Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись путем публикаций и участия в научных конференциях: всероссийских — «Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека» (Казань, 2005) — «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Марий-Эл, 2005) — «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическое обоснование нарадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе
    • 1. 1. Теоретический анализ сущностных характеристик оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе
    • 1. 2. Теоретический анализ возможностей парадигмального подхода к оптимизации целеполагапия в обучении гумапитарпым предметам в вузе
    • 1. 3. Оптимизация студентов процесса и результата предметам в целеполагания па основе в обучении гуманитарным вузе применения парадигмального подхода
  • Глава.
    • II. Опытно экснериментальная проверка оптимальпости целеполагапия в реальной практике обучения студептов гумапитарпым предметам в вузе и его оптимизация на основе применения парадигмалыюго подхода
      • 2. 1. Экспертная оценка оптимальности целеполагания в образовательных программах, учебпиках и учебных пособиях по гуманитарным предметам в вузе
      • 2. 2. Эксперимептальная проверка оптимальности спроектированной базовой модели целей обучения студентов гуманитарным предметам в вузе
  • Заключение
  • Литература Приложепия

Парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современные условия развития общества и модернизация системы высшего гуманитарного образования в условиях рыночной экономики требуют появления новых подходов к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе.

Среди требований, выдвигаемых обществом к человеку, важное место занимает требование целостности, предполагающее разностороннее и гармоничное развитие человека, развитость в одинаковой мере его когнитивной, личностной и деятельностной сфер. Следовательно, целеполагание в обучении гуманитарным предметам должно быть ориентировано на воспитание студента как целостного человека.

Пересмотр содержания высшего гуманитарного образования с позиций целостности требует диагностики оптимальности целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе в образовательных (типовых и рабочих) программах, учебниках и учебных пособиях, в практической деятельности преподавателей и студентов, проектировании новых подходов к оптимизации целеполагания.

Однако, экспертная оценка оптимальности целеполагания показывает, что оно не соответствует задачам, поставленным современным обществом перед высшей школой, не способствует формированию студента как целостного человека, следовательно, неоптимально.

Особо следует выделить следующие недостатки целеполагания: 1) его односторонний, преимущественно, знаниецентристский, характер. Знаниевая компонента составляет в среднем 65 — 75% общей совокупности требований к подготовке специалистов (Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин) [242]. Сложившиеся образовательные практики нацелены на передачу максимального объема знаний, тем самым недооценивается духовно — нравственная основа становления и развития человека (А.С. Запесоцкий) [79, с.51]. Не является исключением и современный гуманитарный учебник (особенно по таким дисциплинам, как «Философия», «История Отечества», «Культурология»), представляющий собой преимущественно систему знания, которую студент должен усвоить [99].

2)Слабая представленность в современных учебниках целей, ориентированных на развитие личностной и деятелыюстной сфер студента, культурных, аксиологических, креативных, конкурентностных, гуманистических и других не менее значимых качеств.

Наличие таких неоптимальных характеристик целеполагания в обучении гуманитарным предметам в вузе, как бессистемность, диспропорциональность и несогласованность целей обучения полностью отражает ситуацию, сложившуюся в настоящее время на образовательном «поле» межпарадигмального взаимодействия, отличающуюся противостоянием, конкурентной борьбой разных парадигмальных подходов к организации содержания высшего образования, отсутствием интегративности и оптимальной соотнесенности парадигмальных подходов в деле построения наиболее качественной системы содержания высшего гуманитарного образования.

Каждая образовательная парадигма, будь то знаниево — ориентированная, деятельностная, личностно — ориентированная, культурологическая, мировоззренческая, гуманистическая и т. п., продвигаемая той или иной группой представителей научного сообщества, претендует на «первенство», право занять главенствующую позицию в образовательном пространстве, а значит, и на право считаться базовой парадигмой для проектирования определенного типа целей обучения гуманитарным предметам в вузе.

Таким образом, сложившаяся ситуация межпарадигмальных «противодействий» вступает в противоречие с необходимостью оптимизации целеполагания в обучении гуманитарным предметам в вузе с позиции целостности, а значит, оптимальной соотнесенности образовательных парадигм как «базисов» для проектирования на их основе определенных целей обучения разной направленности, и, следовательно, требует своего научного решения.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования — «как, опираясь на образовательные парадигмы, осуществить оптимизацию целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе?».

В контексте данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе.

Объект исследования: процесс и результаты оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе на основе применения парадигмального подхода.

Предмет исследования: парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе.

Гипотеза исследования: оптимизация целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе будет успешной в том случае, если:

1) осуществить постановку целей обучения с учетом обучающих, воспитательных и развивающих возможностей образовательных парадигм (т.е. реализовать парадигмальный подход);

2) на основе существующих (базовых) образовательных парадигм спроектировать парадигмальные группы целей обучения, структурировав их с точки зрения оптимальной соотнесенности в составе содержательной макроструктуры, а также оптимальной соотнесенности знаниевого, личностного и деятельностного параметров их содержательных микроструктур.

Задачи исследования:

1 .Теоретически обосновать и осуществить парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе, выделив, структурировав и интегрировав для этого базовые образовательные парадигмы.

2.Доказать целесообразность парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе на базе интегративной многомерной модели целей обучения гуманитарным предметам.

3.Экспериментально проверить оптимальность целеполагания в реальной практике обучения студентов гуманитарным предметам в вузе по критериям системности и гармоничности.

4,Осуществить оптимизацию целеполагания в реальной практике обучения студентов гуманитарным предметам в вузе на основе применения парадигмального подхода.

В качестве методологической основы исследования избраны:

1) системно — структурный подход, воплотивший в себе целый комплекс диалектических идей, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Его специфика, ориентирующая исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину, наиболее адекватна целям исследования (А.Н.Аверьянов, С. И. Архангельский, В. Г. Афанасьев, С. Б. Беспалько, И. В. Блауберг, В. А. Ганзен, М. С. Каган, Л. А. Колесников, В. П. Кузьмин и др.);

2) деятельностный подход, «предполагающий выделение таких единиц анализа, которые бы не позволяли исследователю утрачивать специфику деятельности» (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн др.) [55,с. 16];

3) личностный подход, выдвигающий в качестве приоритетной в процессе обучения личностью — смысловую сферу обучающегося [254, с. 114], предполагающий наличие возможности для каждого педагога или студента вкладывать в свою деятельность личный смысл и позицию (В.А.Хуторской) [247, с.5]. В частности, постановка целей обучения гуманитарным предметам в вузе рассматривается с точки зрения учета интересов студентов. Личностная ориентация в данном случае направлена не на студента, а исходит от него самого;

4) целостный подход к оптимизации целеполагания, связанный с выявлением актуальных парадигмальных групп целей обучения и их интеграцией с точки зрения оптимальной соотнесенности в составе макроструктуры содержательной структуры модели целей обучения студентов гуманитарным предметам в вузе.

В качестве теоретических основ исследования избраны:

1) теория целеполагания в педагогике (Т.И.Батурина, Б. Блум, М. В. Кларин, Т. Д. Потапова, Н. Ю. Хусаинова и др.);

2) теория оптимизации обучения (С.И.Архангельский, А. Д. Алферов, Ю. К. Бабанский, Г. И. Батурина, У. Байер, В. П. Беспалько, Е. Л. Белкин, В. М. Блинов, А. А. Вербицкий, В. Ф. Габдулхаков, М. А. Данилов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Т. А. Мамигонова, А. М. Моисеев, М. М. Поташник и др.).

