Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие рынка маслосемян подсолнечника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточное потребление подсолнечного масла населением страны и основными отраслями народного хозяйства во многом связано с тем, что становление и развитие рынка маслосемян подсолнечника происходит медленно и сложно в условиях деинтенсификации агропромышленного производства, разрушения устойчивых экономических связей и действующей в настоящее время системы экономических взаимоотношений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА МАСЛОСЕМЯН ПОДСОЛНЕЧНИКА
    • 1. 1. Экономическая сущность, принципы, функции и особенности функционирования рынка маслосемян подсолнечника
    • 1. 2. Методологические аспекты сущности экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов рынка маслосемян подсолнечника
    • 1. 3. Теоретические основы государственного регулирования рынка маслосемян подсолнечника
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА МАСЛОСЕМЯН ПОДСОЛНЕЧНИКА РЕГИОНА
    • 2. 1. Состояние сырьевой базы рынка маслосемян подсолнечника
    • 2. 2. Анализ формирования организационно-экономических отношений между субъектами рынка маслосемян подсолнечника
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА МАСЛОСЕМЯН ПОДСОЛНЕЧНИКА
    • 3. 1. Государственное регулирование рынка маслосемян подсолнечника
    • 3. 2. Совершенствование организационно-экономических отношений участников рынка маслосемян подсолнечника

Формирование и развитие рынка маслосемян подсолнечника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства маслосемян подсолнечника и обеспечения населения подсолнечным маслом приобрела особую социально-экономическую и политическую значимость в товаропроизводящих регионах, так как от этого напрямую зависит продовольственная безопасность страны.

Структурные изменения в общей посевной площади в сторону увеличения доли посевов маслосемян подсолнечника снижают суммарный эколого-экономический эффект сельскохозяйственного производства, поэтому наращивание посевных площадей под подсолнечником далее практически невозможно, поскольку доля подсолнечника в главных районах его возделывания давно превосходит рациональные пределы.

Недостаточное потребление подсолнечного масла населением страны и основными отраслями народного хозяйства во многом связано с тем, что становление и развитие рынка маслосемян подсолнечника происходит медленно и сложно в условиях деинтенсификации агропромышленного производства, разрушения устойчивых экономических связей и действующей в настоящее время системы экономических взаимоотношений в цепочке товародвижения маслосемян подсолнечника, вызванных, прежде всего, несогласованностью экономических интересов у партнеров-смежников по производству и доведению конечного продукта до потребителя, а также отсутствием действенного механизма государственного регулирования этих процессов.

Поэтому для стабильного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения страны в подсолнечном масле необходимо как наращивание объемов производства маслосемян подсолнечника — основного поставщика товарных ресурсов, так и развитие рынка маслосемян подсолнечника в целях повышения эффективности взаимодействия его субъектов с широким использованием возможностей и рыночных рычагов воздействия на их развитие.

Состояние изученности вопроса. Приоритет научного осмысления в вопросах развития рыночной экономики, роли и значения государственного регулирования в повышении эффективности рыночной системы принадлежит таким видным ученым, как Э. Аткинсон, У. Джевонс, К. Маркс, Дж. Кейнс, Н. Д. Кондратьев, В. И. Ленин, П. Самуэльсон, А. Смит, Ж. Сей, Ф. Хайек и другим. Их труды являются научной базой для проведения новых исследований по проблемам развития рыночной экономики в современных условиях хозяйствования.

Проблеме формирования и развития агропродовольственного рынка уделялось большое внимание на всех этапах развития аграрного производства. Научные, методологические и практические вопросы формирования и функционирования агропродовольственного рынка достаточно полно разработаны в трудах российских ученых: А. И. Алтухова, В. Р. Боева, А. Н. Борисенко, А. С. Васютина, В. Д. Гончарова, В. В. Горлова, В. И. Добросоцкого, И. Б. Загайтова, В. А. Клюкача, В. В. Кузнецова, А. П. Курносова, В. И. Назаренко, А. Н. Романова, А. Ф. Серкова, К. С. Терновых, И. Г. Ушачева, И. Ф. Хицкова, А. Ф. Шишкина и других.

Вопросы возделывания маслосемян подсолнечника освещены в работах отечественных ученых: В. Г. Андрюхова, Ю. П. Бурякова, Д. С. Васильева, В. Г. Заслонкина, Б. А. Зинченко, А. А. Лукашова, Ю. С. Калягина и других.

Вместе с тем мало исследованы вопросы функционирования рынка маслосемян подсолнечника на уровне конкретных регионов. Дискуссионными остаются вопросы, связанные с необходимостью его государственного регулирования. Исследование вопросов совершенствования экономических отношений между субъектами рынка и практическое их решение требуют дополнительных разработок.

