Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный человек оказался перед лицом проблем, связанных с собственной деятельностью и научно-техническим прогрессом. Ученые давно констатируют, что нынешняя цивилизация должна функционировать и развиваться на основе закона опережающего развития. Между тем, в производственной среде все чаще наблюдается повышенный риск несчастных случаев, производственных травм, профзаболеваний. К настоящему… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза в процессе про- 15 фессиональной подготовки
    • 1. 1. Ценностно-смысловые отношения личности военнослужащего как фактор безопасной профессиональной деятельно- 15 сти
    • 1. 2. Аксиологический потенциал общепрофессиональных дисциплин и его использование в формировании ценностно-смысловых отношений у курсантов
    • 1. 3. Эмпирическое исследование уровня сформированности ценностно-смысловых отношений у курсантов военного 65 вуза
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Реализация модели формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов как фактора безопасной профессиональной деятельности
    • 2. 1. Модель формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностно-смысловых отношений у курсантов в процессе изу- 116 чения дисциплины «Охрана труда»
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы

Формирование ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Безопасность жизни и деятельности — насущная потребность человека. Сохранение здоровья людей, обеспечение достойных условий труда и жизни является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей обязательного решения.

Вместе’с тем в производственной среде наблюдается повышенный риск несчастных случаев, различных травм и профессиональных заболеваний. Так, в деятельности военнослужащих первого года службы к настоящему времени сложилась тенденция повышения уровня производственного травматизма, а после десяти лет службы — увеличение числа профессиональных заболеваний. Например, в авиации ежегодно фиксируется 320 случаев профессиональных заболеваний, из которых около 270 человек заболевают от воздействия физических факторов (шум, электромагнитные излучения, вибрации и т. п.). Есть случаи заболеваний от физических перегрузок, перенапряжения отдельных органов и целых физиологических систем человека.

Проведенные в последние годы исследования показали, что отсутствие необходимых знаний и умений по охране труда, нерегламентированные действия авиационных специалистов, нарушения режимов и организации профессиональной деятельности увеличивают уровни воздействия вредных и опасных факторов военной службы на человека. Это является причиной несчастных случаев, производственных травм, профессиональных заболеваний и гибели людей.

Профессиональная деятельность военнослужащих связана с эксплуатацией сложной техники, что требует не только специальных знаний и умений, но и сформированности ценностно-смыслового отношения к личной охране труда. Данная подсистема личности выявляется на практике посредством осмысленного выполнения правил по технике безопасности и охране труда.

В последнее время появились исследования (П.В. Векленко, А. П. Серов и др.), в которых проблема безопасности личности рассматривается с философской точки зрения.

В отечественной научной литературе представлены материалы, отражающие психологические аспекты безопасности профессиональной деятельности людей (Ю.А. Голиков, Л. Г. Дикая, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, М. А. Котик, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, В. Д. Небылицын, Н. С. Пряжников, Б. М. Теплов и ДР-).

В ряде работ затронута медицинская сторона данной проблемы (А.А. Бо-ченков, А. Д. Бучнов, С. В. Венцлав, А. Г. Зайцев, Н. Г. Занько, А. Г. Катрушенко, А. Н. Полежаев, О. П. Щепин, Г. С. Ястребов и др.).

В публикациях С. В. Белова, Ю. В. Девесилова, А. В. Ильницкой, А. Ф. Козьякова, П. П. Кукина, В. А. Лапина, Е. Б. Ленчука, Н. Л. Пономарева, С. К. Солдатова и др. рассмотрены технические аспекты производственного травматизма в целом, и военнослужащих в частности.

В содержании работ М. Б. Доброрадных, А. Г. Зайцева, Н. А. Лызь, Н. В. Мариненко, Б. Севостьянова, Э. М. Соколова, М. -Шахраманьяна и др. есть разделы, касающиеся педагогических аспектов сохранения здоровья будущих военных специалистов.

Вместе с тем большинство выполненных исследований носят в основном теоретический характер, либо имеют аналитическую направленность. Тогда как к решению проблемы сохранения жизни и здоровья военнослужащих при осуществлении профессиональной деятельности должен быть комплексный подход. Кроме того, педагогическому аспекту данной проблемы в трудах отечественных исследователей уделено недостаточно внимания. До сих пор вопросы травматизма в Вооруженных силах и безопасности военной службы не связывались с проблемой формирования ценностно-смысловых отношений в процессе профессиональной подготовки.