Теоретическое обоснование парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе стало возможным благодаря изучению научных трудов авторов, работающих в рамках следующих образовательных парадигм:

1) знаниево — ориентированная (А.П.Беляева, Н. И. Думченко, Л. Я. Зорина, Е.Н.Кабанова-Меллер, А. А. Кирсанов, И. Д. Клочков, В. В. Краевский, В. С. Леднев, А. К. Маркова, М. И. Махмутов, Е. Н. Милерян, А. А. Пинский, Н. А. Половникова, З. А. Решетова, В. В. Чебышев, С. А. Шапоринский и др.);

2) деятельностная (Г.А.Атанов, Н. М. Ахмерова, Б. Ц. Бадмаев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. А. Кальней, А. В. Купавцев, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Е. И. Машбиц, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, Л. Г. Петерсон, З. А. Решетова, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.);

3) личностно — ориентированная (Н.А.Алексеев, Г. М. Анохина, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, А. Я. Данилюк, Э. Ф. Зеер, В. Г. Разумовский, Г. М. Романцев, В. В. Сериков, Б. Е. Фишман, И. С. Якиманская и др.);

4) культурологическая (М.М.Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, И. Е. Видт, Ю. Г. Волков, Л. А. Волович, О. В. Гукаленко, А. Н. Дахин,.

A.С.Запесоцкий, И. Я. Лернер, Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масленникова и др.);

5) мировоззренческая (М.П.Арутюнян, Е. Ф. Володин, В. Дильтей,.

B.П.Иванов, В. П. Козловский, В. Ф. Лобас, Т. В. Шуртакова и др.);

6) гуманистическая (Ш.А.Амонашвили, А. Бандура, М. Н. Берулава, Р. Бернс, Р. А. Валеева, Л. А. Волович, Ю. Г. Волков, А. Маслоу, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский, Т. В. Шуртакова и др.);

7) проблемно — эвристическая (В.И.Андреев, Д. Б. Богоявленская, Р. Т. Гареев, В. И. Загвязинский, М. М. Зиновкина, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Я. А. Пономарев, Л. М. Попов, А. В. Хуторской и др.);

8) аксиологическая (Б.С.Алишев, А. В. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, Б. С. Гершунский, А. Ш. Назарова, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин,.

B.М.Розин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, И. М. Юсупов и др.);

9) синергетическая (П.Г.Белкин, И. Я. Зорина, С. В. Кривых, Н. В. Кузьмина,.

C.В.Кульневич, Н. М. Таланчук и др.);

10) компетентностная (В. Байденко, П. В. Беспалов, В. А. Болотов, В. Н. Введенский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, НЛО. Клименко, Д. А. Махотин, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, И. Д. Фрумин, В. Д. Шадриков и др.);

11) самообразования и творческого саморазвития (В.И. Андреев, К. А. Абульханова — Славская, Л. И. Антропова, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Р. Т. Гареев, В. В. Давыдов, А. Маслоу, П. Н. Осипов, Л. М. Попов и др.);

12) конкурентностная (В.И. Андреев, Ж. И. Айтуганова, С. Я. Батышев, Н. Я. Гарафутдинова, Л. М. Митина, П. Н. Осипов, B.C. Суворов и др.).

Выполнение задачи экспертной оценки оптимальности целеполагания в вузовских учебниках и учебных пособиях по гуманитарным предметам стало возможным благодаря анализу целей, содержащихся в учебниках:

1) философии (В.Ф. Асмус, Н. Ф. Бучило, П. С. Гуревич, В. Д. Губин, Е. Е. Ермакова, А. Ф. Зотов, В. А. Канке, В. П. Кохановский, В. Н. Лавриненко, Н. А. Моисеева, В. Н. Назаров, С. А. Нижников, А. А. Радугин, И. Н. Романов, В. И. Сороковикова, А. Г. Спиркин, В. Е. Толпыкин, А. Н. Чанышев, А.Н. Чумаков);

2) культурологии (Т.В.Акулич, Т. А. Алешина, М. И. Бойко, М.В.Буланова-Топоркова, П. С. Гуревич, Б. И. Каверин, А. И. Кравченко, Т. Е. Ксантиниди, Н. А. Михайлова, А. А. Радугин, В. М. Розин, К. М. Хоруженко, Н.В.Шишова);

3) отечественной истории (И.Л. Андреев, В. В. Артемов, А. Б. Безбородов,.

В.А.Георгиев, Н. Г. Георгиева, А. А. Данилов, М. Н. Зуев, А. Ф. Киселев,.

B.Б.Кобрин, Ю. Н. Лубченков, Ш. М. Мунчаев, А. С. Орлов, Н. И. Павленко,.

C.Ф.Платонов, Т. А. Сивохина, Ю. Я. Терещенко, В. М. Устинов, В. А. Федоров, Н. И. Цимбаев, Э.М.Щагин);

4) социологии (Е.М.Бабосов, Ю. С. Борцов, Г. А. Голубева, А. В. Дмитриев,.

A.И.Кравченко, С. И. Курганов, В. Н. Лавриненко, Г. С. Лукашова, Р. Т. Мухаев, Н. А. Нартов, Ю. И. Рысь, В. Е. Степанов, Ж. Т. Тощенко, О.А.Шабанова);

5) педагогики (В.И.Андреев, А. С. Белкин, О. С. Гребенюк, Т. М. Давыденко,.

B.И.Загвязинский, И. Ф. Исаев, И. Б. Котова, О. П. Морозова, И. П. Подласый, М. И. Рожков, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, В. И. Смирнов, С. Д. Смирнов, И. Ф. Харламов, А. В. Хуторской, А. С. Чернышев, Т. И. Шамова, Е.Н.Шиянов).

Проблемный подход к анализу целей обучения гуманитарным предметам в системе высшего образования России потребовал обращения к большому количеству отечественной литературы, посвященной общему развитию российского гуманитарного образования, с одной стороны, и научной теоретической разработке данной проблемы в дидактике, с другой. Основными материалами, позволившими дать обобщенную критическую оценку разработанности проблемы целей обучения гуманитарным предметам явились труды таких отечественных педагогов и психологов как М. И. Надеева, В. И. Добрынина, В. М. Кухтевич, В. Ф. Лобас, А. С. Зеленько, Л. Н. Синельникова, В. И. Горбунов, Г. В. Мухаметзянова, Л. И. Коханович и др.

С целыо выявления основных закономерностей и тенденций в изменении назначения и целей высшего гуманитарного образования в условиях модернизации высшего образования в России изучались законодательные и нормативные акты по проблемам образования, отчеты и доклады президента и правительства РФ, проектов высших учебных заведений, заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин, философская, социально-политическая литература, статистические сборники, изданные в России, работы ведущих российских ученых, историков, педагогов, социологов и культурологов:

1) в сфере образования (А.Г.Асмолов, Э. Д. Днепров, Ф. Г. Зиятдинова, А. О. Карпов, В. В. Краевский, В. С. Леднев, Ф. Т. Михайлов и др.);

2) в сфере высшего образования (Ю.Н.Афанасьев, В. Веряскина, Л. Гребнев, М. Н. Дьяченко, А. С. Запесоцкий, Л. А. Кандыбович, А. М. Кочнев, А. В. Коржуев, Г. В. Мухаметзянова, Н. Д. Никандров, А. М. Новиков, В. А. Попков, С. Д. Смирнов, Ю. Г. Татур, Ю. Г. Фокин, В. Д. Шадриков и др.);

3) в сфере высшего гуманитарного образования (В.И.Андреев,.

