Балетное творчество Назиба Жиганова
Материалом исследования явились, прежде всего, балетные рукописи композитора (черновики, клавиры и партитуры, сценарии балетов), его эпистолярное наследие, литературные материалы (дневниковые записи, неопубликованные статьи и интервью), документы, относящиеся к постановке балетов (программки спектаклей, афиши, балетные либретто, фотографии и т. д.) из архива Музея-квартиры Назиба Жигановакопии… Читать ещё >
Содержание
- рвая. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАЛЕТНОГ СТВА Н. ЖИГАНОВА (исторический очерк)
- Первые балетные «пробы». Балет «Зюгра»
- На пути к «Двум легендам»
- Назиб Жиганов и татарский балет. А торая. ПОВТОРНЫЕ РЕДАКЦИИ КАК ОСОБЕННОСТ СКОГО МЕТОДА КОМПОЗИТОРА (на примере двух редакцъ
- Зюгра")
- Новый замысел балета «Зюгра» (на материале литературнъ новиков композитора).'
Балетное творчество Назиба Жиганова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Назиб Гаязович Жиганов — выдающийся татарский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог, просветитель, бесспорно, является крупнейшей фигурой татарской музыкальной культуры XX века. Его вклад в развитие национального искусства неизмеримо велик. Все начинания культурного строительства Татарстана, будь то открытие Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля или Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, Казанской государственной консерватории или Союза композиторов Республики Татарстан, создание Государственного симфонического оркестра или Средней специальной музыкальной школы-лицея при Казанской консерватории — были связаны с деятельностью Назиба Жиганова.
Творчество композитора, исчисляемое не одним десятком сочинений, до сих пор остается самым масштабным в музыкальном искусстве республики. Произведения Н. Жиганова — оперы «Алтынчач», «Джалиль», симфония «Сабантуй», симфоническая поэма «Кырлай» и многие другиесоставляют сокровищницу профессиональной татарской музыки. Однако представления современников о жанровом диапазоне его творчества весьма неполны. Большинство сочинений Н. Жиганова не издано и об их существовании можно узнать только из энциклопедических изданий и ряда научных публикаций. К числу таких малоизвестных опусов композитора примыкают его балеты.
Татарский балет в 40−70-е годы XX столетия — неоднозначное явление, начавшееся с громкого шедевра Ф. Яруллина «Шурале» (1941) и нестабильно развивающееся в последующие десятилетия. Представленное немногочисленными творениями, балетное искусство Татарстана этого периода пережило и время блестящего взлета, и годы полного творческого затишья. Несмотря на большой «штат» национальной композиторской школы, действующей с конца 30-х годов, в историю татарского балета вошли лишь около десятка имен ее представителей, среди них — З. Хабибуллин, А. Бакиров, Р. Губайдуллин, А.Луппов.
Назибу Жиганову в истории татарского балетного театра музыковедческой наукой отведена эпизодическая роль. В трудах о татарской музыкальной культуре, освещающих пути ее развития, встречаются лишь упоминания его балетов, не говоря уже о перечислении их музыкальных, сценических или хореографических достоинств. Несмотря на широкий круг научных работ по вопросам истории татарского театрального искусства (М.Н.Нигмедзянова, Г. Я. Касаткиной, Я. М. Гиршмана, А. Алмазовой, Г. М. Кантора, Х.И.Булатовой-Терегуловой, Ч. Н. Бахтияровой, О. К. Егоровой, М. П. Файзулаевой, Ф. Ш. Салитовой, В.Р.Дулат-Алеева и других), на сегодняшний день нет ни одного исследования, специально посвященного балетному творчеству Н.Жиганова. Предметом изучения, как правило, становились произведения оперного и симфонического жанров, являющихся магистральными в наследии композитора. Его балеты обзорно рассматривались либо в контексте его творчества (в трудах Я. М. Гиршмана, Г. Я. Касаткиной), либо наряду с другими балетами татарских композиторов (в статьях A.A. Алмазовой, A.M. Григорьевой).
