Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Немецкий концепт Welt: На материале Библии Мартина Лютера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На материале НЗ установлено то же концептуальное содержание и такое же ранжирование КП, отличительной чертой является большая количественная представленность первичными репрезентантами: совокупность отношений (материально-физическая представленность, духовные приоритеты), единство людей, сфера жизни человека, земля. Особенность концептуального содержания в ВЗ и НЗ заключается в различной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы концептологии: WELT как концепт и понятие
    • 1. 1. К проблеме соотношения языка и мышления: картина мира
    • 1. 2. Способы и этническая специфичность концептуализации мира
    • 1. 3. Когнитивная лингвистика и лингвокультурология — основа методологии исследования концепта
    • 1. 4. Концепт как мыслительная единица, подходы его исследования
    • 1. 5. Характеристика понятия Welt на основе словарных дефиниций
    • 1. 6. Характеристика понятия Grenze на основе словарных дефиниций
    • 1. 7. Методика исследования и описания библейского концепта WELT
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. Характеристика концепта WELT на материале Ветхого Завета
    • 2. 1. Описание классификационных признаков субконцепта «внутренний мир» в Ветхом Завете
      • 2. 1. 1. Репрезентация классификационного признака «гносеология»: процесс формирования «внутреннего мира» в Ветхом Завете
      • 2. 1. 2. Репрезентация классификационного признака «эмотивность»: эмоционально-чувственная основа «внутреннего мира» в Ветхом Завете
      • 2. 1. 3. Репрезентация классификационного признака «субъектность»: человек как субъект говорения в Ветхом Завете
      • 2. 1. 4. Репрезентация классификационного признака «субъектность»: человек как субъект действия в Ветхом Завете
    • 2. 2. Описание классификационных признаков субконцепта «божественный мир» в Ветхом Завете
      • 2. 2. 1. Репрезентация классификационных признаков «божественного мира» в Ветхом Завете
      • 2. 2. 2. Репрезентация классификационного признака «субъектность»: взаимодействие «божественного мира» и «внешнего мира» в Ветхом Завете
    • 2. 3. Описание классификационных признаков субконцепта «внешний мир» в Ветхом Завете
      • 2. 3. 1. Репрезентация классификационного признака «локальность» «внешнего мира» в Ветхом Завете
      • 2. 3. 2. Репрезентация классификационного признака «темпоральность» «внешнего мира» в Ветхом Завете
      • 2. 3. 3. Репрезентация классификационного признака «субъектность»: иерархия как основа отношений в мире Ветхого Завета
      • 2. 3. 4. Репрезентация признаков номинации компонентов внешнего мира в Ветхом Завете
  • Выводы по главе П
  • ГЛАВА III. Характеристика концепта WELT на материале Нового Завета, корреляция характеристик концепта WELTb Ветхом и Новом Заветах
    • 3. 1. Репрезентация классификационных признаков субконцепта «внутренний мир» в Новом Завете
    • 3. 2. Репрезентация классификационных признаков субконцепта «внешний мир» в Новом Завете
    • 3. 3. Репрезентация классификационного признака «субъектность»: взаимодействие «божественного мира» и «внешнего мира» в Новом Завете
    • 3. 4. Сопоставительная характеристика субконцептов в рамках концепта WELT
    • 3. 5. Корреляция ново- и ветхозаветной структур концепта WELT
    • 3. 6. Способы и средства объективации библейского концепта WELT
    • 3. 7. Особенности содержания и формирования библейского концепта WELT
  • Выводы по главе Ш

Немецкий концепт Welt: На материале Библии Мартина Лютера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена описанию особенностей концептуализации мирового пространства в библейской картине мира на примере немецкого концепта WELT (=МИР) в тексте Библии Мартина Лютера.

В современной лингвистике большое внимание уделяется концептуальным исследованиям, центральной проблемой которых является изучение специфики языкового сознания и его национально-культурных особенностей. Процесс интеграции различных наук позволяет лингвистам обратиться ко многим ранее закрытым для них сферам исследования жизнедеятельности человека. Начало исследований данной проблематики было положено языковедами ХГХ в. (В. фон Гумбольдтом, И. А. Бодуэном де Куртенэ, JL Вайсгербером, Э. Сепиром и Б. Уорфом). Их идеи об особом «отражении мира» человеческим сознанием, «видении мира» через его индивидуализированное зеркало — «картину мира», которая опосредованно и этноспецифически отображает в человеческом сознании реальную действительность, являются основополагающими. Объективированная средствами конкретного языка, картина мира (далее — КМ) позволяет именно лингвистам, не нарушая процессов, происходящих в мозге человека, исследовать особенности его сознания, мыслительной деятельности.

За последние десятилетия эти исследования развились в научные направления, получившие свои наименования: когнитивная лингвистика (когнитивистика) и концептуальная лингвистика (концептология). В настоящий момент в России существует уже несколько школ конце отологии: Волгоградская, Воронежская, Екатеринбургская, Кемеровская, Краснодарская, Северодвинская, Тамбовская, активно занимаются исследованием концептов в Москве. Создан центр исследования проблем когнитивистики и концептологии при Российской Академии наук, работает Российская ассоциация лингвистов-когнитологов, отделения которой представлены во многих городах РФ. Актуальность настоящей работы объясняется тем, что до сих пор нет серьезных исследований ключевого концепта WELT, составляющего ядро языковой например, немецкой) картоны мира (далее — ЯКМ), где бы описывалась цельная структура данного концепта и отмечались бы особенности контаминации отдельных ее компонентов, в частности, в его библейской материализации. В современной ситуации, когда идет обострение межнациональных конфликтов на религиозной основе, актуальным является исследование религиозных (для большей части России и Германии — христианских) концептов, основным из которых является концепт WELT кумулирующий целостное, глобальное представление о мире.

Объектом исследования в данной работе является библейский концепт WELT. Под «концептом» понимается элемент мышления, хранящийся в сознании людей, отражающий национальные особенности, имеющий простой/сложный план выражения и план содержания.