A.Л.Андреев, Г. Биржешок, А. Ю. Белогуров, В. Л. Белова, А. С. Запесоцкий, И. П. Ивановская, Л. И. Коханович, Н. Б. Крылова, Ю. И. Куфтырев, Л. Н. Мигалин,.

B.Т.Пуляев, Н. С. Розов, Л. П. Рябов, Ф. Ф. Стерликов, Л. В. Суркова, Т. А. Тартарашвили, Э. Фролов, Р. Ф. Шахова и др.).

В процессе исследования наряду с оригинальной российской литературой привлекался широкий круг зарубежных педагогических, философских, социологических и психологических работ.

Задача отражения дискуссионных точек зрения на цели обучения гуманитарным предметам в российской высшей школе потребовала изучения материалов научных конференций, проходивших в России, периодических изданий и материалов ЮНЕСКО, широкой педагогической прессы, включающей педагогические журналы и бюллетени педагогических ассоциаций, а также издаваемых в России материалов служб учебно-методического обеспечения, учебных пособий для преподавателей и студентов.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация, моделирование, проектирование, выявление причинно-следственных связей и тенденций, вычленение формы и содержания, сущности и явления, общего и специфического, «метод анализа факторов» (Ю.Г.Татур) — теоретическое обобщение результатов исследования.

Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, мониторинг, устный опрос, тестирование, педагогическая диагностикаметоды графического представления результатов в виде таблиц и схем, метод базисов (В.А.Ганзен) — методы теоретической интерпретации эмпирических данных и на этой основе выявления тенденций и закономерностей.

Методы математической обработки результатов: метод ранговых корреляций Спирмена, метод проверки значимости коэффициента корреляции по критерию Стыодента, метод построения корреляционных плеяд П. В. Терентьева.

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа (с 2002 по 2005 гг.).

На первом этапе (2002 — 2003 год) осуществлялся теоретический анализ философской, психолого — педагогической и методической литературы по проблеме исследования, в процессе которого были определены объект, предмет, цели, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза.

Также анализировался массив отечественной литературы, посвященной общему развитию российского высшего гуманитарного образования, выявлялись основные закономерности и тенденции в изменении его назначения и целей в условиях модернизации высшего образования в России.

На этом этапе проводилось теоретическое обоснование парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе, был осмыслен понятийный аппарат по проблеме, проведен теоретический анализ сущностных характеристик оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе, теоретический анализ возможностей парадигмального подхода к оптимизации целеполагания, разработана оптимизационная модель структуры процесса целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе, дидактическая модель парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе.

На втором этапе (2003;2004 год) на основе парадигмального подхода и выделенных критериев оптимальности разрабатывалась базовая оптимальная модель целей обучения гуманитарным предметам в вузе, которая была представлена в форме интегратнвной многомерной модели. Также проводилась оптимизация целеполагания в реальной практике обучения студентов гуманитарным предметам в вузе.

Изучалась специальная литература и разрабатывались диагностические средства экспертной оценки оптимальности целеполагания в обучении гуманитарным предметам в вузе. Был проведен эксперимент, включивший диагностику оптимальности целеполагания в образовательных (типовых и рабочих программах), учебниках и учебных пособиях по гуманитарным предметам. Разрабатывались методики для диагностики целевых приоритетов преподавателей и студентов. В результате эксперимента, проведенного по данным методикам были установлены рейтинги приоритетных целей данных субъектов образования.

На третьем этапе (2004; 2005 год) анализировались, систематизировались, обрабатывались и обобщались результаты опытно — экспериментальной работы. Проводился корреляционный анализ, формулировались общие выводы и результаты исследованияразрабатывались рекомендации для преподавателей гуманитарных предметов по оптимизации целеполагания на основе применения парадигмального подхода.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1.Разработан новый парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе, основанный на системном, деятелыюстном, личностном и целостном подходах к пониманию его сущности.

2.Разработана оптимизационная модель структуры процесса целеполагания на основе применения парадигмального подхода, в отличие от традиционной, включающая в себя такой компонент, как «анализ обучающих, воспитательных и развивающих возможностей образовательных парадигм». Это означает, что при постановке целей обучения недостаточно знать лишь объективные требования общества и особенности студентов, важно осуществлять постановку целей на основе существующих образовательных парадигм.

3.Теоретически раскрыто и обосновано понимание содержательной структуры базовой модели целей обучения гуманитарным предметам в вузе как синтеза «макро» и «микро» структурвыявлены их базовые уровни целостности.

4.0боснованы критерии оптимального проектирования содержательной структуры модели целей обучения гуманитарным предметам в вузесистемности, гармоничности.

5.На основе применения парадигмального подхода спроектирована базовая интегративная многомерная модель целей обучения гуманитарным предметам в вузе.

6.Разработаны и экспериментально проверены диагностические методики для выявления рейтинга целевых предпочтений преподавателей гуманитарных предметов и студентов.

7.Предложены и обоснованы понятия «парадигмальная группа целей обучения», «парадигмальная цель обучения».

Теоретическая значимость исследования:

1.Обоснованные в результате исследования концептуальные положения парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе создают надежную теоретическую основу для дальнейшей разработки целостной теории парадигмального подхода к оптимизации целеполагания и ее детализации с использованием различных методологических подходов.

2.Разработанные: оптимизационная модель структуры процесса целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе, базовая интегративная многомерная модель целей обучения гуманитарным предметам в вузе (оптимальная), могут стать основаниями для конкретно — эмпирических исследований проблемы оптимизации целеполагания в разных направлениях.

3.Полученные непосредственно в работе эмпирические результаты расширяют: а) научные представления о таком важном элементе педагогической деятельности, как оптимизация целеполагания, б) дидактическое представление о возможностях оптимизации целеполагания в обучении гуманитарным предметам в вузе как процесса и результата на основе применения парадигмального подхода.

4.Междисциплинарное значение исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие теоретических воззрений на проблему оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе в педагогике и психологии. Кроме того, ряд выдвинутых в работе идей будет способствовать развитию теории педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать при осуществлении целеполагания, разработке оптимальной модели целей обучения студентов гуманитарным предметам в вузе, совершенствовании образовательных программ, учебников и учебных пособий, а главное — практической деятельности вузовских преподавателей и студентов.

На основе исследования разработаны рекомендации по оптимизации целеполагания для преподавателей, обучающих студентов гуманитарным предметам в вузах.

Предложенные в исследовании теоретические положения и выводы, а также дидактическая модель оптимизации целеполагания в обучении гуманитарным предметам в вузе могут быть широко использованы в системе среднего, высшего и послевузовского образования для разработки методик изучения оптимальности целеполагания в обучении гуманитарным предметам в вузеучебных программ, лекций как для студентов, так и для слушателей курсов повышения квалификации учителей школ, преподавателей гуманитарных предметов СПУЗов и ВУЗов при ИПКРОпланов воспитательной работы, Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, законов об образовании, нормативных актов, тренингов личностного роста, методических пособий по творческому саморазвитию личности, системы управления качеством образованиядля совершенствования курсов «Дидактика», «Педагогика», «Основы педагогического мастерства» и др.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется исходными методологическими и теоретическими позициями автора, привлечением обширного фактического и теоретического материала и разносторонним анализом первоисточников, реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследованиятщательной теоретической проработкой основных концептуальных положений исследования с использованием междисциплинарного подходаприменением математических методов обработки эмпирического материала.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись путем публикаций и участия в научных конференциях: всероссийских — «Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека» (Казань, 2005) — «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Марий-Эл, 2005) — «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань, 2005) — международной «Образование как иптегративный фактор цивилизационного развития» (Казань, 2005) — на методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики в Казанском государственном университетена заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин в филиале Камской государственной инженерно — экономической академии (г.Чистополь). Результаты исследования апробированы и внедрены в Чистопольском филиале Камской государственной инженерно — экономической академии, используются диссертантом в преподавательской деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Парадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе — системный, многомерный подход к проектированию компонентов модели целей обучения студентов гуманитарному предмету (групп целей обучения) на основе образовательных парадигм.

2.Парадигмальная группа целей обучения гуманитарному предметугруппа целей обучения, спроектированная на основе образовательной парадигмы.

3.Целесообразно применять парадигмальный подход в двух направлениях: к оптимизации процесса и результата целеполагания.

Оптимизация процесса целеполагания заключается во включении в структуру процесса компонента «Анализ обучающих, воспитательных и развивающих возможностей образовательных парадигм" — оптимизация результата — в довключении в состав макроструктуры содержательной структуры модели целей обучения недостающих целей обученияв состав микроструктуры — недостающих содержательных параметров целей обучения.

4.В качестве оптимальной модели целей обучения студентов гуманитарным предметам в вузе следует считать многомерную, в силу несоответствия одномерной модели (знаниево — ориентированной) современным требованиям современного общества к качеству образовательной подготовки студентов.

5.В качестве компонентов содержательной структуры модели целей обучения гуманитарным предметам в вузе выступают содержательные «макро» и «микро» структуры. Содержательную макроструктуру образует система парадигмальных групп целей обучения, содержательную микроструктурусодержательные аспекты (когнитивный, личностный, деятельностный) целей обучения, входящих в представленные парадигмальные группы.

6.Оптимальную модель целей обучения студентов гуманитарным предметам в вузе (как результат процесса целеполагания на основе применения парадигмалыюго подхода) целесообразно представить в форме интегративной многомерной модели, включающей 12 парадигмальных групп целей обучения (знаниево — ориентированная, деятельностная, личностноориентированная, культурологическая, мировоззренческая, гуманистическая, проблемно — эвристическая, аксиологическая, синергетическая, компетентностная, самообразования и творческого саморазвития, конкурентностная) с трехмерным (когнитивным, личностным, деятельностным) содержанием каждой цели.

7.Оптимальным подходом к проектированию многомерной модели целей обучения студентов гуманитарным предметам в вузе следует считать полипарадигмальный. Полипарадигмальный подход — системный, многомерный подход к проектированию модели целей обучения гуманитарным предметам, заключающийся в опоре на возможности всех существующих в настоящее время образовательных парадигм для всемерного развития личности студентов. Оптимальная модель целей обучения гуманитарным предметам, построенная на его основе — целостная система в единстве всех своих сторон и связей, созданная на логически целесообразном синтезе целей обучения, выведенных из разнообразных образовательных парадигм, имеющих глубокие внутренние связи и оптимальное соотношение.

8.Целеполагание в реальной практике обучения гуманитарным предметам в вузе (предметам гуманитарного и социально — экономического цикла) не ориентировано на развитие современных студентов как целостных, гармоничных личностей в силу нецелостности содержательной структуры. Целеполагание неоптимально как по критерию системности (системность отсутствует, цели неравнозначны друг другу, целеполагание иерархического типа), так и по критерию гармоничности (нет равновесного взаимосочетания когнитивного, личностного и деятельностного параметров содержания целей обучения, целеполагание одностороннее — знаниево — ориентированного типа).

Задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации — 200 страниц. В тексте диссертации 45 таблиц и 19 рисунков. Библиография включает в себя 265 наименований, в том числе 4 на иностранном (английском) языке.

Таковы основные выводы исследования. Некоторые из них, естественно, носят дискуссионный характер и требуют дальнейшей разработки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1.Ha основе разработанного в диссертации парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе возможно путем структурирования и интегрирования базовых образовательных парадигм спроектировать оптимальную модель целей обучения гуманитарным предметам. В качестве базовых выступают знаниево ориентированнаядеятельностнаяличностно — ориентированнаякультурологическаямировоззренческаягуманистическаяпроблемно эвристическаяаксиологическаясинергетическаякомпетентностная парадигмы, а также парадигмы, ориентированные на развитие способностей к самообразованию и творческому саморазвитию, конкурентоспособности. В совокупности парадигмальные группы целей обучения, спроектированные на основе данных образовательных парадигм, ориентированы на развитие когнитивной, личностной и деятельностной сфер студентов. Следовательно, является целесообразным представление оптимальной модели целей обучения гуманитарным предметам в форме интегративной многомерной модели целей обучения, соответствующей генеральной цели современного образования -«воспитание целостной личности».

2.Целесообразность парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе на основе базовой интегративной многомерной модели целей обучения подтверждается тем, что в качестве принципов оптимального проектирования данной модели выступают актуальность (учет социально — экономических требований к желаемым качествам современного студента, предварительное проектирование модели желаемых качеств россиянина) — полипарадигмалыюстъ (проектирование парадигмальных групп целей обучения на основе нескольких (множества) определенных образовательных парадигм) — оптимальная соотнесенность парадигмальных групп целей обучения (взаимное соотнесение разных парадигмальных целей обучения, их взаимодополнительность) — единство когнитивного, личностного, деятелъностного аспектов содержания целей обучения (ориентированность парадигмальных целей обучения на развитие данных трех сфер студента).

3.Экспертная оценка оптимальности содержательной структуры целеполагания в обучении гуманитарным предметам в вузе, представленного в типовых и рабочих образовательных программах, учебниках и учебных пособиях по гуманитарным предметам показала, что целеполагание неоптимально как по критерию системности (системность отсутствует, цели неравнозначны друг другу, целеполагание иерархического типа), так и по критерию гармоничности (нет равновесного взаимосочетания знаниевого, личностного и деятельностного параметров содержания целей обучения, целеполагание одностороннее — знаниево — ориентированного типа).

4.Разработанные в диссертации алгоритмы: 1) проектирования оптимальной содержательной структуры базовой модели целей обучения гуманитарным предметам в вузе- 2) проектирования базовой модели целей развития личностных качеств студентов- 3) оптимизации результата целеполагания (модели целей обучения гуманитарным предметам в вузе) -позволят осуществить оптимизацию целеполагания в реальной практике обучения студентов гуманитарным предметам в вузе на основе применения парадигмального подхода.

