Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение студентов-математиков педагогического вуза переработке и применению дополнительной литературы в процессе их методической подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, потребность практики обучения математике в новых методических знаниях, которые в силу многих причин (объем материала, ограниченность времени изучения на занятиях, невозможность оперативного обновления курса, необходимость дифференциации методических знаний по профилю школы и др.) трудно включить в содержание методики математики как учебного предмета. Вследствие этого наблюдается… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы использования дополнительной литературы в процессе методической подготовки будущего учителя математики
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы использования дополнительной литературы в теории и практике методической подготовки будущего учителя математики
    • 1. 2. Особенности использования дополнительной литературы в системе методической подготовки учителя математики
  • ГЛАВА II. Методика обучения студентов переработке и применению дополнительной процессе их подготовки
    • 11. 1. Обобщенные умения по переработке и применению дополнительной литературы в составе методической подготовки будущего учителя
    • 11. 2. Формирование у студентов умений работать с дополнительной литературой в процессе методической подготовки
    • 11. 3. Организация и результаты экспериментальной работы

Обучение студентов-математиков педагогического вуза переработке и применению дополнительной литературы в процессе их методической подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития общества к задачам обучения и воспитания студентов в педагогическом вузе предъявляются принципиально новые требования. В частности, в связи с ростом объема научно-методической информации, которой должен владеть будущий учитель математики, стало невозможным делать главную ставку в обучении на усвоение лишь той суммы научно-методических фактов, которые изложены в курсе «Методика обучения математике». Выявилась острая потребность в формировании у студентов умения пополнять самостоятельно свои методические знания, уверенно ориентироваться в потоке научно-методической и другой информации. Отсюда тенденция к пересмотру методов взаимодействия преподавателя и студентов, к переносу центра тяжести на активизацию познавательной деятельности последних.

Эта тенденция проявляется, в частности, в том, что обучение методике математики в педагогическом вузе все больше и больше приобретает проблемно-деятельностный характер и, соответственно, меняет место и роль преподавателя в данном процессе. Преподаватель становится не столько источником и передатчиком научно-методической информации, сколько организатором деятельности студентов, их самостоятельной работы.

Поэтому в процессе методической подготовки будущего учителя математики с особой остротой встают задачи эффективного использования на занятиях по MOM научно-методической информации, являющейся дополнительной к той, которая дается в программных материалах, а также задачи изучения, переработки и применения таких материалов студентами.

Эмпирические данные, а также анализ профессиональной деятельности учителей, их методической подготовки, позволили выявить исходные теоретические и практические предпосылки использования дополнительной литературы в процессе методической подготовки студентов педвузов. Укажем следующие из них.

Во-первых, неуклонно растущий объем научно-методической информации в различных источниках (диссертационных исследованиях, монографиях, методических сборниках, научно-методических и научно-популярных журналах и др.). Необходимость ознакомления с ними студентов можно отнести к внешним побудителям и, в то же время, к важным источникам дополнительной методической информации.

Во-вторых, потребность практики обучения математике в новых методических знаниях, которые в силу многих причин (объем материала, ограниченность времени изучения на занятиях, невозможность оперативного обновления курса, необходимость дифференциации методических знаний по профилю школы и др.) трудно включить в содержание методики математики как учебного предмета. Вследствие этого наблюдается отставание курса от передовых теоретико-практических методических идей, несовершенство курса обучения, неудовлетворительное решение многих задач, стоящих перед методической подготовкой учителя математики. Все это надо отнести к внутренним побудителям пополнения новой информацией системы методической подготовки учителя математика в педвузе.

В-третьих, практическая направленность методической подготовки, всемерный учет практики обучения математике в различных типах школ. В связи с этим эффективность применения дополнительной литературы в процессе обучения в школе зависит от готовности учителя к осуществлению такого вида деятельности.

В-четвертых, бурное развитие математической науки и применение ее методов в повседневной практике находит свое отражение в постоянно увеличивающемся потоке научно-методической, научно-популярной и других видах математической литературы для школьников. Поэтому назрела необходимость поиска путей и способов овладения школьниками математическими знаниями, разработки новых форм включения дополнительной информации в учебно-воспитательный процесс, совершенствования деятельности учителя и учащихся по переработке и применению учебной и научно-популярной литературы по математике.

