Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на философские, психологические, педагогические теориичеткостью исходных методологических позицииадекватностью методов исследования цели, объекту, предмету, задачам и логике исследованияширотой и разносторонностью экспериментального исследованиястрогой аргументированностью исходных теоретических положений, логических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы интеграции образовательных учреждений
    • 1. 1. Анализ ведущих тенденций развития образования в России и за рубежом
    • 1. 2. Инновационный образовательный процесс как основа педагогической интеграции
  • Глава 2. Система взаимодействия университетского комплекса и негосударственной начальной школы в процессе осуществления инновационной деятельности
    • 2. 1. Основные направления интеграции деятельности школы и вуза
    • 2. 2. Проектирование инновационной образовательной среды
      • 2. 2. 1. Разработка концепции и модели учреждения по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста
      • 2. 2. 2. Создание и внедрение новых педагогических технологий
      • 2. 2. 3. Оценка эффективности качества образовательного процесса
    • 2. 3. Педагогический эксперимент

Организационно-педагогические условия инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из ведущих принципов современной парадигмы образования выступает его интегративность, что является отражением тенденций общественного развития. Такой подход, согласованный с процессом децентрализации, предполагает создание моделей образовательных систем, обеспечивающих опережающий характер развития образования.

В рамках этого процесса обсуждаются различные проекты модернизации существующих региональных систем образования, которые призваны обеспечить решение таких задач как гармонизация отношений человека с природой путем освоения научной картины мира, стимулирование интеллектуального развития и обогащения мышления через освоение новейших методов познания, успешную социализацию человека путем включения его в существующую культурную, техногенную и компьютеризированную среды.

Важным шагом в развитии образовательной системы на уровне региона может стать создание моделей взаимодействия различных образовательных учреждений, в том числе в рамках университетских комплексов. Такой подход согласуется с идеей формирования региональных учебных округов (РУО), ядром которых выступают местные университеты. Университетский комплекс предоставляет практическую возможность интеграции региональных образовательных учреждений на условиях соучредительства в рамках преемственности образовательных программ и многоуровневой непрерывной схемы обучения, учебных заведений общего и профессионального образования, подчиненных различным ведомствам и министерствам федерального, регионального и муниципального уровней. Это позволяет разрабатывать концептуальные положения по совершенствованию учебного процесса, распространять передовой опыт в обучении, участвовать в разработке национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и т. д. Деятельность РУО позволяет координировать усилия подразделений университета по линии вуз-школа, вуз-ссуз, вуз-послевузовская подготовка.

Другим важным аспектом в процессе реформировании образования в нашей стране стало возрождение и распространение сети негосударственных учебных заведений вследствие демократизации общественных отношений, установления различных видов собственности и изменения законодательной базы. Последовавшие за этими изменениями социальная активность людей и потребность в реализации личностного потенциала у педагогов выразились прежде всего в творческом поиске таких моделей школы, которые могли бы обеспечить раскрытие индивидуальности обучаемых, высокое качество образования, эффективность адаптации выпускников к изменившимся реалиям и конкурентоспособность школы на рынке образовательных услуг.

Данный процесс, в свою очередь, отвечает социальному заказу, направленному на формирование человека, максимально адаптированного к информационному обществу и нацеленного на его совершенствование. В диссертационном исследовании О. А. Кармаевой, посвященному деятельности негосударственных учебных заведений, определены их преимущества перед государственными образовательными школами, в частности:

• возможности выбора содержания и формы образования;

• более гибкая система удовлетворения образовательных запросов населения;

• личностноориентированный процесс обучения.

К названным преимуществам следует добавить более широкие возможности осуществления инновационной деятельности в отсутствие регламентирующих факторов, присущих государственным образовательным учреждениям (бюджет, штатное расписание, нормативная база и др.).