Предпринятый нами анализ процесса обучения военных авиационных специалистов в системе высшего образования свидетельствует о наличии еложившихся в ней противоречий:

— между необходимостью формирования ценностно-смысловых отношений личности будущих военнослужащих и недостаточной теоретико-методической разработанностью основных положений обозначенной проблемы при освоении курсантами общепрофессиональных дисциплин;

— между возрастающим интересом педагогической науки к проблеме формирования ценностно-смысловых отношений личности военнослужащих как фактора безопасной профессиональной деятельности и недостаточным вниманием к ней со стороны преподавателей военных вузов;

— между необходимостью реализации культуросообразного и смысло-творческого подходов в образовательной практике военного вуза и недостаточной разработанностью аксиологических аспектов формирования ценностно-смысловых отношений личности курсантов;

— между возможностью преподавателей военных учебных заведений вовлечь курсанта в активную деятельность по формированию ценностно-смыслового отношения к личной охране труда и мотивационной неготовностью курсанта к ней и др.

Названные противоречия послужили основанием для выбора темы исследования, определили его актуальность и проблему: каковы педагогические и организационно-методические условия формирования ценностно-смысловых отношений личности будущих военнослужащих в процессе профессиональной подготовки?

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки курсантов военного вуза.

Предмет исследования: процесс формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза как фактора безопасной профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза как фактора безопасной профессиональной деятельности будет оптимальным, если:

— исследовать теоретические основы процесса формирования ценностно-смысловых отношений личности курсантов как фактора безопасной профессиональной деятельности;

— определить и теоретически обосновать педагогические и организационно-методические условия формирования ценностно-смысловых отношений у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки;

— выявить аксиологический потенциал дидактического содержания общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающий формирование ценностно-смысловых отношений личности курсанта как фактора безопасной профессиональной деятельности;

— разработать и реализовать модель формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза в процессе профессиональной подготовки.

— определить показатели, критерии и уровни оценки формирования ценностно-смыслового отношения к личной охране труда у будущих военнослужащих.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Раскрыть взаимосвязь и функции категорий «ценностные ориентации», «смысл», «личностный смысл», «отношения» на основе теоретического анализа философской, методологической и психолого-педагогической литературы и определить компоненты ценностно-смыслового отношения у курсантов военных вузов к личной охране труда.

2. Определить педагогические и организационно-методические условия формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза в процессе профессиональной подготовки;

3. Раскрыть аксиологический потенциал содержания общепрофессиональных дисциплин как основы формирования ценностно-смыслового отношения у будущих офицеров к вопросам безопасности профессиональной деятельности;

4. Разработать и реализовать модель формирования ценностно-смысловых отношений личности курсантов военного вуза в процессе профессиональной подготовки.

5. Определить критерии, показатели и уровни оценки формирования ценI ностно-смыслового отношения к личной охране труда у будущих военных специалистов.

Методологической основой исследования явились:

— аксиологический подход, основанный на признании приоритета развития субъективной индивидуальности личности в рамках единой гуманистической системы ценностей (А. Адлер В. Г. Алексеева, Б. Г. Ананьев С.Ф. Аниси-мов, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, О. Г. Дробнинский, А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, В. П. Тугаринов, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов и др.);

— антрополого-гуманистический подход, рассматривающий человека как высшую ценность и целостный феномен в единстве его природной, общественной, духовной и практической составляющих (Ш.А. Амонашвили, Б.С. Бра-тусь, Л. П. Буева, Б. Г. Гершунский, Е. А. Климов, И. С. Кон, И. Б. Котова, А. Маслоу, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский, Е. Н. Шиянов и др.);

— личностно-деятельностный подход, представляющий участников образовательного процесса в качестве субъектов познания, деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, И. Ф. Исаев, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, М. Рокич, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, В.Б. Шад-риков, И. С. Якиманская и др.);

— культурологический подход, позволяющий трактовать ценностные ориентации профессионально-личностной подготовки специалиста как результат взаимодействия культуры и личности, культуры и индивидуального творчества педагогов и обучаемых (Е.В. Бондаревская, В. И. Горовая, Э. Гуссерль, М.С.

