Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессионального самоопределения учащихся при обучении программированию в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании было обоснованно введение в методику обучения школьников программированию в условиях совместной деятельности подготовительного этапа обучения, обеспечивающего выравнивающую подготовку учащихся. Подготовительный этап подразумевает первичную дифференциацию учащихся по учебным группам в учреждении ДПО соответственно уровням знаний и умений подростков в области информатики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития профессионального самоопределения учащихся при обучении программированию в системе дополнительного образования
    • 1. 1. Категория профессионального самоопределения учащихся в современных психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Анализ профессионально-важных качеств современного программиста
    • 1. 3. Современные подходы в обучении школьников программированию в системе дополнительного образования
    • 1. 4. Модель организации обучения школьников программированию, направленного на развитие профессионального самоопределения учащихся
  • Выводы по материалам главы
  • Глава 2. Методика обучения программированию и её реализация в учреждениях дополнительного образования
    • 2. 1. Методика обучения программированию, обеспечивающая развитие профессионального самоопределения учащихся
    • 2. 2. Комплекс учебных заданий, направленный на развитие профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения программированию
    • 2. 3. Организация, проведение и обработка результатов опытно-поисковой работы
  • Выводы по материалам главы

Развитие профессионального самоопределения учащихся при обучении программированию в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Возрастание роли информационных технологий в современном обществе обусловливает нарастание потребности в высококвалифицированных специалистах по созданию программного обеспечения. Программой модернизации отечественного образования на период 2009;2012 гг. подготовка таких специалистов выделяется в качестве одной из приоритетных задач системы профессионального образования. В то же время понятно, что интерес к профессии программиста и желание её приобрести не могут быть развиты без целенаправленной профориентационной работы с детьми школьного возраста — среди учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

Высокоинтеллектуальный характер работы программиста, необходимость специфических психологических качеств и отсутствие у многих учащихся чёткого представления о характере деятельности программиста приводят к тому, что на выбор данной профессии решается небольшая часть школьников. В то же время, как показывает практика, самореализоваться в области информационных технологий в целом и программирования в частности могут многие, что объясняется распространённостью профессии программиста и востребованностью специалистов в области разработки программного обеспечения (кодировщики, тестировщики, аналитики и т. д.). Всё это свидетельствует о необходимости направленной профориентации школьников на профессию программиста.

Вопросам профориентации посвящено немало научных исследований (А. В. Батаршев, Е. А. Климов, Т. Л. Павлова, Н. С. Пряжников, М. Ф. Шевченко и др.), в которых, в частности, рассмотрены основные особенности и методы профориентационной работы. В практике такой работы основными методами являются беседы со школьниками, встречи с представителями профессии, экскурсии на предприятия и в организации, что можно отнести к пассивным формам профориентации. Активной формой является знакомство с профессией «изнутри», в процессе занятий соответствующей профессиональной деятельностью.

Учреждения дополнительного образования обладают перед школами тем преимуществом, что обучение в них не привязано к государственным стандартам и жестким программам учебных дисциплин. Поэтому профориентационную работу можно вести систематически и непрерывно, не сводя её к разовым мероприятиям. Всё это в полной мере относится к ориентации на профессию программиста.

Эффективным средством профессиональной ориентации школьника может стать развитие профессионального самоопределения (ПСО), под которым традиционно понимается личностная характеристика, представленная наличием осознанной и осмысленной субъектной позиции по отношению к выбираемой, изучаемой или уже выполняемой профессиональной деятельности.

Исследованию профессионального самоопределения посвящены научные труды многих учёных (К. А. Абульханова-Славская, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Ф. В. Повшедная, В. А. Поляков, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова и др.). Однако анализ этих работ показывает, что в них не затрагивался аспект развития профессионального самоопределения школьников, изучающих программирование в учреждениях системы дополнительного образования.

Проблеме обучения школьников информатике и программированию в системе дополнительного образования посвящены исследования А. В. Алексеева, Н. А. Мещеряковой, С. М. Небогатиковой, Ф. В. Толкачёва и др. В указанных работах рассматриваются различные аспекты обучения школьников программированию как учебной дисциплине, но не уделяется внимания развитию профессионального самоопределения учащихся, основанного на учёте особенностей профессиональной деятельности программиста.

