Интеграция информационных ресурсов для решения задач социально-экономического развития региона
Эти три фактора накладывают требования как на характеристики АИС, создаваемых в органах регионального управления, так и на характер информационных отношений и на принципы формирования и сбора показателей социальноэкономического развития региона. Становление АИС органов регионального управления, как системообразующего элемента информационного пространство региона, зависит от организационного… Читать ещё >
Содержание
Актуальность проблемы. При переходе от централизованной системы государственного управления к реализации идей федерализма, экономическим методам управления обществом и самоуправлению решение вопросов социально -экономического развития на уровне субъекта Российской Федерации зависит и от становления современных региональных автоматизированных информационных систем (АИС).
Конституционно закрепленное равенство субъектов РФ, делегирование полномочий от центра регионам изменило сложившиеся принципы государственного управления. Востребовалось создание на местах полнокровного процесса управления территорией, использующего современные принципы управления и технологии. Объективно в органах государственной власти регионального уровня разворачивается процесс массовой информатизации управленческого труда.
При этом, в складывающихся новых механизмах взаимоотношений центра и территорий, у органов регионального управления нет времени на ожидание когда создадутся собственные АИС, состоятся системы поддержки оперативного управления, механизмы стратегического планирования на уровне субъекта РФ или муниципального образования, задействуются собственные и внешние информационные ресурсы (ИР). Программы преобразований, вопросы жизнеобеспечения на региональном уровне уже сегодня требуют качественно иного информационного обеспечения.
Существовавшие и ранее органы государственной статистики обеспечивали комплексное информационное обслуживание межотраслевой и региональной тематики для различных хозяйствующих субъектов. Сейчас преобразования в экономическом пространстве привели к изменению информационного пространства, появлению новых групп пользователей, специализированных информационных структур. Динамично развивается Internet, делая возможным доступ к огромным информационным ресурсам .
Необходимо констатировать, что с одной стороны наблюдается разрушение 4 сложившихся информационных процессов в регионе, с другой необходима информационная совместимость процессов преобразований в стране, адекватное представление результатов реформ от муниципального уровня, через уровень субъектов РФ на федеральный уровень управления, что предполагает наличие единого информационного пространства в системе государственного управления. Это возможно только через создание информационной вертикали «Правительство Российской Федерации — Субъект РФ — Муниципальное образование». Немаловажную роль здесь играет становление систем сбора первичной информации на муниципальном уровне, в субъекте РФ, их совместимость между собой и с системами реформируемой государственной статистики.
Для Дальневосточного региона становление многостороннего сотрудничества является необходимым условием реализации Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 -2005 годы, информационное обеспечение которой выделено в отдельный раздел.
Весьма актуальны для Востока России задачи интеграции в систему международного распределения труда через сотрудничество со странами Азиатско -Тихоокеанского региона (АТР), а это может быть реализовано прежде всего через информационную интеграцию. Наличие государственных и коммерческих информационных услуг для предпринимателей, основанных на" государственных и негосударственных информационных ресурсах -характерные черты государственной политики этих стран. Сложившийся уровень технологической и информационной поддержки бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой требует адекватных решений на российской территории в виде создания информационной инфраструктуры (в том числе и с государственным участием), поддерживающей интеграционные, инновационные и инвестиционные процессы. Это тем более актуально в рамках развивающихся побратимских связей российских территорий с предпринимательскими 5 кругами США, Японии, Китая и Кореи, других стран, которые проявили заинтересованность в информационном сотрудничестве.
Другим важным фактором, требующим отражения в региональных информационных системах, являются неблагоприятные тенденции в природной сфере, экологические и техногенные катастрофы. Параметризация этих явлений становится необходимым условием мониторинга и последующего анализа.