Объектом исследования является балетная музыка Н. Жиганова, значение которой, к сожалению, не оценено по достоинству современниками. Большое количество оперных и симфонических произведений, ставших классикой татарской музыки, затмило его балеты, которых всего два. Тем не менее, балет в творчестве Н. Жиганова — это уникальное явление, сконцентрировавшее в себе мощь художественного самовыражения и тонкость, хрупкость лирического высказывания. Свойственная им лирико-трагедийная направленность дополняет образно-эмоциональную палитру его музыки, раскрывает новые грани творческого дарования, открывает новый взгляд на личность композитора. Новая художественная тематика, поиск соответствующей ей интонационности, качественно новые стилевые параметры, единство музыкального и хореографического действия — все это определило индивидуальность театрального мышления композитора.
Особенно следует выделить балет «Две легенды», поразивший зрителей сложностью символических образов и одновременно простотой, искренностью своей музыки. В этом балете Н. Жиганов как никогда был свободен в собственных эмоциональных проявлениях, что выражалось в его философском, но в то же время несколько сентиментально-романтическом подходе к музыкальному решению сюжета.
До сих пор остается не до конца выясненной хронология сочинения балетов Н. Жиганова, наличие которой дало бы возможность проследить развитие жанра и определить его подлинное значение в контексте творчества композитора. Необходима научная каталогизация всех его нотных рукописей, относящихся каким-либо образом к области балетного искусства. Партитура балета «Две легенды», созданного более тридцати лет назад, до сих пор не издана, что, возможно, является одной из причин его «забытья». Несмотря на высокие художественные достоинства, он не известен современным слушателям и не входит в обязательную программу музыкальных учебных заведений республики.
Цель настоящей диссертации — исследование балетного творчества
H.Жиганова на основе изучения нотных и литературных рукописей балетных сочинений. В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
I. Проследить развитие балетного творчества Н. Жиганова, опираясь на документальные источникивыявить значение его балетов в контексте формирования татарского балетного театра;
2. Определить место и значение балетной музыки Н. Жиганова в творческой биографии композитора;
3. На примере сравнительного анализа двух редакций балета «Зюгра» (1946 и 1969 гг.) выявить эволюцию художественного мышления и творческого метода композитора;
4. Раскрыть процесс творческой работы композитора над балетом «Нжери», в особенности, становление музыкального тематизма как основной этап в его создании;
5. Обозначить этапы в творческом процессе создания дилогии «Две легенды» и выявить особенности метода творческой работы композитора.
Ввиду отсутствия изданных клавиров и партитур балетов Н. Жиганова и в связи с необходимостью изучения рукописей его балетной музыки в диссертации ставятся задачи текстологического характера:
6. Посредством расшифровки и анализа черновиков Н. Жиганова создать классификацию различных документов (нотных и литературных), относящихся к балетному творчеству;
7. Восстановить последовательность сцен и номеров дилогии «Две легенды» на основе изучения нотных рукописей и фонозаписей ОАО «Телерадиокомпании «Новый век».
Материалом исследования явились, прежде всего, балетные рукописи композитора (черновики, клавиры и партитуры, сценарии балетов), его эпистолярное наследие, литературные материалы (дневниковые записи, неопубликованные статьи и интервью), документы, относящиеся к постановке балетов (программки спектаклей, афиши, балетные либретто, фотографии и т. д.) из архива Музея-квартиры Назиба Жигановакопии клавиров балетов из архива Татарского государственного академического театра оперы и балета имени М. Джалиляфоно и видеоматериалы из фондов ОАО «Телерадиокомпания «Новый век» (фонозаписи балета «Зюгра» и дилогии «Две легенды», документальные кинофильмы «Назиб Жиганов» (1968), «Музыка Назиба Жиганова» (1975)) — воспоминания участников постановок балетов, записанные диссертантом в 1997 году.
Методологической основой исследования явились фундаментальные труды отечественных исследователей Б. Асафьева, И. Соллертинского, Ю. Розановой, Ю. Слонимского и др., рассматривавших развитие балетного жанра в контексте общих музыкально-исторических процессов. Значительную роль сыграло изучение работ по вопросам истории и эволюции балета, проблемам хореографии и драматургии балетного спектакля В. Красовской, С. Катоновой, Л. Лавровского, Н. Черновой, И. Вершининой, Ф. Лопухова, В. Ванслова, А. Соколова-Каминского и др. На методологию диссертации также повлияли исследования музыковедов Татарстана Я. М. Гиршмана, Г. Я. Касаткиной, З. Я. Салеховой, Ф. Я. Шамсутдиновой, О. К. Егоровой, В.Р.Дулат-Алиева, освещающие разные аспекты творчества композитора. Основные методы исследованияисторический, музыкально-аналитический, биографический, текстологический.