Каган, В. И. Слободчиков, Т. Н. Таранова, В. Франкл и др.);

— системно-целостный подход, выступающий как ведущий гносеологический способ анализа совокупности ценностных ориентаций, образующих ак-сиосферу как результат профессионально-личностной подготовки курсантов (А.Г. Асмолов, К. К. Платонов, Р. Линтон, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, В. А. Ядов и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

— теоретические положения о личности как высшей ценности общества (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, И. С. Кон, И. Б. Котова, А. Н. Леонтьев, Р. Линтон, А. В. Мудрик, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.);

— теории развития личности будущих военнослужащих (К.А. Абульхано-ва-Славская, Л. М. Архангельский, А. Г. Асмолов, А. В. Барабанщиков, Е. В. Бондаревская, Б. С. Братусь, Л. Ф. Железняк, Игропуло И. Ф., М. С. Каган, Г. В: Казанцев, А. Н. Мардас, Н. И. Непомнящая, О. В. Осипова, В. И. Слободчиков, В. Н. Устюжанин, Б. А. Федулов, Б. Н. Шупель и др.);

— теоретические положения и педагогические концепции формирования профессиональной направленности военнослужащих (А.В. Барабанщиков, А. А. Вербицкий, Ю. П. Ветров, С. П. Гальченко, Ф. Г. Гацаева, Т. Д. Дубовицкая, Е. А. Климов, С. С. Соловьев, К. В. Чернов, В. К. Шаповалов и др.);

— теоретические положения изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и диагностики профессиональных ценностных ориентаций курсантов военных училищ (Л.М. Аболин, В. В. Богуславская, Ю. Т. Гаврилов, Е. В. Дермелева, Т. Д. Дубовицкая, В. Е. Клочко, Д. А. Леонтьев, Р. С. Немов, Н. Б. Нестерова, М. Рокич, И. Г. Тимофеев, O.K. Тихомиров и др.);

— концептуальные положения безопасности жизнедеятельности (С.В. Андреев, С. В. Белов, А. И. Березин, Н. Ф. Виноградова, А. А. Вахрушева, A.M. Гав-риленков, А. В. Гостюшин, А. Г. Зайцев, Н. А. Лызь, А. В. Непомнящий, А.Н.

Полежаев, О. Н. Самылова, А. А. Усачев, В. В. Фесенко и др.).

Методы исследования: 1) теоретический анализ (историографический, сравнительно-сопоставительный), моделирование, конкретизация, обобщение передового педагогического опыта- 2) опросно-диагностические (анкетирование, тестирование, экспертное оценивание, обобщение независимых характеристик) — 3) обсервационные (педагогическое наблюдение) — 4) праксиметриче-ские (анализ продуктов деятельности курсантов и преподавателей) — 5) экспериментальные (констатирующий, формирующий и итоговый педагогический эксперимент) — 6) методы статистического анализа, адаптированные к задачам исследования.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института). В выборочную совокупность вошло 134 курсанта первого года обучения. Для получения эмпирических данных из них было сформировано две группы: экспериментальная группа в количестве 67 человек, обучающихся по специальности «Эксплуатация и ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей», и контрольная группа в количестве 67 человек, обучающихся по специальности «Эксплуатация радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов».

Этапы исследования:

— подготовительно-поисковый (2005 — 2006 г.) — осмысление проблемы исследования, разработка его методологических и теоретических основкомплексное изучение философской, психолого-педагогической и методической литературыанализ и оценка современного состояния исследуемой проблемыопределение цели и задач исследованияформулирование гипотезы исследованияразработка методики экспериментальной части исследования;

— опытно-экспергшентальный (2006 — 2007 гг.) — моделирование учебного процесса ценностно-смысловой направленностиапробация исходных теоретических положенийпроведение констатирующего и формирующего экспериментаанализ результатов опытно-экспериментальной работы;

— обобщающий (2007 — 2008 г.) — интерпретация полученных в опытно-экспериментальной работе данныхсистематизация и обобщение результатов исследованиязавершение работы над рукописью диссертации.

Личное участие автора в получении научных результатов определяется постановкой проблемы, разработкой методологических и теоретических положений исследования, общего замысла и методики педагогического эксперимента, созданием модели формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза в процессе профессиональной подготовки, апробацией авторской программы ценностно-смыслового обучения будущих военных специалистов «Охране труда».