Проведённый анализ теоретических подходов и практических решений, связанных с развитием профессионального самоопределения учащихся, а также проблем обучения школьников программированию как в целом, так и в учреждениях системы дополнительного образования, в частности, позволил выделить следующие противоречия: на социально-педагогическом уровне: между ключевой ролью профессии программиста в современном информационном обществе и недостаточной ориентацией учащихся на приобретение этой профессии в процессе их обучения информационно-технологическим дисциплинам в системе школьного и дополнительного образованияна научно-педагогическом уровне: между необходимостью развития профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения программированию и недостаточной разработанностью необходимых психолого-педагогических основ такого развитияна научно-методическом уровне: между возможностью развития профессионального самоопределения школьников при обучении программированию в учреждениях дополнительного образования и отсутствием соответствующей методики.

Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность настоящего исследования и определяет его проблему: как обеспечить развитие профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения программированию в учреждениях дополнительного образования? Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность сформулированной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования — «Развитие профессионального самоопределения учащихся при обучении программированию в системе дополнительного образования».

Объект исследования: процесс обучения школьников программированию в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: процесс развития профессионального самоопределения учащихся при обучении школьников программированию в системе дополнительного образования.

Цель исследования состоит в научном обосновании и разработке методики обучения школьников программированию в учреждениях дополнительного образования, применение которой обеспечивает развитие профессионального самоопределения учащихся.

Для достижения поставленной цели исследования мы руководствовались следующей гипотезой: процесс обучения школьников программированию в системе дополнительного образования будет сопровождаться развитием профессионального самоопределения учащихся, если: методику обучения программированию построить с учётом особенностей профессиональной деятельности современных программистов, в частности коллективного характера труда, ролевой дифференциации в ходе проектирования программного продукта, применения современных технологий программирования;

— профессиональное самоопределение учащихся характеризовать уровнями (эмпирическим, научно-содержательным, рефлексивным), определяемыми развитием компонентов профессионального самоопределения: знаниями и умениями в области профессиональной деятельности современного программиста, профессиональным самосознанием, профессиональной самоориентацией.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, результатов научно-педагогических исследований с целью выявления сущности и структуры профессионального самоопределения.

2. Используя анализ особенностей профессиональной деятельности программистов, обосновать и разработать модель организации обучения школьников программированию в учреждениях дополнительного образования, обеспечивающего развитие профессионального самоопределения учащихся.

3. Разработать комплекс индивидуальных и групповых учебных заданий, содержание и методы выполнения которых обусловлены особенностями профессиональной деятельности современных программистов и, в частности, их ролевой дифференциацией и совместной деятельностью при выполнении сложных проектов.

4. Разработать формы, содержание и методику обучения школьников программированию в условиях совместной деятельности в учреждениях дополнительного образования, применение которых обеспечивает развитие профессионального самоопределения учащихся.

5. Осуществить опытно-поисковую работу по проверке результативности применения разработанной методики обучения школьников программированию, обеспечивающей развитие их профессионального самоопределения.

Методологическая основа исследования:

— фундаментальные работы по проблеме профориентации и профессиональному самоопределению школьников (А. В. Батаршев, Е. А. Климов, В. А. Поляков, Н. С. Пряжников и др.);

— концепция личностно-ориентированного подхода в обучении (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.);

— развитие концепции информатизации образования (А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, И. В. Роберт и др.).

Теоретическая основа исследования:

— фундаментальные работы в области теории и методики обучения информатике (С. А. Бешенков, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, B.C. Леднев и дрО;

— работы по методике обучения учащихся программированию (А. В. Алексеев, В. Е. Жужжалов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин,.

A. Ю. Уваров, Н. А. Юнерман и др.);

— основы теории рефлексивной деятельности (В. В. Афанасьев,.

B. JI. Винокуров, И. С. Ладенко, А. С. Шаров и др.);

— методы организации экспериментальных педагогических исследований и статистической обработки их результатов (М. И. Грабарь, К. А. Краснянская, Р. С. Немов и др.).