Велико значение дополнительной литературы для процесса методической подготовки, а, следовательно, и для процесса обучения математике в школе. Она способствует усвоению студентами фундаментальных знаний и умений по основам методической подготовки, развитию познавательного интереса к предмету и познавательных способностей студентов, формированию общеучебных и специальных умений и навыков (§ 1.2).

Как показало исследование, эффективность использования дополнительной литературы в процессе методической подготовки зависит от систематичности процесса осмысления будущим учителем дополнительного материала (в общем случае текстов), от его глубокого понимания и правильной оценки. В этом отношении целенаправленная методическая подготовка студентов должна упорядочить процесс осмысления дополнительной информации.

Анализ системы методической подготовки будущих учителей математики показал, что несмотря на то, что в целом она направлена на формирование у студентов профессионально-значимых знаний, умений и навыков, ни на одном из ее этапов не осуществляется целенаправленное обучение будущих учителей переработке и применению дополнительной литературы в обучении математике.

Если рассмотреть вопрос в контексте профессиональной подготовки, то оказывается, что ни в теории, ни в практике вузовского обучения проблеме подготовки учителя математики такому виду деятельности не уделяется необходимого внимания. Анализ немногочисленных методических статей, помещенных в различных источниках, показывает, что нет теоретических разработок и выполненных на этой основе конкретных методических рекомендаций по организации такого рода деятельности, и вузовская программа по методике преподавания математики не предусматривает деятельности будущего учителя по организации и применению дополнительной литературы в процессе обучения в средней и профессиональной школе.

Следует отметить, что в настоящие время активно продолжаются поиски путей совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Психолого-педагогическому аспекту формирования личности учителя посвящены работы О. А. Абдулиной, Б. Г. Ананьева, С И. Архангельского, С. И. Бабанского, П. Я. Гальперина, Ю. К. Гоноболина, ИИ. Ильясова, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Н. А. Менчинской, Н. Н. Нечаева, Н. Д. Никандрова, А. В. Петровского, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина,.

Г. С. Сухобского, Н. Ф. Талызина, Н. Д. Хмель, Л. М. Фридмана, Т. И. Шамовой, В. Д. Шадрикова, А. И. Щербакова, А. Ф. Эсаулова, В. А. Якуниной, Р. А. Низамова и многих других. Профессионально-методический аспект подготовки учителя отражен в работах Ф. С. Авдеева, В. Н. Келбекиани, Ю. М. Колягина, Г. Д. Глейзера, В. И. Крупича, Н. В. Метельского, А. Г. Мордковича, Г. Л. Луканкина, Н. В. Новик, М. Нугмонова, Г. И. Саранцева, А. А. Столяра, Я. И. Груденова, А. Л. Жохова, Н. А. Терешина, В. А. Гусева, В. И. Мишина, Л. М. Фридмана, Р. С. Черкасова и ряда других исследователей.

В плане настоящего исследования заслуживают внимания работы И .А. Архиповой [3], А. Г. Бондарева [5], Т. К. Дейновой [21], Н. М. Дружининой [24], Л. К. Емельяновой [28], О. В. Матросовой [68], А. П. Медовой [71], А. С. Мурниной [88], Г. И. Некипеловой [90], С. Е. Чакликова [135], в которых освещаются различные дидактические аспекты формирования у будущих учителей соответствующих умений самостоятельно работать с литературными источниками разного рода, и соответственно применять их в процессе профессиональной подготовки. Среди указанных работ только в работе С. Е. Чакликова [135] дополнительная литература рассматривается как средство повышения математической подготовки учащихся средней школы,о касается использования дополнительной литературы применительно к профессионально-методической подготовке учителя математики в педвузе, то данным автором этот вопрос не рассматривается.

