Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Типология художественных гипертекстов на основе немецкоязычных интернет-сайтов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе выявлена специфика электронного гипертекста как лингвистического объекта, дана типология художественных гипертекстов на основе немецкоязычных интернет-сайтов. В результате анализа основных этапов становления гипертекста, а так же особенностей современной письменной интернет-коммуникации сформулировано следующее определение: гипертекст — это модель организации электронного текста… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие гипертекста и его функционирование в современном обществе
    • 1. 1. Соотношение понятий текст и гипертекст
    • 1. 2. Определение гипертекста и история его возникновения
    • 1. 3. Структурные сходства и различия интертекста и гипертекста
    • 1. 4. Основные направления изучения гипертекста в современной лингвистике
    • 1. 5. Структурные элементы гипертекста
    • 1. 6. Описание синтагматических и парадигматических гиперссылок на примере немецкоязычных гипертекстов
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Принципы типологии гипертекстов
    • 2. 1. Проблема типологии гипертекстов в современной лингвистической литературе
    • 2. 2. Типология гипертекстов в современной отечественной лингвистической литературе
    • 2. 3. Типология гипертекстов в современной зарубежной литературе. .73 2.4. Принципы классификации гипертекстов на примере немецкоязычной интернет литературы
      • 2. 4. 1. Различия по структурному принципу
      • 2. 4. 2. Различия по возможностям программного обеспечения
      • 2. 4. 3. Различия по способу существования
      • 2. 4. 4. Различие по законченности
      • 2. 4. 5. Различие по функциональной направленности
      • 2. 4. 6. Различие по месторасположению
  • Выводы к главе
  • Глава 3. Дисперсные художественные немецкоязычные гипертексты как особая разновидность гипертекстов
    • 3. 1. Типология дисперсных художественных немецкоязычных гипертекстов
    • 3. 2. Особенности структурной организации гипертекста в отличие от линейного текста на примере дисперсного художественного немецкоязычного гипертекста
    • 3. 3. Изотопия текста как средство обеспечения семантических связей гипертекстов на примере немецкоязычных художественных гипертекстов
      • 3. 3. 1. Определение понятия «изотопия», основные точки зрения
      • 3. 3. 2. Логико-семантический уровень изотопии
      • 3. 3. 3. Значение грамматических изотопических связей для гипертекста
      • 3. 3. 4. Прагматические изотопические связи
  • Выводы к главе 3

Типология художественных гипертекстов на основе немецкоязычных интернет-сайтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В историю цивилизации XX век войдёт как эпоха взаимосвязанных и взаимообусловленных политических, научно-технических, культурных революций, каждая из которых являлась следствием других и базировалась на общем для всех информационном ресурсе. Информация как важнейший фактор обеспечения научной организации, контроля и управления экономическим и социальным развитием общества «стала захлёстывать» области наиболее интенсивной деятельности людей, усложнила спектр общественных, коллективных и индивидуальных информационных потребностей [Ляхов 1971: 3, Соловьев 1993: 24].

В результате естественного развития информационных процессов появились качественно новые информационные технологии, а также методы и средства многоаспектной систематизации, обработки, организации, представления, хранения, выпуска и издания информации. Среди электронных информационно-коммуникационных средств широкое распространение получили персональные компьютеры, сети передачи данных (в частности, Internet), интерактивные многофункциональные лазерные компакт-диски, сканеры и др. Одним из видов информации, современной формой и стадией письменной коммуникации, новым инструментом поддержки мыслительных процессов стал гипертекст.

Гипертекстовые системы оказали всестороннее влияние на современную культуру, различные ее сферы. В последнее время на страницах многих научных журналов, в том числе и посвященных филологическим проблемам, ученые вновь и вновь возвращаются к обсуждению данного явления, его места в современной культуре. Исследователи сходятся на том, что гипертекст является одним из продуктов эпохи постмодернизма и несет в себе ее характерные черты. Это явление затронуло все сферы науки, искусства, обыденной жизни. В то же время, в силу сравнительно небольшого срока функционирования и незаконченности становления гипертекста, еще не выявлены до конца особенности подобной организации информации.

В течение последних нескольких лет «гипертекст» превратился в популярную тему многих конгрессов, конференций, монографий, статей («Гипертекст 2001», конференция Массачусетского технологического института, международная конференция по гипермедиа и гипертекстовым стандартам в Амстердаме, первая конференция, посвященная World Wide Web в Женеве, серия конференций Восток-Запад «Взаимодействие человека с компьютером» и т. д.). Интерес вызывает принципиально новая организация информационных единиц, гибкая форма управления этими единицами в гипертекстовой системе.

На протяжении тысячелетий люди представляли знания в виде линейного и иерархического текста — сначала на папирусе, коже, войлоке, бересте, потом на бумаге. Изобретение пишущей машинки автоматизировала процесс записи текстовой информации на уровне отдельных символов. Появление текстовых процессоров позволило перейти от манипулирования отдельными символами к манипулированию словами и предложениями.

Поскольку новое средство подачи информации связано в первую очередь с языком, лингвистика также не остается в стороне от данной проблемы. Безусловно, нельзя не согласиться с тем фактом, что «все новое — это хорошо забытое старое», что данный принцип пусть и без применения специальных технических средств уже применялся давно и успешно (Библия, Талмуды, энциклопедии, научные работы, некоторые образцы художественной литературы и т. д.).

Необходимо также признать, что данное явление на сегодняшний день обрело массовый характер. Хорошо знакомые вербальные и невербальные средства трансформируются, приобретают новый смысл. И. Кузнецов полагает, что традиционный текст допускает только одну форму организации транслируемого им знания, а именно линеарную, в которой каждый информационный unit оказывается связанным лишь с предшествующим и последующим. По его мнению, гипертекстом предлагается совершенно иной вид связи между составляющими его элементами: в нем любой unit может быть непосредственно связан с любым произвольно взятым числом unit’oB информации [Кузнецов 1996: 50].

Концепция гипертекстовых систем расширяет инструментарий письма, включая в него средства для динамического представления, структурирования и произвольного манипулирования идеями. Появление гипертекста подрывает монопольное положение книги в культуре. Перенесение текста книги из бумажной среды в какую-то иную, представление его на фотопленке, в виде электронного текста, магнитофонной записи само по себе не меняет логическую структуру книги и ее функцию в культуре.

Предметом исследования представленной диссертации является структура и принцип структурирования содержания немецкоязычного художественного гипертекста в сети Интернет.

В качестве объекта исследования нами выбран художественный немецкоязычный Интернет-гипертекст как специфический письменный текст, реализованный на инновационном носителе информации.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена целым рядом факторов: возрастающая роль гипертекста в общественной, научной и художественной сфере информационного обмена общества, что обусловливает необходимость научного осмысления самого феномена гипертекста;

— смена масштабирования текстового представления информации, в том числе и в художественной сфере, которая осуществляется на наших глазах, и этот процесс достоин немедленного изучения;

— возрастающий интерес к изучению не отдельных элементов системы языка, а языковой картины мира в целом, где художественный текст, взаимосвязь и взаимоотношения его составляющих играют одну из важнейших ролей.

Теоретической основой этого сопоставления послужили работы по лингвистике текста как отечественных, так и зарубежных ученых. Прежде всего, это лингвисты, занимающиеся проблемой художественного текста: Ю. М. Лотман, В. В. Виноградов, Л. П. Якубинский, И. Р. Гальперин, О. И. Москальская, Ю. Кристева, Ж. Деррида, В. Дресслер, М. М. Бахтин, В. А. Лукин, М. Я. Дымарскийлингвисты, занимающиеся проблемой гипертекста: Н. С. Ларионова, О. В. Дедова, В. Л. Эпштейн, Е. В. Казначеева, О. В. Константинова, В. П. Тихомиров, A.B. Лория, Л. В. Дементьева, Р. К. Потапова, Д. Конклин, Г. П. Ландау, Д. Д. Болтер, М. Джойс, Р. Богранд, Ф. Блок, Ф. Крамер, Р. Дель, Д. Шредер, К. Венц, К. Хейльбах, У. Хонегер и другие.

Поиск специфики гипертекста в сопоставлении его категорий с категориями традиционной текстуальности и интертекстуальности требует уточнения понимания термина текст, поскольку в современной литературе ему приписывается целый спектр различных значений. Мы придерживаемся расширенного понимания сущности текста, призванного учитывать его сложную семиотическую природу и социокоммуникативную значимость. Стремление анализировать текст во всей сложности многофакторности его прагматики характерно и для современной лингвистики в целом.

Гипотеза исследования заключается в том, что художественные интернет-гипертексты, являясь современной сетевой художественной литературой, сохраняют все свойственные художественному тексту признаки и одновременно отличаются от традиционных текстовони обладают определенной спецификой структурирования содержания, инновационными средствами формальной организации, что логически предполагает отличные от традиционных принципы их типологизации.