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической, социологической и специальной литературы по проблеме исследованияанализ программ, учебных пособий и методических материаловметоды педагогических измерений и диагностики, адекватные задачам исследования (анкетирование, тестирование) — методы математической статистики.

Научная новизна исследования:

— в отличие от ранее проведенных исследований Е. А. Астафьевой и.

C. М. Небогатиковой, посвящённых вопросам обучения информатике и программированию в учреждениях системы дополнительного образования, в настоящей работе поставлена и решена задача развития профессионального самоопределения школьников при обучении программированию в учреждениях дополнительного образования с учётом особенностей профессиональной деятельности современных программистов;

— теоретически обоснована и создана методика обучения школьников программированию в учреждениях дополнительного образования, предусматривающая выделение следующих этапов учебной деятельности учащихся: освоение теории, постановка и обсуждение группового задания на разработку, выделение в групповом задании индивидуальных заданий, дифференциация учащихся по индивидуальным заданиям, проведение ролевой дифференциации, разработка и отладка индивидуальных заданий, интеграция индивидуальных заданий, проведение тестирования, обсуждение результатов разработкипредложен комплекс диагностических методов, применение которых позволяет определить уровень развития профессионального самоопределения учащихся (эмпирический, научно-содержательный, рефлексивный) на основе измерения показателей, характеризующих компоненты профессионального самоопределения: знания и умения в области профессиональной деятельности современного программиста, профессиональное самосознание, профессиональная самоориентация.

Теоретическая значимость исследования:

1. Обоснованы принципы отбора содержания учебного материала при обучении школьников программированию в учреждениях дополнительного образования: профессиональной направленности, минимальной достаточности, ролевой дифференциации учащихся, приоритета совместной деятельности учащихся, применения современных технологий разработки программного обеспечения.

2. Разработана модель организации обучения школьников программированию в системе дополнительного образования, в которой учтены особенности профессиональной деятельности современных программистов (коллективный характер труда, ролевая дифференциация в ходе проектирования программного продукта, применение современных технологий программирования).

3. На основе интеграции количественных показателей, полученных в результате применения диагностических методик, обосновано выделение уровней развития профессионального самоопределения учащихся при обучении программированию в системе дополнительного образования (эмпирический, научно-содержательный, рефлексивный).

Практическая значимость исследования заключается в том, что в образовательной практике преподавания программирования в учреждениях дополнительного образования могут быть использованы следующие полученные в ходе диссертационного исследования результаты: -программа и содержание учебного курса «Программирование на языке Visual Basic for Application» для школьников, изучающих программирование в учреждениях дополнительного образования;

— комплекс индивидуальных и групповых учебных заданий по программированию, применение которого обеспечивает развитие профессионального самоопределения учащихся при обучении программированию;

— методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по обучению школьников программированию в системе дополнительного образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Значимость профессии программиста для современного общества обусловливает актуальность ориентации школьников на приобретение этой профессии. В учреждениях дополнительного образования такая ориентация может осуществляться путем развития профессионального самоопределения учащихся при вовлечении их в деятельность, организационно и содержательно приближенную к деятельности современных программистов.

2. Профессиональное самоопределение учащихся должно быть охарактеризовано уровнями (эмпирическим, научно-содержательным, рефлексивным), определяемыми развитием компонентов профессионального самоопределения: знаний и умений в области профессиональной деятельности современного программиста, профессионального самосознания, профессиональной самоориентации.

3. Методика обучения школьников программированию в учреждениях дополнительного образования должна предусматривать выделение следующих этапов совместной деятельности школьников: освоение теории, постановка и обсуждение группового задания на разработку, выделение в групповом задании индивидуальных заданий, дифференциация учащихся по индивидуальным заданиям, проведение ролевой дифференциации, разработка и отладка индивидуальных заданий, интеграция индивидуальных заданий, проведение тестирования, обсуждение результатов разработки.