В то же время в психолого-педагогических исследованиях последнего времени, посвященных вопросу использования дополнительное литературы, наметилась некоторая тенденция к ее теоретическому осмыслению. Однако, несмотря на наличие определенных успехов в его решении, эффективность методической подготовки учителя математики по рассматриваемой проблеме не соответствует возросшим требованиям времени.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод. В программе, а также учебных пособиях по методике обучения математике уделяется не достаточное внимание методической подготовке будущих учителей математики к переработке и применению дополнительной литературы. Это обстоятельство позволяет утверждать, что необходимо соответствующим образом изменить структуру методической подготовки студентов, в частности: разработать специальную программу и методику формирования у будущих учителей необходимых в этом отношении знаний и умений, а также дать конкретные методические рекомендаций по использованию дополнительной литературы как в процессе профессионально-методической подготовки, так и в плане ее применения в обучении математике в школе.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностями студентов и учителей перерабатывать и использовать дополнительную литературу в своей учебной и профессиональной деятельности, а с другой — недостаточной сформированностью у них необходимых умений и неразработанностью рассматриваемой проблемы в системе методической подготовки учителя математики в педвузе.

С учетом отмеченных, реально существующих в такого рода деятельности противоречий был сделан выбор темы исследования и определена его проблема: выявить основные методические условия и средства формирования у будущих учителей математики знаний и умений по использованию дополнительной литературы в системе профессионально-методической подготовки, адекватной деятельности учителя математики основной школы.

Цель настоящего исследования состояла в повышений качества профессионально-методической подготовки студентов математического факультета педагогических вузов путем формирования у них системы знании и умений по переработке и использованию дополнительной литературы в процессе как своей учебной, так и в будущей профессионально-методической деятельности в школе.

Объектом исследования является профессионально-методическая подготовка будущего учителя математики в педагогическом вузе.

Предмет исследования — методика целенаправленного формирования у студентов системы умений перерабатывать и использовать дополнительную литературу в процессе их методической подготовки.

В основу исследования положена гипотеза: если в процессе методической подготовки в вузе целенаправленно формировать у студентов обобщенные умения по использованию дополнительной литературы, то это приведет к повышению качества их профессиональной подготовки как будущих учителей математики в школе.

С учетом проблемы, объекта, предмета исследования, для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1) Изучить состояние проблемы в теории и практике методической подготовки учителя средней школы;

2) Определить специфические особенности дополнительной литературы в системе методической подготовки студентов-математиков в педвузе;

3) Выявить систему обобщенных методических умений, необходимых студенту для работы с дополнительной методической литературой;

4) Разработать методику формирования у студентов системы умений работать с дополнительной литературой в процессе их методической подготовки;

5) Экспериментально проверить предлагаемую методику.

Методология исследования опирается на системный подход и принцип единства сознания и деятельности, на системно-деятельностный подход к развитию умений и теорию поэтапного формирования умственных действий, на методы педагогических исследований.

Для решения поставленных задач исследования применялись следующие методы: изучение и анализ психолого-дидактической и методической литературы, относящейся к объекту исследованияизучение и анализ состояния исследуемой проблемы в практике педагогических вузов и практике обучения математике в школе и средних специальных учебных заведений (наблюдение за процессом методической подготовки в педвузе и процессом обучения математике в школе, анкетирование студентов, учителей школ и преподавателей кафедры методики преподавания математики, анализ использования студентами дополнительной литературы во время семинара, практических занятий, зачетов и экзаменов, педагогической практики) — теоретическое исследование проблемыпедагогический эксперимент и методы статистической обработки результатов эксперимента.

Организация и этапы исследования.

Опытно-экспериментальная работа выполнялась на математическом факультете Таджикского государственного педагогического университета, а также на базе средних школ (№ 38, 41, 43, 50, 53) города Душанбе при личном участий автора. Исследование проводилось в нескольких этапах. На первом этапе (1993;94 г. г.) — осмысление методологических и теоретических основ исследования, анализ существующей практики, разработка методики и проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1994;95 г. г.) — теоретико-экспериментальном были уточнены теоретические положения, разработана программа и проведена опытно-экспериментальная работа по формированию обобщенных умений у будущих учителей математики по использованию дополнительной литературы в процессе их методической подготовки.