Материалом исследования послужили реальные художественные гипертексты, расположенные на немецкоязычных сайтах и отобранные методом сплошной выборкитакже в качестве источников анализируемого материала в нашем исследовании были использованы сайты, принадлежащие разным стилям: информационному, научному, художественному, что позволило расширить область анализа текстового материала. Таким образом, из привлеченных к исследованию 5000 гипертекстов было отобрано 103 художественных дисперсных гипертекста на немецком языке, представляющих собой специфическую форму гипертекстовой организации литературы.

Целью исследования является создание типологии художественных немецкоязычных гипертекстов, а также исследование структурных элементов гипертекста и анализ различных типов связи между частями гипертекстов.

Для достижения поставленной цели возникла необходимость решения следующих задач:

— описать различные понимания самого феномена и термина «гипертекст», а также историю его возникновения;

— установить структурные сходства и различия таких понятий текстового функционирования, как интертекст и гипертекст;

— рассмотреть основные принципы типологии гипертекстов в современной лингвистической литературе;

— разработать на этой основе оригинальную типологию немецкоязычных художественных гипертекстов;

— проанализировать структурные особенности немецкоязычного художественного гипертекста, обнаружив его отличие от линейного текста;

— выявить семантические, морфолого-синтаксические и прагматические параметры взаимодействия частей гипертекста, обусловливающие связность современного немецкоязычного художественного гипертекста.

Необходимость решения перечисленных выше задач обусловила методику исследования, которая складывается из комплекса исследовательских методов, включающих сопоставительный, дедуктивный, дистрибутивно-статистический, а также элементы структурно-семантического и дискурсивного анализа.

Основные научные результаты, полученные в ходе нашего исследования, нашли отражение в следующих положениях, выносимых на защиту:

1) текст является одной из самых важных единиц, кодирующих и упорядочивающих и организующих смысловое пространство средысовременное общество требует новых форм коммуникации, новых способов обращения с текстом, новых модификаций текста, — и таковой является гипертекст как формирующаяся и расширяющаяся форма текстуальности;

2) гипертекст, являясь, прежде всего, большим текстом, обладает всеми его признаками, но основным его отличием от классического текста является нелинейная структура гипертекста;

3) основными структурными элементами гипертекста являются текстон и гиперссылка, то есть средство, делающее возможным переход от одного текстона к другому;

4) классификация немецкоязычных художественных гипертекстов строиться по определенным принципам, которые можно эксплицитно сформулировать;

5) наиболее прогрессивной формой художественного гипертекста, имеющей приверженность к развитию, является дисперсный художественный гипертекст, реализующий в себе перспективную тенденцию структурной и смысловой организации сетевой литературы и обладающий, наряду с разветвленной структурой, всеми основными категориальными признаками текста;

6) когерентность немецкоязычных художественных гипертекстов обеспечивают логико-семантические, грамматические, изотопические и прагматические текстовые связи.

Научная новизна данной диссертации заключается в том, что в ней впервые осуществлен последовательный обширный анализ художественных немецкоязычных гипертекстов, представленных в современном Интернете. На основе проведенного анализа в работе выделяются конституирующие единицы электронного гипертекста и его категории. Несмотря на то, что есть значительное количество работ в отечественной и зарубежной лингвистике, где подтверждается важность изучения Интернета в целом и гипертекста как его основной текстовой формы, практически нет работ, содержащих результаты конкретного анализа немецкоязычных художественных интернет-гипертекстов.

В диссертационном исследовании с достаточной полнотой охарактеризованы структурные элементы гипертекста на основе немецкоязычного художественного гипертекставыделены функции гиперссылки как механизма когезии и средства достижения когерентностиразработана классификация связей между информационными единицами гипертекста, что, несомненно, углубляет и конкретизирует само понятие гипертекста в лингвистике.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что сопоставительный анализ специфики гипертекста и традиционной текстуальности позволяет уточнить понимание важнейших категорий письменного текста, внося в такое понимание элементы нового, становящегося явления. В работе подвергаются подробному анализу такие категории, как линейность традиционного текста, интертекстуальность уб нелинейность электронного текста, гипертекстуальность, что позволяет расширить теоретическую базу исследования гипертекста. Таким образом, данное исследование может послужить основой для дальнейшего изучения гипертекста в теоретическом аспекте, вносит определенный вклад в разработку теории текстов на материале германских языков, а так же вопросов, находящихся в центре внимания современной лингвистики текста.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что — результаты исследования могут быть использованы в спецкурсах по лингвистике текста, теоретической грамматике, при написании практического руководства по созданию и прочтению гипертекстов. Разрабатываемые в диссертации основы практической стилистики гипертекста будут полезны при создании учебных гипертекстовых курсов, электронных библиотек.

Апробации работы. Основные положения и результаты исследования докладывались автором на трех конференциях «Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и лингводидактики» ГОУ ВПО Московского городского педагогического университета в 2007, 2008 и 2009 гг., XI Международной конференции «Виноградовские чтения»: Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты в 2009 г., на заседаниях кафедры Немецкого языка и СТО МГПУ.

По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, в том числе 1 в журнале, рекомендованном ВАК РФ. Общий объем публикаций составляет 2,2 п. л.

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 204 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, списка источников, приложения. Библиографический список включает в себя 200 наименований, в том числе 44 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III.

1. В работе впервые проанализированы немецкие дисперсные гипертексты, которые выделены как наиболее характерный тип сетевых гипертекстов. На принципе дисперсности строятся и художественные гипертексты, представляя собой наиболее перспективное направление в структурировании художественной Интернет литературы. На данный период времени дисперсный художественный гипертекст является самым современным, развивающимся и неизученным типом сетевой литературы.

2. Проанализировав дисперсные немецкоязычные гипертексты (гипертексты с разветвленной структурой), данный тип тестов был разделен по структурному принципу на гипертексты, имеющие:

— линейную структуру, где одна часть текста следует за другой, образуя, при этом последовательный линейный текст, так что, убрав гиперссылки, мы имеем дело с обычным линейным текстом;

— параллельную структуру, где читатель почти сразу выбирает путь, по которому будет осуществляться процесс чтениячитателю предлагается на выбор несколько параллельно развивающихся сюжетных линий, выбрав одну из которых, он в конечном итоге приходит к концовке, которая отличается от остальных;

— циклическую структуру, которая означает, что в процессе чтения необходимо возвращаться к началу гипертекста;

— лабиринтную структуру, которая представляется самой сложной и запутанной, потому что читатель движется здесь по так называемому лабиринту, образованному путем пересечения трех предыдущих видов.

3. Дисперсные гипертексты являются современным и развивающимся типом сетевой литературы. Возможно поэтому, опираясь на проанализированный материал, представляющий собой 103 немецкоязычных художественных дисперсных гипертекста, можно сделать вывод, что дисперсные гипертексты линейной структуры на данном этапе традиционно преобладают в современной художественной гиперлитературе.

4. Исследовав особенности структурной организации дисперсного художественного гипертекста, были выделены основные признаки, присущие данному виду текстов: нелинейность, переходность, наличие ссылок, интерактивность, динамичность, дисперсность структуры, использование визуальных средств выразительности, возможность множества стратегий прочтения, вариативность построения сюжета.

5. Для немецкоязычных художественных интернет-гипертекстов с разветвленной структурой, обладающих как любой тип текста связностью и целостностью, основополагающим средством обеспечения внутритекстовых семантических связей между концептами является изотопия. На основе изотопии мы выявили имеющиеся в тексте различные способы выражения логико-семантических связей (полный тождественный, частичный лексикосемантический, тематический, синонимический, антонимический повторы), определили грамматические изотопические связи при формировании связности гипертекста, описали прагматические текстовые связи: ассоциативные (внетекстовые) и образные (внутритекстовые).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная диссертация посвящена типологии художественных немецкоязычных интернет-гипертекстов. На основе комплексного исследования современных немецкоязычных интернет-гипертекстов была выявлена и описана специфика этого типа письменного текста, проанализированы его текстуальные категории и композиционные особенности.

Современное состояние лингвистического изучения гипертекста характеризуется тем, что, несмотря на огромный интерес к «гипертекстовой» тематике, публикации, анализирующие конкретные немецкоязычные гипертексты, практически отсутствуют. Мы видим две основные причины сложившейся ситуации. Во-первых, это неразработанность теоретической базы подобных работ. Гипертекст представляет собой специфический, инновационный объект анализа, порождение новой сферы письменной коммуникации, поэтому его невозможно изучать, исходя лишь из посылок традиционной текстологии. Во-вторых, сам термин «гипертекст» имеет множество теоретических и практических проекций в самых разных областях современного научного знания: информатике, социологии, лингвистике, литературоведении, педагогике, философии и т. д. Подобная многозначность существовала изначально, поскольку с небольшой разницей во времени термин был предложен разными учеными в пределах различных терминологических парадигм. Естественно, отличными друг от друга были и понятия, которые назывались гипертекстами. В 60-е годы появился проект Т. Нельсона, американского математика и философа, согласно которому техника должна была обеспечивать как ориентацию читателя среди смежных текстов, так и помощь в нахождении того текста, который он выбрал для чтения. Совокупность текстов, внутри которой читатель может легко переходить от каждого из них к другим, была названа Т. Нельсоном.