В работе были привлечены научные труды А. Гозенпуда, А. Климовицкого, П. Вайдман, Н. Фишмана, А. Волкова, Л. Корабельниковой, Т. Сидоровой, С. Петуховой, Г. Джердималиевой, Е. Кирносовой и др., посвященные вопросам текстологической расшифровки рукописных материалов и архивных документов известных композиторов с целью изучению их творчества и художественного мышления. В исследовании автор обращается также к методологическим положениям о стадиальности творческого процесса, изложенным в работах М. Арановского, В. Блока, Ю. Васильева, Э.Денисова.
Балетное творчество Назиба Жиганова впервые становится предметом специального изучения. В исследовании охвачены все произведения балетного жанра, созданные композитором в период с 1943 по 1971 годы. В работе раскрываются связи балетов Н. Жиганова с его оперными и симфоническими произведениями, выявляется воздействие на балетную музыку композитора традиций национальной танцевальной культуры, а также русской и отечественной балетной классики. Опираясь на документальный материал, автор прослеживает эволюцию балетного творчества от танцевальных дивертисментов в операх до балетной дилогии «Две легенды», раскрывает специфику художественного мышления и музыкального стиля композитора в его балетных сочинениях. Впервые в национальном музыковедении путем расшифровки и текстологического анализа черновиков композитора предпринята реконструкция становления художественного замысла и процесса его материализации. Благодаря привлечению обширного рукописного материала (нотного и литературного) в научный обиход вводятся новые, не известные ранее источники.
В диссертации предприняты исследования, позволившие впервые выявить факты использования музыкального материала балетной музыки Жиганова в его симфонических произведениях, раскрыть новый аспект деятельности композитора в качестве сценариста и либреттиста, определить наиболее характерные особенности его творческого метода (в частности, создание повторных редакций).
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, нотных примеров, приложения, включающего тексты литературных
1. Айдарская: Айдарская, А. Балет — любовь моя. Записки балерины. Казань, 1988.
2. Алмазова 1978: Алмазова, А. На пути к «Шурале» (о ранних произведениях Ф. Яруллина) // Музыкальная культура народов Поволжья. М., 1978. С. 113−126.
3. Алмазова 1980: Алмазова, А. Музыка татарского балета // Музыка и современность: (Актуальные вопросы татарской музыки). Казань, 1980. С. 30−52.
4. Алмазова 1987: Алмазова, А. Фарид Яруллин и татарский балет. Казань, 1987.
5. Антипов: Антипов, В. Проблемы музыкального источниковедения (на материале творческого наследия М.П.Мусоргского): Автореферат дис.канд. искусствоведения. М., 1992.
6. Арановский 1969: Арановский, М. Мелодика С. Прокофьева: Исследовательские очерки. Л., 1969.
7. Арановский 1974: Арановский, М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С. 90−128.
8. Арановский 1974: Арановский, М. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора (к постановке проблемы) // Вопросы музыкального стиля. Л., 1974. С. 140−156.
9. Арановский 1998: Арановский, М. Музыкальный текст: Структура и свойства. М., 1998.
10. Аркина: Аркина, Н. Балет и литература. М., 1987.
11. Асафьев: Асафьев, Б. О балете: Статьи, рецензии, воспоминания. Л., 1974.
12. Балет: Балет: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. М., 1981.
13. Бачинин: Бачинин, В. Искусство и мифология. М., 1987.
14. Бершадская: Бершадская, Т. Лекции по гармонии. М., 1978.
15. Блинова: Блинова, М. Музыкальное творчество и законы высшей нервной деятельности. М., 1974.
16. Блок 1979: Блок, В. Метод творческой работы С. Прокофьева: Исследование. М., 1979.
17. Блок 1987: Блок, Л. Классический танец: История и современность. М., 1987.
18. Бобровский: Бобровский, В. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. М., 1989.