На третьем этапе (1995;98 г. г.) — был продолжен формирующий эксперимент, осуществлена проверка состояния готовности студентов к использованию дополнительной литературы во время педагогической практики в школе, проанализированы, обобщены и систематизированы полученные результаты, оформлено диссертационное исследование. Новизна исследования состоит в том, что в нем:

• раскрыты значения и особенности функционирования дополнительной литературы в системе методической подготовки учителя математики в педвузе;

• с позиций системно-деятельностного подхода выявлена система обобщенных знаний и умений по использованию дополнительной литературы, необходимых студентам-математикам для совершенствования своей методической подготовки;

• определены структура и содержание деятельности будущего учителя математики по использованию дополнительной литературы в обучении школьников математике;

• разработана и научно обоснована система учебно-методических задач как основа методики обучения студентов по выполнению методической деятельности по отбору, анализу, переработке и применению дополнительной литературы в обучении математике.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации по формированию учебной деятельности будущих учителей математики по решению указанных выше задач могут быть использованы преподавателями кафедр методики преподавания математики и учителями математики в их практической деятельности для повышения качества и эффективности обучения студентов. Результаты исследования также могут быть использованы при разработке программ, задачников и учебных пособий по методике математики для студентов математических специальностей педвузов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена опорой на современную методологическую базу и применением методов исследования, адекватных их целям, задачам, логикеопытно-экспериментальной проверкой выводов, реализацией материалов исследования в системе методической подготовки, а также в работе учителей математики основной и профессиональной школы.

Положения, выносимые на защиту:

1) В основе разработки методики формирования у студентов знаний и умений по использованию дополнительной литературы в процессе их методической подготовки лежат теоретикометодические понятия: учебно-методическая информация, дополнительная информация, источники дополнительной информации, дополнительная литература, система методической подготовки студента и др.

2) Система обобщенных умений по отбору, анализу, переработке и применению дополнительной литературы, внедренная в процессе методической подготовки будущих учителей математики представляет собой ориентировочную основу формирования у них готовности эффективно использовать дополнительную литературу в своей учебной и профессиональной деятельности.

3) Процесс формирования у студентов обобщенных умений перерабатывать и использовать в своей деятельности дополнительную литературу будет успешным, если 1) он станет обязательной частью системы их методической подготовки в вузе, 2) будет организован в соответствии с разработанной методикой.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания математики Таджикского государственного педагогического университета им. К. Ш. Джураева (1994;98 г. г.), на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ (1994;97 г. г.), на республиканской научно-практической конференции по профессиональной подготовке учителя математики в педвузе (ТГПУ, май 1994 г.), на секции математики городского института усовершенствования учителей г. Душанбе (1995г.), на методическом объединении учителей математики средней школы № 38 г. Душанбе.

Результаты исследования используются преподавателями кафедры методики преподавания математики ТГПУ, а также нашли свое применение в работе студентов математического факультета ТГПУ на лабораторных и практических занятиях, на занятиях спецкурсов и спецсеминаров по методике, при написании курсовых и дипломных работ и при подготовке к урокам во время педагогической практики. Разработанные системы задач использованы в практике работы учителей основных школ, школ и классов с углубленным изучением математики и средних профессионально-технических училищ.