4. Применение разработанной методики обучения школьников программированию обеспечивает развитие профессионального самоопределения учащихся при обучении программированию в системе дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на результаты теоретических исследований в области психологии, педагогики, теории и методики обучения информатикесоответствием используемых методик сути исследуемой проблемыподтверждением гипотезы исследования в ходе опытно-поисковой работывоспроизводимостью основных результатов исследования.

Этапы исследования. Первый этап (2004;2005 гг.) На основе анализа литературы, а также результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы была сформулирована проблема исследования, рабочая гипотеза, поставлена цель, определены задачи. Произведена диагностика начального уровня подготовки учащихся в области информатики и программирования, что было обусловлено необходимостью перехода к выполнению учебно-производственных задач в условиях совместной деятельности.

В течение второго этапа (2005—2006 гг.) — поискового — были уточнены цель, задачи исследования, совершенствовалась гипотеза. Велась разработка модели организации обучения школьников программированиюа также разработка методики обучения школьников программированию в системе дополнительного образования и комплекса учебных заданий, направленных на развитие профессионального самоопределения учащихсяосуществлялась подготовка школьников к обучению в условиях совместной деятельностибыл подготовлен план формирующего этапа опытно-поисковой работы.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) был организован формирующий этап опытно-поисковой работы, оценивающий эффективность разработанной методики, осуществлена обработка полученных данных опытно-поисковой работы, сформулированы выводы и результаты диссертационного исследования.

Апробация результатов. Основные теоретические и практические материалы исследования обсуждались на научных семинарах и заседаниях кафедры теории и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета (2005;2009) — в выступлениях на XII Окружной научно-практической конференции НОУ «Поиск», посвящённой памяти JI. Д. Земляницыной (Омск, 2009), а также на XLI Региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодёжи Омской области (Омск, 2009) — в форме публикаций на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Применение новых технологий в образовании» (Троицк, 2008), «Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2008). По теме исследования имеется 10 публикаций, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК МОиН РФ.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс объединения «Информатика» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Октябрьского административного округа г. Омска».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. В тексте диссертации имеется 4 таблицы, 24 рисунка, 10 приложений, библиографический список включает 134 наименования.

Выводы по материалам главы 2.

1. В исследовании было обоснованно введение в методику обучения школьников программированию в условиях совместной деятельности подготовительного этапа обучения, обеспечивающего выравнивающую подготовку учащихся. Подготовительный этап подразумевает первичную дифференциацию учащихся по учебным группам в учреждении ДПО соответственно уровням знаний и умений подростков в области информатики и программирования, диагностику профессионально-важных качеств сферы «человек-знак», выравнивание уровня знаний школьников, обучения работать совместно, а также формирование начальных знаний и умений в области программирования, необходимых для следующего этапа обучения в условиях совместной деятельности.

2. Реализация модели организации обучения школьников программированию, которая была предложена в п. 1.4., позволят создать благоприятные условия для развития профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения программированию в учреждениях системы дополнительного образования.

3. Комплекс учебных заданий, основанный на совместной деятельности учащихся, ролевой дифференциации учащихся и иллюстративно-наглядных заданиях выступает в качестве содержательного компонента методики обучения школьников программированию в учреждениях дополнительного образования.

4. Выбранные методы диагностики позволяют оценить результативность предложенной в данном исследовании методики обучения школьников программированию в системе дополнительного образования, обеспечивающей развитие профессионального самоопределения учащихся, и свидетельствуют о достоверности полученных результатов.

Заключение

.

В процессе исследования полностью подтвердилась исходная гипотеза, решены поставленные задачи и получены следующие результаты:

1. Значимость профессии программиста для современного общества обусловливает актуальность ориентации школьников на приобретение этой профессии. В учреждениях дополнительного образования такая ориентация может осуществляться путем развития профессионального самоопределения учащихся при вовлечении их в деятельность, организационно и содержательно приближенную к деятельности современных программистов.

2. Уровни профессионального самоопределения учащихся (эмпирический, научно-содержательный, рефлексивный) определяются развитием компонентов профессионального самоопределения: знаниями и умениями в области профессиональной деятельности современного программиста, профессиональным самосознанием, профессиональной самоориентацией.