Актуальной становится задача интеграции всех ИР, имеемых в регионе, для адекватного отражения происходящих процессов: социальных экономических, политических, экологических и иных. Создание системы взаимовыгодного информационного обмена оправдано и экономически, так как может решаться в рамках услуг, договорных отношений и т. п. Это практика современной информационной культуры. На региональном уровне информационная культура в создании АИС в органах государственной власти часто проявляется через «технический» подход к информатизации, который характерен подчас количественным накоплением ¦ средств вычислительной техники. Не применяются механизмы, гармонизирующие отношения в системе «человек-компьютер». Следует отметить, что современные информационные технологии настолько дружелюбны, многофункциональны и реализованы в различных предметных областях, что возрастает роль организационно- технического и технологического приближения (через обучение) их до массового пользователя.
Набор задач, решаемых в управлении социально -экономическими системами обширен, но подбор механизма реализации (МР), основанного на достижениях научно -технического прогресса, к любой из них является в каждом конкретном случае отдельной подзадачей.
Создаваемые в органах регионального управления информационные подразделения (центры) имеют разные функциональные трактовки и пока не нашли своего места в структурах управления. В штатных расписаниях этих подразделений не предусмотрены 6 должности системных аналитиков, разработчиков, информационных менеджеров, призванных анализировать информационные процессы, состояние ИР, разрабатывать новую информационную модель организации.
В этих обстоятельствах разработка единого информационного пространства региона, не модифицирующего сложившиеся институты, а учитывающего новые потребности в информационных ресурсах со стороны субъектов складывающихся информационных отношений, становится важной практической задачей.
Степень разработанности проблемы. Проблемам использования информационных ресурсов в процессе региональной информатизации в последнее время посвящено ряд изданий, конференций. Большинство из них представлено авторами федеральных структур управления, учеными НИИ и академических вузов.
К достоинствам этих работ принадлежит рассмотрение ИР, как основы для систем информационно — аналитической поддержки процессов принятия решений, как важного ресурса в задачах социально -экономического развития (А.Р.Громов, Г. А. Унтура, Ю. Г. Федулов, Петров A.B.), раскрытие способности информационно — аналитических подразделений активно воздействовать на качество функционирования систем организационного управления (Райков А.Н.), как фактора, влияющего на развитие общества, при внедрении новых информационных технологий в социальные системы, на переоценку существующих парадигм управления (А.И. Ракитов, И.С. Мелюхин), обоснование основных подходов к формированию современных автоматизированных систем организационного управления (АН. Данчул).
Влияние научно-технического прогресса на современные концепции развития социально- экономических систем (СЭС) раскрывают труды Р. Ф. Абдеева, С. Ю. Глазьева, В. А. Карташова, Ю. И. Шемакина.
Сущность правительственной политики в сфере информатизации раскрывают в своих работах A.C. Голубков, В. В. Корчагин, Ю. А. Михеев, Е. И. Орлов. 7
Важное значение для разработки темы имеют результаты исследовательских работ, проводимых кафедрой информатизации структур государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) под руководством А. В. Петрова: «Комплекс средств информационного взаимодействия региональных информационных систем при решении задач социально -экономического развития», «Анализ и обобщение опыта построения систем информационно -аналитической поддержки деятельности органов государственной власти субъектов РФ» и другие.
Группа публикаций отражает проблемы создания ситуационных центров в органах регионального управления. Среди них выделяются работы М. М. Тихомирова, А. А. Федулова, носящие научно -прикладной характер.
Редки публикации по данной тематике руководителей информационных подразделений регионов. Например, работа Н. В. Зарубиной, посвящена оценке уровня информатизации органов регионального управления. Однако все эти работы не дают целостного представления об организационном, методическом, кадровом и технологическом обеспечении региональных АИС, об организации новых информационных отношений на уровне субъекта РФ, о механизме интеграции ИР в решении задач социально -экономического развития региона. Этим обусловлен выбор темы, объекта и предмета исследования, определены его цели и задачи.
Цель исследования: на основе анализа процессов, вызванных проводимыми в стране реформами, предложить научно обоснованный механизм интеграции информационных ресурсов для решения задач социально -экономического развития региона.