140 гипертекстом. А сам термин hypertext был придуман им примерно в 1969 г. Нельсон определял гипертекст как текст, не имеющий линейной последовательности («нелинейное письмо»). Нельсоновская концепция электронного «нелинейного письма» не только «узаконила» сам термин, но и предопределила стратегии письменной коммуникации в современном Интернете. Другая традиция употребления термина была заложена виднейшим французским структуралистом Жерраром Женнетом. Разрабатывая свою типологию транстекстуальных отношений, Женнет употребляет термин «гипертекст» для обозначения одного из их видов.

Современная ситуация употребления термина гипертекст осложняется тем, что зачастую, прибегая к нему, ученые используют его не дифференцированно, тем самым ставя знак равенства между мгновенными гипертекстовыми переходами, поддерживаемыми программно, и текстовыми имитациями и подражаниями, к которым так склонен современный постмодернизм. Как «докомпьютерный гипертекст» могут трактоваться некоторые композиционные особенности традиционных литературных произведений: фрагментарность, наличие нескольких параллельных линий развития сюжета, «открытость» финала и т. д. В результате гипертекстами становятся столь далекие друг от друга произведения, как, например, Библия, энциклопедический словарь, некоторые работы Аристотеля и т. д.

В работе выявлена специфика электронного гипертекста как лингвистического объекта, дана типология художественных гипертекстов на основе немецкоязычных интернет-сайтов. В результате анализа основных этапов становления гипертекста, а так же особенностей современной письменной интернет-коммуникации сформулировано следующее определение: гипертекст — это модель организации электронного текста, характеризующаяся специфической структурированностью и разветвленной системой внутритекстовых и межтекстовых переходов, в которых читатели свободны прокладывать путь нелинейным образом. Гипертекст допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей прочтения. В настоящее время данная модель уже практически освоена коммуникационными практиками и с полным основанием можно говорить о том, что сформировался особый тип текста.

Гипертекст, являясь, прежде всего, текстом, обладает всеми признаками традиционного линейного текста, такими как: последовательность, развернутость, связанность, целостность, законченность, статика и динамика.

Специфика гипертекста как определенной модели текста заключается как в нелинейности его построения, так и восприятия. К основным композиционным принципам построения гипертекста относят:

1. дискретность подачи информации, т. е. отсутствие непрерывности;

2. нелинейность;

3. антропоцентричность, или субъективизм в отношении коммуникативной завершенности гипертекста;

4. «демократичность» — отдельные части гипертекста, в зависимости от позиции, избранной читателем, могут служить и началом, и завершением одновременно.

Часто понятие гипертекста связывают с понятиями интертекстуальности и интертекста. Под интертекстуальностью понимают многомерную связь отдельного текста с другими прецедентными текстами — по линиям содержания, жанрово-стилистическим особенностям, структуре, формально-знаковому выражению.

Под интертекстом понимается основной вид и способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст строится из цитат, реминисценций и аллюзий к другим текстам. Интертекст и гипертекст представляют собой системы текстов, отличающиеся друг от друга выраженностью связей между текстами. И интертекст, и гипертекст содержат ссылку на другой текст, но в первом случае эта ссылка присутствует имплицитно, а во втором — эксплицитно. Ссылка на своего предшественника в интертексте неразрывно связана с канвой всего повествования в целом, т. е. не может быть обойдена читательским вниманием. Ссылка в гипертексте не предполагает наличия прецедентного текста, она более «демократична», адресат может обратиться к ней, а может и проигнорировать.

Особенность гипертекста как структуры заключается в способности, сохраняя сетевой характер, переходить. в. форму упорядоченной по смыслу последовательности высказываний, в форму текста. В то же время гипертекст открыт для новых элементов и траекторий, которые не нарушают, а лишь обогащают его структуру. В гипертексте субъект самостоятельно движется по цепочке гипертекстовых связей, создавая свою информационную модель мироздания, создавая свой смысл данной модели.

В результате аналитической работы с основными структурными элементами гипертекста, в том числе и немецкого художественного интернет-гипертекста, выделены основные единицы гипертекста: текстон, сравнительно небольшой по своему объему линейно организованный блок текста и гиперссылка, представляющая собой средство, делающее возможным переход от одного текстона к другому. Гиперссылки выполняют важную функцию связывания гипертекста в единое целое. От того, какая гиперссылка актуализируется, зависит порядок следования текстонов в гипертексте и это, соответственно, может влиять на характер восприятия читателем всего гипертекста. Анализ практического материала позволил определить принципиально новую стратегию работы с художественным текстом: прочитав один и тот же гипертекст несколько раз, читатель может выявить несколько смыслов, выстраивая, таким образом, более объективную картину действительности.

Подвергнув анализу наиболее распространенные типологии гипертекстов, мы систематизировали основные принципы классификации на примере немецкоязычной интернет-литературы и выявили общетипологические черты. Гипертексты можно типологизировать по возможностям программного обеспечения, структуре, способу существования, законченности, функциональной направленности и месторасположению. Таким образом, складывается следующая классификация гипертекстов, представляющих предмет данного диссертационного исследования: аксильные/дисперсные, сильные/слабые, статические/динамические, бесконечные/конечные, художественные сетевые немецкоязычные гипертексты.

В результате структурно-семантического анализа немецкоязычных художественных интернет-гипертекстов выделяется пять основных категорий гипертекстов: гипертексты, перенесенные с традиционных источников, полностью соответствующие своему «книжному» изданиюгипертексты, структурированные так же линейно, но возникшие благодаря электронным возможностям Интернеталинейно структурированные совместно написанные гипертексты или гипертексты, написанные самим читателемнелинейные гипертексты с разветвленной структурой- - гипертексты с разветвленной структурой, снабженные рисунками, аудиовидеофрагментами. Такие гипертексты называют гипермедией, мультимедийными системами или гиперсредами.

Особое внимание в работе уделяется последней, наименее изученной группе гипертекстов, которую составляют художественные гипертексты с сильно разветвленной структурой, обозначающиеся в лингвистике термином дисперсные гипертексты.

В работе впервые проанализированы немецкие дисперсные гипертексты, которые выделены как наиболее характерный тип сетевых гипертекстов. На принципе дисперсности строятся и художественные гипертексты, представляя собой наиболее перспективное направление в структурировании художественной интернет-литературы. На данный период времени дисперсный художественный гипертекст является самым современным, развивающимся и неизученным типом сетевой литературы.

В результате анализа структуры 103 дисперсных немецкоязычных художественных интернет-гипертекстов, относящихся к последнему, самому современному, развивающемуся и неизученному типу сетевой литературы (пятый тип в нашей классификации) в работе впервые выделены его следующие подтипы:

1. Гипертексты с линейной структурой. Такая структура текста традиционна: одна часть текста следует за другой, образуя, таким образом, последовательный линейный текст.

2. Гипертексты с параллельной структурой. Читатель почти сразу выбирает путь, по которому будет осуществляться процесс чтения. Читателю предлагается на выбор несколько параллельно развивающихся сюжетных линий. Выбрав одну из них, читатель в конечном итоге приходит к концовке, которая отличается от остальных.

3. Гипертексты с циклической структурой. В гипертекстах этого типа в процессе чтения читатель постоянно или всегда возвращается к началу гипертекста.

4. Гипертексты с лабиринтной структурой. Здесь читатель движется по так называемому лабиринту, образованному путем пересечения трех предыдущих видов. Таким образом, текст будет иметь несколько концовок, в зависимости от выбранного читателем пути.

Для немецкоязычных художественных интернет-гипертекстов с разветвленной структурой, обладающих как любой тип текста связностью и целостностью, основополагающим средством обеспечения внутритекстовых семантических связей между концептами является изотопия. На основе изотопии выявлены имеющиеся в тексте различные способы выражения логико-семантических связей (полный тождественный, частичный лексикосемантический, тематический, синонимический, антонимический повторы), определены грамматические изотопические связи при формировании связности гипертекста, описаны прагматические текстовые связи: ассоциативные (внетекстовые) и образные (внутритекстовые).

Исследование интернет пространства гипертекстовой художественной немецкоязычной литературы показало огромные совершенно новые возможности работы с текстом, открывающие и новые горизонты для лингвистических, коммуникативно-прагматических и иных исследований в области Интернет-коммуникации. Авторы часто создают разнообразные проекты, объединяющие гипертексты по какому-либо принципу. Чаще всего примерами выступают проекты, где себя в качестве авторов пробуют молодые писатели. Таким, например, являются проект Autorenweb https://autorenweb.de/, содержащий около 7000 гипертекстов или проект Leselupe http://www.leselupe.de/, где уже на сегодняшний день содержится более 500 000 гипертекстов. Автор проекта Die graue Feder обращает внимание на то, что данный проект открыт в первую очередь для писателей преклонного возраста, http://www.graue-feder.de/.