5.Рекомендации по оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе, разработанные в диссертации, заключаются в следующем:

— В соответствии с генеральным принципом парадигмального подхода — принципом полипарадигмальности — в содержательную структуру модели целей обучения студентов гуманитарным предметам должны входить 12 парадигмальных целевых групп обучения (знаниевая, деятельностная, личностная, культурологическая, мировоззренческая, гуманистическая, проблемно — эвристическая, аксиологическая, синергетическая, компетентностная, самообразования и творческого саморазвития, конкурентностная), в комплексе ориентированные на развитие когнитивной, личностной и деятельностной сфер студента. Для этого оптимальная модель должна быть представлена в многомерной форме. Данная содержательная структура модели целей обучения в полной мере соответствует главной цели современного образования — воспитание целостной, гармоничной личности студента.

— Процесс обучения гуманитарным предметам в вузе, осуществляемый в целом, кафедрой гуманитарных и социально — экономических наук (ГиСЭД) должен осуществляться на основе данной базовой, комплексной модели целей обучения гуманитарным предметам. Основа данного утверждения в том, что все гуманитарные предметы развивают лишь отдельные грани личности студента и только комплексное целеполагание обеспечит реализацию межпредметных связей в воспитании целостной личности студента.

— При разработке образовательных программ вообще следует больше внимания уделять целеполаганию. Целесообразно усилить данный раздел отведением ему большего количества места в программе. Следует более конкретно и подробно описывать метацели учебного курса.

— В качестве приоритетных необходимо выделять цели, ориентированные на формирование креативности, самообразования и творческого саморазвития, особо актуальные в связи с общественной динамикой и неприоритетностью данных целей у студентов.

— Целесообразен выпуск к учебному курсу тематических сборников целеполагания, которыми обеспечиваются студенты, изучающие данный курс, что будет способствовать более осмысленному изучению предмета. Идеально сочетать блок целеполагания с блоком целедостижения.

— Главной целью авторов учебной литературы должна являться цель развития в единстве когнитивной, личностной и деятельностной сфер студентов. Для этого в учебник, помимо текстов теоретической направленности должен включаться материал, активизирующий личностную сферу (к примеру, вопросы, ориентированные на пробуждение у студентов собственного мнения, развития способностей к оценке происходящих событий, прогнозированию, самопознанию, самообразованию и творческому саморазвитию) и деятельностную сферу (практические упражнения и задания). После главы с теоретическим материалом следует блок личностно и деятельностно ориентированных заданий.

— Обязательно представление целевых ориентаций в учебнике. Целесообразно посвятить один, вводный параграф, целевому ориентированию студентов (метацели учебного курса). Каждая глава начинается с блока целеполагания, завершается блоком целедостижения. В заключении желателен итоговый блок целедостижения, где автор учебника предлагает студентам оценить степень достижения целей, поставленных вначале учебника. Это своеобразный итог самостоятельной работы студента с книгой в контексте приоритетной в 21 веке парадигмы самообразования.

В целом, полученные в диссертации данные позволяют продвинуться в разработке целостного (системного) подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе. Разработанные теоретические и методические рекомендации, значимы, на наш взгляд, и для оптимизации целеполагания в обучении предметам естественноматематического цикла. Результаты исследования должны способствовать конкретной разработке проблемы оптимизации целеполагания в педагогике.

Перспективы оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе на основе применения парадигмального подхода связаны с оптимальным соотнесением парадигмальных групп целей обучения и гармонизацией их содержательных параметров, как в образовательных программах, учебниках и учебных пособиях, так и в практической деятельности преподавателей и студентов.