Предметом исследования является структура концепта и ее классификационные признаки (далее — КП), выраженные первичными и вторичными репрезентантами концептов WELT, GRENZE. Единицей исследования выступает случай употребления данных лексем и их субститутов.

Материалом исследования являются 5 116 текстовых единиц, из них 110 первичных репрезентантов и 4 927 вторичных репрезентантов концепта WELT, 79 — из словарей. Источник материала — текст Библии (в переводе Мартина Лютера (1521−1534) как основополагающий источник христианской морали у христиан-лютеран в ФРГ. Для анализа выбраны Откровения Иоанна из Ветхого Завета (далее — ВЗ): das 1. Buch Mose (далее -1), das 2. Buch Mose (далее — П), das 3. Buch Mose (далее — Ш), das 4. Buch Mose (далее — IV), das. 5. Buch Mose (далее — V) и тексты из Нового Завета (далее — НЗ): Das Evangelium nach MatthSus (далее — EMt), das Evangelium nach Markus (далее — EM), das Evangelium nach Lukas (далее — EL), das Evangelium nach Johannes (далее — EJ). Тексты строго структурированы: подразделяются на главы, стихи и строфы. Стихи могут делиться на небольшие отрывки с заглавиями. Содержание Ветхового Завета представлено генезисом материального мира и составляющих его компонентов. Новый Завет составляет описание пришествия Иисуса Христа на Землю. Именно Библия определяет моральные законы жизни христиан, регулирует их деятельность во внешнем мире и предопределяет сущность внутреннего мира, являясь единственным сводом норм и правил, определяющим любую сторону жизни каждого человека, в отличие от других источников, нормирующих лишь отдельную часть жизнедеятельности человека. Она раскрывает особенности мировосприятия, миропонимания и мировоззрения немецкого народа, отражает многовековую традицию христианства, историю и культуру, именно поэтому Библия выбрана в качестве источника материала. Для европейской культуры важно рассмотрение данного концепта в свете системы ценностей современного общества.

На сегодняшний день есть фундаментальные работы, посвященные восприятию человеком мира. Концепт «внешний/внутренний мир» описан главным образом в следующих работах: на материале русского и английского языков (Арутюнова 1987), (Вежбицкая 1995), на материале современного русского языка (Потебня 1993), (Лурия 1979), (Пименова 2002;2005), на диахронном материале немецкого языка (Топорова 1991) и др. Над данной проблематикой работает целая плеяда молодых ученых (С.Н. Виноградова, А. В. Кислицына, М. Н. Коннова, Л. Н. Лепихина, Е. А. Мошина, О. А. Терехова, Т. М. Филитович, Н. В. Хохлова и др.).

Научная новизна работы заключается в обращении к библейскому характеру концепта WELT, который представляет собой особую религиозную метафорику и в структуре, и в перечне признаков концепта. Выбор Библии в переводе М. Лютера в качестве источника материала определяет специфику исследования, которое выполнено на стыке когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Концепт WELT представлен в исследовании доминантными и периферийными КП, объективированными первичными и вторичными репрезентантами.

Результаты данного исследование имеют практическую значимость для таких учебных дисциплин как когнитивная лингвистика, введение в языкознание, общее языкознание, введение в германскую филологию, история немецкого языка, для разговорной практики по теме «Religion und Kirche», а также для спецкурсов по культурной антропологии, языку Библии, страноведению, библеистике, лингвои этнокультурологии.

Теоретическая ценность исследования заключается в применении в описании анализа концепта WELT нового комплекса методов исследования и методологической триады: концептуальной — лингвокультурной — этнокультурной интерпретации текста. Данная работа вносит вклад в решение вопроса о соотношении «понятия» и «концепта», в исследование ЯКМ немецкого народа.

Методы, использованные в работе: метод концептуального анализа, этимологический анализ, метод анализа словарных дефиниций, метод корреляций, текстологический анализ, метод количественного анализа, сравнительный метод и др.

Цель исследования: определить особенности немецкого концепта WELT библейского характера на базе построения его внешней структуры (концепт — субконцепт — микроконцепт), описания классификационных признаков и сопоставления выделенных классификационных признаков библейского концепта WELT и основных/ вторичных характеристик понятия WELT, составляющего ядро немецкого концепта WELT.

Для достижения цели исследования в работе ставятся следующие задачи:

1) рассмотреть особенности процесса концептуализации действительности;

2) выделить содержания концепта WELT и определить взаимосвязь исследуемого концепта с концептом GRENZE, рассмотреть семантику слов Welt и Grenze, называющих соответствующие понятия, и сопоставить данные понятия с характеристикой соответствующих концептов;

3) выявить субконцепты как составляющие концепта WELT и описать внешнюю структуру концепта;

4) охарактеризовать субконцепты, установить их содержание через описание их КП;

5) определить роль каждого субконцепта в единой структуре концепта WELT;

6) описать взаимодействие субконцептов в рамках библейского концепта WELT;

7) сопоставить выделенные КП библейского концепта WELT, установить корреляцию новои ветхозаветной структур концепта WELT;

8) установить комплекс средств объективации концепта WELT в разных частях Библии.

Апробация: некоторые положения работы и результаты исследования изложены в форме докладов на XXIX, XXX, XXXII конференциях студентов и молодых ученых КемГУ (2002,2003,2005), на Ш Международной конференции «Язык. Культура. Человек. Этнос» (Кемерово 2002), IV Международной конференции «Этоногерменевтика и антропология: языки и культуры в когнитивном аспекте» (Кемерово 2004), XI, ХП Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2004, — 2005» (Москва, МГУ). По теме исследования опубликовано одиннадцать работ (из них шесть статей, пять тезисов).

Структура работы обусловлена целью, задачами и набором методов исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 191 наименования, из них 27 на иностранных языках, Списка словарей из 14 наименований, списка источников всемирной сети Интернет, списка принятых сокращений, приложения. Работа снабжена 44 таблицами, 8 схемами. В приложении даны не вошедшие в основной текст диссертации таблицы, основой которых являются КП, с характеристикой концептов WELT к GRENZE и понятий «Welt» и «Grenze».