Гипертекстовым проектом другого рода является проект Textropolis, титульной страницей которого является карта Германии, разделенная на 16 федеративных земель. Участниками проекта являются непосредственно сами читатели. Каждый новый гипертекст должен быть связан с любым городом Германии, который впоследствии появляется на карте и является одновременно гиперссылкой, отводящей нового читателя к этому тексту. На сегодняшний период времени данный проект содержит 308 гипертекстов, число которых растет с каждым днем, http://www.netz-kasten.de/textropolis/.

Другим проектом, основанным Ульрихе Хазеке в 1998 году, является «Sudelbuch». Около 100 гипертекстов, находящихся на этом проекте в свободном пользовании, охватывают различные актуальные вопросы из жизни современного общества.

Большое количество гипертекстов, отдельно находящихся в сети интернет или объединенных в целые проекты, доказывает, что сравнительно недолгая история Интернета — это одновременно и история электронного гипертекста, полная впечатляющих успехов и разочарований, воодушевления и преодоления иллюзий. Итогом этой истории стало превращение гипертекста из технологии в новую форму порождения и восприятия письменного текста. Сейчас можно с полным основанием констатировать, что электронный гипертекст состоялся как тип письменного текста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.О. Интернет, трансформация общества и сетевые войны Текст. / И. О. Абрамова // Российские стратегические исследования. -М.: Логос, 2002. — С. 136−150.
  2. В.Н. Электронная книга: новое средство социальной коммуникации. Текст. / В. Н. Агеев М.: Мир Книги, 1977. — 272 с.
  3. С.З., Саморукова И.В Гармония цель — гармония. Текст. / С. З. Агранович, И. В. Саморукова — М.: Международный институт семьи и собственности, 1997. — С. 15−23.
  4. Э. Микро-, медио- и макроструктуры как содержательная основа словаря Текст. / Э. Агрикола // Вопросы языкознания, 1984. № 2. — 56−71с.
  5. М. Этот виртуальный мир.: Совр. рус. проза в Интернете: ее особенности и проблемы Текст. / М. Адамович // Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика, 2000. № 4. — С. 193−207.
  6. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст. / В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981. — 240с.
  7. Г. А. Текст как явление культуры. Текст. / Г. А. Антипова Новосибирск: Наука, 1989. 197с.
  8. М.В. Гипертекст как информационный продукт Текст. / М. В. Арапов // НТИ, Сер.1., № 7−8. 1991. — С.42−44.
  9. И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность Текст.: Сб. ст. / И. В. Арнольд. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. — 444с.
  10. Ю.Арнольд И. В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика Текст. / И. В. Арнольд // Интертекстуальные связи в художественном тексте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1983. — С. 4.
  11. П.Арнольд И. В. Стилистика декодирования Текст. / И.В. Арнольд-Л.:
  12. Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. 76с.
  13. Н.Д. Предложение и его смысл Текст. / Н.Д. Арутюнова-М.: Наука, 1976.-383с.
  14. Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа Текст.: учебник для вузов / Л. Г. Бабенко М.: Акад. Проект- Екатеринбург: Деловая кн., 2004. — 464с.
  15. А.Н. Введение в прикладную лингвистику Текст. / А. Н. Баранов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360с.
  16. О.В. Гипертекстовая субкультура Текст. / О. В. Баранов // Знамя. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — № 7. — С. 202−205.
  17. И.А. Ключевые слова в семантической структуре текста разговорной речи Текст. / И. А. Баринова // Живое слово в русской речи Прикамья. Пермь, 1992 — № 1. — С. 35−41.
  18. О.В. Структурно-семантические особенности организации гипертекстового нарратива (на материале гиперромана М. Джойса Twelve Blue) Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / О. В. Барст.- РГПУ им. А. И. Герцена. 182с.
  19. БартР. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. Текст. / Р. Барт. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 1994. -615с.
  20. М.М. Проблема речевых жанров Текст. / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — С. 15−37
  21. М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин.- М.: Искусство, 1986. 444с.
  22. H.H. Теория гипертекста: кажущиеся противоречия Текст. / H.H. Белозерова // Вестн. Тюмен. гос. ун-та [Текст]. -Тюмень: ТГУ, 2000. № 4. — С. 64−69.
  23. Д.И. Информация и информационный сервис Текст. / Д. И. Блюменау Л.: Наука, 1982. — 190с.
  24. X. Текстовая функция французского артикля Текст. / X. Вайнрих // Новое в зарубежной лингвистике. 1978. — № 8. — С.35−61.
  25. О. Удовольствие от гипертекста (генетическая критика во Франции) Текст. / О. Вайнштейн // Новое лит. обозрение [Текст]. -1995. № 13. — С.383−388.
  26. Н.С. Теория текста. Текст. / Н. С. Валгина М.: Логос, 2003.-280с.
  27. Н.С. Теория текста: Учебное пособие Текст. / Н. С. Валгина М.: Логос, 2004. — 271с.
  28. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры: Сб.науч.тр. Текст. / Н. П. Ващекин /Отв.ред. И. С. Ладенко.-Новосибирск, 1990. С. 24−49.
  29. А. Метатекст в тексте Текст. / А. Вежбицкая // Новое в зарубежной лингвистике [Текст]. М: Прогресс, 1978. — Вып. 8 — С. 402−421.
  30. А. Речевые жанры Текст. / А. Вежбицкая // Жанры речи. Саратов, 1997. — № 2 — С. 99−111.
  31. М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана Текст. / М. Визель. // Иностр. лит. [Текст] 1999. — № 10. — С. 170−174.
  32. М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста Электронный ресурс. / М. Визель. 1998. — Режим доступа: http://www.litera.ru/slova/viesel/viesel.html, свободный. — Загл. с экрана.
  33. А.И. Динамика развития лексики в системе электронной коммуникации Текст. / А. И. Воробьев // Языковые подсистемы: стабильность и движение. — Тверь, 2002. — С. 25−30.
  34. О.В. Обучение гипертекстовой технологии как фактор подготовки будущих учителей к педагогической деятельности. Текст. / О. В. Воронина: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 2001.- 161с.
  35. E.H. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций) Текст.: автореф. дис. канд. филол. наук / E.H. Галичкина. -Волгоград, 2001. 19с.
  36. Д.В. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна Электронный ресурс. / Д. В. Галкин // Критика и семиотика [Электронный ресурс]. Новосибирск, 2000. — № 1−2 — С. 26−34. -Режим доступа: http://www.nsu.ru/education/virtual/cs 12galkin. htm, свободный.
  37. Т.Г., Стасюкевич Т. С. К проблеме экстериоризации феномена бессознательного в тексте Текст. / Т. Г. Галушко, Т. С. Стасюкевич // Вестн. Амур. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. -Благовещенск, 2001. — вып. 12. С. 59−61.
  38. П.Я. Формирование умственных действий Текст. / П.Я. Гальперин// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981. -№ 1.- С.78−86.
  39. M.JI. Избранные статьи Текст. / M.JI. Гаспаров М., 1995.- 115с.
  40. К. О характеристике и классификации речевых произведений Текст. / К. Гаузенблаз // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VII. М.: Прогресс, 1978. -№ 1. С.57−78
  41. А. Гипертекст машина реальности Текст. / А. Генис // Иностр. Лит. [Текст]. — 1994. — № 5. — С. 248−249.
  42. P.C. Современная информатика: наука, технология, деятельность. Текст. / P.C. Гиляревский М.: 1997. -212с.
  43. С.И. Гипертекстовая филологическая система по творчеству В. Я. Брюсова: Предварительное сообщение Текст. / С. И. Гиндин // Моск. лингв, журн. М., 2003. — № 2. — С. 219−226.