3. Отбор содержания учебного материала при обучении школьников программированию в учреждениях дополнительного образования должен осуществляться на основе следующих принципов: профессиональной направленности, минимальной достаточности, ролевой дифференциации учащихся, приоритета совместной деятельности учащихся, применения современных технологий программирования.

4. Предложенная в работе методика обучения школьников программированию в учреждениях дополнительного образования предусматривает выделение следующих этапов учебной деятельности учащихся: освоение теории, постановка и обсуждение группового задания на разработку, выделение в групповом задании индивидуальных заданий, дифференциация учащихся по индивидуальным заданиям, проведение ролевой дифференциации, разработка и отладка индивидуальных заданий, интеграция индивидуальных заданий, проведение тестирования, обсуждение результатов разработки.

5. Результативность разработанной методики обучения школьников программированию в учреждениях дополнительного образования подтверждена комплексом диагностических методик. Полученные данные опытно-поисковой работы статистически достоверны и воспроизводимы, а также полностью подтверждают выдвинутую в ходе исследования гипотезу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: дис. канд. пед. наук / В. В. Абраухова. — Ростов н/Д, 1997. — 279 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1997.-299 с.
  3. , А.В. Методическая система организации внеклассных мероприятий по информатике: дис. канд. пед. наук / А. В. Алексеев. М.: РГБ, 2003. — 177 с.
  4. , Е.А. Педагогические основы изучения информатики в системе дополнительного образования: дис. канд. пед. наук / Е. А. Астафьева. Владикавказ, 2001. — 187 с.
  5. , В.В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / В. В. Афанасьев. СПб., 1997. -61 с.
  6. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 292 с.
  7. , А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике / А. В. Батаршев. СПб.: Речь, 2005. — 208 с.
  8. , В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. кад. пед. наук / В. А. Березина. М., 1998. — 147 с.
  9. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  10. Ю.Бешенков, С. А. Информатика. 10 класс. Систематический курс. / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: Лаборатория, 2006. — 432 с.
  11. , С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс / С. А. Бешенков // Педагогическая информатика. 1993. — № 2. — С. 3−5.
  12. , С.А. Школьный предмет стратегического назначения / С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2007. — № 4. — С. 29−31.
  13. , Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы / Ф. Брукс. М.: Символ-Плюс, 2006. — 304 с.
  14. , Л.П. Педагогическое управление развитием профессионального самоопределения студентов педагогического вуза: дис. канд. пед. наук / Л. П. Бурцева. Омск, 2005. — 208 с.
  15. , А. Н. Профессия программист / А. Н. Венц. — М.: Аст- Ростов н/Д, Феникс, 1999.-382 с.
  16. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации / О. В. Козловский. — Ростов н/Д: Феникс- Донецк: издательский центр «Кредо», 2006. 800 с.
  17. , Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982- 1984.
  18. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М., 1976. -332 с.
  19. , А. Ю. Самоучитель VBA / А. Ю. Гарнаев. СПб.: БХВ-Петербург, 2002.-512 с.
  20. , А. Ю. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах / А.Ю. Гарнаев.- Спб.: «БХВ-Петербург», 2003.-796 с.
  21. , Н.Ф. Пути повышения престижа рабочих профессий / Н. Ф. Гейжан, А. И. Рабицкий, B.C. Штуков. -М.: Высшая школа, 1991. 94 с.
  22. , А.Г. Информатика: учеб. для 8−9 класса ср. школы / А. Г. Гейн, Е. В. Линецкий, М. В. Сапир, В. Ф. Шолохович. М.: Просвещение, 1994.256 с.
  23. , А.Г. Информатика / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов, Н. А. Юнерман. М.: Просвещение, 2003. — 255 с.
  24. , А.Г. Десять лет спустя / А. Г. Гейн, В. Ф. Шолохович // Информатика и образование. 1995. — № 2. — С. 7−11.
  25. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
  26. , Н.А. Педагогические условия профессионального самоопределения выпускников сельской школы: дис. канд. пед. наук / Н. А. Гетман. — Омск, 2006. 207 с.