Актуальность этих проблем, недостаточная их изученность, а также практическая значимость их решения обусловили выбор темы диссертации, определили цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка научно-методических положений и практических рекомендаций по формированию и развитию регионального рынка маслосемян подсолнечника, повышению эффективности функционирования его субъектов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— раскрыть теоретические положения формирования рынка маслосемян подсолнечника и выявить особенности его функционирования;

— исследовать теоретические и методологические основы сущности экономических взаимоотношений субъектов рынка маслосемян подсолнечника и необходимости его государственного регулирования;

— дать оценку состояния сырьевой базы рынка маслосемян подсолнечника и исследовать проблемы развития взаимоотношений его субъектов;

— определить основные направления развития рынка маслосемян подсолнечника и его государственного регулирования;

— предложить и обосновать на перспективу объемы производства и реализации маслосемян подсолнечника на региональном уровне;

— разработать способы и механизмы совершенствования организационно-экономических отношений на рынке маслосемян подсолнечника.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений формирования и развития рынка маслосемян подсолнечника на региональном уровне.

В качестве объекта исследования выступают хозяйствующие субъекты рынка маслосемян подсолнечника Воронежской области. Детальное рассмотрение вопросов состояния и развития экономических взаимоотношений проведены на материалах ЗАО НПО «Апротек».

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили научные труды ученых-экономистов, посвященные вопросам формирования, функционирования и развития рынка маслосемян подсолнечника.

Нормативно-правовой базой исследования являются: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства и другие нормативные акты, определяющие экономическое развитие АПК России. В качестве информационной базы использовались официальные справочные данные Госкомстата и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, годовые отчеты сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Воронежской области.

Исходной базой исследования послужили научные труды ВНИИЭСХ, ВИАПИ, ВНИЭТУСХ, ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ и других научных учреждений страны, а также нормативно-правовые документы федеральных и региональных органов власти по вопросам развития агропромышленного комплекса, продовольственных рынков.

При решении конкретных задач применялись методы: монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, системного анализа, прогнозирования, расчетно-конструктивный и другие.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса научных и методических положений в области формирования и развития рынка маслосемян подсолнечника, в частности:

— уточнены теоретические и развиты методологические положения формирования и развития рынка маслосемян подсолнечника, который рассматривается автором как система экономических отношений, проявляющихся через согласование и реализацию экономических интересов производителей и потребителей маслосемян подсолнечника в процессе формирования и развития хозяйственных связей на основе товарно-денежных отношений;

— выявлены особенности функционирования рынка маслосемян подсолнечника, обусловленные маркетинговыми свойствами маслосемян подсолнечника как товара, а также спецификой их производства, сбыта и использования;

— на основе оценки современного состояния рынка маслосемян подсолнечника и выявленных тенденций его развития определены основные факторы, влияющие на функционирование рынка: экстенсивный характер производства маслосемян подсолнечника, отсутствие экономически обоснованного территориального размещения производства маслосемян подсолнечника по микрозонам области, нестабильность связей и несовершенство механизмов взаимодействия субъектов рынка при ослаблении государственного регулирования этих процессов;

— определены приоритетные направления развития рынка маслосемян подсолнечника, включающие государственное регулирование на региональном уровне: укрепление сырьевой базы рынкаосуществление государственных закупок маслосемян подсолнечникаформирование системы доступного и эффективного информационного обеспеченияустановление нормативных коэффициентов-соотношений между стоимостью подсолнечника и стоимостью выработанного из него подсолнечного маслауправление масложировым подкомплексом с учетом агромаркетинговой концепции и выделением стратегических зон хозяйствования;

— разработан прогноз развития производства и распределения маслосемян подсолнечника в целях наиболее полного и рационального их использования, определены основные количественные параметры развития рынка маслосемян подсолнечника и уточнены его качественные характеристики;

— разработана методика совершенствования экономических взаимоотношений товаропроизводителей маслосемян подсолнечника с маслоперераба-вающим предприятием, в основу которой положены взаиморасчеты, учитывающие масличность подсолнечника, себестоимость его производства и переработки и совокупный уровень рентабельности по стадиям агропромышленного производства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и практические рекомендации, сформулированные в диссертационной работе, позволяют решать задачи повышения эффективности функционирования рынка маслосемян подсолнечника на основе более активного экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов рынка и государственного регулирования его развития.

Они могут быть исцользованы:

— при разработке программ регионального развития масложирового подкомплекса, основных направлений государственного регулирования спроса и предложения маслосемян подсолнечника;

— в практической деятельности предприятий — субъектов рынка маслосемян подсолнечника и подсолнечного масла.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом НИР отдела «Маркетинга и рыночных отношений» ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ и является составной частью проблемы «Разработать организационно-экономический механизм формирования продовольственного рынка и обеспечения ЦЧР продовольствием на основе развития маркетинговых систем в сфере производства, заготовок, переработки и реализации продукции». (№ Гос. регистрации 01.200 305 298).

Отдельные результаты исследования по развитию рынка маслосемян подсолнечника были использованы при разработке системы ведения агропромышленного производства Воронежской области и вошли в научные отчеты ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях в 2001;2004 годах. Результаты научных исследований опубликованы в 15 работах общим объемом 60,4 п.л., в том числе авторских 4,3 п.л.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 159 наименований. Работа изложена на 186 страницах компьютерного текста, включает 31 таблицу, 16 рисунков, 10 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. С современных позиций уточнены теоретические положения формирования и развития рынка маслосемян подсолнечника, который представляет, на наш взгляд, систему экономических отношений, проявляющихся через согласование и реализацию экономических интересов производителей и потребителей маслосемян подсолнечника в процессе формирования и развития хозяйственных связей на основе товарно-денежных отношений.

2. Функционирование рынка маслосемян подсолнечника обусловлено особенностями, присущими сельскому хозяйству, маркетинговыми свойствами маслосемян как товара: устойчивым спросомхорошей транспортабельностью, но ограниченным сроком хранениязначительной степенью трансформации в процессе товародвижения, а также особенностями, связанными с национальными традициями питания населения, спецификой производства, сбыта и использования подсолнечника: основные производители маслосемян подсолнечника — сельскохозяйственные предприятиястрогое соблюдение агротехники возделывания маслосемян подсолнечникапереработка маслосемян на даваль-ческих условиях и четко выраженный сезонный характер торговли.

3. Исходя из основных теоретических положений, экономические отношения между субъектами рынка маслосемян подсолнечника нами рассматриваются как целостная система взаимодействий хозяйствующих субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления маслосемян подсолнечника, направленных на достижение определенных конечных результатов и проявляющихся через конкретные производственно-экономические связи между ними.

Для достижения единства целей субъектов рынка маслосемян подсолнечника необходимо не только учитывать интересы, но и обеспечивать их согласованность, что в ряде случаев требует централизованного воздействия со стороны государственных органов.

Под государственным регулированием рынка маслосемян подсолнечника понимается комплекс мер, направленных на создание условий, позволяющих рынку проявлять потенциальные возможности и смягчать отрицательные последствия, обеспечивая защиту интересов как производителей, так и потребителей. Государство должно способствовать, с одной стороны, защите доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулированию товарного предложения, а с другой — повышению платежеспособного спроса потребителей.

4. Производство маслосемян подсолнечника в области имеет экстенсивный характер и ведется с грубыми нарушениями севооборотов. Расширение посевных площадей под подсолнечником в области достигло критического уровня и привело к увеличению концентрации посевов подсолнечника.

В среднем по Воронежской области удельный вес посевов подсолнечника в сельскохозяйственных предприятиях в общей посевной площади в 1990 г. не превышал 8%, а к 2002 г. увеличился почти в два раза и составил 14,3% (при научно обоснованной норме — не более 10−12%). Наибольшая концентрация наблюдается в южных и юго-восточных административных районах области, где она достигает 16−20%, а в некоторых районах (Борисоглебский, Поворинский, Петропавловский) плотность посевов варьирует от 24% до 30%.

5. Недостаточная и изношенная материально-техническая база АПК не позволяет соблюдать оптимальные сроки проведения полевых работ и технологию. Доля наиболее урожайных и гибридных сортов подсолнечника в общей посевной площади посева этой культуры не превышает 18−20%, значительные площади засевают некондиционными семенами.

Анализ баланса питательных веществ в почве показывает, что складывается огромный их дефицит из-за сокращения внесения минеральных и органических удобрений. Посевы подсолнечника в недостаточной мере обрабатываются гербицидами и десикантами. В конечном итоге увеличиваются потери и недоборы урожая подсолнечника, снижается его качество.

6. Большое значение для эффективного развития масличного производства имеет рациональное размещение производства подсолнечника по микрозонам с учетом природно-климатических и экономических условий его возделывания. Анализ производства подсолнечника по выделенным микрозонам области показал отсутствие экономически обоснованного его территориального размещения.

7. Постепенное развитие рынка маслосемян подсолнечника и связанные с этим изменения экономических взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с системой заготовок, государством и другими рыночными субъектами отразились на ситуации с реализацией подсолнечника.