Объект исследования — социально -экономические и информационные процессы в субъекте РФ в период формирования новых государственных механизмов регионального управления. 8
Предмет исследования — проблемы и тенденции становления информационно-аналитических служб органов государственной власти и местного самоуправления, как организационно -технологической основы при решении задачи интеграции информационных ресурсов.
Общей методологией исследования является системный анализ.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. На основе анализа информационных отношений в регионе, выявить взаимосвязь в изменении экономического и информационного пространства региона (ИПР). Разработать модель информационного пространства региона с учетом факторов, которые оказывают влияние на реформирование систем организационного управления на уровне субъекта РФ.
2. Выявить сущность в изменении процессов регионального управления- сформулировать основные требования, предъявляемые в новых условиях к системам организационного управления на уровне субъекта Российской Федерации-
3. Обосновать необходимость и предложить эффективный механизм реализации задач управления, в условиях информатизации органов государственного управления регионального и межрегионального уровня, а также местного самоуправления-
4. Разработать функции, структуру и организацию функционирования информационно -, аналитических подразделений ОГВ и МСУ, как организационно -технологической основы в задачах интеграции ИР.
5. Оценить состояние информационных систем в ОГВ и МСУ, выявить основные тенденции их трансформации- определить степень их готовности к решению задач по интеграции ИР-
6. Предложить механизм интеграции информационных ресурсов при решении задач социально -экономического развития региона. 9
При решении этцх задач использовались следующие методы исследования: информационное и математическое моделирование, методы теории графов и теории множеств, экспертных оценок и экономико -статистического анализа.
В качестве информационной базы исследования использовались Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, положения Устава Хабаровского края и другие нормативно-правовые акты: об информации, информатизации, защите информации, о стратегии устойчивого развития, о создании ГИС ОГВ, о квалификационных требованиях к государственным должностям, материалы государственной статистики, текущего делопроизводства администрации Хабаровского края, результаты социологических исследований и опросов, проведенных:
— автором, а также под руководством автора среди служащих региональных и муниципальных органов управления-
— с участием автора в НИР по теме «Оптимизации системы управления Центрального района г. Хабаровска», и др.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1.Введено и проанализировано понятие «информационное пространство региона». Выделены основные факторы, влияющие на становление нового ИПР. На основе факторов, определяющих становление нового информационного пространства региона, предложена модель ИПР, отражающая новые информационные процессы.
2.Выявлены основные свойства систем организационного управления и требования, предъявляемые к этим системам в новых условиях,
3.Выявлены основные причины, обуславливающие необходимость интеграции ИР в регионе для решения задач социально -экономического развития.
4. Предложена модель механизма реализации задач управления в условиях массовой информатизации управленческой деятельности. Предложен инструментарий, гармонизирующий на междисциплинарной основе отношения в системе «человек
10 компьютер". Проверена его применимость при решении различных классов управленческих задач.
Практическая ценность диссертационной работы заключается в следующем: 1. Разработаны и предложены функции, структура и задачи функционирования информационно -аналитического центра органов регионального управления, как организационно -технологической основы в задачах интеграции ИР.
2.Разработан и предложен механизм реализации управленческих задач в условиях информатизации органов государственного управления.
3.Сформулированы требования к системам организационного управления на уровне субъекта Российской Федерации, учитывающие новые принципы регионального управления.
4.Предложен механизм интеграции ИР региона, включающий в себя: функциональное подразделение, решающее задачу интеграции ИР-
автоматизированную систему баз данных администрации Хабаровского края, объединяющую информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления-
комплект нормативно -правовых актов и методических материалов, отражающих организационно —правовые, технологические и методические аспекты информационного взаимодействия в рамках ИПР.
Реализация результатов исследования.