По теме исследования опубликовано 6 работ. В них раскрываются основные (теоретические и практические) идеи исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ системы методической подготовки будущих учителей математики показал, что несмотря на то, что в целом она направлена на формирование у студентов профессионально-значимых знаний, умений и навыков, ни на одном из ее этапов не осуществляется целенаправленное обучение будущих учителей переработке и.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности студентов педвузов. Дис. канд. пед. наук. -Л., 1983. -215 с.
  2. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
  3. И.А. Психологические особенности формирования у студентов умения учиться самостоятельно. -Дис. .канд. психол. наук. -Л., 1984. -155 с.
  4. Г. А., Рычик М. В., Таранов Л. О. О содержании понятия учебный материал II Новые исследования в пед. науках. -М.: Педагогика, 1982. -с. 31−34.
  5. О.В. Психологические факторы профессионального самосовершенствования будущих учителей.: Дис. .канд. психол. наук. -Киев, 1983. -153 с.
  6. С.П. Память как процесс переработки информации. Дис. .докт. психол. наук. -Л., 1976. -344 с.
  7. Букреева О М Осмысление учебного материала как процесс и как эффект обучения Н Определение трудности и ценности учебной информация для взрослых людей. -Л.: НИИ ООВ, 1972. -61−65 с.
  8. В.Ф. Средства отображения информации. -М. Энергия, 1969. -303 с.
  9. С.К., Веревкин А. И., Фонотов Г. П. Основы библиотвчно-библиофафичвских знаний. -М.: Высшая школа, 1967. -380 с.
  10. П.Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного формирования умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. -М.: Мысль, 1966. -с. 71−90.
  11. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. Выпуск I. -М, 1978.
  12. Э.Г. и др. Десятичные дроби в My ми-доме: Учебн. пособие для 5-го класса. -Томск: изд. Томского ун-та, 1994. -271 с.
  13. .В. О воспитании учителя математики // Математика в школе. 1964. -№ 6. — с. 8−20.
  14. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Социальная роль информатики. -М.: Знание, 1987. -63 с.
  15. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. // Педагогика. -1995. № 1 — с. 45−51.
  16. В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. -М.: МГУ, 1981. -80 с.
  17. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1983.
  18. Я.И. Совершенствование методики работы учителяматематики. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -224 с., математике /
  19. В.А. Методические основы дифференцированного обучения^в средней школе: Автореф. .д-ра пед. наук: 13.00.02 II МГПУ им. В. И. Ленина. -М.: 1990. -39 с.
  20. Т.К. Методическая подготовка студентов к переработке и применению дополни тельной литераторы в обучении химии: Дис. .канд.пед.наук.: 13.00.02. -Л. 1990. -202 с.
  21. Деркач Т. С, Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе: Дис. .канд.пед.наук. -Ярославль, 1972. -264 с.
  22. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. -М.: Педагогика, 1982. -176 с.
  23. Н.М. Методические основы работы с научно-познавательной книгой в школе: Дис. .докт.пед.наук. -Л., 1983. -384 с.
  24. В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989. -160 с.
  25. Дыляк Станислав. Формирование целей обучения в вузе // Современная высшая школа. 1987, -№ 1. — с. 72−76.
  26. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1989. -189 с.
  27. Л.К. Формирование потребности в научно-педагогической информации // Советская педагогика. -1987. -№ 2. -с. 66−70.
  28. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике // Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -128 с.
  29. З.Ф. Особенности деятельности преподавателей высшей школы. -Л., Изд-во ЛГУ, 1974. -112 с.
  30. АЛ. Как помочь формулированию мировоззрения школьника. Книга для учителя и не только для него. -Самара, Изд-во Сам. ГПУ, 1995. -288 с.
  31. З.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации: Дис. канд. пед. наук. -Л., 1977. -150 с.
  32. Д.М. Совершенствование научной подготовки будущих учителей //Советская педагогика. -1980. -№ 10. 109−116 с.
  33. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. -160 с.
  34. Г. А. Сравнение обучающей деятельности студентов и учителей // Советская педагогика. -1980. -№ 3. с. 92−98.
  35. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе: Пособие для учителя / Л. И. Звавич и др. 2-е изд. -М. Просвещение, 1995. -96 с.