Исследования показали, что формы сбыта подсолнечника стали разнообразнее: на контрактной основе, на давальческих условиях, за наличный расчет, сдача под залог. Это повлияло на изменение структуры каналов его сбыта. Так, 1995 г. и 1996 г. по сравнению с 1992 г. характеризуются резким снижением объемов поставок маслосемян подсолнечника заготовительным организациям со 116,6 тыс. т в 1992 г. до 6,8 тыс. т в 1996 г. К 2000 г. этот канал реализации подсолнечника практически перестал существовать.

При этом доля реализации маслосемян подсолнечника перерабатывающим предприятиям и на рынке выросла с 3,4% в1992 г. до 79,5% в 2002 г. Одновременно, в структуре реализации подсолнечника сформировалась тенденция снижения удельного веса каналов по бартерным сделкам и населению.

8. Основными причинами неэффективных экономических отношений между участниками рынка маслосемян подсолнечника являются: отсутствие общих экономических интересов у партнеров-смежниковпреобладание в управлении отраслевого начала, приводящего к дальнейшему разрушению межотраслевых связей и возникновению диспропорций в развитии отраслеймонополизм предприятий по хранению, переработке и торговленарушение эквивалентности межотраслевого обменадисбаланс спроса и предложениянедостатки в экономическом стимулировании, финансово-кредитной системе.

9. Характерной чертой рынка маслосемян подсолнечника является несовершенство экономического механизма его государственного регулирования. В целях повышения эффективности функционирования рынка определены приоритетные направления и предложены экономические и административные меры его государственного регулирования, которые в значительной степени решаются органами власти региона. В этой связи значительно возрастает роль прогнозирования в государственном регулировании на региональном уровне.

На основе разработанного прогноза основными параметрами и характеристиками рынка маслосемян подсолнечника являются: ориентация на стабилизацию посевных площадей под подсолнечником в размере 260−280 тыс. гаполная переработка маслосемян подсолнечника непосредственно в областиудовлетворение внутренних потребностей региона и поставка 66−72 тыс. т подсолнечного масла на межрегиональный рынок.

10. Для улучшения содержания существующих договоров и устранения основных недостатков, выявленных в процессе исследования в условиях да-вальческой модели взаимоотношений, действующей в масложировом подкомплексе, разработан проект Договора давальческой переработки семян подсолнечника, который позволит не только улучшить качество продукции, но и избежать значительных потерь, существенно снизить издержки производства и повысить его эффективность в отраслях агропромышленного комплекса.

11. Для совершенствования экономических взаимоотношений между товаропроизводителями маслосемян подсолнечника и маслоперерабавающим предприятием разработана методика, в основу которой положены взаиморасчеты, учитывающие масличность подсолнечника, себестоимость его производства и переработки и совокупный уровень рентабельности по стадиям агропромышленного производства, что позволит не только обеспечить взаимовыгодные интересы сельскохозяйственных предприятий с маслоперерабатывающим предприятием, но и повысить их ответственность: сельскохозяйственных предприятий — за масличность подсолнечника, маслоперерабатывающего завода — за выход масла при переработке маслосемян подсолнечника.

12. Более приемлемой организационной формой функционирования и развития экономических отношений в масложировом подкомплексе являются агропромышленные ассоциации и корпоративные формирования, в которых взаимоувязаны в единый комплекс производство, заготовка, транспортировка, хранение, переработка и реализация продукции и создан новый производственно-финансовый механизм, обеспечивающий значительное повышение эффективности всей системы экономических отношений.