19. Богатырев: Богатырев, С.С. О редакции Второй симфонии Чайковского // Богатырев С. С. Исследования, статьи, воспоминания. М., 1972.
20. Богданов-Березовский: Богданов-Березовский, В. Статьи о балете. Л., 1962.
21. Бражник 1992: Бражник, Л. Пентаккорды как явление модальной гармонии в произведениях татарских композиторов: Лекции по курсу «Гармония». Казань, 1992.
22. Бражник 1999: Бражник, Л. Национальный музыкальный стиль в операх Н. Жиганова (на примере ладотональных принципов развития мелодики и гармонии) // Назиб Жиганов: Контексты творчества. Казань, 1999. С 40−55.
23. Вайдман 1988: Вайдман, П. Творческий архив П. И. Чайковского. М., 1988.
24. Вайдман 2000: Вайдман, П. Архив П. И. Чайковского: Текстологические и биографические исследования (творчество и жизнь): Научный доклад на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 2000.
25. Валеев: Валеев, Д. Когда уничтожают даже мертвых // Охота убивать. Казань, 1995. С. 31−71.
26. Ванслов 1968: Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1968.
27. Ванслов 1977: Ванслов, В. Балет в ряду других искусств // Музыка и хореография современного балета. Л., 1977. Вып. 2. С. 5−32.
28. Ванслов 1980: Ванслов, В. Статьи о балете. Л., 1980.
29. Ванслов 1981: Ванслов, В. Балет / В. Ванслов, Е. Суриц // Балет: Энциклопедия. М., 1981. С. 42−45.
30. Ванслов 1981а: Ванслов, В. Сценарий // Балет: Энциклопедия. М., 1981. С. 495.
31. Васильев: Васильев, Ю. Становление художественного текста в творчестве П. И. Чайковского: Автореферат дис. канд. искусствоведения. Л., 1987.
32. Вершинина: Вершинина, И. Ранние балеты Стравинского. М., 1967.
33. Виноградов: Виноградов, Ю. В. Назиб Жиганов и его творчество (О композиторе лауреате Сталинской премии, 1948) // Назиб Жиганов: Контексты творчества. Казань, 1999. С. 27−37.
34. Волков 1976: Волков, А. «Война и мир» Прокофьева: Опыт анализа вариантов оперы. М., 1976. яъ
35. Волков 1989: Волков, И. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.
36. Вязкова: Вязкова, Е. Последние квартеты Бетховена: Опыт анализа творческого процесса на материале «Московской тетради эскизов» за 1825 год: Автореферат дис. канд. искусствоведения. Москва, 1977.
37. Гавелла: Гавелла, Б. Драма и балет. М., 1976. т
38. Гараева: Гараева, В. Драматургические функции гармонии в опере Н. Жиганова «Тюляк и Су-Слу»: Дипломная работа / Науч. рук. Е. М. Смирнова. Казанск. гос. консерватория. Казань, 2001.
39. Гиршман 1975: Гиршман, Я. Назиб Жиганов. М., 1975.
40. Гиршман 1986: Гиршман, Я. Назиб Жиганов // Музыковеды и композиторы Советского Татарстана. Казань, 1986. С. 64−71.
41. Гозенпуд: Гозенпуд, А. Из наблюдений над творческим процессом Н.А.Римского-Корсакова // Римский-Корсаков H.A. Музыкальное наследство. М., 1953. Ч. 1. С. 145−251.
42. Голден 1973: Голден, Л. Африканская музыка // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. М., 1973. Т. 1. С. 251−259.
43. Голден 1973 а: Голден, Л. Африканские музыкальные инструменты // Музыка народов Азии и Африки. М., 1973. Вып. 2. С. 260−269.
44. Горшков 1996: Горшков, В. Нинель Юлтыева: Сотни жизней в одной. Казань, 1996.
45. Горшков 1997: Горшков, В. Балетмейстер Г. Тагиров. Казань, 1997.
46. Григорович: Григорович, Ю. Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета. Л., 1974. С. 7−15.
47. Григорьева 1978: Григорьева, А. Некоторые тенденции развития татарского и марийского балета на современном этапе // Музыкальная культура народов Поволжья. М., 1978. С. 164−173.
48. Григорьева 1989: Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М., 1989.