Большинство исследователей (B.JI. Ляудис, Н. Р. Юсуфбекова и др.) понимают под инновационным обучением процесс и результат такой учебной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей культуре, социальной среде. Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. В обществе все большее распространение получает ориентация именно на инновационный тип обучения, в то время как в учебных заведениях преобладает традиционная система обучения и воспитания. Это противоречие во многом объясняет неподготовленность общества к столкновению с новыми ситуациями социальной жизни, неготовность своевременно отозваться на возникающие проблемы — политические, экономические, экологические и др. Ин-новационность как характеристика педагогического процесса относится не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам.

Интенсификация инновационных процессов в педагогике связана не только с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, но и со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества в целом. Одним из важных условий принятия нововведений является психологическая готовность педагогов. Особенно это важно в период, когда школа переживает этап радикальных инновационных изменений, вызванных перестройкой всей жизни общества, который уже привел к переосмыслению теоретического наследия нашей педагогики, возвращению к ее гуманистическим основам.

Отечественными учеными-педагогами проведено немало исследований в области педагогической инноватики (Б.С. Гершунский, В. В. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, Р. Ю. Суфбекова и др.). Этому содействовали разработки, посвященные внедрению в образовательный процесс достижений педагогической науки и опыта педагогов-новаторов (А.А. Арлапов, Ю. К. Бабанский, А. Н. Бойко, Т. В. Новикова, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин и др.).

Другим важным направлением в структуре исследований проблемы инновационных образовательных процессов стали работы Ю. С. Алферова, В. И. Зверева, B.C. Лазарева, С. Д. Полякова, Т. Н. Шамовой, Е. А. Ямбурга и др. по вопросам управления школой, работающей в режиме развития.

С осознанием необходимости разработки проблем, связанных с изучением фона конкретных нововведений, научные интересы стали обращаться к анализу факторов, влияющих на ход инновационных процессов. Анализ проблем такого плана обнаруживается в трудах Г. С. Казаряна, А. И. Пригожина, Н. П. Степанова, М. Ю. Елимовой и др.

В связи с распространением интегративных тенденций и появлением новых моделей образовательных систем представляет интерес рассмотрение вопроса о развитии инновационных процессов в условиях взаимодействия государственных и негосударственных образовательных структур. С другой стороны, как свидетельствует проведенный анализ, к настоящему времени существует очень мало исследований, посвященных проблемам взаимодействия государственного и негосударственного образования.

Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается:

— изменением общественных отношений, возникновением многоукладное&tradeв экономике, в том числе в сфере образования;

— расширением поля деятельности и повышением роли университетов в региональной системе образования;

— необходимостью научного осмысления и методического обеспечения инновационной образовательной деятельности.

Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении инновационных педагогических процессов в интеграционной образовательной среде.

Объектом исследования выступает взаимодействие государственных и негосударственных образовательных структур в педагогическом процессе.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия оптимизации инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии.

Цель исследованиятеоретическое обоснование и разработка модели организационно-педагогического взаимодействия государственных и негосударственных образовательных структур, способствующая оптимизации их инновационной деятельности.

Задачи исследования.

1. Обосновать концептуальные основы взаимодействия государственных и негосударственных образовательных структур.

2. Сформулировать организационно-педагогические условия оптимизации инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии.

3. Разработать модель организационно-педагогического взаимодействия негосударственной начальной школы и регионального университетского комплекса, отвечающую сформулированным условиям.

4. Определить критерии и экспериментально подтвердить эффективность разработанной модели.

Гипотеза исследования. Оптимизация инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии может быть осуществлена при соблюдении следующих условий:

• наличие организационной структуры, обеспечивающей научно-методическое сопровождение инновационных образовательных процессов (идеологию, содержание, технологию и управление);

• проектирование образовательного процесса на основе программно-целевого подхода;

• развитие исследовательской и творческой активности педагогов, формирование у них инновационной культуры мышления;

• диагностика педагогических результатов внедрения инноваций.

Общеметодологической базой исследования стали положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационногоидеи гуманизации и демократизации образования.