Одним из таких интегрированных формирований, функционирующих в Воронежской области, является ЗАО НПО «Апротек». Разработанные в диссертации программа поэтапного развития компании «Апротек» и освоения проектной мощности ЗАО «Павловскпродукт» для производства и переработки маслосемян подсолнечника и основные направления ее решения, позволят вести воспроизводственный процесс на расширенной основе, и будут способствовать повышению эффективности функционирования компании ЗАО НПО «Апротек» на рынке маслосемян подсолнечника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации / 4.1. М.: Юрид. Лит., 1994.-240 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации / ч.2. М.: ИНФРА-М, 1996. -352 с.
  3. О государственном регулировании агропромышленного производства. Федеральный закон от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ // Собрание законодательства РФ-1997.-Ст. 3531.
  4. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Федеральный закон от 02.12.1994. № 53-Ф3. //Собр. Законодательства РФ.-1994.-№ 32.
  5. О мерах по реализации Федерального Закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.1995 № 241// Собр. законодательства. 1995. № 12.
  6. О мерах по обеспечению продовольственной безопасности. Постановление Администрации Воронежской области от 14.09.1998 № 890 Web Site: www consultant. ru.
  7. О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 12 октября 1998 г.// Российская газета. -1998. -20 октября.-С. 2.
  8. О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе. Указ Президента Российской Федерации от 116.04.96.-№ 565 // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1996. -№ 6. С. 26.
  9. О лицензировании продукции и услуг. Федеральный Закон от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ // Собрание законодательства РФ -1998. № 37.-Ст. 4123
  10. О сельскохозяйственной кооперации. Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 193 ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. — 1995. -№ 50.-Ст. 4870.
  11. О сертификации продукции и услуг. Закон Российской Федерации от 10.06.1993 г. № 515−1 (ред. От 27.12.1995) // Собрание законодательства РФ -1995. № 26. Ст. 1966.
  12. Об утверждении комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 2000 годы. Постановление Правительства от 5.06.1998 г.- № 593//Web Site: www consultant, ru.
  13. С. Давальчество в Российской промышленности: причины и результаты использования. Вопросы экономики. —2001, № 6.
  14. С., Розанова И. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 138−154.
  15. Агропромышленный комплекс России (состояние и проблемы реформирования) / Сост.: Д. М. Хомяков, Р. А. Искандарян. Общая редакция В. П. Зволинский. М.: Диалог — МГУ. — 1997.- 66 с.
  16. Н.А. Оценка размещения культур по зонам и хозяйствам // Экономика сельского хозяйства. 1972.- № 9.-С.60−65
  17. А. И., Макин Г. И. Региональный продовольственный рынок- проблемы формирования и развития. -М.: 1997.- 150с.
  18. JI.E. Теория экономического анализа: Учебное пособие. -М.: Июра-М, 2001.-222с.
  19. В.А. Методы экономических исследований агропромышленном производстве, М., 1999. —260 с.
  20. И. П. Проблемы устойчивого сельскохозяйственного производства. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. -168 с.
  21. Большая советская энциклопедия Т. 35—656 с.
  22. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азршшяна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с.
  23. Н. Формирование и функционирование механизма стабилизации аграрного рынка//АПК: экономика, управление. -1998,—№ 5, — С. 36−41.
  24. Е.Ф. Основы Экономики.- М.: изд. «Юрист». — 1998, -583 с.
  25. И. Аграрная реформа и рынок // АПК: экономика, управление 1991.-№ 2. С. 67.
  26. И., Фрумкин Б. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях рыночных преобразований //Вопросы экономики. 1993. -№ 3.-С.117−127.
  27. А.С. Экономика: учебник М.: -1996. -632 с.
  28. Д.С. Подсолнечник. М.: Агропромиздат, 1990.-170 с.
  29. Введение в рыночную экономику /Под ред. АЛ. Лившица, И. Н. Никулиной.-М.:-1994. 447 с.
  30. Э. Введение в теорию сельскохозяйственного рынка. М.-1999. -280 с.
  31. Г. В. Пути улучшения качества растительного масла. М.: ЦНИИТЭНпищепром, 1991.-22с.
  32. В. Формирование продовольственного рынка // АПК: экономика, управление. 1996. — № 4. — С. 51−54.
  33. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. -М.:ИЭП, 1996.-128 с.