49. Гурарий: Гурарий, С. Диалоги о татарской музыке. Казань, 1984.
50. Две легенды: Две легенды: Программа балета. Казань. 1971.
51. Денисов: Денисов, Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.
52. Дулат-Алеев: Дулат-Алеев, В. Новый интертекст оперы «Алтынчач» // Назиб Жиганов: Контексты творчества. Казань, 1999. С. 66−88.
53. Егорова: Егорова, О. История и миф в операх Назиба Жиганова // Назиб Жиганов: Контексты творчества. Казань, 1999. С. 56−65.
54. Жиганов 1940: Жиганов, Н. Моя работа над оперой «Ирек» // «Ирек»: Программа-либретто. Казань, 1940.
55. Захаров: Захаров, Р. Беседы о танце. М., 1963.
56. Зюгра: Зюгра: Программа балета. Казань. 1946.
57. Изволина: Изволина, С. Театр и философия. М., 1988.
58. Имашев: Имашев, М. Бескорыстные уроки. Воспоминания благодарного ученика // Казань. 2001. № 1. С. 34−35.
59. Исанбет 1977: Исанбет, Ю. Муса Джалиль и татарская музыка. Казань, 1977.
60. Исанбет 2003: Исанбет, Ю. Словарь музыкально-сценических произведений татарских композиторов, поставленных на казанской сцене. Казань, 2003.
61. История 1995: История современной отечественной музыки (1917;1941): Учебное пособие / Ред. М.Тараканов. М., 1995. Вып 1.
62. История 1999: История современной отечественной музыки (1941;1958): Учебное пособие / Ред. М.Тараканов. М., 1999. Вып 2.
63. История 2001: История современной отечественной музыки (1960;1990): Учебное пособие / Ред.-сост. Е Долинская. М., 2001. Вып 3.
64. Исхакова-Вамба: Исхакова-Вамба, Р. Ангемитоника как музыкальная система. М., 1990.
65. Кантор 1994: Из истории балета // Татарский академический театр оперы и балета имени М. Джалиля / Под общ. ред. Г. Кантора. Казань, 1994.
66. Кантор 1996: Кантор, Г. Лики созидателя. Что мы знаем о хозяине белого рояля // Казань. 1996. № 5/6. С. 59−66.
67. Карагичева: Карагичева, Л. Африканский музыкальный фольклор в балете К. Караева «Тропою грома» // Музыка народов Азии и Африки. М., 1969. С. 164−186.
68. Кариева: Кариева, Л. Татарская мифология (в историко-сравнительном и типологическом аспекте): Автореферат дис.. канд. филологических наук. Казань, 1999.
69. Карп 1967: Карп, П. О балете. М., 1967.
70. Карп 1980: Карп, П. Балет и драма. Л., 1980.
71. Касаткина 1967: Касаткина, Г. Драматургия оперы-поэмы «Джалиль» Н. Жиганова // Вопросы татарской музыки: Сб. науч. работ / Под ред. Я.Гиршмана. Казань, 1967. С.81−146.
72. Касаткина 1972: Касаткина, Г. «Две легенды» // Советская Татария. 1972. 5 апр.
73. Касаткина 1975: Касаткина, Г. Современная тема в оперном твочестве Н. Жиганова // Музыка и современность: Сб. статей. М., 1975. Вып.9. С.95−130.
74. Касаткина 1978: Касаткина, Г. Национальная специфика и современные средства выразительности // Музыкальная культура народов Поволжья. М., 1978. С. 7−19.
75. Катонова: Катонова, С. Музыка советского балета: Очерки истории и теории. Л., 1979.
76. Кашкай: Кашкай, X. Взаимодействие музыкальной и хореографической драматургии в балете А. Меликова «Легенда о любви» // Музыка и хореография современного балета. М., 1982. Вып. 4. С. 161−183.
77. Кирносова: Кирносова, Е. Метод творческой работы Н. К. Метнера и особенности его художественного мышления (на материале рукописного архива композитора): Автореферат дис.. канд. искусствоведения. М., 1996.
78. Климовицкий: Климовицкий, А. О творческом процессе Бетховена: Исследование. Л., 1979.
79. Композиторы: Композиторы и музыковеды Советского Татарстана / Сост.-ред. М. Нигмедзянов. Казань, 1986.