Данные задачи свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований вопроса парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении гуманитарным предметам в вузе, заключающихся в разработке целостной теории оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе и ее детализации с использованием различных методологических подходов, а также проведении конкретно — эмпирических исследований проблемы оптимизации целеполагания в разных направлениях.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет утверждать правомерность поставленной проблемы парадигмального подхода к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Формирование конкурентоспособного специалиста средствами иностранного языка в ССУЗ нефтетехнического профиля: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ж. И. Айтуганова. — Казань, 2003. — 19 с.
  2. Актуальные понятия современной педагогики: матер, «круглого стола». // Педагогика. 2003. — № 7. — С. 44 — 60.
  3. . С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): автореф. дис.. д-ра. психол. наук / Б. С. Алишев. -Казань, 2002. 33 с.
  4. Н. И. Личностно ориентированное обучение : вопросы теории и практики / П. И. Алексеев. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997.
  5. В. И. Педагогика : Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
  6. В. И. Педагогика высшей школы : инновационно -прогностический курс / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 466 с.
  7. В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
  8. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. — 238 с.
  9. А. Гуманитарное образование : очередной кризис? / А. Андреев // Высшее образование в России. 2004. — № 7. — С. 95- 103.
  10. Ю.Аникеенок О. А. Ценностные ориентации студентов средних профессиональных учебных заведений: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. А. Аникеенок. Казань, 1999. — 16 с.
  11. П.Анохина Г. М. Личностно адаптированная система обучения / Г. М. Анохина // Педагогика. 2003. — № 7. — С. 66 — 71.
  12. М. Мировоззрение и образование : становление новойпарадигмы / М. Арутюнян // Высшее образование в России. 2004. — № 12. — С. 32−37.
  13. Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н. А. Асташова // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 8 — 13.
  14. М.Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл: Академия, 2002. — 416 с.
  15. Г. А. Деятельностный подход в обучении / Г. А. Атанов. -Донецк: ЕАИ пресс, 2001.- 160 с.
  16. Н. М. Личностно деятельностный подход к контекстному обучению социального педагога / Н. М. Ахмерова // Педагогика. — 2003. — № 5. -С. 55−60.
  17. К. Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров // Педагогика.-2002.-№ 3 С. 50 — 54.
  18. Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  19. Ю. К. Оптимизация процесса обучения : Аспект предупреждения неуспеваемости школьников / 10. К. Бабанский. Ростов н/Д, 1972.-347 с.
  20. Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  21. Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Знание. — 1978. — 48 с.
  22. Ю. К. Оптимизация учебно воспитательного процесса : (Метод, основы) / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение. — 1982. — 192 с.
  23. . Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б. Ц. Бадмаев. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. — 272 с.
  24. Е. М. Практикум по социологии / Е. М. Бабосов. Минск: ТетраСистемс, 2003. — 416 с.
  25. В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в
  26. России. -2004.-№ 11.-С. 3−13.
  27. В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч. метод, сб. — М., 2002.
  28. Г. И. Цели и критерии эффективности обучения / Г. И. Батурина, У. Байер // Советская педагогика. 1975. — № 4. — С. 41 — 50.
  29. Н. Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н. Н. Баркова // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 74 — 77.
  30. В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989.
  31. М. А. Информационные критерии оценки и отбора тем научно-исследовательских работ : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Берг М. — Тбилиси, 1975.-23 с.
  32. Р. Р. Исследование видов целеобразования / Р. Р. Бибрих. -Кишинев: Штиинца, 1987. 131 с.
  33. Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  34. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2004.
  35. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие / науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 408 с.
  36. М. В. Б. Духовность и личностно-центрированный подход / М. В. — Б. Боуэн — пер. с англ. // Вопросы психологии. — 1992. -№ ¾. — С. 24 — 33.
  37. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т.2. — 768 с.
  38. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1977. — Т. 27. — 622 с.
  39. С. В. Целеполагание воспитательной деятельности методологический аспект : автореф. дис.. канд. филос. наук / С. В. Борисов. -М, 1993.-20 с.
  40. В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.-2003.-№ 10 — С. 8 14.
  41. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  42. . С. О механизмах целеполагания / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1977.-№ 2.-С. 121−124.
  43. П. Г. Вузовский учебник : создание, выпуск, распространение / П. Г. Буга. М.: Книга, 1987. — 158 с.
  44. В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51 — 55.
  45. JI. В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию / JT. В. Ведерникова // Педагогика. 2003. — № 8. -С. 47−53.
  46. О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О. В. Виштак // Социс. 2003. — № 2. — С. 135 — 138.
  47. О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ / О. Волкова // Высшее образование в России. -2005.-№ 4.-С. 34−36.
  48. И. А. Проблема целей обучения в современной педагогике / И. А. Володарская, А. М. Митина. М.: МГУ, 1989. — 72 с.
  49. И.А. Цели обучения в педагогике высшей школы / И. А. Володарская, А. М. Митина. М.: НИИ ВШ, 1986. — 47 с. 51 .Воспитательная работа в вузах России в новых условиях / А. А. Бартоломей и др. М., 1997. — 39 с.
  50. Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова и др. — под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005 — 336 с.
  51. Воспитать человека: сб. норм. правовых, науч. — метод., орг. — практ. мат- лов по проблемам воспитания / под ред. В. А. Березиной и др. — М.: Вентана — Графф, 2003. — 384 с.
  52. Воспитательный потенциал гуманитарного образования: матер. 3-й Всерос. науч.-практ. конф., Казань, 25 26 окт. 2005 г. — Казань: Изд-во ТГГПУ, 2005.- 1 ч. — 416 с.
  53. Т. В. Педагогическая психология / Т. В. Габай. М.: Академия, 2003.-240 с.
  54. Р. Т. Эвристические диалоги в инженерном образовании / Р. Т. Гареев // Высшее образование в России. 2004. — № 11.
  55. О. С. Общие основы педагогики / О. С. Гребешок, М. И. Рожков. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.
  56. Л. Гуманитарное образование. Размышления о «форме» и «содержании» / Л. Гребнев // Высшее образование в России. 2004. — № 3. — С. 3−20.
  57. Н. Е. Постановка целей в обучении / Н. Е Гронлунд. Нью -Йорк- Лондон, 1978. — (На англ яз.).
  58. Гуманитарная подготовка студентов: опыт, проблемы / Л. И. Коханович и др. М., 1991 .-38 с.
  59. JT. И. Проектирование педагогических систем / Л. И. Гурье. — Казань: КГТУ, 2004. 210 с.
  60. В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. Даль. М.: Рус. яз., 1991. — Т.4. — 683 с.
  61. А. Н. Культура в педагогике и педагогика в культуре / А. Н. Дахин // Специалист. 2004. — № 12. — С. 51 — 57.
  62. . Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996 / Ж. Делор // Университетская книга. 1997. — № 4.
  63. А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. Дорофеев // Высшее образование в России. 2005. -№ 4.-С. 30−33.
  64. М. И. Психологический словарь справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Харвест — М.: ACT, 2001. — 576 с.
  65. М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко. Минск: Тесей, 2003.-352 с.
  66. С. Формирование целей обучения в ВУЗе / С. Дыляк // Современная высшая школа. 1987. — № 1/57. — 68 с.
  67. Егорова 10. А. К вопросу об аксиологических основаниях высшего гуманитарного образования /10. А. Егорова // Аспирант и соискатель. 2005. -№ 4.-С. 100−101.
  68. Э. Д. Содержание культурологической подготовки социального педагога в среднем профессиональном учебном заведении гуманитарного профиля : автореф.. канд. пед. наук / Э. Д. Емелина. -Казань, 1997.- 16 с.
  69. Ибрагимова 3. 3. Гуманистические аспекты обучения философии: методическая разработка / 3. 3. Ибрагимова- Лаборатория оперативной полиграфии КГУ. Казань: Б.и., 2001. — 15 с.
  70. Е. О. Содержание образования : культурологический подход / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская, И. В. Шалыгина // Педагогика. 2005. — № 1.-С. 13−19.
  71. Издания для вузов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Некоторые направления повышения качества // Университетская книга. 2004. -№ 10 (95). — С. 24 — 27.
  72. ЮО.Исакова Н. В. Культурное измерение человека. К вопросу о новой парадигме образования / II. В. Исакова // Философия образования. 2003.-№ 6.
  73. Ю1.Ищенко В. Системно ориентированная технология (Компетентностный подход) / В. Ищенко, 3. Сазонова // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 40−43.
  74. В.И. Пособие практикум для слушателей ФПК и аспирантов к занятию по теме «Планирование целей и содержания обучения» / В. И. Каган, Е. Н. Данилин. — М., 1982.
  75. В. И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе / В. И. Каган, И. А. Сычеников. -М.: Высш. шк., 1987. 143 с.
  76. П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования / П. JI. Капица // Вопросы философии. 1971. — № 7. — С. 16−24.
  77. Ю5.Матюшкин А. Как сформировать творческую личность?: беседа с
  78. A. Матюшкиным. // Alma mater. 2004. — № 8. — С. 30−35.
  79. Юб.Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс / В. А. Канке. М.: Логос, 2000. — 344 с.
  80. В. С. Модернизация воспитательной деятельности в вузах : мониторинг и рекомендации / В. С. Кагерманьян и др. -М., 2004.-64 с.
  81. Ю8.Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубеж. опыта) / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  82. Ю9.Кларин М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М.
  83. B. Кларин // Педагогика, 1996. № 2.
  84. Ю.Коханович Л. И. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента / Л. И. Коханович, Л. П. Рябов. — М., 1993. — 30 с.
  85. В. П. Философия для аспирантов / В. П. Кохановский и др. Ростов — н/Д: Феникс, 2002. — 448 с.
  86. А. М. Современная высшая школа : состояние и тенденции развития / А. М. Кочнев. Казань: ИССО РАО, 1997. — 240 с.
  87. А. Ф. Теория и практика психологического исследования / А. Ф. Корниенко. Казань: КГПУ, 2000. — 258 с.
  88. Н.Конюхов Н. И. Словарь справочник практического психолога / Н. И. Конюхов. — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 224 с.
  89. Н. JI. Нужна ли педагогике новая парадигма? / Н. Л. Коршунова // Педагогика. 2002. — № 7.
  90. Концепции самоорганизации: Становление нового образа научного мышления / П. Г. Белкин и др. М.: Наука, 1994. — 207 с.
  91. Э. А. О соотношении целей обучения и требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся / Э. А. Красновский, И. М. Курдюмова // Новые исследования в педагогических науках. М., 1983. — № 1 / 41. — С. 31.
  92. С. В. Развивающее и развивающееся образование. Синергетические аспекты образования / С. В. Кривых. Новокузнецк: ИПК, 2000.
  93. В. В. Воспитание или образование? / В. В. Краевский // Педагогика. 2001. — № 3.
  94. В. В. Чему учить? / В. В. Краевский // Вопросы образования. 2004. — № 3. — С. 5 — 23.
  95. П. У. Понятие целей обучения / П. У. Крейтсберг // Проблемы конкретизации целей обучения и воспитания. Тарту, 1982.
  96. П. У. Цели обучения и изучения эффективности деятель -ности учителя / П. У. Крейтсберг // Учитель и его профессия: матер, конф. -Таллинн, 1977.-С. 111.
  97. В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. Минск: Харвест — М.: ACT, 2000. — 384 с.
  98. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун — пер. с англ. И.З.
  99. Налетова- общ. ред и послесл. с. 274 292. С. Р. Микулинского и JI. А. Марковой. — М.: Прогресс, 1977. — 300 с.
  100. С. В. Педагогика самоорганизации, феномен содержания / С. В. Кульневич. Воронеж, 1997.
  101. Ю. JI. Гуманистические педагогические технологии обучения в вузах США (вторая половина XX века): автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Л. Кузнецова. Казань, 2004. — 20 с.
  102. А. В. Деятельностный аспект процесса обучения / А. В. Купавцев // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 44 — 49.
  103. И. Фальсификация и методология научно исследовательских программ / И. Лакатос — пер. с англ., примеч. и предисл. В. Поруса. — М.: Медиум, 1995.-236 с.
  104. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  105. В. С. Содержание образования : сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  106. . Т. Законы формирования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании / Б. Т. Лихачев // Социально гуманитарные знания. — 1999. — № 3. — С. 157 — 168.
  107. В.Ф. Мировоззренческий потенциал гуманитарных наук / В. Ф. Лобас и др. Киев., 1990. — 169 с.
  108. Малый толковый словарь русского языка: около 35 000 слов / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Русский язык, 1990. — 704 с.
  109. М. Г. Категория «цель» в марксистской философии / М. Г. Макаров. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 188 с.
  110. А. С. Цель воспитания / А. С. Макаренко // Избр. пед. соч. / под ред. И. А. Каирова. М., 1977. — Т. 1. — С. 30.
  111. О. И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике / О. И. Матьяш // Советская педагогика. 1989. — № 5. — С. 126 -132.
  112. JT. М. Психология развития конкурентоспособной личности / JI. М. Митина. М.: Моск. психолого — социальный ин-т — Воронеж: МОДЭК, 2002.-400 с.
  113. Мировоззренческий потенциал гуманитарных наук / под ред. В. Ф. Лобаса. Киев: Выща школа, 1990. — 172 с.
  114. Модернизация: шаг в будущее: (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года) // Учительская газета. -2002. -№ 31. С. 25−29.
  115. С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / С. Г. Молчанов // Интеграция методической (научно — методической) работы и системы повышения квалификации кадров. -Челябинск, 2003.
  116. Н. А. Философия : Краткий курс / Н. А. Моисеева, В. И. Сороковикова. — СПб.: Питер, 2004. 352 с.
  117. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития / А. А. Козлов и др. -М., 1991.-40 с.
  118. Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвитияконкурентоспособной личности: мат. 13-й Всерос. науч.-практ. конф. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 492 с.
  119. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы / Г. В. Мухаметзянова. Казань.: Инф. центр ИССО РАО, 1996.-327 с.
  120. Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3.
  121. Н. Д. Ценности в жизни и образовании / Н. Д. Никандров // Высшее образование сегодня. 2004. — № 11. — С. 34 — 40.
  122. А. В. Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Никитина. Казань, 2002. — 24 с.
  123. Нигматов 3. Культурологическая направленность обучения в педагогическом вузе / 3. Нигматов // Высшее образование в России. 2004. — № 9.-С. 61−64.
  124. А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А. М. Новиков. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун -та, 2001.-264 с.
  125. С. И. Словарь русского языка : 70 000 слов / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  126. Оптимизация обучения, воспитания и профессиональной подготовки студентов в высшей школе: межвуз. сб. / под ред. И. А. Чучкалова. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1983. 144 с.
  127. Оптимизация педагогической работы в вузе: тематич. сб. науч. тр. / под ред. А. К. Тащева. Челябинск: Изд-во ЧГУ, 1982. — 116 с.
  128. Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе: сб. статей / под ред. В. В. Давыдова и Д. И. Фельдштейна. Душанбе, 1970.-340 с.
  129. Оптимизация учебного процесса в вузе: межвуз. сб. / под ред. В. М.
  130. И. П. Рефлекс цели / И. П. Павлов // Рефлекс свободы. СПб.: Питер, 2001.-432 с.
  131. И. П. Мозг и психика. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1996.-272 с.
  132. В. П. Творческая личность как цель воспитания / В. П. Пархоменко. Минск, 1994.
  133. Н. М. Закономерности динамики психических явлений / Н. М. Пейсахов. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1984. — 235 с.
  134. А. В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 2001. — 496 с.
  135. Педагогический словарь Г. М. и АЛО. Коджаспировых. М.: Academia, 2000.
  136. Петерсон J1. Г. Непрерывное образование на основе деятелыюстного подхода / JL Г. Петерсон // Педагогика. 2004. — № 9. — С. 21 — 27.
  137. В. А. Теория и практика высшего профессионального образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М.: Академический проект, 2004. -432 с.
  138. JI. М. Психология самодеятельности : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Jl. М. Попов. М., 1992. — 32 с.
  139. К. Р. Логика и рост научного знания : Избр. работы. Пер. с англ. Сост., общ. ред. и вступ. ст. с.5−32. В. Н. Садовского / К. Р. Поппер. М.: Прогресс, 1983.-605 с.
  140. И. П. Педагогика : Новый курс: в 2 кн. / И. П. Подласый. -М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  141. Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  142. М. М. В поисках оптимального варианта : Из опыта работы нар. учителей СССР / М. М. Поташник. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  143. М. М. Как оптимизировать процесс воспитания / М. М. Поташник. -М.: Знание, 1984. 80 с.
  144. Профессиональное образование в России: методология и теория / Г. В. Мухаметзянова и др. М.: ВЛАДОС — Казань: ИПППО РАО, 2005. — 335 с.
  145. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исследований в образовании РАО, 1999. — 130 с.
  146. Проблемы конкретизации целей обучения и воспитания // Советская педагогика и школа. Тарту. — 1982. — № 25. — С. 93 — 117.
  147. Проблема конкретизации целей обучения и воспитания / под ред. П. У. Крейтсберга и др. Тарту, 1982.
  148. В. Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности / В. Н. Пушкин // Вопросы психологии. 1977. — № 5.