  36. В.П. Восприятие как действие // Вопросы психологии. -1967.-№ 1,-с. 17−24.
  37. И.А. К вопросу о восприятии речи.: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1961.-135 с.
  38. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе: Пособие для преподавателей вузов. 2-е изд. -М.: Высшая школа, 1975. -314 с.
  39. Л.Я. Отбор научного материала в учебник // Советская педагогика. 1988. -№ 9. — с. 64−68.
  40. Г. В., Хрыкина Г. В. Педагогическая информация учителю // Советская педагогика. 1987. — Na5. — с. 40−45.
  41. Иванова Т В. Особенности развития психологической готовности студенчества к педагогической деятельности. Дис. .канд. психол. наук. -М.: 1983. -204с.
  42. Изюмова С. А. Свойства активированности и процесса переработки и хранения информации у человека II
  43. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М., 1980. -с. 148−162.
  44. Ильясов И И. Структура процесса учения. -М.: МГУ им. Н. В. Ломоносова, 1986. -200 с.
  45. Ю.Д. Развитие самостоятельности учащихся при изучении курса математики: Автореф. .докт.пед.наук. -М., 1979. -20 с.
  46. А.И. Методика активации внеклассного чтения в процессе обучения ботаники и зоология. Дис. .канд.пед наук. -Л., 1986. -222 с.
  47. И.А. Формирование у будущих учителей умений педагогического цвлвполагония: Дис. .канд.пед.наук. -Волгоград, 1994. -245с.
  48. ТФ. Прогнозирующая деятельность учителя математики как средство повышения качества освоения знаний учащимися: Дис. .канд.пед.наук. -Л., 1978. -227 с.
  49. И.К. Проблемы библиотечно-библиографической ориентации ученых и специалистов: Автореф. .докт.пед.наук. -Л., 1974. -20 с.
  50. М. Математика. Поиск истины: Пер. с англ. / Под. ред. и с предисл. В. И. Аршинова, Ю. В. Сачкова. -М.: Мир, 1988. -295 с.
  51. З.И. Психологические особенности восприятия и понимания письменной речи (психология чтения): Дис. .докт. психол. наук. -М., 1974. -311 с.
  52. Ю.М. О методической подготовке современного учителя математики в педагогическом институте // Математика в школе. -1971. -№ 6- с. 52−55.
  53. Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя: Дис. .канд.пед.наук. -М., 1988. -258 с.
  54. Краевский В В. О соотношения дидактики и методики II Советская педагогика. 1977. — № 9. — с. 58−66.
  55. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. -М: Прометей, 1995. -210 с.
  56. О.А. Формирование готовности ориентироваться в научной и политической информация как аспект становления будущего специалиста: Дис. .канд.пед.наук. -Ростов на Дону, 1982. -282с.
  57. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. -Гомель: ГГУ, 1976. -57 с.
  58. Л.Г. Научное творчество студентов. -М.: Изд-во МГУ, 1982. -108 с.
  59. Кулюткин Ю. Н, Параметры сообщения, определяющие его эффективность. // Особенности восприятия информации взрослыми людьми. -Л.: -НИИ ООВ, 1975. -с. 28−31.
  60. Ю.Н., Сухобская Г. С. Восприятие информации как проблема психологического исследования // Определение трудности и ценности учебной информации для взрослых людей. -Л.: НИИ ООВ, 1972. -с. 5−72.
  61. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. -М. Высшая школа, 1989. -360 с.
  62. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.: 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  63. И .Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976. -64 с.
  64. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте.: Дис. .докт.пед.наук. в форме научного доклада // Ленинградский Госпединститут. -Л., 1989. -59 с.
  65. Н.А. Характеристика уровня подготовленности студентов педагогического вуза к самостоятельной работе с учебным текстом. // Творческая направленность педагога. -Л.: НИИ ООВ, 1978. -с. 9496.
  66. О.В. Анализ содержания и организация работы с научно-методическими журналами: Методические рекомендации. -Л.: ЛГПИ, 1987. -51 с.
  67. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. -М.: Знание, 1977. -44 с.
  68. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. -368 с.
  69. А.П., Макарова К. В. Методика использования научно-популярной литераторы по ботанике и зоологии. -М.: Учпедгиз, 1966. -90 с.
  70. Менчинская Н А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы II Советская педагогика. -1968. № 6. -с. 21−38.
  71. П.В. Научно-методические основы современной подготовки студентов математиков к учительской деятельности: Дис .д-ра пед.наук. // НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР. -М., 1986, -49 с. (В форме науч. Доклада).