  34. М.Ф., Стерликов П. Ф., Стерликов Ф. Ф. Экономика: 100 вопро-сов-100 ответов: Учеб. пособие. -М.: Туманит, изд. центр Владос, 1999. -280 с.
  35. Дж.К. Экономические теории и цели общества. -М.:Прогресс, 1976.-407 с.
  36. А.И., Тарасевич Л. С. С-Перербург., ПИТЕР, 1997.- 218 с.
  37. Э. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. А. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. С. Лисовика и В. А. Лукашевича. М. 1996. — 496 с.
  38. Э. Линдсей Д. Рынок: макроэкономическая модель. С-П6.-1992.473с.
  39. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.:МО, -259 с.
  40. Г. П., Мильчакова Н. Н. Теоретическая экономика. Полит экономия М, ЮНИТИ., 1997. — 351 с.
  41. И. Горькие плоды реформ // Коммуна.-1999.- 6 апреля.-С.2.
  42. Загайтов И, Турищев Н. Цены: кто их диктует//Коммуна. -1999. 8 октября.- С. 1−2.
  43. И.Б. Основы аграрной теории: Учебное пособие. Воронеж: ВГАУ, 1996.-194 с.
  44. И.Б. Циклический характер развития АПК и повышение устойчивости воспроизводства: Лекция.- Воронеж: ВГАУ, 1998. 61 с. |
  45. ИБ., Половинкин П. Д. Экономические проблемы повышения устойчивости сельскохозяйственного производства. М.:Экономика 1984.-240 с.
  46. И. Б. Терновых К.С., Коротченков В.И% Камалян А. К. Экономика АПК. Общие закономерности агропромышленного комплекса. -Воронеж: Изд. им. Е. А. Болховитинова, 1999.-287с.
  47. И.Б., Терновых К. С. Шевченко В.Е. Продовольственный кризис 90-х годов: проблемы и способы преодоления. Воронеж: ВГАУ 1999. -247 с.
  48. Е. В. Чарыкова О.Г. Буряченко М. А. Формирование и развитие рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия на принципах маркетинга. Воронеж: НИИЭОАПК ЦЧР РФ, 2001. — 110 с.
  49. Закшевский В. Г Новиков В. М., Хицков И. Ф. Совершенствование финансово-кредитного механизма аграрного сектора.- Воронеж: НИИЭОАПК ЦЧР| РФ-СмНИИСХ, 1998.-139 с.
  50. В.Г. и др. Подсолнечник становится высокодоходной культурой //Земледелие. № 2.-1997.-С.11−12
  51. Е.Ф. Экономика и организация регионального аграрного рынка. М.: АгриПресс, 1996. — 211 с.
  52. И.В. Соотношение рынка масличных культур и растительного масла //Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих пред-приятий.-1999.-№ 3.-С.48−50
  53. В. Без расчета рынок не осилить // Коммуна-1999. -5 октября С. 2.
  54. Интенсивная технология производства подсолнечника /Есенчук Н.И., Гриднев Е. К. и др. М.: Росагропромиздат, 1992.-222с.
  55. А.М. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий: Учебное пособие. Воронеж: ВГАУ, 1995. -108 с.
  56. Дж.М. Общая теория денег М.: 1948. -240 с.
  57. Дж.М. Цит. соч., 1987 325 с.
  58. А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия.- 4-е изд. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.-208 с.
  59. Р.И. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития. М.: Наука, 1993. — 286 с.
  60. Концепция аграрной политики России в 1997—2000 годах / Под ред. Е. С. Строева. М.: ООО «Вершина-Клуб», 1997.- 352 с.
  61. Концепция Программы вывода АПК Воронежской области из кризиса (2000−2010гг.) Воронеж, ВГАУ. -1999. — 36 с.
  62. Я. Тенденции постсоциалистического развития: общий обзор //Вопросы экономики. 1996. ~№ 1. -С. 5−16.
  63. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. -М: Ростинтэр, 1996. 704 с.
  64. Р., Юл Дж. Н. Агропромышленный маркетинг/ Пер с англ. |М. Экономика, 1993.-116с.
  65. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. -М.: Инфра-М, 1997.720 с.
  66. Ю. Основы экономики и организации бизнеса СПб.: ГМП «Форми-на», 1992.- 383 с.
  67. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. П. Любушина. М.: Юнити-Дана, 2000.- 471 с.
  68. Г. Межрегиональные связи и продовольственный рынок//АПК: ркономика, управление. 1998.- № 2.- С.3−10.
  69. Макин Г. И, Хицков И. Ф. Организация регионального АПК при формировании и функционировании рыночной экономики. Воронеж.- 1997. — 99 с.
  70. К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: М.: Республика, — 1992. -399 с.
  71. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.4,6,8,13,18,23.
  72. А. Принципы политической экономики. М.: Прогресс, 1984.-Т.2.-453 с.
  73. .П. Проблемы масличного поля России //Технические культуры.-1989.- № 3.-С.5−6
  74. Е.В. Экономические проблемы обеспечения населения регионов страны растительными жирами. М.: АгроНИИТЭИПП, 1991.-36с.
  75. Масличные и эфиромасличные культуры в ЦЧО. Воронеж: Коммуна, 1929.-Вып. 1.- С.201−243