80. Корабельникова 1982: Корабельникова, Л. Архив композитора как материал для изучения процесса творчества // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. 1981. Л., 1982.
81. Корабельникова 1987: Корабельникова, Л. Вопросы текстологии в музыкознании / Л. Корабельникова, П. Вайдман // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. С. 122−150.
82. Косачева: Косачева, Р. Фольклорное направление в балетном театре начала XX века // Музыкальный современник. М. 1984. С. 151 -180.
83. Красовская 1962: Красовская, В. Современные выразительные средства в балете // Музыкальный театр и современность. М., 1962.
84. Красовская 1967: Красовская, В. Статьи о балете. М., 1967.
85. Красовская 1978: Красовская, В. История русского балета. Л., 1978.
86. Красовская 1996: Красовская, В. Западно-европейский балетный театр: Очерки истории: Романтизм. М., 1996.
87. Куршенко: Куриленко, Е. Понятие жанра современного балета // Музыка и хореография современного балета. М., 1982. Вып. 4. С. 87−105.
88. Лавровский: Лавровский, Л. О путях развития советского балета // Музыкальный театр и современность. М., 1962.
89. Ладыгин: Ладыгин, Л. Музыкальное содержание балета «Ромео и Джульетта» и варианты его хореографического воплощения (опыт музыкально-хореографического анализа) // Московский музыковед. М., 1991. Вып.2. С. 117−136.
90. Левашев: Левашев, Ю. Музыка балета «Золушка» С. Прокофьева // Вопросы современной музыки. Л., 1963. С. 55−83.
91. Леман 1996: Леман, А. Гении в кирзовых сапогах. Казань. 1996. № 5/6. С. 79−83.
92. Леман 2001: Леман, А. Назиб Гаязович Жиганов. Назиб Жиганов. Назиб. //Казань. 2001. № 1. С. 21−28.
93. Либретто: Сто балетных либретто. Л., 1971.
94. Линъкова: Линькова, Л. О драматургии балета // Музыка и хореография современного балета. Л., 1979. Вып. 3. С. 54−71.
95. Лихачев: Лихачев, Д. С. Текстология: Краткий очерк. Л., 1964.
96. Лопухов: Лопухов, Ф. Хореографические откровенности. М., 1972.
97. Львов-Анохин 1966: Львов-Анохин, Б. Новое в советском балете. Л., 1966.
98. Львов-Анохин 1972: Львов-Анохин, Б. Балетные спектакли последних лет. М., 1972.
99. Маклыгин: Маклыгин, A.JI. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма / Казан, гос. консерватория. Казань, 2000.
100. Мансуров: Мансуров, Ф. Назиб Жиганов личность № 1 в татарской музыке! // Татарстан. Казань. 2001. № 2. С. 50−53.
101. Мейлах 1982: Мейлах, Б. О стратегии комплексного изучения художественного творчества // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. 1981. Л., 1982.
102. Мейлах 1984: Мейлах, Б. Комплексное изучение творчества и музыковедение // Проблемы музыкального мышления. М., 1984. С. 9−28.
103. Мейлах 1985: Мейлах, Б. Процесс творчества и художественное воспитаниеКомплексный подход: Опыт, поиски, перспективы. М., 1985.
104. Мессерер: Мессерер, А. Танец. Мысль. Время. Л., 1990.
105. Миннуллина: Миннуллина, Л. А. Литературное творчество Назиба Жиганова: Доклады, статьи, выступления. М., 1996.
106. Михайлов: Михайлов, М. Жизнь в балете. М.- Л., 1966.
107. Мустафин: Мустафин, В. О Назибе Жиганове: Три эпизода из жизни музыканта и гражданина // Республика Татарстан. 2003. 31 июля.
108. Муха: Муха, А. И. Процесс композиторского творчества. Киев, 1979.
109. Назиб: Назиб Жиганов: Контексты творчества / Сост. и науч.ред. В.Р.Дулат-Алеев. Казань, 1999.
110. Нигмедзянов: Нигмедзянов, М. Н. Музыкальный Татарстан. Казань, 1970.
111. Никитина: Никитина, Л. Советская музыка: История и современность. М., 1991.