  27. , К. Программирование в Microsoft Office для пользователя / К. Гетц, М. Джилберт- пер. с англ. К.: Издательская группа BHV, 2000. — 384 с.
  28. , Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодёжи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  29. , В.А. Компетентностный подход в дополнительном образовании детей / В. А. Горский // Теория и практика дополнительного образования.2007.-№ 2.-С. 8−11.
  30. , В.А. Откуда есть пошло дополнительное образование / В. А. Горский // Теория и практика дополнительного образования. — 2007. -№ 3. С. 11−17.
  31. ГОСТы Жизненного цикла ИС Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/rOCTbi Жизненного цикла ИС.
  32. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  33. , А.С. Научись думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе / А. С. Границкая. -М.: Просвещение, 1991. 172 с.
  34. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-542 с.
  35. , М.А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. М., 1960.-200 с.
  36. , О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учебно-методическое пособие / О.Б. Даутова- под ред. А. П. Тряпицыной. Спб.: КАРО, 2006. — 352 с.
  37. , Е.Н. Учет индивидуальных особенностей школьников при подготовке к профильному обучению / Е. Н. Дзятковская // Профильная школа. 2003. — № 2. — С. 24.
  38. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
  39. , Г. В. Об учебнике «Алгебра и начала анализа» для профильного курса математики в 10 классе / Г. Ф. Дорофеев // Математика в школе. -2003.-№ 4.-С. 38.
  40. , В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  41. , Е.Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. М.: Владос, 2002. — 352 с.
  42. , А.П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании / А. П. Ершов // Избранные труды. Новосибирск: Наука, 1994.
  43. , А.П. Школьная информатика / А. П. Ершов // Информатика и образование-2005. -№ 1.-С. 3−14.
  44. , А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре /
  45. A.П. Ершов // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 3−11.
  46. , В.Е. Совершенствование содержания обучения программированию на основе интеграции парадигм программирования: дис. д-ра пед. наук / В. Е Жужжалов. Москва, 2004. — 274 с.
  47. , В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. /
  48. Информатика. Базовый курс / под ред. С. В. Симоновича. — 2-е-издание.- СПб.: Питер, 2006. 640 с.
  49. Информационное агентство Клерк.Ру Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.klerk.rU/sofl/news/l 6 129/Информационное агентство Клерк.Ру.
  50. , Е.В. Основы программирования Е.В. Карпиленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. 317 с.
  51. , П., Грин Д., Буллен С., Боуви Р., Розенберг P. Excel 2003 и VBA: справочник программиста- пер. с англ. / П. Киммел, Д. Грин, С. Буллен, Р. Боуви, Р., Розенберг. -М.: Вильяме, 2006. 1088 с.
  52. , Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1984.- 159 с.
  53. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов Ростов-на Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  54. , А.А. Основы информатики: 8−9 класс: учеб. для общеобразовательных учебных заведений / А. А. Кузнецов, Н. В. Апатова. — Изд. 4-е / 5-е, стер. М.: Дрофа, 2003. — 176 с.
  55. , А.А. Принципы дифференциации содержания обучения информатике / А. А. Кузнецов, Т. Б. Захарова // Информатика и образование, 1997.-№ 7.-С. 9−10.
  56. , А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: автореф. дис. д-ра пед. наук / А. А. Кузнецов. М., 1988. -40 с.
  57. Кузьменко, В.Г. VBA 2003 / В. Г. Кузьменко. М.: Бином-пресс, 2004.- 432 с.
  58. , A.M. Профессиональное самоопределение учащихся / A.M. Кухарчук, А. Б. Ценципер. Минск: Народная асвета, 1976. — 128 с.
  59. , И.С. Интеллектуальные системы, рефлексия и генетическая логика / И. С. Ладенко, В. Л. Винокуров // Модели рефлексии. Сб. науч. стат. -Новосибирск: Экор, 1995.-213 с.
  60. , М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография / М. П. Лапчик — Ом. гос. пед. ун-т. Омск: 2007. — 142 с.
  61. , М.П. Информатическая математика или математическая информатика? / М. П. Лапчик // Информатика и образование. 2008. — № 7. -С. 3−7.
  62. , М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образовании: монография / М. П. Лапчик — Ом. гос. пед. ун-т. Омск- 1999. — 294 с.