В качестве специальной методологии исследования выступают системный, деятельностный и синергетический подходы.

Теоретической основой диссертационного исследования явились концепции общей и педагогической инноватики (К.Ангеловски, Ю. Вооглайд,.

В.М.Дунченко, В.А.Кан-Калик, М. Ю. Климова, Н. И. Лапин, Б. Мор, Л. С. Подымова, А. И. Пригожин, Э. Роджерс, Б. В. Сазонов, Н. В. Степанов, В. С. Толстой, И. Шумпетер, Р. Н. Юсуфбекова и др.) — теории рефлексивного управления целостным педагогическим процессом (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, А. А. Баталов, Е. В. Бондаревская, Ю. В. Васильев, З. И. Васильева, Б. З. Вульфов, Т. А. Давыденко, В. С. Ильин, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, В. И. Петрова, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Н. Е. Щуркова и др.) — теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А. Я. Данилюк, М.В. Кла-рин, Ю. С. Тюнников и др.) — теории целеполагания (Е.Л. Белкин, В.П. Беспаль-ко, Б. Блум, И. Я. Лернер и др.).

Методы исследования:

— теоретический анализ (теоретическое обобщение, системный анализ, моделирование);

— диагностика (анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос и т. п.);

— педагогический эксперимент;

— статистическая обработка данных педагогического эксперимента.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились педагогический факультет Адыгейского государственного университета и негосударственное образовательное учреждение «Центр интеллектуального развития ребенка». Исследованием на различных его этапах были охвачены учащиеся, студенты и педагоги — всего более 300 человек. Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе (1998;1999 гг.) осуществлялся анализ научно-методической литературы по вопросам моделирования образовательных систем, оценки их эффективностиизучались ведущие идеи педагогической инноватикиопределялись исходные параметры исследования. На втором этапе (1999;2002 гг.) определялась структура и содержание процесса педагогического взаимодействия государственных и негосударственных образовательных структурразрабатывалась модель их инновационной деятельности. На третьем этапе (2003;2004 гг.) осуществлялся качественный анализ результатов исследования, их математическая обработкаформулирование выводов и оформление диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основой взаимодействия государственных и негосударственных образовательных структур выступает инновационная деятельность, осуществление которой приводит к позитивным изменениям в образовательной среде.

2. Оптимизация инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии обеспечивается совокупностью условий:

— наличие организационной структуры, осуществляющей научно-методическое руководство инновационными процессами;

— использование программно-целевого подхода к проектированию образовательной системы;

— развитие исследовательской и творческой активности педагогов;

— диагностика педагогических результатов.

Реализация данных условий способствует формированию инновационной образовательной среды как пространства взаимодействия субъектов инновационного процесса.

3. Критериями эффективности инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур, взаимодействующих в педагогическом процессе, является повышение степени удовлетворенности образовательных запросов его субъектов — учащихся, их родителей и педагогов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнены понятия «инновационный образовательный процесс», «инновационная образовательная среда» применительно к интеграционной образовательной системе «школа-вуз».

2. Разработаны концептуальные основы взаимодействия государственных и негосударственных образовательных структур.

3. Определена совокупность условий, обеспечивающих оптимизацию инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии.

4. Разработана модель инновационной образовательной среды как пространства взаимодействия субъектов инновационного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке системы организационно-педагогического взаимодействия государственных и негосударственных структур в условиях осуществления ими инновационной деятельности. Основными компонентами данной системы выступают структура и содержание инновационной деятельности, способы, формы ее реализации и критерии эффективности.

Практическая значимость обусловлена созданием модели взаимодействия негосударственной школы и регионального университетского комплекса и ее реализацией на этапе начального обучения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на философские, психологические, педагогические теориичеткостью исходных методологических позицииадекватностью методов исследования цели, объекту, предмету, задачам и логике исследованияширотой и разносторонностью экспериментального исследованиястрогой аргументированностью исходных теоретических положений, логических выводов работы, результатами экспериментальной проверки основных положений диссертации, подтвержденными методами математической статистики, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях Адыгейского госуниверситета (1999, 2000 гг.), г. Майкоп, научно-практических конференциях Адыгейского филиала Московского открытого социального университета (2002,2003 гг.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Выводы ко 2 главе.