112. Николаева: Николаева, Н. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия. Вбт.М., 1981.Т.5.С. 11−15.
113. Петровская: Петровская, И. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII-начала XX веков. М., 1989.
114. Петухова: Петухова, С. Первая авторская редакция балета Прокофьева «Ромео и Джульетта»: Источниковедческие проблемы изучения: Автореферат дис. канд. искусствоведения. М., 1997.
115. Письма: Письма Н. Г. Жиганова к С. А. Жигановой (1935;1946). М., 2001.
116. Подольская: Подольская, М. Музыка с небес // Казань. 2001. № 1. С. 48−53.
117. Покровский 1975: Покровский, Б. Назиб Жиганов оперный драматург // Гиршман Я. Назиб Жиганов. М., 1975. С. 81−84.
118. Покровский 1994: Покровский, Б. Познание Жиганова // Казань. 1994. №¾. С.86−90.
119. Протопопов: Протопопов, В. «Иван Сусанин» Глинки: Музыкально-теоретическое исследование. М., 1961.
120. Раимова: Раимова, С. История татарской музыки: Учебное пособие. — Казань, 1986.
121. Раку: Раку, М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: Опыт интертекстуального анализа // Музыкальная академия. 1999. № 2. С. 9−21.
122. Рацкая: Рацкая, Ц. Советский балет. М., 1957.
123. Розанова 1976: Розанова, Ю. Симфонические принципы балетов Чайковского. М., 1976.
124. Розанова 1992: Розанова, Ю. От редактора-составителя // Музыка и хореография современного балета. М., 1992. Вып.4. С. 3−7.
125. Ручьевская: Ручьевская, Е. Функции музыкальной темы. Л., 1977.
126. Садекова: Садекова, А. Идеология ислама и татарское народное творчество: Автореферат дис.. канд. филологических наук. Казань, 2000.
127. Сайдашева: Сайдашева, С. Музыкальная драматургия балетного диптиха «Две легенды» Н. Жиганова: Дипломная работа / Науч. рук. О. К. Егорова. Казанск. гос. консерватория. Казань, 1975.
128. Салехова 1990: Салехова, 3. Музыкальная тема в симфоническом творчестве Н. Жиганова // Проблемы музыкального стиля композиторов Среднего Поволжья. Казань, 1990. С. 58−73.
129. Салехова 1991: Салехова, 3. Особенности тематизма и его развитие в симфоническом творчестве Н. Жиганова: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. М., 1991.
130. Салехова 1996: Салехова, 3. «.И приумножать её добрую славу»: Портрет Назиба Жиганова в документах // Казань. 1996. № 5/6. С. 32−39.
131. Салехова 1996: Салехова, 3. Н. Г. Жиганов основатель Казанской консерватории (По материалам архивов) // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Сб. науч. трудов. Казань, 1996. С. 19−30.
132. Салехова 1999: Салехова, 3. Тематическое развитие в симфонической музыке Назиба Жиганова // Назиб Жиганов: Контексты творчества. Казань, 1999. С. 104−119.
133. Салитова: Салитова Ф. Очерки по истории татарской музыкальной культуры: Учеб. пособие. Казань, 1997. Кн.1.
134. Сидорова: Сидорова, Т. О некоторых специфических чертах творческого процесса Чайковского // Вопросы теории, истории, исполнительства. М., 1990.
135. Слонимский 1950: Слонимский, Ю. Советский балет: Материалы к истории советского балетного театра. М.- Л., 1950.
136. Слонимский 1962: Слонимский, Ю. О драматургии балетного сценария // Музыкальный театр и современность. М., 1962.
137. Слонимский 1968: Слонимский, Ю. В честь танца. М., 1968.
138. Слонимский 1974: Слонимский, Ю. О драматургии балета // Музыка и хореография современного балета. Л., 1974. С. 31−49.
139. Слонимский 1977: Слонимский, Ю. Драматургия балетного театра XIX века: Очерки, либретто, сценарии. М., 1977.
140. Современность: Современность в танце / Вст. Л.Алексеевой. М., 1964.
141. Соколов-Каминский 1983: Соколов-Каминский, А. Советская балетная школа. М., 1983.