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— определены компоненты ценностно-смыслового отношения у курсантов военных училищ к личной охране труда (когнитивный, мотивационно-потребностный, аксиологический);

— выделены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования ценностно-смысловых отношений у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки;

— определены организационно-методические условия процесса обучения ценностно-смысловой направленности в военном вузе;

— разработана модель формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов в процессе профессиональной подготовки.

Получены новые эмпирические данные, раскрывающие возможность использования аксиологического потенциала дидактического содержания общепрофессиональных дисциплин как основы формирования ценностно-смыслового отношения у курсантов к личной охране труда в процессе профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: проведен системно-структурный анализ понятия «ценностносмысловые отношения», в результате которого расширены представления о данной категории;

— раскрыт аксиологический потенциал содержания общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающий формирование ценностно-смысловых отношений у будущих офицеров;

— определены критерии, показатели и уровни оценки сформированности ценностно-смыслового отношения курсантов военного вуза к личной охране труда.

Практическая значимость исследования состоит в направленности результатов на совершенствование процесса профессиональной подготовки военных специалистовформирования у них ценностно-смыслового отношения к личной охране труда, а также в разработке диагностического инструментария для оценки уровня его сформированностиразработке модели формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов в процессе обучения в военном вузе и возможном ее использовании в практике работы учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов — авиационных инженеров или техников. В соответствии с предложенной моделью разработана программа ценностно-смыслового обучения курсантов дисциплине «Охрана труда».

Прогностический потенциал представленного исследования заключается в том, что на его основе возможна организация следующего этапа научного труда по разработке методик и педагогических технологий осуществления ценностно-смыслового подхода к преподаванию учебных дисциплин в военном вузе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались непротиворечивостью исходных методологических и теоретических позиций, всесторонним анализом проблемы, использованием комплекса общенаучных и специальных методов, адекватных цели, задачам и логике исследовательского поиска, достаточной длительностью и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностно-смысловое отношение курсантов военных училищ к личной охране труда — это динамичная, смысловая подструктура личности, которая формируется при взаимодействии внутреннего мира курсанта с объективной действительностью, определяет активность военнослужащего и проявляется посредством его безопасного поведения в производственной среде.

2. Теоретическое обоснование аксиологического потенциала содержания общепрофессиональных дисциплин как основы формирования ценностно-смыслового отношения у будущих военных специалистов к вопросам безопасности профессионального труда:

— мировоззренческая составляющая — информация об общественно-значимых и военно-профессиональных ценностях;

— профессиональная составляющая — информация о видах профессиональной деятельности, сопряженных с риском для жизни и здоровья, о правилах по охране труда и технике безопасности, о правилах оказания первой медицинской помощи;

— производственная составляющая — информация о негативных факторах профессиональной деятельности военного специалиста, потенциально вредных и опасных для жизни человека.

3. Основные педагогические условия формирования ценностно-смысловых отношений у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки: формирование у курсантов определенного объема знаний о ценностях жизни, здоровья, ответственности за собственную жизнь и здоровье другихизменение отношения к личной охране трударазвитие активности, сознательности, рефлексивности, ответственности и самостоятельности курсантов в условиях личностно-ориентированной учебно-познавательной среды.

Организационно-методические условия ценностно-смыслового процесса обучения: целевая ориентация учебного процесса на формирование ценностносмысловых отношений личности будущего военнослужащегоопределение наиболее оптимального содержания учебной дисциплины «Охрана труда», и технологий формирования у курсантов ценностно-смыслового отношения к вопросам безопасности профессионального труда (мультимедийные технологии (лекции визуализации, демонстрация фоторепортажей, анализ конкретных ситуаций), кейс-стади, тренинги, анализ проблемных ситуаций, ситуации-упражнения, деловые игры).