1. Эффективность реализации инновационных процессов в образовательной среде может быть существенно повышена при обеспечении организационно-педагогического взаимодействия образовательных структур разного уровня, форм собственности, типов и видов.

2. Оптимизации инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии способствует наличие научно-методической структуры, координирующей инновационную деятельностьпрограммно-целевой подход к проектированию образовательного процессаразвитие исследовательской и творческой активности педагоговмониторинг результатов внедрения педагогических инноваций.

3. Оценка успешности инновационной деятельности в интеграционном образовательном пространстве может быть осуществлена на основе показателей учебных достижений учащихся, влияния новых технологий на их психофизиологическое состояние и развитиеизменения уровня профессиональной компетентности педагогов и удовлетворенности образовательным процессом.

Заключение

.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целями и задачами получены следующие выводы и результаты:

1. На основе анализа тенденций развития образования в нашей стране и за рубежом обоснована перспективность интеграции образовательных учреждений разных форм, типов и видов. В условиях региона роль интегратора может быть отведена местным университетам как центрам науки, просвещения и культуры. Университетский комплекс предоставляет практическую возможность для создания моделей взаимодействия региональных учебных заведений в целях совершенствования образовательного процесса на всех уровнях на основе преемственности, целостности и системности.

2. Изменения социально-экономических и общественно-политических отношений существенным образом оказали существенное влияние на развитие сферы образования, обусловили поиск новых форм и структур учебно-воспитательной деятельности, стимулировали создание новых типов учебных заведений, в том числе негосударственных. К числу преимуществ негосударственных учебных учреждений следует отнести следующие: возможности для свободного выбора содержания и формы учебно-воспитательного процесса, более гибкую систему удовлетворения образовательных запросов населения, личностно-ориентированный подход и инновационный характер образования.

3. Эффективность деятельности негосударственных учебных заведений может быть повышена при обеспечении их тесного взаимодействия с государственными образовательными структурами, в основе которого лежит инновационный образовательный процесс, направленный на конструктивное преобразование педагогической деятельности. Процесс реализации инновационного образовательного процесса в условиях организационно-педагогического взаимодействия государственных и негосударственных образовательных структур включает в себя концептуальную основу, содержание и технологию.

4. Условиями оптимизации инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии являются следующие:

• наличие организационной структуры, обеспечивающей научно-методическое сопровождение инновационных образовательных процессов (идеологию, содержание, технологию и управление);

• проектирование образовательного процесса на основе программно-целевого подхода;

• развитие исследовательской и творческой активности педагогов, формирование у них инновационной культуры мышления;

• диагностика педагогических результатов внедрения инноваций.

5. В исследовании разработана модель взаимодействия негосударственной начальной школы и регионального университетского комплекса, реализация которой обеспечивает формирование инновационной образовательной среды — пространства деятельности субъектов инновационного образовательного процесса. Предложен механизм создания и внедрения в школьную практику и процесс подготовки будущих учителей новых педагогических технологий.

6. Апробация разработанной модели выявила положительную динамику показателей эффективности инновационной образовательной среды: уровня обученности учащихся, развития их умственных способностей, роста профессионального мастерства и степени удовлетворенности образовательным процессом у педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Новиков В. Н. Образование в контексте антикризисной политики (тезисы к программе действия) // Народное образование — 1993, № 6. -С. 32−36.
  2. Н.Г., Громыко Ю. В., Дмитриев Д. Б., Рубцов В.В., Слободчиков
  3. B.И. Проект федеральной программы развития российского образования. -М., 1993.
  4. Ш. А. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников: Экспериментальн. пед. исслед. М., 1984.
  5. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. -104с.
  6. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей личности //Вопросы психологии, 1992, №№ 1−2.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. С. 192.
  8. Н.И., Иванов Д. Е., Толстое Н. С. Проблемы управления образованием. Ин-т общ. образ. МО Р.Ф., Чувашский ин-т повыш. квалиф., Чебоксары, 1990.-С. 120.
  9. А.В. Новые подходы к решению проблемы аттестации и переподготовки преподавателей начального звена // Начальная школа, 1994, № 3.1. C.22−23.
  10. Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
  11. Высшая школа, 1980. С. 469. 11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  12. В.П. Дидактические основы программированного управления процессом обучения. М.: Высшая школа, 1970. С. 300.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  14. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. — 107с.
  15. Бестужев-Лада И.В. и др. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования. М., 2000. 192 с.
  16. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  17. П.Богданова Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 994. — 67с.
  18. Г. М. К вопросу формирования университетского образовательного округа как центра образования и культуры Калмыкии// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. 4.1. -Ростов н/Д. Изд-во РГПУ, 1997. -С. 17−18.
  19. Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг // Информатика и образование. 2000. № 8. С. 18−21.
  20. Дж. и др. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция // Перспективы. Вопросы образования. Париж, 1983.
  21. В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988. -74с.
  22. Дж. Процесс обучения. Перев. с англ. Тихомирова O.K. / Под ред. действ, чл. АНН РСФСР проф. Лурия А. Р. — М., 1962. — 84с.
  23. А.В. О субъекте мышления и творчестве / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.39−56.
  24. В.П. Развитие дополнительного образования: региональный аспект/ Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тез. докл. -М., 1996. -С. 13−14.
  25. Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. — 365с.
  26. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошк. восп., 1972, № 1.-С.31−35.
  27. Возрастные индивидуальные особенности образного мышления учащихся./ Под ред. Якиманской И. С., -М., 1989. -221с.
  28. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  29. Л.С. Собрание сочинений. T. I-VI. М.: Педагогика, 1984. -488с.
  30. Г. Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой. Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1985. 107 с.
  31. В.В. Становление новой педагогической парадигмы и массовое педагогическое сознание // Инновационные процессы в образовании. Сб. научных трудов ТГУ. Тюмень, 1990. С. 75−81.
  32. Ю.Н. Выбор специальности в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Автореферат дисс. канд. педагог, наук. -Екатеринбург, 1995.
  33. П.Я. Введение в психологию. -М., 1976. -149с.
  34. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. -М., 1968. -135с.
  35. П.Я., Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. -М., 1972. -262с.
  36. П.Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Пиаже Ж. о развитии детского мышления.// Послесловие, Флейвел Д. Л. Генетическая психология Жана Пиаже. -М., 1967. -С. 596−621.
  37. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. — 608 с.
  38. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. 218 с.
  39. Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. Сб. переводов. Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Прогресс. 1965. -С.433−456.
  40. В.В., Шмаков Э. Н. Комплексная система дополнительного образования в техническом университете/ Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тез. докл. -М., 1996. -С. 32−33.
  41. М.М., Краснянская К. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. -М., 1977. 134с.
  42. Ю.В., Давыдов В. В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 г.// Народное образование. Январь-март 1993. -С.3−15.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240с.
  44. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.- 112с.
  45. В.В., Громыко Ю. В. Образование как средство развития региональных общественных систем // Вопросы методологии. М., 1992. -С. 15−22.
  46. М.Ш. Модель взаимодействия школы и вуза в условиях регионального университетского комплекса//Вестник АГУ. -№ 11.-2003.-С.161−162.
  47. М.Ш. Негосударственные образовательные учреждения в региональной системе образования // Вестник АГУ. № 4. — 2002. — С.240−241.
  48. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя) / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997. -222 с.
  49. Дик Ю.И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С.42−47.
  50. Э.Д. школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М., 1996.
  51. Л.М. Творческая мастерская как форма организации учебного процесса в начальной школе. Майкоп: изд-во «Аякс», 2001. — 40с.
  52. В.М. Психология общих способностей. Спб., 1999.
  53. В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М., 1996. -224 с.
  54. В.Н. Психология интеллекта // Педагогика, 1998, № 2. С. 32−34.
  55. Е.Б., Николаева Л. А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития. М.: Педагогика, 1995. -С.39−44.
  56. М.Е. Институт повышения квалификации в системе региональной образовательной политики/ Проблемы совершенствования организацииповышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тез. докл. -М., 1996.-С. 47−49.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).
  58. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Лияудис. -М., 1994.-203 с.
  59. А.Г. Организационно-педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе. Автореферат дисс. докт. педагог, наук. -М., 1997.
  60. О.А. Ведущие тенденции развития негосударственных учебных заведений в России. Автореферат дисс. докт. педагог, наук. -М., 1997.
  61. О.А. Организационно-педагогические основы системы образования в негосударственных образовательных заведениях России. М.: ИОО МО РФ, 1996. -265с.
  62. О.А. Современное содержание образования в негосударственных учебных заведениях. -М.: ИОО МО РФ, 1995. -161с.
  63. Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей\ Вопросы психологии. 1985, № 2. -С.3−16.
  64. А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях / Автореф. канд. дисс. -М., 1995.
  65. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. -М., 1994. 143с.
  66. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. 1993, № 1.-С. 13−23.
  67. Л.Ф., Гурченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования.-М., 1991.-272 с.
  68. Я.А. Великая дидактика //Педагогическое наследие. -М., 1989. -С. 11−105.
  69. Концепция модернизации российского образования
  70. Концепция образовательной деятельности негосударственного образовательного учреждения. М., 1994.
  71. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. — 112 с.
  72. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися/ Под ред. Л. В. Пановой и В. И. Панова. -М.: Молодая гвардия. -137с.
  73. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы. Автореферат дисс. докт. педагог, наук. -Майкоп, 1998.
  74. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984, № 1. С.20−26.
  75. Л.Е. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 112с.
  76. В.А. Специализированные школы: развитие таланта // Советская педагогика. 1990, № 6. С. 15−18.
  77. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. -М., 1993.
  78. М.В. Как сделать хорошую школу. М.: Педагогика, 2000.
  79. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М., 1988.
  80. B.C. Содержание образования. М., 1989.
  81. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М., Высшая школа, 1991. 224 с.
  82. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -279с.
  83. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. -T.I. -М., 1983. -392с., -Т. II. -М., 1983. -320с.
  84. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984. — С. 162−171.
  85. И.Я. Дидактическая модель учебного процесса // Первое сентября, 1996.
  86. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. -М., 1995.
  87. Г. И. Психолого-педагогические основы формирован региональной образовательной политики (на примере Калужской области). Автореферат дисс. канд. педагог, наук. -М., 1995.
  88. Г. Л. Об интегрированном курсе математики и информатики в начальной школе/ Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4.2. Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсеева, 1998. — С.3−4.
  89. Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационная культура как составляющая часть математического образования младших школьников // Информатика и образование. 2000. — № 1.
  90. Г. Л., Сергеева Т. Ф. Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения математике в начальной школе // Начальная школа. 1999.-№ 11.
  91. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
  92. В.Я. Психология инновационного обучения в диалоге с культурно-исторической психологией Л.С.Выготского/ Известия академии педагогических наук, -М., 1996. -С.74−81.