Выполнены мероприятия и работы, с участием автора, позволившие проверить практическую применимость результатов исследования:
— Создан информационно -аналитический центр комитета по экономике администрации Хабаровского края-
— Сформирован Координационный совет по информатизации при главе администрации края- и
— Сформирован Координационный совет по информационному взаимодействию членов Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье" —
— Разработано и реализуется Типовое положение о службе информационного обеспечения администрации города (района) Хабаровского края-
— Разработан раздел «Информационное обеспечение» Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 -2005 годы-
— Постановлением главы администрации края, по согласованию с краевой избирательной комиссией, введен порядок использования комплекса ГАС «Выборы» в межвыборный период для структурных подразделений администрации и органом местного самоуправления-
— В рамках улучшения климата для отечественных и иностранных инвесторов, создан Web-сервер инвестиционных предложений-
— Разработана и реализуется автоматизированная система баз данных администрации края-
— Разработана и реализуется Концепция информационной безопасности Хабаровского края и ряд других нормативных актов по ИБ-
— Разработан и принят к реализации проект создания Web — страницы «Регионы -партнеры», призванный улучшить информационное взаимодействие между Западным побережьем США и Российским Дальним Востоком.
Материалы диссертационного исследования используются в течение 3-х лет при чтении курса лекций «Информационные технологии в управлении» студентам и слушателям по специальности «Государственное и муниципальное управление» Дальневосточной академии государственной службы (ДВАГС).
Результаты диссертационной работы используются в администрации Хабаровского края, в виде рекомендаций в районах края, в исполнительной дирекции Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
Апробация работы. Основные положения и
выводы диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры «Информатики» ДВАГС, научном семинаре и заседании кафедры «Информатизации структур государственной службы» РАГС при Президенте РФ.
Отдельные теоретические положения доложены на конференциях, симпозиумах и семинарах различного уровня:
-международная конференция «Региональная информатизация — 95», (г. Санкт-Петербург, 1995 г.) —
— международный симпозиум «Проблемы экономического сотрудничества в Северо -Восточной Азии» (г. Находка, август 1996 г.) —
-совещание -семинар «Государственные информационные ресурсы и проблемы устойчивого развития» (г. Москва, январь 1997 г) —
-на заседаниях секции «Телекоммуникации и информационная инфраструктура» Рабочей группы Комиссии «Черномырдин- Гор» (г.г. Хабаровск, сентябрь 1996 г., Петропавловск -Камчатский, май 1997 г.) —
-межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы устойчивого развития дальневосточных регионов» (Хабаровск, 1999 г.).
Публикации. Основные результаты диссертационной работы опубликованы в 7 печатных работах и включены в 1 отчет по НИР.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 150 страницах, содержит 8 таблиц, 25 рисунков и три диаграммы, список литературы и
приложение.
Интеграция информационных ресурсов для решения задач социально-экономического развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выводы по главе 3.
1. Создание системы первичных баз данных, отражающих основные источники (генераторы) информации в регионе, требует постоянного взаимодействия информационных подразделений различных собственников ИР. Активная методическая и координирующая роль здесь принадлежит информационно-аналитическим центрам органов регионального управления. В этом первоочередная задача региональной информатизации.
2. Для получения большей достоверности и оперативности от системы первичной информации, основные потоки в БД оперативного управления для АРМ руководства края должны начинаться от БД районных АИС. Вопросы оперативного управления, функционирования систем жизнеобеспечения решаются прежде всего на муниципальном уровне. В этом случае исключается дублирование данных и менее вероятна различная трактовка состояний СЭС.
3. Отсутствие собственного информационно-аналитического подразделения в межрегиональной ассоциации «ДВ и 3» является сдерживающим фактором в информационном взаимодействии как на внутри региональном уровне, так и в вопросах международного сотрудничества.
По этой же причине создание Web-cepeepa «Регионыпартнеры» для сотрудничества со штатами США (перспективный пример для сотрудничества с другими странами АТР) на определенной стадии может остановиться.
Заключение
.
1. Информационное пространство региона претерпевает изменение под воздействием ряда факторов, а именно:
— преобразование государственных функций. Это привело к изменению структуры субъектов и объектов информационного пространства на макро-, мезои микроуровне (федерациясубъект федерацииместное самоуправление);
— информатизация. Процесс, преобразующий различные сферы человеческой деятельности, в том числе сферу управления;
— экологизация. Проявление данного фактора выражается в необходимости принятия регионом стратегии устойчивого развития, в рамках международного движения УР.