4. Модель формирования ценностно-смысловых отношений у будущих военных специалистов, которая строится с позиций системного подхода и представляет собой оптимальную конструкцию реального инновационного педагогического процесса в военном учебном заведении. Содержит такие блоки, как профессиональная и личностная составляющая ценностно-смыслового процесса обучения военного специалиста. Профессиональная составляющая" обучения определяет успешность подготовки будущего военного специалиста и включает в себя такие компоненты, как формирование профессиональных знаний и уменийсодержание дисциплины, определение средств, форм и технологий обученияпостановку профессиональных задач воинской деятельности. Личностная составляющая обучения определяет активность курсанта и состоит из таких компонентов, как военно-профессиональные ценностные ориентации, мотивации и потребности, направленность, самоорганизация и саморазвитие.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты докладывались, обсуждались и получили одобрение на научно-методических и научно-практических конференциях разного уровня: Международных («Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества», Москва, 2006) — Всероссийских («Основные проблемы совершенствования образовательного процесса высшей школы в современных условиях», Сызрань, 2006; «Проблема развития личности курсанта: обучение и диагностика, Краснодар, 2007) — региональных («Передача, обработка и отображение информации», Ставрополь, 2006) — межвузовских («Пути дальнейшего совершенствования подготовки инженерно-технических кадров для авиации ВС РФ в современных условиях» (Ставрополь, 2007) — «Практические и методологические пути решения проблем повышения качества обучения в инженерных вузах», (Иркутск, 2007).

Основные результаты исследования депонированы в Центре военно-научной информации Министерства Обороны РФ (Москва, 2008), обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета, на заседаниях ученого совета Ставропольского высшего военного авиационного училища (военного института).

Результаты авторского исследования внедрены в практику Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института), Тамбовского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники (военного института), Ярославского высшего зенитно-ракетного училища ПВО.

Публикации: По теме диссертационного исследования опубликовано 12 работ, в том числе 2 в перечне изданий, рекомендованных ВАК.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы, включающего 189 наименований, приложения. Общий объем рукописи 164 страницы, в том числе 15 таблиц и 21 рисунок.

ВЫВОДЫ.

1. Актуальность формирования ценностно-смысловых отношений личности курсантов в процессе профессиональной подготовки обусловлена сложностью и опасностью военной службы, сопряженной с использованием современной техники, общей девальвацией социально значимых ценностей в жизни общества, недостаточно разработанными теоретическими положениями и практическими решениями обозначенной проблемы в структуре подготовки будущих офицеров.

2. Находясь в рамках применяемых в нашем исследовании теоретико-методологических положений (аксиологический, антропологогуманистический, личностно-деятельностный, культурологический, системно-целостный подходы, теоретические положения о личности как высшей ценности общества, теории развития личности будущих военнослужащих, теоретические положения и педагогические концепции формирования профессиональной направленности военнослужащих, теоретические положения изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и диагностики профессионально-ценностных ориентаций курсантов военных училищ, концептуальные положения безопасности жизнедеятельности), мы определяем, что ценностно-смысловые отношения курсантов — это динамичная, смысловая подструктура личности человека, формирующаяся при взаимодействии внутреннего мира курсанта с объективной действительностью, и, которая питает смысловой энергией высшую жизненную активность военнослужащего, а проявляется посредством определенного его поведения в производственной среде. Другими словами, ценностно-смысловые отношения к личной охране труда, сформированные на достаточном и высоком уровне, будут способствовать повышению уровня безопасности военной службы, сохранению жизни и здоровья офицеров. Таким образом, формирование обозначенной подструктуры является фактором безопасности профессиональной деятельности будущих офицеров.

3. Успешность формирования ценностно-смысловых отношений обеспечивается совокупностью педагогических условий, таких как, формирование у курсантов определенного объема знаний о ценностях жизни, здоровья, ответственности за собственную жизнь и здоровье другихразвитие активности, сознательности, рефлексивности, ответственности и самостоятельности курсантов в условиях личностно-ориентированной учебно-познавательной средыизменение отношения курсантов к личной охране труда, а также организационно-методических условий: обеспечение целевой ориентации учебного процесса на формирование ценностно-смысловой сферы личности будущего военнослужащегоопределение наиболее оптимального содержания учебной дисциплины «Охрана труда», и технологий формирования у курсантов ценностносмыслового отношения к вопросам безопасности профессионального труда (мультимедийные технологии (лекции визуализации, демонстрация фоторепортажей, анализ конкретных ситуаций), кейс-стади, тренинги, анализ проблемных ситуаций, ситуации-упражнения, деловые игры) — организация процесса формирования ценностно-смыслового отношения курсантов к освоению курса «Охрана труда».

4. Формирование ценностно-смысловых отношений у курсантов в процессе изучения общепрофессиональной дисциплины «Охрана труда» осуществлялось на основе выявленного аксиологического потенциала содержания данного курса (мировоззренческий, профессиональный, производственный аспекты).