  72. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. -Минск: Высшейшая школа, 1977. -158 с.
  73. Метод координат на прямой и на плоскости: Методич. разработки для учащихся ВЗМШ АПН СССР при МГУ // Сост.: Е. Г. Глаголева, Л. Г. Серебренникова. -М., 1988. -56 с.
  74. Методика обучения математике в 4−5 классах / Е. И. Лященко, А. А. Мазаник. -Минск: Народная асвета, 1976. -222 с.
  75. Методика преподавания геометрии в старших классах средней школы.: Пособие для учителей / Под. ред. А. И. Фетисова. -М.: Просвещение, 1967. -271 с.
  76. Методика преподавания математики в восьмилетней школе / Под общ. ред. С. Е. Ляпина. -М.: -Просвещение, 1965. -743 с.
  77. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. -М.: Просвещение, 1985. -336 с.
  78. Методика преподавания математики в средней школе.: Общая методика / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, ГЛ. Луканкин, В. Я. Санинский. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1980. -367 с.
  79. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики // Ю. М. Колягин, Г Л. Луканкин, Е Л. Мокрушин и др. -М.: Просвещение, 1977. -480 с.
  80. Методология научно-исследовательской работы студентов вузов БССР: Сб. -Минск: БГУ, 1978. -184 с.
  81. Я.А. Оптимизация сложности учебного текста. -М.: Просвещение, 1981. -119 с.
  82. В.И., Дуничев К. И., Елизаветина Н. В. Лекций по методике преподавания математики -М.: МГПИ, 1978. -75 с.
  83. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте.: Автореф. .д-ра пед.наук. / АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения. -М., 1986. -36 с.
  84. Л. Р. Об учете факторов, оптимизирующих восприятие документа //Текст: восприятие и обработка. -М., 1976. -с. 8−12.
  85. Л.З. Методические рекомендации к практическим занятиям по методике преподавания математики на пятом курсе. -М.: МГПИ, 1979. -37 с.
  86. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный /аппарат/Под ред. Ю Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990. -104 с.
  87. Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. -М.: МГУ, 1985, -113 с.
  88. И.Д. Об активизации учебной деятельности / Вестник высшей школы. 1983. — № 8. — с. 26−31.
  89. М. Введение в методику обучения математикеологметодический аспект/-М.: Прометей, 1998. -153 с.
  90. М. Теоретико-методические основы системыалогметбДЙЗеской подготовки учителя математики в педвузе. -М.: Прометей, 1998. -247 с.
  91. А. Как учить не уча: 100 мастерских по математике. / Сер. «Новое образование"/ Сп.б.: Питер. Пресс, 1996. -448 с.
  92. В.И. Содержательная учебная информация. // Педагогика. 1993. — № 1. — с. 23−27.
  93. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. -М.: МГУ, 1986. -304 с.
  94. Педагогическая практика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. К. Розова. -М.: Просвещение, 1981. -160 с.
  95. О.И. Комплексный подход к методической подготовке учителя математики и физики: Автореф. .канд.пед.наук. / Минский госпединститут. 1990. -22 с.
  96. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  97. Д. Математическое открытие: решение задач. Основные понятия, изучение и преподавание / пер. с англ. -М.: Наука, 1976. -448 с.
  98. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. -280 с.
  99. Практикум по педагогике математики: Учебное пособие для пед. ин-тов / Б. С. Каплан, Н. М. Рогановский, Н. К. Рузин, А. А. Столяр. -Минск. Высшейшая школа, 1978. -191 с.
  100. Проведение зачетов по математике / Т. Н. Алешина, Л. О. Денищева. -М: Изд-во ИРПО, 1996.
  101. Программы педагогических институтов: Сборник № 8. Методика преподавания математики. -М.: Просвещение, 1988.
  102. Н.В. Формирование интереса будущих учителей к научно-педагогическим знаниям: Дис. .канд.пед.наук. -М. 1988. -249 с.
  103. Развитие исследовательских умений учителей математики. Метод, рекомендации к проблемному семинару. -Л. АПН СССР НИИ ООВ, 1986. -29 с.
  104. Раухман, А С Формирование методических умений и навыков у студентов математической специальности педагогического института: Автореф.. канд.пед.наук. / КГПИ им. A.M. Горького. -Киев, 1975. -20 с.
  105. А.А. Психолого-педагогический анализ проблемы выбора методов обучения в высшей школе. Дис. .канд.пед.наук. -Л., 1983. -139 с.