Выводы по главе III.

1. Концепт WELT является глобальным концептом с подвижными границами. Особенности материала определяют основные положения описания данного концепта. Процесс формирования представлений о мире проходит в три этапа: чувственное восприятие, формирование.

•Ь представлений, выражение данных представлений. По данной схеме проходит когнитивный процесс, объектом которого являются материализованные предметы, результатом которого является представление о материально-физической основе мира.

2. Во ВтМ, являющемся матрицей когнитивных представлений, отражается не столько информация о ВМ, сколько о БМ. ВтМ идеален по своей сути, его содержание составляют идеальные образы. ВтМ наиболее изменчив, гибок и представлен в нескольких вариациях, в отличие от ВМ и БМ, которые подвержены относительным изменениям. Акцент сдвигается с восприятия ВМ, где было бы активизировано большое количество каналов щ восприятия, на восприятие БМ, следовательно, ограничивается сфера восприятия. Отсутствие осязания, обоняния, сенсорных ощущений объясняется отсутствием материально-физических объектов, а лишь идеальными.

3. Духовная жизнь человека не может быть ориентирована на предметно-познавательную деятельность, она ориентирована на духовно-познавательную. Количество каналов восприятия материально-физических объектов и их актуализация остаются неизменными в течение столетий, следовательно, для познания духовных сущностей человеку необходимо подняться на более высокий уровень восприятия и анализа информации.

Необходимым условием становится приобретение человеком новых каналов получения информации, развитие имеющихся для создания полной КМ. Духовное познание является более высоким уровнем развития и формирование представлений о мире.

4. Глобальное религиозное, духовное понимание и видение мира представлено не через человека, оно остается для него скрытым. Смысл заключается не в его созидании. Смысл дан и заложен Богом, дан как факт, он не возникает из опытного постижения человека. Указаний на формирование представлений об идеальной основе мира не дано.

5. Нарушенный процесс восприятия материально-физической основы мира ведет к деформации истинности представлений, оценивается всегда негативно. Процесс восприятия с позиции БМ должен носить ограниченный характер, что имеет положительную оценку. По христианским представлениям, не все то, что представлено во ВМ должно переноситься во ВтМ, процесс познания должен носить выборочный характер. Соответственно, не все знания о БМ разрешены/доступны человеку, а тот фрагмент, который дается, не может быть познан человеком.

6. Представления человека о мире не только индивидуальны, фрагментарны, ограничены физическими и эмоционально-психическими возможностями, собственно человеческими факторами, но и самим объемом материала. Эти два основных момента детерминируются религиозным видением, хотя расширение/сужение объема восприятия может быть вызвано и внутренними потенциальными возможностями человека. Стоит отметить, что данный процесс носит гипотетический характер, детерминирующую позицию занимает Бог.

7. Два основных способа воздействия Бога на человека, чтобы убедить его в своем существовании, является речевой акт и действие. Человек больше склонен к физическим ощущениям, что делает его убеждение более доступным. В НЗ воздействие на человека касается сферы его чувственного восприятия, это личностно ориентированное воздействие. В ВЗ чудеса реализуются не только на единичном примере отдельного человека, что соответственно относится с ВтМ, но и в качестве субъекта II выступает Человек.

8. Внешняя структура концепта WELT (соотнесенность субконцептов: БМ, ВтМ, ВМ) является стабильной, в ней не выявлено различий, определяемых ВЗ и НЗ. Один и тот же субконцепт в разных частях Библии характеризуется разным качественным и количественным набором КП. Жанровые и содержательные особенности разных частей Библии определяют различия в способах и средствах объективации концепта.

Заключение

.

Основными лексическими значениями слова Welt являются: сфера жизни человека, земляединство людейжизнь, бытие, совокупность отношенийвнутренняя сферавселенная. Основным концептуальным значением, установленным на материале ВЗ являются: внутренняя сфера человекабожественный мирсовокупность отношений (материально-физическая представленность, духовные приоритеты) — единство людейсфера жизни человека, земля. Количественные характеристики лексических значений и концептуального содержания совпадают, но располагаются в ином порядке, что указывает на иные приоритеты, определяемые религиозным видением. Первичным репрезентантом Welt представлены значения: единство людей и совокупность отношений. Характерной чертой выраженности концептуального содержания является то, что оно представлено вторичными репрезентантами. Таким образом, выделяется широкая палитра КП и многообразие признаков, что делает описание концепта более широким, привлекаются дополнительные детерминирующие признаки. Количественный приоритет вторичных репрезентантов объясняется содержанием Ветхого Завета, которое составляет генезис мира, что указывает на процесс формирования данного концептуального содержания.

На материале НЗ установлено то же концептуальное содержание и такое же ранжирование КП, отличительной чертой является большая количественная представленность первичными репрезентантами: совокупность отношений (материально-физическая представленность, духовные приоритеты), единство людей, сфера жизни человека, земля. Особенность концептуального содержания в ВЗ и НЗ заключается в различной наполняемости КП. В ВЗ и НЗ две идеально-духовные сферы (ВтМ и БМ), которые играют, с религиозной точки зрения, главенствующую, смыслоопределяющую роль, представлены только вторичными репрезентантами.

Лексические значения, закрепленные в языке, культуре и мышлении человека, составили основу концептуального содержания, представленного более широко и многообразно, что объясняется материалом исследования. Актуализация разных значений определяется особенностями религиозной КМ.

Установлена сложная внешняя структура концепта. Концепт WEL Т состоит из нескольких субконцептов: ВтМ, ВМ, БМ. Выделены два основных микроконцепта ВтМ: «душа» и «сердце». Внутренняя структру представляет собой сложное сочетание КП, которые различно коррелируют относительно каждого субконцепта отдельно. Установлена также различная актуализация КП при сопоставлении субконцептов на материале ВЗ и НЗ.

Средства объективации концепта WELT представлены относительно его структуры: ядро — периферия, что обусловливает и способы объективации. Ядро репрезентируется одним способом (лексемой), а периферия — широким перечнем способов объективации.

Полностью концепт WELT не может быть описан не только в силу своей глобальности, многосоставности, но и потому, что анализу подлежали только языковые средства выражения, при этом психические, эмоциональные, чувственные процессы, которые не менее важные, остаются за рамками исследования.

Для дальнейшего исследования целесообразно использовать сопоставительный анализ материала отдельных источников НЗ и ВЗ, расширить эмпирическую базу исследования для установления более широкого набора дополнительных концептуальных характеристик, использовать иные религиозные источники других религиозных конфессий для установления универсальных и национальных особенностей концепта WELT.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. История лингвистических учений. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 368 с.
  2. Г. Ю. О метадискрипциях термина «КОНЦЕПТ» // Язык. Этнос. Картина мира: Сб. трудов / Отв. ред. М. В. Пименова. — Кемерово: Комплекс «Графика», 2003. С. 23−28. (Серия «Концептуальные исследования». Вып.1).
  3. Р.В. Отражение категории времени как одного из элементов картины мира // Текст как отображение картины мира. Сб. научных трудов Московского ин-та им. М. Тореза. М., Вып. 341. — 1989. С. 66−71.
  4. Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. — № 1. — С. 37−67.
  5. Н.Д. Язык и мир человека. М.: «Язык русской культуры», 1999.-896 с.
  6. Н.Д. Аномалии и язык: к проблеме языковой «картины мира"// Вопр. Языкознания. 1987. -№ 3. — С.3−19.
  7. О.С. Лингвистическое значение и его разновидности // Проблема значения в лингвистике и логике. М.: Изд-во МГУ, 1969. — С. 8−10.
  8. Э.М. Общее языкознание. Казань: изд-во Казанского университета, 1981. — 256 с.
  9. А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: монография / Воронежский гос. ун-т- Ред. И. А. Стернин. — Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. — С. 52−57.
  10. Ш. Язык и жизнь.- М.: Едиториал УРСС, 2003. 232 с.
  11. Ф.М. История лингвистических учений. -M: Высш. шк., 1984. -319 с.
  12. Бодуэн де Куртенэ И. А. Национальный и территориальный признак в автономии. СПб., 1913. — V, 84 с.
  13. Н.Н. Концепт и языковое значение. Лексические и грамматические концепты // Когнитивная семантика (курс лекций по английской филологии). Тамбов: 11 У, 2001. — 182 с.
  14. Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 25−35.
  15. Е.П. Изучение синонимического ряда как способ анализа концепта // Грамматика. Семантика. Концептология / Отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. — Кемерово: ИПК «Графика», 2005. — С.203−209. (Серия «Филологический сборник». Вып.7).
  16. Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира на материале русской грамматики: монография. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 574 с.
  17. Й.Л. Родной язык и формирование духа / Пер. с нем., О. А. Радченко. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 223 с.
  18. А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. / Отв. ред., сост. М. А. Кронгауз. М.: Рус. словари, 1996. — 411 с.
  19. .П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990. — № 4. — С. 62−86.
  20. Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г. Д. Гачев. — М.: Академия, 1998. 430 с.
  21. И.А. Танец: эволюция кинестетического мышления / И. А. Герасимова // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000.-С. 84−112.
  22. A.X. Гуманизм Реформация — контрреформация // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л.: Наука, 1981. С. 7−19.
  23. В. фон. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. ред. и предисл. Г. В. Рамишвили. — М.: Прогресс, 1984. 397 с.
  24. В. фон. Язык и философия культуры / Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыш, Г. В. Рамишвили. — М.: Прогресс, 1985. 452 с.
  25. М.М. Лингвистическая теория Лео Вайсгербера // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. — М.: Просвещение, 1961.-С. 123−162.
  26. В.П., Даниленко Л. В. Основы духовной культуры в картинах мира. Иркутск: ИГУ, 1999. — 537 с.
  27. Н.В. Модусы бытия человека: жизнь (попытка интерпретации концепта) // Концепт. Образ. Понятие. Символ: коллективная монография / Отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2004.-С. 141−157.
  28. Н.В. Характеризующие признаки концепта «ЖИЗНЬ» // Ethnohermeneutik und Antropologie / Hrsg. Von E. A. Pimenov, M.V. Pimenova. — Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. C. 129−135. (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik». Bd. 10).
  29. В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода// ВЯ, 1994, № 4, С. 17−33.
  30. У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. — 432 с.
  31. А.А. Введение в психолингвистику. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000.-382 с.
  32. А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: ВГУ, 2001-С. 17−25.
  33. В.А. История языкознания XIX—XX вв.. в очерках и извлечениях, в 2-х ч., 4.1. М: Просвещение, 1964. 466 с.
  34. Т.Ю. Образы картины мира и их чувственная атрибутика// Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира / Материалы международной конференции. — Архангельск: ПТУ, 2002. С. 43−50.
  35. М.А. Этимологическая дефиниция понятия «граница» в немецком и русском языках // Материалы XXIX научной конференции студентов и молодых учёных КемГУ (Кемерово, 22−27 апреля 2002 г.): Сб. трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — С. 193−194.