5. Модель формирования ценностно-смысловых отношений личности курсантов военного вуза в процессе профессиональной подготовки и авторская программа освоения курсантами военного вуза учебной дисциплины «Охрана труда» как оптимальная конструкция реального педагогического процесса показывает, что базовой основой для него становится эффективное взаимодействие преподавателя и обучающихся на основе цели, содержания, средств и результатов обучения.

6. Выделенные компоненты ценностно-смыслового отношения к личной охране труда — (когнитивный, мотивационно-потребностный и аксиологический) позволили обозначить три основных критерия уровней сформированности исследуемого феномена: знаниевый (определенный объем знаний о ценностях жизни, здоровья, об ответственности за жизнь товарища, за сохранность вверенной техники, специальные знания о негативных факторах производственной среды и способах защиты от них, знания по технике безопасности, охране труда и правил оказания первой помощи пострадавшим, осознание целей и задач охраны труда в воинских подразделениях.), деятельностный (готовностью выполнять правила безопасности, умением применять знания, приобретенные при изучении военно-профессиональных дисциплин на практике, активной жизненной позицией), ценностный (направленность на деловое сотрудничество и альтруизмналичие чувства ответственности и психологической устойчивостиценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности будущего офицера). Обозначенные критерии уровня сформированности ценностно-смыслового отношения курсантов военных училищ к личной охране труда позволили отобрать и апробировать необходимые диагностические методики для определения уровня сформированности ценностно-смыслового отношения у курсантов военных училищ к личной охране труда и доказать эффективность разработанной модели формирования ценностно-смысловых отношений в процессе профессиональной подготовки и результативность апробации программы ценностно-смыслового освоения курсантами военного вуза учебной дисциплины «Охрана труда».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В информационном обществе, где «информации становится все больше, а смысла все меньше», необходимо создать условия для стремления курсанта к смыслу, его выявлению и постижению. «Смыслы человеком не создаются, не производятся, а обнаруживаются и реализуются». И в этом состоит одна из задач профессионального образования.

Современный человек оказался перед лицом проблем, связанных с собственной деятельностью и научно-техническим прогрессом. Ученые давно констатируют, что нынешняя цивилизация должна функционировать и развиваться на основе закона опережающего развития. Между тем, в производственной среде все чаще наблюдается повышенный риск несчастных случаев, производственных травм, профзаболеваний. К настоящему времени сложилась тенденция повышения уровня производственного травматизма у военнослужащих в первые годы службы и увеличения числа профессиональных заболеваний после десяти лет службы. Так, в авиации в среднем фиксируется 320 случаев профессиональ-, ных заболеваний в год. Из них 267 человек заболевают от воздействия физических факторов (шум, электромагнитные излучения, вибрации) и 11 человек — от физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем.

Отсутствие базовых знаний и умений по охране труда, нерегламентиро-ванные действия авиационных техников, нарушения режимов и организации профессиональной деятельности увеличивают уровни воздействия вредных и опасных факторов военной службы на человека. Это приводит к несчастным случаям, чрезвычайным происшествиям с техникой, гибели и травматизму военнослужащих при выполнении профессиональных обязанностей.

Таким образом, деятельность военнослужащих связанная с эксплуатацией сложной техники требует не только специальных знаний и умений, но и сформированности ценностно-смысловых отношений к личной охране труда. Данное психологическое новообразование личности выявляется на практике посредством осмысленного выполнения правил по технике безопасности и охране труда. Только в этом случае продукты достижений научно-технического прогресса не будут источником повышенной опасности для жизни и здоровья человека. С другой стороны, здоровье, работоспособность, успешность труда офицера влияют и на профессиональное продвижение военного специалиста, а также на устойчивость его положения в подразделении.

Как показало исследование, проблема безопасности любого труда — многоаспектна. До сих пор она решалась только с технической и эргономической сторон. Человеческий фактор обозначенной проблемы, как правило, упускался из виду. Именно поэтому чрезвычайную актуальность приобрела необходимость формирования ценностно-смыслового отношения к личной охране труда у курсантов военных училищ.

Под личной охраной труда принято понимать систему сохранения жизни и здоровья человека при выполнении профессиональных обязанностей. Такая система включает в себя социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и правовые компоненты.