  76. Ю.С. Климат и произрастание подсолнечника. М.: Гид-рометеоиздат, 1972.-143 с.
  77. Методические программы исследований. Программа научно-технического сотрудничества по фундаментальным и прикладным научным проблемам Общего аграрного рынка государств-участников СНГ на период до 2000 года. М. -1999.- 124 с.
  78. Д.С. Основы политической экономии: В 3-т. T.l. -М.: Прогресс, 1981.-312 с.
  79. Д.С. Основы политической экономии: В 3-т. Т.2. -М.: Прогресс, 1981.-214 с.
  80. Д.С. Основы политической экономии: В 3-т. Т.З. -М.: Прогресс, 1981.-448 с.
  81. А.А. Аграрный кризис 90-х годов XX столетия в России. Орел, 1996.-215 с.
  82. В.Н. Биологизированные севообороты основа современных форм земледелия //Земледелие. — 1998.-№ 5.-С.16
  83. Народохозяйственное социально-экономическое планирование и прогнозирование. М.:Наука, 1989.
  84. Н.Т. Экономика сельского хозяйства. Микроэкономика сельскохозяйственных предприятий. Воронеж. ВГАУ, 1995 216 с.
  85. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. М.: ФиС, 1991.-312 с.
  86. Нуриев.Р. М. Основы экономической теории. Иокроэкономика. Учебник для вузов. М.: Высшая школа. 1996. — 447 с
  87. Об утверждении Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков. Приказ ГКАП России от 26.10.1993.- № 112// Экономика и жизнь. 1998. № 48.
  88. Основные направления агропродовольственной политики Правительства РФ на 2001−2010 годы // Web Site: www csr. ru.
  89. Основные показатели хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Воронежской области: Статистический сборник. -Воронеж: Воронежский комитет по статистике, 2002. 42 с.
  90. Оценка относительной эффективности рыночных форм хозяйствования в АПК. Воронеж, 1997.-47с.
  91. Подсолнечник Центрально-Черноземной зоны. Воронеж, Центр.-Черноз. кн. изд-во, 1969.-220с.
  92. Политическая экономика. Словарь. Под редакцией Ожерельева и др. М.: 1990,-175 с.
  93. Половинкин П Д., Коновалов Б. М. Экономические основы формирования продовольственного рынка. Воронеж: ВГУ.-1996.—43 с.
  94. А. Национальные рыночные модели экономического развития // Российский экономический журнал. -1997. № 12 — С.85−100.
  95. Проблемы современного управления в АПК: Матер, юбил. науч.-практ. конф. -Воронеж: ВГАУ, 1998.
  96. Продовольственное обеспечение России. (Вопросы теории и практики). М.:Колос, 1999. -228 с.
  97. Развитие конкуренции на рынке Российской Федерации//Вопросы экономики. 1995. -№ 11. -С.4 -47.
  98. Развитие основных продуктовых подкомплексов в некоторых зарубежных странах. -М.: ВНИИЭСХ, 1988.-124 с.
  99. Развитие экономических отношений в АПК: СБ. науч. тр. / РАСХН ВНИЭТУСХ. -М, 1991. -197 с.
  100. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т. Г. Морозова, М.П. По-бедина, Г. Б. Поляк и др.- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-304 с.
  101. И.Е., Трещевский Ю. И., Сотников С. М. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. -М.: Издательство Московского государственного социального университета СОЮЗ, 2000. 228 с.
  102. РСФСР за 40 лет. Статистический сборник,-М.: Советская Россия.-I957.-224 е.
  103. РСФСР за 50 лет. ЦСУ РСФСР. Статистический сборник,-М.: Статистика, 1967.-215с.
  104. Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ., 1996. -423 с.
  105. ПЛ. Экономика. Т.1.- М.: Алфавит, 1993. 311с.
  106. Сельское хозяйство Воронежской области: Статистический сборник. -Воронеж: Воронежский комитет по статистке, 2002. 61 с.
  107. Сельское хозяйство РФ в 1991—1998 годах (экономический обзор) //АПК: экономика, управление. -1999. № 12 — С. 17−30.
  108. Сельское хозяйство СССР // Статистический сборник. М.: Статистика, 1960.-С. 10.
  109. Сельскохозяйственное производство России: динамика и эффективность (1970−1999 гг.). -М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, 1999.-148 с.
  110. А.С. Резервы повышения эффективности производства масло-жировой продукции. М.: ЦНИИТЭНпищепром, 1991.-22с.
  111. Н.Е. Методы анализа рынка: Учебное пособие. -М.: Экспертное бюро, 2000. -128 с.
  112. В. Масложировой подкомплекс //АПК: экономика, управление.- 1995.-№ 9.-С. 10−16
  113. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. -М., 1962- 181 с.
  114. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. -Т.2 М.: Л.,-1935 374 с.
  115. Современная экономика. Ростов на Дону: Феникс, 1995, — 608 с.
  116. Современный экономический словарь. М., Инфра М., 1996- 298 с.
  117. Современный экономический словарь. 3-е изд. перераб. и доп., -М.: Инфра-М., 2002 -480 с.