  44. А.Ж. Семиотика: объяснительный словарь теории языка Текст. / А. Ж. Греймас // А. Ж. Греймас, Ж. Курте Семиотика. М., 1983. -№ 1.-С. 41−68.
  45. К.В., Реунова О. И. Гипертекст и явление интертекстуальности Текст. / К. В. Давыдова, О. И. Реунова // Семантика, функция и грамматические категории лексических единиц. Пятигорск, 2004. — С. 61−68.
  46. О.В. Графическая неоднородность как категория гипертекста Текст. / О. В. Дедова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология
  47. Текст. М.: МГУ, 2002. -№ 6. — С. 91−103.
  48. О.В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста (на материале русскоязычного Интернета) Текст. / О. В. Дедова: Дис. докт. филол. наук 10.02.01: защищена 20.01.06 / О. В. Дедова. — М., 2006. -230с.
  49. О.В. О гипертекстах: «книжных» и электронных Текст. / О. В. Дедова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология [Текст]. М.: МГУ, 2003. -№ 3.- С. 106−120.
  50. О.В. Русский художественный текст в пространстве Интернета Текст. / О. В. Дедова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология [Текст]. М.: МГУ, 2004. — № 2. — С. 34−48.
  51. Т.А. Язык. Познание. Коммуникация Текст. / Т. А. Дейк. М.: Прогресс, 1989.-312с.
  52. . Письмо японскому другу Текст. / Ж. Деррида // Вопросы философии. М., 1992. — № 4. — С. 53−57.
  53. Е.И. Пространство текста в композиционном членении Текст. / Е. И. Диброва // Структура и семантика художественного текста М.: СпортАкадемПресс, 1999. -№ 3.-С. 91−138.
  54. М.Я. Текст дискурс — художественный текст Текст. / М. Я. Дымарский // «ТЕХТШ»: Избр. 1994−2004: Сб. ст. науч.-метод. семинара «ТЕХТШ». — Вып. 11. Ч. 1 / Под ред. К. Э. Штайн. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. — С. 71−75.
  55. . Фигуры: В 2 т.: Пер. с фр. Текст. / Ж. Женнет / Общ. ред. и вступ. ст. Зенкина С. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1. — 470с.
  56. Н.И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка Текст. / Н. И. Жинкин // Теоретические проблемы прикладной лингвистики. М.: Наука, 1965. — № 2. — С. 7−38.
  57. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты Текст. / Н.Д. Зарубина- М.: Русск. яз., 1981. 180с.
  58. В.Л., Челноков В. М. Гиперлог: гипертекстовая система с логико-смысловой навигацией. Текст. / В. Л. Зефирова, В. М. Челноков -М: НТИ, 1990. -№ 4. С. 10−14.
  59. Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста Электронный ресурс. / Л. Иванов. 2000. — Режим доступа: http://www.ivanoff.ru, свободный.
  60. Ф.С. Современные гипертекстовые системы и фольклор Текст. / Ф. С. Капица // Фольклор: Комплексная текстология [Текст]. -М, 1998.-№ 3.-С. 192−202.
  61. А.И., Шлыкова О. В. Введение в мультимедиа. Текст. / А. И. Каптерев, О. В. Шлыкова: Учеб. пособие /МГУК. М., 1997.105с.
  62. М.Г. Гипертекст и сетература в контексте культуры постмодернизма Текст. / М. Г. Карымова // Постмодернизм: pro et contra. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2002. — С. 63−68.
  63. A.A. Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. Текст. / A.A. Кибрик М.: Едиториал УРСС, 2006. — 480с.
  64. , Е.Е. Гипертекстовые технологии в образовании Текст. / Е. Е. Клементьева // Информационные технологии в образовании. — М.: ИНИОН РАН, 1996. -№ 1.-С. 30−45.
  65. М.Н. Речевой жанр и речевой акт: (некоторые аспекты проблемы) Текст. / М. Н. Кожина // Жанры речи. Саратов, 1999. -№ 2.-С. 52−61.
  66. Е.А. Цитата, «чужое» слово, интертекст: материалы к библиографии Электронный ресурс. / Е. Козицкая. Режим доступа: http://dll.botik.ru/az/lit/coll/litext5/23kozb.htm, свободный.
  67. М.М. К вопросу об интерактивности, гипертексте и мультимедиа в сетевых коммуникациях Текст. / М. М. Колесникова // Филол. вестн. Ростов, гос. ун-та [Текст]. 2002. — № 2. — С. 61−68.
  68. Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке Текст. / Г. В. Колшанский М., 1975. — 232с.
  69. Е.Ю. Массовая коммуникация и коммуникативное действие Текст. / Е. Ю. Кольцова // Социологический журнал. М., 1999.-№ 12.-С. 77−86.
  70. М. Динамика гипертекста в художественном дискурсе Текст. / М. Конова // Русистика 99 [Текст]. М, 1999. — С. 38−42.
  71. И.В. Гипертекст: Естественный интерфейс для искусственного интеллекта. Текст. / И. В. Котельников Польз, интерф.: исслед., проек., реализ. М.: Наука, 1993. — № 3. — С. 33−38.
  72. . Гипертекст решает проблемы информационного обслуживания. Текст. / Б. Коул М.: Электроника, 1990. — № 4. -С.38−42.
  73. Д.Л. Визуализация гипертекста. Текст. / Д. Л. Кречман // Пользовательский интерфейс: исследование, проектирование, реализация. 1993. -№ 3 — С. 26−32.
  74. Ю. Бахтин, слово, диалог, роман Текст. / Ю. Кристева // Вестн. МГУ. Сер. 9., Филология [Текст]. 1995. — № 1. — С. 99.
  75. Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики Текст. / Ю. Кристева. Составитель, отв. редактор Г. К. Косиков. Перевод с французского Г. К. Косикова и Б. П. Нарумова. -М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. 656с.
  76. Е.С. Язык и значение: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира Текст. / Е. С. Кубрякова М.: Языки славянской культуры, 2004. -560с.
  77. H.A. Интертекст и интертекстуальность: к определению понятий Текст. / H.A. Кузьмина // «TEXTUS»: Избр. 1994−2004: Сб. ст. науч.-метод. семинара «TEXTUS» [Текст]. Вып. 11. Ч. 1 / Под ред. К. Э. Штайн. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. — С. 81−85.
  78. И.Р. Гипертекст как способ коммуникации Текст. / И. Р. Купер // Социологический журнал [Текст]. 2000. — № 1−2. — С. 3657.
  79. И.Р. Гипертекст как форма организации социального знания Текст. / И. Р. Купер // Социологический журнал. 2000. — № ½. -С. 53−56.
  80. A.C. Гипермедиа как интерпретирующая среда проблемно ориентированных процедур конечного пользователя Текст. / А. С. Лакаев // Сб. трудов Междунар. коллоквиума «Новые информационные технологии». М.: Электроника, 1991. — № 4 -С.125−127.
  81. A.C. Развитие гиперинформационных технологий как инструмента аналитической обработки информации в управленческой деятельности Текст. / A.C. Лакаев // НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. 1994. — № 4. — С. 5−8.
  82. А. Студия Артемия Лебедева Электронный ресурс. / А. Лебедев. Режим доступа: http://www.artlebedev.ru, свободный.
  83. Ю.А. проблема типологии текстов. Текст. / Ю. А. Левицкий Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. — С. 95−104.
  84. H.H. Разработка гипертекстовых информационных продуктов для персональных компьютеров Текст. / Н. Н. Литвинова // Румянцевские чтения. М., 1998. — № 1. — С. 374−377.
  85. A.B. Электронное издание на базе гипертекста Текст.: Дис. канд. филол. наук: 05.25.04 / A.B. Лория / Московский государственный университет печати (МГУП) М., 1998. — 194с.
  86. Ю.М. Избранные статьи Текст. / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике и типологии культуры [Текст]. Таллин: Александра, 1992.-Т.1.-480с.
  87. Ю.М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 384с.
  88. Ю.М. Текст в тексте Текст. / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского гос. ун-та [Текст]. Вып. 567.-Тарту, 1981.-С. 7−81.
  89. Л.А. Лекция гипертекст как современный метод обучения Текст. / Л. А. Лошакова // Нар. образование. — 2001. — № 2. -С. 159−164.
  90. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум Текст. / В. А. Лукин 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. «Ось-89», 2005. — 560с.
  91. В., Линч К., Хупс Л. Управление текстом и гипертекст: чему учит Аризонская аналитическая информационная система // Программные продукты и системы. 1990. — № 3. — С. 1322.