Предпринятый в рамках исследования анализ психологической литературы показал, что в отечественной психологии сложилось представление о личности как «эпицентре индивидного и социального» (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.). Именно личность есть узел общественных отношений. Личность — свободная индивидуальность, проявляющая способности действовать сознательно, в рамках необходимости.

Личность формируется и проявляется в процессе усвоения социальных норм и ролей. Это так называемый процесс социализации личности, в ходе которого вырабатываются системы ценностей, складывается мотивационная структура, изменяется внутренний мир человека, его мышление и поведение.

Важным периодом в развитии личности является юность — время принятия и освоения социальных ролей, период активного познания себя и поиска смысла жизни (И.С. Кон).

В диссертации отмечается, что образовательный процесс в высшем военном учебном заведении должен способствовать формированию личности будущего офицера как командира воинского подразделения и специалиста по конкретной военной специальности.

В исследовании единицей анализа избраны ценностно-смысловые отношения личности. Для более детального исследования обозначенной смысловой системы в ней выделены такие компоненты, как ценность, смысл, отношение.

Нами установлено:

1. Ценностно-смысловое отношение у курсантов военного вуза к личной охране труда является фактором безопасной профессиональной деятельности.

2. Аксиологический потенциал общепрофессиональных дисциплин позволяет формировать ценностно-смысловые отношения курсантов и определить их значимость для профессионально-личностного становления.

3. Критерием формирования ценностно-смыслового отношения к личной охране труда у курсантов может служить готовность совершения конкретных действий. Этот выбор дает возможность судить о соответствии между заданной ситуацией и доминирующем отношением личности.

Реализуя в военном учебном заведении авторскую программу по формированию ценностно-смыслового отношения к личной охране труда, общество получает специалиста, который в каждом случае решает для себя выполнять правила техники безопасности не для того, чтобы удовлетворить свою потребность в личной безопасности, а «для того, чтобы спасти тот путь, по которому он направил себя».

В работе показано, что общепрофессиональная дисциплина «Охрана труда» обеспечивает знания и умения для изучения военно-специальных дисциплин, а также формирует объемное представление о профессиональной деятельности авиационных техников и необходимости обеспечения охраны труда военнослужащих.

Однако, чтобы сформировать сознательное отношение к обеспечению и подержанию безопасных условий труда при облуживании авиационной техники, необходимо обеспечить освоение дисциплины «Охрана труда» курсантами военно-учебных заведений применением новых технологий обучения.

В ходе констатирующего эксперимента установлено следующее:

1) уровень сформированности ценностно-смыслового отношения курсантов к личной охране труда в экспериментальной и контрольной группах является примерно одинаковым;

2) социальные и военно-профессиональные ценностные ориентации в области безопасности службы не являются личностным смыслом для курсантов, что в будущем может привести к пренебрежению правилами по охране труда и технике безопасности при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью для жизни;

3) наличие определенной системы ценностей у курсантов представляется необходимым психологическим условием для формирования ценностно-смыслового отношения к личной охране труда как важного компонента профессионального мышления.

Констатация данных фактов требует целенаправленного воздействия со стороны педагогического корпуса военного вуза.

В учебном процессе возможна реализация ценностно-смыслового познания на основе пересечения трех возможных онтологических его характеристик (объективной, субъективной и интерсубъективной).

Исследованием доказано, что подготовка военного технического специалиста — это достаточно сложная дидактическая система, предпосылками построения которой являются модель выпускника, отражающая квалификационные требования и перечень личностных качеств с учетом специфики военной службы.

В выполняемом исследовании модель формирования ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза в процессе профессиональной подготовки представлена как когнитивная и аксиологическая составляющая модели военного специалиста. В процессе ее освоения приобретаются не только знания, но и ценности, которые присваиваются, интериоризируются обучающимися.

Принцип ценностно-смысловой направленности курса «Охрана труда» предполагает использование разных по форме и содержанию занятий с применением смыслообразующих технологий. В этом случае образовательный процесс наполняется ситуациями творчества и переживания, во время занятий поддерживается самостоятельность в решении учебных ситуаций, что побуждает курсанта занять активную учебно-познавательную позицию.

Реализация авторской программы ценностно-смыслового обучения «Охране труда» связана с отбором и применением в образовательном процессе педагогических технологий, которые должны проектироваться, исходя из принципов, целей обучения, содержания программного материала, условий, в которых протекает образовательный процесс, контингента обучающихся, направлений их профессиональной подготовки, индивидуальных предпочтений преподавателя.