  93. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998. — 344 с.
  94. А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб., 1996. — 304 с.
  95. А.С., Понарина Н. Н. Интеграционная образовательная система по работе с одаренными детьми в условиях региона. -Майкоп: изд-во АГУ, 1998.-71с.
  96. Ю.Т., Шпарева Г. Т., Сергеева Т. Ф., Маламуд А. С. Проблема одаренности и новая региональная образовательная модель. Майкоп, 1996. -49с.
  97. Г. Д. Диагностика психического развития детей. -М.:ЛИНКА-ПРЕСС. 1997. 176с.
  98. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 257с.
  99. С.В. Формирование элементов информационной культуры школьников при обучении математике. Дис. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. -М, 1991.-175с.
  100. С.М. Формирование элементов информационной культуры при обучении математики в 5−6 классах. Автореферат дисс. канд. педагог, наук. 1994.
  101. На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — 400 с.
  102. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект.
  103. Р.С. Психология. 2-е изд. — М., 1995. — 546с.
  104. Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 632 с.
  105. Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999. — 176с.
  106. А.М., Новиков Д. А. Образовательный проект. М.: Эгвес, 2004. -120 с.
  107. Образование: Традиции и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Вилотиевича. М.: РАО, 1997. — 326с.
  108. Образование: Традиции и инновации в условиях социальных перемен/Под ред.Г. Глейзера, М. Вилотиевича. -М.: РАО, 1997. -326с.
  109. А.Н. и др. Инновация в школе: характер и результаты // Народное образование, 1993, № 6. С. 16−32.
  110. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. № 3.
  111. А.А. Целевой подход к управлению школой. В кн. «Новые исследования в педагогических науках». М.: Педагогика, 1982, № 2 (42). С. 53−55.
  112. Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416с.
  113. Педагогический мониторинга тестирование как составные части управления и контроля учебно-воспитательным процессом в средней школе. (Учебно-методическое пособие). Ростов-на-Дону, 1997. — 189с.
  114. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / Пер. с фр. -М., 1991. -248с.
  115. В.Е. Педагогика. 4.3. Технология развивающего обучения. -Майкоп: Изд-во АГУ, 1998. 72с.
  116. П.И. Педагогика. Уч. пособие., М., 1995. 637 с.
  117. Л.В. Учитель для одаренных // В кн. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. С.203−214.
  118. Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тезисы докладов. Вып. I. М.: ГАУ, 1996.-82 с.
  119. Программы. Начальные классы (1−4 классы одиннадцатилетней школы). -М., 1985.-145 с.
  120. Программы. Начальные классы. (1−3 классы). М., 1988. — 191с.
  121. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под. ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979.
  122. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. -М.: Наука, 1975.
  123. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика, 1998, № 5. С.17−22.
  124. Дж. С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.214−242.
  125. Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Советская педагогика, 1991. С. 33−38.
  126. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. — 147с.
  127. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Педагогика, 1989. -Т.1. -369с.
  128. В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997.
  129. В.М., Базылевич Т. Ф., Потемкина О. В. Индивидуальность человека и общественная практика // Индивидуальность и способности / Под ред. Дружинина В. Н. и др. М.: ИПАН, 1994. — С. 3−42.
  130. А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности// Педагогика, 1998, № 3. С.24−29.
  131. А.И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. М.: педагогическое общество России, 2003. — 144 с.
  132. Г. К. Современные педагогические технологии. М.: Просвещение, 1999.
  133. В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. М., 2000. — 136 с.
  134. Т.Ф. Информационно-категориальный подход к обучению математике детей дошкольного и младшего школьного возраста. Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. — 160с.
  135. Т.Ф., Маламуд А. С. Университетский научно-образовательный комплекс как модель системы по реализации интеллектуального и культурного потенциала региона // Вестник Адыгейского государственного университета. 1998.-№ 1.-С. 175−176.
  136. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия. 1995. — 192с.
  137. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 1999 — 430с.
  138. В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: методология, теория, технология. Автореферат дисс. докт. педагог, наук. -М., 1993.
  139. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  140. В.А. Проблемно-целевой подход к формированию социально-активной личности учителя // Теория и практика высшего педагогического образования. М.: МТПЦ, 1984. С. 3−15.