Эти три фактора накладывают требования как на характеристики АИС, создаваемых в органах регионального управления, так и на характер информационных отношений и на принципы формирования и сбора показателей социальноэкономического развития региона.
2. Интеграция ИР для целей социальноэкономического развития региона становится насущной задачей и по существу является процессом использования коллективных знаний, распределенных в открытых и специализированных (ведомственных) АИС. Особое значение в этом процессе стала приобретать автоматизированная информационная система органов регионального управления, как системообразующий элемент.
3.Создание информационной основы на базе интеграции различных ИР в регионе, а также механизма «сборки» этих ИР по заранее определенной группе параметровнеобходимое условие анализа, при решении задач социальноэкономического развития.
4.Становление АИС органов регионального управления, как системообразующего элемента информационного пространство региона, зависит от организационного решения информационноаналитических служб ОГВ, их функций, структуры и кадрового состава.
5. Предлагаемый механизм реализации сочетает в себе синергетические механизмы.
140 оптимизации отношений «человеккомпьютер» в вопросах информатизации и инструментарий анализа и принятия решений, учитывающий многомерность и динамичность задач социальноэкономических преобразований.
6. Формирование системы информационно-аналитической поддержки органов исполнительной и законодательной власти региона в решении задач социальноэкономического развитияважная практическая задача, которая должна решаться через создание системы баз данных, отражающих состояние этих проблем. Активные действия информационноаналитических центров, основанные на механизме реализации, позволяют реализовать эту организационно — технологическую задачу.
7. Отсутствует, легализованный в правовом отношении, механизм взаимовыгодной интеграции ИР даже между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления.
Требуются планомерная работа представительных органов власти для создания регионального законодательства, способствующего развитию отношений в области использования государственных и негосударственных информационных ресурсов края для задач социальноэкономического развития.
8. Законодательными актами должна быть принята система качественных и количественных параметров, описывающих состояние СЭС и региональные критерии развития, являющаяся основой для системы сбора первичной информации.
9. Необходимо принять нормативные акты, регламентирующие учет, защиту и доступ к государственным информационным ресурсам региона.
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. Учебное пособие, — М. 1994,-356 с.
2. Автоматизированные системы обработки учетно-аналитической информации / В.С.
3. Рожнов, В. Б. Либерман, Э. А. Умнова и др. М.: Финансы и статистика, 1992. — 252 с.
4. Акаике X. Развитие статистических методов // Современные методы идентификации систем. М.: Мир, 1983, — с. 148 — 176.
5. Америка и устойчивое развитие. Новая концепция охраны окружающей среды. Пер. под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна. М. Экос-информ. 1996,-154 с.
6. Арнольд В. И. Теория катастроф. -М.: Наука, 1990, 128 с.
7. Артемьев В. И. Обзор способов и средств построения информационных приложений / СУБД, № 5−6, 1996, с. 52 67.
8. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат, 1981. -432 с.
9. Байков Н. М., Захаров В. М., Золотарева Л. К., Каширина Л. В., Фокин А. М. и др. Рабочая книга по муниципальному управлению.-Хабаровск, ДВАГС. 1998.-192 с.
10. Байков Н. М., Захаров В. М., Золотарева Л. К., Каширина Л. В. Фокин А.М. и др. Муниципальный менеджмент. Учебное пособие. Хабаровск., ДВАГС. 1999 г. -237 с.
11. Белл. Д. Социальные рамки информационного общества. ,-М.: 1995. -330 с.
12. Бесекерский В. А., Попов Е. П., Теория систем автоматического регулирования: Изд. З, испр.-М.: Наука, 1975.-768 с.
13. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
14. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. /Науч.ред. и авт. Предисл. Ф. А. Крутиков.-М.: Экономика, 1991.-271 c.-ISBN 5−282−833−5.