  118. С. Эколого-экономические основы севооборотов. //АПК: экономика, управление.-1998.-№ 3.-С.76
  119. Д.Е. Саморегулирование социалистической экономики. — М.: Экономика,-159 с.
  120. Состояние и перспективы развития масложировой промышленности. М.: АгроНИИТЭПП, 1994.-54с.
  121. Социально-экономическое положение Воронежской области. Воронеж.: Комитет государственной статистики Воронежской области, 2002. -114 с.
  122. Статистические материалы и результаты исследований развития АПК России.- М: Россельхозакадемия, 1999.
  123. Территориальной разделение труда и рынок продукции АПК /А. И. Алтухов, Д. Ф. Вермель, Федичкин А. Г. и др. -Москва: Издательство ВНИЭСХ 1995. -178 с.
  124. Л.Д. Реалии аграрной реформы России // АПК: экономика и управле-ние.-2000. № 7.-С.5−12.
  125. Товары и услуги. Колл. Авторов. М., Экономика. 1990- 263 с.
  126. Толковый словарь рыночной экономики. 2-е издание, М.: Глория, 1993-С. 189.
  127. А. Объективная необходимость государственного регулирования рынка // Международный сельскохозяйственный журнал. -1998. № 3, — С.35−39.
  128. Ю.И. Государственное регулирование экономики в период формирования рыночных отношений. Воронеж: Изд-во ВГУД-1998. — 42 с.
  129. Устойчивость производства и адаптивные системы ведения сельского хозяйства. -Воронеж.: СХИ, 1990. -196 с.
  130. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы. М.: Инфор-магробизнес, 1996. — 99 с.
  131. Физико-географическое районирование ЦЧО /Под ред. Ф.Н. Миль-кова. Воронеж: ВГУ, 1961.-263с.
  132. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М., 1993. -829 с.
  133. ДА., Храмцов Н. С. Экономические основы развития агропромышленной интеграции. Новосибирск, 2000. -110 с.
  134. Г. Государственное регулирование современной смешанной экономики //Вопросы экономики. -1994.- № 11.- С. 80 91.
  135. Ф. Общество свободных. London Overseas Publikations Interchange Ltd., 1990−125 с.
  136. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992 г.-124 с.
  137. И.Ф. Экономика, организация и управление сельским хозяйством в системе АПК: Учебное пособие. -М.:РУ ЦНИИМ, 1994.-214 с.
  138. Л.И. Система государственного регулирования АПКУ/АГТК: экономика, управление. -1996.- № 10.- С. З—7.
  139. В.Н. Особенности и пути выхода из экономического кризиса 1990−1992 гг.// Вестник Московского Университета, -1992.- № 6. С.45−59.
  140. Чжао.Ч. Факторный анализ продовольственного рынка и его развития в рыночной экономики. Автореферат Дисс. К.э.н. Новосибирск, 1999. С. 11.
  141. Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства//АПК: экономика, управление. -1998.-№ 7.- С. 16−22.
  142. B.C. Об основных причинах кризиса АПК и возможных путях выхода из него // Вестник Россельхозакадемии. -1994. № 1. — С. 3−9.
  143. А.Ф. Экономическая теория: Уч. пособие для вузов: В 2 кн. Кн.1. -2-е изд. -М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 1996. 656 с.
  144. А.Ф. Экономическая теория: Уч. пособие для вузов: В 2 кн. Кн.2. -2-е изд. М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 1996 — 352 с.
  145. И. Теория экономического развития/Пер.с англ.-М.: 1982.-190 с.
  146. Экономика АПК. Общие закономерности развития агропромышленно-гокомплекса: курс лекций / И. Б. Загайтов, К. С. Терновых, В. И. Коротченков, А. К. Камалян. Воронеж: издательство им. Е. А. Болховитинова, 1999. — 288 с.
  147. Экономика и организация рыночного хозяйства / Б. К. Злобин, В. И. Кушлина, А. Ф. Румянцева и др.: Учеб. пособие.- М.: Банки и биржи, 1995. 329 с.
  148. Экономика и организация рыночного хозяйства. М.: Луч, 1995.
  149. Экономика предпринимательства: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. -М.: Туманит, изд. центр Владос 1999.- 240 с.
  150. Экономика предпринимательства: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 240 с.
  151. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. Проф. НА. Сафронова. -М.: Юристь, 2000.-584 с.
  152. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Камаева. -М.: Владос, 1998. 532 с.
  153. Экономические проблемы стабилизации и развития АПК России. Т1.-М.-.РАСХН. -1995.-315 с.
  154. Ф. Анти-Дюринг // Маркс.К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. -Т.20. 326 с.
  155. Язык рынка. Словарь- М.: Концерн «Росс», 1992. -С.66
  156. Е. Функции государства в рыночной экономике //Вопросы экономи-ки.-1997.-№ 6.-С. 12−22.
Заполнить форму текущей работой