б.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой