Выставочно-ярмарочная деятельность в системе развития предпринимательства в регионе: На примере Мурманской области
В работе дано теоретическое обоснование места и роли выставочной деятельности в процессах современной экономики, а также изучены взаимосвязи выставочных мероприятий с инновационными процессами в обществе. Для достижения этой цели выполнены следующие задачи: исследованы сущность и роль инновационных процессов в развитии обществаисследован процесс организации выставочных мероприятий… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
- 1. 1. Инновационные процессы в развитии общества
- 1. 2. Региональное регулирование инновационных процессов
- 1. 3. Практика инновационной деятельности в российских регионах
- ГЛАВА 2. ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОДВИЖЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК
- 2. 1. Роль выставочного бизнеса в развитии предпринимательства
- 2. 2. Современное состояние выставочно-ярмарочной деятельности
- 2. 3. Стратегия рыночного поведения фирмы с использованием механизма выставочных мероприятий
- ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 3. 1. Региональная экономика Мурманской области
- 3. 2. Анализ выставочной деятельности в Мурманской области
- 3. 3. Выставочно-ярмарочная деятельность как механизм межрегионального
- 9. сотрудничества
- 3. 4. Методика оценки эффективности деятельности выставочных предприятий
Выставочно-ярмарочная деятельность в системе развития предпринимательства в регионе: На примере Мурманской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что выставочно-ярмарочная деятельность занимает особое место в современных рыночных отношениях, так как представляет очень широкие возможности демонстрации рекламируемых изделий, услуг, проектов для установления прямых контактов с потребителями. Особенно эффективны выставки и ярмарки в сочетании с комплексом сопутствующих мероприятий (рекламной кампанией в прессе, проведением презентаций, пресс-конференций, «круглых столов», встреч со специалистами и т. п.). Высокая эффективность этого средства рекламы подтверждается тем, что ежегодно в мире проводят многие тысячи выставочных мероприятий, требующих значительных затрат. Количество Ф участников выставочных мероприятий ежегодно увеличивается. Каждой сфере деятельности, каждой отрасли промышленности ежегодно предоставляются большие возможности что-то познать, что-то оценить и что-то продать в ходе международных, национальных и местных выставок и экспозиций. Для всех участников это — нечто гораздо большее, чем просто форум или рынок. В течение нескольких дней происходит укрепление старых дружеских связей и завязывание новых, обнаружение новых источников поставок и источников информации, обсуждение новых тенденций, идей, товаров или проектов, выявление отношений со стороны торговли, обнародование нововведений и отыскание новых рынков.
Для прогрессивно мыслящих бизнесменов важность выставок невозможно переоценить. Для мелких фирм выставки — это средство завоевания щ своеобразной известности и место встречи с покупателями или специалистами технологами, которые по-настоящему заинтересованы в получении информации, ищут новые товары и услуги, а возможно, готовы немедленно разместить заказ. Экспоненты имеют возможность встретиться с руководителями верхнего эшелона, до которых иным путем было бы очень трудно добраться, и побеседовать с ними. Беседы проходят в спокойном неофициальном ключе без отвлечения на подчиненных или на телефонные звонки. Под рукой дисплеи, видеотехника и прочие вспомогательные материалы, которые могут понадобиться в ходе пояснений или описаний. Если выставку посещает широкая публика, у производителя есть возможность напрямую пообщаться с большим количеством конечных покупателей, поинтересоваться их мнением.
Выставочные мероприятия обеспечивают вступление фирм в тесный контакт со своими рынками. Нередко на выставках представляют товары-новинки, новые проекты или новые предприятия.
При этом управление выставочной деятельностью, ее координирование является областью, в которой новые подходы, методики оценки эффективности участия в выставках никогда нелишние. Известные исследования о выставочной деятельности рассматривают выставки и ярмарки с позиции рекламы и продаж. На самом деле потенциал современных промышленных выставок гораздо шире. За последние годы во всем мире наблюдается ф тенденция к стремительному росту научно-технического прогресса и глобализации рынков. В связи с этим происходит активное развитие выставочно-ярмарочной деятельности, являющейся важнейшим инструментом макроэкономической, инновационной и инвестиционной политики любого государства. Данный процесс идет и в России. Влияние выставок на экономику России в целом мало изучено. Инновационные возможности, явно обозначившиеся на выставках в последние годы, не исследованы.