  36. М. А. Шарикова JI.A. Немецкий концепт «мир» в христианской морали // Sprache. Kultur. Mensch. Ethnie / Hrsg. von M.V. Pimenova. -Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2002. S. 86−90. — (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik». Bd. 8).
  37. М.А. От лексемы «Welt» к концепту «МИР» // Материалы XLII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 13−15 апреля 2004 г.). -Новосибирск: НГУ, 2004. С. 112−113.
  38. М.А. Роль адресанта и адресата в диалоге Бога и человека (на ф материале «Пятикнижия Моисея» // Ethnohermeneutik und Antropologie /
  39. Hrsg. von E.A. Pimenov, M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. — S. 513−519. (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik». Bd. 10).
  40. М.А. Сердце как центр внутреннего мира человека (на материале Библии М. Лютера) // Реальность, язык и сознание: Междунар. Межвуз. Сб. науч. тр. Вып. 3. — Тамбов: Изд-во II У, 2005. — С.571−575.
  41. М.А. Роль «сердца» в формировании внутреннего мира ^ человека // Сборник трудов молодых учёных. М.: Изд-во МГУ, 2005.1. Вып. 2.-С. 15−19.
  42. В.И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: монография / Отв. ред. В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин. — Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. — С. 75−80.
  43. И.Н. Обзор понятия «концепт» в современной лингвистике и принципы выделения этических концептов // Язык. Миф. Этнокультура/ отв. ред. Шарикова Л. А. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. — С.145- 152.
  44. Серия «Проблемы лингвокультурологии». Вып. 3).
  45. С.А. Библейская фразеология и культура речи // Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 12−15 апреля 2004 г.). М.: Изд-во МГУ, 2004. — Т.2. — С. 43−44.
  46. Н.О. Лингвокультурологический анализ русского концепта «грех» (на материале лексических, фразеологических и паремических единиц): Автореф. дис. канд. филол. наук. — Иваново, 2003. 20 с.
  47. В.В. Язык как действие: культура, мышление, человек // Разные грани единой науки. СПб., 1996. — С. 58−69.
  48. O.H. Основные направления в области концептуальных исследований // Филологический сборник. — Кемерово, 2002. — Вып. 2. — С. 38−42.
  49. О.Н. Перемещение в пространстве как признак концепта «душа» // Язык. Миф. Этнокультура / Отв. ред. Шарикова JI.A. -Кемерово: ИПК «Графика», 2003. С. 152−156. (Серия «Проблемы лингвокультурологии" — Вып.1).
  50. О.Н. Этногерменевтический подход в исследовании концептов внутреннего мира человека // Ethnohermeneutik und Antropologie / Hrsg. Von E. A. Pimenov, M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. — C. 135−139.
  51. О.В. Структура семантического макрополя «внешний человек» в современном русском языке // Язык. Этнос. Картина мира / Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика». — 2003. — С. 77−82. (Сер. «Концептуальные исследования». Вып. 1).
  52. А.В. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации. Иркутск: Изд. Иркут. гос. ун-та, 2004. — 206 с.
  53. А.В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка. Иркутск: ОГУП, 2001.-261 с.
  54. Н.А. Динамика эмоциональных концептов в русской и немецкой лингвокультурах. Автореф. дис.. д-ра, филол. наук. -Волгоград, 2001. — 38 с.
  55. Н. А. Русская и немецкая концептосферы эмоций // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: монография / Отв. ред. Н. А. Красавский. Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 113−118.
  56. В.И. Концепты в функции философских основоположений// Язык. Этнос. Картина мира / Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика». — 2003. — С.7−16. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 1).
  57. О.Ю. Внутренний мир человека // Сборник трудов молодых ученых КГУ: В 2 Т., Т. 1. Кемерово: Полигаф, 2002. — С. 221−224.
  58. Дж. Лингвистическая семантика / Под общ. Ред. И. Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 400 с.
  59. Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Под ред. А. Н. Баранова. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
  60. Т.Д. Особенности репрезентации концептов ЧУВСТВО и FEELING в русской и английской картинах мира // Мир и язык / Отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2005. — С. 109−115. (Сер. «Филологический сборник». Вып. 6).
  61. Т.Д. Пространство и время как источники создания метафор чувства // Мир и язык / Отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. — Кемерово: ИПК «Графика», 2005. С. 140−146. (Сер. «Филологический сборник" — Вып. 6).
  62. А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 251−261.
  63. Листрова-Правда Ю. Т. Концепт Бог в языковом сознании русского народа // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Методология когнитивных исследований. Воронеж: В ГУ, 2001. — С. 93−102.
  64. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
  65. В.А. Когнитивная лингвистика. Минск: ТетраСистемс, 2004. — 256 с.
  66. Мерло-Понтии М. Феноменология восприятия / Пер. фр., под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб.: «Ювента» — «Наука», 1999. — 606 с.
  67. Н.Б. Язык и религия. М.: Агенство «ФАИР», 1998. — 352 с.
  68. МиркинаЗА., Померанц Г. С. Великие религии мира.-М: РИПОЛ, 1995.-403 с.
  69. И.Н. К вопросу о трансформации человека в культуре 20 в. // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира / Материалы международной конференции-Архангельск: ПГУ, 2002. С. 15−29.
  70. М.П. Языковые образы «внутреннего человека»// Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка). Омск: ОГУ, 2000. — 4.1. — С. 11−28.
  71. Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
  72. Л.Г. Грех как религиозный концепт (на примере русского слова «грех» и итальянского «peccato») // Логический анализ языка: языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 167−178.
  73. В.В. К вопросу о картине мира // Вестник Московского университета, сер 14. Психология. 1984. С. 13−20.
  74. Пименов Е. А. Этногерменевтика:пути становления //Этногерменевтика и языковая картина мира: Тезисы докладов I международной конференции (Кемерово, 27−28 июня 1998 г.). Кемерово: КемГУ, 1998. С.67−69. (Серия «Этногерменевтика и этнореторика». Вып.2).
  75. Е.А. О некоторых социальных концептах // Вестник Кемеровского государственного университета. — Кемерово: «Графика», 2002а.-С. 97−100.
  76. Е. А. Социальные признаки немецких концептов ДУХ и ДУША // Sprache. Kultur. Mensch. Ethnie / Hrsg. von M.V. Pimenova. Landau:
  77. Verlag Empirische Padagogik, 20 026. C. 99−107. (Reihe «Ethnohermeneutik ф und Ethnorhetorik». Bd. 8).
  78. E.A. Концепты эмоций: перспективы исследования национальных культур // Сб. трудов: Язык. Этнос. Картина мира / Отв. ред. М. В. Пименова. — Кемерово: Комплекс «Графика». -2003а. С. 5965. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 1).
  79. Е.А. Концепт GEWISSEN «СОВЕСТЬ» в немецкой языковой картине мира // Концепт. Образ. Понятие. Символ: коллективная монография / Отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. — Кемерово: ИПК «Графика», 20 046. С. 21−35.
  80. Ф 106. Пименов Е. А., Пименова М. В. Образная часть структур концептоврадость и Freude II Грамматика. Семантика. Концептология / Отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2005. — С. 120−135. (Серия «Филологический сборник». Вып. 7).
  81. Е.Е. Религиозные признаки концепта НЕБО II Ethnohermeneutik und Antropologie / Hrsg. Von E. A. Pimenov, M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. — C. 210−213. (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik». Bd. 10).
  82. Пименова E.E. Антропоморфные признаки концепта Himmel IItf
  83. Грамматика. Семантика. Концептология / Отв. ред. Е. А. Пименов, М.В.
  84. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2005. — С. 222−228. — (Серия «Филологический сборник». Вып. 7).
  85. М.В. Ментальность: лингвистический аспект Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 53 с.
  86. М.В. Этногерменевтика языковой наивной картины внутреннего мира человека. — Кемерово: Кузбассвузиздат- Landau: Verlag Empirische Padagogik, 1999, 262 с. (Серия «Этногерменевтика и этнориторика». Вып. 5).
  87. М. В. Душа и жизнь: особенности концептуализации // Филологический сборник / Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово, Комплекс «Графика», 2002а. — Вып.2. — С. 130−135.
  88. М.В. Внутренний мир человека: шкала «близко далеко» // Общие и частные проблемы онтологии языка: Материалы «Круглого стола» / сост. М. Э. Сергеева. Бийск, 20 026. — С. 74−77.
  89. М.В. Методология концептуальных исследований // Вестник КГУ. Серия Филология. Кемерово, 2002 В. — Вып. 4 (12). — С. 100−105.
  90. М.В. Тендерные исследования концептуальной системы внутреннего мира // Sprache. Kultur. Mensch. Ethnie / Hrsg. von M.V. Pimenova. — Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2002 г. — C. 164−173. (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik». Bd. 8).
  91. М.В. Вегетативный код как способ описания внутреннего мира человека // Ethnohermeneutik und Antropologie / Hrsg. Von E. A. Pimenov,
  92. M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004a. — C. 95−102. (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik». Bd. 10).
  93. M.B. «Душа хотела б быть звездою» // Ethnohermeneutik und Antropologie / Hrsg. Von E. A. Pimenov, M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 20 046. — C. 38−43. (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik». Bd. 10).
  94. М.В. Мифологический и символический «портреты» сердца // Грамматика. Семантика. Концептология / Отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2005. — С. 135−144. (Серия «Филологический сборник». Вып. 7).
  95. В.А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 384 с.
  96. З.Д., Стернин И. А., Чарыкова О. Н. К разработке концепции языкового образа мира // Язык и национальное сознание. Материалы региональной научно-практической конференции. Воронеж, 1998. С. 21−23.
  97. З.Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1999. — 30 с.
  98. А.А. Эстетика и поэтика. М: «Искусство», 1976. — 614 с.
  99. А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. — 192 с.
  100. О.С. Языковая ментальность: способ представления мира// Вопр. Языкознания. 1990. — № 6. — С. 110−112.
  101. Т.Г., Кучерявский А. А. Концепт «власть» в народном сознании // Sprache. Kultur. Mensch. Ethnie / Hrsg. von M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2002. — C. 323−328. (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik». Bd. 8).
  102. . Человеческое познание: Его сфера и границы / Пер. с англ. Н. В. Воробьева. Киев: «Ника-Центр» — «Вист-С», 1997. — 560 с.
  103. Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М.: Едиториал УРСС, 2003.-304 с.
  104. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Часть I: Для высших учебных заведений / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Наука, 1994.-300 с.
  105. Т.Н. Знание и мнение в структуре представлений о мире// Общие и частные проблемы онтологии языка: Материалы «Круглого стола"/ сост. М. Э. Сергеева. Бийск: БГПИ, 2002. С.89−93.