  92. Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Синхронно-сопоставительный очерк. Текст. / Т. В. Матвеева Свердловск, 1990. — 172с.
  93. О.И. Грамматика текста Текст. / О. И. Москальская — М.: Логос, 1981.-231с.
  94. Г. Г. Позиционный аспект общей теории текста Текст. / Г. Г. Москальчук // Текст: варианты интерпретации. Бийск, 1999. -№ 2.-С. 156−161.
  95. Е.Г. Зыбкое пространство гипертекста Текст. / Е. Г. Мущенко // Филологические записки. Воронеж, 1998, вып. 10, С. 721.
  96. С.А. Функционирование языка в Интернете // Лингвистический вестник. Ижевск, 1999. — Вып. 1. — С. 76−81.
  97. Т. Информационные системы будущего.-Информационный поиск: Сб. матер. М.:Воениздат. 1970. — С.217−228.
  98. Т.М. Единицы языка и теории текста // Исследования по структуре текста. — М., 1987. — С. 27−57.
  99. Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы Текст. / Т. М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. Лингвистика текста. М.: Наука, 1978. — № З.-С. 5−39.
  100. А.И. Семантическое пространство текста и способы его членения // Категоризация мира: пространство и время Текст. М.: Прогресс, 1997. — № 5. — С. 36.
  101. H.A. Виртуальная реальность Текст. / H.A. Носов // Вопросы философии. М.: Наука, 1999. — № 10. — С. 40−45.
  102. В.Г. Автоматизированные гипертекстовые системы: значение, архитектура и перспективы развития Текст. / В. Г. Овчинников // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы-М., 1990. -№ 12. -С. 2−5.
  103. В.В. Стилистика текста. Текст. / В. В. Одинцов М. 1980.-248с.
  104. М.И. Синтаксис связного текста Текст. / М. И. Отщупщикова -М.: ЛГУ, 1982. 162с.
  105. Г. Т., Отюцкий Г. П. Виртуальная реальность:социальные аспекты Текст. / Г. Т. Отюцкая, Г. П. Отюцкий // Культура и образование в информационном обществе. — Краснодар, КГУКИ, 2003. С. 52−55.
  106. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике Текст. / В. И. Першиков, В. М. Савинков М.: Финансы и статистика, 1995. — 543с.
  107. A.B., Савин А. Ю. Гипертекст: сущность, состояние, проблемы, перспективы (в двух частях). Текст. / A.B. Поликахин, А. Ю. Савин М.: Ин-т проблем естествознания. ТОО «ИНТ». 1993.-317с.
  108. Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика Текст. / Р. К. Потапова. М.: Эдиториал УРСС, 2004. -320с.
  109. . Семантическая теория высказывания. Текст. / Б. Потье М: Прогресс, 1987. — 240с.
  110. О.С. Гипертекст как элемент акта коммуникации Текст. / О. С. Разов // Антропологическое измерение глобализационных процессов. Владимир, 2003. — С. 44−47.
  111. Ф. Интерпретирующая семантика Текст. / Ф. Растье -Н. Новгород: Деком, 2001. 263с.
  112. М.Л., Дедова О. В. Об опыте гипертекстового изложения учебных курсов Текст. / M.JI. Ремнева, О. В. Дедова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология [Текст]. 2001. — № 9. -С.181−192.
  113. А.Н. Особенности гипертекста как предмет лингвистического анализа Текст. / А. Н. Саенко // Русское языкознание: реалии и перспективы [Текст]. 2004. — С. 194−196.
  114. А.Н. Содержательно-стилистические особенности информационных текстов в Интернете Электронный ресурс. / А. Н. Саенко. Режим доступа: http://www.textology.ru/public/webtext.html, свободный.
  115. JI.M. Интернет и лингводидактика Текст. / JI.M. Сапожникова // Тверской лингвистический меридиан. Тверь, 1999. -Вып. 2.-С. 107−116.
  116. И.П. Написание и прочтение текста в гипертекстовой среде (Гипертекст глазами лингвиста) Текст. / И. П. Севбо // НТИ // ВИНИТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы М., 1993. — № 10. -С.15−18.
  117. Н.С. Нелинейный текст как новый тип текста Текст. / Н. С. Семчинская // Язык и культура [Текст]. V Междун. науч. конф.. Киев, 1997. -№ 2 — С. 139−143.
  118. В.А. Восприятие текста на основе системных связей лексических единиц Текст. / В. А. Сидоренков // Актуальные проблемы функциональной лексикологии. СПб., 1997. — С. 119−124.
  119. Э.Ф. Информационная ценность термина в научном тексте (индикативные и информативные маркеры) Текст. / Э. Ф. Скороходько // НТИ. Серия 2. 1998. — № 9. — С. 13−22.
  120. Г. Семантические сети как модели памяти М., 1983. -С. 228−271.
  121. Е.Г. Гипертекст истории. Текст. / Е. Г. Соколов -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 193с.
  122. Е.Г. Обуздание трущоб- Контекст(уальность) -Интертекст (уальность) Гипертекст (уальность) Текст. / Е. Г. Соколов // Метафизические исследования [Текст]. — СПб., 2000. -Вып 14.-С. 134−148.
  123. Ф. Труды по языкознанию Текст. / Ф. Соссюр / Пер. с франц. яз. под ред. А. А. Холодовича. М.: «Прогресс», 1977.696с.
  124. Г. В. Несколько замечаний о специфике художественного текста Текст. / Г. В. Степанов // Лингвистика текста [Текст]. — М.: Книга, 1976. С. 56.
  125. М.М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации Текст. / М. М. Субботин // Итоги науки и техники. Сер.Информатика. М.:ВИНИТИ, 1994. — № 18. — С. 58.
  126. М.М. Навигация в информационном пространстве какновый способ чтения и письма Текст. / М. М. Субботин // НТИ. М.: Логос, 1993.-№ 10. — С.11−15.
  127. М.М. Новая информационная технология: создание и обработка гипертекстов Текст. / М. М. Субботин // НТИ [Текст]. Сер.2. М.: Логос, -1988. № 5. — С.2−6.
  128. М.М. Теория и практика нелинейного письма// Вопросы философии Текст. / М. М. Субботин М.: Логос, 1993. — № 3. — С. 36−45.
  129. Н.Р. Гиперетекст современной культуры: возможность или отсутствие диалога Текст. / Н. Р. Суродина // Диалог и культура современного общества [Текст]. Волгоград, 2001.-С. 135−138.
  130. П.Х. Проблема интертекста Текст. / П. Х. Тороп // Текст в тексте. Труды по знаковым системам. Вып. 14. Тарту: Тартуский ГУ, 1981.-№ 7.-С. 33−44.
  131. З.Я. Лингвистика текста. Текст. / З. Я. Тураева М.: Логос, 1986.-371с.
  132. Д.Б. Особенности структуры гипертекста Текст. / Д. Б. Умбрашко // Аспирантский сборник НГПУ, 2001. Ч. 6. — С. 110−114.
  133. H.A. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности Текст. / H.A. Фатеева — М.: Логос, 2006. -241с.
  134. К.А. Лингвистика текста Текст. / К. А. Филиппов -СПб.: СПбГУ, 2003. -431с.
  135. Ю., Брейдо Е. Гипертекст как объект лингвистического анализа Текст. / Ю. Хартунг, Е. Брейдо // Вестник МГУ, сер. 9, 1996. -№ 3.-С. 61−77.
  136. Л.О. Гипертекст как лингвистическая модель художественного текста Текст. / Л. О. Чернейко // Структура и семантика художественного текста. Доклады VII Международной конференции. М.: Наука, 1999. 439с.
  137. В.Е. Интерпретация научного текста Текст. / В. Е. Чернявская М.: Прогресс, 2006. — 274с.
  138. З.И. «Текст» и «история» как базовые категории Текст. / З. И. Шмидт // Новое в зарубежной лингвистике М., — 1983. — № 8. -С.71.
  139. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. Текст. / У. Эко М.: Логос, — 1988. — 75с.
  140. В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы // Автоматика и телемеханика Текст. / В. Л. Эпштейн М.: Книга, -1991.-№ 11. — С. 17−43.
  141. В.JI. Гипертекст новая парадигма информатики, Текст. / В. Л. Эпштейн //Автоматика и Телемеханика. — М.: Логос, 1991.-№ 11.-С. 23−26.
  142. Aarseth E.J. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature Text. / E.J. Aarseth // Johns Hopkins University Press. Bait., 1997. — № 1. — P. 1425.
  143. Andersen P.B.Towards an aesthetics of hypertext systems. A semiotic approach. Hypertext: Concepts, Systems and Applications. Text. / P.B. Andersen Cambridge. 1990. — 241 p.