Целью диссертации является теоретическое обоснование места и роли выставочной деятельности в процессах современной экономики и изучение взаимосвязи выставочных мероприятий с инновационными процессами в • обществе и развитии предпринимательства, а также, на основе изучения и анализа российского и международного опыта развития выставочной деятельности, определить практические приоритеты в развитии выставочно-ярмарочной деятельности, ее регулирования, координации и поддержки со стороны государственных органов власти различного уровня для развития предпринимательской деятельности в России.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие основные задачи:
• исследовать сущность и роль инновационных процессов в развитии предпринимательской деятельности и их влияние на уровень социально-экономического развития страны и региона;
Ф • исследовать процесс организации выставочных мероприятий в регионе с учетом особенности отраслевого развития экономики и государственной политики в области выставочно-ярмарочной деятельности;
• проанализировать выставочно-ярмарочную деятельность на примере выставочных комплексов и мероприятий, проводимых в г. Мурманске и Мурманской области;
• выявить возможности использования выставочных мероприятий для продвижения инновационных проектов на предприятиях различного масштаба;
• определить взаимосвязи активности в выставочно-ярмарочной сфере с развитием инновационного предпринимательства в регионе;
• изучить и систематизировать методы оценки экономической эффективности выставочно-ярмарочных мероприятий во взаимосвязи с отраслевыми особенностями развития экономики региона;
• предложить практические рекомендации в управлении ® предпринимательством в выставочной деятельности для развития инновационных процессов в регионе.
Объект исследования. В качестве объекта исследования рассматривается выставочно-ярмарочная деятельность в Мурманской области и предприятия, осуществляющие свою хозяйственную деятельность в этой сфере.
Предметом исследования являются методики организации, регулирования, координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, а также методы оценки выставочных мероприятий как механизма активизации инновационных процессов.
Теоретические и методологические основы. В процессе исследования автором изучены труды отечественных и зарубежных ученых и практиков таких как Я. Г. Критсотакис, Б. Монтгомери, Дж. Олвуд, С. Фридман, Н. Александрова, A.A. Алексеев, М. Б. Биржаков, А. Б. Крутик, Е. Сорокина, В. Петелин, С. Н. Трофимов, И. Филоненко и др., нормативные акты, регламентирующие выставочный бизнес.
В диссертационной работе использовались методы сравнения, опытно-статистический, социологические опросы, графический, экспертные оценки.
Информационную базу анализа составили официальные каталоги выставок Мурманской области, отчетные и плановые данные выставочных предприятий, аналитические материалы Северной торгово-промышленной палаты и отдела по организации выставочной деятельности администрации Мурманской области, публикации периодических изданий.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке научных основ методики оценки эффективности проведения выставок и ярмарок. В ходе исследования получены следующие результаты:
• уточнен понятийный аппарат предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности путем введения уточненных понятий выставок, ярмарок, конгрессно-выставочной деятельности, экспонент, операторов выставочной деятельности и др.
• исследована роль выставочно-ярмарочного бизнеса в развитии инновационного предпринимательства с учетом современных тенденций социально-экономического развития российских регионов и зарубежного опыта организации выставочно-ярмарочных мероприятий и развития инновационных процессов и сделан вывод о необходимости государственной координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности на всех уровнях власти;
• исследована роль выставочно-ярмарочной деятельности в системе маркетинга предприятия и предложена формулировка стратегии рыночного поведения фирмы с использованием привлечения.
• потребителей и изучения конкурентов через механизм выставочных мероприятий;
• предложены рекомендации по участию общественных объединений (таких как региональные торгово-промышленные палаты, союза промышленников и предпринимателей, объединений конгрессно-выставочных организаторов) в процессе регулирования, координации и.
4 поддержки выставочной деятельности, особенно — в сфере инновационного предпринимательства- • предложена методика оценки эффективности деятельности выставочных предприятий на основе показателей дополнительного товарооборота под воздействием рекламы, ее экономической эффективности, рентабельности и эффективности психологического воздействия.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в 7 опубликованных работах общим объемом 2,1 п.л. и в выступлениях на научных и практических конференциях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Специфика выставочной деятельности порождает трудности ее рыночного саморегулирования. В погоне за прибылью фирмы-организаторы выставок вступают между собой в конкурентную борьбу, результатом которой становится избыточность предложения на рынке выставочных услуг, сопровождающаяся падением цен ниже уровня рентабельности. Только регулирование со стороны государственных органов или негосударственных ассоциаций, созданных организаторами, позволяет компенсировать несостоятельность рынка выставочных услуг.
Выставочная деятельность направлена на рекламирование, но в силу многофункциональности не сводима к рекламе. Для нее характерны те же особенности, что и для рекламной услуги. Это — вероятностный характер достижения полезного эффекта, наличие элементов товара в услуге, индивидуализированный характер производства, наличие внешних эффектов, недостаточная предсказуемость реакции потребителей.
Инвестиции в сферу выставочной деятельности приводят к мультипликационным эффектам в инфраструктуре. От проведения выставок выигрывают многие. Эти побочные положительные эффекты, выгоды «третьих лиц» представляют собой дополнительные доходы и социальные выигрыши для участников, организаторов, посетителей, предприятий питания и гостиниц, транспорта и местного бюджета от проведения выставочных мероприятий.
К тенденциям развития выставочного бизнеса в России относятся: рост рынка, увеличение доли специализированных выставок при сокращении универсальных, уменьшение числа узко продовольственных выставок и их замена комбинированными с включением технических товаров, перспективность национальных выставок зарубежных стран, проводимых у нас. Новой тенденцией стала кооперация организаторов выставок друг с другом и проведение ими совместных выставок, вместо взаимно ослабляющей конкурентной борьбы.
Иностранные фирмы — устроители выставок активно действуют на российском рынке. Их можно разделить на лидеров выставочного дела, имеющих большой опыт и репутацию на международном уровне, узко специализированные транснациональные фирмы, проводящие выставки с одной тематикой по всему миру, фирмы, работавшие в советский период и новые, созданные во время перестройки специально для освоения нашего рынка. Их имиджевые преимущества, способность привлекать зарубежных участников делает их серьезными конкурентами молодым отечественным фирмам.
В каждой стране исторически сложился свой особый подход к организации выставочного бизнеса, но неизменным остается одно: сфера торгово-промышленных выставок в Европе находится под контролем государства. Степень этого контроля наиболее высока в Германии, Италии, Франции и Испании. В других странах государственный контроль слабее. Так, в качестве слагаемых успеха выставочного движения в Германии можно выделить: государственную поддержку, общественный контроль и частную инициатива. Регулирование выставочной деятельности в Финляндии есть пример прямо противоположной тенденции к невмешательству государства. В качестве регулятора выступают действия региональных ярмарочных корпораций. За последние годы качество выставочной работы существенно повысилось, что связано с реорганизацией выставочной деятельности в сторону ее децентрализации.
В современных условиях общественные институты и государственные организации, осуществляющие регулирование в выставочной сфере, действуют неэффективно. Дублирование функций, несогласованное проведение мероприятий, ведущее к одновременным или следующим одна за другой выставкам с близкой тематикой и избыточность самих организаций соседствуют с недостаточностью регулирования для эффективного осуществления выставочной деятельности. Плохо используются преимущества крупных выставок, обеспечивающих должный набор услуг по умеренным ценам вследствие положительного эффекта масштаба. Существующее государственное регулирование вследствие непродуманной налоговой политике ведет к торможению выставочной деятельности.
В результате проведенного исследования было установлено, что в Мурманской области проделана немалая работа по созданию благоприятных условий для осуществления выставочно-ярмарочной деятельности. Необходимо отметить, что первый этап Концепции развития выставочной деятельности завершен:
• создан межведомственный организационный комитет по развитию выставочной деятельности;
• сформирован основной календарь выставочных мероприятий, проводимых в Мурманской области;
• сформирована материально-техническая база для проведения выставочных мероприятий в регионе;
• заключены основные соглашения о сотрудничестве с Комитетом выставочной деятельности Северо-Запада Российской Федерации, выставочным комитетом Российской Торгово-промышленной палаты, с выставочными объединениями субъектов Российской Федерации;
• сформирована информационная база по экономике Мурманской области, рыбной отрасли промышленности, топливно-энергетическому комплексу, сельскому хозяйству и продовольствию;
• расширяется межрегиональное и международное сотрудничество, посредством участия предприятий и организаций Мурманской области на комплексных стендах Правительства Мурманской области в рамках действующих соглашений о сотрудничестве между субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.
В представленном сравнительном анализе четко прослеживается процесс увеличения количества выставочных мероприятий, включая выездные мероприятия в Российской Федерации и за рубежом. Это позволяет считать, что постепенно накапливается положительный опыт представления предприятий Мурманской области, как в областном центре, так и путем коллективного участия в выставочных мероприятиях Российской Федерации и за рубежом.
Тем не менее, существует ряд факторов, сдерживающих развитие выставочной деятельности в Мурманской области:
• отсутствие специализированного выставочно-ярмарочного комплекса в Мурманской области и связанная с этим высокая стоимость выставочных услуг, что сдерживает участие в выставках малых и средних предприятий;
• незначительное участие местных производителей товаров и услуг в выставках в Москве, Санкт-Петербурге, городах Северо-Запада России, в зарубежных выставочных мероприятиях.
В данной работе сделаны предложения по созданию выставочного комплекса и по организации коллективного участия мурманских предприятий в выставках и ярмарках в других регионах.
Имеющийся потенциал организаторов, анализ поступающих предложений позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение выездных акций Правительства Мурманской области, с целью закрепления позиций мурманских товаропроизводителей на рынках Российской Федерации и за рубежом, а также позволяет планировать новые выставочные проекты в Мурманской области. Вносимые изменения в выставочный план прежде всего отражают экономику региона, направлены на развитие приоритетных отраслей промышленности Мурманской области. Так одним из пилотных проектов в 2003;2004 году предложено провести новую специализированную выставку «Спорт, отдых, туризм и развлечения». В то же время вносятся предложения о пересмотра сроков проведения и внесении изменений в тематику выставок. Эти изменения учитывают реальную ситуацию на рынке.
В работе дано теоретическое обоснование места и роли выставочной деятельности в процессах современной экономики, а также изучены взаимосвязи выставочных мероприятий с инновационными процессами в обществе. Для достижения этой цели выполнены следующие задачи: исследованы сущность и роль инновационных процессов в развитии обществаисследован процесс организации выставочных мероприятий в регионераскрыта роль выставочно-ярмарочной деятельности в развитии страны и регионасделан сравнительный анализ выставочно-ярмарочной деятельности на примере конкретного регионавыявлены возможности использования выставочных мероприятий для продвижения инновационных проектоввыстроена логическая цепочка взаимосвязей выставочно-ярмарочной деятельности и развития инновационных процессовизучены и систематизированы методы оценки экономической эффективности выставочно-ярмарочных мероприятийпредложены практические рекомендации по применению новых, менее затратных, форм участия предприятий и предпринимателей в выставках, проводимых в других регионах и в управлении выставочной деятельностью для развития инновационных процессов в регионе.
Список литературы
- Закон Мурманской области № 301−01−3МО «Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области», принят Мурманской областной Думой 24.10.01.
- Постановление Правительства Мурманской области от 02.03.04 № 61-ПП «О Координационном совете Мурманской области по научно-технической и инновационной политике»
- Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года
- Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»,
- Закон «О рекламе» от 18.07.95. № 108-ФЗ в ред. Федеральных законов от 18.06.2001 № 76-ФЗ, от 14.12.2001 № 162-ФЗ.
- Инструкция по составлению статистической отчетности об инновационной деятельности промышленного объединения (предприятия): Утв. пост. Госкомстата России от 12.08.94. № 130. М., 1994. С. 4.
- Айзерберг М. Менеджмент рекламы. ТОО «Интелтекс». — М., 1993. -Баблин Е.В. маркетинг и внешнекэкономические связи предприятий. СПб., 1994.
- Акулов В.Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможности использования в современной экономике. СПб.: Издательство СПбГУ, 1993.- 160 с.
- Анохина И. «Возможности регионов севера» // Мурманский вестник, 2001, 31 января.
- Арредондо Л., Искусство деловой презентации, М., 1998.
- Баренц-сотрудничество. // Политика и финансы, 2002, № 5, с. 31−35. Баренцев регион: партнерство и перспективы.
- Блэк С. Выставки и ярмарки. Паблик рилейшнз. Что это такое?, М., 1994, с.99−114.
- Бляхман Л.Н. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учебное пособие для экон. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1991. -228 с.
- Бове.Арене. Современная реклама. Тольятти. 1995 г.
- Быть Москве выставочной. «экспо плюс». 1999 № 1.16.