  63. , М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер- под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Академия, 2006. — 624 с.
  64. , М.П. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде / М. П. Лапчик, С. Р. Удалов, Д. М. Лапчик, Е. С. Гайдамак, Г. А. Федорова // Высшее образование в России. -2008.-№ 6.-С. 93−99.
  65. , М.П. О целях школьного информатического образования / М. П. Лапчик // Информатика и образование. № 3 — 2008. — С. 2−6.
  66. , B.C. Годом рождения 1961-й / B.C. Леднев // Информатика. и образование. № 10. — 1999. — С. 4−11.
  67. , B.C. Непрерывное образование: структура и содержание / B.C. Леднев.-М.: АПН СССР, 1988.-203 с.
  68. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев- под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т.1 -391.- Т.2−318 с.
  69. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л. М. Митиной. М.: Академия, 2005. — 108 с.
  70. , О.В. Методика обучения учащихся средствам представления знаний в рамках профильного спецкурса по информатике: дис. канд. пед. наук -Пенза, 2000. 164 с.
  71. , Е.А. Учёт половозрастных особенностей учащихся при обучении информатике в 5−6 классах: дис. канд. пед. наук / Е. А. Люсикова. — Москва, 1998.-146 с.
  72. , Н.В. Информатика: учеб. пособие для 7−8 классов / Н. В. Макарова. СПб.: Питер, 2001. — 368 с.
  73. Мак-Федрис, П. Моя первая книга о VBA / П. Мак-Федрис- пер. с англ. -М.: Издательство Эксмо, 2005. 352 с.
  74. , B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание / B.C. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990. — 110 с.
  75. , Н.А. Формирование информационной компетентности студентов экономических специальностей вузов при обучении объектно-ориентированному программированию: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. А. Мещерякова. Омск, 2005. — 22 с.
  76. Михеев, Р.Н. VBA и программирование в MS Office для пользователей / Р. Н. Михеев. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 384 с.
  77. , А.В. О воспитании старшеклассников / А. В. Мудрик. М., 1981. — 176 с.
  78. , А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  79. , С.М. Учебная задача как средство обучения подростков прикладному программированию в учреждениях дополнительного образования: дис. канд. пед. наук / С. М. Небогатикова. Екатеринбург, 2000. -177 с.
  80. , Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
  81. Основы информатики и вычислительной техники: проб. учеб. для 10−11 кл. сред, шк./ А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий и др. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 254 с.
  82. Основы информатики и вычислительной техники: проб. учеб. для сред. учеб. заведений / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Р. А. Сворень 3-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
  83. , Ю.А. Информатика дома и в школе. Книга для учителя / Ю. А. Первин. Спб.: BHV, 2003. — 144 с.
  84. , А.Ю. Формирование информационной компетентности школьников в системе дополнительного образования на примере учебного модуля курса «программирование»: дис. канд. пед. наук / А. Ю. Петухов. -Бийск, 2006.-175 с.
  85. , Ж. Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. М.: Просвещение, 1969.-274 с.
  86. , Ф.В. Теория и практика профессионального самоопределения будущего учителя в условиях пед. вуза: дис. д-ра пед. наук / Ф. В. Повшедная. Нижний Новгород, 2002. — 426 с.
  87. , В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33−37.
  88. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. -496 с.
  89. Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов / сост., ред. и коммент. Т. В. Черниковой. Волгоград: Учитель, 2007. — 120 с.
  90. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Ин-т практ. Психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256 с.
  91. , Е.Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. М.: Академия, 2006. — 496 с.
  92. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе / JI. Шеховцова, О. Шеховцов. Ростов н/Д, Феникс, 2006. — 176 с.
  93. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения: учеб.-метод. пособ. для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. Спб.: КАРО, 2006. -112 с.