Наиболее целесообразными технологиями ценностно-смыслового обучения охране труда должны выступать: мультимедийные технологии (чтение лекций-визуализаций с применением мультимедийного комплекса, демонстрацией фоторепортажей и анализом ситуаций-упражнений), кейс-стади, тренинги, проблемные ситуации, анализ конкретных ситуаций, дискуссии, деловые игры.

Применение разнообразных педагогических технологий на занятиях по учебной дисциплине «Охрана труда» позволяет обеспечивать усвоение и воспроизводство курсантами социального опыта, что является одной из важнейших функций ценностно-смыслового образовательного процесса. Социализация при этом происходит в ходе совместной деятельности и общения в педагогически опосредованной среде, в результате чего формируются личностные смыслы, определяющие отношение индивида к миру, его социальную позицию, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения. Говоря иначе, образование должно заложить механизмы адаптации личности, жизнетворчест-ва, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности.

Формирующий этап педагогического эксперимента позволил установить следующее:

— формирование ценностно-смыслового отношения у курсантов к личной охране труда будет успешным, если занятия по одноименной дисциплине будут проводиться с применением инновационных технологий;

— интериоризация социальных и военно-корпоративных ценностей, развитие социальной направленности деятельности будущих военных специалистов осуществляется непосредственно в ходе занятий по «Охране труда» благодаря смыслообразующему обучению;

— ценностно-смысловые учебные ситуации, задания и тренинги, используемые в процессе обучения, будут способствовать развитию оценочной деятельности и эмоционального отношения курсантов к вопросам безопасности воинского труда;

— ценностно-смысловой подход к изучению «Охраны труда» должен осуществляться в течение всего периода обучения с учетом динамики ценностных ориентаций и личностных смыслов курсантов;

— деятельность преподавателя должна быть направлена не только на передачу определенного объема знаний, умений и навыков, но и на формирование личностных смыслов курсантов.

Психологической основой ценностно-смыслового образования при изучении дисциплины «Охрана труда» стали различные виды учебной активности обучающихся.

Когнитивной основой ценностно-смыслового образования явились положения Государственного образовательного стандарта, учебная программа и тематический план изучения дисциплины «Охрана труда».

Выявленная на контрольном этапе закономерность позволила констатировать, что у курсантов экспериментальной группы уровень сформированности ценностно-смыслового отношения к личной охране труда значительно выше, чем у курсантов контрольной группы.

Социальные и военно-профессиональные ценностные ориентации в области безопасности службы были интериоризированы большинством курсантов экспериментальной группы, что в будущем будет мотивацией выполнения правил по охране труда и технике безопасности при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью для жизни.

В результате интериоризации обозначенных ценностей и смыслов произошли заметные изменения в системе ценностных ориентаций у курсантов экспериментальной группы.

Представленное исследование содержит в себе прогностический потенциал, который заключается в том, что на его основе возможна организация следующего этапа научного труда по разработке методик и педагогических технологий осуществления ценностно-смыслового подхода к преподаванию учебных дисциплин в военном вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: Изд. Казанского ун-та, 1987. — 261 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 116−120.
  4. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. — 222 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — С. 89 -91.
  6. .А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. — М.: Гуманитарная академия, 1994.
  7. Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР. М.: Высшая школа, 1983. — 256 с.
  8. Актуальные проблемы эргономической оптимизации деятельности авиационных специалистов: Психофизиология труда летных экипажей и наземных специалистов / Под ред. проф. Н. Н. Фролова. — М.: Воениздат, 1991.-87 с.
  9. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. — 1984. Т.5. — № 5. — С. 63−70.
  10. В.М. Традиции и специфика их воздействия на личность будущего офицера в условиях воинской деятельности. Казань: КВВКИ-УРВ, 1984.-28 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-336 с.
  12. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1972.-32 с.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-С. 67−68.
  14. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с.
  15. С.В. Кадровый потенциал: сохранение, использование, развитие: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. М., 1997. — 44 с.
  16. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  17. А.Ю. Педагогические технологии формирования профессиональной направленности курсантов военного авиационного вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2001. — 22 с.
  18. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. -М.: Мысль, 1982. С. 36.1922
Заполнить форму текущей работой