  144. J.M. 1971 The grammar of case: toward a localistic theory. Text. / J.M. Anderson London, 1971. — 346p.
  145. Beaugrande de R.-A., Dressler W.U. Einfuhrung in die Textlinguistik Text. / R.-A. Beaugrande, W.U. Dressler Tubingen: Grin Verl, 1981. -S. 210.
  146. Brinker К. Linguistische Textanalyse: Eine Einfuhrung in Grundbegriffe und Methoden. 3 Aufl. Text. / К Brinker Berlin: Grin Verl, 1992.-S. 132.
  147. Bush V. As we may think Text. / V. Bush // Atlant Monthly. -1945. Vol.176. № 1. -P.101−108.
  148. Bolter J.D. The computer, hypertext, and classical studies Text. / J.D. Bolter // Amer. j. of philology. Baltimore, 1991. — № 4. — P. 201 -232.
  149. Bolter J.D. Writing Space: The Computer, Hypertext and the History of Writing. Text. / J.D. Bolter — Lawrence Erlbaum Associates. Hillsdale, N.J. 1991. 156p.
  150. Brinker К. Linguistische Textanalyse: Eine Einfuhrung in Grundbegriffe und Methoden. Text. / K. Brinker 3. Aufl. Berlin. -1992. — 372S.
  151. Bruillard E. Hypermedias. Text. / E. Bruillard — Paris. 1991. — 351p.
  152. Brusilowsky P., Kobsa A. Adaptive Hypertext und Hypermedia. Springer Verl. Text. / P. Brusilowsky, A. Kobsa Berlin: Grin Verl, 2007.- 156S.
  153. Bush V. As We May Think Text. / V/ Bush // Atlantic Monthly. -1945.-№ 7.-P. 101−108.
  154. Conklin J. Hypertext: an introduction and survey Text. / J. Conklin // Computer. New York, 1987. — № 9. — P. 17−41.
  155. Conclin J., Begeman M.L. GIBIS: A Hypertext Tool for Exploratory Policy Discussion. ACM Transactions of Office Information Systems. Text. / J. Conclin, M.L. Begeman 1988. Vol.6. N4. P.303−331.
  156. Cramer F. Literatur im Internet Режим доступа: http://www.netzliteratur.net/cramer/alg-literaturiminternet.html, свободный.
  157. Danielvatonne М. Hypertext Common principles and variacions. Text. / M. Danielvatonne // TSI Technique (Technique and Sciences Information). 1990. — N9. — P.475−492″.
  158. Derrida J. Of grammatology Text. / J. Derrida Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press, 1998. 166p.
  159. Dufresne A. Effects of text structure and prior knowledge of thelearner on navigation in hypertext. London. 1992. — P. 18−27.
  160. Edwards D.M., Hardman L. Lost in hypertext environment. -Hypertext: theory into practice. Text. / D.M. Edwards, L. Hardman Norwood, NJ: Ablex, 1989. P. 105−125.
  161. Endres O. Der lange Weg zur Pizzeria Universo 1996 Электронный ресурс. / О. Enders Режим доступа: http://www.odile-endres.de/titelpiz.htm, свободный.
  162. Endres О. Spuren 1997 Электронный ресурс. / О. Enders Режим доступа: http://www.odile-endres.de/Spuren/index.html, свободный.
  163. Engelbart D. C, English W.K. A research center for augmenting human intellect. AFIPS Conference Proceedings (Fall Joint Conference) Text. / D.C. Engelbart Montvale.-NJ: AFIPS Press, 1968. — P. 395−410.
  164. Frisse M.E. From text to hypertext. Text. / M.E. Frisse BYTE, 1988.-253p.
  165. Gilyarevski R.S., Subbotin M.M. Russian experience in hypertext: automatic compiling of coherent texts Text. / R.S. Gilyarevski, M.M. Subbotin // Journal of the American society for information science. 1993.-№ 4.-P. 185−193.
  166. Harweg R. Text und Gasprechslinguistik Text. / R. Harweg — Berlin: Grin Verl, 1970. — 182S.
  167. Honegger U. Wort und Bild in der visuellen Poesie des 20. Jahrhunderts Электронный ресурс. / U. Honegger Zurich, 2002. — Режим доступа: http://www.netzliteratur.net/urs-liz-lores.pdf, свободный.
  168. Kissel О. Teaching art history through multimedia systems: museums experience. Text. / O. Kissel Moscow. August, 1993. P.38−44.
  169. Landow G.P. Hypertext 2.0 The Convergence of Contemporary Critical theory and Technology Text. / G.P. Landow, Baltimore London, 1997. -P. 23−67.
  170. Landow G.P., Delany P. Hypertext. Hypermedia and literary Studies: the State of the Art. Text. / G.P. Landow, P. Delany Massachusetts: MIT Press, 1991.-P. 65−74.
  171. Langham Th. Consistency in referencing Text. / Th. Langham // J. of documentation. L., 1995. — Vol. 51, № 4. — P. 360−369.
  172. Mairesse J. Computers and Productivity in France: Some Evidence. Computer use and productivity growth in U.S. Federal Government agencies. Text. / J. Mairesse London, 1992. P. 257−79.
  173. McAleese R. Navigation and browsing in hypertext. Text. / R. McAleese// Hypertext: theory into practice. Norwood, NJ: Ablex. 1989. -№ 4. P.6−44.
  174. Nelson T.N. As we will think in Online 72 Text. / T.N.Nelson // Proceedings of the International Conference on Online Interactive Computing. Oxbridge, UK: Online Computer Systems Ltd. 1983. P. 439−454.
  175. Rauwald Chr. Hypertext Geschichte und Versuch einer Typologie Text. / Chr. Rauwald. Berlin: Dr. Muller Verl., 2008. — 116S.
  176. Schafer M. Internet und Hypertext Auf dem Weg zur allumfassenden Enzyklopedie? Text. / M. Schafer-. Berlin: Grin Verl., 2008. — 40S.
  177. Schneiderman B. Hypertext Hans On! An Introduction to a New Way of Organizing and Accessing Information. Reading Text. / B. Schneidermann Addison-Wesley, 1989. 85p.
  178. Schroder D. Was kann die Literatur fur das Internet tun? Электронный ресурс. / D. Schroder Режим доступа: http://www.netzliteratur.net/schroeder/wklt.htm, свободный.
  179. Schweppe Н. Daterbanksysteme Eine Eiunfuhrung in grundlegende theoretishe Konzepte. — LOG IN, 1987. — № 5/6. S. 14−23.
  180. Simanowski R. Digitale Literatur Begriffsbestimmung und Typologisierung Text. / R. Simanowski Berlin, 1999. — S. 30−40.
  181. The Encyclopedia of Language and Linguistics. Text. UK: Pergamon Press, 1994. — Vol 2. — P. 940−949.
  182. J. «Control Choices and Network Effects in Hypertext Systems» in Proceedings of ACM Hypertext '99. Text. / J. Whitehead -Darmstadt, 2000 P. 8−18.
  183. Yoo H.-J. Text, Hypertext, Hypermedia. Konigshausen Text. / H.-J. Yoo Neumann Verl. Berlin, 2007. — 242S.
  184. Перечень источников практического материала
  185. Alves J. Niemandsland http://www.schreibclub.de/2007/09/19/alves-julius-niemandsland/
  186. Ammann S. Die wichtigen Fragen http://roman.wiggertal.ch/pages/68 inhalt ammann. htm
  187. Arlt J. Martin http://www.tagebau.tyrakel.de/archiv/2005/tbarchivoktober05.htm
  188. Badmann N. Die Vorladung http://roman.wiggertal.ch/pages/34 inhalt badmann. htm
  189. Barth R. Einmal dies und das http://woerter.de/theodora/texte/diesunddas.htm
  190. Baumgartner U. Alles wird gut http://roman.wiggertal.ch/pages/96 inhaltbaumgartner. htm
  191. Bea S. Der Traum vom Zauberwort http://www.schreibclub.de/2007/09/19/severin-bea-der-traum-vom-zauberwort/
  192. Beckmann H. Almtraum http://www.literaturcafe.de/almtraum/page/129/
  193. Bertschi S. Die Zukunft wird geregelt sein http://roman.wiggertal.ch/pages/38 inhalt ernst. htm
  194. Blattler H.-P. Das Erbkomplott http://roman.wiggertal.ch/pages/47inhalt blaettler. htm
  195. Bollermann H., Steinhof T., Rose J. Textropolis http://www.netz-kasten.de/textropolis/
  196. Bolliger K. das Treffen http://roman.wiggertal.ch/pages/51inhaltbolliger.htrn
  197. Bonkowski O. Chancen http://www.zauberfee.de/kap3−2.htm
  198. Bonkowski O. Streetlife http://www.zauberfee.de/kap4−3.htm
  199. Braun H. Begebenheit in der Wuste http://woerter.de/theodora/texte/wueste.htm
  200. Breimann E. Ausser sich selbst http ://www. schreibclub. de/2007/09/19/breimann-eduard-auser-sich-selbst/
  201. Bremer M. Pfarre Menzel http://www.literaturcafe.de/menzel/
  202. Britting K. Tipps vom Literaturagenten http://www.literaturcafe.de/bf.htm7/prosa/tippagen.htm