  94. , Г. В. Отбор в профильные классы / Г. В. Резапкина. М.: Генезис, 2006. — 124 с.
  95. , И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и методический аспекты) / И. В. Роберт. М.: ИИО РАО, 2008.-274 с.
  96. , А.Д. Профессиональная ориентация молодёжи / А. Д Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков. М.: Высшая школа., 1989. — 272 с.
  97. , Э. Время деньги. Создание команды разработчиков программного обеспечения / Э. Салливан. — М.: «Русская редакция», 2002. -368 с.
  98. , В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. посоБие / В. Ф. Сафин. Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1986. — 142 с.
  99. , З.В. Развитие методической системы углублённого обучения информатике в условиях модернизации школьного образования: Монография. Омск: Полиграфический центр, 2003. — 154 с.
  100. , З.В. Углублённое обучение школьников информатике: истоки и тенденции развития: Монография. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. — 176 с.
  101. , А.И. Информатика: учеб. для 8−9 кл. шк. с углуб. изуч. информатики / А. И. Сенокосов, А. Г. Гейн. М.: Просвещение, 1995. — 225 с.
  102. , А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: дис. канд. пед. Наук / А. В. Скачков. — Ростов н/Д, 1996. 189 с.
  103. , JI.B. Профильный курс экономических приложений информатики как средство формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: дис. канд. пед. наук / J1.B. Смолина. -Омск, 1999.-195 с.
  104. , Б. Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Б. Е. Стариченко. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2004. 218 с.
  105. Теория и методика обучения информатике: учебник / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.- под ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 592 с.
  106. , Ф. В. Система упражнений по императивному программированию в фундаментальной подготовке будущих учителей информатики: дис. канд. пед. наук / Ф. В. Толкачев. М.: РГБ, 2003. -231 с.
  107. Толковый словарь русского языка Ушакова / Режим доступа http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/18−2/us446504.htm
  108. , А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: учебно-методическое пособие / А. Ю. Уваров. М.: МИРОС, 2001. — 224 с.
  109. , К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фоппель. М.: Генезис, 2006. — 541 с.
  110. , А.В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. Спб.: Питер, 2001.-544 с.
  111. , В.В. Психология трудового обучения /В.В. Чебышева. М.: Высшая школа, 1983. — 239 с.
  112. , П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. — М.: Педагогика, 1981. 96 с.
  113. , А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с
  114. , А.С. Психология познания человека / А. С. Шаров. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. 130 с.
  115. , А.С. Рефлексия в развитии и становлении человека / А. С. Шаров // Ежегодник РПО. Психология в системе наук (междисциплинарные исследования). М., Т.9, выпуск 1. 2002. — С. 47−49.
  116. , Д.А. Развитие критического мышления учащихся при обучении программированию в курсе «Информатика и ИКТ» на профильном уровне старшей школы: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Д. А. Шаров. -Омск, 2006.-201 с.
  117. , С.Т. Среда воспитатель и проблема детского сада / С. Т. Шацкий. — М., 1925. — с.
  118. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя / Г. А. Воронина. — М.: Айрис-пресс, 2006.- 128 с.
  119. Элективные курсы профориентационной направленности. Для учащихся 10−11-х классов гуманитарного профиля обучения: учебно-методическое пособие / Д.А. Ершов- под ред. Т. В. Черниковой. М.: Глобус, 2007. — 153 с.
  120. Appleman, D. Dan Appleman’s VB 5.0 Programmer’s Guide to the Win32 API / D. Appleman. Macmillan Computer Publishing/Ziff-Davis Press, 1997.- 1548 p.
  121. Ford. S. Microsoft Visual Studio Tips / S. Ford. Microsoft Press, 2008. -272 p.
  122. Gross C. Beginning VB 2008 From Novice to Professional / C. Gross. -Apress, 2008. 472 p.
  123. Hansen. S. M. Mastering Excel 2003 Programming with VBA / S.M. Hansen. -Wiley & Sons, Incorporated, John, 2004. 606 p.
  124. Walkenbach J. Excel 2002 Power Programming with VBA / J. Walkenbach. -Wiley, 2001.-984 p.
Заполнить форму текущей работой