Стратегические и интеграционные аспекты развития транспортного сервиса в регионах России
![Диссертация: Стратегические и интеграционные аспекты развития транспортного сервиса в регионах России](https://niscu.ru/work/2857345/cover.png)
Общая гипотеза исследования. Территориальная политика органов власти по развитию и интеграции транспортно-логистического и дорожного хозяйства должна основываться на приведении ее в соответствие целям и задачам социально-экономического развития административно-территориального образования и смежных территорий (особенно при наличии агломерационного потенциала) — системности в выборе стратегий… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы интеграции дорожного и транспортно-логистического хозяйства
- 1. 1. Теоретико-методологическое обоснование закономерностей интеграционных процессов в сферах дорожного и транспортно-логистического хозяйства региона
- 1. 2. Современное состояние дорожного и транспортно-логистического хозяйства в Российской Федерации
- 1. 3. Цели, и принципы организации сервисной деятельности в сферах дорожного и транспортно-логистического хозяйства
- Глава 2. Организационно-экономическое и правовое регулирование интеграционных процессов в дорожном и транспортно-логистическом сервисе
- 2. 1. Организационно-экономические механизмы и стратегии интеграции дорожного и транспортно-логистического хозяйства в условиях крупного города
- 2. 2. Нормативно-правовое обеспечение интеграционных процессов в дорожном и транспортно-логистическом комплексе и оказываемых им услуг
- 2. 3. Особенности реструктуризации и развития рынка услуг интегрированного дорожного и транспортно-логистического комплекса в Российской Федерации в сравнении с рядом стран мира
- Глава 3. Основы программирования развития комплекса услуг при интеграции дорожного и транспортно-логистического хозяйства на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- 3. 1. Особенности и механизмы формирования обеспечивающей сервисной инфраструктуры дорожной и транспортно-логистической сферы на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- 3. 2. Организационно-экономическое проектирование транспортно-логистических комплексов в регионах и крупных городах Российской Федерации
- 3. 3. Разработка региональных программ развития транспортнологистических комплексов
Стратегические и интеграционные аспекты развития транспортного сервиса в регионах России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность и разработанность темы исследования.
Усиливающееся действие интеграционных процессов — одна из характерных тенденций жизнедеятельности общества и экономики, проявляющихся с конца прошлого века.
Во-первых, основной тенденцией, влияющей на процессы интеграции дорожного и транспортно-логистического хозяйства, является рост количества владельцев автотранспортных средств, который по различным прогнозам будет происходить в России и в ближайшие 5−7 лет. Этот фактор не был в достаточной степени учтен в концепциях и программах социально-экономического развития урбанизированных комплексов, особенно в сферах дорожного хозяйства и муниципального транспорта. Инфраструктура большинства городов оказалась не подготовленной к тому, чтобы обеспечить решение многочисленных проблем, обусловленных возросшими объемами движения автотранспорта, падением пропускной способности дорог и недостаточным развитием сферы обслуживания автомототранспорта (как личного, так и корпоративного). Эта тенденция отражается и на росте аварийности на транспорте, в том числе со смертельными исходами.
Во-вторых, современная градостроительная деятельность при проектировании и реализации градостроительных концепций, строительстве новых дорог и транспортных развязок связана с необходимостью поключения всего комплекса сопутствующих услуг (транспортно-логистических терминалов, автосервисных предприятий и пр.).
В-третьих, в настоящее время на федеральном и региональном уровнях продолжается развитие нормативно-правовой базы, регулирующей ряд вопросов интеграции дорожного и транспортно-логистического хозяйства, в том числе: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.04 № 190-ФЗФедеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.05 № 115-ФЗЗакон Ленинградской области от 24.04.03 г. № 30−03 «О региональной целевой программе «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Ленинградской области до 2010 года с прогнозом на 20-летний период» и пр. Основная сфера применения основанных на этих актах организационно-экономических механизмов — строительство платных автомобильных дорог и логистических терминалов, реконструкция аэропортов й морских портов, железнодорожное строительство, создание информационных систем управления транспортом, использования интермодального принципа перевозки грузов и пассажиров.
Вопросы интеграции рассматриваемых хозяйственных комплексов только в последнее время стали учитываться в концепциях градостроительного и социально-экономического развития административно-территориальных образований. Вместе с тем, инновационный характер процессов, происходящих в сфере интеграции дорожного хозяйства и транспортно-логистического комплекса и создания соответствующей инфраструктуры пока еще не получил достаточно полного освещения.
Тем не менее, отдельные вопросы, касающиеся механизмов интеграции дорожного и транспортного комплексов, обеспечения эффективности транспортно-логистической деятельности, сервисной составляющей этих процессов и их учета в градостроительной сфере и социально-экономическом развитии территорий и пр., рассмотрены в работах: В. В. Агроскина, В. В. Азатяна, В. А. Бабурина, В. Г. Варнавского, И. Н. Гаврильчака, И. А. Глотовой,.
A.A. Горбунова, Г. Р. Громова, A.B. Евсеенко, В. И. Ляско, C.B. Рябченко,.
B.И. Сергеева, В. Н. Соловьева, В. А. Черненко (в соавторстве с М.В. Денисовым), В. Ф. Янченко и др.
Вопросы взаимодействия транспортного сервиса с дорожным хозяйством и деятельностью логистических структур представлены в работах.
1 Азатян В. В. Интеграционные процессы в экономике стран Северной Африки. — М.: РАИМ, Ин-т Африки, 1998; Варнавский В. Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: Теория, практика, перспективы. — М.: РАН, Ин-т мировой экономики и межд. отн-ий (ИМЭМО), 2002; Глотова И. А. Малый бизнес на рынке инноваций автомобильных дорог. — М.: МАДИ, 2002; Евсеенко A.B. Интеграционные процессы в экономике региона. — Новосибирск, РАН, Сиб. отд-е, Ин-т экон. и орг. Пром. Пр-ва (ИЭОПП), 1996; Ляско В. И. Методологические основы перспективного планирования развития и модернизации грузовых автотранспортных предприятий. — М.: МАДИ, 2005; Рябченко.
C.B. Экономика и управление предприятиями автосервиса. — СПб.: Изд-во СПбГПУ им. А. И. Герцена, 2005. зарубежных ученых: (Бенсона Д., Уайтхеда Дж., Хаксевера К., Рендера Б., Рассела Р., Мердика Р., и др.).1.
Таким образом, многообразие, сложность и значимость решения теоретических и практических задач в области управления развитием интеграционных процессов дорожного и транспортно-логистических комплексов в условиях развития крупных городов и агломераций обусловили выбор и актуальность выбранной темы исследования.
Главная цель исследования — разработка теоретических основ и практических рекомендаций по развитию комплекса сервисных функций в условиях реализации новых градостроительных и транспортных стратегий развития России. Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:
— обосновать закономерности интеграционных процессов и проанализировать их особенности в сферах дорожного и транспортно-логистического хозяйства в регионах и крупных городах России;
— провести общий анализ особенностей и механизмов формирования обеспечивающей сервисной инфраструктуры дорожной и транспортной сферы на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также других агломераций (Москва — Московская область, Самара — Тольятти);
— разработать принципы и процедуры проектирования транспортно-логистических комплексов в крупных городах России, а также выработать систему критериев оценки их эффективности;
— разработать алгоритм построения программ социально-экономического развития территории с учетом ускоренного развития интеграционных процессов в транспортно-логистической и дорожной сфере и усиления сервисной составляющей, присущей как этим сферам по отдельности, так и комплексам, основанным на их взаимодействии.
1 Бенсон Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов. — М.: Транспорт, 1990; Хаксевер К., Рендер Б., Рассел P.C., Мердик Р. Г. Управление и организация в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002.
Общая гипотеза исследования. Территориальная политика органов власти по развитию и интеграции транспортно-логистического и дорожного хозяйства должна основываться на приведении ее в соответствие целям и задачам социально-экономического развития административно-территориального образования и смежных территорий (особенно при наличии агломерационного потенциала) — системности в выборе стратегий развития данных сфер, заключающейся в учете одновременного развития смежных отраслей и мультипликативных эффектовсохранении баланса интересов всех сторон, участвующих в деятельности предприятий и организаций транспортного и дорожного хозяйства.
Объект исследования — предприятия сферы сервиса, предоставляющие транспортные и сопутствующие услуги, обеспечивающие интеграцию транспортно-логистического и дорожного хозяйства.
Предмет исследования — интеграционные процессы, сопровождающие развитие комплекса сервисных услуг в условиях реализации новых транспортных стратегий России.
Методологическая и информационная база исследования современная экономическая теориянаучные работы отечественных и зарубежных специалистов в области интеграционных процессов и управления сложными территориальными системаминормативно-правовые акты различных уровнейстатистические данные Федерального агентства по государственной статистике РФ.
В процессе диссертационного исследования использовались методы системного анализа, экономико-статистичесого и операционного моделирования, организационного проектирования.
Научная новизна решения поставленных в исследовании задач заключается, в частности, в следующем:
— разработаны методические подходы к определению принципов и процедур проектирования транспортно-логистических комплексов в агломерациях, регионах, и крупных городах России;
— определены методические подходы к формированию транспортно-логистической инфраструктуры территориального значения как ключевого звена обеспечения стратегического социально-экономического развития регионов;
— разработана система критериев оценки регулирования интеграционных процессов в сфере транспортно-логистического и дорожного хозяйства;
— на базе этих критериев разработана методика оценки эффективности территориальной и межтерриториальной инфраструктуры региона;
— сформированы перспективные направления формирования мегаагломераций, на примере развития двух мегаполисов (Москвы и Санкт-Петербурга) на основе анализа тенденций интеграции дорожного, автотранспортного и логистического хозяйства регионов;
— предложен алгоритм разработки транспортно-логистической системы межрегионального значения, в котором особое внимание уделено вопросам обеспечения эффективного взаимодействия территориальных органов власти (как субъекта Федерации, так и местных органов самоуправления), в том числе на основе установления договорных отношений с предприятиями сервисной инфраструктуры.
Практическая значимость работы определяется возможностями использования ее результатов при построении программ социально-экономического и градостроительного развития административно-территориальных образований. Результаты исследования представлены в Комитет по. транспорту и Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Администрации Санкт-Петербурга, а также в Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области.