142. Соколов-Каминский 1987: Соколов-Каминский, А. Русский балет и фольклор: Опыт исторической характеристики // Музыка и хореография современного балета. Л., 1987. Вып.5. С. 218−240.
143. Соколов-Каминский 1987: Соколов-Каминский, А. Хореограф и музыкальная драматургия спектакля // Музыка и хореография современного балета. Л., 1987. Вып. 5. С. 121−146.
144. Соллертинский 1963: Соллертинский, И. Исторические типы симфонической драматургии. М., 1963.
145. Соллертинский 1973: Соллертинский, И. Статьи о балете. Л., 1973.
146. Тараканов: Тараканов, М. Музыкальная драматургия в советских балетах // Советский музыкальный театр. М., 1982. С. 133−184.
147. Текстология: Текстология // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1976. Т. 25. С. 367−368.
148. Терегулова: Терегулова, X. «Качкын» первая татарская опера // Советская музыка. 1939. № 8. С. 9−17.
149. Тигранов: Тигранов, Г. Балеты А.Хачатуряна. Л., 1974.
150. Томашевский: Томашевский, Б. В. Писатель и книга: Очерк текстологии. М., 1959.
151. Фарсобин: Фарсобин, В. В. Источниковедение и его метод. М., 1983.
152. Фатыхова: Фатыхова, Э. А. Нотные рукописи А. К. Глазунова (текстологические аспекты изучения) Электронный ресурс. Режим доступа: http: // biblio. conservatory, ru / Today/ Public.
153. Фигиман: Фишман, H. Книга эскизов Бетховена за 1802−1803 годы: Исследование, факсимиле и расшифровка. М., 1962.
154. Холопова 1982: Холопова, В. Музыкально-хореографические формы русского классического балета // Музыка и хореография современного балета. М., 1982. Вып. 4. С. 57−72.
155. Холопова 1983: Холопова, В. Музыкальный тематизм. М., 1983.
156. Чернова 1976: Чернова, Н. Балет 30−40-х годов // Советский балетный театр 1917;1967. Л., 1976.
157. Чернова 1978: Чернова, Н. О балетах больших и малых (к вопросу о драматургических принципах балетного спектакля) // Советский музыкальный театр. М., 1978. С. 99−113.
158. Чистякова: Чистякова, В. В мире танца: Беседы о балете. Л.- М., 1964.
159. Чулаки 1964: Чулаки, М. Мысли о советском балете // Советская музыка. 1964. № 4. С. 55−60.
160. Чулаки 1977: Чулаки, М. Кто является автором хореографического произведения // Музыка и хореография современного балета. Л., 1977. Вып. 2. С. 32−55.
161. Шабалина: Шабалина, Т. Творчество И. С. Баха: Текстологическое исследование (на материале инструментальных сочинений): Автореферат дис.. докт. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2000.
162. Шамсутдинова 1978: Шамсутдинова, Ф. Формирование основных типов симфонического тематизма Н. Жиганова в его оперном творчестве // Музыкальная культура народов Поволжья. М., 1978. С. 99−113.
163. Шамсутдинова 1981: Шамсутдинова, Ф. Жанровая эволюция симфонического творчества Н. Жиганова (1960;1970;е годы) // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. М., 1981. Вып.56. С. 133−151.
164. Шамсутдинова 2001: Шамсутдинова, Ф. Энергия личности и таланта //Казань. 2001. № 1. С. 31−33.
165. Штейнпресс: Штейнпресс, Б. С. Музыка XIX века: Классицизм и романтизм. М., 1968.
166. Шумилова 1971: Шумилова, Э. Национальное своеобразие балета. М., 1971.
167. Шумилова 1974: Шумилова, Э. Национальное в советском балете // Музыка и хореография современного балета. JL, 1974. С. 61−76.
168. Шумилова 1976: Шумилова, Э. Правда балета. М., 1976.
169. Цвейг: Цвейг, С. Смысл и красота рукописи: Избранные произведения. М., 1957.
170. Юденич: Юденич, Н. Эпические черты в симфониях Бородина // Форма и стиль: Сб. научных трудов. Л., 1990.
171. Якупов: Якупов, X. Ненаписанный портрет//Казань. 2001. № 1. С. 2931.
172. Buchner: Buchner, А. Musikinstrumente der Volker. Prag, 1968.