  106. И.А. Психолого-дидактические основы структурирования содержания, форм и методов обучения в вузе: Автореф. .д-ра пед.наук. -Киев, 1984. -47 с.
  107. Г. И. Сборник упражнений по методике преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие для студентов-заочников III-IV курсов Физ-мат.фак.пед.ин-тов. -М.: Просвещение, 1983. -80 с.
  108. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976, -160 с.
  109. З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. -Киев: 1983. -192 с.
  110. А.А. Избранные психологические труды. В 2 т. -М.: Педагогика, 1987. -120 с.
  111. И.М. Геометрия: Учеб. пособие для 10−11 классов гуманитарного профиля. -М.: Просвещение, 1997. -159 с.
  112. A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. -М.: Просвещение, 1974. -192 с.
  113. Средства обучения математике: Сб. Статей / Сост. A.M. Пышкало. -М.: Просвещение, 1980. -208 с.
  114. Т. В. Внеучебная деятельность студентов педагогического вуза как фактор формирования их профессиональной самостоятельности: Дис. .канд.пед.наук. -Киев, 1988. -187 с.
  115. А.А. Педагогика математики: Курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп. -Минск: Высшейшая школа, 1974. -382 с.
  116. А.А. Чему должна учить методика преподавания математики // Математика в школе. -1979. № 6. -с. 48−52.
  117. Г. С. Цели обращения взрослых Людей к различным источникам знаний // Особенности восприятия информации взрослыми людьми. -Л.: НИИ ООВ, 1975. -с. 12−24.
  118. Н.А. О мировоззренческих аспектах преподавания математики в средней школе // Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы. -М.: МПГУ, 1994 -с. 57−59.
  119. И.Ф. О структуре профессиональной деятельности учителя математики и повышения эффективности урока // Математика в школе. 1980. — № 3. — с. 11−17.
  120. O.K. Структура мыслительной деятельности человека: Опыт теорет. и эксперим. исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1969. -504 с.
  121. Л.Т. Информационно-семантическая модель обучения. -Л.: ЛГУ, 1970. -177 с.
  122. И. В. Формирование учебной исследовательской деятельности: обучение чтению научного текста. Учеб. пособие по спецкурсу. -М.: МГУ, 1986. -124 с.
  123. И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой: учебно-методическое пособие для студентов фак. психол. гос. унтов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -88 с.
  124. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. Психологии. -М.: Просвещение, 1983. -160 с.
  125. А. Педагогика математики: Пер. с франц. -М.: Просвещение, 1969. -126 с.
  126. М.А. Психология интеллекта. парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. Ун-та. -М.: Изд-во «Барс», 1997. -392 с.
  127. Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Дис. .д-ра пед.наук. -Алма-Ата, 1986. -376 с.
  128. Р.С. О методической подготовке учителя математики в педагогическом вузе // Математика в школе. 1976. — № 5. — с. 80−84.
  129. Г. Д. Исследование понимания текста как функции его смысловой структуры: Дис. канд. психол. наук. -М., 1975. -129 с.
  130. И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. -М.: Просвещение, 1990. -98 с.
  131. А.В. Обучение решению текстовых задач в 5−6 классах / Книга для учителя. -М. ГАЛС ПЛЮС, 1995. -144 с.
  132. Ф.М. Общая методика преподавания математики: В двух частях: Ч. -Минск: Высшейшая школа, 1969, -235 с. -Ч. II., 1975. -270 с.
  133. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. -Л.: ЛГПИ, 1967.
  134. Г. И., Максимова В Н. Интерес и мотивация чтения. -М. Просвещение, 1973. -129 с.
  135. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1971. -352 с.
  136. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. -223 с.
  137. П.М. Методика упражнений по математике. -М.: Просвещение, 1970. -120 с.
  138. П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. -М.: Просвещение, 1986. -254 с.
  139. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Дис. .канд.пед.наук. -Челябинск, 1977.
  140. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельности студентов: Учеб. пособие. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. -44 с.
  141. Н.И. Формирование готовности студентов педвуза к руководству самостоятельной учебной деятельностью школьников: Дис. канд.пед.наук. -Волгоград, 1993. -147 с.
  142. О.И. Самостоятельная работа студентов как средство специальной подготовки будущих учителей: Автореф. .канд.пед.наук. -М., 1982. -16 с.
Заполнить форму текущей работой