  203. Burbach N. Mensch ohne Eigenschaften http://www.berlinerzimmer.de/cgi-bin/gm/archi ve s/518.htm
  204. Clemens E. Ansichtskarten http://www.leselupe.de/lw/titel-Ansichtskarten-95 801 .htm
  205. Damion N. Das gefrorene Herz http://www.schreibclub.de/2007/09/13/damion-norbert-das-geirorene-herz/
  206. Dohl R. Der Tod eines Fauns http://auer.netzliteratur.net/faun/wein.htm
  207. Endres O. Gebeamt http://www.odile-endres.de/gebeamt/start.htm
  208. Endres O. Hype http://www.litart.ch/hype/anfang.htm
  209. Endres O., Erni R. Dissonanzen http://www.litart.ch/pittoresk/ueberblick.htm
  210. Endres O., Erni R. WarBytes http://www.litart.ch/artbvtes.htm
  211. Endres O. Jahrtausendwende http://www.odile-endres.de/versionen.htm
  212. Endres O., Wagner F. Der lange Weg zur Pizzeria Universo http://www.odile-endres.de/pizzO.htm
  213. Endres O., Wagner F. Peace Zero http://www.odile-endres.de/peace/index.htm
  214. Endres O., Wagner F. Spuren http://www.odile-endres.de/Spuren/index.html
  215. Ernst C. Der Wachmann und die Pillen http://roman.wiggertal.ch/pages/38 inhalt ernst. htm
  216. Feldkamp K Lebensgesuch http://www.leselupe.de/lw/titel-Lebensgesuch-86 862.htm
  217. Feldkamp K. Mit Balkon http://www.leselupe.de/lw/titel-Mit-Balkon-91 805.htm
  218. Fischer A. Teuflische Experimente http://www.drachental.de/ijamacar/imanf05.htm
  219. Friederich Chr. Heilung? http://roman.wiggertal.ch/pages/66 inhalt friderich. htm
  220. Fuelling M. Ein Leben in voller Vorsicht http://www.zauberfee. de/kap5 -18.htm
  221. Funke H., Wrede T. Textschach http://www.textschach.de/Start.html
  222. Gall M. Ohnmacht http://roman.wiggertal.ch/pages/64 inhalt gall. htm
  223. Ghwyndion S. Chinesische Mitternachtsymphonie http://www.zauberfee.de/kap5−15 .htm
  224. Glunk F. Bedingungloses Grundeinkommen http://www.sudelbuch.de/2009/bedingungsloses-grundeinkommen
  225. Glunk F. Demeter oder Blick zuruck http://www.sudelbuch.de/2009/demeter-oder-der-blick-zumeck-l
  226. Glunk F. Die verstummende Gesellschaft http://www.sudelbuch.de/2009/die-verstummende-gesellschaft
  227. Gut P. Finale http://www.schreibclub.de/2007/09/13/gut-pascal-finale/
  228. Hagenbach S. Blaumann http://www.sylviahagenbach.de/category/geschichten/
  229. Heil V. Glaszauber http://www.zauberfee.de/kap4−1 .htm
  230. Heuer F. Hilfsbereitschaft http://www.schreibclub.de/2007/09/19/heuer-frank-hilfsbereitschaft/
  231. Hirt Th. Blich nach vorn http://roman.wiggertal.ch/pages/90 inhalthirt. htm
  232. Iden M. der Deutschlander http://www.leselupe.de/lw/titel-Der-Deutschlaender-79 031 .htm
  233. Indermuhle Ph. Das Gesicht http://roman.wiggertal.ch/pages/62inhaltindermuehle.htm
  234. Jakob R. Dichtung und Wahrheit http://woerter.de/theodora/texte/dichtung.htm
  235. Jauch A. Die Wende http://roman.wiggertal.ch/pages/78inhalt jauch. htm
  236. Jurasck Chr Der Dieb http://www.zauberfee.de/kap4−5.htm
  237. Jurasck Chr. Schnurlregen http://www.zauberfee.de/kap3-l .htm
  238. Kassner R. Eine Million Euro http://www.schreibclub.de/2007/09/13/kassner-ramona-eine-million-euro/
  239. Kern O. Der Umzug http://www.literaturcafe.de/bf.htm7/prosa/umzug.htm
  240. Kirchhofer A. Licht ins Dunkel http://roman.wiggertal.ch/pages/109 inhalt kirchhofer. htm
  241. Knappe R. Die Erfolgreiche http://www.leselupe.de/lw/titel-Der-Erfolgreiche-81 327.htm
  242. Knecht J. Ritual des Todes http://www.leselupe.de/lw/titel-Ritual-des-Todes-87 100.htm
  243. Koechlin S. Ein seltsamer Tag http://roman.wiggertal.ch/pages/49 inhalt koechlin. htm
  244. Kohm M. Die Liebe, ein Nischenprodukt http://www.leselupe.de/lw/titel-Die-Liebe,-ein-Nischenprodukt-86 079.htm
  245. Kraus E. Neue Vorsatze http://roman.wiggertal.ch/pages/80inhaltkraus.htm
  246. Krebs A. Blutzoll http://roman.wiggertal.ch/pages/58 inhalt krebs. htm
  247. Kreil R. Polenwitze http://www.leselupe.de/lw/titel-Polenwitze-93 022.htm
  248. Kunz B. The lost Purse http://www.schreibclub.de/2007/09/19/kunz-britta-the-lost-purse/
  249. Leuenberger L. Der Schlussel http://roman.wiggertal.ch/pages/82inhalt leuenberger. htm
  250. Miller S. Der Wecker http://www.schreibclub.de/2007/09/19/miller-sina-der-wecker/
  251. Moller R. Es wird alle gut. http://www.schreibclub.de/2007/09/13/moller-rosemarie-es-wird-alles-gut/
  252. Moordrache O. Feuer! Feuer! http://www.drachental.de/ijamacar/im oview. htm
  253. Muhlen K. Musik ohne Tone http://www.leselupe.de/lw/titel-Musik-ohne-Toene-81 159.htm
  254. Muller Chr. Mina Barfuss mit Nacht im Haar http://www.leselupe.de/lw/titel-Mina—Barfuss-mit-Nacht-im-Haar-83 975.htm
  255. Nadler R. Wer ist der Vater? http://roman.wiggertal.ch/pages/103 inhalt nadler. htm
  256. Nelke R. Die Agentur http://www.zauberfee.de/kap4−2.htm
  257. Paine W. Freunde http://woerter.de/theodora/texte/ficken.htm
  258. Pauline S. Angelina http://www.schreibclub.de/2007/09/13/paulini-simone-angelina/
  259. Pautsch O. Ein einfacher Auftrag http://www.zauberfee.de/lcap5−13 .htm
  260. Peter M. Hirsch im Hof http://www.tagebau.tyrakel.de/archiv/2005/tbarchivaugust05.htm
  261. Pluss U. Der Komplott http://roman.wiggertal.ch/pages/105inhaltpluess.htm
  262. RollaA. Abgebruht http://www.krimi-umsonst.de/abgebrueht.htrn
  263. Ronneberger R. Die Zeit der Gluhwurmchen http://www.leselupe.de/lw/titel-Die-Zeit-der-Gluehwuermchen-37 964.htm
  264. Rubaan D. Drachenauge http://www.drachental.de/ijamacar/im k046. htm
  265. Rumich L. Nutzlosigkeit http://www.schreibclub.de/2007/09/19/ramich-laura-nutzlosigkeit/
  266. Schlatter B. Der Tater wird gefasst http://roman.wiggertal.ch/pages/l 1 1 inhalt schlatter. htm
  267. Schmidt J. SEZ darf nicht sterben http://woerter.de/theodora/texte/tanzstunde.htm
  268. Siegle N. Der goldene Stein http://www.schreibclub.de/2007/09/13/siegle-norbert-der-goldene-stein/
  269. Sivel R. Bombardierung geschlossener Systeme http://woerter.de/theodora/texte/bombardierung.htm
  270. Stehlin K. Weitere Uberraschungen http://roman.wiggertal.ch/pages/53 inhalt stehlin. htm
  271. Stimmler M. Begegnung mit der Vergangenheit http://www.leselupe.de/lw/titel-Begegnungen-mit-der-Vergangenheit-93 146.htm
  272. Studer B. http://roman.wiggertal.ch/pages/60 inhalt studer. htm
  273. Suter R. Sonnenbrand und Puccini http://roman.wiggertal.ch/pages/71inhaltsuter.htm
  274. Troster S. der Blinde und die Taubstumme http://www.literaturcafe.de/bf.htm7/prosa/blitau.htm
  275. Ulshofer S. Die Perlen von Caale Elen http://www.zauberfee.de/zauberbuch/caala~elen/
  276. Ulshofer S. Die Spinne im Internet http://www.zauberfee.de/spiderstory.htm
  277. Ulshofer S. Kontakt? http://www.drachental.de/ijamacar/imanf02.htm
  278. Ulshofer S. Mistique http://www.zauberfee.de/zauberbuch/mystique/mystique.htm
  279. Ulshofer S. Space Junk http://www.zauberfee.de/zauberbuch/spacejunk/spacejunk.htm
  280. Ulshofer S. Zarits Ehre http://www.drachental.de/ijamacar/im anfo3. htm
  281. Vogel N. Literatursuche http://www.literatursuche.de/lwl/
  282. Wenig R. Auf Bewahrung / Morgens halb 10 in Deutschland http ://www.zauberfee.de/kap4−6 .htm
  283. Wiederkehr M. Der grosse Wanderung http://www.zauberfee.de/kap4−7.htm
  284. Wissdorf R. Dornroschen macht blau http://www.zauberfee.de/kap5−8.htm
  285. Wuest Chr. Unverhofftes Wiedersehen http://roman.wiggertal.ch/pages/42 inhalt wuest. htm
  286. Zamka A. Der Vogel, das Herz http://www.leselupe.de/lw/titel-der-Vogel,-das-Herz-91 085.htm
  287. Zurcher R. Nicolas http://roman.wiggertal.ch/pages/74inhaltzuercher.htm
Заполнить форму текущей работой