  149. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. / Дж. Равен. М.: Когито — Центр, 2002. -395 с.
  150. В. Г. Научный метод познания и личностная ориентация образования / В. Г. Разумовский // Педагогика. 2004. — № 6. — С. 3 — 10.
  151. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА — ИНФРА, 1998. — 672 с.
  152. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов.-М.: БРЭ, 1993.-Т. 1.-607с.
  153. И. Н. Философия. Исследования тексты — схемы — таблицы- упражнения — тесты / И. Н. Романов, А. И. Костяев. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 352 с.
  154. Н. С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н. С. Розов.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.-194 с.
  155. В. М. Культурология / В. М. Розин. М.: ФОРУМ: ИНФРА -М, 1999.-344 с.
  156. М. «Парадигма», «дисциплина», «коллекторская программа» / М. Розов // Высшее образование в России. 2004. — № 9. — С. 136−141.
  157. М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины / М. Розенова // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 169−170.
  158. В. П. Культурологические основания целостности содержания высшего образования / В. Н. Руденко // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 42 — 48.
  159. В. Н., Гукаленко О. В. Цивилизационно культурологическая парадигма развития университетского образования / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика. — 2003. — № 6. — С. 32 — 40.
  160. С. JI. Принцип творческой самодеятельности / С. J1. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. -№ 4. — С. 101−108.
  161. П.И. Деятельность и ее роль в формировании творческой личности студента / П. И. Самойленко, А. В. Сергеев, JI. А. Шаповалова // Специалист. 2004. — № 3.
  162. В. С. Психология человека / В. С. Саблин, С. П. Слаква. М.: Экзамен, 2004. — 352 с.
  163. Е. М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании / Е. М. Сафронова // Педагогика. 2003.3.-С. 38−44.
  164. JI. Е. Формирование гуманитарного целеполагания личности студента в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук / JI. Е. Сараскина. -Красноярск, 1994.- 15 с.
  165. А. К. Польша : аксиологические основы процесса целеполагания в образовании / А. К. Савина // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 101−106.
  166. В. В. Личностью ориентированное образование : к разработке дидактической концепции / В. В. Сериков // Педагогика. — 1994. — № 5.-С. 16−21.
  167. Е. Г. Профессиональное становление личности с позиций синергетики // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития: мат. межд. науч.-практ. конф.: в 5 ч. Казань, 2005. — Ч. 1. С. 210 222.
  168. Словарь иностранных слов. -М.: Рус. яз., 1987. 606 с.
  169. В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  170. В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. Педагогика. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  171. В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В. А. Сластенин // Магистр. 1994. — № 6. — С. 2 — 7.
  172. Г. В. Субъектно деятельностный подход кличностно-профессиональному развитию студентов / Г. В. Сороковых // Педагогика. -2004.-№ 1.-С. 62−68.
  173. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы». Док. DECS/ SC/ Sec (96) 43. Берн, 1996.
  174. А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2003. -368 с.
  175. А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2003. -736 с.
  176. Справочник администрации школы по организации учебного процесса / Е. М. Муравьев, А. Е. Богоявленская.-М.: Педагогический поиск, 2000.-160 с.
  177. Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, JI. М. Лузина. М.: Сфера, 2005. — 160 с.
  178. В. С. Как формировать конкурентоспособного специалиста / В. С. Суворов, П. Н. Осипов. Казань: ИСПО РАО, 2000. — 100 с.
  179. Н. М. Системно синергетическая концепция педагогики / Н. М. Таланчук // Профессиональное образование. — Казань, 1995. -№ 1.
  180. Н. М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергизма / II. М. Таланчук. Казань: НИИССО РАО, 1993.
  181. Н. М. Системно синергетическая концепция педагогики и учебно — воспитательного процесса / Н. М. Таланчук. — Казань: НИИССО РАО, 1993.
  182. Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
  183. Ю. Г. Образовательная система России: Высшая школа / Ю. Г. Татур. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 278 с.
  184. Ю. Г. Государственная образовательная политика в сфере высшего образования : цели, средства, проблемы / Ю. Г. Татур // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. М.: НИИВО, 1997. — С. 5 — 26.
  185. Н. Конкурентоспособность будущего педагога / Н. Тамаре -кая // Высшее образование в России. 2004. -№ 3.-С. 118−121.
  186. О. К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии / О. К. Тихомиров // Психологические механизмы целеобразования / отв. ред. А. К. Тихомиров. С. 5 — 20.
  187. Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. -416 с.
  188. И. В. Конструктивная педагогика / И. В. Трайнев — под общ. ред. В. Л. Матросова. М.: Сфера, 2004. — 320 с.
  189. Н. М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н. М. Трофимова, Е. И. Еремина // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 42−47.
  190. Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат» / Н. Н. Трубников. М.: Высшая школа, 1967. — 264 с.
  191. Н. И. Основные проблемы вузовского учебника. Минск: Вышэйшая школа, 1976. — 183 с.
  192. С. Н. Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации будущего учителя начальных классов : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Усова. Казань, 2002. — 22 с.
  193. П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. М.: Прогресс, 1986. — 543, 1. с.
  194. Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С. С. Аверинцев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  195. Философия / под ред. В. Д. Губина, Т. 10. Сидориной. М.: Гардарики, 2003. — 828 с.
  196. . Е. Личность основополагающее понятие педобразования / Б. Е. Фишман // Педагогика. — 2004. — № 5. — С. 57 — 61.
  197. Фокин 10. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество / Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2002. — 224 с.
  198. Фокин 10. Г. От системности целей к системности структур высшего образования / Ю. Г. Фокин // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования: сб. науч. тр. М., 1996.
  199. Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34 — 41.
  200. И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И. Фрумин // Учительская газета. 2002. — № 36. — С. 38 — 39.
  201. И. Ф. Педагогика : курс лекций. Минск.: Изд-во БГУ, 1979.-462 с.
  202. И. Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания / И. Ф. Харламов // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 52 — 59.
  203. Н. Ю. Целеполагание в педагогических процессах / Н. Ю. Хусаинова. Казань, 1996. — 32 с.
  204. А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  205. А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 415 с.
  206. А. В. На пути к гармонии целей / А. В. Хуторской // Физика в школе. 1989. — № 1.
  207. И. Г. Методы оптимизации в теории управления / И. Г. Черноруцкий. СПб.: Питер, 2004. — 256 с.
  208. А. А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение / А. А. Чунаева // Цель и деятельность. JL, 1979. -447с.
  209. В. Д. Философия образования и образовательные политики /В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1993.- 181 с.
  210. В. Д. Новая модель специалиста : инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образова -ние сегодня. 2004. — № 8. — С. 26 — 31.
  211. Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.: Академия, 2002. — 384 с.
  212. В. Конкурентоспособность специалиста / В. Шаповалов // Высшее образование в России. 2005. -№ 10. — С. 96 — 100.
  213. С. Компетентностный подход к образованию / С. Шишов, А. Агапов // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. — № 3.
  214. П. Г. Национальная политика России в области образования : цели и действия / П. Г. Щедровицкий // Инновационная деятельность в образовании: междунар. междисциплинарный науч. практ. журн. — 1994. — № 2. — С. 72 — 82.
  215. . Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно -ориентированному образованию. Красноярск, 2002.
  216. Ю. А. Формирование культурологических умений у студентов педагогического вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Юрченко. Майкоп, 2000. — 21 с.
  217. И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996.
  218. А. И. Целеполагание и идеалы / А. И. Яценко. Киев.: Наук, думка, 1977.-276 с.
  219. Taxonomy of Educational Objectives. The clssification or Educational Goals / Ed. B. S. Bloom. Handbook 1: Cognitive Domain. New York: Longmans, Green and Co, 1956. — 207 p.
  220. Krathwohl D. Taxonomy of Educational Objectives. Handbook 2: Affective Domain / D. Krathwohl, B. S. Bloom, В. B. Musia. New York: David Mckay, 1964.- 196 p.
  221. Eisner E. W. The Art of Educational Evalution. A personal View. The Palmer Press / E. W. Eisner. London, 1985. — 275 p.
  222. Gronlund N. E. Measurment and Evalution in Teaching / N. E. Gronlund. -New York: MacMillan Publishing Co, Inc, 1976. 590 p.
Заполнить форму текущей работой