15. Бронштейн О. И., Духовный И. М. Модели приоритетного обслуживания в информационно-вычислительных системах. М.: Наука, 1976. — 220 с. 142.
16. Васкевич Д. Стратегии клиент/сервер. Руководство по выживанию для специалистов по реорганизации бизнеса. К.: Диалектика, 1996. 384 с.
17. Вендров А. М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем.-М., Финансы и статистика, 1998.-175 с.
18. Вентцель Е. С. Исследование операций.-М.: Сов. Радио, 1972.
19. Гавердовский А. Фундамент информационных систем // Электронный офис, март-апрель 1997, с. 8 -9.
20. Гасов В. М., Меньков A.B., Соломонов JI.A., Шигин A.B. Системное пректирование взаимодействия человека с техническими средствами.-М.: Высшая школа, 1991.
21. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного техникоэкономического развития.-М.: ВлаДар, 1993,-310 с.
22. Глушков В. М.
Введение
в АСУ. Киев: Техника, 1974. — 320 с.
23. Данчул А. Н. О месте декомпозиционного подхода в методологии системных исследований / Информационные технологии в структурах государственной службы. М.: Издательство РАГС, 1997, с. 39 — 47.
24. Дракин В. И., Попов Э. В., Преображенский А. Б. Общение конечных пользователей с системами обработки данных. М: Радио и связь, 1988. — 288 с.
25. Егоршин А. П., Управление персоналом.-Н.Новгород: НИМБ, 1997.-607 с.
26. Захаров В. М. Состояние информационной инфраструктуры важный фактор регионального развития. //Власть и управление на Востоке России. Хабаровск. ДВАГС. 1998 № 4. Стр. 135−141.
27. Захаров В. М. Информационное обеспечение устойчивого развития территории. //В сборнике: Устойчивое развитие Востока России: проблемы и поиск решений. -Хабаровск., ДВАГС. 1999. стр. 77−80.
28. Захаров В. М., Синянский А. Е. Дальний Восток России в фокусе геополитических процессов в Азиатскотихоокеанском регионе.// Власть и управление на Востоке России. Хабаровск. ДВАГС. 1999 № 1(6) — стр.63−70.
29. Зиндер Е. З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг// СУБД, № 4, 1995, №№ 1, 2, 1996.
30. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. -М.: Славянский диалог, 1996. -335 с. 143.
31. Ивахненко А. Г., Мюллер И. А. Самоорганизация прогнозирующих моделей. Киев: Техника, 1985. — 222 с.
32. Ивахненко А. Г., Юрачковский Ю. П. Моделирование сложных систем по экспериментальным данным.-М.:Радиоисвязь, 1987. 120 с.
33. Ишаев В. И. Стратегическое планирование регионального экономического развития.-Владивосток: Дальнаука, 1998. 128 с.
34. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. М., 1991. 142 с.
35. Иозайтис B.C., Львов Ю. А. Экономике математическое моделирование производственных систем: Учеб. пособие для инженерноэкономич. спец. вузов, — М., Высшая школа, 1991.—192с.:ил.
36. Информационные технологии в структурах государственной службы. Сборник научных трудов под ред. Петрова А. В., М., РАГС, 1995.
37. Калман Р., Фабл П., Арбиб М. Очерки по математической теории систем. М: Мир, 1971.350 с.
38. Калянов Г. Н. CASE структурный системный анализ (автоматизация и применение). М.: Лори, 1996. 242 с.
39. Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологиии. М.: Прогресс-Академия, 1995. — 325 с.
40. Коптюг В. А., Матросов В. М., Левашев В. К., Демянко Ю. Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии.-Владивосток: Дальнаука, 1997.-83 с.
41. Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.
42. Ларичев О. И. Объективные модели и субъективные решения.-М: Наука, 1987.
43. Левин Г. М., Танаев B.C. Декомпозиционные методы оптимизации проектных решений.-Минск: Наука и техника, 1978. 176 с.
44. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. -М, Внешторгиздат, 1989, 163 с.
45. Мартин Дж. Вычислительные сети и распределенная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1986. — Т. 1. — 256 с.
46. Марчук Г. И., Аганбегян А. Г., Яковец Ю. В. и др. Научнотехнический прогресс: экономика и управление.-М.:Экономика, 1988,-стр.20.
47. Мелюхин И. С. Информационные технологии и бизнес. М.: ГарантПАРК, 1997.
48. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 342 с.
49. Методика общесистемной проработки аппаратно-программных комплексов централизованных ИВС. 2-я редакция. М.: МВТУ им. Н. Э. Баумана, 1986. — 68 с.
50. Методика построения моделей производительности для комплексного исследования и выбора параметров ИВС. 2-я редакция. М.: МВТУ им. Н. Э. Баумана, 1986. — 114 с.
51. Минакир П. А. Экономическое развитие региона: программный подход, — М.: Наука. 1983. -223 с.
52. Мишенин А. И. Теория экономических информационных систем: Учебник, — М.: Финансы и статистика, 1993. 168 е.: ил. ISBN 5−279−721−8.
53. Митчел К. Что такое философия техники? Пер. с англ. под ред.проф.В. Г. Горохова.-М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1995, -150 с.
54. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987.
55. Надеев А. Т. Основы системного анализа. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. -136 с.
56. Надеев А. Т. Систематика. Книга 1. Концепция систематики. Книга 2. Пространства. HI 1о к город: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. -244 с.
57. Панарин И. Н. Информационнопсихологическое обеспечение национальной безопасности России. -М., 1998, -205 с.
58. Паронджанов С. Д. Методология создания корпоративных информационных систем / Корпоративные БД. М.: Центр новых информационных технологий, 1996, с. 25 34.
59. Парков Н. И., Богомяков A.B. Динамика экосистемы, как способа и устройства (на примере предприятия). Под ред. чл.-корр. АН СССР М. Н. Бабушкина.-Хабаровск. ЦНТИ, ротапринт, 1986.-48 с.
60. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П.
Введение
в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. -367 с.
61. Перспективные информационные технологии в правовой сфере (научный редактор В.А. Копылов). М.: НТЦИНФОРМСИСТЕМА, 1993.-176 с. 145.
62. Петров А. В. Информационные системы в структурах государственной службы: концепции и возможности. /Ежегодник-96, Государственная служба России.-М.: РАГС, 1997,-221с.
63. Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. -М.: Логос, 1998, 280 е.: ил.
64. Поспелов Г. С. Системный анализ и искусственный интеллект. М. Наука, 1980. 1976.
65. Поспелов Г. С. Некоторые вопросы реализации диалоговых систем планирования, управления и проектирования, — М.: Наука. 1980, с тр.39.
66. Райков АН. Использование технологий проектирования больших информационных систем. М. 1995. Райе Дж. Матричные вычисления и математическое обеспечение. М.: Мир, 1984. -264 с.
67. Ракитов А. И. / Сборник материалов межрегионального совещания ТЕРИНФОРМ -93/, Москва, 17−19 марта 1993 г., стр 6−8.
68. Рапопорт B.C. Развитие организационных форм управления научнотехническим прогрессом. М., Экономика, 1979.
69. Розен В. В. Цель оптимальность — решение (математические методы принятия оптимальных решений). — М.: Радио и связь, 1982. — 168 с.
70. Сервис открытых информационно-вычислительных сетей: Справочник. / С. С. Зайцев, М. И. Кравчуков, C.B. Ротанов. М.: Радио и связь, 1990. — 240 с.
71. Системный анализ в экономике и организации производства / С. А. Валуев, В. Н. Волкова АП. Градов и др.-Л.:Политехника, 1991.-398 с.
72. Советский энциклопедический словарь. /Гл.ред. А. М. Прохоров.-С56 3-е изд.-М.: Сов. энциклопедия, 1984.-1600 с.:ил.