  141. В.А. Инновационность один из принципов педагогики // Педагогическое образование и наука. — М., 2000. — № 1. — С. 38−44.
  142. В.А., Тамарин В. Э. методологическая структура учителя // Советская педагогика, 1990. № 7.
  143. В.И. О содержательной интерпретации индивидуально-типологических свойств личности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.1. — М.: Об-во психологов СССР, 1983. — С. 11−12.
  144. В.Ф., Чирва А. Н. Путешествие в страну тайн (познавательные игры). М.: Новая школа, 1993. — 208 с.
  145. Современная гимназия и универсальное образование. Сб. статей. М.: Ин-терпракс, 1995. 189 с.
  146. Современная начальная школа и подготовка учителя (Сб. тезисов региональной научно-практической конференции). -Владикавказ, 2000. 151 с.
  147. B.C. О государственной политике в области образования. -М.: Педагогика, 1994, № 6. С. 13−17.
  148. B.C. О государственной политике в области образования. М.: Педагогика, 1994, № 6. — С. 13−17.
  149. Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах. Постановление правительства РФ от 31 марта 1997 г., № 360 / Сб. Собрание законодательства РФ, № 19, 12 мая 1997 г. С.3818−3819.
  150. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. — 173 с.
  151. Е.В. Личностные факторы развития творчества // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». -М., 1991.-С. 215−230.
  152. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М., 1999.-264 с.
  153. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташникова. М., 2000. -448 с.
  154. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. — М., 2000. -448 с.
  155. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / B.C. Лазарев, М. М. Поташник и др. М.: Новая школа, 1995.-462 с.
  156. Управление современной школой. Пособие для директора. РАО, 1992. -167 с.
  157. Г. А. Диагностика психических особенностей дошкольника. М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 96 с.
  158. Учебные стандарты школ России. Кн.1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред.В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998. — 380 с.
  159. Учебные стандарты школ России. Кн.2. Математика. Естественнонаучные дисциплины / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.:ТЦ Сфера, Прометей, 1998. — 336 с.
  160. Л.Р. Организационно-педагогические условия эффективности управления научно-методическим обеспечением учителей общеобразовательных школ в современных условиях (на материалах г. Москвы). Автореферат дисс. канд. педагог, наук. -М., 1999.
  161. Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Сб. научных трудов. Сыктывкар: Коми гос. пед. ин-т, 1993. -142 с.
  162. Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии). М., 1993.
  163. М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта/ Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. -С. 295−314.
  164. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та. М: Изд-во «Барс», 1997. — 392с.
  165. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. -М.: Педагогика, 1989. -192с.
  166. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998. — 144 с.
  167. В.Э. Развитие способностей (школьников) // Воспитание школьников. 1990, № 4. С.32−37.
  168. JI.B. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личностью: Автореферат дисс. канд. психологич. наук. Киев, 1993.
  169. В.Д. Деятельность и способности. -М., 1994. -315с.
  170. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
  171. Школа нового типа. 4.1. Школа-гимназия. Школа-лицей. Школа-ВУЗ. — М., 1991.-60 с.
  172. Г. Т. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях города: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 1997.
  173. Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 800с.
  174. Экономический справочник директора школы. М., 1995. — 264с.
  175. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с.
  176. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966. — С. 13−53.
  177. B.C. О «наивной» и «культурной» креативности / Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 127−142.
  178. И.С. Развивающее обучение. М., 1979. 119 с.
  179. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М., 1997. -227с.
  180. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
  181. Gardner Н. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. N.Y., 1985. -245p.
  182. Heller K.A. The Nature and Development of Giftedness: a Longitudinal Study // European Journal for High Ability. 1991, N 2. P. 174−178.
  183. Renzulli J.S. The Three-Ring-Conception of Giftedness: a Developmental Model for creative Productivity // Conceptions of giftedness. Ed. Sternberg R.J., Davidson J.E. -N.Y.: Cambr. Univer. Press, 1986. P. 53−92.
  184. Torrance E.P. The nature of the creativity as main test in its testing // R. J. Sternberg (Ed.). The nature of creativity. N.Y., 1988. P. 43−75.151
Заполнить форму текущей работой