  106. Г. Г. Антропоцентрический подход к изучению проблемы «человек — картина мира — язык» // Общие и частные проблемы онтологии языка: Материалы «Круглого стола» / сост. М. Э. Сергеева.— Бийск, 2002-С. 94−97.
  107. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии М.: Прогресс, 2001. — 655 с.
  108. H.M. Некоторые особенности языкового выражения внутреннего мира человека // Филологический сборник. Кемерово, 2001.-С.55−59.
  109. Н.М. Ментальные признаки концептов «ум и разум» // Вестник КГУ. Кемерово, 2002. — С. 125−130.
  110. Н.М. Пространственные признаки концептов УМ, РАЗУМ в русской языковой картине мира // Сб. трудов: Язык. Миф. Этнокультура / Отв. ред. Шарикова JI.A. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. — С. 164 168. (Серия «Проблемы лингвокультурологии». Вып. 1).
  111. Н.М. Некоторые особенности языкового выражения внутреннего мира человека // Труды науч. конф. студентов и молодых ученых КГУ. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002, — С. 162−164.
  112. И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: монография / Ред. И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. -С. 58−65.
  113. Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики / Сборник статей. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-192 с.
  114. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово / Slovo, 200. 642 с.
  115. А.У. Величие Бога. Санкт-Петербург: Мирт, 1996. — 169 с.
  116. Г. В. Лексические средства выражения особенностей миропонимания // РЯШ. 2003. — № 4. — С. 73−75.
  117. Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М: Радикс, 1994. — С. 190.
  118. Т.А. Реальный мир и ментальная реальность: Парадигмы взаимоотношений, Тамбов-^ ТГУ, 1999. — 247 с.
  119. Философия языка / Ред.-сост. Дж. Р. Серл, М: Едиториал УРСС, 2004. — 208 с.
  120. Н.В. Концепт, концептор и художественный текст // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: ВГУ, 2001.-С. 36−49.
  121. Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога (концепт, категория, прототип) // Научно-техническая информация. Сер.2. Информационные процессы и системы.—М., 1992. — С. 1−9.
  122. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.
  123. Хрестоматия по истории языкознания XIX XX веков / Сост. В. А. Звегинцев. М.: Учпедгиз, 1956.-455 с.
  124. Л.А. Значение творческих находок Л. Вайсгербера для развития современной лингвистики // Вестник КГУ. — Кемерово, 2001. — С. 144−149.
  125. Л.А. Лингвистическая концепция Лео Вайсгербера: Учеб. пособ. Изд-е 2-ое. — Кемерово: ИПК «Графика», 2004. 212 с.
  126. JI.А., Саломахин Е. М., Капустина М. А. Характеристика русского/немецкого концепта МИР на основе словарных дефиниций И Филологический сборник. Вып. 2. — Кемерово: Комплекс «Графика», 2002.-С. 209−215.
  127. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб.: МЦНК и Т «Кентавр», Институт Личности, ИЧП «Палантр», 1994. — 137 с.
  128. Е.Б. Сердце, душа и дух в английской и немецкой картинах мира (опыт реконструкции концептов) // Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Индрик, 1999. — С. 38−51.
  129. , Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия): монография / Отв. ред. Е. С. Яковлева. М.: «Гнозис», 1994. — 343 с.
  130. Е.С. О некоторых моделях пространства в языковой картине мира // ВЯ, 1993, № 4.-С. 110−132.
  131. Aitchison Jean. Worter im Kopf: eine Einfiihrung in das mentale Lexikon. — Tubingen: Niemeyer, 1997. 365 S.
  132. Baldauf C. Metapher und Kognition: Grundlagen einer neuen Theorie der Alltagsmetapher / C. Baldauf. — Frankfurt am Main: Lang, 1997. 357 S.
  133. Brockhaus Enzyklopedie in 24, vollig neubearb. Autl. Mannheim: Brockhaus, 1987. Bd. 19.-2894 S.
  134. Carstensen K.-U. Sprache, Raum und Aufmerksamkeit: eine kognitionswissenschaftliche Untersuchung zur Semantik raumlicher Lokations- und Distanzausdriicke / K.-U. Carstensen. Tubingen: Niemeyer, 2001.-VII, 227 S.
  135. Chomsky N. Probleme sprachlichen Wissens. Weinheim: Beltz, Athenaum, 1996.-VII, 208 S.
  136. Der Brockhaus in einem Band. T. Red. Bearb.: Helmut Kahnt. Leipzig: Mannheim: Brockhaus, 1994.-2473 S.
  137. Die Bibel nach Ubersetzung Martin Luthers. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft. -1985.-985 S.
  138. Dieter Metzing, Beate Tarrach, Hans- Jiirgen Turing. Ansatze zur Entwicklung psychologischer Parser // Sprache und Wissen/ Hrsg. Sascha W. Felix, Siegfried Kanngiefter, Gert Rickheit. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990. — 254 S.
  139. Fauconnier G. Turner M. Conceptual Integration Networks// Cognitive science. 1998. — Vol. 22. — № 2. — P. 133−187.
  140. Felix S. W. Kognitive Linguistik: Representation und Prozesse. Opladen: Westdt. Verl., 1994. — VI, 320 S.
  141. Habel C. Perspektiven der kognitiven Linguistik: Modelle und Methoden. — Opladen: Westdt. Verl., 1996.-303 S.
  142. Habel C. Raumliche Konzepte und sprachliche Strukturen / Hrsg. von C. Habel Tubingen: Neumeier, 2000. — VI, 282 S.
  143. Handlezikon, Leitung: Dr. Annete Zwahr, Helga Week, VEB Bibliographisches Institut, Leipzig, 1982. 687 S.
  144. Jackendoff R. Languages of the mind: essays on mental representation. -Cambridge, Mass.: MIT Press, 1995. IX. — 200 S.
  145. Koller W. Semiotik und Metapher: Untersuchung zur grammatischen Struktur und kommunikativen Funktion von Metaphern. Stuttgart: Metzler, 1975. -VII, 388 S.
  146. Meyers Neues Lexikon in 17 Bd., B.5 / Hrsg. von der Lexikonredaktion des VEB Bibl. Institut, Leitung: Heinz Groschel. Leipzig, 1994. — 384 S.
  147. Radden G. The Cognitive Approach to Natural Language // Thirty Years of Linguistic Evolution. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamin’s Publishing Company, 1992.-P. 513−541.