73. Сталин И. В. Экономические проблемы социализма в СССР. /Брошюра. -М.: Госкомиздат. 1952,-94 с.
74. Тихомиров M. М. Автоматизированные ситуационные центры. М.: Издательство РАГС, 1995. — 185 с.
75. Тихомиров М. М., Гукова Г. С., Завьялов В. Е. Системы информационной и интеллектуальной поддержкии управленческой деятельности в структурах государственной службы. М.: Издательство РАГС, 1995. — 185 с.
76. Толковый словарь по управлению-М.: Издат. «Алане», 1994.-252 с. 146.
77. Унтура Г. А. Научное обоснование разработки и реализации крупных территориальных программ в новых условиях хозяйствования // Регион: экономика и социология. 1992. Вып. 2. С. 15−23.
78. Унтура Г. А. Структура социальноэкономической информации для территориальных информационных систем в условиях рынка. // Регион: экономика и социология. 1992. Вып. 2. С. 15−22.
79. Урсул А. Д. Информатизация общества и социальная информатика. В сб.: Социальная информатика. ВКШ при ЦК ВЖСМ, 1990 г.
80. Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 -2Q05 годы. М., 1996. 181 с.
81. Федотов H.H., Венчковский Л. Б. Средства информационного обеспечения автоматизированных систем управления.-М.: Издательство стандартов, 1989, 192 с.
82. Федулов А. А., Федулов Ю. Г., Цыгичко В. Н.
Введение
в теорию статистически ненадежных решений. M., «Статистика», 1979.
83. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия (Индустриальная динамика). Пер. с англ.- общ. ред. и предисл. Гвишиани Д. M. М.: Прогресс, 1971. -340 с.
84. Хаббард Дж. Автоматизированное проектирование баз данных. М.: Мир, 1984. -296 с.
85. Харари Ф. Теория графов.- М.: Мир, 1973. 302 с.
86. Цыгичко В. Н. Руководителю о принятии решений. М.: Финансы и статистика, 1991.-240 с.
87. Шемакин Ю. И., Романов A.A. Компьютерная семантика.- М.:НИЦ «Школа Китайгородсткого», 1995, — 344 с.
88. Эшби У. Р. Общая теория систем как новая научная дисциплина / Исследования по общей теории систем, — М., 1969. 398 с.
89. Янг С. Системное управление организацией. М.: Сов. радио, 1972. — 455 с.
90. Martin Merle. Analysis and Design of Business Information Systems, 2nd edition, (Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey), 1995/.
91. Zakharov V.M. Information of Regional Development in the AsianPacific Region. Journal of International Business and Commerce in the Russian Far East. Volume 2. Number 1. Printed in Seoul, Korea. June 1997 r.//p.p. 119−125.т.
92. АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ХАБАРОВСКА1. УТВЕРЖДАЮ1. Глава администрациии гов. уд м, ¿-, б~/1. АКТИ.
93. Комиссия в составе Байкова Н. М. /председатель/, Кулешовой H.H., Москвичевой H.A. составила настоящий акт о внедрении результатов диссертационной работы Захарова В.М.
94. В администрации Центрального района г. Хабаровска в период 1997;1998гг. проводилась научно-исследовательская работа по теме: «Оптимизация структуры и системы управления Центрального района г. Хабаровска» .
95. Захаров В. М. непосредственно участвовал в разработке технических предложений по разделам:
96. Совершенствование системы информационного обеспечения органов управления района" ;
97. Информационно-аналитическая служба района" .
98. Методология механизма реализации, при переподготовке управленческих кадров к работе в автоматизированных информационL1. М9.
99. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
100. ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ680 682 г. Хабаровсх, ул. Муравьева-Амурского, д. ЗЗ ИНН 2 702 080 025 р/с 40 503 810 099 999 997 952 в ФВК Внешторгбанк г. Хабаровск БИК 40 813 727 к/с Ю101 810 400 000 000 720 Гел. 23−65−49, факс 23−47−48.