  148. Schwarz M. Einfuhrung in die {Cognitive Linguistik / M. Schwarz. — 2. tiberab. u. aktualisierte Aufl. Tubingen: Francke, 1996. — 238 S.
  149. Religionslexikon / Hrsg. von Georg Bubolz. — Frankfurt am Main: Corneksen, 1990.-367 S.
  150. Rudolf Benetzinger. Studien zur Erfurter Literatur- Sprache des 15/ Jahrhunderts. Berlin: Akademie — Verlag, 1973. — 325 S.
  151. Slembek E. Ich versteh» doch was ich hor»!- Wirklich? Erfahrungen aus der Alltagshermeneutik // Ethnohermeneutik und Antropologie/ Hrsg. Von E. A. Pimenov, M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2004. — S. 400−408.
  152. Studien zu Raum und Sozialformen der deutschen Sprache in Geschichte und Gegenwart. Kleine Schriften I v. Hugo Mose. Berlin: Erich Schmidt Verlag.—480 S.
  153. Universallexikon in 5 Bd. / Hrsg. Von der Lexikonredaktion des VEB bibl. Istitut. Leiterin: Dr. Annete Zwahr. Leipzig 1989. Bd. 1 — 480 S.
  154. Weisgerber L. Vom Weltbild der deutschen Sprache. Die sprachliche Erschliepung der Welt/ Hbb.2., 2. Aufl. Dusseldorf: Schwann, 1953. — 284 S.
  155. Weisgerber L. Zweimal Sprache. Deutsche Linguistik 1973- Energetische Sprachwissenschaft. Dusseldorf: Schwamm, 1973. — 228 S.
  156. Wunderlich D. Raum, Zeit und das Lexikon / In: Schweizer H. (ed.), 1985. S. 66−89.
  157. Das alte Testament http://www.reformation-heutede-lutherthesen
  158. Entstehung der Bibel // http: www. bibel-online.net/
  159. Theologians examine Luther //http://www.lutheranworld.org/
  160. M. // http://www.krotov.info/library/l/luther
  161. Мартин Лютер. // http://www.bibl-center.ru Ф 6. Рудник М. История Лютеранства // http://www.seminary.elci.ru
  162. .Д. Мартин Лютер// http://az.lib.ru
  163. Д. В. Лютеранская церковь // http://mb-soft. com/believe/trc
  164. В. Монах из монахов // http://www.4ori.org/listsection
  165. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 688 с.
  166. С. И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 19-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1987. —750 с.
  167. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 1600с.
  168. Bedeutungsworterbuch: in 10 Bd / Hrsg. vom Wiss. Rat.d. Dudenred.: Giinter Drosdowski. Mannheim- Wien, Zurich: Bibliographisches Institut. Bd. 10. — 1985. — 797 S.
  169. Deutsches Worterbuch von J. Grimm und W. Grimm. Bearb. Von Alfred Gotze und der Arbeitsstelle des Deutschen Worterbuches zu Berlin Leipzig: Verlag von S. Hirzel. — 1955.- 2997 S.
  170. Deutsches Worterbuch / Hermann Paul. Tubingen: Niemuer, 1992. — 1130 S.
  171. Duden. Das grope Worterbuch der deutschen Sprache: in 6 Bd. / Hrsg. U. Bearb. Von Wiss. Rat. und Dudenred: Gunther Drosdowski- Wolfgang Miiller. Bibl. Institut. — 1977. — 2992 S.
  172. Handworterbuch der deutschen Gegenwartssprache in 2 Bd. Bdl, von einem Autorenkollektiv unter der Leitung von Gunther Kempche. Akademie -Verlag. Berlin-1984.-407 S.
  173. Duden Herkunftsworterbuch. Ethimologie der deutschen Sprache /Hrsg. Von Dr. Gtinther Drosdowski. Mannheim- Leipzig- Wien- Zurich: Dudenverlag. Bd. 7, 1989−839 S.
  174. Duden Deutsches Universalworterbuch / Hrsg. und bearb. vom wiss. Rat unter Leitung von Dr. Gtinther Drosdowski. — Mannheim- Leipzig- Wien- Ztirich: Dudenverlag, 1989.-1823 S.
  175. Langenscheidts Gropworterbuch Deutsch als Fremdsprache / Hrsg. Pr. Dr. Dieter Gotz. M.: Март, 1998. — 1248 S.
  176. Pons-Worterbuch der deutschen Umgagssprache / Hrsg. Von Heinz Ktipper. -Stuttgart: Kett, 1990. 959 S.
  177. Schtilerduden Bedeutungsworterbuch / Hrsg. u. bearb. von Wolfgang Mtiller -Mannheim- Wien- Zurich, 1986.-461 S.
  178. Sprachbrockhaus: dt. Bildworterbuch. Wiesbaden: Brockhaus, 1984. 836 S.
  179. BD Bedeutungworterbuch Duden
  180. BH der Brief an die Hebraer
  181. J — der 1. Brief des Johannes2B J der 2. Brief des Johannes1. BJ der Brief des Jakobus1. BP der Brief des Petrus2BP der 2. Brief des Petrus
  182. BPE der Brief des Paulus an die Epheser
  183. BPG der Brief des Paulus an die Galater
  184. BPK der Brief des Paulus an die Korinther1BPK der 1. Brief des Paulus an die Korinther
  185. BPK1 der Brief des Paulus an die Kolosser2BPK1 der 2. Brief des Paulus an die Kolosser
  186. ВРР der Brief des Paulus an die Philipper
  187. BPR der Brief des Paulus an die Romer1. BR der Brief an die Romer
  188. BS Bedeutungsworterbuch Schulerduden
  189. BPT der Brief des Paulus an Titus2BPT der 2. Brief des Paulus an die Timotheus
  190. DH — Duden des Herkunftsworterbuch
  191. DU Deutsches Universalworterbuch
  192. DW-HP Deutsches Worterbuch von Herman Paul
  193. DWG Deutsches Worterbuch von J. Grimm und W. Grimm
  194. EJ das Evangelium nach Johannes
  195. EL — das Evangelium nach Lukas
  196. EM — das Evangelium nach Markus
  197. EMt das Evangelium nach Matthaus
  198. GWDS das grope Worterbuch der deutschen Sprache
  199. HDG — Handworterbuch der deutschen Gegenwartssprache
  200. Langenscheidts Gropworterbuch *1. MNL Meyer s Neues Lexikon
  201. PW Pons-Worterbuch der deutschen Umgagssprache
  202. SB Schulerduden Bedeutungsworterbuch
  203. SDB Sprachbrockhaus deutsches Bildworterbuch
  204. SDW Sprachbrockhaus deutsches Worterbuch
  205. S-DW Schulerduden Wortgeschichte
  206. WDG — Worterbuch der deutschen Gegenwartssprache
  207. ВЗ Ветхий Завет I — das erste Buch Mose (Genesis)
  208. НЗ — Новый Завет II — das zweite Buch Mose (Exodus)
  209. ВМ внешний мир III — das dritte Buch Mose (Levitikus)
  210. ВтМ внутренний мир IV — das vierte Buch Mose (Numeri)
  211. БМ божественный мир V — das funfte Buch Mose (Deuteronomium)1. ЧМ человеческие миры
Заполнить форму текущей работой